Православный «Шаолинь». А почему бы и нет? (комментарий в аспекте культуры)

Православный журнал для юношества «Отрок.ua» издается по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира киевским Свято-Троицким Ионинским монастырем совместно с Всеукраинским объединением «Держава». Предлагаем вниманию читателей «Седмицы.Ru» несколько материалов из 2-го номера этого журнала за 2003 год.

* * *

Маша Белецкая
История одной души

«...Не прячь от Бога глаза, а то как он найдет нас?»
(БГ)

Вопрос «верить или не верить» для меня вообще никогда не стоял. Лет в четырнадцать, послушав «Аквариум» и Шевчука, я поняла, что уже ни за что не выберу «Пепси»... В существовании Бога сомневаться мне вообще не приходило в голову; к мысли о необходимости Пути я подошла рано, видимо, благодаря высоким нравственным идеалам и духовным поискам родителей. Однако представления о Боге у меня были весьма своеобразные...

Смеха ради, расскажу, как одинокий плот моей религиозной философии легкомысленно плавал по огромному океану Нью Эйджа, меланхолично дрейфуя у островков Кастанеды, Харе Кришны, теософов и пр. Все эти новые учения наряду с традиционными религиями я воспринимала как полноправные грани некой целостной «Истины», отдельные аспекты которой освещает каждая из религий. Типичное для Нью Эйджа заблуждение: не видеть разницы между древней традицией общемирового значения и очередной концепцией, миропонимания, давеча возникшей в голове рок-звезды, начитавшейся умных книг... При этом, однако особо трепетным и несколько забавным было мое отношение к Православию. Изучая его только с подачи синкретичных неорелигий, я пришла к следующему выводу: Православию известно все, чему учат меня «просветленные гуру» — начиная с методик регулярного посещения нирваны, заканчивая рецептами любви к ближнему, только почему-то оно все эти рецепты тщательно скрывает, маскирует ширмой обрядности, прячет их, так сказать, от мировой общественности. «А шо ж за духовная жизнь без выхода в астрал?!» Нет, нас не проведешь: любому приличному буддисту известно, что православная йога – как там ее, исихазм, во! — будет покруче всякой медитации... Только почему-то вот ни в одной православной церкви не висят объявления о курсах этого исихазма… Честно, все в Киеве обошла – ни в одной не висят! Зато висят другие: оккультистов и экстрасенсов, мол, не отпеваем, не венчаем, не причащаем. С чего бы это?.. А единственный православный человек, который утруждает себя какими-либо публичными выступлениями и разъяснениями, богослов отец Андрей Кураев все как-то пытается убедить всех, что нирвана — вовсе не так здорово, что узнавать о Православии от Блаватской и Рерихов — не самый мудрый способ Богопознания... Что-то он путает! Конечно, он ведь не священник. Только священники знают все ТАЙНЫ! Наверняка им в академиях все это преподают, а потом при рукоположении у них открывается «третий глаз», которым они (все без исключения) прозревают духовный мир... Поэтому подходить близко к священникам мне было как-то стрёмно (ага, а вдруг узнает, что я думаю?). Тем не менее я все больше утверждалась в мысли, что я — православная. Конечно, ни о каких богослужениях тогда и речи не было — я очень завидовала людям, часами стоящим в церкви, и откровенно не понимала, что они там делают! Подумать, сосредоточиться — просто невозможно: песнопения сбивают с мысли, да и надо зачем-то постоянно креститься и кланяться… Мои попытки выстоять на службе оканчивались обмороками; верующие шокировали меня внезапными коллективными коленопреклонениями. Поговорить в церкви было не с кем. Подойти к священнику со словами «Расскажите мне, пожалуйста, ВСЕ» я не решалась, а о «приветливости» бабушек в церковных лавках известно всем. Несколько лет топталась я вокруг церкви, почитывая, как прежде, самую разнородную духовную литературу… Пока случай не привел меня на занятия православной молодежной школы. Дело было в мужском монастыре, и всю дорогу я в страхе думала, что на таких занятиях даже дышать нельзя, что разговаривать с монахами — вообще смертный грех, и что это, по-видимому, и есть курсы «для избранных». Каков же был мой шок, когда я увидела на занятии каких-то хихикающих девчонок, абсолютно неформальную атмосферу, непринужденную манеру обсуждения Самого Главного… Более того, я обнаружила, что монахи… едят конфеты (!), улыбаются (!!), что-то кому-то объясняют и вовсе не умеют читать мысли (ну, разве что иногда…). Их можно спрашивать о чем угодно – они почти все знают, они готовы отвечать и им не лень это делать… Все это нужно было пережить. Потребовалось немало мужества, чтобы смириться с некоторыми из их ответов. Оказалось, что в духовной академии их вовсе не учат медитации, что они не верят в реинкарнацию, что на службах, оказывается, надо молиться (а шо это?), и т.д. Многое отпугивало, удивляло. После канона Андрея Критского я не появлялась в храме до Великой Субботы.

