Конференция «Московский Патерик: иконография русских святых X-XIV веков» (комментарий в русле истории)

Н.Н.Чугреева

Святый благоверный княже Данииле, собери нас друг ко другу

Об изображениях преподобного князя Даниила Московского

Великий князь Даниил Александрович (Архангельский собор, XVII в.)
Великий князь Даниил Александрович (Архангельский собор, XVII в.)

...Паче страхом Божиим ограждашеся, и братолюбием преспеваше, и славохотия уклоняшеся. И сего ради благодать Божия умножашеся на нем, и держава распространяшеся (книга Степенная Царского родословия)

Божий избранник на небольшой Московский удел благоверный князь Даниил Московский положил в основание своей жизни страх Божий, братолюбие и нежелание славы. «Богомудрого князя Даниила» на Руси почитали как правителя-миротворца, «угодника Христова» и «православных поборника». Родословие Московского князя велось от Крестителя Руси равноапостольного князя Киевского Владимира. Князь Даниил, «отрасль благоплоднейшая Александрова», продолжил дело своего отца Великого Князя Александра Невского - защитника Православия на Руси. Вокруг Москвы объединялась новая Русь - Московская, ставшая единым Православным Царством.

Основанный князем Даниилом первый московский Данилов монастырь был возобновлен Царем Иоанном Грозным, выстроившем в обители каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Редкое посвящение храма указывало на значение первой московской обители как твердыни Православия, заложенной в основание Москвы и будущего Московского Царства. Русские Государи почитали князя Московского Даниила своим родоначальником, который утвердил в Москве «царствия скипетр» и «превысочайшей престол царствия в ней устрои» [1].

Князь Московский Даниил прославлен во святых и как благоверный князь, и как преподобный. Оставив «начальство княжения державы» и «пространный мира путь», он в конце жизни принял схиму, став святым молитвенником за Русскую землю. В дошедших до нас изображениях святой князь Даниил предстает и защитником православной Руси - князем-воеводой, и богомудрым князем-правителем, и богоблаженным князем-схимником.

В царствование Иоанна Грозного в художественных мастерских митрополита Макария был создан огромный Летописный свод, в миниатюрах которого отразились главные события русской и мировой истории [2]. История Московского государства связывалась в Своде с всемирной историей. Московская Русь осознавала себя «Третьим Римом», избранной Богом Державой - хранительницей Православия.

История начала Московского княжества содержится в томе Древнего Летописца, созданного не позднее 1560 года, в который, как и в другие тома Свода, вошли сведения из многих источников: хронографов, летописей, житий, повестей, духовных грамот. Великий Князь Данило Александрович Московский (так его имя звучит в тексте Летописного свода) изображен в нескольких миниатюрах Свода [3], которым соответствуют исторические тексты. Миниатюры занимают большую часть листа рукописи. Выделение сюжетов на разных планах, цветовые акценты и выразительный язык жестов позволяют «читать» исторические события.

Сюжеты миниатюр: 1. Съезд русских князей в Дмитрове. 1300 г.; 2. Поход на Рязань против татар. 1300 г.; 3. Передача Переяславля князем Иваном Дмитриевичем своему дяде князю Даниилу Московскому, назначение наместников в Переяславль. 1302 г.; 4. Пострижение и Преставление князя Даниила. 1303 г.; 5. Отпевание и Погребение князя Даниила.

На съезде князей в Дмитрове князь Даниил - среди четырех сидящих князей третий слева, в синем плаще Князь сидит в спокойной позе, правая его рука с указующим жестом (знаком приказания) чуть более возвышена, чем рука с таким же жестом его брата, обернувшегося к нему Великого Князя Владимирского Андрея Александровича. Князь Даниил Александрович Московский считался наиболее влиятельным из князей, противостоящим Великому Князю, который вел борьбу с русскими князьями с помощью союза с татарами. Съезд кончился миром, князья договорились о разделе княжений. Слева писцы с грамотами, грамота - знак мирного договора.

В походе на Рязань князь Даниил - впереди войска. Он в княжеских одеждах, в княжеской шапке с опушкой (один из символов княжеской власти) и латах. Сидя на коне, князь спокойно движется вперед. Этому движению - «шествова с воинством своим возбранити устремление варварское» (так сказано об этом в Степенной книге) - в верхней части миниатюры противопоставлена жестокая сеча, в которой было «избито» множество татар (смелость в то время удивительная, как отмечается в истории [4]) и их русских союзников. Справа вверху - князь Даниил пленяет князя Рязанского Константина.

На миниатюре с изображением передачи Переяславля князь Даниил в палатах справа, также в синем плаще, с княжеским жезлом с выгнутой рукоятью (атрибут княжеской власти), в окружении подданных. Слева на ложе болящий поддерживаемый князь Иван Дмитриевич, передающий Переяславский удел под власть Москвы по любви к князю Даниилу, «без крамолы» (Степенная книга). Князь Даниил указывает на князя Ивана. Сзади «великий град Переславлъ», окруженный крепостными стенами с башнями, высоким валом и рвом.

Важнейшее в жизни князя Даниила событие пострижения «во святый ангельский иноческий образ и во схиму» выделено в верхней части следующей миниатюры. Пострижение изображено на фоне одноглавого, одноабсидного храма Данилова монастыря (князь принял схиму в основанной им в Москве Даниловской обители). Ниже усопший князь на ложе в схимнических одеждах. При пострижении и успении князя Даниила присутствуют его четыре сына, кроме старшего Юрия, находившегося в Переяславле.

Отпевание лежащего во гробе в схиме князя совершается на фоне Архангельского собора Московского Кремля (некоторые исторические источники упоминают о погребении князя Даниила в древней кремлевской церкви Архангела Михаила), перед гробом четыре сына князя Даниила. Выше на миниатюре изображен сын Юрий, которого переяславцы не пускают в Москву на погребение отца, боясь, чтобы Великий Князь Андрей Александрович вторично не занял их города.

