Актовый день в Московской Духовной Академии (комментарий в русле истории)

Патриарх Иоаким (Савелов), при котором открылась Духовная Академия в Москве
Патриарх Иоаким (Савелов), при котором открылась Духовная Академия в Москве

Из истории Московской Духовной Академии

Московская Духовная Академия на протяжении своей трехсотлетней истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви. Основана Академия в 1685 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Иоакима. Ее возглавили два известных греческих богослова – братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Сразу же после их приезда, в 1685 году начались занятия в древнем московском Богоявленском монастыре. В этом же году было начато строительство нового здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием “Заиконоспасского”, по месту его нахождения “за иконным рядом”. Уже на следующий год в этот монастырь перемещаются братья Лихуды со своими учениками.

Заиконоспасский монастырь в Москве, в котором первоначально размещалась Московская Духовная Академия
Заиконоспасский монастырь в Москве, в котором первоначально размещалась Московская Духовная Академия

Славяно-греко-латинская Академия, находившаяся в Заиконоспасском монастыре и первоначально именовавшаяся греческими или Спасскими школами, унаследовала лучшие церковно-богословские традиции Православия. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение своими переводами и самостоятельными богословскими трудами.

Начало XVIII столетия – время петровских реформ – ознаменовало новый этап в жизни Академии: расширилась научно-богословская деятельность, возросло число наставников и учащихся, вводится преподавание латинского языка, увеличилась библиотека. Подъему Духовной школы содействовал выдающийся иерарх того времени митрополит Рязанский Стефан (Яворский). К числу наиболее значительных событий в жизни Академии относится работа над новым изданием славянского перевода Священного Писания, начатая в 1712 году архимандритом Феофилактом (Лопатинским), учениками братьев Лихудов – монахом Феологом и Феодором Поликарповым, и законченная в 1751 году иеромонахом Варлаамом (Лящевским), удостоенным за этот труд должности Ректора Академии.

Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин)
Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин)

Большого расцвета Московская Духовная Академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия. При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в Академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии , физика, медицина, придавших академическому курсу полному и многосторонность. С отеческим участием митрополит Платон относился к жизни Московской Академии и навсегда остался в ее благодарной памяти.

К концу XVIII века Славяно-греко-латинская Академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники – видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы – литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения.

Ректор Академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), вице-президент Российской Академии наук, изданием “Добротолюбия”, во многом способствовал подъему духовной жизни в русский монастырях конца XVIII-начала XIX века.

В результате предпринятой в начале XIX века реформы церковного образования раскрылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской Духовной Академии. Решением Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), Академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

После преобразования Академии по новому учебному уставу ее открытие состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября 1814 года. Местопребывание Московской Духовной Академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым в Русской Православной Церкви, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в Академии.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский

В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором Академии архимандритом Филаретом (Гумилевским; 1835-1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833-1875), благодаря самоотверженным трудам которого уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными во всех четырех Духовных Академиях Русской Православной Церкви, куда были переданы древние рукописи из основных монастырских хранилищ. Годы его ректорства (1862-1875) считаются золотым временем Московской Духовной Академии.

Наряду с историческим направлением в Московской Духовной Академии складывается направление христианской метафизики, онтологии и истории философии, чем Академия по праву заслужила наименование “школы верующего разума. Традиции этой школы были заложены выдающимся философом протоиереем Феодором Голубинским (1818-1854) и получили дальнейшее развитие в трудах профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова (1828-1891), профессора А. И. Введенского (1861-1913) и профессора священника Павла Флоренского (1882-1937).

Во второй половине XIX – начале XX века в истории Академии известно много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительные достижения были в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М. Д. Муретова (1851-1917), профессора Г. А. Воскресенского (1849-1918), профессора В. О. Ключевского (1841-1911), профессора А. П. Лебедева (1845-1908), академика Е. Е. Голубинского (1834-1912).

Во всем многообразии научных интересов, методов, поисков отмечается единая традиция, сообщившая удивительную целостность и своеобразие Московской Духовной Академии. Верность этой традиции она хранит и поныне.

(По материалам сайта МДА)

Форумы