… А появились мы вместе с другом, чтобы помочь молодому послушнику убрать храм к Пасхе. Заканчивалась утренняя служба. Сотни людей расходились после причастия… Всю Страстную седмицу я, «постясь», провела в путешествиях и развлечениях; на душе было беспредельно скверно. Чувство темной, необъяснимой безысходности с тяжестью легло на плечи. Было явственное ощущение, что наступает конец, что я прилипаю к стене и не смогу уже ступить ни шагу, что если небо не разверзнется и не сверкнет молния, я просто сойду с ума. Раньше со мной никогда такого не случалось... «Господи, сделай что-нибудь!..» И Господь сделал. Мимо нас шел почти незнакомый батюшка, который вдруг остановился, улыбнулся, протянул нам большую служебную просфору и спросил, когда мы думаем причащаться. На наше невнятное бормотание он сообщил, что на подготовку к исповеди у нас есть 15 минут, а причащаться мы будем на ночной службе… Писать дальше не стану, единственное, что хочется добавить: за следующие 15 минут Господь сподобил меня понять, почему люди падают на колени...

И еще я точно на смешно сформулированный вопрос навязчивого негритянского пастора «Eсть ли у Бога план для тебя?» Есть! И слава Богу, что ни этот пастор, ни Нью Эйдж, никакая другая религия, какой бы разумной и милой она не казалась до Христа, в этот план не вписались…

* * *

Артемий Стельмах-Назарчук
О любви...

Сегодня люди, привыкшие к частому употреблению слова любовь в обыденности, потеряли способность понимания его истинного смысла. Это слово стало предметом широкой спекуляции поп-звезд,«акул пера», рекламистов и сектантов. Выражая восторг по поводу прошедших выходных, мы, как правило, произносим что-то типа: «Я люблю отрываться в ночном клубе по субботам», по поводу рекламы — «Я люблю SONY», по поводу отношению к любимой — «Я люблю Соню» и т.д. Выходит, что великий могучий русский язык · не так уж богат и могуч? Неужели такие неоднороднее чувства запросто можно выразить одним словом? С русским языком все в порядке. Но стоит обратить внимание на такой парадокс: как самое великое и прекрасное состояние духа мы свободно можем назвать безответным, или погибшим, или внезапно куда-то исчезнувшим из нас? Может ли удовлетворить наши самые сокровенные ожидания «любовь», ставшая синонимом похоти, «любовь», заканчивающаяся сердечными ранами и разочарованиями, отчаянием, алкоголизмом, наркоманией, преступлениями, доводящая до самоубийства? Наверняка нет. Не довольствуясь обесцененными «заменителями» любви, каждый из нас — осознанно или нет — стремится найти истинную, совершенную любовь. Только вот ищут все в разных местах....

Где же сокрыта тайна этого слова?

Дело в том, что в древнегреческом языке для обозначения емкого по своей природе понятия любви использовалось не менее пяти основных слов — в зависимости от побуждений души, вызывающих это чувство.

Любовь-эрос характеризуется стремлением к единению с любимым. Греческое слово эрос означает страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Эрос рождает в нас чувства, связанные с половым влечением. Это любовь инстинктивная, возникает она по большей части в весенний и осенний циклы... как у братьев наших меньших. Как следствие сюда можно отнести проявления сексуальности в поведении и поступках человека, ее развитие в моде и искусстве. Говоря иначе, эта любовь — «для двоих». Об искренности и самопожертвовании здесь можно говорить лишь в рамках двух людей. Все остальные для этих двоих, в большей или меньшей степени, безразличны. Главное для них — это их любовная «игра». А ведь безответный или неразделенный характер этой зыбкой игры нередко доводит влюбленных до глубокой грусти и отчаяния. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и сравнительно легко с ним расстаются. Такая любовь может причинить беды и в результате привести к непредсказуемым, а порой и трагическим последствиям. Безусловно, одновременно мы можем испытывать и другой вид любви, что и является номой для большинства.

Слово «филиа» с греческого языка тоже переводится как любовь. Филиа является составной частью таких слов как: философия — любовь к мудрости, или филология — любовь к слову. Собственно, «филией» так же можно назвать, например, преданную любовь ученика к своему учителю, единомышленников к товарищу, разделяющих одинаковую с ними жизненную позицию или мировоззрение. Но опять же, мы испытываем любовь-филию, как правило, к людям, в которых чувствуем· потребность, зависимость. Если кто-либо со стороны пытается вторгнуться в эти взаимоотношения, то такой противник изгоняется и становится нашим недругом.