В усыпальнице Великих Князей и Царей - Архангельском соборе Московского Кремля - изображение благоверного князя Даниила Московского появляется, видимо, уже в XVI веке [5]. В царствование Алексея Михайловича в 1652 г., в год обретения святых мощей князя Даниила, начинается возобновление росписей (работы велись до 1666 г.). Торжественное изображение преподобного князя Даниила в схимнических одеждах помещено на видном месте, на южной стороне северо-западного столпа. Святой изображен в рост, прямолично (обычные композиции фигур князей в соборе в трехчетвертных поворотах), схимнические одежды того же цвета, что и в миниатюрах Летописного свода (синяя схима и коричневая монашеская мантия). Преподобный князь Даниил обращается в молении к своему Небесному покровителю преподобному Даниилу Столпнику, который благословляет его, в другой руке князя Даниила (как и у Даниилa Столпника) свиток - символ Божественного Слова.

В Архангельском соборе только два князя изображены в схимах: Даниил Александрович Московский и его брат Великий Князь Димитрий Александрович Переяславский (в северо-западном углу собора на западной стене). Их отец, Великий Князь Александр Невский, также перед смертью принявший схиму, в росписи собор - в княжеских одеждах. В Степенной книге Царского родословия отмечается: «По преставлении же великаго князя Дъмитрия Александровича и сына его, великаго князя Ивана, вручен быстъ великий град Переяславлъ великому князю Данилу Александровичю в наследие старейшинства Руския земъля» [6]. Вероятно, выделением изображений в схимах этих князей подчеркивалась избранная роль Московского государства с самого начала его истории [7], преемство князя Даниила от «великаго града Переяславля», его богоизбранничество на Московский удел, ставший местом собирания единой Православной Руси.

Образ князя-схимника Даниила в росписи Архангельского собора - самое значительное из сохранившихся ранних изображений Святого. Оно соответствует облику преподобного Даниила, раскрывающемуся в Службе, в которой неоднократно подчеркивается особенность его жизненного подвига: «Все отложив начальство княжения державы, кротостию нрава утверждаяся и теплейшим желанием к Богу горя, монашеское житие восприял ecu... Всю отложив временную славу мира, сиянием Духа Святаго просвещся, Данииле Богомудре, страстная взыграния воздержанием изсушил ecu». В росписи кремлевского собора образ князя Даниила - образ святого, преображенного «сиянием Духа Святаго».

Князь Даниил Московский (Царский титулярник, 1672 г.)
Князь Даниил Московский (Царский титулярник, 1672 г.)

Иным предстает князь Московский в Царском Титулярнике. В царствование Алексея Михайловича, когда появилась необходимость в уяснении родословия российских Государей, в 1б72 г. была создана «Книга, а в ней собрание, откуду пройзыде корень великих Государей и Великих Князей росийских...», называемая Царским Титулярником [8]. Она содержит портреты русских князей и Царей от Рюрика до Царя Алексея Михайловича, современных Царю Алексею Михайловичу иностранных Государей, гербы и печати. Изображение князя Даниила Московского, называемого Великим Князем, помещается в первой половине Титулярника после изображения его отца Великого Князя Александра Ярославича Невского. Далее следует изображение сына князя Даниила, Великого Князя Иоанна Данииловича Калиты. Каждый из Великих Князей имеет свои индивидуальные внешние особенности, выражающие личность, характер. При всей условности княжеских портретов, при создании Титулярника были, видимо, учтены все возможные изобразительные и исторические источники, из которых складывался облик исторического лица. К работе над Титулярником привлекались известные царские мастера Оружейной палаты, патриаршие мастера: жалованный иконописец Иван Максимов – ученик Симона Ушакова, «золотописец» Григорий Благушин, патриарший иконописец Дмитрий Львов [9].

В Царском Титулярнике Князь Даниил изображен в овале-«зерцале» оплечно, с крупными чертами лица, вьющимися короткими прядями волос и густой бородой, напоминая по типу образ ветхозаветного Царя Давида. Вокруг головы нимб, как и у других Великих Князей. Интересно, что в Степенной книге Князь Даниил уподобляется «древнему Царю Богоотцу же и Пророку Давиду», который был сохранен младенцем, так же как и потерявший в два года отца князь Даниил, которого «храняй Господь от пелен матерних». В двух других дошедших до нас экземплярах Титулярника, позднее изготовленных по приказу Царя Алексея Михайловича для него и Царевича Феодора Алексеевича [10], изображение Князя Даниила Александровича поясное, более парадное - он в княжеских одеждах, со скипетром и державой, поднятой в руке. Изображения князя Даниила в Титулярниках-списках несколько отличаются друг от друга выражением лица князя, рисунком волос, цветами одежд (они повторены зеркально), надписями орнаментами на полях. О князе Данииле в Царском Титулярнике сказано: «По великом Государе Александре Невском сын его князь великий Даниил Александрович oт Владимира преселися в Москву и царствия скипетр на ней утверди и превысочайшей престол царствия в ней устрои иже суть и до ныне Богом хранимо и соблюдаемо. И преставися в лето 6811-е». На моленных образах - иконах - святой князь Даниил изображается в схиме как князь-молитвенник, главным подвигом жизни которого был подвиг Православной веры. Иконописные подлинники предписывают изображать благоверного князя Даниила как схимника: «подобием сед, брада поменьше Власиевы и тупее, на главе схима, ризы преподобническия» [11]. Лик святого Даниила, сына Александра Невского, с русскими чертами: «типа русскаго, сед, борода не очень велика, но более средней величины и широковата, одежды монашеския, на голове схима» [12].

Прп. кн. Даниил в молении Святой Троице (кон. XVII - нач. XVIII вв.)
Прп. кн. Даниил в молении Святой Троице (кон. XVII - нач. XVIII вв.)

Наиболее ранняя из известных икон князя Даниила относится к концу XVII - началу XVIII века [13]. На ней Преподобный «русского» типа, в схимнических одеждах. Святой Даниил - в предстоянии Святой Троице (Ветхозаветной), на фоне Даниловской обители. По стилю письма, в котором чувствуется влияние царских мастеров Оружейной палаты, образ мог быть написан в Москве. Преподобный - чуть согбенный старец со светоносным ликом - сосредоточен в молитве ко Святой Троице, изображенной на иконе в облачном небесном сегменте в виде трех Ангелов. Предстояние Святой Троице подчеркнуто и жестом троеперстного перстосложения приподнятой руки Святого, символизирующим единство Лиц Божественной Троицы (этот жест часто можно видеть на иконах второй половины XVII в. в связи с обострением в середине столетия споров о двуперстном и троеперстном крестном знамении). В левой руке святой Даниил держит развернутый свиток с надписью, характерной для икон Преподобных: «Не скорбите убо братие моя, но по сему...».

