О здравии телесном и духовном (комментарий в свете веры)

прот. Аркадий Шатов
прот. Аркадий Шатов

ТЕЛЕПРОГРАММА «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
(эфир от 16.11.2002 г. на телеканале ТВЦ)

Ведущий Н.И.Державин: - Доброе утро! В эфире – «Православная энциклопедия». 14 ноября мы отмечали день памяти святых Космы и Дамиана, искусных и образованных врачей-бессребреников. Это хороший повод для того, чтобы сегодня поговорить о здоровье – и духовном, и телесном. Все мы с детских лет знаем народную мудрость: «в здоровом теле – здоровый дух». Христианская же традиция утверждает, что именно от здоровья души зависит здоровье телесное, то есть наши болезни – это прямое следствие нашей греховности. Как эта древняя истина соотносится с современной медициной, о взаимосвязи телесного и духовного здоровья каждого из нас мы поговорим с нашим гостем - отцом Аркадием Шатовым.

Справка: Протоиерей Аркадий Шатов родился в 1950 г. в Москве. После окончания средней школы работал санитаром в больнице. Окончил Московские Духовные семинарию и академию. В 1979 г. рукоположен в сан священника. В 1990 г. стал настоятелем церкви святого царевича Димитрия при 1-й Градской больнице – первого больничного храма в постсоветское время. Духовник Свято-Димитриевского сестричества и училища сестер милосердия. Воспитывает четырех дочерей.

Н.И.Державин: - Доброе утро, отец Аркадий. От вас, зрители, мы ждем вопросов к нашему гостю. Итак, отец Аркадий, есть ли такое понятие как «православное отношение к болезни»? Если есть, то как его можно сформулировать?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Доброе утро. Я очень рад, что вы затронули такую актуальную тему, как здоровье. Современные люди очень заботятся о своем здоровье и даже нередко говорят: «Здоровье – это самое главное в жизни». Конечно, православные люди тоже болеть не любят, болеть всегда бывает тяжело. Но все-таки православные верующие понимают, что главное – это здоровье души, а не здоровье тела. Когда открывалось наше училище, отец Иоанн (Крестьянкин) посоветовал нам научить сестер милосердия помогать больным полюбить болезнь. Оказывается, болезнь бывает полезной для человека. Хотя она и является следствием греха, но она полезна – она укрощает страсти, заставляет задуматься о вечном. Болезнь помогает человеку стать более смиренным. Болезнь учит состраданию. И поэтому мы, хотя и лечимся, конечно, как и все люди, но принимаем болезнь со смирением.

Н.И.Державин: - Это и есть православное отношение к болезни?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Да, я думаю, что, может быть именно в этом и заключается православное отношение к болезни.

Н.И.Державин: - В продолжение нашего разговора мы посмотрим сюжет.

Телесюжет: Рассказ о том, как инвалид Людмила Киселева помогает больным детям

Комментарий за кадром: - Каждая женщина мечтает о детях. Людмила Киселева с детства привыкала к тому, что эта ее мечта никогда не сбудется. Врожденный недуг приковал ее сначала к инвалидной коляске, а потом к постели. Журналист и художник, она много времени посвящала графике. Рисовала, в основном, детей. И вдруг, самым неожиданным образом ее мечты стали реальностью.

Людмила Киселева: - Я сама удивляюсь, что у меня к концу жизни появилось так много детей. Но они сначала появились на рисунках.

Комментарий за кадром: - Однажды кто-то рассказал Людмиле про детский дом ребенка в деревне Ермолино: мол, директору этого детского дома скоро совсем нечем будет кормить своих подопечных. Людмила сняла телефонную трубку и начала звонить по фирмам. Она представлялась и просила помочь. Выслушав незнакомую женщину, люди реагировали по-разному: часто отказывали, но часто и помогали - деньгами или продуктами. Прикованная к постели, Людмила приняла чужие беды ближе к сердцу, чем свою собственную.

Людмила Киселева: - Представляешь конкретного ребенка, и хочется ему помочь. Это стремление идет изнутри души и не определяется разумом.

