Церковь и армия (Телепрограмма, 13.03.04) (комментарий в свете веры)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»

(Прямой эфир на ТВЦ 13.03.2004)

Ведущий священник Алексий Уминский: — Здравствуйте. В эфире «Православная энциклопедия». В воскресенье – выборы Президента Российской Федерации. В связи с этим Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился ко всем гражданам России.

Сюжет: «Обращение Патриарха»

Святейший Патриарх Алексий: —Дорогие братья и сестры! Уважаемые сограждане! Мы стоим перед важным событием, которое будет происходить в нашей стране – это выборы Президента Российской Федерации. Церковь отделена от государства. И Церковь, и религиозные организации не вмешиваются в политическую борьбу. Но мы являемся гражданами своей страны, и поэтому наш долг – не быть в стороне от выборов Президента и активно принять участие в этом. Я призываю всех наших сограждан, пожилых и молодых, верующих и неверующих, придти на выборы и сделать правильный выбор, чтобы каждый из нас чувствовал свой вклад в строительство нашей великой Родины – России.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Совсем скоро, меньше чем через месяц, начнется ежегодный весенний призыв в армию. И большинство людей, я, наверное, не преувеличиваю, относится к призыву с тревогой. Родителей и призывников сегодня страшит всё: – и вероятность отправки в горячие точки, и тяжелые физические нагрузки, а пуще всего – дедовщина.

Многие задаются вопросами: может, «откосить» от армии или спасет альтернативная служба, а каково православному юноше живется в армии? Некоторые слышали о каких-то «православных» воинских частях. Есть ли они и как туда попасть? Сегодня мы постараемся обсудить эти вопросы с человеком, который знает о проблемах современной армии, о жизни солдат и о службе в горячих точках не понаслышке. К нам в студию придет бывший воин-афганец, майор запаса, писатель Виктор Николаев. Мы ждем ваших звонков в студию.

А теперь слушайте вопрос нашей викторины: «Кому принадлежат слова «Неверующего солдата учить – всё равно, что ржавое железо точить»? Ждем ваших ответов на пейджер. А мы открываем нашу армейскую тему рассказом об освящении православного храма в одном из воинских подразделений.

Сюжет: «Небесные покровители православных воинов»

До революции в русской армии, у каждого рода войск, были свои Небесные покровители. Все православные воины, конечно, считали своим покровителем Архангела Михаила. Но воздушный флот, к примеру, еще особо чтил Илью Пророка. Покровителями конницы считались святые Флор и Лавр. А святой Георгий Победоносец покровительствовал казачеству. Во всех воинских частях строили храмы во имя любимых святых.

В сегодняшней российской армии вспомнили об этой светлой традиции. В подмосковном поселке Власиха, где находится Главный штаб Ракетных войск стратегического назначения, пять лет назад был построен храм. Посвятили его преподобному Илье Муромцу и великомученице Варваре. И это - не случайно. Ракетные войска стратегического назначения были образованы 17 декабря 1959 года, в день памяти святой великомученицы Варвары. И именно поэтому Патриарх Алексий II благословил считать эту одну из самых почитаемых православных святых Небесной покровительницей ракетных войск.

Храм был освящен в апреле 1999 года. Тогда, после богослужения, Патриарх Алексий II наградил маршала России Игоря Сергеева, по чьей инициативе был возведен этот храм, орденом благоверного князя Даниила Московского.

Игорь Сергеев, маршал России: — Я только коротко хотел бы сказать, что развитие взаимного сотрудничества Церкви и воинства Российского будет углубляться и продолжаться, ибо всё это и составляет высокую духовность, которая является основой боевой готовности вооруженных сил.

Святейший Патриарх Алексий: — Мы верим, что присутствие храма здесь поможет руководству ракетных войск осуществлять их святую миссию - быть щитом нашего отечества.

