Когда же наступит Новый год? (комментарий в свете веры)

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
(Эфир от 28.12.2002 на телеканале «ТВЦ»)

Ведущий Н.И.Державин: — Доброе утро, в прямом эфире – «Православная энциклопедия».
Совсем скоро Рождество, все готовят друг другу подарки, наряжают елки… Помните, у Гофмана в сказке «Щелкунчик и мышиный король»: «Большая Рождественская елка была увешана множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные и другие чудные сладости свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы…»? А что же символизируют украшения новогодней рождественской елки – звезда на вершине, шары и сладости? Это и есть вопрос нашей сегодняшней викторины. Звоните на пейджер, у каждого из вас есть шанс выиграть последнюю в этом году викторину и получить в качестве приза том «Православной энциклопедии».

Сюжет «Святыни христианского мира»

Одна из самых удивительных святынь христианского мира хранится под алтарем самого большого римского храма, посвященного Пресвятой Богородице. Он называется Санта Мария Маджоре, или церковью Марии Снежной, или просто «Римским Вифлеемом». В 642 году из Палестины сюда были привезены ясли Спасителя. Точнее, не сами святые ясли, которые по древней традиции восточные пастухи выдалбливали в скале, а деревянные дощечки – ими покрывалось каменное дно кормушки. Ученые считают, что возраст римских яслей меньше, чем должны были бы иметь подобные деревянные пластинки, если бы они действительно находились в Вифлеемской пещере две тысячи лет назад. Может быть, эта реликвия позднее была положена христианами Иерусалимской Церкви на место первых яслей, которые по щепочкам, маленькими святыньками разошлись по свету.

Закладка собора Санта-Мария Маджоре (художник: Мазолино да Паникале, 1428 г.)
Закладка собора Санта-Мария Маджоре (художник: Мазолино да Паникале, 1428 г.)

История самого храма тоже весьма необычна. По преданию, в середине IV века в Риме жил благочестивый патриций по имени Джованни, по-нашему – Иван. Долго думая над тем, как бы лучше использовать свое немалое состояние, он помолился Пресвятой Богородице. Матерь Божия явилась ему во сне и повелела построить храм в том месте, где на утро выпадет снег. В ту же ночь Царица Небесная повелела Папе Либерию идти на Эсквилинский холм. К величайшему изумлению римских граждан снег действительно выпал, несмотря на разгар лета. Джованни и Либерий сошлись на холме, где Папа посохом на снежном ковре начертал план строительства будущего храма. Прах благочестивого патриция Иоанна и его супруги по сей день покоятся под порфировым полом основанной им базилики.

Н.И.Державин: — Через три дня мы оторвем последний листок гражданского, григорианского, календаря. По православному, юлианскому, календарю этот день будет только 18-м числом декабря. В современной России православные живут сразу по двум календарям – церковному (юлианскому) и гражданскому (григорианскому). Сейчас разница между ними составляет 13 дней, а через 200 лет она увеличится еще на один день. Многие спрашивают – а нельзя ли обойтись одним календарем? Разобраться в этом нам поможет кандидат богословия, доцент Московской Духовной академии Алексей Светозарский.

Доброе утро, Алексей Константинович. Скажите, пожалуйста, почему Русская Православная Церковь строго придерживается старого стиля?

А.К.Светозарский: — Доброе утро, Николай Иванович. При ответе на ваш вопрос можно использовать и богословские, и исторические аргументы. Прежде всего, при переходе Русской Церкви на гражданский календарный стиль может получиться так, что в некоторые годы исчезнет или сократится до двух дней петровский пост, оканчивающийся праздником святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Ко всем большим праздникам Церковь готовит человека с помощью поста. Таким образом, переход на григорианский календарь, по сути, лишает православных радости праздника.

Н.И.Державин: — Но ведь это — не единственный аргумент Церкви?

А.К.Светозарский: — Важный, но уже не богословский аргумент – опасность раскола. Православный человек осознает мир через призму традиции, и любое разрушение этой традиции может привести к печальным последствиям, достаточно вспомнить раскол старообрядчества. Известно, что те Поместные Православные Церкви, которые приняли гражданский стиль, поплатились за это новшество прискорбными расколами. В Греции, вы знаете, есть т.н. старостильники, ничем не отличающиеся от Православной Церкви по вероучению, но отказавшиеся принять новый календарь и поэтому не находящиеся в евхаристическом общении с Церковью.

