Старообрядцы и староверы – одно и то же? (комментарий в цифрах и фактах)

Воздвиженский храм в Алтуфьеве
Воздвиженский храм в Алтуфьеве

Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Алтуфьеве на речке Самотышке
(Алтуфьевское шоссе, 149)
П.Г.Паламарчук. Сорок сороков. М. 1995., т.4. С. 26-29

«Владельцы села: Мякишев Н Д. —1585 г.; Акинфовы — 1623—1759; И.И.Вельяминов - 1759-1766; М.Ф.Апраксин - 1766 г.; Н.Ф.Брюс - 1766-1768; Биндер - 1768-1786; Куракины — 1788—1812; Д.П.Приклонский с 1842 г.; Н.А.Жеребцов — 1849— 1861; Г.И.Алеева с 1868 г.; М.И.Лагинова с 1873 г.; Н.В.Кюрер с 1884 г.; Г.М.Лианозов с 1888 по 1917 г.; в 1928 г. больница». (Памятники усадебного искусства. М., 1928. С.8.)

«Небольшая каменная церковь, на месте деревянной, выстроена в стиле барокко в 1750 г. Глава и крест XIX в., внутреннее убранство новое. Прежняя колокольня храма была над западною пристройкой, новая над восьмигранным сомкнутым сводом начала XIX в. Тело иконостаса старое, но верхние ярусы новые, потому, что их отрезал гладкий потолок. Дом 1851 г., две служебные пристройки более старого времени. Запустелый парк с прудом». (Рукопись Александровского. Часть «Окрестности».) Построена на месте древнего храма 1687 г., в 1750-1765 гг. или в 1763 г.; главка начала XIX в. Это один из редких московских храмов, не имевших трапезной. Другой особенностью его является постройка «иже под колоколы»: в открытой главке висит ныне один небольшой колокол, в который звонят по праздникам.

В начале войны храм некоторое время был закрыт, затем в нем вновь стала правиться служба. Еще сравнительно недавно, в 1970-е гг., приход был весьма малочисленным — Алтуфьево находится подле самой Кольцевой Автодороги — и служили в церкви только по праздникам и в субботу — воскресенье. Но с постройкой рядом нового микрорайона приход резко возрос, службы теперь совершаются ежедневно, попасть внутрь трудно. Для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить по две обедни, в 1980 г. летом был освящен второй приставной престол во имя св.муч. Трифона. Ограда вокруг современная из металла. Внутреннее убранство XIX в. Обращает на себя внимание икона св. Макария Желтоводского, явившаяся чудесно у кладезя на границе трех селений: Алтуфьева, Бибирева и Медведкова, ранее находившаяся в церкви преп.Сергия в Бибиреве. Источник сохранился доныне.

«Храм построен в 1759—1763 гг. В конце XVIII в. церковь была несколько переделана: внутри устроен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, а над сводом поставлена колокольня. В результате проведенной реконструкции в 1986 г. деревянная паперть-пристройка на западной стороне храма, ввиду ветхости, была заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на север и юг. Пол покрыт мрамором, и пристроено крыльцо с металлическими фигурными навесами над каждым из трех входов.

В церкви хранится чтимая икона — список с Казанского образа Пресвятой Богородицы (память 8/21 июля и 22 октября/4 ноября)». (Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 32.)

Кроме храма под тем же государственным охранным номером 404 числятся также сохранившиеся строения «усадьбы Алтуфьево XVIII—XIX вв.: главный дом середины XVIII в.; 1851 г.; пивоварня, погреб (встроен в здание в XX в.), парк 10,3 га с прудом». (Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С.104.)

В главном доме с 1928 г. была больница № 44; в 1980—1990 гг. здесь находилась фабрика Общества спасения на водах. В 1980 г. производился внешний ремонт этого очень любопытного здания, над южным фасадом которого сохранился герб владельцев имения. Здания пивоварни и погреба XVIII—XIX вв. с запада от главного дома были заняты психоневрологическим диспансером. Село Алтуфьево снесено полностью.

В 1989—1990 гг. выстроено новое здание крестильни, искусно стилизованное под барокко, где предполагается также освятить престол. «Здание выстроено союзом «Трансэкспо». (Кучеренко В. И засияют купола // Веч. Москва. 1991. 8 февраля.)

