«Всюду жизнь» (комментарий в свете веры)

Телепрограмма «Православная Энциклопедия»
(Прямой эфир на ТВЦ 21 июня 2003 года)

Ведущий: Н.И.Державин:
— Доброе утро! В прямом эфире – «Православная Энциклопедия».
Завтра православные отмечают День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Это празднование установлено на Поместном соборе в 1918 г. Немногие знают, что тексты службы этого дня составил академик Борис Тураев вместе с игуменом (впоследствии, – епископом) Афанасием (Сахаровым), ныне прославленным в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Один из крупнейших египтологов России, ученый с мировым именем, в отличие от многих своих коллег по Петроградскому университету был по-настоящему воцерковленным человеком и никогда не скрывал этого. Академик Тураев со своими единомышленниками добился открытия домовой церкви при Петроградском университете и занимал там скромную должность старосты.

Далее в нашей программе мы покажем вам еще много интересного, а пока узнаем, о чем писали газеты на этой неделе.

Обзор прессы
А.В.Журавский: — Погода на дворе явно не отпускная. Не расположена отдыхать и пресса.
23 июня – в «Независимой Газете» в статье Джованни Бенси «Конституция ЕС осталась "безбожной"», констатируется, что спор вокруг исторических корней Старого Света зашел в тупик. В результате, по словам итальянского журналиста, в преамбуле европейской Конституции не оказалось прямого указания ни на христианство, ни на античную культуру, ни на Просвещение. Осталась лишь вялая формулировка: «Вдохновляясь культурным, религиозным и гуманистическим наследием Европы...». Однако Италия, Испания, Португалия и Польша потребовали внести в проект Конституции упоминание о христианстве. Вопрос решено отложить до осени.
23 июня – в газете «Известия» статья Ларисы Шеремет «Рабы немы». Три женщины в Волгоградской области ушли из семьи и добровольно стали заложницами духовной наставницы-сайентолога. Семейные скандалы, кража вещей из дома, и, наконец, полный разрыв с близкими – таков итог этого нетрадиционного духовного поиска.
24 и 25 июня – в «Комсомольской Правде» большая статья Николая Варсегова «Средь лесов, полей, болот мы вершили Крестный ход» о ежегодном шестидневном Великорецком крестном ходе с иконой святителя Николая. Авторское отношение к этому событию менялось от ернического к просветленно-проникновенному. Это чудно иллюстрируется и финалом статьи: «Только здесь я впервые увидел настоящую Россию, прекрасную, величавую и свою.... Не хочу зарекаться, но, коль ничего не случится, обязательно пройду этот путь от начала и до конца. Это, поверьте, очень очеловечивает».
26 июня – на портале «Правда.Ru» статья Егора Белоуса «С крестом и мечом: пастыри в российской армии», посвященная семинару «Пастырская работа в современной армии», прошедшему в Рязани 24 июня. Организаторами семинара выступили Минобороны России и Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами Московского Патриархата. Статс-секретарь Министра обороны генерал-полковник Пузанов так прокомментировал смысл православно-военного взаимодействия: «Церковь видит свою основную цель в формировании нормального человека: человека с верой в будущее, с ответственностью за защиту своего государства… Сегодняшний солдат всего на два года солдат, а затем снова возвращается в общество».
Присоединяюсь к словам генерала и прощаюсь с вами. До встречи.

Н.И.Державин: — Сегодня гостем нашей студии будет священник Александр Немченко. Он организовал единственный в своем роде приют – Центр реабилитации для бывших заключенных. Отец Александр готов ответить на ваши вопросы, мы ждем ваших звонков.

Вопрос нашей викторины тоже связан с тюремной темой: «Какие две известные картины художника Николая Ярошенко посвящены заключенным?»

А сейчас я передаю слово Елене Гагариной, директору Музеев Кремля, которая расскажет об уникальном творении, созданном 600 лет тому назад.

