Придут ли феминистки на Святую Гору Афон? (комментарий в зеркале СМИ)

Статья, которую мы предлагаем вниманию читателей «Седмицы», была опубликована на страницах газеты «Мирт» (март-апрель, 2001 г.). Это издание декларирует свою независимость и равное отношение ко всем церквам и деноминациям. Однако сама формулировка позиции, содержание газеты и ее авторский состав говорят о том, что перед нами — типичный представитель американского секуляризированного, всеядного «христианства», то есть той культуры, которая и породила феминистское движение. Модернистское западное христианство последовательно заменяло отношение к ближнему как образу и подобию Божию некими «правами человека». В конце концов, человек освободился от страха Божия и Его любви, перестал различать Горнее и дольнее, благочестие заменил исполнением гражданского законодательства. Все это привело к тому, что законы, написанные и истолкованные людьми, исходя из их сиюминутных политических и прочих соображений, все чаще стали конкурировать со Священным Писанием и Священным Преданием.
В публикуемой статье автор-евангелист пытается осознать, почему благие намерения добиться равенства женщин и мужчин перед гражданским законом вылились в противостояние между христианством и феминизмом вплоть до кощунственного исправления текста Библии.

Душа феминизма: от служения к самообслуживанию

Исторически отношения между феминизмом и христианством были довольно сложными. Многие прямо обвиняют христианство в угнетении женщин и видят в нем несправедливую систему ценностей, которая навязывает обществу патриархальные порядки на погибель всему женскому роду. Внутри же самого христианства существуют различные точки зрения в этом вопросе. Есть люди, которым хотелось бы переписать Библию, чтобы она меньше противоречила феминистским идеям. Другие не смеют покушаться на Библию, но при этом испытывают смущение и даже стыд из-за того, что в ней говорится. Третьи в принципе отвергают феминизм, как нечто противоположное христианской вере. Сегодня трудно себе представить дружбу феминизма и христианства — почти все разделяют мнение, что библейское учение несовместимо с феминизмом.

Существует путаница в понятиях, идущая из истории феминизма: женщины, занимавшиеся в XIX веке политической борьбой за женские права, не называли себя "феминистками". Слово это и производные от него означало тогда "относящийся к женщинам". Термин приобрел политический оттенок в ходе борьбы за права женщин лишь на рубеже XIX-ХХ веков. Примечательно, в том, что касается идеологии, современный феминизм, сложившейся после 60-х годов ХХ века, весьма отличается от устремлений активисток женского движения XIX века. Христианам очень важно отдавать себе в этом отчет, когда речь заходит об отношении к феминизму.

Политические течения феминизма XIX века

В XIX веке в рамках женского движения существовало три основных идеологических направления. Наиболее известное из них — "феминизм равных прав", восходящий к идеям Просвещения. Теоретическое обоснование эта идеология получила в книге Милла "Подчинение женщин" (1869). Мэри Уоллстоункрафт, одна из первых феминисток-теоретиков, в своей книге "Защита прав женщин" (1792) опиралась на идеалы Просвещения и Французской революции.

"Феминизм равных прав" основывался на идее о том, что все люди имеют достоинство, а следовательно, и право на уважение и материальные блага общества. Женщины же лишены большей части человеческих прав — самоопределения, участия в общественной жизни, права собственности и т. д. Эти доводы позволили начать движение за избирательное право женщин — его сторонники апеллировали не только к правам человека, но и к конституциям тех стран, которые провозглашали демократическое устройство. Активисты женского движения говорили, что демократия, которая исключает из общества половину населения, — это нонсенс. Правительствам следовало бы предоставить женщинам избирательное право уже в силу тех принципов, которые они провозглашали.

Вторым течением, не менее сильным в феминизме XIX века, было евангелическое. Оно опиралось в своих доводах не на доктрину о правах человека, а на необходимость дать женщинам возможность более полно реализовать в общественной жизни свои особые качества на благо самого общества. Призывало также помочь женщинам и детям, находящимся в затруднительном материальном положении. Сторонники этого движения большое внимание уделяли материальному благосостоянию незамужних женщин, матерей и детей. Любопытно, что первая группа, куда входили свободомыслящие антирелигиозные деятели, успешно проводила кампании за половую чистоту и отмену "Акта о заразных болезнях" совместно с верующими сестрами.

Третье течение, социальный феминизм, пережило два периода расцвета. Первый из них — в начале XIX века, когда выдвигались радикальные теории о семейной жизни, однако этот период длился недолго. В конце XIX века социальный феминизм вновь получил распространение и теперь опирался уже на идеи материального благосостояния.