Церковь Второй общины старообрядцев-поморцев брачного согласия во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери
(Токмаков пер., 17)
П.Г.Паламарчук. Сорок сороков. М. 1995., т.4. С. 404-408


Церковь второй общины старообрядцев-поморцев брачного согласия во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери
Церковь второй общины старообрядцев-поморцев брачного согласия во имя Воскресения Христова и Покрова Богоматери

«Это первый храм старообрядцев в Москве, построенный в 1907—1908 гг. архитектором И.Е.Бондаренко в стиле северных церквей, с колокольней под двускатной кровлей. Для наружной отделки применен гранит, облицовочный кирпич, майолика. Особенно красива майолика на фронтоне колокольни. Интересен дубовый иконостас и утварь темной бронзы оригинальных рисунков. Много ценных древних икон украшают иконостас и храм. Цветное стекло окон делает церковь уютной, полной древнерусской мечты. Вместимость ее 500 человек. Стоимость 150 000 р.». (Путеводитель Машкова. С. 205.)

«Храм освящен в 1908 г. Сооружен в древне-псковском стиле и является одним из лучших и красивейших храмов столицы». (Всероссийский старообрядческий календарь на 1910 г.)

«8 июня состоялось в Москве освящение храма во имя Воскресения Христова и Покрова Богородицы при второй московской общине старообрядцев поморского брачного согласия в Токмаковом переулке, близ Старой Басманной. Храм выстроен в один год. Строил его молодой архитектор Бондаренко. Стоимость постройки около 150 000 р. Этот первый в Москве поморский храм сооружен по типу древнейших псковских церквей. Оригинальна звонница с крышей из разноцветной черепицы. На ее лицевой стороне изображены из разноцветной майолики два ангела, держащие икону Спасителя — это интересная и типичная живопись. Самый храм невелик. В нем иконостас с древними иконами; огромное паникадило в старом стиле помещено посередине церкви. Храм настолько оригинален, настолько непохож на остальные церкви, что, вероятно, сделается одной из достопримечательностей Москвы. Во время торжества старообрядки-поморки, начиная с московских миллионерш и кончая беднейшей членшей общины, были в платках (большею частию белых) в силу того, что голова женщины должна быть в церкви прикрытой. В притворе храма, а также на хорах лежало немало модных и дорогих дамских шляп, которые были заменены скромными мещанскими платочками». (Искры. 1908. № 23. С. 182.)

«1-го мая 1909 г. в этом храме открылись заседания Первого всероссийского съезда поморцев, приемлющих брак. На съезд собралось 500 человек. Перед началом заседаний отслужили молебен, настоятель храма прочел молитву за царя. На собор явились с приветствием представители федосеевцев». (И.З. Старообрядцы-поморы. Очерк. М., 1909.)

«Пение в этом храме «наречное». (Лебедев А. Материалы для истории раскола в Поволжье. М., 1910.)

Любопытно, что у храма имеется абсида, хотя поморцам-беспоповцам она как будто ни к чему.

«Храм закрыт Великим постом 1930 г. Особая часть госфондов захватила колокола, подсвечники, купель, паникадило, мебель; Гохран забрал серебряные ризы и кресты. Около 70 образов XVI — XVIII вв. пошли на склады музейного фонда». (Козлов В. Судьбы старообрядчества// Моск. журнал. 1992. № 9. С. 36.) Через несколько недель община поместилась в восточной части Успенской церкви на Преображенском кладбище, где пребывает и поныне. (Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. М., 1977. С. 143.)

В 1931—1933 гг. в церкви помещался детский театр, затем — библиотека, а после нее — завод. С 1960-х гг. церковь занимал цех № 4 швейной фабрики «Космос». Здание находится в худом состоянии. Сломаны главы церкви и колокольни, с последней снят колокол, а из рук ангелов вынута икона Спасителя. К западному порталу сделаны две загородившие обзор пристройки. Два ангела из майолики на фронтоне что ни год все более осыпаются. Здание состояло в числе списка нововыявленных памятников архитектуры, предложенных на постановку под государственную охрану и ждущих утверждения уже не один год. А тем часом храм все более приходил в упадок.

Здание бывшей поморской церкви в Токмаковом переулке (1979г.)
Здание бывшей поморской церкви в Токмаковом переулке (1979г.)

В 1990 г. внутри находился штемпельно-гравировальный цех фабрики металлографии и штемпельно-гравировальных работ Главного управления по производству школьно-письменных принадлежностей Министерства местной промышленности РСФСР.

Храм поставлен на государственную охрану решением Президиума Моссовета от 30 июля 1992 г. № 84.

Ссылки по теме
Форумы