Конференция «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» (комментарий в цифрах и фактах)

Иоанно-Предтеченский храм в Екатеринбурге
Иоанно-Предтеченский храм в Екатеринбурге

ПРОГРАММА международной конференции "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма"
Екатеринбург, 9-11 декабря

9 декабря

Регистрация участников: 10-00
Пленарное заседание 11-00
1. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
2. Приветствие полномочного представителя Президента в УрФО Латышева П.М.
3. Выступление Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского
4. Выступление Заместителя Полномочного Представителя Президента в Уральском Федеральном Округе Кузнецова Леонида Ивановича
5. Выступление Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Мерзляковой Татьяны Георгиевны
6. Выступление Начальника Главного Управления МВД России по УрФО генерал-лейтенанта милиции Красникова Алексея Алексеевича
7. Выступление Преосвященнейшего Михаила, Епископа Курганского и Шадринского "Ситуация по сектам в Курганской епархии"
8. Томас Гандоу, уполномоченный Берлинско-Бранденбургской Лютеранской Церкви по вопросам сект и мировоззрений, Вице-президент Международного Института по изучению современного сектантства "Диалог-Центр" (Германия) "Какие уроки мы можем извлечь из религиозного терроризма"
Пресс-конференция: 14-30
Обеденный перерыв: 15-00-16-00
9. Горина Екатерина Викторовна, председатель комиссии по правам человека при губернаторе Челябинской области "Действие тоталитарных сект и их угроза правам человека на территории Челябинской области"
10. Джеральд Армстронг, (Канада, Ванкувер) "Церковь сайентологии - экстремистская религиозная организация. Политическая и разведывательная деятельность"
11. Диакон Андрей Кураев, заведующий кафедрой апологетики Православного Свято-Тихоновского Богословского института кандидат богословия, кандидат философских наук
12. Круглов В. В., доктор юридических наук, профессор УрГЮА, заслуженный юрист Российской Федерации: "Правовые аспекты противодействия религиозному тоталитарному экстремизму"
13. Дворкин Александр Леонидович, заведующий кафедрой сектоведения (Москва)
14. Бройде Павел Павлович, председатель Всеукраинского центра "Диалог": "Экстремизм и тоталитарные секты: ситуация на Украине"
15. Иерей Лев Семенов, председатель Миссионерского отдела Тверской епархии "Камуфляж тоталитарной секты Муна при проникновении ее в систему государственного образования и культуры".

10 декабря.

Пленарное заседание: 9-00
1. Протоирей Александр Шабанов, руководитель Информационно-аналитического центра свт. Марка Ефесского. "Опыт преподавания сектоведения в светском вузе".
2. Томас Гандоу, уполномоченный Берлинско-Бранденбургской Лютеранской Церкви по вопросам сект и мировоззрений, Вице-президент Международного Института по изучению современного сектантства "Диалог-Центр" "Отношение классического протестантизма к экстремистскому неопятидесятническому движению веры"
3. Протоирей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах "О некоторых тенденциях в православном сектоведении" (Москва)
4. Крикушин Борис Юрьевич, майор милиции, сотрудник ГУВД Самарской области: "Опыт взаимодействия УВД Самарской области и соответствующих структур Управления юстиции, Духовного Управления мусульман по искоренению религиозного экстремизма (на примере организации ваххабитов)"
5. Диакон Михаил Плотников, заместитель заведующего кафедры сектоведения ПСТБИ "Малоизвестные псевдоиндуистские секты. Наращивание активности в России"
6. Протоиерей Александр Новопашин, руководитель информационно-консультативного центра по вопросам сектантства, настоятель собора святого Александра Невского г.Новосибирск "Дети в культах"
7. Ицкович Марк Матвеевич, старший психолог Межрегиональной психологической лаборатории Главного Управления Исполнения Наказаний Министерства Юстиции Российской Федерации, старший лейтенант внутренней службы "Сравнение психики православного христианина и адепта сект"
8. Загребаев Олег Анатольевич, врач-психиатр, сотрудник информационно-консультативного центра по вопросам сектантства, г.Новосибирск "Секты - психологическая опасность для населения"
9. Бройде Павел Павлович, председатель Всеукраинского центра "Диалог" "Проблема консолидации восточноевропейских антисектантских организаций"
13-00-14-00 - Перерыв
10. Протоиерей Димитрий Алферов, настоятель храма иконы Божией Матери "Утоли моя печали", руководитель Миссионерского отдела Челябинской епархии "Тоталитарные секты, занимающиеся реабилитацией наркозависимых"
11. Майоров Дмитрий Николаевич, преподаватель Тюменского духовного училища "Опыт противосектантской работы в г.Тюмени"
12. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря - "Использование сектантами православных культовых зданий как источник конфликта на примере северо-западного благочиния Курганской епархии"
13. Степаненко Максим Валерьевич, руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии "Опыт противосектантской работы в Уфимской епархии"
14. Заев Олег Владимирович, помощник руководителя информационно-консультативного центра по вопросам сектантства, г. Новосибирск "Опыт реабилитационной работы с пострадавшими от псевдохристианских деструктивных культов"
15. Волкова Вера Владимировна, помощник Председателя отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии: "Свидетели Иеговы: ситуация в Санкт-Петербурге" Реплики:

11 декабря

Пленарное заседание: 9-00
1. Иерей Лев Семенов, председатель Миссионерского отдела Тверской епархии "Система "нравственного воспитания" Л.И. Рувинского - педагогическая инновация или новый деструктивный культ"
2. Иерей Владимир Зайцев, руководитель Миссионерского и Катехизаторского отделов Екатеринбургской епархии "Оккультный экстремизм в Екатеринбурге"
3. Степаненко Максим Валерьевич, руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии "Биокомпьютерная секта Валентина Карелина"
4. Иерей Андрей Решетников, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских "Оккультная экспансия или дехристианизация экуменизмом"
5. Диакон Михаил Плотников, заместитель заведующего кафедры сектоведения ПСТБИ "Психокульты"
6. Кондратьев Юрий, психолог, Санкт-Петербург "Механизмы работы мормонских миссионеров"
7. Жмуров Денис Витальевич, студент ПСТБИ. "Сатанизм европейской традиции".
8. Бройде Павел Павлович, председатель Всеукраинского центра "Диалог" "Некоторые формы антисектантской работы, практикуемые нашим Центром "Диалог"".
Подведение итогов конференции. Принятие резолюции.
Итоговая пресс-конференция в Уральском пресс-центре "ИТАР-ТАСС" 14-00.

ИТОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ - УГРОЗА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»
(9-11 декабря 2002 г., Уральский федеральный округ, г. Екатеринбург)