На практике эти три различные идеологии выглядели как три системы аргументов, говорящих о необходимости социальных перемен. Противоречие у них вызвало столкновение идей "общей гуманности" и "вечной женственности". Феминисткам пришлось определяться в вопросе, какие качества важнее для обоснования политического статуса женщины: общечеловеческие или специфически женские. Гуманистки, ратовавшие за всеобщие права человека, отстаивали гражданские права и политическое равенство, утверждая, что как мужчины, так и женщины являются людьми. Мэри Уоллстоункрафт, например, отрицала, что у женщин есть положительные качества, несвойственные мужчинам.

Особым женским качествам со временем стали уделять все больше внимания: подчеркивались как деловые качества женщин, так и их вклад в культуру. В Соединенных Штатах, например, широко использовался аргумент, что если женщинам следует быть хорошими матерями, то им надо получать лучшее образование. Это был евангелический взгляд, за фундаментальную общественную единицу принимавший не индивидуума, а семейную пару. Таким образом, доминировало два взгляда на женщин и их права: женщины-граждане и женщины-жены и матери.

Джозефина Батлер и ее роль в феминизме

Джозефина Батлер (1828-1906) была суфражисткой (борцом за избирательное право женщин). Она отстаивала возможность получения образования для девушек и возможность трудоустройства для женщин. Она понимала, как много нужно менять в отношении общества к женщине. По поводу перспектив трудоустройства она, в частности, писала:
Выражение "стать гувернанткой" иногда употребляется в том смысле, будто бы это — удовлетворительный выход для незамужней женщины, чей социальный статус превышает положение прислуги. Когда мы видим в газетах объявления, в которых за самую разную работу в качестве вознаграждения предлагается "комфортабельное жилье" без какого бы то ни было жалования, мы иногда удивляемся наглости работодателей; но когда мы узнаем, что на такое предложение работать нянькой и гувернанткой без оплаты откликнулись триста женщин, наше удивление переходит в отчаяние.

Хотя вопросы образования и права голоса женщин были основными в деятельности Джозефины Батлер, более всего она стала известна благодаря работе по оказанию помощи проституткам. В 1864 г. английский парламент принял закон, известный как "Акт о заразных болезнях". В 1866 и 1869 гг. последовали дополнительные акты, еще более ужесточившие меры, предусмотренные в 1864 г. Все это имело своей целью предотвратить распространение венерических заболеваний, особенно в гарнизонных поселениях и портах. Цель благая, но теперь законы позволяли особой полиции арестовать любую женщину, заподозренную в проституции, подвергнуть ее медицинскому освидетельствованию и в случае, если она оказывалась больна, насильно удерживать ее в заключении. Джозефина Батлер начала борьбу против этого закона, указывая на то, что он лишил конституционных прав самый беззащитный слой населения.

Парламент, состоявший исключительно из мужчин, рассматривал проституток как существ, полностью виновных в их занятии и в распространении болезней. Батлер же и ее соратники-феминисты (мужчины и женщины) считали проституцию сексуальным рабством и результатом ограничений в области занятости женщин в других профессиональных сферах. Они доказывали, что проституток нельзя обвинять в их ремесле, пока не будет решен вопрос с низкой заработной платой и с недостатком рабочих мест для женщин. Нельзя никого превращать в изгоев просто по признаку их работы. Положение усугублялось тем, что женщины, однажды получив позорное клеймо, были обречены оставаться проститутками, поскольку они уже не могли найти другую работу.

Феминисты — сторонники Батлер — вели кампанию против законодательной системы еще и потому, что она санкционировала "грех" мужчин. В парламентском отчете 1871 г. утверждалось, что проститутки являются правонарушительницами, поскольку используют похоть для заработка, а их клиенты лишь "изредка поддаются естественному порыву". Так, данный закон признавал и считал естественными блуд и супружескую измену. Феминисты призывали к единому стандарту в сексе — секс только в браке.

После того как в 1883 г. действие этих актов было приостановлено, Джозефина Батлер и ее соратники начали кампанию против экспорта женщин из-за рубежа и совращения детей на занятие проституцией в Лондоне. В 1885 г. в "Полл Молл газетт" им удалось опубликовать сенсационный обзор детской проституции, который и побудил английский парламент законодательно поднять возраст совершеннолетия девочек до шестнадцати лет. Усилия Батлер нашли широкую поддержку у группы "социальной чистоты" (выражение "социальная чистота" было девизом феминисток XIX века) и во всей Великобритании. Этой инициативе суждено было стать международной. В 1875 г. Джозефина Батлер основала в Женеве Британскую, Континентальную и Генеральную федерации за отмену государственного одобрения порока. Ее деятельность дала толчок для принятия Лигой Наций "Интернациональной конвенции о предотвращении продажи женщин и детей" (1921) и дальнейших шагов по борьбе с сексуальным рабством.