Необыкновенно красиво и в то же время просто изображен Данилов монастырь. Это самый ранний из известных видов обители на иконе. Сияющий белый - каменный - монастырь выделяется на серовато-зеленом фоне и холмистом поземе с травами. За стенами с башнями главный соборный каменный одноглавый храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, возведенный в середине XVI столетия.

Собор завершается рядами килевидных кокошников «в перебежку». Такую же систему расположения килевидных кокошников можно видеть на гравюре начала XVIII в. П. Пикара. На гравюре завершение собора башнеобразное, что характерно для «грозненских» храмов. На иконе несколько иное: три ряда кокошников отделены от четверика храма карнизом и поребриком под ним, храм с большими окнами, что напоминает архитектурные формы более позднего времени. К западу ярусная колокольня, завершающаяся небольшим шатром, на заднем плане видны две главки храмов Покрова Богородицы и пророка Даниила второй половины XVII в. Белый, диагонально направленный свиток в руке преподобного князя Даниила зрительно связывает его с монастырем.

Изображения первоначальника Москвы преподобного князя Даниила со Святой Троицей возникают, видимо, с установлением празднования Святому и возникновением его икон. Молитвенное предстояние Святой Троице московского князя Даниила выражало чрезвычайно важную мысль о духовной преемственности собирателей Московской Руси. Великий Князь Александр Ярославич Невский не принял союза с католическим Западом и отстоял независимый путь развития Православной Руси на столетия вперед. Святой Князь Александр Невский часто молился в псковском Троицком соборе (также и незадолго до Ледового побоища с немецкими рыцарями-католиками на Чудском озере недалеко от Пскова). В Троицком соборе Пскова 1367 г. придел во имя святого Александра Невского существовал уже в первой четверти XV века [14]. В Службе Великого Князя Александра называют «всечестныя Троицы молитвенником», поборником, защитником Святой Троицы, просветившегося учением Святой Троицы: «Пресвятыя Троицы поборник был eси: от Нея же просветився» (стихиры на малой и великой вечерне). Сын продолжил дело отца. Это подчеркнуто в Службе князю Даниилу, в которой (после 1652 г.) второй канон составлен по образцу Службы святому князю Александру Невскому. При сыне князя Даниила, Великом Князе Иоанне Данииловиче, Москва становится признанным духовным центром, местом пребывания митрополита - главы Русской Православной Церкви, явившейся главной объединительной силой Руси. Именно Московская Русь стремилась к укреплению Православной Руси, «к единой цели строительства Святой Руси», возобладав и над мощью Твери, призывавшей в борьбе против Московского княжества католиков-литовцев, и над богатством Новгорода, и над династическими претензиями Суздаля [15].

Менее чем через сто лет после кончины князя Даниила пользовавшийся огромным духовным авторитетом и властью митрополит Московский Алексий и молитвенник ко Пресвятой Троице Преподобный Сергий Радонежский продолжат дело объединения и укрепления Руси Православной (на Куликовом поле за мусульманином Мамаем стояли и генуэзцы-католики, пытавшиеся расширить торговое влияние на Руси [16]). В XVI столетии истинное исповедание главного христианского Троического догмата в соответствии с определениями Вселенских Соборов (главный храм Данилова монастыря — во имя Семи Вселенских Соборов) имело особое значение для Руси в связи с борьбой с еретическими учениями, отрицающими Бога-Троицу или искажающими (в католичестве) принятый на Вселенских Соборах Троический Символ Веры.

В Службе преподобного Даниила называют «пространным селением Святыя Троицы», «Домом Святыя Троицы», зрящим «со всеми святыми Живоначальную Троицу», предстоящим «присно престолу Троичныя благодати». Святые мощи «благовернаго и великаго князя схимонаха» Даниила были принесены по повелению Царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона в 1652 г. в церковь «Святых отец Седми соборов» и положены в раке «на прославление Святыя Троицы» [17].

Над святыми мощами князя Даниила, стоявшими первоначально с южной стороны храма, был образ Святого с изображением Святой Троицы: «Над мощми на дцке [на доске] написан Благоверного князя образ Даниила, четыре венца серебряных чеканных золоченых [у святого Даниила и Ангелов Троицы]. Покров на дцке бархатной, Крест, кружево кованое серебряное ветхое» (первая сохранившаяся монастырская опись 1701 г.) [18]. В более поздних описях по отношению к этому же образу есть прямое указание на изображение Святой Троицы: «Мощи благовернаго князя Даниила в раке, над ними образ его на дцке да святая Троица, венцы на них серебреные вызолочены....» [19]. В главной церкви Семи Вселенских Соборов справа от Царских врат подле иконы Спаса сначала стоял «образ Живоначальныя Троицы и святых отец Седми Соборов» [20] (позднее поставлен «Спасов образ стоящей... и круг Спасова образа Седми Соборов» [21], а образ с Троицей перенесен в существовавшую трапезную храма).

Обретение святых мощей князя Даниила и перенесение их в главный храм Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве совершилось 30 августа 1652 г., незадолго до обретения и перенесения (17 ноября того же года) святых мощей преподобного Даниила Переяславского († 1540 г.) в Троицкий собор Данилова монастыря в Переяславле-Залесском. Одним из авторов Службы князю Даниилу Московскому, составленной по благословению Патриарха Иова в начале XVII в., был инок Троицкого Переяславль-Залесского монастыря Сергий. Взаимосвязь почитания Московского князя Даниила и преподобного Даниила Переяславского можно усмотреть и в некотором сходстве их иконографии: в изображении преподобного Даниила Московского в росписи Архангельского собора Московского Кремля и иконах преподобного Даниила Переяславского.

Знаменательно, что в 1724 г. 30 августа, в день обретения святых мощей благоверного князя Даниила Московского, именно в возвышающийся Свято-Троицкий монастырь Санкт-Петербурга (будущую Александро-Невскую Лавру) были перенесены из Владимира святые мощи Великого Князя Александра Невского (30 августа стал общим днем празднования святых князей, отца и сына). Перенесение святых мощей Великого Князя Александра Ярославича по воле Императора Петра I совершилось с великим торжеством, сначала из Владимира в Москву, а затем через Тверь и Нов город в Петербург (30 августа праздновалось также заключение Ништадтского мира со шведами). Великий Князь Александр Невский становится Небесным покровителем новой северной столицы.

