Открылась выставка «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле» (комментарий в свете веры)

5 сентября в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля открылась выставка «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле». В экспозиции представлено около 130 произведений церковного искусства Х-ХIХ веков. Многие из них веками хранились в Благовещенском соборе – домовом храме Российских государей, а затем в запасниках Кремлевских музеев, и демонстрируются широкой публике впервые. Издан 400-страничный каталог выставки, а 14-15 октября в рамках выставки пройдет научная конференция.

Приветственное послание организаторам и гостям выставки направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Приветствие Святейшего Патриарха по случаю открытия выставки «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле»

В течение нескольких столетий Московское государство являлось единственной державой, которая несла на себе груз забот о Православии в других странах, по большей части находившихся под игом иноверцев. Не на пустом месте возникло представление о Москве как о «Третьем Риме», ибо таково было в те столетия предназначение Руси – сохранить истинное Православие и укрепить его.

В томящийся под турецким игом Константинополь и на Святую Гору Афон, в монастыри и церкви Ближнего Востока постоянно шли пожертвования от Русских государей, которые и во внешнеполитических делах всегда стремились отстоять жизненно важные интересы Православной Церкви. Как знаки глубокой благодарности России в царские сокровищницы привозились ответные дары – православные святыни и реликвии. Они веками бережно собирались и сохранялись в ризницах Кремлевских соборов. И сегодня посетители выставки «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле» имеют уникальную возможность увидеть сохранившиеся до наших дней эти замечательные православные памятники, являющиеся одновременно и шедеврами искусства.

Духовным центром всей экспозиции являются две чудотворные иконы Божией Матери – «Донская» и «Пименовская», с которыми неразрывно сопряжены важнейшие события русской истории. Прославление Донской иконы Божией Матери связано с победой русских войск под предводительством святого Димитрия Донского на Куликовом поле, а также с военными походами царя Иоанна Грозного. Перед ней в Успенском соборе Коломны молился царь, отправляясь в знаменитый Казанский поход. Она участвовала и в Полоцком походе Иоанна Грозного в 1563 году. В 1591 году для ограждения Москвы от нашествия хана Казы-Гирея был совершен крестный ход с Донской иконой, а в самый день битвы она находилась среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за ее милость, явленную через Донскую икону, царем Феодором Иоанновичем был основан Донской монастырь.

О Пименовской иконе Божией Матери из «Книги степенной царского родословия», сообщающей о чуде мироточения от нее (под 1404 годом), известно, что образ этот был привезен из Константинополя в Москву митрополитом всея Руси Пименом.

В летописных и житийных сказаниях Русские цари и великие князья часто назывались «благоверными» и «боголюбивыми», и эта экспозиция еще раз свидетельствует об истинности этих определений, о высоком чувстве ответственности русских самодержавцев за сохранение и ограждение от врагов Православной веры.

+ АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Богоматерь Умиление Донская; Успение Богоматери

Икона двусторонняя; Москва, последняя четверть XIV в.;Дерево, левкас: темпера;86x67 ГТГ

Изображение Богоматери поясное, с Младенцем Христом, сидящим на ее правой руке. Голова Богоматери склонена к прильнувшему к ней лику Сына.

Простертой к груди Матери правой рукой Младенец Христос благословляет; в его левой руке, опущенной на колено и закрытой тканью гиматия, свернутый синий свиток с золотой перевязью. Обнаженные до колен ноги Младенца, в сандалиях с золотыми тесемками, покоятся на запястье левой руки Матери, которой она поддерживает спадающие складки одежды Сына.

Лики (а также руки и ноги Младенца Христа) выполнены тонкими слоями охр с киноварной подрумянкой по оливково-зеленому санкирю. На освещенные части нанесены короткие белильные штрихи. Описи красные, нескольких тонов. Уста цвета подрумянки. Тени оливково-зеленые (санкирные), контрастные.

Чепец Богоматери и рукав ее хитона, с широкой золотой полосой зарукавья, — насыщенного синего цвета. Мафорий вишнево-коричневый, с широкими темными притенениями складок. Двойная золотая кайма на левом плече Богоматери украшена золотой бахромой с орнаментальным узором, включающим начертания букв; на челе и на левом плече — золотые восьмиконечные звезды в форме кринов (лилий).