Иконостас Благовещенского собора
Иконостас Благовещенского собора

Видеосюжет: «Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля»
На Соборной площади Кремля, рядом с Большим Кремлевским Дворцом стоит златоверхий девятиглавый Благовещенский собор. Построен он в конце XV века, и в течение столетий был домовой церковью русских государей. Тут молились, исповедывались и причащались члены великокняжеской, а позже – царской семьи.
В убранстве этой небольшой церкви главную роль играет её многоярусный иконостас. Высокий иконостас – уникальное явление в русской художественной культуре. Он возник на рубеже XIV – XV веков и стал характерной особенностью русского храма.
В иконостасе Благовещенского собора – более ста икон. Они расположены в шесть рядов. А смысловое ядро составляет ряд, называемый «Деисус». Название это произошло от греческого слова «Деисис» и означает «моление перед Иисусом». Все святые на иконах этого ряда объединены молитвенным обращением к Богу, ходатайством за грешное человечество. По смыслу, композиции, цвету это самый значимый ряд в иконостасе, что подчеркнуто и его размерами: иконы написаны на широких досках высотой в два метра.
В центре «Деисуса» – Спаситель, торжественно восседающий на троне в окружении Сил Небесных и символов Евангелистов. Отсюда название иконы – «Спас в Силах». Это самое раннее из сохранившихся изображений такого типа, которые с тех пор стали обязательными для высокого иконостаса на Руси. На раскрытой книге – надпись: «Я есть Свет миру…». Одежды Спасителя и фон всех икон были покрыты золотом, ныне почти утраченным. Золото в культуре восточно-христианского мира всегда символизировало Вечный Свет Божественной Истины и Славы. В золотом сиянии, исходящем от Спасителя, предстают заступники за род человеческий. Первыми у Престола Спасителя стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Они – посредники между человеком и Богом, участники Славы Христа. За Богородицей – архангел Михаил, апостол Петр и творец Божественной литургии святитель Василий Великий. А за Крестителем – архангел Гавриил, апостол Павел и составитель другой литургии – святитель Иоанн Златоуст.
Торжественность и величие молитвы подчеркнуты обособленностью фигур, неповторимостью ликов и цветовыми сочетаниями: золота, глубокого синего цвета, созданного на основе чистого лазурита, красной киновари с характерным гранатовым оттенком и яркой, цвета желтка, охры. В живописи лика Богоматери плотная, насыщенная цветом поверхность приобрела оптическую глубину, уподобляясь сияющему драгоценному камню. Трагический и скорбный лик аскета и отшельника Иоанна Предтечи построен на контрасте зеленого оттенка основы и плотной желтой охры верхних слоев. Прозрачная, переливающаяся множеством оттенков живописная поверхность лика
Спасителя будто светится мягким, мерцающим светом. Рассматривая один за другим все девять ликов, нельзя не изумляться их разнообразию. Психологизм и художественное совершенство образов – всё говорит о работе талантливого, выдающегося мастера. В то время, в конце XIV - начале XV века, в Москве работал знаменитый греческий иконописец Феофан. Именно Феофану Греку («философу зело мудрому», как его называли) и приписывают создание этого уникального Благовещенского Деисусного чина – шедевра иконописного мастерства.

Н.И.Державин: — В нашей студии – протоиерей Александр Немченко, настоятель храма святителя Николая на Троекуровском кладбище, лауреат международной премии «Фемида» в номинации «Подвижник». Мы поговорим о милосердном отношении к людям, которые, раз оступившись в жизни, пытаются подняться, к тем, кто, испытав все ужасы неволи, все же стремится стать полноценным членом общества.

Н.И.Державин: — Доброе утро, отец Александр.

Прот. Александр Немченко: — Доброе утро.

Н.И.Державин: — Отец Александр, в чем, на Ваш взгляд, заключается милосердное отношение к ближним? Достаточно ли для этого оказания разовой помощи?

Прот. Александр Немченко
Прот. Александр Немченко

Прот. Александр Немченко: — Милосердие заключается, прежде всего, в деятельной христианской любви, которая и позволяет по-настоящему помочь человеку. Можно человеку дать деньги, еду или одежду, но важнее помочь ему научиться все это добывать самостоятельно.

Н.И.Державин: — Как к Вам пришла идея создать реабилитационный центр для бывших заключенных?

Прот. Александр Немченко: — В 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия я был назначен настоятелем храма Святителя Николая в Троекурове (г.Москва). Церковь была разрушена, рабочих не было. Почему-то с первых же дней ко мне пришли бывшие заключенные, которые только-только освободились. Они нуждались в прописке, в жилье, в работе. Сначала при храме находились только москвичи, они работали сторожами, помогали строителям. Но земля, как известно, полна слухом, и ко мне стали приезжать люди из других городов. Так и появился Свято-Никольский реабилитационный центр.

Н.И.Державин: —Вы – лауреат премии «Фемида». Расскажите о ней?

Прот. Александр Немченко: — Я считаю, что лично мне эта премия дана авансом. Я сам никакой премии не заслужил и очень благодарен Международному русскому клубу, который таким образом отметил мое послушание. На самом деле, эта премия дана всей Русской Православной Церкви, и я благодарю Господа за это.

Н.И.Державин: — А теперь давайте посмотрим сюжет о Ваших подопечных.

