Памяти Рыльского старца схиархимандрита Ипполита (Халина) (комментарий в зеркале СМИ)

Часовня над Святым источником в Рыльском Никольском монастыре
Часовня над Святым источником в Рыльском Никольском монастыре

Свидетельства очевидцев

Моя первая встреча с о. Ипполитом произошла в 1993 г. Однажды мои знакомые попросили меня свозить их в Рыльск к какому-то неведомому мне старцу. В тот момент я не был еще верующим человеком, но сообщение что я еду к необыкновенному человеку меня чрезвычайно взволновало. При этой первой встрече батюшка ничего особенного, что бы меня могло поразить, как мне казалось, не сказал. Его слова были просты: «Молитесь, ходите в церковь Божию, читайте Святое Евангелие, творите добрые дела и, может быть, Господь поможет вам».
После этой поездки прошло около полутора лет. Из моей памяти не выходил образ этого человека, его слова, необыкновенно добрый взгляд и исходившая от него благодатная тишина.
Вторая наша встреча произошла в переломный период моей жизни. Когда мне было невероятно трудно, и на меня навалились труднопреодолимые искушения, в сонном видении мне явился батюшка Ипполит и трижды перекрестил меня. Этого было достаточно, чтобы я смог одолеть почти победившие меня трудности. Обстоятельства стали так складываться, что все беды отступили. Позднее я понял, что все это происходило по молитвам о. Ипполита.
Поле этого случая я поехал в Рыльск поблагодарить батюшку. Моя жизнь стала меняться, я обрел живую веру. Мои поездки к о. Ипполиту участились, я постоянно ощущал потребность общаться с этим благодатным старцем. Господь устроил так, что на радость мне я стал возить паломников к батюшке в монастырь, преимущественно прихожан Кадашевского храма.
На моих глазах, после общения с о. Ипполитом происходили удивительные преображения человеческих душ, люди менялись на глазах. Казалось, их жизни наполнялись новым светом. Отец Ипполит любил кадашевцев и всегда принимал, даже тогда, когда другим группам давал отказ. «По знакомству», - с улыбкой говорил он. Некоторые паломники осторожно, как бы боясь, что все может измениться, рассказывали о чудесных исцелениях, которые они получали по молитвам батюшки. Другие рассказывали о его явлениях им в критические моменты их жизни, когда он подавал действенную помощь, вразумляя и благословляя их. Известны удивительные случаи его прозорливости, когда он в нескольких словах мог сказать о человеке самое сокровенное.
Отец Ипполит знал о времени своей кончины, но говорил об этом только некоторым духовным чадам: одним прямо, другим прикровенно. Для всех же нас его смерть стала большим потрясением. Даже когда он целых четырнадцать дней лежал без сознания с тяжелейшим инсультом, мы все были убеждены, что батюшка поднимется...
Мы верим, что приобрели заступника и молитвенника у Престола Божия и благодарим Бога, что Он даровал нам великую милость встретить на нашем земном пути такого великого старца.

В.С.
( По материалам газеты «Кадашевский листок», №5, декабрь 2002 г.)