Св.блгв.кн. Александр Невский и прп.кн. Даниил Московский (кон. XVIII в.)
Св.блгв.кн. Александр Невский и прп.кн. Даниил Московский (кон. XVIII в.)

Уже вскоре икона святых князей, отца и сына, появляется в иконостасе храма Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре. «Образ Александра Невского, благоверного князя Даниила» стоял в местном ряду иконостаса по правую сторону от Царских врат, со стороны святых мощей князя Даниила, где они тогда находились (в описи 1725 г. образ называется «неокладным», не имевшим оклада [22]). Слева в иконостасе ставится «Образ благоверного князя Даниила на кипарисной цке» (высотой 142 см [23]). В приделе преподобных Симеона и Даниила Столпников, с 1710г. размещавшегося в трапезе храма Святых Отцов, образы князя Александра Невского и князя Даниила находились в Деисусе [24]. Позднее, в 1819 г., изображение князей Александра и Даниила с благословляющим Спасителем вверху, выполненное живописцем Сергеем Васильевым Тариным, появляется в стенной росписи на западном фасаде храма Святых Отцов (трапезной церкви) [25].

На сохранившейся иконе конца XVIII в. святые князья Александр Невский и Даниил Московский изображены в молитвенном предстоянии Святой Троице (Новозаветной). Святой благоверный князь Александр Невский в княжеских одеждах осеняет царские корону, скипетр и державу. Святой благоверный князь Даниил - в схиме, с руками у груди в жесте моления. Левая часть иконы с парадным изображением святого Александра Невского на фоне яркого красного занавеса отделена от правой с изображением святого Даниила Московского на фоне Московского Кремля массивной синей колонной с подиумом, являющейся «знаком» новой «западной» столицы России. Петербург и Москва разделены и в то же время связаны духовной преемственностью, святостью отца и сына - Небесных покровителей Петербурга и Москвы.

«Московский чудотворец» благоверный князь Даниил становится в XVIII столетии почитаемым общерусским святым. На гравюрном изображении главной московской и русской святыни - иконы Богородицы Владимирской второй четверти XVIII в. [26] князь Даниил - среди самых по читаемых русских святых: святителей, преподобных, юродивых, изображенных на полях иконы. Преподобный Даниил (в клобуке и мантии, в пятом сверху клейме справа) - в предстоянии Богородице, жест его поднятой в молении руки особенно выделен.

В Москву, в Данилов монастырь, к раке святых мощей князя Даниила притекало множество людей. Молились тому, кто молил Бога «о всем роде Российском» в самые тяжелые времена русской истории. У святых мощей благоверного князя «в ногах» была поставлена Казанская икона Богородицы (опись 1725 г. [27]) - освободительница Руси от Смуты начала XVII в., во время которой Данилов монастырь сильно пострадал. В середине XVIII в. место Казанской иконы занял большой (167x58 см) образ князя Даниила в схиме, «письма иконного» (Казанский образ в киоте помещен над Царскими вратами) [28].

В середине XVIII столетия над святыми мощами благоверного князя Даниила стоял небольшой четырехярусный иконостас с Деисусом и Праздниками [29]. В первом ярусе помещались иконы Богородицы: в центре - Успение Богородицы (на кипарисовой доске), по бокам Владимирская и Страстная. Во втором - Деисус. Образы Богоматери и Иоанна Предтечи из Деисуса имели на полях (у Богоматери и у Иоанна Предтечи слева) по девять избранных святых, среди которых, вероятно, были и Небесные покровители русских князей, а вверху «ангельских лиц четыре круга», видимо, изображения небесных чинов. Центр третьего яруса занимал Нерукотворный Образ Христа - один из главных великокняжеских, а впоследствии царских образов, который вышивался на воинских знаменах (с таким знаменем Великий Князь Московский Димитрий Донской ходил на Куликово поле, Царь Иоанн Грозный - на Казань, Царь Алексей Михайлович - на Смоленск биться с поляками). Нерукотворный Образ - первоикона Христа - часто изображался на надгробных иконах Царей. По сторонам Нерукотворного Образа в иконостасе стояли самые почитаемые на Руси иконы Богородицы – Владимирская, Казанская и Смоленская. В последнем четвертом ярусе в центре помещались складни с двунадесятыми праздниками, а по бокам образы Богородицы Казанской и святителя Николая Чудотворца. В 1761 г. над иконостасом у святых мощей князя Даниила была поставлена еще одна икона Богоматери Казанской в драгоценном окладе и киоте со створами, вложенная майором Семеном Шустовым. Иконостас над гробом князя Даниила, включавший почитавшиеся русскими князьями и Царями образы, напоминал о событиях русской истории, связывал святыни династии Рюриковичей и новой царской династии Романовых.

В молитве к благоверному преподобному князю Даниилу - родоначальнику русских Царей - обращались за «благоверных царей наших и все Православие», за «царей православных и за царство», просили об избавлении страны Российской от на шествия иноплеменников и даровании «царем православным на враги победы и одоление». Так «новому» чудотворцу Даниилу Московскому молились и Царь Алексей Михайлович, и Император Петр I, и Императрица Екатерина Великая. Императрице Екатерине II «в Высочайшее Ея Императорскаго Величества посещение Данилова монастыря» в день празднования памяти Святого, 30 августа 1775 г., членом Святейшего Синода епископом Крутицким Самуилом была поднесена «новописанная икона князя Даниила Александровича» начала 1760-х годов (о ней упоминает опись 1763 г. [30]) в серебряном позолоченном чеканном окладе (об этом событии была сделана специальная заметка на полях описи). Императрица вложила в монастырь на раку Святого покров из золотого глазета с шитыми царской короной, гербами и живописным изображением горностаевых хвостов (мотив княжеской одежды), а еще ранее - голубой атласный покров с золотым крестом [31].