В Древней Руси таким же щитом Отечества был легендарный былинный герой – богатырь Илья Муромец, которого теперь Православная Церковь почитает, как Святого Преподобного Илью Муромца Печерского. Он и был выбран еще одним Небесным покровителем ракетных войск России.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Вроде бы мы живем в мирное время. Конечно, у нас есть горячие точки, но сегодня в нашей армии солдаты умирают не только в бою. Ребята гибнут от неуставных отношений и от нечеловеческих условий в армии. Проблемы нашей армии волнуют не только призывников, но и всех граждан нашей страны. Нам важно услышать и ваше мнение. Звоните, задавайте вопросы. Буквально через минуту к нам в студию придет Виктор Николаев. Кто он – вы сейчас узнаете.

Сюжет: «Писатель Виктор Николаев»

Виктор Николаев вошел в литературу с романом, который считают одним из самых искренних исповедальных произведений конца XX века.

Роман «Живый в помощи» - об афганской войне. Правда то, что о войне может писать лишь тот, кто на ней побывал. В Афганистане Виктор был командиром вертолетной поисково-десантной группы. И как всегда, на войне как на войне, было всё настоящим: и мужество, и предательство, и страх, и надежда. Сотни боевых вылетов, рукопашные схватки с бандитами. Ему приходилось спасать наших солдат из самых безвыходных ситуаций, ежедневно рисковать и терять друзей.

Война меняет душу человека. На войну Николаев ушел почти неверующим, хотя мать, жена и дочь ежедневно молили Бога о его спасении... Чудо уберегло его от смерти и обратило к Богу.

Военный альбом. Чужая страна с высоты полета вертолета, боевые друзья и лица врагов - талибов с трофейной фотопленки. Жена Катя с дочерью Лерой, плач матерей над цинковыми гробами, уже нездешние лица погибших товарищей…

Виктор вернулся живой. Но афганская война снова настигла его. В 1993 году, когда он учился в Военно-политической академии, внезапно сказались последствия ранений и контузий. Операция по удалению опухоли мозга шла 8 часов. 8 часов жена читала молитву "Живый в помощи Вышнего", и врачи совершили почти невозможное – хотя надежды уже не было, Виктора Николаева удалось спасти.

Этот домашний иконостас сделала жена, пока он лежал в госпитале… В 1995 году Виктор и Катя приняли крещение, а в 96-м обвенчались.

Но изжить из себя войну, забыть ее - нельзя. И через несколько лет из под его пера вышел роман «Живый в помощи», который рассказал правду об афганцах. Тысячам людей он вернул веру в силу русского духа и гордость за наших солдат, за нашу армию. Многим этот роман помог придти в Церковь.

Сейчас майор запаса, кавалер ордена Красной Звезды, член Союза Писателей Виктор Николаев служит алтарником в одном из московских храмов, часто выступает в воинских частях, тюрьмах, школах и работает над новыми книгами.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Здравствуйте, Виктор Николаевич. Многие считают, что сегодня в армии служить опасно. Вы прошли горячие точки, вы – профессиональный военный. Вы сознательно выбрали этот путь. Как Вы считаете, так уж необходима сейчас всеобщая воинская обязанность?

Виктор Николаев: — Батюшка, я хочу, прежде всего, сказать, что страшный образ сегодняшней армии, в основном, создается искусственно. Безусловно, в армии присутствуют отношения, которые не свойственны нормальным, душевным отношениям в коллективе, но не на столько уж все плохо, как это пытаются внушить общественному мнению.

В армии у солдат воспитывается дух мужества и патриотизма, но основы должны закладываться еще «от младых ногтей». Как сказала мне одна женщина: «Если мы не воспитаем сына «от молока матери», то, когда он вырастет, то покинет нас». Женщина всегда любила мужчину боевого – защитника. Ей никогда не нужен был мужчина слюнявый, не готовый ни к каким видам помощи, ни к каким видам самоотверженности и выдержки. Поэтому служба в армии была, есть и будет почетным долгом по защите тех рубежей, что завоеваны для нас нашими предками.