Джозефина Батлер рассматривала свой труд как христианский, соответствующий воле Божьей и сопровождаемый молитвой. Ее поддержал ряд протестантских деноминаций, к которым присоединились унитаристы и иудеи, хотя в самом начале ей трудно было собрать средства в церкви для осуществления своих планов. Широта взглядов позволяли Батлер принимать поддержку любых верующих людей; она лишь надеялась, что они принимают ее стремление к справедливости и состраданию в рамках христианских ценностей.

Феминизм и христианство

Мысль о том, что христиане были в числе самых выдающихся защитников прав женщин прошлого, сперва может показаться странной. Но, поразмыслив, мы придем к выводу, что в этом нет ничего удивительного, ведь христиане всегда были на переднем крае борьбы за права женщин. Там, где женщины не имели средств к существованию и им запрещалось зарабатывать себе на жизнь, естественной реакцией христианина было бороться за то, чтобы дать им возможность выжить. Там, где женщинам мало платили за их труд, гораздо меньше, чем мужчинам, христиане считали необходимым противиться этой несправедливости. Там, где женщины оказывались в сексуальном рабстве не только из-за экономических причин, но также в силу самой социальной и законодательной системы, поощрявших аморальность, — там христиане боролись за их освобождение.

В христианском учении есть множество аспектов, поощряющих социальную активность, направленную на защиту женщин. Христиане верят в сострадание, в помощь тем, кто пребывает в нужде. Они верят в значимость взаимоотношений между людьми, в семейные ценности, а также в помощь вдовам и сиротам. Они верят в защиту слабых, верят в то, что правительства установлены для того, чтобы защищать в стране справедливость. Поэтому нет ничего удивительного в том, что евангельские христиане — мужчины и женщины — были основными фигурами феминистского движения в его начале.

Так что же изменилось? Почему сегодня говорить о том, что кто-либо является христианином, опирающимся на библейские ценности, и одновременно феминистом — значит употреблять противоречащие друг другу термины? Библия не изменилась, чего нельзя сказать о феминизме. Устранение социальной несправедливости, утверждение семейных ценностей сменились требованием прав для женщины как индивидуума. Когда в 60-е годы ХХ столетия в западном мире распространился феминизм "второй волны", он был вдохновлен такими книгами, как "Мистика женщины" Бетти Фриден и "Женщина-евнух" Жермен Гриер, а его главными движущими силами стали: в Америке — Национальная организация женщин, а в Англии — Национальные женские конференции. В то время как социальные феминистки продолжали поднимать вопросы о помощи бедным и об изменении отношений в мире труда, движение феминизма в целом стало приобретать индивидуалистическое направление. Его обусловили некоторые постулаты основополагающих трудов: Бетти Фриден советовала матерям меньше заниматься домашним хозяйством и больше — карьерой; Жермен Гриер призывала к упразднению традиционной семьи.

Начиная с 60-х годов, феминизм стремится к собственному влиянию на происходящее. Это не всегда находило поддержку среди тех, кто продолжал считать своей главной задачей помощь слабым и незащищенным. Вот что сказала одна британская феминистка:
- Вновь и вновь размышляя об этом после семнадцати лет дебатов и кампаний, я поняла, что тогда меня более всего тревожило различие между двумя тенденциями: протестом против несправедливости и завистью к власти, которая эту несправедливость санкционировала. В женском движении последняя тенденция достаточно сильна, так как женщины злятся на мужчин за то, что те обладают той властью, которую женщины хотели бы иметь сами.

Значительная часть энергии феминистского движения была потрачена на то, чтобы добиться власти (не говоря уже об эгоизме), равной мужской, а не на то, чтобы изменить государственную систему или помочь беззащитным. Эта тенденция стала доминирующей в современном феминистском движении, и многие идеалы раннего феминизма были утрачены. Христиане, которым все еще не безразлично исполнение заповедей Божьих о помощи ближним, — те, кто следуют за Правителем, Который не считает власть чем-то, за что следует хвататься, а показывает пример помощи другим (Флп. 2), — не последовали за этими изменениями в феминизме.

Христиане не враги женщин. Напротив, именно потому, что Библия ценит женщин, большинство христиан не следуют за современным феминизмом. Подталкивать женщин к тщеславию и гордыне, к жажде власти и к эгоцентризму — не благо. Христиане стремятся к честности и справедливости, к помощи бедным и поддержке семьи, и мы видим, что многие из них активно действуют в этом направлении. Они делают то, что феминистки в основном уже перестали делать, поскольку феминизм отошел от своих первоначальных целей.

"The Briefing", № 242, October 23, 2000
Перевод с английского Виктора ГЕНКЕ

Форумы