Святого Даниила, покровителя «благо верных царей наших», как благоверного князя, в княжеских одеждах со скипетром и державой, продолжают изображать на живописных полотнах. Такие портреты маслом на холсте писались по заказу. Один из них, конца XVIII в., хранился в роде Нарышкиных [32]. В многочисленных, имевших, вероятно, широкое распространение, листах литографий и хромолитографий князь Даниил изображается оплечно в овале или с венком вверху овала-рамы на фоне каменной стены [33]. «Княжеская» иконография восходит к Царскому Титулярнику.

В храмах и келейно иноки и миряне молились перед иконами благоверного князя Даниила. В XVIII столетии пишутся «живописные» образы святого Даниила - так они называются в монастырских описях в отличие от «иконных». Несмотря на то что канонический язык иконописи меняется и на него начинают влиять стили светской живописи, святой Даниил на «живописных» иконах по-прежнему изображается как князь-схимник в предстоянии Святой Троице. Около 1794 г. [34] были выполнены четыре аналойные «живописные» иконы «московскаго чудотворца» благоверного князя Даниила в серебряных позолоченных чеканных окладах (местонахождение икон неизвестно). На них Святой - в «монашеском великая схимы одеянии», с Пресвятой Троицей в облаках (на одной - с Пресвятой Богородицей с Младенцем Христом).

Особо в Даниловом монастыре почитался образ князя Даниила у его святых мощей. В начале 17бО-х годов он был украшен на средства купца Михаила Козмина серебряным позолоченным окладом и венцами «с сиянием» (лучами). К этой иконе делали приношения - приклады, отмеченные в монастырских описях: золотые и серебряные кресты, небольшой эмалевый в серебре образок митрополита Димитрия Ростовского на голубой ленте [35]. В 1840 г. образ был украшен новой серебряной чеканной позолоченной ризой с надписями на эмалевых дробницах, «с двумя эмалевыми надписями» [36]. Вероятно, в этом окладе он виден у раки князя Даниила на фотографии начала XX в. (просматривается рисунок схимы).

На раку со святыми мощами благо верного князя, обложенную в середине XVIII в. серебром тщанием князя Федора Ивановича Голицына[37], вкладывали покровы многочисленные почитатели Святого: фельдмаршал Стефан Федорович Апраксин, советник Дворцовой канцелярии Алексей Федорович Васильев, полковник Петр Афанасьевич Южков (по описи 1763 г., значится девять покровов из бархата, атласа, парчи [38]), а позднее графиня Апраксина, господин Позняков, московский купец Горбунов, купец Пищальников, госпожа Ефросимова [39]. На различных покровах конца XVIII - начала XIX в. были изображения: святого Даниила в золотого цвета мантии и серебряной схиме, с ликом и руками, выполненными в технике живописи; креста с Ангелами, держащими корону; Нерукотворного Образа с серафимами по сторонам. По краям шли тексты тропаря или кондака Святому. Воздухи, полагаемые на главу Святого, из золотой парчи и серебряного глазета с крестами украшались «шелковыми разных цветов травами». Схиму на святые мощи, вышитую по белому атласу золотом и шелком, с золотыми Голгофскими крестами, вложила в 1774 г. княжна София Волконская [40].

Со стороны святых мощей князя Даниила, за левым клиросом в храме Святых Отцов, стояла хоругвь, писанная на холсте, «живописной работы», с Воскресением Христовым на одной стороне и благоверными князьями Александром Невским и Даниилом Московским на другой, по краям располагались три херувима (в 1763 г. эта хоругвь значится уже ветхой [41]). Ценным в художественном отношении считался храмовый образ Святого в при деле во имя благоверного князя Даниила в храме Семи Вселенских Соборов [42], освященного в 1805 г. В трапезной церкви храма за правым клиросом находился «живописный» образ князя Даниила «в княжеском виде» [43].

Новая серебряная рака с мощами благоверного князя Даниила [44], сооруженная при архимандрите Геннадии в 1817 г., после разорения Москвы французами, имела на боковой стороне изображение Святого в княжеских одеждах в рост, со скипетром. На рисунке-чертеже раки 1817 г. Егора Кафтанникова [45] князь – на золотом фоне в круге, по бокам круга ветви, поддерживаемые Ангелами. Изображение князя Даниила на раке было чеканное, по сторонам шла надпись о создании раки в царствование Императора Александра I, «старанием настоятеля с братиею, коштом монастырским и доброхотных дателей». Верхняя позолоченная доска раки была с чеканным изображением князя Даниила в схиме. На обороте ее был при креплен сребропозлащенный ковчежец с частью мощей (зубом) святого благоверного князя Александра Невского. Части святых мощей благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского находились также в четырехконечном серебряном позолоченном кресте (35,6x21 см) с кипарисными вставками внутри для святых мощей, «построенном» при игумене Макарии в 1704 г. «тщанием Данилова монастыря монаха Кариона Борина» [47]. Со стороны раки князя Даниила, у северных дверей в иконостасе находился образ святого князя Александра Невского. Святые отец и сын вместе были изображены «с регалиями» и на сени над ракой князя Даниила [48], решетчатая сень имела изображение княжеского герба.

Духовная традиция объединителей Московской Руси, родоначальником которых явился святой Даниил, – молитвенников ко Святой Троице – продолжалась в последующие столетия. В 1838 году большой каменный собор Данилова монастыря по благословению святого митрополита Филарета (Дроздова) освятили во имя Святой Троицы. Троицкий собор стал главным в обители. У центрального иконостаса в Троицком соборе на пилоне слева находился большой (171x93,4 см) об раз князя Даниила в молении Спасителю «письма иконного». Иконы в иконостасе писались в 1835 г. Н.В.Щепетовым. У левого клироса стояла шитая по малиновому бархату с золотыми ветвями и виноградом хоругвь «с живописными лицами», с изображением благоверного князя Даниила и «Зачатием святой Анны» (по освящению северного придела) на другой стороне. На правом клиросе в резном из орехового дерева киоте готической формы располагалась «живописная по золотому рельефному фону» икона святого Александра Невского, Небесного покровителя Императора Александра II, написанная по случаю избавления Царя от покушений террористов 4 апреля 1866 г. и 24 мая 1867 г. [49]

По распоряжению архимандрита Данилова монастыря Иакова от 11 июня 1868 г. по сделанным в карандаше эскизам было заказано четыреста небольших овальных образков с «княжеским» изображением благоверного князя Даниила в короне, со скипетром в руке в посеребренной оправе, а также сто овальных образков почитаемого в монастыре преподобного Кассиана Римлянина [50].

