Куда позвал Николая Гнатюка Малиновый звон? (комментарий в свете веры)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой эфир на канале ТВЦ 1 ноября 2003 г.)

Ведущий священник Алексий Уминский: — Здравствуйте! Мы рады приветствовать зрителей «Православной энциклопедии». Судя по письмам и звонкам из самых разных уголков России, количество телезрителей, к нашей радости, увеличивается. 1 ноября – родительская суббота. И вопрос нашей традиционной викторины связан с ней. Почему эта родительская суббота называется Димитриевской? Ответы присылайте на пейджер. Имя победителя мы с вами узнаем в конце передачи. А теперь – о важнейших событиях последних дней.

Сюжет «Новости»:

30 октября в своей рабочей резиденции Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй провел три встречи. В одиннадцать часов министр здравоохранения России Юрий Шевченко вручил Святейшему Патриарху «Большую Золотую медаль за заслуги перед Отечеством и здравоохранением».
Святейший Патриарх Алексий: – Я воспринимаю медаль Министерства здравоохранения не как награду за свой вклад, а как оценку вклада всех священнослужителей, которые трудятся в больничных храмах и медицинских учреждениях и помогают медикам, которые врачуют болезни телесные, врачевать и болезни душевные.

В 12.00 Патриарх принял делегацию Координационного центра мусульман Северного Кавказа, которую возглавлял муфтий Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края Исмаил Бердиев.
Святейший Патриарх Алексий: – Я сердечно приветствую вас. Между россиянами – последователями Ислама и Православия на протяжении веков никогда не было конфронтации.

На встрече говорилось о плодотворном сотрудничестве между православными и мусульманами в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Пример тому – совместное возведение главной мечети и кафедрального собора в Нальчике. В память о визите гости передали Его Святейшеству список Холмской иконы Божией Матери.

В 14 часов в рабочую резиденцию Патриарха приехала делегация Палестинской Автономии во главе с доктором Эмилем Жаржауи, главой комитета по делам Церквей. Во время беседы обсуждали положение на ближнем Востоке, вопросы сотрудничества Русской Православной Церкви с руководством Палестинской автономии, а также судьбу православных святынь в условиях конфликта. Отвечая на вопросы журналистов, доктор Жаржауи сказал: «Я очень доволен состоявшимися переговорами. Сам я православный христианин, и поэтому я особенно ценю внимание Святейшего Патриарха к нашим проблемам».

31 октября московский Свято-Данилов монастырь стал центром знаменательного события. В Патриаршую резиденцию прибыл Министр культуры России Михаил Швыдкой, чтобы передать Русской Православной Церкви более 200 икон XVIII-XIX веков, которые были возвращены в Россию из Италии и Соединенных Штатов Америки.
М.Е.Швыдкой: – Мы установили, что все эти иконы до незаконного вывоза их за рубеж принадлежали Русской Православной Церкви. Поэтому мы с глубоким удовольствием возвращаем святыни их владельцу и надеемся, что они будут служить приумножению веры, добра и любви в нашем обществе.
В церемонии приняли участие Посол Италии в России, представители МИДа, МВД и ФСБ России, а также правоохранительных органов и служб безопасности США и Италии. Все эти организации содействовали возвращению святынь на Родину.
Святейший Патриарх Алексий: – Эти иконы писались с молитвой и для молитвы: иконописцы вкладывали в создание этих святых образов свою душу и посвящали свои творения Богу. В течение веков люди молились перед этими иконами, и поэтому для нас они не только произведения церковного искусства, но, прежде всего, – древние намоленные святыни.

Иконы будут переданы в приходы и монастыри Москвы, Подмосковья, Ивановской, Тульской областей, в том числе в два храма, которые находятся на Куликовом поле, на территории военно-исторического музея-заповедника.

Cвященник Алексий Уминский: – Те, кто регулярно читает прессу, в том числе и электронную, наверняка обратили внимание на то, что эта неделя была богата сообщениями на православную тематику. А если вы не успели познакомиться с этими публикациями, приглашаем послушать нашего аналитика Александра Журавского.

