Монастырь на земле фараонов (комментарий в русле истории)


Антоний Великий (Египетский)

Н.В.Герасименко, А.А.Войтенко, Е.П.Беспахотная

("Православная энциклопедия", т.II, М. 2001)

Копт. antwnios, (ок. 251 — ок. 356, Средний Египет), прп. (пам. 17 янв.), основатель правосл. монашества. Сведения о нем содержатся гл. обр. в житии, написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в греч. версиях Apophtegmata Patrum, в копт. сборнике изречений А.В., в «Лавсаике» и «Истории монахов», в творении блж. Иеронима «О знаменитых мужах», у церковных историков Сократа и Созомена, а также в арабо-яковитском синаксаре.

А.В. родился в с. Кома (совр. Киман-эль-Арус, близ г. Эль-Васта) в семье состоятельных благочестивых христиан-коптов. С детских лет А.В. посещал храм и внимательно слушал все, что читалось и пелось в храме. Как сообщает свт. Афанасий, А.В. отказался учиться грамоте и жил в родительском доме, не сближаясь ни с кем из своих сверстников. В возрасте 18 или 20 лет (ок. 270) он лишился родителей и вынужден был заботиться о младшей сестре. Однажды в храме он услышал слова Христа, обращенные к богатому юноше о духовном совершенстве: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел в 300 арур (свыше 80 га), продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф 6. 34), А.В. раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к верным, а сам начал подвизаться возле своего села. В это же время А.В. посещает «ревнителей» и учится у них жизни аскета, примечая особые заслуги каждого из них в к.-л. добродетели: негневливости, молитве, бдении, знании Свящ. Писания и др. Под «ревнителями» скорее всего следует понимать предшествующее А.В. поколение аскетов, подвизающихся вблизи селений. Затем А.В. удаляется в гробницу, находившуюся, видимо, недалеко от его родного селения. В 9-й гл. жития агиограф подробно описывает, как А.В., подвизаясь в этой гробнице, борется с демоническими наваждениями. Ок. 285 г., в возрасте 35 лет, А.В. поселяется в заброшенном укреплении на противоположном берегу Нила и живет там затворником в течение 20 лет. Агиограф сообщает, что многие желали подражать его подвижничеству, а нек-рые из знакомых пришли к нему и «силою разломали и отворили дверь» в его жилище. А.В. вынужден был нарушить свое затворничество. Постепенно на горе Писпир (совр. Дейр-эль-Меймун) вокруг А.В. образуется колония отшельников (ок. 305), он навещает братию, живущую в Арсиное. А.В. дважды приходил в Александрию, в 1-й раз во время гонения при имп. Максимине (ок. 308), когда он, сам готовый принять мученичество, посещал и укреплял заключенных в темницы христиан, во 2-й раз во время арианских гонений в 337/38 г. Описывая 2-е посещение А.В. Александрии, свт. Афанасий стремится подчеркнуть возросшую социальную значимость А.В. Вероятно, именно тогда А.В. посетил Нитрию и вместе с прп. Амуном Нитрийским основал монашеское поселение в Келлиях. Ок. 313 г. А.В. с 2 учениками, по «Лавсаику», с Макарием и Аматасом, переселились в горный район в т. н. Восточной пустыне, скорее всего к подножию горы Кульзум, в 30 км от Красного м., где сейчас находится мон-рь, названный в честь А.В. (совр. Дейр-эль-Каддис-Антван). Свт. Афанасий именует это место «внутренней горой», считая Писпир горой «внешней», к-рую А.В. часто посещал и наставлял монахов, там подвизавшихся. Из жития известно, что к А.В. приходили представители всех слоев егип. об-ва: от нищих до гос. чиновников высокого ранга, в 81-й гл. жития свт. Афанасий упоминает переписку подвижника с имп. Константином и его сыновьями Констанцием и Константом. А.В. действительно был духовным лекарем всего Египта. Вместе с Макарием и Аматасом А.В. прожил на этом месте еще 40 лет и завещал ученикам похоронить его тайно.

В наст. время в зап. науке принято считать, что А.В. не был первым монахом, и отцом монашества его можно считать лишь условно, гл. обр. благодаря последующему широкому распространению и популярности его жития. Свт. Афанасий не говорит об А.В. как о первом монахе и упоминает о том, что до А.В. «в Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни» (Гл. 9), должно быть имея в виду кельи отдельных подвижников. Но в это время существовали и др. группы монашествующих, напр. т.н. sarabaitae и remnuoth, о к-рых известно гл. обр. по обличениям их аскезы со стороны блж. Иеронима и прп. Иоанна Кассиана. В папирусе, датированном 324 г. (P. Coll. Youtie 77), упомянут некий мон. Исаак, вероятно подвизавшийся возле или внутри деревни и влиявший на жизнь сельской общины. В Ср. Египте, неподалеку от Писпира, находилась община монахов-мелетиан, с к-рыми А.В., согласно житию, не поддерживал никаких контактов, считая их раскольниками.

Однако имя А.В. «стало звеном, связавшим всех отдельных, неизвестно где блуждавших отшельников в братские общины» (С. Лобачевский. С. 17), жизнь его явилась примером жития первого монаха и образцом для подражания многочисленным подвижникам как в Египте, так и за его пределами. Известно, что ученики после кончины А.В. подвизались в мон-рях Н. Египта, среди них был и прп. Макарий Египетский, основатель монашеской жизни в Скиту (совр. Вади-эн-Натрун).

Большой духовный авторитет, к-рым пользовался А.В. у последующих поколений монахов, засвидетельствован более поздними агиографическими источниками, напр., в «Лавсаике» рассказано о том, что, когда александрийский юноша Евлогий обращался к живущим с ним по соседству подвижникам с вопросами, те сказали ему: «Великий еще жив, иди к нему», понимая под «Великим» А.В. В Житии Шенуте (гл. 68–69) егип. мон. Шенуте спрашивает: «Есть ли монахи в этом поколении, подобные блаженному Антонию?» — и сам отвечает, что, если все монахи этого времени придут в одно место, они не составят одного А.В. Свт. Афанасий писал, что «в Испанию, в Галлию, в Рим и в Африку дошел слух о человеке, который скрывался и жил в горе» (гл. 93). Еще большую известность А.В. получил благодаря широкому распространению его жития. Блж. Августин в «Исповеди» приводит пример, как 2 рим. чиновника в Треверах (совр. Трир) читали книгу, в к-рой описана жизнь А.В., и она переменила их жизнь (Confess. VIII 14–15). Житие А.В. сыграло определенную роль в обращении к христ. вере и самого блж. Августина (Ibid. VIII 29).

На слав. язык житие А.В. было переведено предположительно в Болгарии ок. 900 г. Появление перевода житие А.В. исследователи объясняют прежде всего антиарианскими эпизодами, к-рые в нем присутствуют, и сравнивают его с переводом слов против ариан свт. Афанасия Александрийского, сделанным Константином Преславским. Имя переводчика жития — вероятно, Иоанн, т. к. послесловие жития в серб. списке XIV в. (ГИМ. Хлуд. N 195) озаглавлено «Иоанна, недостоиннаго презвитера, преложьшаго сие». Там также сказано, что автора побуждал приняться за перевод Иоанн, «иже бысть патриархь Булгарьсцей земли». Др. списки в послесловии говорят об архиепископе Иоанне и не содержат имени переводчика. Скорее всего под инициатором перевода следует понимать Иоанна Экзарха. В болг. письменных памятниках А.В. упоминается также в Похвальном слове Кириллу и Мефодию (Климента Охридского) и в «Беседе» Косьмы Пресвитера (X в.). На Руси житие А.В. было известно уже ко 2-й пол. XI в. и, как предполагается, послужило образцом для написания прп. Нестором Жития прп. Феодосия Печерского. Об А.В. упоминается также в ПВЛ (1074). Хорошо знал житие А.В. и Ефрем, автор Жития Авраамия Смоленского. Перевод жития А.В. Иоанна пресвитера включен в ВМЧ митр. Макария под 17 янв. Однако существует и др. перевод жития А.В. в списках южносл. и рус. происхождения XIV–XVII вв., выполненный во 2-й пол. XIV в. в Болгарии. Еще один, сокращенный вариант жития А.В. помещен в «Книге житий святых» свт. Димитрия Ростовского. Др. версия сокращенного варианта жития А.В. опубликована И. Франко. Известен также перевод краткого жития на западнорус. язык («просту мову»), выполненный, возможно, с латыни или с польского, в составе Минеи Четьи, написанной в 1669 г. для игум. Кутеинского мон-ря Иова (Вильнюс. БАН. Литва. Ф. 19. № 82).

Историческая ценность основных источников об А.В., гл. обр. жития, уже давно ставится под вопрос зап. учеными. Так, по мнению Г. Вейнгартена, это более позднее сочинение, изображающее не реальные события, а монашеский идеал. Однако факт написания жития А.В. свт. Афанасием засвидетельствован древней святоотеческой традицией, о нем упоминают, в частности, святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, блж. Иероним, прп. Ефрем Сирин. Г. Дёррис, cопоставивший свидетельства об А.В. из Apophtegmata Patrum и жития и обнаруживший расхождения между этими источниками, попытался показать субъективность свт. Афанасия в изображении А.В. Но обнаруженные расхождения могут быть связаны с жанровым своеобразием жития, а также с тем, что свт. Афанасий, хорошо знавший А.В., мог актуализировать нек-рые моменты, не нашедшие своего отражения в др. источниках. Высказывалось мнение, что автором жития был св. Серапион Тмуисский, а свт. Афанасий впосл. переработал текст жития (М. Тетц). Но атрибуция этого текста св. Серапиону не была поддержана. Подчеркивалось, что в житии используются риторические фигуры (гл. 74–80), учение А.В., там изложенное, имеет параллели с трактатами самого свт. Афанасия, при этом не принимается во внимание, что святитель в своих трактатах мог передавать то, что он услышал в беседах от А.В. Сир. версия жития А.В. в ряде мест расходится с греч. житием. Предполагается, что сир. версия переводилась с ныне утраченного копт. (Т. Барнс) или, скорее, с греч. текста (Р. Драге), содержащего значительное количество «коптицизмов», написанного для копт. населения Египта. Драге и Барнс настаивали на приоритете сир. версии, однако эта т. зр. не нашла серьезной поддержки, против нее выступили, напр., Луиза Абрамовски, Р. Лоренс, А. Гийомон, Д. Бракке. Сохранившаяся на саидском диалекте копт. версия жития А.В., опубликованная в 1949 г. Ж. Гариттом, очень близко стоит к известному греч. тексту жития, причем дометофрастовской редакции. Однако существуют копт. фрагменты жития А.В., также изданные Гариттом, к-рые содержат др. версию жития. Существуют также неизданные араб. и эфиоп. версии жития, к-рые, по предварительным исследованиям, восходят к иной традиции, нежели известное житие А.В. свт. Афанасия. В груз. традиции существуют 4 редакции жития А.В. Самая древняя краткая сохранилась в рукописи IX в. и предположительно является переводом греч. подлинника ранее VIII в. (эта редакция издана в Тбилиси в 1994). Вторая краткая редакция, известная по рукописи X в., предположительно переведена с греч. в VIII в. (не издана). Третья пространная редакция известна по рукописи XI в. (издана в Тбилиси в 1975). Четвертая метафрастическая редакция сохранилась в рукописи XII/XIII вв. и представляет собой перевод жития А.В. прп. Евфимием Святогорцем (XI в.) (не издана).

Под именем А.В. до нас дошло неск. творений. В араб. версии сохранился корпус из 20 посланий, переведенных позднее на лат. язык маронитом Авраамом Ехелленсисом. Из них только первые 7 посланий могут претендовать на авторство А.В., поскольку остальные, как выяснилось (Ф. Клейна), соотносятся с сохранившимися на греческом и сирийском посланиями Аммонаса, ученика А.В. Вероятно, эти 7 посланий были известны под именем А.В. уже блж. Иерониму, к-рый в своем соч. «О знаменитых мужах» называет А.В. их автором. Лат. перевод посланий (XV в.) и груз. (опубл. в 1955) были сделаны, вероятно, с ныне утраченного греч. текста. Существуют копт. фрагменты этих посланий, содержащие полный текст одного послания и фрагменты еще 2 (начало одного и окончание др.). Цитаты из посланий А.В. обнаружены в творениях монахов Шенуте и Бесы. Помимо упоминаний у блж. Иеронима и свт. Афанасия существуют и косвенные свидетельства об эпистолярном наследии А.В. Так, в греч. житии св. Пахомия сообщается о том, что А.В. передал письмо свт. Афанасию через 2 монахов пахомианской киновии, отправившихся в Александрию. «Послание Амуна» содержит текст послания А.В. к Феодору, к-рое изначально было написано по-коптски. Свт. Афанасий упоминает о письме А.В. стратилату Валерию (дуке Египта в 340–345) в житии, а в «Истории ариан» о послании А.В. к арианскому еп. Григорию (Hist. arian. 14).

Не существует единого мнения и по поводу авторства корпуса посланий, сохранившегося под именем А.В., однако большинство ученых высказываются в пользу А.В. Основной проблемой интерпретации посланий А.В. является тот факт, что их автор был знаком с идеями Оригена. Однако этот вопрос исследован недостаточно хорошо, равно как и вопрос о др. традициях в этом корпусе. К тому же послания, по признанию нек-рых исследователей, написаны философски образованным человеком, что не согласуется с образом А.В., известным по житию свт. Афанасия и Apophtegmata Patrum. Сравнительно недавно С. Рубенсон высказал мнение, что послания действительно принадлежат А.В., в то время как образ А.В., данный в его житии и Apophtegmata Patrum, сильно искажен. Но последние 2 источника пользовались и пользуются гораздо большим авторитетом, чем корпус посланий, чья подлинность оспаривается уже не одно столетие. На основе анализа лексики посланий В. Мышор предпринимал попытки установить связь между ними и гностической библиотекой из Наг-Хаммади, однако и это мнение не получило всеобщего признания.

Под именем А.В. сохранились также Правила монашеской жизни в араб. версии, с нее они позднее были переведены на лат. Принадлежность этих Правил А.В. оспаривается, но бесспорным остается то, что это был не свод рекомендаций, а действующий устав, регулировавший, напр., жизнь полуотшельнической общины мон-ря Дейр-эль-Наклун в Файюме, раскопки к-рого производила польск. археологическая экспедиция в 1986–1993 гг.

Неразрешенной пока проблемой остается и авторство глав греч. «Добротолюбия», атрибутированных А.В. В рус. «Добротолюбии» помимо изречений А.В. и нек-рых посланий, ему приписываемых, содержится перевод Правил Антония Великого, главы из греч. «Добротолюбия» и т. н. «Вопросы учеников и ответы старца о некоторых изречениях св. Антония Великого», происхождение их также не до конца ясно.

Гимнография. В Типиконе Великой ц. Х в. помещен тропарь А.В. по 50-м псалме (Ревнителя Илию нравы подражая), что свидетельствует об особом почитании А.В. в К-поле. Студийские Типиконы — Студийско-Алексиевский 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 135, XII в.) и Евергетидский 1-й пол. ХII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 393–394) — предписывают совершать А.В. службу, аналогичную шестеричной. Южноиталийский вариант Студийского устава — Мессинский Типикон 1131 г. (Аrranz. Typicon. P. 109) — указывает службу, аналогичную славословной, но со входом на вечерне; на утрене вместо 2-й кафизмы указаны 3 антифона: «Благо есть исповедатися Господеви» (Пс 91), «Господь воцарися, да радуется земля» (Пс 96), «Блаженъ мужъ, бояйся Господа» (Пс 111). В иерусалимских Типиконах — в древних списках (Дмитриевский. Описание. Т. 3. C. 284), в первопечатном русском 1610 г., в принятом ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 419–421), афонских мон-рей — память А.В. обозначается как бденная.

Последование А.В. со времен действия Студийского устава в основном не изменилось. Тропарь «Ревнителя Илию» содержится уже в Типиконе Великой ц., он же помещается в Минеях, расположенных как по студийскому, так и по иерусалимскому типу. Канон Феофана А.В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом (Антония Божественного подобает восхвалять) тот же, что и в студийских Типиконах и Минеях (напр., ГИМ. Син. 163. Л. 161, XII в.— Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46). Корпус стихир в целом также не изменился со времен действия Студийского устава, однако в иерусалимских Минеях стихир неск. больше; среди содержащихся только в иерусалимских Минеях стихир 2 имеют надписания — «Анатолия» (в рус. Минее — славник на Господи воззвах малой вечерни; в греч.— 4-я стихира на литии) и «Студитово» (1-я стихира на литии). Кондак c икосом 2-го гласа «Житейския молвы отринув» иерусалимских Миней не соответствует кондаку с икосом студийских Миней. Корпус седальнов неодинаков в греч. и рус. иерусалимских Минеях; студийские Минеи содержали только один седален А.В. Приведенные в греч. печатных Минеях 3 эксапостилария не совпадают с тем, что в рус. Минеях, и отличаются от содержащихся в студийских. Последование, принятое ныне в РПЦ, содержит канон Божией Матери прп. Иоанна Дамаскина 2-го гласа с акростихом «Пою хвалу Живоносней Отроковицэ», отсутствующий как в древних студийских, так и в принятых ныне в греч. Церквах Минеях.

В рукописях сохранились др. гимнографические тексты А.В.— канон 2-го гласа со 2-й песнью, без акростиха («Монахов пресияющее светило»); канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа со 2-й песнью, без акростиха («Основателя пустыни»), с многочисленными вариантными чтениями; кондак и икос («На высоту Господь») и др. (AHG. T. 5. P. 279–308).

Иконография. А.В. изображается как старец с седой раздвоенной бородой, оставляющей открытым подбородок, облачен в рясу и мантию, под к-рой часто виден аналав, на голове — куколь, в левой руке — свиток, правая поднята в жесте благословения, держит крест или посох. Иконография святого в копт. искусстве неск. отлична от традиц. восточнохрист.— А. представлен с округлой бородой. Такой тип изображения устойчив и встречается вплоть до XVIII в. (напр., икона из мон-ря прп. Антония Великого).

Самое раннее изображение предположительно А.В. имеется на терракотовой ампуле IV–VI вв. (Британский музей. Лондон). В ряду преподобных он представлен в ц. св. Иоанна Крестителя (№ 4) в Гюлю-Дере и Айвалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), между 913–920 г.; в Нов. Токалы-килисе (Каппадокия), кон. X в.; в наосе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция) (в этой мозаике с платом на голове вместо куколя), 30-е гг. XI в.; в нартексе ц. Неа-Мони на Хиосе, 1049–1055 гг.; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/06 г.; в Епископской ц. на о-ве Тира, нач. XII в.; в Палатинской капелле в Палермо (Сицилия), 50–60-е гг. XII в.; в кафедральном соборе в Монреале (Сицилия), в ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Святых врачей в Кастории (Греция), кон. XII в.; в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр) — в нефе «Енклистры», 1196 г.; в нартексе ц. Вознесения Христова в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Святых апостолов в Эрдемли (Каппадокия), XIII в.; в ц. Иоанна Златоуста в Гераки, кон. XIII — нач. XIV в.; в мон-ре Паммакаристос (Фетие-джами) в К-поле, ок. 1315 г.; на юж. стене ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в ц. Богородицы Одигитрии в Пече (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г.; на юж. стене в зап. части ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1378 г., и др.

А.В. изображен на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей. Афины), 2-я пол. XVI в., Крит (ГИМ), и др.; на миниатюрах рукописей из мон-ря Ставроникита на Афоне (43. Fol. 10, X в.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 90, 321, 327; 976–1025 гг.); в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 187, кон. XI в.); в Лекционарии (Vat. gr. 1156. Fol. 187, XI в.); в Синаксаре Захария Валашкертского (Тбилиси. Ин-т рукописей. А. 648, 1030 г.); в Минологии 1034–1041 гг. (Baltim. Cod. 16) и др.

Сцены из жития А.В. представлены: в Минологии Василия II (Vat. Gr. 1613. 976–1025 гг.), в сюжетах «Успение прп. Аммона» (Fol. 90), «Успение прп. Павла Фивейского» (Fol. 321), «Успение прп. Антония» (Fol. 327); в атриуме ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в. (2 сцены «Искушение св. Антония»); в ц. Сант-Анджело ин Формис, посл. четв. XII в.— «Искушение св. Антония», «Посещение св. Антонием прп. Павла Фивейского», «Преломление хлеба святыми Антонием и Павлом Фивейским», «Вознесение души прп. Павла Фивейского»; в ц. Сан-Сеполькро в Барлетте (Италия), XII в.; в ц. Богоматери в Матейче (Македония), 1355–1360 гг.; на житийной иконе работы Фрагиаса Каверциса, XVII в., из коллекции Канелопула.

В поствизант. искусстве А.В. часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой, напр.: на иконе работы Андреаса Павиаса, 2-я пол. XV в., из Кефалинии (Б-ка Коргиаленос); на иконе из мон-ря Дионисиат, XVII в.; на иконе «Святые Антоний, Евфимий и Савва» из мон-ря Новый Скит на Афоне, 1766 г.

Иконография А.В. в древнерус. живописи следует визант. образцам: в ц. Спаса на Нередице (Новгород), 1198–1199; на столбе в зап. части Успенского собора во Владимире роспись прп. Андрея Рублёва, 1408 г.; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского мон-ря около Звенигорода, нач. XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.; на иконе 1545 г., Афон (ГЭ); на иконе 3-й четв. XVI в., Москва (ГИМ), и др. Изображение А.В. среди избранных святых часто встречается на рус. иконах, напр.: «Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и Богоматерь «Знамение»», сер.— 2-я пол. XV в. (ГРМ); «Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV в., Новгород (Музей-квартира П. Д. Корина); «Избранные святые», 1498 г., Новгород, провинция (ГРМ); «Николай, Антоний Великий и Афанасий Афонский», сер. XVI в., Ростов—Новгород (ЦМиАР). Изображение А. представлено на подоле «малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК).

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описывает А.В. старцем «с короткою раздвоенною бородою, но без волос под нижней губою до подбородка, в куколе, держит хартию со словами: «Да не прельстит тебя, монах, пресыщение чрева; послушание с воздержанием покоряет демонов»» (Ч. 3. § 13. № 1).

В западноевроп. искусстве А.В. изображается старцем в монашеских одеждах, часто с посохом в руке, напр. в работах сиенского мастера «Мадонна на троне со святыми Антонием и Екатериной», сер. XIV в. (ГМИИ), и Х. де Рибера «Антоний Отшельник», 1647 г. (ГМИИ). Др. атрибутами А.В. являются книга, колокольчик, напр. на картине «Антоний» (резьба по металлу), ок. 1470 или 1480 г. (Высшая политехническая школа. Цюрих). Особую популярность получили сюжеты, посвященные теме искушений А.В., напр. в работах Джованни ди Стефано (Сассета) «Святой Антоний, мучимый дьяволом», 1400–1450 гг. (Национальная пинакотека. Сиена), и Грюневальда «Искушения св. Антония» (правая створка алтаря), 1512–1515 гг. (Музей Унтерлинден. Кольмар, Франция), и др.

Ссылки по теме
Форумы