Святейший Патриарх возглавил заседание Комитета по Макариевским премиям (комментарий в интересах нации)

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)
Биографические данные
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру - Михаил Петрович Булгаков) родился 19 сентября в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии. Отец его, священник села Суркова, скончался в молодых годах, оставив после себя вдову и шесть сирот без всяких средств. Учился Михаил в приходском Духовном училище в городе Короча, а потом в Окружном уездном Духовном училище в Белгороде и Белгородской семинарии. В семинарии он хорошо усвоил языки, в частности, французский. В те годы Михаил Булгаков увлекся "Историей" Карамзина и поэзией Жуковского, произведениям которого он не без успеха подражал. В 1837 году Булгаков поступил в Киевскую Духовную академию, где обучался до 1842 г. Его выпускная работа "История Киевской Духовной академии" получила высокую оценку в церковно-научных кругах. Напечатано оно было в 1843 году. По окончании КДА будущий митрополит получил степень бакалавра по кафедрам догматического богословия, а также русской и церковной истории. В годы своего пребывания в Академии Михаил Булгаков почувствовал призвание к монашеству и в феврале 1841 года был пострижен, получив имя Макарий. В том же году последовали диаконская и пресвитерская хиротонии. К периоду учебы Макария в КДА относится также его работа «План христианской аскетики». По окончании Академии иеромонах Макарий (Булгаков) был оставлен преподавателем недавно учрежденной кафедры русской и церковной истории.
В 1842 г. иеромонах Макарий был переведен в Петербургскую духовную академию, где уже через год был удостоен степени магистра и назначен экстраординарным профессором, а в 1844 г. - ординарным профессором богословия. Кроме того, о. Макарий состоял членом различных комитетов и комиссий по духовному ведомству. Иеромонах Макарий был возводен в сан игумена, а затем в 1844 г. - архимандрита; он стал инспектором Академии. В 1847 году архимандрит Макарий издал свои лекции по основному богословию под заглавием "Введение в православное богословие". За этот монографию он получил степень доктора богословия. Затем было подготовлено и издано "Православное догматическое богословие" (1849-1853) – труд, подводивший итог всему предшествовавшему развитию догматического богословия в России.

В годы работы в СПбДА Макарий начинает работу над историческими трудами, положившими начало его знаменитой «Истории Русской Церкви».
В 1850 г. архимандрит Макарий назначается ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Через год была совершена архиерейская хиротония 34-летнего Макария (Булгакова) во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. Однако он сохранил при этом пост ректора Академии и даже продолжал вести два лекционных курса – по догматическому богословию и истории старообрядческого раскола. Неутомимый труженик, он продолжает издание заключительных томов «Догматического богословия», трудов по русской церковной истории. В 1854 году вышла "История русского раскола старообрядства" - плод его занятий по должности наставника миссионерского противораскольничьего класса в Петербургской Духовной академии.
За свои научные заслуги епископ Макарий был выдвинут на соискание Демидовской премии. Он также являся в это время главным редактором журнала «Христианское чтение». В 1854 году владыка Макарий был избран ординарным академиком Императорской Академии наук, почетным членом Императорского Археологического общества и Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1857 г. владыка Макарий назначается правящим архиереем Тамбовской епархии. Епископ Тамбовский и Шацкий должен был отправиться в свою епархию, а потому не мог более оставаться ректором СПбДА. В 1859 г. епископ Макарий переводится на Харьковскую кафедру, которую ранее занимал его давний научный оппонент архиепископ Филарет (Гумилевский), также видный церковный историк. Во главе Харьковской епархии владыка Макарий находился в 1859-1868 гг. Его труды по управлению обширной епархией были оценены весьма высоко: в 1862 г. он был возведен в сан архиепископа, затем удостоен высших российских орденов – св. Владимира 2 степени и св. Александра Невского. Архиепископ Харьковский и Ахтырский не оставлял и своих научных изысканий. Он продолжал трудиться над «Историей Русской Церкви», издавал журналы «Духовный вестник» и «Харьковские епархиальные ведомости». В 1867 г. архиепископ Макарий исходатайствовал Высочайшее утверждение правил присуждения премий за лучшие научные труды по церковным и светским дисциплинам. На поощрение развития науки владыка Макарий передал по обету все гонорары, полученные за публикацию своих научных работ – 120 тыс. рублей.
В 1869 г. владыка Макарий был переведен на Виленскую кафедру. Архиепископ Виленский и Литовский активно занимался храмоздательной и миссионерской деятельностью, не оставляя при этом научной работы. Десятилетние труды Макария на Виленской кафедре принесли богатые плоды: 293 возрожденных и заново построенных храма и три новых тома «Истории Русской Церкви».
В 1879 г. владыка Макарий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, членом Святейшего Синода. Всего 3 года митрополит Макарий управлял Московской епархией, но, как всегда, успел сделать очень многое и для своей паствы, и в научной области. В этот период митрополит Макарий подготовил три новых тома своей «Истории» и трудился над 13-м томом.

Уже в 1840-х годах архимандрит Макарий задумал написать историю Русской Церкви, но преподавание и другие обязанности в Петербургской духовной академии, а затем обязанности епархиального архиерея в различных городах сильно задерживали его работу.
В основу построения своей истории владыка Макарий положил принцип: Русская Церковь - часть единой Вселенской Апостольской Соборной Церкви, история Русской Церкви состоит в ее отношениях к Церкви Вселенской. Свою «Историю» владыка Макарий разделил на периоды: 1) История Христианства на территории будущей Руси до Владимирова крещения; 2) Русская Церковь в домонгольский период (X-середина XIII в.); 3) Русская Церковь в период зависимости от Орды (1240-1448 гг.), 4) Русская Церковь в период становления своей автокефалии (1448-1589), 5) время Патриаршества. Отдельно митрополит Макарий рассматривает историю Киевской митрополии в период ее зависимости от Константинопольского Патриархата в середине XV- конце XVII вв.
Затем должны были следовать тома, посвященные времени синодального управления. Полностью воплотить в жизнь свой монументальный замысел митрополит Макарий не успел. Смерть прервала работу над трудом всей его жизни, который владыка успел довести до середины XVII в.
Погребение выдающегося русского мыслителя, историка и богослова состоялось 15 июня (28 июня по новому стилю) 1882 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, священноархимандритом которой он являлся.

Форумы