Комментарий за кадром: - Людмила не согласна с циничным мнением, что лучше тратить деньги на здоровых детей, чем на больных, - будет больше пользы. Несмотря на свою болезнь, Людмила стала полноценным членом общества - более полноценным, чем многие здоровые люди. И у детей, которым она помогает, тоже есть шанс - если, конечно, общество от них не отвернется.

Людмила Киселева: - Есть дети. Которые находятся в очень тяжелом состоянии. Если им не помочь, то в скором времени они станут полными инвалидами и проживут недолго.

Комментарий за кадром: - За год в каждом из детских домов для детей-инвалидов умирает в среднем около 10 детей. Это считается нормой. Но в Ермолинском доме ребенка стараются спасти всех. Во многом это удается благодаря Людмиле Киселевой.

Н.И.Державин: - Отец Аркадий, исходя из Вашего многолетнего пастырского опыта и многолетнего опыта работы в больнице, что бы Вы могли сказать по поводу того, что мы только что увидели? Пример Людмилы Киселевой – это исключение из правил? Или же человек, который болен сам, лучше способен понимать страждущего и помогать ему?

Протоиерей Аркадий Шатов: - К сожалению, подвижники в наше время – это, конечно, редкость. Не всегда человек может жить так, как живет героиня этого сюжета. Конечно, это пример для подражания. На самом деле, когда человек живет активно, когда он не замыкается на себе, когда он не думает только о своих страданиях, ему легче переносить и свою собственную болезнь. Я думаю, что, посмотрев этот сюжет, может быть, кто-то из наших телезрителей задумается о том, что не только он один болен, не только ему одному плохо, а есть много других людей, которые требуют участия, требуют заботы. Таких людей я встречал в своей жизни, но, к сожалению, среди больных не велик процент настоящих подвижников.

Н.И.Державин: - Отец Аркадий, нам звонит зритель.

Вопрос телезрительницы: - Здравствуйте, меня зовут Марина. Скажите, пожалуйста, почему Православная Церковь отрицательно относится к случаям обращениям больных людей к экстрасенсам. Я сталкивалась с этой проблемой. И на исповеди меня за это очень ругал священник.

Протоиерей Аркадий Шатов: - Дело в том, что Церковь относится к деятельности экстрасенсов отрицательно, потому что это принесет огромный вред людям. Батюшка ругал вас на исповеди из любви к вам. Он ругал вас не потому, что вы нарушили какое-то правило, а потому что вы можете навредить сами себе, обращаясь за такой сомнительной помощью. Церковь принимает все виды лечения, которые воздействуют на тело – различные виды лекарств, гомеопатию, массаж. Но ко всему, что касается души, Церковь относится очень осторожно. Экстрасенсы, как раз и говорят, что воздействуют не на тело, а прямо на душу, что обладают какими-то энергиями. Мы знаем, что есть святые целители, которые лечили людей молитвой. Но кто такие эти экстрасенсы, которые сейчас лечат людей «энергией», мы не знаем. Очень часто это просто корыстные люди, люди которые обманывают, вводят в заблуждение, но иногда это люди, которые пользуются помощью каких-то нечистых, злых сил. Именно поэтому Церковь предостерегает от лечения у подобных «целителей», так как это может принести большой вред душе. Некоторые люди говорят: ну как же так, батюшка, я вот лечилась у экстрасенсов, и мне это помогло. Бывает кратковременное улучшение здоровья. Бывает так. Но ведь помимо этого, бывает и прямой вред душе. То есть человек, исцеляясь телесно, заболевает душой. Я такие случаи знаю, к сожалению, и поэтому должен предупредить наших телезрителей, чтобы они ни в коем случае не пользовались методами таких «целителей». Часто такие экстрасенсы говорят, что действуют по благословению Церкви, даже ссылаются на благословение каких-то архиереев, священников, чуть ли не Святейшего Патриарха. Верить им нельзя, потому что Церковь такие методы лечения не благословляет ни в коем случае ввиду их духовной небезопасности.

Н.И.Державин: - У нас есть еще один сюжет, сейчас мы его посмотрим, а затем продолжим беседу.