Видеосюжет: «Реабилитационный центр при Никольском храме»
Рассказывают бывшие заключенные, ныне – члены общины реабилитационного Центра при храме Святителя Николая в Троекурове:

— Сам я бывший эмигрант из Такжикской ССР, из г.Душанбе, где у меня погибла вся семья, то есть жена и взрослый сын. Меня спасло только лишь то, что на тот момент я был в местах лишения свободы. Господь Бог, Он, и наказывал, посылая мне испытания, но в то же время оставил меня в живых. Батюшка Александр дал мне приют, крышу над головой, кусок хлеба и дал работу, естественно, ту, которую я люблю. Я для храма делаю Царские врата, сделал алтарь.
Здесь живут, в основном, бывшие заключенные, живут между собой очень дружно. Нам делить здесь нечего, у нас судьба одна.

— Единственное место, где мне помогли, протянули руку помощи, – это здесь, у отца Александра. Здесь – единственное место, где я могу жить, где могу работать. Я был актером, закончил Щукинское театральное училище. До Щукинского я закончил Московский авиационный институт. Когда началась перестройка, занялся бизнесом, но остался без квартиры, без семьи. Здесь я обрел семью. Здесь – мои друзья. Здесь – ребята, которые прошли огонь и воду, которые по 20, по 30 лет отсидели, потратили больше половины жизни, и теперь они нашли в себе силы остановиться, и приют свой нашли здесь.

— Этот приют очень отличается от тех социальных приютов, в которые попадают люди. Мы находимся при храме, при церкви Святителя Николая. Иногда стоишь, смотришь на купола, думаешь: Господи, какая же красота, какая благодать! Хорошо, что мы не где-то, а именно здесь, при храме, где должна быть духовность, где должна быть молитва.

Н.И.Державин: — Мне сообщают, что в студию поступил звонок от зрителя. Алло, доброе утро.

Телезритель — Доброе утро. Отец Александр, здравствуйте! Меня зовут Сергей Иванович, я был неоднократно у Вас. Я очень рад видеть Вас в здравии и тому, что Вы получили такую премию. Вы совершаете нелегкий, но благородный труд. Побольше бы нам таких людей, как Вы! Здоровья Вам и счастья!

Прот. Александр Немченко: — Сергей Иванович, большое спасибо Вам за звонок.

Н.И.Державин: — Отец Александр, сколько человек проходит реабилитацию в Вашем Центре?

Прот. Александр Немченко: — В среднем – 50 человек. За все время работы Центра прошло около 1000.

Н.И.Державин: — Какова дальнейшая судьба тех, кто уже прошел реабилитацию? Вы поддерживаете с ними отношения?

Прот. Александр Немченко: — В основном, им удается вернуться к нормальной жизни, добиться получения прописки, жилья и работы. Но некоторые, к сожалению, вновь садятся в тюрьму, но мы не теряем с ними контакта, переписываемся. Заключенные – и бывшие, и рецидивисты – благодарят нас за внимание, за помощь, за священническое наставление.

Н.И.Державин: — Как Вы организуете жизнь своих подопечных? Есть ли у Центра какой-то Устав…

Прот. Александр Немченко: — Я 4 года подвизался в Свято-Даниловом монастыре, когда его наместником был нынешний архиепископ Владимирский Евлогий. Это была очень хорошая школа. И сегодня в нашем Центре люди живут так, как мы жили в Свято-Даниловском монастыре. В общем, у нас все довольно строго.

Н.И.Державин: —Получают ли Ваши подопечные зарплату?

Прот. Александр Немченко: — Каждому определено особое послушание, но зарплату никто не получает.

Н.И.Державин: — Существуют ли в Центре система поощрений и наказаний?

Прот. Александр Немченко: — Существует. Мы наказываем за пьянство, за нарушение режима дня, за самовольное отлучение и за тунеядство. А поощрением служат подарки к праздникам, праздничные трапезы, в том числе – по случаю дня рождения. Мы живем единой общиной.

Н.И.Державин: — Всегда ли Вы знаете о прошлом Ваших подопечных?

Прот. Александр Немченко: — Я беседую с каждым, кто приходит к нам, а потом, соответственно, с ним разговаривают соседи по комнате. Невозможно скрыть прошлое и настоящее, когда постоянно находишься среди людей. Но, как правило, люди сами открываются еще на первой беседе. Они ведь хотят получить помощь, и им ни к чему скрывать какие-то факты из своей биографии.

Н.И.Державин: — Отец Александр, в чем специфика работы с бывшими заключенными и есть ли таковая вообще? Они прошли тяжелый путь, и, наверное, в общении с ними есть определенная сложность.

Прот. Александр Немченко: — У меня нет особых проблем при общении с этими людьми, ведь я живу рядом с ними. Главная сложность состоит в том, чтобы каждый Божий день всех обеспечить работой, да еще такой, которая благотворно подействовала бы и на самого человека, и на всю общину.

Н.И.Державин: — Почему Вы считаете, что должны жить одной жизнью вместе со своими подопечными?