Одежды Младенца Христа — хитон и гиматий — охряные, с широкой синей полосой клава на левом плече, покрыты густым золотым ассистом. Нимбы и фон первоначально были золотые.

На оборотной стороне иконы, в центре на высоком широком ложе изображена усопшая Богоматерь в коричневом мафории и сине-зеленом хитоне. За ложем, в окружении трехслойной синей мандорлы-«славы», увенчанной ярко-красными крыльями серафима, представлен Иисус Христос в охряно-золотистых одеждах; в его покровенных руках душа Богоматери (спеленутый младенец).

К ложу склоняются скорбящие и плачущие апостолы: слева, у изголовья — апостол Петр в синевато-зеленом хитоне и желтом гиматий, с кадилом в руке, и еще пять апостолов; справа, у ног усопшей Богоматери — апостол Павел в коричневом гиматии, почти полностью закрывающем всю его фигуру, с пятью другими апостолами. Над ними, по сторонам от Христа — два святителя с полураскрытыми Евангелиями в руках, в крестчатых фелонях и омофорах с крупными крестами. Лики, а также кисти рук и ступни ног выполнены охрой по оливково-зеленому санкирю; тени и высветления резкие, контрастные.

Перед ложем, убранным белым покровом и коричневой завесой с широкими желтыми каймами по краям, на низком прямоугольном подножии поставлена зажженная свеча в подсвечнике. Слева и справа за фигурами святителей и апостолов — высокие палаты. Нимбы (у Христа, Богоматери и ее души) и фон золотые. Позём глухого синевато-зеленого цвета. Доска с ковчегом на обеих сторонах иконы. Поля надставлены в XVI в. (?); шпонки на верхней и боковых сторонах иконы также поздние, набивные.

«Донская» икона Богоматери принадлежит к иконографическому типу Умиления и представляет собой один из его вариантов, близких к чудотворной «Владимирской» (Константинополь, первая треть XII в., ГТГ). Отличительная иконографическая особенность древней «Донской» иконы Богоматери и ее списков — согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, покоящиеся на запястье руки Матери, придерживающей спадающую ткань его гиматия. Близкие к «Донской» иконе варианты Умиления встречаются в византийском искусстве, в частности, в мозаиках и фресках церкви Санта Мария Паммака-ристос (Кахрие доками) в Константинополе (Стамбуле) 1316—1321 гг.

Иконография Успения Богоматери на обороте относится к краткому варианту, в котором выделены образы усопшей Богоматери, Иисуса Христа с ее душой и двух святителей (их головы окружены нимбами); апостолы без нимбов; «небесные силы» представлены только одним серафимом.

Первые упоминания иконы, именуемой «Донская», появляются в летописных записях середины — второй половины XVI в. Ее прославление связано с военными походами царя Ивана IV против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминаниями о победе над «агарянами» в 1380 г. на Дону (на Куликовом поле). В царствование Ивана IV великий московский князь Дмитрий Иванович (1363—1389) получил почетное именование «Донской». Этот эпитет тогда же был перенесен на основанный им накануне Куликовской битвы 1380 г. Успенский собор в Коломне и на хранившуюся там икону Богоматери с «Успением» на обороте. В 1552 г., отправляясь в поход на Казанское царство, Иван Грозный молился в Коломне перед этим образом Богоматери и взял его с собою в военный поход. После успешной победы над иноверной Казанью, прославившуюся икону перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. Она участвовала также в Полоцком походе Ивана Грозного в 1563 г. В 1591 г. по молитве царя Федора Ивановича перед «Донской» иконой Москва была спасена от нашествия хана Казы Гирея. В память об этом событии был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с чудотворной иконы. В конце XVII в. было составлено Сказание об участии этой святыни в Куликовской битве на Дону, во время которой ее будто бы подарили князю Дмитрию Ивановичу «донские казаки». На основе Сказания была составлена краткая версия, вошедшая в рукописный сборник, переписанный сторожем Благовещенского собора С.Ф.Моховиковым в 1714— 1716 гг.
Ежегодное празднование чудотворной «Донской» иконы 19 августа, с крестным ходом в Донской монастырь, установлено в середине XVII в. Икона почитается как чудотворная и прославляется в списках в Русской Православной Церкви и в XXI столетии.