Мы, участники Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма», собравшиеся под эгидой Полномочного Представителя Президента РФ в Уральском Федеральном Округе Латышева П.М., психологи, психиатры, юристы, богословы, сектоведы, сотрудники МВД РФ, Министерства Здравоохранения РФ, Министерства Образования, Министерства Юстиции, других государственных учреждений, ВУЗов, общественных организаций, центров информирования о деструктивных культах, и служители традиционных религий - граждане разных стран, люди разных национальностей, убеждений и вероисповеданий, констатируем угрозу нависшую над некоторыми странами Восточной Европы, и Россией в частности, угрозу правам человека и демократическим свободам, одним из главных источников которой являются тоталитарные секты (деструктивные культы). Бесконтрольная деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов), которая имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающая фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и государству.
Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.
По мнению участников Конференции, опасность тоталитарных сект заключается, в частности, в том, что их авторитарная структура часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям, в том, что их основополагающая идеология и претензии на абсолютную правоту лидеров в вопросе о «пути к спасению души» соблазняют людей и полностью завладевают теми, кто ищет для себя перемен и новых ориентиров, а также в требовании безоговорочного подчинения своих членов, для чего порой применяются изощренные угрозы.
Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть: срыв школьного и профессионального образования членов, коренные изменения их личности и утрата восприятия действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми. Кроме того, в результате изменений в ориентирах и жизненной идеологии, а также в связи с использованием сектами методов воздействия на психику человека могут возникнуть психосоциальные проблемы. Отчуждение членов секты от внешнего мира, направленность на внутренний мир, агрессивность против собственных членов и посторонних в фанатическом отстаивании идеологии о спасении души, а также отказ от рационального мышления при этом считаются опасными последствиями. Заложенная в личности человека склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость часто еще усиливаются за счет сплоченного характера такой группировки. Введение в заблуждение путем скрытых методов манипулирования и психологического насилия, а также преднамеренное проникновение этих сект в сферу политики и экономики показывают опасность тоталитарных организаций. Практика психологического насилия, трудовая и финансовая эксплуатация адептов, их социальная изоляция и тотальные ограничения личной свободы посредством использования методов манипулирования и контроля сознания, нанесения вреда психике и здоровью, ряд смертных случаев заставляют сделать вывод: тоталитарные секты в своей деятельности систематически нарушают Всеобщую Декларацию Прав Человека, в частности:
Ст. 3, гласящую: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».
Ст. 4 – «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах», фактически участвуя не только в преступной торговле людьми, но и часто создавая для своих адептов действительно рабские условия (например, секта «Церковь сайентологии» и др.).
В некоторых сектах практикуется нарушение ст. 5, гласящей: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию» (Например, «Общество сознания Кришны»).
Нарушение ст. 12 – «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь» (например, неохаризматические секты и др.) является постоянной практикой тоталитарных сект.
В некоторых же сектах (в частности, в секте Муна) нарушение п.п. 2,3, ст. 16 («Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства») получило статус культовой доктрины.
Нарушение ст. 17, гласящей, что «Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» является фактической целью создания большинства деструктивных культов. При этом использование методов манипуляций и насилия носит особо изощренный характер.
Используя методы обманной вербовки, информационной изоляции и контроля сознания, эксплуатацию фобий с целью удержания адептов, все тоталитарные секты нарушают ст. 18 – «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения:», ст. 19 – «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами:», а также п. 2 ст. 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (резолюция 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН) – «Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору...»
Использование психологического насилия при вербовке заставляет констатировать нарушение п. 2 ст. 20 – «Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию».
Социальная изоляция адептов, их абстрагирование от общественных процессов, практикуемое в ряде сект (например, у «Свидетелей Иеговы») нарушает ст. 21 – «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей», а также ст. 29 – «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (например, помимо «Свидетелей Иеговы», ряд неохаризматических сект, «Общество сознания Кришны» и др.).
Жесткая регламентация поведения, использование неоплачиваемого, или слабо оплачиваемого труда, посредством психологического принуждения, нарушает ст. 23 – «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения», а также ст. 24 и 25.
Ст. 26 – «Каждый человек имеет право на образование», нарушается рядом тоталитарных сект, практикующих практическое лишение адептов и их детей данного права.
Для почти каждой из тоталитарных сект, является характерным нарушение ст. 27 – «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».
Практика незаконного вовлечения несовершеннолетних прямо нарушает п. 2 ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений – «Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка» и п. 5 той же статьи – «Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию».
Также деятельность тоталитарных сект нарушает ряд других международных актов и положений национального законодательства Российской Федерации и других стран, цитирование которых не допускает объем данной Итоговой Декларации.
Вышеизложенное стало причиной активной общественной и правительственной политики европейских стран и Совета Европы, направленных на защиту гражданских прав от угрозы тоталитарных сект. Осознав, что демократическим принципам угрожает новая опасность, во многом аналогичная, по сравнению немецких сектоведов, с нацизмом, Европа приняла ряд мер, ограничивающих деструктивную деятельность сект.
В связи с этим, а также в связи с более высоким уровнем информированности населения Западной Европы, эпицентр сектантской активности сместился в страны Восточной Европы.
Ошибочный стереотип, что любая культовая группа хороша, так как «несет веру в нечто хорошее», получил в России и ряде других восточноевропейских стран незаслуженное распространение. Результатом этого стало возникновение очень большого числа деструктивных культов, превысившего их численность в странах Европейского Сообщества.
Исходя из вышеизложенного и на основании решения Ассамблеи Совета Европы от 22.06.1999 г., гласящего о необходимости создания европейской организации для наблюдения за группами религиозного, эзотерического или спиритического толка, что значительно облегчило бы обмен информацией между соответствующими центрами государств-членов, а также о том, что Совет Европы также должен предпринять действия для поощрения создания информационных центров в странах Центральной и Восточной Европы мы обращаемся:
К Совету Европы, депутатам Европейского Парламента, и руководству FECRIS (Европейской федерации центров исследования и информирования о сектантстве) с ходатайством об активизации деятельности направленной на защиту гражданских свобод от сектантского тоталитаризма в странах Восточной Европы, и оказании всесторонней помощи антисектантским восточноевропейским организациям, а также о проведении информационной политики направленной на информирование властей восточноевропейских стран о европейской позиции в отношении опасности тоталитарных сект.
К государственным властям России и других стран Восточной Европы с предложением о принятии жестких мер (в том числе законодательных), по примеру цивилизованных европейских стран (например, Франции, Бельгии и Германии) по ограничению деструктивной деятельности сект. Мы настаиваем на верности позиции Совета Европы, что «реализация права на свободу совести не должно осуществляться за счет прав других граждан».
К восточноевропейским организациям (общественным, религиозным, научным, частным) ведущим исследовательскую, информационную и реабилитационную деятельность в сфере защиты семьи и личности от тоталитарных сект и психологического насилия: давно назрела необходимость координационного взаимодействия восточноевропейских организаций, которое позволило бы более продуктивно обмениваться опытом, научными разработками, информацией и консолидировано взаимодействовать с национальными властями, Советом Европы и другими международными организациями в разрешении проблемы засилья тоталитарных сект в Восточной Европе. Участники Конференции поддерживают инициативу выдвинутую на Международной научно-практической Конференции «Тоталитарные секты - угроза Правам Человека в Восточной Европе», прошедшей 8-10 октября 2002 г. в г. Винница (Украина), создания конфедеративной восточноевропейской организации, и предлагают своим коллегам в странах Восточной Европы присоединится к данной инициативе.
Мы призываем СМИ предупреждать граждан об опасности деструктивных культов. Только достоверная информация является надежной защитой от обмана и психологического насилия. Мы считаем необходимым более полно освещать на страницах газет, в теле и радиоэфире, не только информацию об опасности сект, но и методы психологических манипуляций и контроля сознания. В свою очередь мы готовы всяческих содействовать СМИ не только в подготовке материалов, но и в случае сектантских попыток задушить свободу слова.
Также мы призываем к сотрудничеству в решении этой острой социальной проблемы все конструктивные силы.

Принято 11 декабря 2002 г., единогласно 303 участниками Конференции, гражданами Российской Федерации, Украины, Федеративной Республики Германия, Канады, представителями 12 епархий Русской и Украинской Православных Церквей.

Форумы