* * *

Была когда-то в России великая рать верных служителей Христовых. Незаметно для мира, как пчелки Божии, трудились они на ниве Господней, но были и такие, что, как звезды небесные, ярко сияли благодатию Христовой еще при жизни. После революции они оказались лишними в России, власти их выслали в далекие сибирские края, чтобы не мешали строить «новую жизнь».
После долгих лет гонений на православных служителей пришла в нашей стране иная пора. Открылось много церквей и монастырей. Но старцев настоящих совсем мало осталось.
И вот мне захотелось написать об одном современном старце, который всю жизнь отдал на святой алтарь ради Христовой Православной Церкви. Еще при «оттепели», когда был он молодым послушником у отца Серафима в Глинской пустыни, показал себя кротким и смиренным служителем. И ныне все, кто его знает, удивляются его терпению. Старец этот - архимандрит Ипполит, настоятель Никольского монастыря г. Рыльска. Да, сейчас это уже можно назвать монастырем. А восемь лет назад здесь были одни развалины.
Владыка сам привез архимандрита на своей машине в этот разрушенный монастырь. Отец Ипполит нашел здесь страшную бедность и запустение. Прежний настоятель, академик, не выдержал и убежал на прежний приход. Да и мы, посетив это место, пришли в ужас. Жить негде, служить негде, дом разрушенный. Храм совсем развален. Иноков нет, только три женщины приехали помогать батюшке. Безнадежное место. Да и город-то районный; люди почти все отвыкли от монастыря, станут ли помогать? Вот и подумаешь: есть ли смысл все это восстанавливать. Ведь сколько нужно труда и терпения, чтобы возродить руины, а желающих нет вступать в монастырь. Я предложил отцу Ипполиту оставить монастырь и уйти в другой, где уже более-менее жили иноки. Но он со смирением ответил: «Будем молиться, и Господь Сам все уладит и восстановит». С тем я и уехал. Всю дорогу мои прихожане удивлялись такой жизни. Все повторяли: для чего все это, зачем над собой издеваться? Так жить, как отец Ипполит живет, - неужели так требует Бог? Это просто мука какая-то...
А отец Ипполит вначале поставил в разбитом соборе перед Курской Коренной иконой Божией Матери аналой и начал в одиночку молиться. На следующий день еще добавил каноны. Пришли любопытные, постояли, посмотрели - и ушли. Присоединились к его молитве бабушки. Через неделю-другую пришел один старичок, встал сбоку от батюшки и начал подпевать. Стали вместе молиться Богу.
Весной из разных мест в монастырь приехали женщины, начали во всем помогать. Молодые люди приезжали к отцу Ипполиту - кто за советом, кто на отчитку.
Внутри собора, на первом этаже, места было мало для верующих. В храме не было пола, в алтаре владыка освятил престол, вокруг престола положили. Народ стоял все более простой - мужики да бабы. На клиросе пели и читали молодые ребята, все в грязи; видно было, что душевнобольные.
Вышел батюшка из алтаря - скромно, тихо, словно отец родной для всех. В храме уже горели свечи. Все молящиеся как-то насторожились в благоговейном молчании... Тихо, проникновенно и властно раздался призыв отца Ипполита: «Три поклона Божьей Матери!» - и вся толпа, как один человек, во главе с батюшкой разом опустилась на колени, - и еще, и еще... В отдаленном углу церкви раздалось чье-то всхлипывание. Многие как опустились на колени, так и остались стоять. Проникновенный, исполненный безпредельной веры, голос читал дивные, покаянные слова молитв.
Толпа замерла. Казалось, вся ее безчисленная скорбь слилась в одном общем молитвенном напряжении, и голос отца Ипполита был уже не его, а голос всего народа, стоящего здесь. И слезы - безшумные, тихие - текли из глаз многих. А батюшка тихо и смиренно все читал и читал, и ему подпевал старичок: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Прочитав полностью елеосвященный канон и взяв елей, батюшка подошел к народу, знаменуя маслом на челе и руках молящихся крест Господень.
- Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Как звать?
- Николаем, батюшка.
- Параскева, батюшка!
И так, пока обходил всех больных, мы, священники, которые ему помогали, читали Апостол и Евангелие, певчие люди пели «Услыши ны, Боже...». Посмотрел я на предстоящий народ и подумал: «Что вы ищете здесь, если дома у многих даже нет святого образа?» Но Господня воля, Его милосердие побеждает все. У всех на лицах было одно выражение - серьезное и радостное, надежда получить исцеление от соборования.
Подходя к Евангелию, каждый крестился и лобзал святой крест, который держал батюшка.
- Простите, батюшка!
- Бог простит!
- Батюшка! Муж со мной больно плохо живет, пьет.
- Батюшка, сын развелся с женой, двое деток остались сиротками.
И на все запросы, на всякий крик сердечный давно наболевшего горя у отца Ипполита находилось слово привета, утешения. В каждом его совете, в каждом слове его чувствовалось такое знание сердца человеческого, такое проникновение в самую глубь народного быта, душевной жизни народа, что ни один подходивший, иногда приступавший к нему со слезами, не уходил от него с лицом непросветленным. Чувствовалось, что каждый получал свое утешение, и именно то, которого жаждала скорбная, измученная душа.
Монастырское здание выглядело довольно странно, одни развалины бывшего монастыря; в храме пахло сыростью, потолок покрывала плесень. Что заставило отца Ипполита здесь жить? Пока все это построится, отремонтируется, десятки лет пройдут. Крыша кельи худая, в воздухе отдает мышиным пометом, просто настоящая камера, только без часовых. И впрямь, заключенным в тюрьме лучше живется, чем отцу Ипполиту.
После разговора мы вдвоем с отцом Ипполитом пошли рядом. На нем был старенький подрясник, истертый от времени, старый вязаный шарф на шее, на голове старенькая скуфья черного цвета.
Навстречу нам подходили богомольцы - кто принять благословение, кто с вопросом, за советом. Господи, сколько нужно сил этому человеку! Какое ангельское терпение!
И вот прошло восемь лет, и что я вижу?! Собор почти полностью отремонтировали, ограду с воротами сделали, подвал очень хороший соорудили. Машин много. Теперь этот монастырь на всю Россию славится, идут и едут, чтобы получить духовную благодать, которая изливается через смиренного страдальца архимандрита.
О духовной мудрости и прозорливости отца Ипполита ходит много рассказов. Вот что я слышал от своего знакомого. Однажды пришел к отцу настоятелю «новый русский», богатый. Народу он много на своем веку обидел. Что и как мог, так и грабил. Где плохо лежало, то все его становилось. Прослышал он, что отцу Ипполиту нужна помощь. Поехал к нему наш «новый русский» да и говорит батюшке-то: «Я много о вас слышал, что вы во всем нуждаетесь, особенно деньгами, так пожалуйте вам от меня на ремонт храма, от моего усердия». А батюшка ему: «Храмы Бог строит и ремонтирует, а мы, люди, у него приказчики. По-людски, по-русски спасибо тебе за жертву, ну а хозяин твоих денег брать не велит». - «Как так? Что, архиерей запретил? Я сам ему много помогал». - «Да очень просто: деньги ваши больно человеческими слезами подмочены, а такие Богу не угодны».
Посетил Рыльский монастырь заместитель министра Атомной энергетики, посмотрел, побеседовал с настоятелем. Обратился к дирекции Курчатовской атомной станции с просьбой выделить материалы и рабочих, и начались ремонтные работы в соборе... Пожелаем Никольскому монастырю, его настоятелю и всем инокам быть во всем путеводителями для православных христиан.

Протоиерей Виктор Гранкин
(опубликованo в газете «Благовест», 11 ноября 1999 г.)

Форумы