Телесюжет: Рассказ об иконе Божией Матери «Всецарица»

Икона Божий Матери
Икона Божий Матери "Всецарица" (иконописец -Татьяна Водичева)

Комментарий за кадром: - Осенью 1991 года маленькая девочка, лежавшая в детском отделении Онкологического центра в Москве, заметила удивительное свечение, которое исходило от бумажной иконки на стене больничной палаты. Взрослые к детскому рассказу отнеслись скептически. Однако вскоре свечение от иконки увидели и другие дети. Но самое удивительное, что тяжелый и, казалось бы неизлечимый недуг, начал отступать. Тогда родители маленьких пациентов Онкологического центра устроили в нем часовню во имя иконы Богоматери «Пантанасса». По-русски – «Всецарица». Этот чудотворный образ находится в Греции, в монастыре Ватопед на Святой горе Афон. Монахи заметили, что среди тех, кто молится перед этой иконой и получает исцеление, особенно много раковых больных. На Афоне для детского отделения московского онкоцентра была написана копия иконы «Всецарица», перед которой еженедельно стали служить акафист.

Священник Алексий Казанчев, настоятель часовни при детском отделении Онкологическом центре: - В тишине, в спокойствии, в благоденствии никто из нас, к сожалению, чаще всего не вспоминает про Бога. Все как-то живем сами собой. Вера в глубине в сердце есть, но при этом получается, что Бог где-то в общем-то человеку и не нужен. Но вот, когда человек сталкивается с такой страшной скорбью, с такой болезнью, в большинстве случаев обращаются люди к Богу. И вы не представляете, какая здесь появляется глубокая молитва, какое здесь покаяние, какая сила таких молитв! Я могу свидетельствовать!

Комментарий за кадром: - Почитание иконы Божией Матери «Всецарица» настолько распространилось в Москве, что уже в нескольких столичных церквях есть списки этого образа. Особенно известен список в Новоспасском монастыре, который пять лет назад специальным самолетом был доставлен из Греции афонскими монахами. В самом монастыре Ватопед сейчас готовится к изданию книга, в которой собраны тысячи свидетельств со всего мира об исцелении от рака по молитвам Богоматери «Всецарицы».

Н.И.Державин: - Отец Аркадий, известно, что верующие получают по вере исцеления в болезнях, молясь перед различными иконами. Во многих храмах есть иконы святых, к которым можно обратиться в той или иной болезни. Например, заболел зуб – можно поставить свечу и помолиться перед образом святого Антипы. Скажите, где здесь следование действительно церковной традиции, а где, может быть, некий элемент невежества или даже какого-то магического отношения к Церкви и ее Таинствам?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Чтобы это понять, нужно вспомнить о том, как создавались подобные иконы. Скажем, почему священномученик Антипа Пергамский считается помощником при зубной боли? Потому что сам он был мучим, и мучители сокрушали ему зубы. Поэтому он, переживший страшную зубную боль, как думает Церковь может в этом страдании помочь нуждающимся.

Н.И.Державин: - Но не проще ли пойти к стоматологу, заменить пломбу, или поставить протез?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Я думаю, что одно другому, конечно, не мешает. Но есть такие святые, которые, как известно из истории Церкви, помогали в различных страданиях. Поэтому составился целый список таких целителей, помогающих при определенных болезнях. Точно так же было и с иконами. Когда была обретена Казанская икона Божией Матери, получили исцеление многие слепые. И с тех пор в глазных болезнях стали прибегать именно к этой иконе. Конечно, это не значит, что только Казанская икона помогает человеку, у которого есть проблемы со зрением. Это не значит, что только икона «Всецарица» помогает, если у человека рак. Можно молиться перед любой иконой, и можно призывать на помощь всех святых. Просто молиться тем святым, которые, как известно, уж помогали в подобных случаях, человеку легче. Конечно же, когда человек молится перед иконами, молится святым, это не значит, что он получит исцеление как бы автоматически. Это не магия, и это не стопроцентный успех. Молится нужно со смирением, с покаянием, с надеждой. И исцеление особенно часто дается тогда, когда человек кается, когда он молится со смирением и обещает свою здоровую жизнь, если он выздоровеет, посвятить Богу. В этом случае он получает исцеление.

