Современная судьба старинной усадьбы (Телепрограмма, 03.05.04) (комментарий в русле истории)

А.Б.Чижков, вице-президент Фонда возрождения русской усадьбы

Усадьбоведение

Усадьба - в русской архитектуре, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и др. построек, составляющих единое архитектурное целое. Классический тип помещичьей усадьбы XVIII - 1-й четверти XIX вв. обычно включал украшенный портиком каменный или деревянный, часто оштукатуренный барский дом с одним или несколькими флигелями, оранжерею и парк, хозяйственный двор; в больших усадьбах - также церковь. В конце XVIII - начале XIX вв. сложился тип городской усадьбы, состоявшей из дома-особняка, "служб" (конюшня, каретный сарай и пр.) и двора или небольшого сада. В строительстве усадеб принимали участие крупные зодчие русского классицизма (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Н.А. Львов, И.Е. Старов, Д.И. Жилярди и др., в том числе крепостные архитекторы). В усадьбах (особенно, в крупных, имевших характер обширных дворцово-парковых ансамблей) нередко сосредоточивались значительные собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Усадьбы меценатов иногда становились важными центрами художественной жизни (например, Абрамцево, Талашкино). В сов. время в ряде выдающихся в историческом и художественном отношении усадьбах созданы музеи (например, Архангельское, Кусково, Останкино), в том числе мемориальные ("Ясная Поляна" в Тульской обл., Пушкинский заповедник и др.). Многие усадьбы находятся под государственной охраной как памятники архитектуры и садово-паркового искусства.
(Большая советская энциклопедия)

Русская усадьба - огромный пласт отечественной истории и культуры, с которым тесно связаны литература, музыка, живопись, различные виды искусств. Самоценность усадебного быта воспета в поэзии П.А.Вяземского, А.А. Фета, А.К. Толстого, автобиографических книгах Л.Н. Толстого, романах И.А. Гончарова, Н.С. Лескова, драмах и повестях А.П. Чехова.

Расцвет усадебной культуры конца XVIII - начала XIX веков тесно связан с дворянским периодом отечественной истории. В это время на необъятных просторах Российской империи строились и царские резиденции (Павловск, Гатчина, Царицыно, Пелле), и богатейшие дворцовые комплексы русской аристократии - Шереметевых (Останкино и Кусково), Голицыных, Юсуповых (Архангельское), Орловых (Отрада), Голицыных (Марфино),и скромные усадьбы губернского дворянства. В конце XIX века, в изменившихся экономических условиях активно строили новые усадьбы купечество, промышленники, интеллигенция.

После революции значительная часть усадеб сгорела и была разрушена, в некоторых открылись и поныне действуют музеи, другие заняли санатории, больницы, социальные учреждения, сельские школы и дома культуры. В последнее десятилетие они в большинстве своем оказались беспризорными - только в областях Центральной России сейчас, по оценкам специалистов, насчитывается более двухсот пятидесяти пустующих крупных усадебных комплексов.

Научный интерес к сельской усадьбе проявился впервые во второй половине XIX века: начиная с 1870-ых годов, путеводители по регионам России издавались с обязательной информацией о местоположении дворянских усадеб, выпускались серии открыток с фотографиями наиболее интересных с точки зрения истории и архитектуры усадебных ансамблей. Внимание к сельским дворянским гнездам возрастало по мере того, как прежний мир этих усадеб стал активно разрушаться после реформы 1861 года. На рубеже XIX-XX веков появились авторы, которые впервые оценили усадьбу как "феномен русской культуры" - граф С.Д. Шереметев, Г.К. Лукомский и др. Тогда же было положено начало изучения конкретных тем, связанных с усадьбой: типология, быт, значение усадьбы в развитии и сохранении культурного наследия в области архитектуры, садово-паркового искусства, коллекционирования.

Весомый вклад в изучение истории русской усадьбы на рубеже XIX-XX веков внесли периодические издания - журналы для любителей старины и искусства - "Мир искусства", "Старые годы", "Столица и усадьбы", на страницах которых публиковались материалы ведущих российских искусствоведов - А. Н. Бенца, барона Н. Н. Врангеля, П.П. Вейнера, а также исследовательская деятельность Императорского Археологического Общества и Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

Второй всплеск интереса к русским усадьбам связан с трагическими их судьбами после октябрьского переворота 1917 года. В 1922 году было образовано Общество изучения русской усадьбы, заложившего основы современного усадьбоведения, наметившего целую программу изучения феномена русской усадьбы. Отметим, что термин "усадьбоведение" впервые появился в программе Общества, составленной В.В. Згурой. Труды членов ОИРУ содержат значительный фактический материал об отдельных усадьбах, актуальные и сегодня соображения о методологии исследований усадебных проблем. Репрессии 30-ых годов не дали возможности развернуть деятельность Общества в полном объеме.

Новая волна активного интереса к русским усадьбам пришлась на 70-ые годы XX века, длится она и сейчас. В центре внимания специалистов - судьба сохранившихся усадеб, места и роль усадебной культуры в отечественном культурно-историческом наследии. Эти исследования постепенно превращаются в самостоятельную отрасль историко-художественной науки - усадьбоведение. Основополагающим трудом современного усадьбоведения является коллективная монография сотрудников Института российской истории РАН "Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX веков: исторические очерки", (Москва, УРСС, 2001), инициированная д.и.н. Л.В.Ивановой. Сложность предмета исследования обусловлена отсутствием в источниках и научной литературе единого, точно зафиксированного понятия "усадьба". Выработанная авторами методология исследования определила понимание усадьбы как одного из трех основных типов поселения в дореволюционной России: город, село (деревня), усадьба - земельное владение с господским домом, жилыми и хозяйственными постройками и парком.

Современные исследования феномена русской усадьбы развиваются по следующим направлениям: историческое, экономическое (роль и место усадебного хозяйства в экономики страны - тема отдельных экономических исследований), архитектурное, ландшафтное, художественное. Активное участие в современных исследованиях принимают члены возрожденного в 1992 году Общества изучения русской усадьбы, сотрудники Института искусствознания Министерства культуры, РНИИ культурного и природного наследия им.Д.С.Лихачева. Специальные научно- исследовательские и прикладные программы реализует и Фонд возрождения русской усадьбы.

Литература:

1. "Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX веков: исторические очерки", Москва, 2001;

2. Барон Н. Н. Врангель "Старые усадьбы", СПБ, 1999;

3. Греч А. Н. "Венок усадьбам", Москва, 1998;

4. Соловьев К. А. "Во вкусе умной старины": усадебный быт российского дворянства второй половины XVIII - первой половины XIX веков", СПБ, 1998;

5. Лотман Ю. М. "Беседы о русской культуре", СПБ, 1994;

6. Злочевский Г. Д. "Общество изучения русской усадьбы" (1922-1930), Москва, 2002;

7. Щукин В. Г. "Миф дворянского гнезда", Краков, 1997;

8. Лихачев Д. С. "Поэзия садов", СПБ, 1991;

9. Каждан Т. Г. "Художественный мир русской усадьбы", Москва, 1997;

10. "Русская усадьба", сборники ОИРУ, №№ 1-7, Москва, 1994-2002;

11. Завьялова Н. И. "Усадьба Середниково (Лермонтовские места). Опыт проектирования зон охраны", Москва, 2002.

(Статья опубликована на сайте Фонда возрождения русской усадьбы)

Форумы