Н.И.Державин: — Алексей Константинович, у меня к вам будет еще много вопросов, а сейчас мы вместе с вами и со зрителями посмотрим сюжет об истории возникновения старого и нового стиля, а затем продолжим нашу беседу.

Сюжет «Введение нового стиля»

В 45 году до Рождества Христова на всей территории Римской империи Юлий Цезарь ввел единую систему летоисчисления. Полторы тысячи лет христианские церкви Востока и Запада пользовались юлианским календарем. Но в 1582 году Папа Римский Григорий ввел в католическом мире новый календарь. Православные Патриархи григорианский календарь не приняли. Однако к середине XVIII века новый стиль был введен в большинстве западных стран, где григорианский календарь стал одновременно и гражданским, и церковным. Россия, которая считала себя частью цивилизованной Европы, тоже задумалась о переходе на новый стиль. Но в 1899 году авторитетнейшее Русское астрономическое общество заявило, что «нет основания для введения в России, а тем более в Русской Церкви, заведомо неправильного григорианского календаря».
Зато большевики мнения ученых не спрашивали. Декретом Совнаркома календарь был переведен на 13 дней вперед. Под угрозой новой волны террора большевики заставили Патриарха Тихона объявить о введении нового стиля и в Русской Церкви, но это вызвало такую волну возмущения среди верующих, что юлианский календарь пришлось оставить в покое. В это же время попытки перехода на новый стиль предпринимались и в других Православных Церквях. Так Патриарх Мелетий в 1923 году провел календарную реформу в Константинопольском Патриархате. Вслед за ним на новый стиль перешли Александрийский и Антиохийский Патриархи. В 1937 году реформу церковного календаря провел король Греции, но здесь ему пришлось столкнуться с отчаянным сопротивлением многих иерархов и монастырей. Сейчас они живут по новому стилю, но вопрос о церковном календаре до сих пор остается актуальным не только в Греции, но и в Болгарии и Румынии, где новый стиль был навязан уже после войны коммунистическими властями. Сегодня юлианским календарем, то есть старым стилем, пользуются Русская, Грузинская, Сербская Православные Церкви, а также Иерусалимский Патриархат на Святой Земле и монастыри Святой горы Афон.

Н.И.Державин: — В России сложилась интересная ситуация: некоторые люди отмечают «католическое Рождество», потом гражданский Новый год, затем Православное Рождество, и 13 января (по новому стилю) «старый Новый год». Есть также праздник церковного новолетия, отмечаемый 1 сентября (по старому стилю) или 14 сентября (по новому стилю). Можно запутаться. У людей возникает естественный вопрос — неужели нельзя договориться? Как вы думаете, можно было бы этот вопрос решить на каком-либо Всеправославном Совещании или Соборе? И нужно ли его решать?

А.К.Светозарский: — Вопрос этот решать нужно, и, конечно, здесь должно быть установлено всеправославное единство. Как мы сейчас видели из видеосюжета, что в Поместных Православных Церквах новый стиль вводился приказным, явочным порядком: было решение Константинопольского Патриархата, а за ним последовали традиционно тесно связанные с Константинополем Восточные Церкви. Тогда как решение этого вопроса, конечно, должно получить утверждение всей Полноты Вселенской Православной Церкви.

Н.И.Державин: — Сейчас Церковь живет по старому стилю, а государство по новому стилю. Но до революции и Церковь, и государство жили по одному календарю, юлианскому. Европа жила по новому стилю, а Россия жила по старому стилю. Вызывало ли это обстоятельство какие-либо бытовые проблемы?

А.К.Светозарский: — Конечно, Россия ведь не была изолирована от Европы. Собственно, церковную практику это противоречие не затрагивало, а в гражданской жизни существовали проблемы. Надо вспомнить, что реформа, проведенная большевиками, в общем-то, была подготовлена еще до октябрьской революции. Другое дело, что власти вводили новый календарь декретом и пытались действие этого декрета распространить и на церковную жизнь, чем и вызвали сопротивление верующих. Неприятные исторические ассоциации и по сей день удерживают многих людей от принятия нового стиля. Кстати, Николай Иванович, в XX веке не только большевики безуспешно пытались заставить Русскую Православную Церковь перейти на григорианский календарь, но и немцы на части оккупированных ими территорий СССР.