«Богоматерь Умиление» с «Успением» на обороте была создана для Успенского собора города Коломны в 1380—1390-е гг. Большинство исследователей связывают ее с творчеством мастера, выполнившего сохранившийся в Благовещенском соборе Московского Кремля «Деисусный чин» (этого мастера отождествляют с Феофаном Греком). Возможно, «Деисусный чин» и «Богоматерь Донская» первоначально составляли единый, предназначенный для Успенского собора города Коломны, комплекс икон, заказанных великой княгиней Евдокией (в инокинях Ефросиньей), вдовой великого князя Дмитрия Ивановича. Создание этого Богородичного образа с Успением на обороте могло быть связано с молитвенной памятью о почившем великом князе Дмитрии Ивановиче, о погибших на Куликовом поле православных воинах, а также, возможно, с установлением всеобщего поминовения усопших.

В нижнюю часть иконной доски с образом Богоматери — на нижнем поле — были вставлены святые мощи (после реставрации углубления от мощей закрыли воском).

Икона почиталась уже в конце XIV — начале XV в., о чем свидетельствуют ее уменьшенные ранние списки. В Благовещенском соборе Московского Кремля имелось несколько икон-пядниц с «Донским» образом Богоматери, созданных после перенесения древней святыни из Коломны в придворный царский храм. Вероятно, тогда же она была украшена либо золотым, либо серебряным окладом.

В XVII столетии, в период нового прославления чудотворной иконы, ее золотой убор с редкостными по своей величине драгоценными камнями и отборным крупным жемчугом был самым богатым среди икон царского храма. В Описи 1680 г. перечисление основных частей драгоценного убора и приклада «Донской» иконы занимает несколько листов: «Венцы и оклад весь золотой, чеканный, с трубами... По окладу дванадесять Праздников Господских и Богородичных, на плащах золотых, на особых, наведены чернью... У того же образа, рясы, жемчуг кафимский, снизан на осми нитях...». Далее подробно описаны две золотые цаты (одна «вязеная», другая «сканная») с драгоценными камнями и жемчугом, два (!) жемчужных убруса с двумя жемчужными же ожерельями, серьги, пять золотых крестов с камнями и жемчугом. В «прикладе» перечислены двенадцать золотых панагий, одна из которых — с «частью животворящего древа Господня», а большинство других — с мощами святых; золотые панагии в основном круглые, несколько «четвероугольных», почти все украшены камнями и жемчугом, некоторые с резными изображениями; в дополнение к золотым панагиям — одна «костяная, четвероугольная, резная, в золоте, обнизана жемчугом кафимским...». Кресты и панагии были прикреплены к серебряной вызолоченной гладкой доске, украшенной «яхонтом лазоревым, да изумрудом» и обнизанной по краям «жемчугом кафимским». Оборот иконы — образ Успения — был в гладком серебряном окладе, с резными серебряными золочеными венцами. Под иконой висела пелена из золотного бархата «по червчатой земле», с крестом из двадцати четырех серебряных золоченых дробниц. Чудотворный образ помещался в деревянном киоте с затворами, увенчанном крестом. На киоте было множество изображений: «в возглавии, Деисус и Праздники, и Пророки»; «на затворех» — Благовещение и четыре евангелиста; «на столицах, и по сторонам» — образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и других святых, соименных членам царской фамилии, а также особо чтимых русских: Феодосия Печерского, Варлаама Хутынского, Бориса и Глеба, Михаила Черниговского и боярина его Феодора. В первые годы XVIII в. основная часть драгоценного убора «Донской» иконы была переделана в соответствии с новыми эстетическими критериями. В Описи 1701 — 1703 гг. отмечено, что вместо киота икона вставлена «в большой местный образ», на котором «семнадцать лиц праматерей и пророчиц».

Икона была раскрыта в 1914—1919 гг. ГО. Чириковым; после раскрытия поступила в ГИМ, откуда в 1930 г. была передана в ГТГ, где и хранится в настоящее время.

Богоматерь Одигитрия Пименовская; Благовещение

Икона двусторонняя; Константинополь, вторая половина XIV в. (1380-е гг. ?); изображение на обороте — Москва, середина XVI (?) — XVIII вв.; Дерево, левкас; темпера; 67x48 ГТГ.