Сюжет «Обзор прессы»:
А.В.Журавский: – Здравствуйте. Минувшая неделя в отечественных СМИ прошла под знаком обсуждения трех тем: новые имущественные налоги на религиозные организации, активизация сект и запрет в московских школах празднования Хэллоуина.
28 октября в «Известиях» статья «Чем их ведьмы хуже нашей бабы-яги?». В школах Москвы департамент образования запретил Хэллоуин, как праздник разрушительный для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся.
29 и 30 октября в изданиях «Известия», «Газета» и «Труд» появились материалы, посвященные принятию Советом Федерации части Налогового кодекса «О налогах на имущество организаций». Комментируя эту ситуацию для газеты «Труд», архиепископ Калужский Климент с горечью заметил: налоговику ничто не мешает счесть братский корпус монастыря – «общежитием», трапезную – «столовой», дом паломника – «гостиницей» – и на каждый объект начислить налог.
30 октября в газете «Известия» статья «Убей меня, как я тебя». Авторы утверждают, что в то время, как в Японии к смертной казни приговорен один из руководителей «Аум Синрике», в России тоталитарные секты переживают вторую волну популярности. На сегодняшний день в России насчитывается около 500 сект, в которые вовлечено до миллиона человек. По мнению психологов, кришнаиту для того, чтобы вернуться к нормальной жизни требуется 11 месяцев, муниту – год и 4 месяца, а саентологи реабилитации вообще не поддаются.
Надеюсь, что следующая неделя будет более отрадной для нас. Всего доброго.

Cвященник Алексий Уминский: – Сегодняшний гость нашей программы многим из нас хорошо знаком. Но это не политик, не священник и даже не православный врач. А кто – вы сейчас узнаете.

Видеосюжет «Поет Николай Гнатюк»

Cвященник Алексий Уминский: – Итак, наш сегодняшний гость – Николай Гнатюк. Здравствуйте, Николай, мы очень рады Вашему визиту в нашу передачу. Пожалуйста, вот горячий кофе, угощайтесь.

Николай Гнатюк: – Доброе утро, спасибо.

Cвященник Алексий Уминский: – Мой вопрос к Вам. Эстрадный певец, человек, который поет под ритмическую музыку, держит зал в восторженном напряжении, эмоции перехлестывают. Очень часто образ эстрадного певца представляется далеким от Церкви. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере?

Николай Гнатюк. Фото: WWW.MAGPHOTO.RU <BR>
Николай Гнатюк. Фото: WWW.MAGPHOTO.RU

Николай Гнатюк: – Наверное, я был верующим человеком всегда. Я помню, что еще в школьные годы, когда я шел на экзамены, обязательно крестик был со мной. Но более серьезно я задумался о вере, наверное, после встречи со старцем схиархимандритом Феофилом у нас в Киеве, в Киево-Печерской Лавре. Старец принял меня с большой любовью и буквально тут же, после первой встречи, сказал: «Завтра утром, в восемь, на литургии». Я спрашиваю: «Батюшка, о чем Вы говорите?». «Завтра утром, в восемь», – повторил он и не стал даже слушать, что я буду говорить в ответ. Конечно, я понимал, что он настолько великий и всеми и уважаемый старец, и поэтому на следующий день, в восемь утра, я уже был на службе. Конечно, он меня благословил петь в хоре. «Там твое место», – сказал он. Думаю, что именно по его молитвам я как-то стал более серьезно смотреть на духовные вопросы. Можно сказать, что так я стал по-настоящему верующим человеком.

Cвященник Алексий Уминский: – Наша пресса, падкая до сенсаций, не раз объявляла, что Вы уже стали священником или постриглись в монахи. А кто Вы сейчас на самом деле, как Вы сегодня живете?

Николай Гнатюк: – Я живу так же, как жил и раньше. Только, надеюсь, что понимаю теперь свои грехи, каюсь и стараюсь их делать меньше. А что касается всех этих публикаций, то кто знает, может быть, не случайно все эти разговоры идут. Быть может, со временем, какие-то более серьезные перемены в моей жизни и произойдут. А пока я занимаюсь своей работой. Часто бываю в монастырях. Но я не монах. Хотя, раз мы этой темы сейчас касаемся, то скажу: думаю было бы для меня величайшей наградой, если бы я в определенное время остался в монастыре насовсем.

Cвященник Алексий Уминский: – Тем не менее, Вы сейчас продолжаете выступать как эстрадный певец?

Николай Гнатюк: – Я все-таки сказал бы: как певец. Я думаю, что мой репертуар сегодня выходит за пределы эстрадного жанра.

Cвященник Алексий Уминский: – Вы – верующий человек, и Вам приходится, наверное, каким-то особенным образом подбирать свой репертуар. Скажите, пожалуйста, что Вам больше мешает: Православие – как эстрадному певцу или эстрада – как православному человеку?

Николай Гнатюк: – Очень интересный вопрос. Действительно, иногда кажется, что вроде бы в жизни все так легко. Но на самом деле здесь таится большая проблема. Конечно, Православие никогда не может мешать, оно может только спасать и помогать. Не знаю поверите ли Вы, но это чистая правда: особых проблем с репертуаром у меня нет. Даже с тем репертуаром, который я пел раньше.