В 1903 г. Россия праздновала 600-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила. К этой дате Даниловым монастырем были выпущены литографии со сценами жития преподобного князя и видом Данилова монастыря. В среднике - изображение святого князя в схиме, с небольшим одноглавым трехабсидным храмом в руках - как Храмоздателя Православной Москвы и основателя первого московского монастыря. Через шестьсот лет для русских людей главным подвигом святого Даниила остался подвиг Православной веры, созидания Храма в основании человеческой жизни и государства.

В клеймах литографии, сопровождающихся надписями, - основные события жизни Московского князя в преемственности его с предшествующими и будущими поколениями: Благословение Великим Князем Александром Невским, Князь Даниил молится об устроении града Москвы, Передача правления сыну Иоанну Калите, Пострижение и Погребение, Чудо от гроба в царствование Иоанна Грозного, Обретение и Перенесение святых мощей при Царе Алексее Михайловиче.

Особое место «первоначальнику Москвы» преподобному князю Даниилу отводится на иконах «Собора Московских святых». Святые предстоят главной русской святыне - иконе Богоматери Владимирской с текстом начала тропаря Владимирскому образу: «Днесь светло красуется славнейший град Москва». На одной из небольших икон «Собора», исполненной в Москве, преподобный Даниил в центре - как основатель Московского княжества [51]. Темно-синяя вертикальная схима святого Даниила выделена точно по центру иконы, подчеркивая значение Преподобного; у ног князя небольшая фигура убиенного Царевича Димитрия. По сторонам святые митрополиты Московские, благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, блаженные Василий, Максим и Иоанн Большой Колпак, преподобная Евфросиния, преподобные Андроник и Савва (первые настоятели древнего московского Спасо-Андроникова монастыря во имя Нерукотворного Образа).

На другом большом образе «Собора», происходящем из храма Василия Блаженного [52], иконе Владимирской Богоматери коленопреклоненно молятся преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Князь Даниил - в короне, напоминая Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира, в княжеских одеждах, с большим мечом в руках, как Защитник стольного града и всей России. Подвиг святых князей как защитников Отечества олицетворяется в изображении именно первого князя Московского.

Сохранилось много изображений святого князя Даниила, относящихся к началу XX столетия. На них Святой в схиме со скрещенными на груди руками, как на надгробных изображениях святых. Такие иконы Преподобного - часто больших размеров, вытянутых пропорций. Эти образы повторяли надгробное изображение святого князя Даниила на его раке и связывались с многочисленными чудесами от святых мощей. Такой почитаемый образ стоял в часовне Данилова монастыря (ныне находится в Малом соборе Донского монастыря) [53]. Святой с ярким сиянием у головы в виде лучей и светоносным ликом, на фоне рассветного неба, внизу пейзаж с небольшим деревянным храмом Данилова монастыря. Образ той же иконографии находится в храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище [54]. Фигура преподобного Даниила утверждена как «столп веры» над низкой линией горизонта. Внизу на берегу реки Москвы изображены шатровый монастырский деревянный храм с колокольней, домики Даниловской слободы, погост. Перед аналойным образом подобной иконографии с частицей святых мощей князя Даниила в Покровском храме Данилова монастыря совершаются молебны. Преподобный - в темных схимнических одеждах, со скрещенными на груди руками, с четками, на золотом орнаментированном фоне [55]. Эти иконы, вероятно, созданы в Москве.

В княжеских одеждах святой Даниил изображен на небольшой иконе начала XX в., написанной в одном из среднерусских иконописных сел (частное собрание, Москва). Князь Даниил - в горностаевой мантии, вверху Спаситель, благословляющий Святого.

Прп. кн. Даниил (рельеф архим. Тихона (Балавина), 1920-е гг.)
Прп. кн. Даниил (рельеф архим. Тихона (Балавина), 1920-е гг.)

По монастырской традиции преподобный князь Даниил изображался на иконах вместе с преподобным Кассианом Римлянином, особо почитавшимся в Даниловом монастыре (частное собрание, Москва). Последний настоятель монастыря новомученик архиепископ Феодор (Поздеевский), изучавший наследие преподобного Кассиана Римлянина, заказал икону святых князя Даниила и преподобного Кассиана вместе со своим Небесным покровителем святым Феодором Стратилатом (частное собрание, Москва). Немногие изображения святого Даниила дошли до нас от первой половины XX столетия. Небольшая рельефная икона Святого выполнена архимандритом Данилова монастыря Тихоном (Баляевым) [56].

Прерванная традиция изображения основателя обители преподобного Даниила возродилась вместе с восстановлением из руин Данилова монастыря. С возобновлением монастырской жизни возникают новые образы святого князя Даниила. Даниловский монастырь возрожден к Тысячелетию Крещения Руси. Князь Даниил Московский, прародителем которого был Креститель Руси «великий Владимир», - вновь на русских иконах.

Современному человеку икона несет свидетельство о Бытии Божием и святости, которая достигалась подвижниками в преодолении царящих в мире зла, вражды и греха. В наши дни происходит постепенное проникновение в духовный смысл иконы. Уже многими она начинает восприниматься не только как произведение искусства, но, прежде всего, как моленный Божественный образ, к которому прибегают в надежде на помощь Божию и предстательство святых. Как и древняя, современная православная икона должна быть канонична, свидетельствуя об истине Православия в современном мире.

Одним из главных в возрожденной Даниловской обители стал образ преподобного князя Даниила (1984 г.), созданный в соответствии с каноническим богословием иконы [57]. Образ восходит к древнерусской иконописной традиции XV-XVI веков, времени расцвета Московской Руси, являясь, одновременно, новой по языку иконой XX в. Князь-схимник и князь-молитвенник святой Даниил - с белым храмом в руке. Молитвенный жест руки обращен к храму - обители Божией, в которой живет Господь и куда приходят люди, созидая храм своей души, становясь храмом Духа Святого («вы храм Божий, тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 3, 16; 6, 19). Белый храм - это и символ возрожденного Данилова монастыря. В икону вложена частица святых мощей благоверного князя Даниила. Перед этим почитаемым образом, находящимся в Покровском монастырском храме, совершаются монашеские постриги. Новый извод иконографии князя Даниила стал образцом для других икон Святого.