Изображение Богоматери поясное, с Младенцем Иисусом Христом, сидящим на ее левой руке. Фигуры Матери и Сына приближены друг к другу. Голова Девы Марии слегка повернута и склонена к Сыну. Левой рукой она придерживает Младенца, ее правая рука, закрывающая пальцы левой руки, поднята к груди Иисуса. Голова Младенца Христа с высоким открытым лбом, пышной шапкой светлых волос немного приподнята; взгляд обращен к молящемуся. Ножки Младенца опущены, обнаженные ступни скрещены. Правой рукой Младенец Христос благословляет, в левой руке держит свернутый красный свиток.

Лики Марии и Христа, а также кисти его рук и ступни выполнены охрой теплого розоватого оттенка по светло-зеленому санкирю; на освещенные части нанесены белильные штрихи (движки); контрастные притенения цвета санкиря. Описи черт ликов темно-красные. Уста киноварные. Мафорий Богоматери темно-вишневого цвета, с золотой каймой; хитон синий, с двумя золотыми полосами на зарукавье. Чепец розовато-охристый, с густыми белильными и светло-голубыми штрихами высветлений, почти полностью закрывающими его охряный цвет. Одежды Младенца светло-охристые, с двумя темно-лиловыми полосами клава, густо покрыты золотым ассистом. Нимбы и фон охряные, ярко-желтого цвета (краска почти полностью утрачена).

Первоначально икона была односторонняя. Изображение Благовещения на обороте появилось, вероятно, в середине XVI в. Архангел Гавриил, с простертой благословляющей рукой и жезлом в левой руке, приближается к Богоматери, сидящей на троне. Фигуры представлены на фоне палат. Вверху в центре иконы — полуфигура благословляющего Ветхого деньми, от его десницы к нимбу Богоматери направлен луч — символ Святого Духа. Доска из дух частей. Шпонки торцовые, накладные, укреплены коваными железными гвоздями. Ковчег глубокий, с пологой лузгой. На оборотной стороне иконы ковчега нет.

«Богоматерь Одигитрия Пименовская» представляет собой список одного из чтимых в Константинополе образов, в котором Богоматерь была изображена в рост. Подобный образ сохранился в мозаиках храма Марии Паммакаристос (Кахрие джами) в Константинополе (Стамбуле) 1310-х гг. и на византийских иконах XIV в.

Первое упоминание об иконе, именуемой «Пименовская», относится ко второй половине XVI в. В Книге Степенной царского родословия краткая летописная запись 1404—1407 гг. о двух мироточивых иконах — Богоматери и Николы Чудотворца («Бысть чюдо на Москве в дому Тютрюмове, иде миро от иконы святая Богородица и от чюдотворца Николы») — была связана с находившейся в Кремле древней Богородичной иконой и дополнена следующим сообщением: «Сию чудесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руссии, принесе из Царяграда, и многа лета стояла в соборной велицей церкви на Москве. Тютрум же некто, славный купец, умоли собора того служителей, да принесут в дом его образ той Богоматери и молебная сотворят, яко же обычай есть, иже от веры мнозу желаху тогда видети в дому своем образ той Богоматери. Ныне же поставлена бяше святая икона в царском дворе в церкви у Благовещения пресвятыя Богородицы во святем олтари». По имени митрополита Пимена икона получила название «Пименовская». Пимен был в Константинополе в 1380—1381 гг., затем в 1385—1386 гг.; во время третей поездки он умер в Халкидоне (пригороде Константинополя) в 1389 г. Икона была принесена Пименом в Москву либо в 1381, либо в 1386 г. Как следует из текста Книги Степенной, в течение многих лет она находилась в Успенском соборе Московского Кремля. После пожара 1547 г. ее перенесли в выгоревшую придворную церковь Благовещения и поставили за престол; тогда же на оборотной стороне иконы написали Благовещение. В Описи Благовещенского собора 1680 (1634) г. эта икона отмечена в алтаре вместе с двумя другими двусторонними запрестольными образами.