Прот. Александр Немченко: — Они себя чувствуют увереннее, когда видят, что рядом с ними живет человек, который им, во-первых, доверяет, а во-вторых, – сам добровольно следует тому строгому распорядку, который заведен и для них. Понимаете, речь ведь идет об адаптации. Человек, отсидевший в тюрьме, зачастую просто не умеет организовывать свой быт, общаться с другими людьми, он просто отвыкает от нормальных человеческих взаимоотношений. Особенно тяжело приходится тем, кто сел при Советской власти, а вышел недавно: времена изменились, нигде их не прописывают, нигде не принимают на работу. Куда им идти, кому они нужны? Не удивительно, что люди опускаются до состояния бомжей. Слава Богу, что Он по Своей милости направляет их к нам, в спасительное лоно Русской Православной Церкви.

Н.И.Державин: — Я хочу поблагодарить Вас, отец Александр, за участие в нашей программе и пожелать Вам помощи Божией в Вашем нелегком, но благом деле помощи ближним. Всего Вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Немченко: — До свидания.

Видеосюжет: «Владимирский Централ»
Особенности истории нашей страны таковы, что и до сей поры не сыщется в России человека, который бы не знал словосочетания «Владимирский Централ». Два слова, а смысла, глубины и судеб – на хороший роман.
Грозная и поныне тюрьма все же постепенно меняет свой облик. Музей, например, открыли, где с неподдельной гордостью посетителям с воли показывают кандалы, заточки и прочий камерный колорит. Наравне с самодельными картами и резными ложками – выставка человеческих судеб. Лидия Русланова – «антисоветчица», Василий Сталин – «сумасброд и сын тирана», Василий Шульгин – «отец Белого движения», человек, принимавший отречение у Николая II. Так сказать, лучшие люди нашей тюрьмы. На это казематное гостеприимство невольно торопишься ответить: «Нет, уж лучше вы к нам…»
Однако, как это ни странно звучит, что-то светлое все же есть и во Владимирском Централе. С 1992 года здесь в одной из камер открылась молельная комната, а потом – храм во имя св. Николая Чудотворца. Староста в этой церкви, а заодно и дьякон – Павел Петров, заключенный, как, впрочем, и все, связанные узами Централа. История этого человека удивительна. Когда-то, совершив преступление, он сумел избежать наказания и мог бы спокойно жить на воле, никем не изобличенный. Но, обратившись к Богу, Павел пошел и признался в содеянном. Сев в тюрьму, этот человек встал на путь к Богу.
Народ давно заметил, что тюрьма неизбежно накладывает особенный отпечаток на человека. Прежде всего, меняются глаза, а у отца Павла этого нет: простое и светлое лицо. По собственному признанию, вера преобразила не только его, но и его сокамерников. Отношение к нему как к верующему – совершенно иное.
Сейчас прихожанами тюремного храма уже стали 92 человека, а новокрещеным здесь потеряли счет. Во Владимирской епархии не без гордости рассказывают о том, как вера преображает не только заключенных, но и сотрудников тюрьмы. Удивительно, но во владимирских исправительных учреждениях в последнее время состоялось 16 венчаний. Наверное, это о чем-то говорит. В местах заключения уже построено 5 храмов и строится еще 3. Привести человека к истинному покаянию не перед судьей, но перед Богом, – вот истинная задача этих церквушек за колючей проволокой.
Корр. А. Коваленко

Н.И.Державин: — А теперь вы, уважаемые телезрители услышите ответ на вопрос нашей викторины.
Николай Ярошенко – прогрессивный художник, член правления Товарищества Передвижников. Это мы знаем с детства. А вот то, что он был человеком глубоко верующим, строил и расписывал храмы, знают далеко не все. Будучи воцерковленным, Ярошенко с глубоким сочувствием относился к тем несчастным, кто оказался в неволе.

Видеосюжет: «Тема заключенных в творчестве Николая Ярошенко»
Одна из самых известных картин Николая Ярошенко – «Всюду жизнь». Название можно было бы продолжить: «И преступники – тоже люди». В героях своей картины художник видел не порочных злодеев, а образ Божий. На картине изображены добрые лица обыкновенных людей, волею судьбы оказавшихся по ту сторону решетки. Критики же усмотрели в этих персонажах и вовсе – Мадонну, Спасителя и даже Иосифа. Интересно, что сам Ярошенко этого не отрицал, возводя в символ простую жанровую сценку.
Другая картина – «Заключенный» – менее известна.
Арестанты, которых писал Ярошенко, это вся Россия – страна сложных судеб и тюрем и, в то же время, страна простых людей, не теряющих красоты души.
Обе этих картины художника-передвижника находятся в Третьяковской галерее.

Ссылки по теме
Форумы