Н.И.Державин: - Отец Аркадий, у нас еще один вопрос.

Вопрос телезрительницы: - Здравствуйте, меня зовут Ольга. Вы знаете, у меня сын болеет шизофренией. И мне посоветовали обратиться в церковь. Мне сказали, что только Церковь может помочь, потому что болезнь эта не телесная, а душевная. Подскажите, что мне надо делать для излечения своего сына.

Протоиерей Аркадий Шатов: - Вы знаете, Ольга, вам прежде всего нужно самой приступить к церковным Таинствам. Есть исповедь, есть Причастие, и вам нужно в этих Таинствах участвовать. Они помогут вам пережить эту скорбь. И когда во время совершения этих Таинств вы будете молиться о своем сыне, особенно на Литургии, я думаю, что ваши молитвы будут более горячими, и Господь эти молитвы услышит. Он слышит их всегда, но особенно на Литургии, где Господь рядом с нами, особенно близок к нам. А вашему сыну, кроме указанных Таинств, нужно еще и пособороваться. Нужно пригласить священника, который совершил бы Таинство елеосвящения. Вот что нужно сделать, мне кажется, в этом случае.

Н.И.Державин: - Отец Аркадий, у меня такой вопрос: должен ли человек знать о своей болезни все? Известно, что вера помогает человеку выздороветь. Если он верит в то, что болезнь излечима, что врачи ведут правильно лечение, то человек сам себе помогает выздороветь. Но вдруг ставится диагноз: болезнь неизлечима. Как в таких ситуациях поступать? Нужно ли говорить человеку все и как говорить, если говорить?

Протоиерей Аркадий Шатов: - Я думаю, что человек имеет право на это знание. На Западе, скажем, это внесено в законодательство, и человек знает, что с ним происходит, какие процедуры делают врачи, какой у него диагноз, каковы результаты обследований. Это закреплено и в нашем законодательстве, но у нас в советское время сложился такой шаблонный подход, при котором больному не говорят о его болезни. И хотя я считаю, что в принципе человек должен знать, чем он болен. но думаю, что говорить ему об этом нужно очень осторожно и деликатно. Люди бывают разные. Вот только что звонила женщина, сын которой болен шизофренией. Это болезнь психическая. В этом случае, конечно, нужно быть очень осторожным, потому что знание о такой болезни человек не всегда в состоянии понести. Известны случаи, когда человек кончает самоубийством, если узнает о какой-то неизлечимой болезни. Поэтому здесь нужно действовать очень деликатно, посоветовавшись с родными, со священником о том, в какой степени можно сказать человеку о тяжести его состояния. Ну и кроме того, конечно, врачи не могут подписать человеку смертный приговор. Они очень часто ошибаются.

Н.И.Державин: - Как больному дать веру, если он неизлечимо болен?

Протоиерей Аркадий Шатов: - В сюжете, который мы сегодня видели, батюшка говорил замечательно о том, что именно тогда, когда постигает человека скорбь или беда, он обращается к Богу. Именно в таких случаях люди часто обращаются к Богу и обретают веру. Как раз тогда, когда им кажется, что никто на земле им помочь не может. Вы спрашивали, как действовать, если мы заболели. Есть замечательная пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Эта пословица вовсе не атеистами придумана, но атеисты обычно делают ударение на второй половине этой пословицы. Мы же говорим, что на Бога надо надеяться, но нужно принимать какие-то меры, обычные врачебные меры, которые тоже от Бога. Врачи и лекарства тоже от Бога, Бог же устроил лекарства и дал талант врачам. Поэтому обращаться к врачам - совсем не противоречит Православию.

Н.И.Державин: - Преподобный Амвросий Оптинский говорил: не в том грех, что человек прибегает к врачебной помощи, а в том, что больной всю надежду на выздоровление возлагает только на врача, забывая при этом, что все зависит от Всеблагого и Всемогущего Бога. Отец Аркадий, спасибо Вам большое за участие в нашей программе. Всего Вам доброго.

Ссылки по теме
Форумы