Н.И.Державин: — Алексей Константинович, один из аргументов православных людей против введения нового календаря – сошествие Благодатного огня в Великую Субботу на Православную Пасху. Но ведь Пасхалия – это совершенно иной вопрос, хотя и связанный с календарем. Можете ли вы объяснить нашим зрителям, что такое Пасхалия?

А.К.Светозарский: — Дело в том, что на Западе, у католиков и у протестантов несколько другая система исчисления празднования Пасхи. Пасха Восточная и Пасха Западная очень редко совпадают. Кстати, Православные Церкви, принявшие новый стиль, тем ни менее придерживаются традиционной Восточной Пасхалии. Ведь действительно, это очень весомый аргумент, что именно в соответствии с Пасхалией Православной, Восточной, в Великую Субботу в Иерусалиме сходит Благодатный огонь.

Н.И.Державин: — Вопрос практического характера. Скоро, согласно гражданскому календарю, наступает Новый год. Могут ли православные отмечать этот праздник?

А.К.Светозарский: — Церковь отвечает на этот вопрос ежегодными новогодними молебнами, которые совершаются вечером 31 декабря после обычного богослужения. Церковь освящает время. Мы благодарим Бога за те благодеяния, которые получили в минувшем году и просим Его милости на следующий год. Православные должны решить эту проблему – отмечать или не отмечать Новый год - в духе любви, нельзя впадать в крайности, от которых нас предостерегает Церковный Устав. 31 декабря – не самый строгий пост, строгий пост начинается 2 января по новому стилю и продолжается до самого Рождества. Самый строгий пост – в Рождественский Сочельник. Поэтому, наверное, проблему новогоднего стола можно решить, не противопоставляя специально себя тем людям, которые не разделяют наших убеждений. Есть замечательный пример: в 50-е годы один подвижник, православный священник, жил в коммунальной квартире. Он всегда в 12 часов с боем курантов заходил к своим соседям, поздравлял их с шампанским, и на этом его празднование заканчивалось. С другой стороны, 1 января – память мученика Вонифатия, которому, по традиции, молятся об исцелении от пьянства. Об этом тоже следует помнить.

Н.И.Державин: — Кстати, о календарном вопросе всегда можно прочитать подробно в одной из многочисленных православных брошюр, в особенности, в специализированных изданиях, посвященных описанию дней православного календарного цикла. Слово профессору В.М.Гуминскому.

Сюжет «Московский книжник»

Профессор В.М.Гуминский: — Накануне новогодних и Рождественских праздников перед многими встает вопрос: что же подарить? Безусловно, подарок, который будет необходим в течение всего года – это календарь. Если еще лет десять тому назад для православных издавался только календарь Московской Патриархии, то сегодня православные календари издаются десятками, на любой вкус. О некоторых из них я вам расскажу. Как я уже сказал, официальным ежегодником считается «Православный церковный календарь», который Московская Патриархия начала издавать еще во время Великой Отечественной войны. С прошлого года этот календарь издается Издательским Советом Русской Православной Церкви, причем в нескольких вариантах: настольном, карманном и настенном. Главная ценность этого календаря – точно выверенные дни церковных праздников, поминовения святых и расписания богослужебных чтений на каждый день церковного года. В конце календаря помещается алфавитный месяцеслов, так что каждый может легко узнать дату своих именин. Кроме того, в каждом календаре печатается официальная информация, познавательные статьи, редкие молитвы и акафисты. В календарь 2003 года, например, включен дополнительный раздел, в котором даются подробные сведения о Соборах святых – афонских преподобных, новгородских, костромских и так далее. Кроме того, помещены юбилейные материалы, посвященные столетию прославления преподобного Серафима Саровского и 300-летию основания Санкт-Петербурга. Собственные календари в этом году выпустили многие монастыри и их подворья в Москве. Соловецкий календарь уделяет особое внимание истории и святыням Соловецкого архипелага. В этом году его темой стал Анзерский скит. Выпускаются календари с описанием чудотворных икон, житиями святых, рассказами о чудесах исцелений и молитвами. Есть даже календари для православных хозяек с рецептами постной и праздничной кухни. Отрывных календарей на будущий год тоже изданы десятки видов. Но чтобы не ошибиться, делая выбор, ориентируйтесь все же на официальные издания Русской Православной Церкви. Сегодня наша последняя встреча в уходящем году, поэтому я хочу поздравить вас с новолетием и Рождеством Христовым и дать добрый совет: с окончанием года не выбрасывайте старые календари. По ним вы сможете проследить не только историю Православной Церкви России, но свою собственную.