Современные мастера обращаются к различным художественным традициям. Для Троицкого собора большой образ князя Даниила в рост написан в 1985 г. в живописной манере [58]. Преподобный Даниил - в молитвенном предстоянии Богу, его руки в древнем молитвенном жесте, означающем приятие Божественной благодати. У святых мощей в храме Семи Вселенских Соборов помещен житийный образ святого Даниила, написанный в том же 1985 г. в иконописной манере со стилизацией форм народного искусства [59]. На верхнем поле изображен Деисус - прообраз Второго и Страшного Пришествия Христова. Состав клейм иконы восходит к литографии 1903 г. (отсутствует клеймо с князем Шуйским), внизу - освящение строительства деревянного монастырского храма во имя Даниила Столпника.

Храмовый образ придела во имя святого благоверного князя Даниила Московского в церкви Семи Вселенских Соборов создан в 1991 г. [60]. В основе композиции иконы - роспись Архангельского собора Московского Кремля. Преподобный князь-схимник Даниил обращен в молитвенном жесте ко Христу: образ Спасителя помещен в иконостасе у Царских врат рядом с иконой преподобного Даниила. Язык образа каноничен, изображен Святой, преображенный и освященный благодатью Святого Духа. Преподобный Даниил пребывает в молитве, в области Божественного света. Чистота линий контура, гармоничность пропорций и цвета выражают святость, высоту молитвенного подвига Преподобного.

Князь Даниил с Александром Невским и отроком Иоанном Калитой - в росписи придела во имя преподобного князя Даниила (1991 г.). Князей благословляет Спаситель. На свитке благоверного князя Даниила текст заповеди Христовой: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас...» Эта заповедь братолюбия была одной из самых важных для Московского князя, претворявшего «зловерныя же и враждебный в любовь и смирение».

Среди новых изображений святого князя Даниила пока нет его иконы со Святой Троицей. Сохранявшаяся в Даниловом монастыре традиция изображения святого князя-схимника в предстоянии Святой Троице возродится, как возродилась обитель. Образ святого князя - молитвенника за единение Отечества - ныне особенно важен. Перед такими иконами могли бы возноситься молитвы не только в храмах Москвы, но и России.

Князь Даниил молится за Русскую Землю и державный град, оставаясь «первым в граде своем начальником». К первоначальнику и покровителю Москвы прибегает множество людей, прося в молитве пред его иконами и у его святых мощей укрепления в православной вере, мирного устроения духа и братолюбия, единения Российской Державы.

Русь собиралась молитвами святых ко Пресвятой Троице, побеждающей «ненавистную рознь мира сего». «Блаженный» князь Даниил Московский заложил духовное основание Москвы, из нее выросла единая Православная Русь, которую стали называть Святой. Молитвенник князь-схимник Даниил и ныне заступник за наше разобщенное Отечество, ведущий нас в Обетованную Землю - Святую Русь. Перед иконами святого благоверного и преподобного князя Даниила мы молимся и просим: «Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается... Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией».

* * *

Примечания:

1] Царский Титулярник. 1672 г. Москва. РНБ. F. IV. 7б4. Л. 5 об.

2] О миниатюрах Летописного свода см.: Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40-х–70-х годов XVI в. М., 1972. С. 69-88, 108-152. Летописный свод состоит из 20 тысяч листов с 16 тысячами миниатюр (три тома мировой истории, пять томов русской истории с 1114 по 1533 г., Никоновская и Царственная книги с событиями 1533-1568 гг.).

3] Древний Летописец. Т. 2. БАН. 31.7.30. Л. 195 об., 198 об., 202, 204 об, 205.

4] Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга. 1993. Т. 4. С. 477.

5] Сизов Е.С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов // Древнерусское искусство. XVII в. М., 1964. Т. 2. С. 160-174; Дмитриев Ю.Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля (Материалы к исследованию) // Там же. С. 138-139; Самойлова Т.Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Исторический вестник. М. — Воронеж, 1999. № 3-4. С. 172-173.

6] Книга Степенная Царского родословия // ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 348.

7] Сизов Е.С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора // Материалы и исследования / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль». М., 1976. Вып. 2. С. 80-81.

8] Царский Титулярник хранился в Посольском Приказе, ныне: РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3. № 7. Титулярник 1672 г, явившийся образцом для последующих повторений, был издан под названием: Портреты, гербы и печати Большой Государственной книги 1672 г. СПб, 1903.

9] Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. Словарь. М, 1910. С. 33, 162, 166-167.

10] Два экземпляра Царского Титулярника XVII века хранятся в РНБ. F. IV. 764, Эрм. 440. Изображения князя Даниила: F. IV. 764. Л. 30; Эрм. 440. Л. 27. Описание Титулярников: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб, 1889. Т. 4. Приложение, заключение и алфавитные указатели. Стлб. 201-204.

11] Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под ред. Г.Д.Филимонова. М., 1876. С. 283; Подлинник иконописный. Издание С.Т.Большакова / Под ред. Аи Успенского. М., 1903. Репр.: М, 1998. С. 77 (под 5 марта).

12] Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. М., 1910. Репр.: М, 2002. С. 200.

13] Дерево, левкас, темпера. 31,5x27,5 см. Государственный Музей истории религии, Санкт-Петербург. ГМИР, Б-8816-IV. Реставрирована в 1987 г. Н.В.Калининым в ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря. В ГМИР икона попала из Москвы из Центрального антирелигиозного Музея (ЦАМа), на обороте: ЦАМ кп 27710, на месте верхней шпонки: ЦАМ 19. На бумажной наклейке на обороте надпись: «Главмузей. Соловецкий монаст. Печерская часовня. № 2. 429/С.» - икона при учете Главмузеем бытовала в Соловецком монастыре.

14] Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник Института истории искусства. 1952. М., 1952. С. 291, 307, 316.

15] Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб, 1992. С. 134, 135.

16] Там же. С. 135, 142-143.

17] РГБ. Ф. 310 (Ундольского). № 300. Л. 59 об. - 60.

