Завершился визит делегации РПЦЗ в Россию (Телепрограмма, 29.05.04) (комментарий в свете веры)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Эфир на канале ТВЦ 29.05.04)

Священник Алексий Уминский: — Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия».

29 мая Православная Церковь отмечает Троицкую родительскую субботу. В Троицкую Родительскую вспоминают всех усопших от века скончавшихся. В России издавна существует традиция молиться в этот день за "безродных и безыменных" - то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому помолиться, но и само христианское имя их изгладилось из людской памяти.
В воскресенье – один из самых светлый церковных праздников – Троица. В старину после Божественной литургии в городах и селах устраивались гуляния. В народе этот всеми любимый праздник называли еще Зелеными святками.

Вопрос нашей викторины сегодня такой: «Кто из известных русских художников начала 20 века написал картину «Троицын день»»? Мы ждем ваших ответов на пейджер. Победитель, как всегда, получит том «Православной энциклопедии». А теперь - о событиях минувшей недели.

Закончился визит в Россию делегации Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Митрополитом Лавром. Проведены очень важные переговоры, зарубежные иерархи совершили паломничество по России. Каковы же итоги визита? И каковы перспективы воссоединения Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью? Об этом мы сегодня поговорим в студии с наместником Сретенского монастыря, архимандритом Тихоном. Звоните нам в студию, задавайте вопросы….

Всю минувшую неделю в России праздновались Дни славянской письменности и культуры, у истоков которой стояли святые Кирилл и Мефодий.

Сюжет: «День Кирилла и Мефодия»

Фото - Ю.В.Клиценко,
Фото - Ю.В.Клиценко, "Седмица.Ru"

24 мая Русская Православная Церковь отмечает день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В этот день Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II служил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. На праздничное богослужение собрались прихожане многих московских храмов.

Все славянские народы почитают святых Мефодия и Кирилла Небесными покровителями. Ведь они создали славянскую азбуку, которой мы пользуемся по сей день, дали нам письменность, перевели на славянский язык Божественную литургию и Священное Писание. Их подвиг был равен апостольскому. Благодаря Кириллу и Мефодию сегодня в православных храмах славянских стран богослужение совершается на едином церковно-славянском языке.

После Литургии состоялся торжественный крестный ход. Десятки священнослужителей в золотых облачениях, сотни верующих несли иконы и хоругви. С Соборной площади Кремля процессия прошла через Спасские ворота, мимо храма Василия Блаженного и направилась на Славянскую площадь - к памятнику Кириллу и Мефодию. Этот памятник был первым установлен в новой России в знак благодарности учителям Словенским за их просветительский подвиг.

После праздничного молебна в ходе торжеств Предстоятелю Русской Православной Церкви был вручен орден «Поборник справедливости». Эта награда ООН присуждается за выдающиеся заслуги в укреплении мира, дружбы и взаимопонимания между народами.

* * *

Сюжет: «Афонские ценности»

Уникальная выставка «Сокровища афонских монастырей» открылась в музее Древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Все эти древности: рукописные книги, резные деревянные кресты, иконы – были созданы на Святой горе и в столице Византийской империи Константинополе. В разное время их привезли в Россию. Первое большое собрание греческих рукописей прибыло к нам в середине XVII века, тогда Патриарх Никон и царь Алексий Михайлович задумали работу по выявлению ошибок в переводах греческих книг.

В связи с этим, Арсений Суханов был послан Патриархом Никоном на Афон для привоза и выявления греческих оригинальных рукописей. И действительно, Арсений Суханов в 1654-1655 году привез с Афона около пятисот рукописей. Среди них книга, которой уже больше тысячи лет – сочинения Иоанна Златоуста, переписанные в Великой Афонской Лавре писцом Иоанном Каллиграфом в 993 году.

Это Евангелие Апрокас создано в начале XII века в Константинополе. Суханов привез не только книги Священного Писания, но и светские рукописи: сборники стихотворений, антимусульманские полемические сочинения и даже «Критику» Аристотеля. В собрании есть и древние славянские книги.

Это – рукопись середины XVI века, она была написана в России и вложена в 1556 году боярином Морозовым на Афон, в монастырь святого Саввы, т.е. Хиландарский. И столетие спустя она вернулась в Москву, была привезена в составе других греческих рукописей Арсением Сухановым.

После падения Византии афонские монастыри стали обращаться за помощью и поддержкой к русским царям. Это прошение пришло из Ватопедского монастыря и подписано его игуменом Парфением. А Иверский монастырь прислал грамоту с описанием своей чудотворной иконы. Царю Алексею Михайловичу и Патриарху Никону захотелось получить список Иверской иконы, и он был написан на Афоне и прислан в Москву в 1648 году.

В XIX веке, на волне интереса к византийским истокам русской культуры на Афон стали посылать экспедиции императорской Академии художеств. Тогда привезли один из древнейших экспонатов – страницу из рукописи XI века с образом Христа Пантократора и началом Евангелия от Иоанна.

Увидеть все эти афонские древности можно до 30 августа.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Но конечно самое главное церковно-политическое событие двух минувших недель – визит в Россию делегации Русской Зарубежной Церкви.

Сюжет: «Хроника визита Митрополита Лавра в Россию»

14 мая впервые за все время существования Зарубежной Церкви ее Первоиерарх Митрополит Нью-Йоркский и Североамериканский Лавр прибыл в Россию с официальным визитом. В состав сопровождавшей его делегации входило 22 человека – епископы, духовенство, миряне. В этот же день состоялась первая встреча Митрополита Лавра с Патриархом Московским и всея Руси Алексием.

Фото Ю.В.Клиценко -
Фото Ю.В.Клиценко - "Седмица.Ru"

На следующий день делегация Зарубежной Церкви присутствовала на закладке храма Новомучеников Российских на полигоне в Бутово.

В воскресенье делегация посетила Троице-Сергиеву Лавру и молилась у мощей игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

Затем состоялась встреча со студентами и профессорско-преподавательским составом Московских Духовных школ.

17 и 18 мая в Отделе внешних церковных связей и резиденции Святейшего Патриарха проходили переговоры, в результате которых было достигнуто общее согласие и принят документ о необходимости восстановления церковного единства и продолжения работы комиссий. На следующий день зарубежные иерархи присутствовали на Патриаршем освящении храма в честь Живоначальной Троицы и Тысячелетия Крещения Руси в Орехово-Борисове. На Вознесение Господне делегация молилась за Патриаршим богослужением в храме Большого Вознесения, а вечером – в храме Христа Спасителя.

21 мая делегация Зарубежной Церкви отправилась в Екатеринбург, где посетила место расстрела Царской семьи.

В паломнической программе было также посещение Дивеевского монастыря, Санкт-Петербурга и Курска, откуда происходит главная русская зарубежная святыня – Курская Коренная икона Божией Матери.

По возвращению в Москву делегация вновь встретилась со Святейшим Патриархом. Итог же состоявшемуся визиту подвел Святейший Патриарх: «Это – историческое событие, которое будет записано в летописи истории Русского Православия».

* * *

Священник Алексий Уминский: — Событие это весьма важно не только для Русской Церкви, но и для всего нашего Отечества, поскольку знаменует преодоление трагического разделения русского народа, примиряет нас и русскую эмиграцию. Это, кстати, отметил и Президент Путин на встрече с Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром в минувший четверг.

В нашей студии – наместник Сретенского монастыря, архимандрит Тихон, участник переговорного процесса.

Здравствуйте, отец Тихон. Скажите, пожалуйста, а давно ли закончился визит делегации Русской Православной Церкви Заграницей?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Вчера в аэропорту мы провожали Митрополита Лавра и сопровождающую Владыку делегацию, позавчера состоялась последняя официальная встреча делегации со Святейшим Патриархом Алексием. Последним, финальным аккордом визита стало заявление делегации Зарубежной Церкви, заявление очень интересное, доброжелательное и емкое, которое будет опубликовано в печати.

Священник Алексий Уминский: — Мы об этом еще поговорим. А сейчас давайте посмотрим сюжет о взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.

Сюжет: «История РПЦЗ»

После Гражданской войны почти 4 млн. граждан России - преимущественно православных – вынужденно оказались в эмиграции. Среди них и многие церковные иерархи.

С благословения Сербского Патриарха в ноябре 1921 года в Сремских Карловцах состоялся Русский Всезаграничный церковный собор, образовавший Высшее Церковное Управление за границей во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Участие в соборе членов Высшего Монархического Совета придало собору монархическую окраску. Так, от имени собора было направлено обращение к Генуэзской конференции с призывом свергнуть большевистское правительство.

Это спровоцировало новые репрессии в Советской России и арест Патриарха Тихона. Накануне ареста, в мае 22-го года, Патриарх подписал указ от 5 мая 1922 года об упразднении заграничного управления. В сентябре в Карловцах состоялся Архиерейский Собор, управление упразднивший, но образовавший Архиерейский Синод за границей.

До 1927 года Карловацкий Синод признавал свою каноническую зависимость от Московского Патриархата. Однако Декларация 1927 года митрополита Сергия и его требование от заграничного духовенства политической лояльности к советской власти были отвергнуты Зарубежным Синодом, как принятые под давлением большевиков. Так оформилось разделение Русской Церкви на Церковь в Отечестве и За границей.

Вторая Мировая война и последующая холодная еще более политизировали разделенность Русской Церкви. Центр Зарубежной Церкви оказался в США, в Джорданвилле. В 1981 году Зарубежная Церковь канонизировала новомучеников и Царскую семью. Были сформулированы и препятствия к восстановлению единства: экуменическая деятельность Московской Патриархии, ее зависимость от светской власти, непрославление новомучеников. В 1990 году Зарубежная Церковь приняла решение об открытии своих приходов на канонической территории Московского Патриархата.

В 2000 году Зарубежную Церковь возглавил Митрополит Лавр. К тому времени стало очевидно, что уже не осталось препятствий на пути к единству. В сентябре 2003 года в Нью-Йорке Президент России Владимир Путин встретился с Митрополитом Лавром и передал ему приглашение Патриарха Алексия посетить Москву. Вскоре Россию посетила первая официальная делегация Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком. В декабре состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, на котором было принято решение о визите Митрополита Лавра в Россию.

В настоящее время в Зарубежной Церкви насчитывает около 350 священнослужителей, 323 храма и 20 монастырей. Большая часть приходов расположена в США, Южной Америке, Австралии, Германии, других странах Западной Европы.

Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru
Фото - Ю.Клиценко, Седмица.Ru

* * *

Священник Алексий Уминский: — Отец Тихон, Вы – один из активных участников процесса сближения. Скажите, пожалуйста, с какими трудностями Вам пришлось столкнуться?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Как ни странно, мы ожидали больше трудностей, чем было на самом деле. Все эти дни пребывания делегации Зарубежной Церкви в России, и все предшествующие наши встречи проходили в удивительно дружеской, братской обстановке. Все понимали, что вершится промысел Божий. Промыслом Божиим разделилась Русская Церковь, - я в этом глубоко убежден. В 30-80 годы, когда Церковь Заграницей могла говорить в полный голос, здесь, в России, Церковь была лишена возможности громко высказывать свое мнение. Зарубежная Церковь канонизировала новомучеников, и этим, конечно, дала определенный стимул для почитания новомучеников в России. Конечно, это все было промыслительно. Здесь, в России, мы получили уникальный опыт существования Божией Церкви в атеистическом, богоборческом государстве. Церковь в Отечестве дала миру новомучеников и исповедников. Объединив наши общие усилия, наш трагический и исповеднический опыт, мы послужим во славу Божию.

Священник Алексий Уминский: — Я помню, мы всегда мечтали о воссоединении. Известно, что Святейший Патриарх неоднократно обращался с предложениями о воссоединении Русской Церкви. И, вот, наконец, Митрополит Лавр приехал в Россию, что сделало сближение двух ветвей Русской Церкви реальным. Что на Вас произвело наибольшее впечатление во время встреч с членами делегации Зарубежной Церкви?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Наибольшее впечатление на меня произвело впечатление наших гостей – самое разнообразное, искреннее и доброе. Они встречались и с архиереями, и со священнослужителями, но, может быть, самое трогательные встречи у них были с простыми верующими людьми в Алапаевске, в Екатеринбурге, в Курске, - везде наших гостей принимали с искренней любовью и искренним участием. Все – и Митрополит Лавр, и другие члены делегации – видели, насколько болезненно русскими людьми – от Патриарха до простой бабушки – переживается это разделение. Это также произвело и на всю делегацию Зарубежной Церкви, и на нас самих самое сильное впечатление.

Священник Алексий Уминский: — Тем ни менее в течение очень долгого времени со стороны Зарубежной Церкви существовало предубеждение против Московского Патриархата. Считалось, что все священники состоят на службе КГБ, что Русская Церковь активно занимается экуменизмом и множество подобных, явно ошибочных и даже лживых представлений о нашей Церкви. С другой стороны, и в нашей среде встречались мнения о том, что «зарубежники» настроены крайне ригористично. Но когда с смотрел записи пребывания зарубежных иерархов в России, мне показалось, что все эти взаимные предрассудки забыты. Так ли это?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Почти так. Большая часть архиереев и священников Зарубежной Церкви, общаясь с верующими людьми здесь, в России, отошли от старых штампов.

Надо сказать, что Митрополит Лавр уже не в первый раз приезжает в Россию, об этом говорил Святейший Патриарх, приветствуя Владыку. Действительно, Митрополит Лавр уже приезжал в нашу страну инкогнито. Одев белый священнический крест без украшений, он, как простой священник, путешествовал по Валааму, Соловкам, по Украине, был у московских святынь. Когда я с ним встретился и представился наместником Сретенского монастыря, где почивают мощи священномученика Илариона, Владыка сказал: «Да, я там был дважды и прикладывался к мощам, и даже вкусно пообедал в рабочей столовой». Владыка Лавр, действительно, как простой священник, изъездил города России, и это открыло ему реальное положение дел в Русской Православной Церкви.

Священник Алексий Уминский: — Наши зарубежные гости посетили очень много российских городов. Как они восприняли современную церковную жизнь в России, и что на них произвело наибольшее впечатление?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Конечно, на них огромное впечатление произвело то, что сегодня происходит в Русской Церкви. К примеру, в Екатеринбурге мы видели отличную типографию, местное православное телевидение, которое выпускает три ежедневных передачи и еще две еженедельные, видели православную радиостудию с круглосуточным вещанием, видели огромное количество молодежи в храмах. Всюду – возрождающиеся монастыри, возрождающиеся храмы, искренняя вера в глазах людей. И тут уже никакая пропаганда недоброжелателей не может испортить впечатления.

Священник Алексий Уминский: — Давайте посмотрим, как наши зарубежные гости посещали Новодевичий монастырь.

Сюжет: «Делегация РПЦЗ в Новодевичьем монастыре»

Протоиерей Георгий Ларин (США): — Древний Израиль 40 лет путешествовал по пустыне, а мы уже 80 лет путешествуем по пустыне в западном мире. Для нас Россия всегда была родиной, поэтому, когда мы сейчас сюда приехали, мы почувствовали, что здесь наши корни, здесь кости наших предков, наших мучеников.

Священник Павел Цветков (Швейцария): — Мы отдыхаем духовно в нашем Отечестве, которого нам очень не хватает, и так уповаем на милость Божию, чтобы Господь сподобил нас объединиться единой Церковью. Я думаю, что прежде всего надо проявлять любовь и доверие.

* * *

Священник Алексий Уминский: — К нам в студию поступил звонок. Алло, Вы в эфире!

Телезрительница: — Здравствуйте, благословите.

Священник Алексий Уминский: — Бог благословит.

Телезрительница: — Скажите, а что делать, если на уровне священства делание объединения кажется более очевидным, чем на уровне мирян? Ведь порой прихожане Русской Православной Церкви Заграницей негативно относятся к этому объединению и более ревнительно к своей Церкви, к своему избранничеству…

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Действительно, у этого процесса есть противники и среди мирян, и среди священников, и среди архиереев. Было бы странно, если было бы по-другому. Вы совершенно правы, есть люди, которые считают Зарубежную Церковь особым сообществом избранных, а весь остальной церковный мир, кроме греков-старостильников, с которыми у них сейчас установлено литургическое общение, находится в апостасии и не является православным. Такая точка зрения, мне кажется, исполнена некоей духовной гордыни.

Священник Алексий Уминский: — Мне кажется, что эта позиция толкает ее носителей в сектантское состояние.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Совершенно верно, но многие сейчас отрезвляются, когда получают возможность убедиться в положении дел в России, посмотреть на настоящую церковную жизнь, когда люди не кичатся своей избранностью, а стараются делать дело Божие. Наверное, это самый главный аргумент.

Священник Алексий Уминский: — Этому визиту пресса уделяла очень широкое внимание. Появлялись самые разные статьи и репортажи: и доброжелательные и недоброжелательные. Как, по-Вашему, насколько объективно СМИ освещали этот визит?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Недоброжелательность, конечно, была и остается. Все понимают, что полное воссоединение Русской Церкви, созидание единой Поместной Церкви необычайно укрепит и Русскую Церковь, и саму Россию. Тем, кому это не нравится, те, кто этого боится, и клевещут, и злобствуют. Но ничего страшного в этом нет.

Священник Алексий Уминский: — Отец Тихон, каковы дальнейшие перспективы взаимоотношений между Церквами?

Архимандрит Тихон (Шевкунов): — Сейчас работают две комиссии: зарубежная и российская. Комиссии должны будут представить на Архиерейские Соборы свои выводы и предложения. В самое ближайшее время, я думаю, Архиерейские Соборы уже будут решать вопрос о литургическом общении и о создании единой Поместной Русской Православной Церкви.

Священник Алексий Уминский: — Дай Бог, чтобы этот процесс развивался как можно скорее. Желаю всем его участникам помощи Божией. Спасибо Вам, отец Тихон за то, что пришли к нам в студию. Помоги Вам Господи во всех Ваших делах и благословенных трудах по сближению двух ветвей Русской Церкви.

А мы сейчас побываем на Бутовском полигоне, там, где в 30-е гг. XX века были расстреляны многие Российские новомученики: как последователи митрополита Сергия, будущего Всероссийского Патриарха, так и его церковные оппоненты. 14 мая там состоялась торжественная закладка нового храма. Во время Патриаршего богослужения вместе со всеми молились члены делегации Зарубежной Церкви. Единство в молитве уже достигнуто, и мы верим, что скоро будет достигнуто и Евхаристическое общение, и каноническое единство внутри Русской Православной Церкви, неразрывной частью которой всегда осознавала себя Церковь Заграницей.

Как говорится в совместном итоговом документе: «Наша цель – приблизить тот день, когда мы едиными усты и единым сердцем будем славить нашего Господа».

Священник Алексий Уминский: — Настало время подвести итоги викторины. Вопрос нашим зрителям показался простым, и мы получили очень много правильных ответов. Спасибо всем участникам нашей викторины. А приз на этот раз получит Кандюрина Марина Леонидовна. Поздравляем Вас. А теперь давайте посмотрим правильный ответ.

Сюжет: «Какой известный художник начала XX века написал картину «Троицын день»?»

Картина «Троицын день» принадлежит кисти Бориса Кустодиева.

Кустодиев вошел в русское искусство как художник праздника. Вот как он писал о себе: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин..." Его “Ярмарка”, “Масленица”, «Сельский праздник», «Крестный ход», «Вербный торг у Спасских ворот» - известны во всем мире.

Борис Михайлович прекрасно знал русский быт. Родился он в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Не случайно, почти на всех его картинах - православный храм. Удивительно, что эти жизнерадостные полотна создавал тяжело больной человек, больше десяти лет прикованный к инвалидному креслу. И многие эти картины он написал в годы войны и революции. Россия тогда менялась на глазах. Большевики наступали на Церковь. Но Кустодиев, всем на удивление и вопреки «ходу истории», воспевал устойчивость и гармонию прежней жизни.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Наша программа подошла к концу. Её электронную версию вы сможете прочесть на нашем сайте «Седмица.Ru». Всего вам доброго, храни вас Бог.

Форумы