Cвященник Алексий Уминский: – Конечно, в это легко верится.

Николай Гнатюк: – Слава Богу, с мои репертуаром не случается такого, что мне надо от чего-то отказываться по соображениям веры. Я всегда любил народные песни, потому, видимо, что сам я родом из украинского села. Когда-то я ушел из него и теперь все время грущу о детстве и о своей малой родине. Я и раньше пел о Родине, о чем-то добром. Сейчас, может быть, это происходит более конкретно, более осознанно. Хотя иногда что-то и мешает, Вы правы, конечно, в моей светской работе иной раз случается нечто, с чем я не могу согласиться внутренне, но вынужден мириться. Но я стараюсь все-таки обходить стороной все то, что мешает моему Православию.

Cвященник Алексий Уминский: – Вашей профессии всегда сопутствуют успех, слава, аплодисменты, поклонники… Как при таком внешнем шуме сохранить свое духовное устроение?
Николай Гнатюк: – Это тоже очень сложный вопрос. И очень важный. Потому что, казалось бы, нужно стремиться, наоборот, к большой скромности, к простоте, к аскетизму, а работа певца как будто требует обратного. Иногда бывает, что я должен отказаться от своей точки зрения на тот или иной вопрос и сказать: «Да, хорошо, как вы скажете…». И это порой воспринимают окружающие как проявление слабости или даже трусости, творческой несостоятельности. Некоторым приходится объяснять, что на самом деле так можно проявить и свое смирение. Хотя некоторым надо объяснять и что такое смирение, многим это просто непонятно.

Cвященник Алексий Уминский: – Наверное, такие слова непонятны многим из Вашего эстрадного окружения?

Николай Гнатюк: – Нет-нет, слава Богу, в основном многие это понимают. Вы знаете, я думаю, что мы часто усугубляем отрицательное отношение к эстрадной культуре и, в частности, к песенному жанру. Поверьте мне, что в этой сфере достаточно много искренних, добрых, и верующих людей, многие из которых выглядят даже какими-то незащищенными от жизни. Просто, профессия эстрадного артиста очень сложная сама по себе и требует своего. Часто люди, избрав эту стезю, просто не могут жить по-другому: вот сел на одну лошадь, и уже некуда деться – скачешь, хотя и трясет.

Cвященник Алексий Уминский: – Мне хочется задать Вам такой вопрос. Многие Ваши коллеги знают, что Вы – православный человек, ходите в храм, исповедуетесь, причащаетесь. Ваша православная позиция в Вашем эстрадном окружении не вызывает какого-то смеха, недоумения?
Николай Гнатюк: – Нет, ну что Вы. Более того, я думаю, что если коллеги ко мне сейчас относятся с должным уважением, то это только в основном по той причине, что я православный верующий человек.

Cвященник Алексий Уминский: – Мне очень приятно это слышать. Вы знаете, Николай, у нас есть звонок в нашу студию. И к Вам, вероятно, будет вопрос…

Телезрительница: – Здравствуйте! Извините, пожалуйста, я бы хотела признаться Николаю в любви. В любви какой – в самом хорошем понимании! У меня семья, четверо взрослых детей! Так что я осовсем о дуругом хочу сказать: просто я воспитывалась Вашей песней, я пою Ваши песни. «Зорька алая» – это наша с мужем любимая песня (у него на самом деле голубые глаза)! И за Ваши песни про Родину, про любовь, про родной дом, про ставни я Вам очень благодарна. Спаси Вас Бог! Спасибо Вам огромное, живите долго! /

Cвященник Алексий Уминский: – Спасибо Вам за Ваш звонок и за Ваше признание замечательное! Николай, я думаю, что это некий плод Вашего труда. И духовного труда, я думаю, в том числе. Вы ведь отражаете Вашу веру в песнях, исполняемых на сцене.

Николай Гнатюк: – Спасибо! Знаете, я думаю, что эти слова – подтверждение того, что я еще должен петь. Я должен еще по возможности, дай Бог, спеть какие-то добрые песни, которые будили бы в людях искренние, хорошие, чистые чувства. Очень хорошо бы, чтобы еще при этом в людях пробуждались духовные, православные, нравственные идеалы.

Cвященник Алексий Уминский: – Я сразу тогда задам Вам вопрос: а Вы поете в церковном хоре?