18] Книги Переписные Данилова монастыря, что при Москве. Опись 1701 году. Далее: Опись 1701 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1.Ед. хр. 102. Л. 2.

19] 1760 году генваря дня. Книга описная Данилова монастыря, что при Москве, церковной ризницы, что на лицо имеется всякой церковной утвари и святых образов... Далее: Опись 1760 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 102. Л. 48.

20] Опись 1701 г. Л. 1.

21] Описание святыя соборныя церкви во имя Седми соборов Святых Отец, каменная. 1726 г. Далее: Опись 1726 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 102. Л. 120, 164 об.

22] В том же Данилове монастыре прибыло после переписных книг 101 [1701 г.] году всякой церковной утвари и риз и протчего... Опись 1725 года. Далее: Опись 1725 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1.Ед. хр. 102. Л. 17.

23] Опись 1725 г.Л. 19.

24] Опись 1726 г. Л. 165 об.

25] Приходо-расходная книга за 1819 г. РГАДА. Ф. 1118. Оп. 1. Ед. хр. 183. Л. 7, 16. Живописцем С.В.Тариным была расписана и братская трапезная.

26] Автора гравюры Мартына Нехорошевского называют главой школы московского медного лубка. См.: Алексеева М.А. Материалы для биографий мастеров народной гравюры XVIII века // Народная картинка XVII-XIX веков. Материалы и исследования. СПб, 1996. С. 92-95.

27] Опись 1725г. Л. 17.

28] 1753 году сентября дня. Книга описная Данилова монастыря, что при Москве, церковной ризницы, что налицо имеется всякой церковной утвари и святых образов... Далее: Опись 1753 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 103. Л. 1 об. - 2; Главная опись Московскаго Данилова монастыря. 1859 г. Далее: Опись 1859 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 122. Л. 13 об.

29] Опись Московскаго Данилова монастыря, во исполнение имянного Ея Императорскаго Величества указа марта 9 дня 1763 году, учиненная лейб. Гвардии Семеновскаго полку порутчиком Петром Свиньиным... Далее: Опись 1763 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 104. Л. 4-6. Продуманное убранство икон в иконостасе делало его художественно цельным.

30] Опись 1763 г. Л. 117 об.

31] Там же. Л. 34; Опись 1859 г. Л. 103-103 об.

32] ГРМ. № жб 2021. Холст, масло. 89x70,8 см. См.: Государственный Русский Музей: Живопись. XVIII-начало XX века. Каталог. Л., 1980. С. 391.

33] РНБ. Гравюра, 20,5x13,5 см, изображение 7,8x6,2 см. Э ГП/2-Д 180, Э ГР 19418. Гравюра, 32x26,7 см, изображение 20,7x14,5 см. Э Лад. ГП/ЗД 180 I, инв. Эа 409 (собр. Ладей).

34] Опись Московскаго Данилова монастыря, учиненная по силе словеснаго его Преосвященства архиепископа Никифора приказания 1793 года генваря 27 дня незаписанным в опись также и вновь прибылым ризническим вещам. Далее: Опись 1793 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 108. Л. 17. Иконы значатся под 1794 г.

35] Опись Московскаго Данилова монастыря, учиненная 1789 года октября 20 дня онаго ж монастыря архимандритом Венедиктом, коликое в означенном монастыре имеется каменных церквей, церковной утвари, ризницы и протчаго. Далее: Опись 1789 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1.Ед. хр. 107. Л. 2 об.

36] Опись 1843 г. Л. 7 об; Опись 1859 г. Л. 13 об.

37] Опись 1760 г. Л. 48.

38] Опись 1763 г. Л. 34-36.

39] Опись 1793 г. Л. 18а об. — 33 об.

40] Опись 1789г. Л. 28 об.

41] Опись 1763 г. Л. 7.

42] Этот образ в драгоценном окладе был передан в 1920-е гг. в Музфонд: Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. М, 2000. С. 105.

43] Опись имущества. 1824 г. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1,Ед. хр. 112. Л. 4 об.

44] Рака 1817г. имела размеры: 177,8x71,1x62,3 см и весила два пуда, одиннадцать фунтов, семнадцать золотников. Опись 1859 г. Л. 12 об. - 13.

45] РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 561. Л. 2. Бумага, акварель, тушь. 49,5x66 см.

46] Опись 1859 г. Л. 12 об. - 13.

47] Там же. Л. 72-72 об.

48] Опись Московскаго Данилова монастыря ризничным и прочим церковным вещам, учиненная по Указу Московской Духовной консистории 1813 года сентября от 9-го дня... РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 109. Л. 4 об.

49] Опись 1859 г. Л. 33 об. — 41 об. Сведения об иконе добавлены после 1859г.

50] РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 695. Бумага, карандаш, акварель, чернила. 17,5x21,8 см.

51] Дерево, левкас, темпера. 31x27 см. Музей имени Андрея Рублева, Москва. ЦМиАР, инв. 253-1. На обороте чернильный штамп с надписью: 1 -я Московская // Артель // художественно-иконописная.

52] Металл, грунт, масло. 285x116 см. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Филиал ГИМ Покровский собор, инв. 103802/29.

53] Дерево, грунт, масло, серебро (?), золочение. 87x49,5 см. Из часовни Данилова монастыря. Малый собор Донского монастыря.

54] Дерево, грунт, масло. 140x65 см. Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище.

55] Дерево, левкас, смешанная техника. 22,5x17,7 см. Покровский храм. Данилов монастырь. Москва.

56] Гипс. 17,2x9,8 см. Существуют еще два гипсовых рельефа работы архим. Тихона (Баляева): 17,2x9,5 см (раскрашенный) и 24,6x12,4 см (заготовка). Историко-археологический музей Данилова монастыря. Москва.

57] Дерево, левкас, темпера. 89x70 см. Об иконописце архимандрите Зиноне: Первый на Москве. С. 130-131.

58] Металл, грунт, масло. 182x100 см. Троицкий собор. Данилов монастырь. Москва.

59] Дерево, левкас, темпера. 70x57 см. Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Данилов монастырь. Москва.

60] Дерево, левкас, темпера. 125x75 см. Об иконописцах протоиерее В.Савиных и его матушке Н.Шелягиной: Полозова Л. У истоков // Художник. 2001. С. 36-38. Цвет. ил. на с. 41.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы