Во Владивостоке проходят III Приморские образовательные чтения (комментарий в русле истории)

Распространение Православия в Приморье

Крест на Орлиной сопке во Владивостоке
Крест на Орлиной сопке во Владивостоке

Православное христианство пришло в Приморье вместе с русскими землепроходцами и первыми поселенцами. И хотя самостоятельная Владивостокская епархия образовалась в 1899 году, однако задолго до этого Русская Православная Церковь осуществляла на территории Приморья свою просветительскую и миссионерскую деятельность.

Начало христианского просвещения края тесно связано с историей его освоения. Известно, что впервые русские землепроходцы - отряд О. Степанова - побывали в Приморье в середине XVII века. Однако активное изучение и освоение края началось в середине XIX века (Н. М. Пржевальский, В. К. Арсеньев, и др.). В 1860 году согласно Пекинскому договору между Россией и Китаем Уссурийский край влился в состав Российской Империи. К этому же времени относится и интенсивное заселение Приморья. Одновременно с этим возникала нужда в духовном просвещении нового края.

Начало распространению в Приморье Православия было положено святителем Иннокентием (Вениаминовым), который в 60-е годы XIX века являлся архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Он был близким советником первого Губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского. Лично святитель Иннокентий путешествовал по Приамурью, изучая духовные нужды края, совершал крещение, возводил церкви. 5 мая 1858 года святитель Иннокентий вместе с Н. Н. Муравьевым прибыли в Усть-Зейскую станицу, где решили основать главный город Приамурья и изменить название станицы на Благовещенск. С этого времени сюда была перенесена Камчатская кафедра. До 1868 года святитель Иннокентий (Вениаминов) оставался первым миссионером и правящим архиереем Камчатской и Курильской епархии. Так как в 1860 году Приморье официально вошло в состав России, то тогда же эта территория по духовному ведомству была включена в состав Камчатской и Курильской епархии. Поэтому направление миссионерской деятельности в Приморье определил святитель Иннокентий (Вениаминов), который сразу обратил внимание на необходимость, во-первых, устроения здесь православных церквей и, во-вторых, ведения миссии среди корейцев, переселившихся в южную часть Приморья в 60-е годы XIX века.

Первыми поселенцами на юге Дальнего Востока были военные и казаки. Сначала возникали военные посты: 1859 год - на берегу озера Ханки (Турий Рог) и в бухте святой Ольги, 1860 год - в бухте Новгородская, в Раздольном, в Угловом и других местах. 20 июня 1860 года на военном транспорте "Манджур" в бухту Золотой Рог были доставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком Комаровым. Они основали пост Владивосток, положивший начало будущему городу. Одновременно с решением о создании города-порта было решено строить православный храм. Еще в 1859 году, святитель Иннокентий (Вениаминов) подписал антиминс в первую православную церковь Владивостока, получившую тогда же имя Успения Пресвятой Богородицы. К ее строительству приступили в 1861 году, когда во Владивосток прибыл флотский благочинный судов Амурского отряда иеромонах Филарет. Первая Успенская церковь строилась с 1861 по 1862 годы. Получился небогатый деревянный храм, который сыграл на первых порах незаметную роль одухотворения однообразной жизни молодого города. Этому храму впоследствии после его переноса на новое место и постройке из камня суждено было стать кафедральным собором. Сам же Владивосток занял центральное место в дальнейшем распространении по Приморскому краю православного христианства. Известно, что к 1883 году в крае было построено 8 православных храмов: одна часовня в селе Троицком и семь церквей в селах Турий Рог, Камень-Рыболов, Никольское, Шкотово, в Ольгинском посту, Новокиевском урочище и во Владивостоке. Конечно, строительство церквей не поспевало за стремительным ростом численности православного населения края начиная с 1884 года, поэтому приходы приняли необычайно большие размеры.

Вместе с иеромонахом Филаретом роль первых православных миссионеров и храмостроителей Приморья разделили иеромонах Валериан, священник Мануил, священник Виталий, диакон Евгений, священник Василий Пьянков, священник Верещагин и другие.

Среди корейских поселенцев, переселившихся на русскую территорию, по благословению архиепископа Иннокентия (Вениаминова) впервые стал миссионерствовать иеромонах Валериан. По преданию он построил для новообращенной паствы первую в Посьетском участке (юг Приморья) часовню в с. Новокиевском. С 1882 года в целях правильной постановки миссионерского дела в корейских селениях Приморья стали учреждать миссионерские станы, первые из которых открылись в селениях Тизинхэ и Янчихэ. С 90-х годов началось активное открытие миссионерских станов в корейских поселениях.

Особое место в развитии православной миссии в Приморье сыграл Приамурский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, открывшийся в 1895 году на берегу реки Уссури. Он стал центром просветительской деятельности церкви на всем Дальнем Востоке. Его открытие изначала было задумано еще архиепископом Иннокентием (Вениаминовым), в бытность его архиерейства на Камчатской кафедре.

Миссионерская деятельность в Приморье после назначения архиепископа Иннокентия на митрополичью кафедру в Москву направлялась правящими архиереями Камчатской епархии. Сначала епископом Вениамином (Благонравовым), управлявшего ею до 1873 года. (Владыка Вениамин написал книгу "Жизненные вопросы православной миссии в Сибири", изданную в 1885 году). Затем епископом Павлом (Поповым): 1873 - 1877 годы. После владыки Павла Камчатским и Благовещенским архиереем (1877 - 1885 годы) был епископ Мартиниан (Муратовский), ставший известным своей миссионерской деятельностью среди корейцев и гольдов, для которых на их родных языках он перевел Евангелие, избранные псалмы, литургию, священную библейскую историю. Преемником епископа Павла на кафедре стал епископ Гурий (Буртасовский): с 1885 по 1892 годы. Вслед за ним с 1892 по 1897 годы Камчатской епархией управлял епископ Макарий (Дарский), по кончине которого в 1897 году епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским стал епископ Евсевий (Никольский). Именно владыке Евсевию довелось возглавить православную миссию в Приморье, когда Владивостокская епархия в 1899 году приобрела статус самостоятельной.

Владыка Евсевий с первых шагов своего святительского служения в новой епархии близко принял к сердцу еще довольно молодую и бедную миссию. По его инициативе в 1899 году был основан Владивостокский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, поставивший перед собой цель содействия миссионерской деятельности во Владивостокской епархии.

Улучшение миссионерского дела требовало увеличение числа церквей в целом по епархии, народных школ и миссионерских станов среди корейцев. Владыка получил одобрение Синода на развитие в Приморье церковного строительства и для этой цели был назначен епархиальный архитектор. Для организации школьного дела во Владивостоке был учрежден училищный совет. Для руководства миссией среди корейцев был назначен ее начальником архимандрит Павел (Ивановский), ставший впоследствии викарием архиепископа Евсевия. Дело миссии во Владивостокской епархии получило особенное развитие после 1913 года, когда состоялся первый епархиальный миссионерский съезд, принявший ряд важных решений. В их числе - об образовании переводческого комитета и учреждении епархиального миссионерского совета.

В целом можно сказать, что вся вторая половина XIX века стала периодом активного распространения по Приморью Православия, особенно после образования самостоятельной Владивостокской епархии.

Управление епархией в 1860 - 1917 годах

Хотя Владивостокская епархия приобрела самостоятельность в 1899 году, это не значит, что до того времени в Приморье не развивалась православная церковная жизнь.

С полной уверенностью скажем, что началась она в 1859 году, когда управляющий Камчатской и Курильской епархией архиепископ Иннокентий (Вениаминов), в будущем митрополит Московский и Коломенский, прославленный конце XX века в лике равноапостольных святителей, подписал и направил во Владивосток антиминс (освященный плат для совершения на нем Божественной литургии - Прим.) для первой Успенской церкви.

Во второй половине XIX века храмы и духовенство Приморья входили в штат Камчатской и Курильской епархии и управлялись ее правящими архиереями. В 1868 году архиепископ Иннокентий (Вениаминов) был переведен на митрополичью кафедру в Москву. После него епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским являлся преосвященный епископ Вениамин (Благонравов), управлявший епархией до 1873 года. Затем - епископ Павел (Попов): 1873 - 1877 годы. После него Камчатским и Благовещенским архиереем в 1877 - 1885 годы был епископ Мартиниан (Муратовский). Преемником епископа Мартиниана на кафедре стал епископ Гурий (Буртасовский): с 1885 по 1892 годы. Вслед за ним, с 1892 по 1897 годы, Камчатской епархией управлял епископ Макарий (Дарский), по кончине которого в 1897 году епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским стал епископ Евсевий (Никольский). Именно преосвященному епископу Евсевию Господь благословил возглавить самостоятельную Владивостокскую епархию с 1899 года.

Учреждение Владивостокской епархии, состава и штата епархиального управления состоялось 4 июля 1898 года указом Государя Императора Николая II. Высочайшим указом от 24 декабря 1898 года епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский преосвященный Евсевий определен быть епископом Владивостокским и Камчатским. Священный Синод распорядился 5 января 1899 года владыке Евсевию отправиться из Благовещенска к месту нового служения во Владивосток, куда он прибыл в марте 1899 года.

При образовании епархии 21 марта 1899 года была открыта Духовная консистория, состоявшая из 3-х штатных членов и секретаря. Было назначено 6 Благочинных. 22 марта 1899 года открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Для управления церковными школами 28 сентября 1899 года учрежден епархиальный училищный совет. В октябре 1899 года состоялся первый епархиальный съезд духовенства. 10 октября 1899 года открыт Владивостокский епархиальный комитет православного миссионерского общества. Из благовещенской консистории во владивостокскую был доставлен архив, касающийся состояния дел на территории епархии.

6 мая 1906 года епископ Владивостокский Евсевий был возведен в сан архиепископа.

В 1908 году к Владивостокской и Камчатской епархии были причислены церкви и духовенство Манчжурии.

В 1909 году архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная миссия в Корее.

В 1912 году первым викарием (помощником - Прим.) епископа Владивостокского и Камчатского Евсевия был назначен епископ Никольск-Уссурийский Павел (Ивановский), в обязанности которого в большей степени входило руководство Миссией.

В 1916 году у владыки Евсевия появился еще один викарий, на Камчатке. Им стал епископ Петропавловский Нестор (Анисимов).

Архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий управлял Владивостокской епархией до 1918 года.

Благочиние, храмы, богослужение, святыни в XIX – начале XX в.

Православные церкви и духовенство Приморья с 1860 по 1899 годы находились в управлении правящих архиереев Камчатской и Курильской епархии. Приморье с середины XIX века очень быстро заселялось переселенцами из западных регионов России, особенно из Малороссии (Украины), которая всегда выделялась своей религиозностью. Поэтому на новом месте жительства прибывающие сюда поселенцы испытывали потребность в православной духовной жизни, к которой привыкли.

Но сначала в Приморье храмов и священников не хватало. В 1862 году была построена первая церковь во Владивостоке. Есть данные, что к 1883 году в крае было построено только 8 православных храмов: одна часовня в селе Троицком и семь церквей в селах Турий Рог, Камень-Рыболов, Никольское, Шкотово, в Ольгинском посту, Новокиевском урочище и во Владивостоке. Поэтому приходы приняли необычайно большие размеры.

Через год после образования Владивостокской епархии, в 1900 году, в ней состояло более чем 138 тысяч душ. Все население распределялось по 74 приходам. В епархии служило 71 священник, 1 протодиакон, 64 псаломщика, имелось 2 заштатных священника. Благочинных округов было выделено 6.

К 1917 году, по современным данным приморских краеведов и историков, во Владивостокской епархии уже действовало не менее 150 храмов, причем около 50 из них находилось во Владивостоке.

Владивостокская епархия после 1917 г.

Катастрофические для России события 1917 года и изменение церковно-государственных отношений постепенно привели к переменам во Владивостокской епархии. Сначала последовала череда смен управляющих епархией архиереев, затем параллельно друг другу шло распространение по епархии обновленчества и усиление политики государственных репрессий против канонической патриаршей православной церкви. К концу 30-х годов открытая церковная жизнь оказалась практически полностью уничтоженной.

В июле 1917 года архиепископ Евсевий и епископ Павел выехали в Москву, где приняли участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Из столицы они больше они во Владивосток не возвратились из-за развернувшейся гражданской войны и нестроений внутри самой церкви. Архиепископ Евсевий сначала временно управлял Смоленской епархией, затем переведен на Крутицкую кафедру и возведен в сан митрополита. Одновременно он был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона. В феврале 1922 года митрополит Евсевий скончался в Москве и погребен у Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Епископ Павел в 1918 году был определен викарием Смоленской епархии. Он скончался в 1919 году от сыпного тифа по дороге в Новочеркасск, где и погребен.

С декабря 1918 года по октябрь 1922 года Владивостокской епархией управлял епископ Самарский Михаил (Богданов). По другим данным, епископ Михаил управлял епархией с 1918 по 1920 года. А с 1920 по 1922 годы епископом Владивостокским был Марк (Бакалдин).

По не уточненным данным, в дальнейшем управляли Владивостокской и Камчатской епархией следующие архиереи, находившиеся в канонической связи с патриаршим синодом:

1922 г. - епископ Павел (Введенский), временно;
1922-1927 гг. - епископ Киприан (Комаровский);
1927-1928 гг. - епископ Нифонт (Фомин);
1928-1929 гг. - епископ Пантелеимон (Максунов);
1930-1932 гг. - епископ Варсонофий (Лузин);
1931-1932 гг. - епископ Герман (Коккель), временно.

Викарные архиереи:

Никольск-Уссурийские:
1922-1923 гг. - епископ Павел (Введенский);
1931 г. - епископ Тарасий (Ливанов);
1931-1932 гг. - епископ Герман (Коккель).

Охотские:

1926 г. - епископ Пантелеимон (Максунов);
1928 - 1932 гг. - епископ Даниил (Шерстенников).
Петропавловские и Камчатские:
1916 г. - епископ Нестор (Анисимов).

О большинстве их этих архиереев сохранилось немного сведений. И можно о многих сказать, что они "пропали без вести": были репрессированы.

Стабильная епархиальная жизнь, деятельность приходов Владивостокской епархии продолжалась с 1918 по 1922 годы. С уходом из Владивостока остатков Белой Армии, с 1922 года, в Приморье развернули деятельность обновленцы нескольких группировок, поддерживаемые советскими органами управления. Приходы, оставшиеся в подчинении канонического патриаршего синода закрывались.

Какое-то возобновление епархиальной жизни началось с 1945 года, когда Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод определили быть епископом Владивостокским и Приморским игумену Венедикту (Пляскину). Владыка Венедикт управлял нашей епархией до 1948 года.

С 1948 по 1988 годы Приморье находилось в составе Иркутской и Читинской епархии.

В 1988 году образована Дальневосточная епархия, управляющим которой стал епископ Хабаровский и Владивостокский Гавриил (Стеблюченко). В это время в Приморье действовало 8 православных приходов.

3 января 1991 года Владивостокская епархия вновь стала самостоятельной. С января 1991 по август 1992 года ею управлял архиепископ Николай (Шкрумко).

Убиенные храмы

Храмы Приморья… Сколько их было? Да разве можно перечесть все храмы родной земли, которые стали школой Богопознания, благочестия и спасения для целых поколений приморцев.

Храм имел необычайно важное значение в жизни наших благоверных предков, которые понимали, что это есть величайшая святыня, преддверия рая, земное небо, место, где человек восстанавливает свой Божественный образ, искаженный грехом. Вся жизнь боголюбивых русских людей была неразрывно связана с храмом. Благоверные русские люди приходили в храм с молитвенными прошениями о телесных и духовных нуждах и по вере своей получали просимое. Молясь в храме, они знали, что с ними вместе незримо молятся Вседержители и Пресвятая Богородица и все Ангельские чины, и пророки, и апостолы, и святители, и праведники, и мученики, и преподобные. И через святые таинства и обряды, молитвы и духовные песнопения они духовно возрождались, проникаясь необходимостью жить по заповедям Божиим, и унося из храма чистую совесть и бодрость в борьбе со скорбями и лишениями, любовь к людям и сострадание к чужой беде. Сколько человеческих душ стало причастниками жизни Небесной через храм!

Именно с храмом всегда связана история любого уголка России. Всюду, где бы русский человек не появился, он начинал строить храм. Так было и у нас в Приморье. Вот как писали о первопоселенцах "Владивостокские Епархиальные ведомости":

"Конечно, здесь они встречают своеобразные условия жизни, часто отрицательным образом влияющие на их религиозно-нравственный мир, каковы разбросанность населения на громадном расстоянии, удаленность от существующих храмов, неустроенность на новых местах и материальная необеспеченность, не позволяющая сразу обзаводиться храмами, вследствие чего новоселам не один год приходится жить без храмов, вдали от них и их влияния. Но надо отдать справедливость новоселам, любовь к храму в них сильна, привыкание на родине к постоянным церковным службам в своих селах поселенцы на первых же порах своего житья здесь тоскуют о храме, и самого же основания начинают думать о скорейшем устройстве своего храма и не только думать, но и проводить благочестивые намерения в исполнение, собирая для этого свои небогатые гроши. Почти все храмы в селениях были выстроены по инициативе и сильному желанию самих крестьян, хотя и не на их исключительно средства, за что их нельзя винить".

На помощь приходили церковно-школьный комитет (до 1899 года), Святейший Правительствующий Синод, Фонд имени Императора Александра III (был специально создан для помощи в окормлении духовном сибирской дальневосточной паствы), Миссионерский комитет, Комитет Сибирской железной дороги и частные благотворители, в числе которых сам Праведный Иоанн Кронштадский и члены Императорской фамилии.

"Голодом духовным томится православный христианин без храма Божия" - писал приморский священник Григорий Ваулин. И если к 1899 г. в крае было 43 храма, к началу 1904 г. - их насчитывалось 78, то к 1917 году в Епархии существовало 170 храмов. Да еще более 100 церковно-приходских школ.

Но пришел октябрь 1917 года… И храмы как люди приняли мученический венец, претерпев гонения только за то, что православные христиане молились в них Господу нашему Иисусу Христу. Всего в Приморье сохранилось 14 храмов, но только с одного из них - Свято-Покровского храма в г. Уссурийске - никогда не снимались кресты. Мы не будем судить тех, кто все это разрушил: снес храмы и осиротил души. Не будем называть их имен, хотя они известны. Пусть судит Господь!

Так помянем же по русскому обычаю убиенные храмы. Вспомним их благоустроителей и благоукрасителей, священников и прихожан, несших на нашу далекую окраину свет Христова учения.

Свято-Никольский собор (г. Уссурийск)

Стоял собор на небольшой возвышенности у пересечения улиц Хабаровской и Корсаковской (Ныне улица Ленина и Тимирязева соответственно). В архитектурном отношении это была несколько видоизмененная копия храма на станции Борки Харьковской железной дороги, воздвигнутого в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. "Владивостокские епархиальные ведомости " писали о нем как о "лучшем, величественнейшем храме не только во Владивостокской епархии, но и во всем Приамурском крае". Он был воистину подлинным украшением города.
Непросто было построить такой величественнейший храм в маленьком уездном городишке. Для его строительства требовалось минимум 200 тыс. рублей, а в наличии было всего лишь 4. Оставалось уповать на помощь Божию, содействие прихожан и неиссякаемую энергию о. Павла Мичурина.
В июне 1884 года начались подготовительные работы, а в октябре была совершена закладка храма. На торжествах присутствовал сам генерал-губернатор Н.И. Духовской. К концу года был сооружен фундамент, а через год - цоколь. Строить приходилось основательно, так как место было болотистое, топкое. На осуществление всех этих работ о. протоирей изыскал еще 15 тысяч пожертвований. Но на этом денежные средства истощились и ситуация становилась критической: те, кто мог пожертвовать на храм, уже внесли свой взнос и больше просить было не у кого. Тогда председатель строительного комитета выпросил у общества … каменоломню в окрестностях города. Вскоре каменоломня стала давать доход. Вот как рассказывал об этом сам о. Павел: "Мир дал мне каменоломню, каковую я стал разрабатывать правильными шахтами, рвал камень порохом, при помощи забойника и штревеля, а потом выписал машину и научился у архитектора Гвоздиевского как камень рвать при помощи динамита и пироксилина". Вместе с каменоломней протоирею о. П. Мичурину удалось выхлопотать 600 кубометров дров и до 4 тыс. лесин. Причем только рубка была за плату, вывозку же взяло на себя общество. К весне 1896 года дрова для обжига были кирпича и лес были готовы. Оставалось притупить к заготовке кирпича, для чего весной этого же года был заключен контракт на поставку кирпича, причем исключительно высшего сорта. Через год заготовка материалов была завершена и была начата кладка. Этот цикл работ продолжался около года. Известь сначала покупали, а потом строительный комитет "вымолил" у мира право на разработку известковых сопок. Таким образом, и известь на постройку собора не приходилось более покупать, и новая статья дохода появилась. Кроме того, поступали и денежные пожертвования, которые вместе с доходом от каменоломни и с кружечным сбором, производимым в храме и городских учреждениях, как раз и составили тот капитал, который позволили через четыре года закончить кирпичную кладку.
Составление сметы и технический надзор по постройке взял на себя инженер-полковник Жигаловский, получивший впоследствии за труды более чем скромное вознаграждение. Строили собор китайские рабочие. По свидетельству современников, постоянно вращаясь среди этого безобидного и миролюбивого люда о. Павел заслужил их огромное доверие, так что в трудные минуты безденежья, когда даже нечем было платить рабочим, китайцы работы не бросали и, насколько можно, ждали. Хотя, надо отдать должное справедливому пастырю, доверием их он не злоупотреблял и старался давать китайцам по возможности своевременный расчет, особенно осенью, когда рабочие на зиму уезжали на родину.
О большой порядочности о. Павла, а так же о его изобретательности говорит следующий эпизод. Имея нужду уплатить китайцам-рабочим 400 рублей, но, не имея их в наличии, отец протоирей как некогда Косьма Минин Сухорук после обедни собрал у старого храма сходку старушек и молодиц и попросил их заплатить эту сумму курами, утками и гусями. Прихожанки согласились, выбрали доверенных, которые пошли по домам и набрали там массу пернатой живности. Вся птица была продана, и через 2-3 праздника вырученные деньги были вручены о. Павлу для расчета китайцев.
Вообще, помощь, оказанная миром натурою, превышала по стоимости 50 тыс. рублей, что составило более трети стоимости собора. Согласно денежному отчету, на постройку собора со сторожкой и оградой всего было наличными деньгами израсходовано 107 рублей 29 копеек, тогда как собор стоил около 200 тыс. рублей. Общество само частью подвозило камень, кирпич, известь, песок, железо и другие материалы. Давали кредиты и оказывали помощь местные предприятия и фирмы, учреждения города.
Собор был воздвигнут к концу 1900 года. В начале 1901 года правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии Епископ Евсевий (Никольский) телеграфировал в Санкт-Петербург: "14 января мною торжественно освящен величественный каменный собор в г. Никольск-Уссурийском при громадном стечении народа. Собор построен исключительно на добровольные пожертвования при выдающемся участии местного протоиерея Мичурина".
При храме действовала начальная школа для неимущих. Резолюциями его преосвященства от 8 июля 1904 года в должности церковного старосты был утвержден мещанин Игнатий Потапов. Вот так создавался этот храм. И стоял он в Уссурийске, но красота его и колоссальный труд, в него вложенный не остановили разрушителя.

Храм во имя Святого Апостола Аристарха Чудотворца Мирликийского и Мученицы Феодосии (с. Авдеевка)

Село Авдеевка входило в Успенскую волость Иманского уезда. Место выбрали ходоки. Хоть до ближайшего города - Никольск-Уссурийского - далековато (200 верст), а до волостного центра с. Успенка - 18, зато до станции железной дороги Шмаковка всего около 1.5.
Осваиваться на новом месте было нелегко. Вот и на строительство храма к 1903 году только удалось собрать 3070 рублей, а работою по подвозке материала - около 3000. Спасибо неизвестным благотворителям, пожертвовали еще 1500. Кроме того, епархиальное ведомство выделило 500 рублей на благое дело. Через год церковь уже была построена, настоятелем же был назначен о. Дмитрий Новицкий, потом - о. Стефан Назаренко.
Полюбили свой храм прихожане, через год был при храме свой хор, которым руководил сначала Лука Ковган, а после - Дмитрий Дзюба.
Молитвы и песнопения звучали здесь до тех пор, пока не пришли большевики.
Свято-Никольский Храм (с. Александровка)

Селение Александровка Зеньковской волости Иманского уезда было основано в 1892 году. Располагалось оно на равнине неподалеку от железнодорожного разъезда. Неблагоприятных причин к поселению не было, и потому число жителей постоянно увеличивалось и к 1912 году составило 1505 человек.
Храм поставили в 1909 году. Строительство его обошлось в 10 тыс. рублей. Из них пособие от казны составило 3 тыс. рублей, остальное дало крестьянское общество. При этом внос каждого работника составил 20 рублей. Строили по российской традиции всем миром. Всем миром помогали благоустраивать и украшать. И был тот храм школой благочестия, жемчужиной спасения. Служили тут священники о. Александр Бехтерев и о. Михаил Сахаров. Псаломщиком был Максим Николишин.

с. Абрамовка

Невелико было и селение Абрамовка Григорьевской волости Никольск-Уссурийского уезда, основанное в 1893 году. Всего то - 449 жителей к 1912 году. Землю новоселам отвели на низменности, и потому во время тайфунов и селение, и наделы превращались в болото. Да и леса не было, чтобы построиться. Потому покупали дома либо готовыми в соседних селениях, либо покупали лес в казенном лесничестве. Такая вот нелегкая была здесь жизнь. Однако храм к 1914 году поставили. Окормлял свою небольшую паству священник о. Федор Кочетов.

Свято-Духовская церковь (с. Алтыновка)

Село было основано в 1890 г., но храм здесь смогли поставить только к 1904 году. И не потому, что не хотели, а возможности не было. Судите сами: в начале года отвели поселенцам землю, в январе-феврале лес заготавливали в 8 верстах от места застройки. И только застроились, землю распахали и засеяли, как пришел тайфун, и все оказалось разрушено и смыто. Вот все 12 семей и ушли, остались только четыре семьи. Перенесли свои дома подальше от речки Лефы на восток и зажили. Однако наводнения по-прежнему приносили массу трудностей - затапливало почти каждую весну, большая вода стояла подолгу, и зачастую приходилось до близлежащих сел Сиваковки, Камень-Рыбалова, Вадимоки и пр. добираться на лодках. Да и по дороге на Черниговку зачастую на телеге было не проехать, только верхом. Только с 1892 по 1909 отсюда уехало 30 семей.
Церковь в 1904 году строили полностью на общественные средства. 6 тыс. собрали наличными, еще 4 - работой и строительными материалами. Церкви был выделен специальный надел в 120 десятин, из которых было 80 десятин пашни и 40 - сенокоса. Надел сдавали корейцам в аренду за 600 рублей в год. Эти деньги шли на содержание храма и церковного причта. К 1912 году паства храма составляла уже 730 человек, из них 378 мужчин, 352 женщины. Приходскими священниками были о. Сергий Нестеровский и о. Аркадий Бендер, Матвей Корнеев и Афанасий Журавель.

с. Барабаш

Это селение, входившее в состав Жариковской волости Никольск-Уссурийского уезда, было основано в 1884 уезда по совету ходоков и командира казачьей сотни Винникова. Селение стало интенсивно заселяться. Но в 1908 году казачье управление отрезало большую часть надела в войсковую землю, и 40 семей ушло в другие места. К 1912 году в селении оставалось 84 человека. Храма не было, и церковные службы проводились в специально нанятой избе. Окормлял паству о. Афанасий Шалабанов. Он же был законоучителем и заведующим школы-часовни. Школа была одноклассной. Учителем был И. Фуняков. Псаломщиком - Пирожков.

с. Бельцово

Очень нелегко приходилось здешним первопоселенцам. В 1890 году 4 семьи здесь поселилось, а через полгода три из них перебрались в другие места. И все из-за наводнений! Они и потом новых поселенцев с земли сгоняли. И в 1895, 1895, 1897, 1902, 1903 гг. едва не у всех крестьян уносила шалая вода и сено, и хлеб. А тут еще скарлатина в 1908 году унесла жизни. И при этом из-за отсутствия дорог не было возможным получить медицинскую помощь. Но как трудно не было, а храм поставили.
Построен он был к 1910 году на общественные средства из отпущенного бесплатно казною леса. Строительство обошлось в 8 тыс. рублей. Паству, которая в 1912 году составила 568 человек, окормляли священники Михаил Голодковский и Емельян Жорницкий. Псаломщиками были Игнатий Смолиусенко, Андрей Винников, Иван Максунов.

Успенский храм (с. Борисовка)

Село было основано в 1883 г., а к 1885 крестьяне уже храм поставили и школу церковно-приходскую выстроили. Надобно, рассуждали, детишек учить, чтоб культурными да благочестивыми хозяевами росли, достойными наследниками. И не какую-нибудь министерскую, а непременно церковно-приходскую: с батюшкой оно как-то надежнее, уж священник то точно смутьянить не будит. А ведь жило то тогда в Борисовке 25 семей всего, жили скудно, да и свое хозяйство надо было поднимать, и тайфуны в первый же год много бед принесли. А вокруг земля чужая неведомая. Когда-то она своей станет? Оставалось только на Бога уповать.
Собрали, правда, на храм немного - всего восемьсот рублей. На строительство большого храма на хватало, тогда решили ставить часовенку с алтарем. Освящена была часовенка в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство же школы дополнительно к общественным средствам Святейший Правительствующий Синод 300 рублей выделил. А уж трудились на строительстве и храма и школы всем миром. И были новоселы за рвение в делах богоугодных вознаграждены сторицей. Тоже всем миром.
Еще на строительство храма только деньги собирались, а уж правительственные органы бесплатно выдавали переселенцам рабочий скот, коров, земледельческие орудия, окованные тележные колеса, домашнюю утварь, хлебные и огородные семена, а также при участии военных и старожилов были заготовлены лесные материалы для построек. По случаю падежа скота оказывалась помощь деньгами. Только в 1883 г. было выделено 15 347 руб. И старожилы Никольск-Уссурийского помощь оказывали по невысоким ценам, все для хозяйства продавая. И - редчайший случай! - за все время существования селения вплоть до 1917 г. ни одна семья его не покинула. Село росло, крепло в нем хозяйство. К 1912 г. здесь был уже 721 житель, в том числе 349 мужчин и 372 женщины. Только вот храм обветшал. И в 1911-12 гг. опять всем миром храм обновляли - перестраивали. На одну только пристройку к храму тогда было израсходовано 1700 руб. "Часовня по вместимости и представляет собой самую настоящую церковь, прилично обставленную и содержимую" - писали об Успенском храме с. Борисовка "Владивостокские Епархиальные ведомости".
Много повидал Успенский храм. Здесь служили епископ Гурий и правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии архиепископ Евсевий Никольский, первый викарий епархии епископ Павел Ивановский, настоятель Свято-Никольского г. Никольск-Уссурийского о Павел Мичурин, редактор "Владивостокский Епархиальных ведомостей" о. Григорий Ваулин, уездный наблюдатель Владивостокского отделения епархиального училищного совета о. Владимир Давыдов и многие другие священники. Очень любили съезжаться сюда на престольный праздник и миряне и клирики.
Миром строили, миром праздновали, а вот уберечь всем миром не смогли… В лихую годину национализировали - разграбили святой храм атеисты-коммунисты. Прости их Господи! Не ведали бо что творили…

с. Бусевка

Село это Спасской волости Иманского уезда было основано русскими поселенцами в 1897 году. Устраивались на новом месте основательно. Сначала ходоков послали, потом первоприбывшие 16 семей выбрали из своей среды старосту и каждому по полторы десятины отмерили в одну линию под усадьбу и огород. И место под храм под храм запланировали - в центре села. А пока каждая семья построила себе маленький шалашик для ночлега, да глиняную печку - хлебы печь. Затем приступили к постройке деревянных домов. Лес на постройку рубили на своем наделе по разрешению начальства. Инвентарь, хлеб и скот покупали большей частью в селе Спасском. Туда же в церковь ходили по воскресеньям, благо, что недалеко - 16 верст всего.
В 1910 году поставили в селении свой храм. Строительство его обошлось в 16 тыс. рублей, причем казна выделила только 3тысячи. 10,5 тыс. рублей собрало крестьянское общество, да подвозкой строительных материалов добавило около 2,5 тыс. Настоятелем храма стал о. Игорь Писаренко, псаломщиком Андрей Кейдун. К 1912 г. паства составляла 510 человек.

Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник" с.Осиновка

Это селение было поначалу основано поселенцами-старообрядцами. В 1879 году. Но с прибытием в 1888 году новых поселенцев, староверы перебрались поглубже в тайгу (90 верст) и основали там новое село Петропавловку. А православные поселенцы вырыли землянки и приступили к распашке. А через два года, как чуть хозяйством обзавелись, и храм поставили. Строительство обошлось даже по тем временам недешево - в 20 рублей, причем от казны на благое дело было получено только 2. Остальные общество собирало само - 8 деньгами, и материалами и работой - 10. Первым настоятелем храма стал о. Григорий Ваулин. А в 1891 году храм посетил сам наследник Цесаревич, наследник Русского Императорского Трона. Ночевав в Осиновке с 22 на 23 мая, августейший наследник пожертвовал более 200 рублей, на которые впоследствии был куплен портир (чаша) с приборами.
Был при храме свой хор. Должность псаломщика исполнял Павел Фоменко. А еще при храме во имя Святого Иоанна Предтечи было создано общество трезвости. И в 1903 году, объезжая вверенную его попечению территорию, генерал-губернатор Приморской области Н. И. Гродеков подарил обществу свой портрет с дарственной надписью и еще один - лично председателю общества о. Григорию Ваулину. А вот как оценивал деятельность настоятеля храма Осиновки, исполнявшего тогда и обязанности благочинного, правящий архиерей Владивостокско-Камчатской епархии Владыка Евсевий (Никольский): "Так как священник Ваулин относит обязанности благочинного с примерной аккуратностию и добросовестностию, являясь вместе с тем и примерным пастырем в своем приходе, то утвердить его в должности благочинного". В том же году о. Григорий Ваулин написал книгу по истории Свято-Троицкого Николаевского Шмаковского мужского монастыря, равной которой, несмотря на обилие материла, не написал пока еще более никто. А в 1905 г. он подарил ее знаменитому синодальному миссионеру-проповеднику, ученому и философу, основавшему впоследствии Союз Михаила Архангела, о. Иоанну Восторгову.

Часовня во имя св. мчц. Татианы при ДВГТУ
Часовня во имя св. мчц. Татианы при ДВГТУ

Управление Владивостокской епархией с 1991 года

3 января 1991 года Владивостокская епархия вновь стала самостоятельной. В настоящее время она занимает территорию Приморского края Российской Федерации (165,9 тыс.кв.км.) с центром в городе Владивостоке. На севере она граничит с Хабаровской епархией (Хабаровским краем), на юге - с Северной Кореей, на западе - с Китаем, на востоке омывается водами Японского моря и Тихого океана. В Приморье проживает 90 национальностей и народностей. Всего численность населения составляет примерно 2, 5 миллиона человек, из них во Владивостоке - 631 тысяча человек.

Управляющим епархии с января 1991 по август 1992 года был архиепископ Николай (Шкрумко). Его трудами в возрожденной епархии было создано 5 новых приходов. 12 августа 1992 года Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод приняли решение быть епископом Владивостокским и Приморским доценту Московской духовной академии протоиерею Борису Пушкарю, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита.

13 сентября 1992 года при постриге в монашество протоиерей Борис принял новое имя - Вениамин, в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. 20 сентября 1992 года игумен Вениамин возведен в сан архимандрита. Чин наречения архимандрита Вениамина во епископа Владивостокского и Приморского совершен 20 сентября 1992 года в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении группы архиереев. 21 сентября 1992 года в том же соборе была совершена хиротония (рукоположение - Прим.) архимандрита Вениамина во епископа Владивостокского и Приморского. 24 октября 1992 года епископ Вениамин приезжает к месту несения своего нового церковного послушания в Приморье, уроженцем которого он является. 25 февраля 2003 года возведен в сан архиепископа.

В настоящее время в епархии совершает пастырское служение 76 священников и 14 диаконов.

По территориально-административному принципу Владивостокская епархия разделена на 5 благочиннических округов: Центральное (центр - г. Владивосток), Северное (центр - г. Спасск-Дальний), Южное (центр - г. Фокино), Западное (центр - г. Уссурийск) и Восточное (центр - п. Кавалерово).
По состоянию на 1 января 2003 года в Управлении Министерства Юстиции по Приморскому краю зарегистрированы 61 православная религиозная организация, относящихся к Владивостокской епархии, 5 монастырей (2 мужских и 3 женских). В их числе 22 городских прихода и 39 сельских, 47 приходов окормляются постоянными настоятелями и 14 окормляются временными, считаясь вакантными. Всего церковных строений на территории Владивостокской епархии имеется 71, включая приписные храмы и часовни.

(По материалам сайта Владивостокской и Приморской епархии)

Форумы