Николай Гнатюк: – Да, пою. Совсем недавно был на Афоне, и, простите за нескромность, буквально, как только в храм вошел, через какое-то время подошел регент и сказал мне: «В хор, пожалуйста».
Cвященник Алексий Уминский: – Это честь. Я тоже бывал на Афоне и могу себе представить каково это петь на клиросе в афонском монастыре!

Николай Гнатюк: – Да, согласен.

Cвященник Алексий Уминский: – А если сравнить пение в хоре и пение на эстраде, где Вы больше получаете творческого удовлетворения? Именно Творчески, духовно – это понятно где…

Николай Гнатюк: – Буду искренним. Хоть это и православная программа, и я разговариваю с батюшкой, но должен признаться, что все же я пока еще увереннее себя чувствую как светский певец. Наверное, это просто какая-то сила привычки. Хотя опять же: что такое творческое удовлетворение? Я в общем-то, честно говоря, даже не совсем сознаю, что это такое. Так что до конца я не знаю, как ответить на этот вопрос. Есть осознание выполненной задачи. Вот это я лучше понимаю, чем творческое удовлетворение.

Cвященник Алексий Уминский: – Николай, у нас еще один звонок.

Телезритель: – Мыкола, с Вами говорит Александр Веселкин, рожденный на Украине и живущий в России. Поэтому очень прошу Вас, давайте, приложите все свои старания, все свое артистическое умение для того, чтобы объединить хотя бы в своих песнях русский и украинский народы, чтобы не было между нами таких стычек, как в последнее время.

Cвященник Алексий Уминский: – Спасибо Вам большое за Ваши слова!

Николай Гнатюк: – Браво! Это ведь очень важный импульс! Тем более, именно сейчас. Вы просто золотые слова говорите! Честно! И я этим в основном и занимаюсь. Думаю как бы исподволь, что главная цель моего присутствия в песенном пространстве – это именно такое объединение!

Cвященник Алексий Уминский: – Я Вам задам еще такой вопрос. Я знаю, что Вы учились в Миссионерской семинарии в Белгороде. Эта семинария готовит православных проповедников, миссионеров. В связи с этим у меня вопрос: как Вы готовитесь проповедовать Евангелие, Православие? Связано ли это как-то с эстрадой, с Вашими выступлениями и песнями?

Николай Гнатюк: – Где Господь управит, там и проповедую. А что касается работы, то, поверьте (хотя, может, это и нескромно – так говорить), очень удачно все сейчас сочетается: я пою старые и новые песни, а в середине концерта я рассказываю, как я побывал в Бари, у мощей святителя Николая, как молятся на Афоне, и многое другое. Людям это очень интересно, поверьте.

Cвященник Алексий Уминский: – Спасибо Вам большое, Николай, за Ваши ответы на вопросы и за Ваше творчество. Я желаю Вам помощи Божией, успехов, многолетия, и, конечно же, того, чтобы наши народы были всегда вместе, как это и Богом положено.

Николай Гнатюк: – И как крестил когда-то св. Владимир Равноапостольный. Спаси Господи!

Cвященник Алексий Уминский: – По-разному находят люди дорогу к храму. И у каждого храма своя история, как, например, у церкви во имя иконы Божией Матери «Нечаянной радости» в городе Новомосковске Тульской области.

Новомосковск, храм во имя иконы Божией Матери
Новомосковск, храм во имя иконы Божией Матери "Нечаянная Радость"

Сюжет «Храм в кинотеатре»

Городу Новомосковску – 73 года. Его строили на пустом месте как промышленную столицу химиков и энергетиков. Ни церквей, ни монастырей здесь никогда не было. Десятки лет жителям Новомосковска приходилось ездить в другие города и села для совершения треб.
Решение проблемы пришло неожиданно. Городские власти отдали местной православной общине заброшенное здание кинотеатра. Сегодня с первого взгляда распознать в этой церкви бывший «храм важнейшего из искусств» уже практически невозможно.

Прихожанка: – Самое светлое, что должно быть, – это храм. Он в сердце у каждого и вообще в жизни человека.

Сегодня здесь и отпевают, и крестят, и венчают. А на праздники в храм собирается в буквальном смысле весь город. Бывшие кинозрители стали теперь прихожанами. И принцип финансирования остался почти прежним – раньше билет перед сеансом покупали, теперь после службы жертвуют на храм в церковную кассу.
Дети из воскресной школы, что открыта при храме, добираясь сюда на автобусе, просят остановить водителя на остановке «Нечаянная радость». Именно так, сегодня называется бывший кинотеатр «Встречный». Местные жители о его закрытии практически не жалеют – говорят, что кино нынче не то, а без храма не обойтись.