Священник Алексий Уминский: — Я, с одной стороны, с Вами согласен, но с другой стороны, - все люди разные. Мне приходилось встречать солдат срочной службы и их матерей и могу совершенно точно сказать, что есть люди с особым внутренним душевным устроением, которым я бы не советовал идти в армию. Есть люди, совершенно не способные с армейской службе, как есть люди, не способные к музыке или математике. Я даже даю благословение юношам не служить в армии, если вижу, что армейская среда может сломать их. Мы знаем, что и раньше было много достойных сынов нашего Отечества, которые в своей жизни не соприкасались с армией, и сейчас, наверняка, таких людей немало. Скажите, а как вы относитесь к альтернативной службе?

Виктор Николаев: — Этот вопрос на сегодняшний день является очень больным и сложным. Очевидно, что есть молодые люди, которые, даже по своим физическим качествам, не готовы служить в армии. Но тогда надо принимать соответствующий закон, регулирующий альтернативную службу. Ведь в данном случае речь идет не только о тех ребятах, которые просто не способны служить, но и о тех, у кого на иждивении находятся немощные родственники. Поэтому закон должен быть составлен очень бережно и так, чтобы не сломать самого понятия о чести солдата, и, в то же время, создать условия, позволяющие призывникам не прибегать к уловкам и хитростям.

Священник Алексий Уминский: — Порой попадая в конкретную армейскую обстановку, парень чувствует себя скорее не защитником Отечества, а жертвой, и страдает не от тягот службы, а от неуставных отношений. Вы знаете способ, как духовно и физически противостоять дедовщине в армии?

Виктор Николаев: — Самое лучшее средство противостоять любому врагу, тем более духовному является вера и молитва, а для этого ребенка еще с младенчества надо приводить в храм. Для того Божий храм и существует, чтобы быть рубежом защиты духа. А на темы дедовщины и конкретных способов борьбы с нею можно говорить часами.

Священник Алексий Уминский: — Понятно. Но ведь мы живем в такой стране, где еще мало кто воспитан в вере. С другой стороны, мы учим наших детей по Евангелию: тебя ударили в одну щеку, подставь и другую. Для жизни в казарме, для утверждения себя нужны ведь совсем другие качества. Попадает верующий парень в казарму, и над ним начинают издеваться и измываться. Что ему делать, как не дать себя сломать? Мне недавно рассказали, что Ваш зять скоро пойдет в армию. Что бы Вы ему посоветовали?

Виктор Николаев: — Моя дочь вышла замуж за парня, который должен пойти в армию с весенним призывом. Когда она сказала своему мужу о том, что он пойдет служить, а она будет его ждать, она даже внешне изменилась, повзрослела. Мужчина должен защищать свою жену, свою мать, свою землю. Если мы не будем воспитывать своих воинов, то к нам придут чужие.

Священник Алексий Уминский: — Все понятно, но давайте вернемся к вопросу о дедовщине. Этот вопрос волнует и меня лично: скоро вырастут мои сыновья. Что делать: смиряться, терпеть, давать сдачу, жаловаться начальству? Как бы Вы поступили, ведь наверняка Вы сталкивались с проявлениями дедовщины?

Виктор Николаев: — Оптимальным средством против неуставных отношений, я считаю, будет наличие священника в каждой воинской части, который бы отвечал за духовное воспитание воинов. Есть очень много подтверждений тому, что присутствие военного священника – один из главных способов восстановления товарищеского духа в воинском коллективе.

Священник Алексий Уминский: — Но сейчас, к сожалению, нет военных священников, а ребята в армию идут уже сейчас и уже сейчас они сталкиваются этой проблемой. Что им делать? Скажите, по Вашему, есть ли способ избежать дедовщины силами самой армии?

Виктор Николаев: — Силами самой армии неуставные отношения можно изжить только в том случае, если офицеры и воспитатели будут готовить солдат к тому, что такие отношения – что-то очень жуткое и страшное.

Священник Алексий Уминский: — То есть люди должны воспринимать дедовщину как нечто нормальное?!

Виктор Николаев: — Нет, не совсем. Усилия офицеров должны быть направлены на то, чтобы страхи призывников, после знакомства с жизнью в армии, развеивались.

Священник Алексий Уминский: — То есть каждый человек имеет личное мужество противостоять этой системе, не дать себя сломать. Если я правильно Вас понял, Вы хотите сказать, что случаи неуставных отношений не настолько убийственны, чтобы сломать молодого человека?

Виктор Николаев: — Безусловно. Есть также очень много воинских подразделений, где усилиями офицеров поддерживаются именно уставные отношения, где солдаты, пересекая КПП, не чувствуют, что попали в какой-то ад.

Священник Алексий Уминский: — Я тоже считаю, что решение этого вопроса лежит на совести офицерского состава. Насколько наши офицеры берегут свою офицерскую честь, настолько, наверное, и солдаты соблюдают свое достоинство и берегут уважительное отношение друг к другу. Мы уже говорили о том, что очень многое здесь зависит от воцерковленности человека.

И в этой связи хочу задать вопрос: дает ли обстановка сегодняшней казармы возможность христианину не озлобится, не начать, отстаивая свои интересы, отвечать злом на зло?

Виктор Николаев: — Бывая во многих воинских частях, я заметил одну очень хорошую тенденцию: командиры полка все чаще инициируют строительство при роте молитвенной комнаты. Командиры видят в этом мощное средство воспитания солдат, и ребята, как правило, с удовольствием принимают участие в этом строительстве.

Священник Алексий Уминский: — Владимир Николаевич, а как быть, когда приказ, который, как известно, не обсуждается, противоречит евангельским нормам? К примеру, когда в горячей точке офицер отдает приказ явно несправедливый, противоречащий здравому смыслу и Евангелию?

Виктор Николаев: — Батюшка, когда такая команда отдается в горячей точке, особенно, в бою, то на ее выполнение отводятся, буквально, доли секунды, и у солдата просто нет времени рассуждать: евангельский этот приказ или не евангельский. И поэтому мы вновь возвращаемся к идее необходимости готовить самого офицера отдавать именно на основе евангельских заповедей. Тогда, привыкнув жить по Евангелию в миру, офицер интуитивно не нарушит Заповедей Божиих и в бою.

Священник Алексий Уминский: — Есть Заповедь: «Не убий!» А солдаты готовятся к тому, чтобы с оружием в руках защищать свою страну, в том числе, и убивать. А Вам приходилось убивать?

Виктор Николаев: — В училище, где я учился преподавал Герой Советского Союза. Он нам говорил: «Сынки, Ваша задача – не научится убивать, а научиться достойно погибать за Родину». Безусловно, солдат, уходящий в армию и, тем более, попадая в горячую точку, должен быть готов к тому, что он будет убивать. И мне приходилось убивать. Но здесь совсем иная ситуация: ты убиваешь не ради личной выгоды, а «за други своя».

Священник Алексий Уминский: — Спасибо, Вам большое, Виктор Николаевич за то, что пришли к нам в студию, за Ваши усилия, направленные на воспитание будущих и уже служащих солдат. Всего вам доброго и храни Вас Господь.

А мы с вами сейчас побываем в воинской части, которая соседствует с православным монастырем. И посмотрим, как там служится солдатам.

Сюжет: «Военная часть «Арсаки»»

На самом краю Владимирской области, близ станции Арсаки, стоит монастырь Зосимова пустынь, знаменитый своими подвижниками и святынями. Однако в последнее время прославилась эта пустынь еще и соседством с инженерной воинской частью.

Владимир Хижнин, подполковник, заместитель командира по воспитательной работе: — Одной из причин «воцерковления» нашей части послужила договоренность о том, что несколько выпускников Московской духовной семинарии будут проходить службу в нашей части. С этого начались наши добрые отношения с Зосимовой пустынью.

Первым делом в части ликвидировали «ленинскую комнату». Прямо в казарме руками самих же бойцов был построен храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского. Кто-то может подумать, что Православие в казарме насаждали насильно. Однако, кто служил, знает, что обычно срочнослужащего, особенно ближе к дембелю, под дулом автомата не заставишь даже новости смотреть, не то что в храм ходить. Но здесь ситуация другая. Место здесь действительно намоленное. Было время, когда в воинском храме иконы мироточили. Часть образов здесь написана самими солдатами.

Как легенду бойцы передают историю о первых семинаристах, попавших в часть. О том, как дразнили их попами и смотрели на молящихся солдат, как на очередную блажь командования.

Но недаром Спаситель говорил ученикам своим: где двое-трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них. Прошло немного времени, и часть преобразилась, и не столько внешне, сколько внутренне, духовно. Вскоре здесь появился и настоящий православный хор.

Павел, ефрейтор: — Пение – дополнительная нагрузка, но человек, который любит петь и хочет петь ее не замечает, и воспринимает репетиции хора как своеобразный отдых от военной службы.

В караулы и наряды солдаты ходят едва ли не через сутки. Кухня в части одна на всех, а потому специального постного меню для верующих нет. Но по благословению священноначалия православному воинству дано послабление. На службы в храм ребята ходят в свободное от основной службы время. Если кому-то захотелось помолиться после отбоя, командование на это смотрит спокойно – полчаса можно. А поблажки «певцам» даются лишь тогда, когда хор готовится к серьезному выступлению.

Хор в части, хотя и имеет статус самодеятельного, получился профессиональный. Ребята, выступая на различных конкурсах, уже успели объездить полстраны, побывали в Белоруссии, а в Польше заняли первое место. Скоро вот собираются еще в одно заграничное турне.

О. Варнава, руководитель хора, настоятель воинского храма: — Мы получили приглашение от одного из греческих коллективов посетить их страну. В рамках Московского международного фестиваля православной музыки к нам приедет греческая делегация, а мы затем отправимся к ним с ответным творческим визитом. Если, конечно, Господь сподобит, нам удастся посетить и Святую Гору Афон.

Несмотря на успехи воцерковленного подразделения, командование особо отмечает, что в целом часть у них не православная, а самая обычная. Однако все равно признают благотворное влияние храма на личный состав. И хотя здесь служат и атеисты, и мусульмане, конфликтов на религиозной почве не бывает никогда. Более того, не раз бывало и так, что после службы в этой части ребята продолжали служить, но уже Богу.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Настало время подвести итоги викторины. Первым правильно ответил на наш вопрос Николай Александрович Горохов из Ярославля. Мы поздравляем Вас, Вы получите том Православной энциклопедии. Кстати, правильных ответов пришло очень много, мы благодарим всех участников викторины, и сейчас посмотрим подробный ответ на вопрос.

Сюжет: Кому принадлежат слова: «неверующего солдата учить – всё равно, что ржавое железо точить?»

«Неверующего солдата учить – всё равно, что ржавое железо точить». Эти крылатые слова принадлежат великому русскому полководцу, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. Ему же принадлежит знаменитое высказывание «Слава Господу, ибо Он есть источник всякой славы...»

Сам Александр Васильевич был глубоко верующим человеком и настоящим отцом солдатам. Учил солдат молитвам, строил храмы, собственноручно вырезал для одного из них напрестольный крест-распятие. В воинских походах всегда возил на 6 лошадях походную церковь, в которой велись богослужения, а сам прославленный полководец пел на клиросе.

Мало кто знает, что однажды он даже готовился стать иноком и подавал об этом прошение на имя Государя Императора. А незадолго до смерти Суворов написал покаянный «Канон Господу Иисусу Христу», пронизанный настоящим смирением и глубоким покаянным чувством.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Перед тем как проститься, хочу поблагодарить всех, кто откликнулся на нашу прошлую программу о бездомных. За эту неделю в православную бригаду помощи бездомным инвалидам позвонило около 200 человек, около 100 захотели работать в бригаде, и 5 уже работают. Очень многие приносят деньги, вещи и продукты. Спасибо всем огромное. В следующей программе мы поговорим о брошенных детях и об их усыновлении. Всего вам доброго. Храни вас Господь.

Ссылки по теме
Форумы