Драгоценный убор «Богоматери Пименовской» — главной запрестольной иконы — был одним из самых богатых в царском храме: «Оклад серебряный басемный, золочен, венцы золотые чеканные, а в них, в гнездах: в большом венце, яхонт лазорев, два изумруда, два лала червчатых; в другом венце, яхонтик лазорев, да лалик червчат. Цата золотая, сканная, решетчатая, переломлена, в ней в гнездах три яхонта лазоревых, яхонт желт, не велик, да изумруд, да гнездо порозжее. У тоя же цаты три запоны золоты сканные, в средней запоне в гнездах, пять яхонтов, да четыре раковинки; в другой запоне, три яхонта лазоревых, да два изумруда, да четыре раковинки; в третьей, три яхонта лазоревых, да изумруд, да [ис]корка изумрудная, да бирюза, да четыре раковинки». К 1680 г. убор стал еще роскошнее: «...у Пресвятые Богородицы убрус и ожерелье низаны жемчугом кафимским по деке серебряной, золоченой. На убрусе репей золотой, в нем в средине в гнезде яхонт червчат; около яхонта двенадцать яхонтиков червчатых, в закрепках на спнях золотых четыре жемчужины кафимские. На ожерелье репей с каменьи такой же, что на убрусе. У Младенца на ожерелье два репейка, в них по семи искр яхонтовых червчаты». Написанный в середине XVI в. на обороте иконы образ Благовещения был украшен более скромно; в XVII в. серебряные гладкие, золоченые «оплечки и поля обложены вновь», венцы «сканные, позолочены с розными финифты, в венцах в гнездах шесть каменей, смазни, четыре лазоревые, два червчаты».

Из трех запрестольных икон Благовещенского собора только этот образ имел покровы, подобные одеждам древних византийских Богородичных икон. Изображение Богородицы «по верх образа» покрывалось «тафтой червчатой; по концам низано мелким жемчугом по камке розных цветов...». К этому покрову была «пришита кисея тонкая, по ней травки шиты золотом волоченым». Икона помещалась в деревянном киоте, расписанном «сусальным серебром»; под киотом внизу — столбик, обитый «сукном червчатым» (древко, на котором был утвержден киот с иконой). Под образом висела пелена «средина бархат веницейской травы серебряные по червчатой земле», с крестом из «галуна золотного».

В XVII в. «Богоматерь Пименовскую» носили не только в крестных ходах, но также в дома (в царские палаты?) для совершения молебнов и причащения больных, о чем свидетельствует прикрепленный к иконе «ковчег дароносный». Этот обычай, распространенный в XVI столетии, восходил, вероятно, к началу XV в., когда от иконы Богородицы (и образа Николы Чудотворца) истекло святое миро. В рукописном сборнике, переписанном сторожем Благовещенского собора С.Ф.Моховиковым в 1714—1716 гг., в Сказании о явленных чудесах от святых икон, о «Богоматери Пименовской» сказано, что «миро шло от главы ее». В этом же сборнике помещено пространное Сказание, основанное на тексте Книги Степенной. Главное внимание составителя Сказания обращено на чудесное обильное миротечение от образа в доме купца Тютрюма и «потом во многие времена». Здесь также уточнена дата перенесения иконы из Успенского собора в Благовещенский: «И стоял той образ до лета великого князя Иоанна Васильевича Всея России во Успенском соборе...».

В XIX — начале XX в. «Пименовская» икона Богородицы праздновалась 6-го июня (по старому стилю); ныне ее празднование возобновлено. Драгоценный убор «Богоматери Пименовской» начали разрушать в петровскую эпоху. В Описи 1701—1703 гг. отмечено, что в ожерелье нет золотого «репья» с камнями. Золотая цата с драгоценными камнями в золотых запонах была снята и «пошла в дело в венец Пресвятые Богородицы Донские, а каменья по разным иконам». С покрова был спорот жемчуг, обильно украшавший его концы и середину, и положен «в церковную казну». Кисея также была отдана «в церковную казну». Исчезла и пелена из «виницейского бархата».

С чтимой «Богоматери Пименовской» было сделано несколько списков. Одним из древнейших является икона середины XVI в. из пядничного ряда иконостаса Благовещенского собора, созданная в период перенесения древней святыни из Успенского собора в Благовещенский.

Икона раскрыта в 1918 г. в Комиссии; после реставрации была передана в ГИМ, откуда в 1930 г. поступила в ГТГ, где и хранится в настоящее время.

Форумы