Жители Новомосковска:
– Люди, видимо, сейчас больше тянутся не к тому кино, которое показывают, а ближе душой, наверное, к Богу становятся.

– Мне кажется развлечений всегда будет хватать, а храм – это храм.

Отец Игорь, настоятель храма в честь иконы «Нечаянная радость», говорит, что проблем с перестройкой кинотеатра под храм не было – ни технических, ни канонических.

Протоиерей Игорь Бреднев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» г. Новомосковск:
– Мы не первопроходцы. Были, вспомните, первые века христианства, когда в языческих капищах устраивались храмы, поэтому тут ничего страшного нет, главное не стены, а главное, что в этих стенах.

Сегодня этот храм – не только духовный центр Новомосковска, но, пожалуй, единственная его достопримечательность. Колокольня «Нечаянной радости» самое высокое сооружение в городе – высота по кресту 33 метра. Но растет храм не только в высоту, но и в ширину. Уже к концу этого года появится новый придел в честь св. Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных.

Cвященник Алексий Уминский: – С родительской субботой связан не только вопрос нашей викторины, но и рецепт, который вам предложит Галина Поскребышева.

Сюжет «Целительная кухня: поминальное печенье»:

Г.И.Поскребышева: — Доброе утро, дорогие друзья. На родительские субботы принято на Руси накрывать столы поминальные. Начинаем мы поминки с кутьи, потом подаем блины, кисель. На Руси готовили не только для собственного стола, но и на раздачу. Выпекали разные изделия – пирожки, пряники, печенье – и несли все это в церковь. Это все освящалось и раздавалось прихожанам. Вот и сейчас мы с вами и приготовим поминальное печенье.
Сначала мы берем сливочное масло. Масло должно быть комнатной температуры – вот такое мягкое, как у меня. Сахарного песка нужно добавить 5 столовых ложек на 200 граммов сливочного масла. Растираем. Добавляем всего одну щепотку соли, ваниль или мускатный орех – это по вашему вкусу. Можно добавить цедру лимона или апельсина. На 200 граммов сливочного масла – граммов 350-400 муки. И начинаем вымешивать.
Видите, тесто легко поддается и легко форму держит. Надо ему дать полежать минут 15 – для того, чтобы мука разбухла немножечко. Теперь мы начинаем тесто разделывать. Вот я его разделю на две части и добавлю сюда мак. Вместо мака вы можете взять любые орехи, можно взять семена. Орехи, зерно и семена – это символы жизни. Поэтому их всегда подают на поминальном столе.
Ну вот, у нас получилось маковое тесто. И теперь оно готово к выделке. Мы берем тесто и раскатываем его. Раскатываем, толщина теста должна быть пол сантиметра. Очень тонкое не делайте, потому что будет ломаться. На противень кладем специальный пергамент для выпечки или фольгу.
А сейчас мы с вами будем формировать печенье. Если у вас в семье есть детки – привлеките их, они любят этим заниматься, это творчество. У кого нет формочек, можно ножом нарезать просто ромбики.
А теперь можно украсить. Вот я беру сахарный песок и немножечко вот так насыпаю на звездочки. А листики я украшу орешками. А теперь возьму корицу с сахаром. Можно взять также мускатный орешек. Печенье выпекают 10-15 минут при температуре 180-200 градусов.
Традиции на Руси живы, поэтому мы с вами с печеньем поминальным пойдем в церковь, освятим его, поставим на столик возле кануна, раздадим прихожанам и детям. Доброго вам всем здоровья, до свидания!

Cвященник Алексий Уминский: – Победителем викторины стала Маргарита. А вот – правильный ответ.

Сюжет «Викторина»:

Димитриевская родительская суббота установлена святым князем Димитрием Донским в память о воинах, павших в Куликовской битве. Вернувшись с поля брани, князь посетил Троице-Сергиеву Лавру и совершил в святой обители поминовение погибших. По совету преподобного Сергия Радонежского князь Димитрий Иванович предложил творить это поминовение ежегодно в субботу перед днем памяти святого воина Димитрия Солунского – небесного покровителя Димитрия Донского. Впоследствии, православные христиане стали в этот день поминать не только воинов, за Веру и Отечество жизнь свою положивших, но вместе с ними – и всех усопших братий своих.

Cвященник Алексий Уминский: – Ну вот и пришло время прощаться. Благодарю всех, кто провел с нами эти полчаса. На сайте «Седмица.Ru» вы сможете прочитать электронную версию нашей программы и еще много-много интересного. Всего доброго. До встречи через неделю.

Форумы