Н.И.Державин: —Какое из изданий православных календарей предпочитаете лично вы?

А.К.Светозарский: — Прежде всего, официальное издание, поскольку оно мне помогает в моих профессиональных обязанностях. Как домашнее, семейное чтение мне также очень нравится календарь Сретенского монастыря, который содержит много исторических, практических и богослужебных материалов.

Н.И.Державин: — Позвольте вас поблагодарить за участие в нашей программе в столь ранний час, поздравить вас с наступающими праздниками – Новым годом, Рождеством Христовым и пожелать вам всяческих благ.

Видеосюжет «Рождественская открытка»

Еще со времен Екатерины II в Новый год и Рождество личные посещения и развоз визитных карточек с раннего утра почитались обязанностью неизбежной, радостной, но всё же довольно хлопотной. Поэтому когда в середине XIX века в Англии появился новомодный обычай поздравлять друг друга почтовыми открытками, его с удовольствием подхватили и в России. Вначале поздравления на Рождественских открытках получали по почте из-за границы, затем их начали печатать за рубежом специально для России. А в 1898 году появились первые отечественные открытки, выпущенные Общиной святой Евгении. Большое собрание дореволюционных Рождественских и новогодних открыток хранится в фондах Музея истории Москвы.
На первых Рождественских открытках чаще всего изображали младенца Христа в яслях или летящего ангела со звездой. Потом полюбили изображать храмы и заснеженные избушки. Окна домов обязательно были освещены или даже открыты, что символизировало собой уют, тепло домашнего очага, гостеприимство и доброту. А в начале XX века в моду вошел русский стиль - лихие тройки, народные гуляния и нарядные крестьянские дети. По старинному обычаю они ходили по улицам со звездой, которая напоминала о звезде Вифлеемской, и славили Христа в День его Рождества.
Символами новогодних открыток становятся календарь, часы, новогодняя елка и, конечно, деньги, шампанское, рюмки – все это были именно новогодние сюжеты.
Многие сюжеты открыток кажутся нам сейчас непривычными. Например, вместо снега, льда и сосулек часто изображали зеленые растения, листья и цветы. Например, трехлистный клевер символизирует единство и гармонию, а в христианстве - Троицу. Четырехлистный клевер - очень редкий в природе, почти как цветок сирени с пятью лепестками - издавна считался символом удачи и счастья. По старорусским традициям и приметам, кто найдет четырехлистный клевер, соответственно получит счастье в этом году, можно загадать желание. И поэтому не надо удивляться, что на Рождественской открытке - весенний сюжет и цветущие растения.
Еще один своеобразный символ достатка и счастья - поросенок. Аппетитный поросенок, начиненный кашей, обязательно присутствовал на праздничном столе. От этих милых почтовых комплиментов нас отделяет почти 100 лет. С тех пор их сохранилось очень немного, только в коллекциях. Но, как ни странно, именно сейчас, в условиях компьютеризации всей страны, когда бумажные послания практически вытеснены электронной почтой, мы опять можем поздравить друг друга с Рождеством и Новым Годом, отослав ту самую, старую добрую открытку из XIX века.

Сюжет «Что символизируют украшения новогодней елки - звезда на вершине, шары, орехи и сладости?»

Мода на елочные украшения зародилась 500 лет назад в Германии, Эльзасцы, которые первые начали наряжать елку к Рождеству, считали её райским деревом, символом истории Адама и Евы. Они развешивали на ней, как на древе познания, красные и зеленые яблоки. Позолоченные орехи, сласти, фрукты напоминали о дарах волхвов. А чтобы победить злые силы и рассеять мрак, елку украшали тлеющими головешками. Постепенно убранство елок становилось богаче. Яблоки как-то раз в неурожайный год пришлось заменить деревянными шарами. Идея понравилась, и германские стеклодувы вскоре принялись делать стеклянные елочные шары. Вместо головешек стали использовать свечи, которые символизировали Христа, несущего свет миру. С библейскими сюжетами связаны елочные игрушки в виде колокольчиков, трубы, венки, фигурки животных, птиц и рыб. Верхушку елки вначале венчала маленькая фигурка Христа. Со временем её заменил золотой ангел. А позднее - звезда или звездный шпиль как напоминание о Вифлеемской звезде, которая указала волхвам путь к месту Рождения Иисуса.

Ссылки по теме
Форумы