Таким образом, мы сами ограничиваем это чувство и помимо духа любви взращиваем в своей душе семя надменного духа.

Слово «пафос» тоже переводится как любовь, но являет собой не более чем сильное желание обладать чем-то или кем-то.

«Сторги» – естественная любовь родственников: матери – к ребенку, детей – к родителям, брата – к сестре.

… Когда святой Апостол Иоанн взял перо, чтобы начертать свое знаменитое «Бог ест Любовь», ему необходимо было сделать выбор между несколькими греческими словами… «Бог есть Агапи», – вдохновенное начертал Апостол. Почему «агапи»? Потому, что через призму именно такой любви распятый Христос взирал с креста на ненавидящих Его врагов и молился о них, словно о своих верных апостолах. Потому, что от избытка такой любви Бог сотворил мир и человека… и стал его Отцом – Отцом, для которого всепрощение есть способ Его бытия. Ни один из философов или поэтов не выразил значение «агапи» прекраснее и точнее, чем это сделал Апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего... Любовь некогда не перестает».

Заметьте: мы, как правило, дружим с теми, кто нам симпатичен. Мы влюбляемся в того, кто красив, счастлив и умён· и отворачиваемся от безобразного, слабого или больного человека; к дворнику относимся не так учтиво, как к банкиру и т.д.

Выходит, мы полны любви, но убогих людей спокойно можем вынести за скобки нашей повседневной жизни (чтобы «не мешали любить»). А любовь ли это? Очевидно, что такая человеческая «любовь» основывается, прежде всего, на чувстве необходимости. Живя без Бога и ощущая свою внутреннюю пустоту и одиночество, человек стремится «обогатить» себя теплотой из внешнего мира. Он ищет себе партнера, спутника – кого-нибудь, кто способен утолить его душевный голод, дополнить собой его недостаточность. И находя такого человека, начинает дорожить им, боится его потерять – но не потому, что его любит, а потому, что видит в нем свою жизненную надежду и опору.

Но агапи принесла в мир новую безусловную логику: «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую». – «Это удел лишь слабых и убогих людей!» – скажете вы. Неужели христианство – религия слабых? Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, что самым мощным оружием христиан, оружием, против которого нет противодействия, является именно любовь. И чем вообще можно напугать человека, для которого умереть – значит встретиться с Богом, для которого смерть – не поражение, а победа?

Христианская любовь, агапи – это рассудок безумцев, сила немощных, сокровище нищих, оружие беспомощных. Она дарит прощение всему живому и отворяет врата бессмертия. Такая любовь не подвластна пытливому человеческому разуму. Это тайна, видимая лишь очами души. Она делает людей самоценными и равнозначными. Агапи не испытывает нужды, не зависит от красоты или каких-либо других внешних факторов. Она свободна. Агапи – это образ мышления и жизни… беспрерывный, направленный в окружающий нас мир импульс абсолютной доброты, преодолевающий все невзгоды и несчастья; это грань, переступая которую, необходимо переступить себя. Слабый человек этого сделать не может. Человек слаб не потому. что любит, а потому, что просто боится любить. «В любви нет страха; совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение».

Сегодня для многих Тайная вечеря и Пасха стали не больше чем символом старого доброго обычая, милой традицией, данью пыльной истории. Редко кто вспомнит в это вечер евангельские строки, повествующие о познании людьми неведомой ранее жертвенной любви. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я ... пребываю в Его любви. И Я открыл им имя Твое и, любовь (агапи), которою Ты возлюбил Меня, да будет в них».

К великому сожалению, современный человек утратил связь не только с прошлым, но и с самим собой. Ритмы нашего времени не оставляют ему возможности хотя бы на мгновение остановиться, взглянуть на небо, вздохнуть полной грудью и услышать зов животворящей Агапи. В повседневной жизни человек не успевает найти место для вечного, оставляет это на какое-то неопределенное «потом», словно живет жизнь на черновике... Яркий пример тому – молодежные вечеринки: новый стиль жизни, новые формы общения. В общем, играем по новым правилам: «Пей пиво, ешь мясо...», «Целуй меня везде, восемнадцать мне уже...», «Я сошла с ума» и т.д. Уместно вспомнить слова Бориса Гребенщикова: «Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть»...

Может, кто-то сидит в кафе и барах, обретая мир в душе своей? Кто-то посещает ночные клубы с целью свидания с вечностью? Вряд ли. Теперь в моде персональная, свободная и независимая «любовь» – free love. Возникает вопрос: независимая от кого? От Бога, который Сам есть любовь? Вполне возможно. А любовь ли это?

«Пребывающий же в любви (агапи) пребывает в Боге, и Бог в нем».

Форумы