В Антарктиде будет построен православный храм (комментарий в цифрах и фактах)

Главным организатором строительства храма в Антарктиде является председатель Совета директоров полярной авиакомпании "Антекс-полюс" Петр Иванович Задиров. Корреспондент "Седмицы.RU" попросил Петра Ивановича ответить на ряд вопросов:

- Петр Иванович, возведение Свято-Никольского храма в Вашем родном селе, преобразование этого храма в Свято-Никольский монастырь, а теперь строительство храма в Антарктиде, который станет подворьем Свято-Никольского монастыря, – стратегия?

- Нет, скорее - Божий Промысл. Когда я строил сельский храм, то рассчитывал, что он станет обычным приходской церковью. Идея построить антарктический храм появилась, как говорится, в процессе.
Дело в том, что моя практическая деятельность связана с Антарктидой, и я встречался с руководителями российской национальной программы "2002 год - год Антарктиды". Узнав о храме в селе Новоникольском, они выразили пожелание, чтобы и на Антарктическом континенте был выстроен православный храм или хотя бы маленькая часовенка в память о наших погибших полярниках, ведь православных храмов на Белом континенте до сих пор не было. Я ответил, что строительство храма на Антарктиде – дело непростое, поэтому нужно брать благословение у Святейшего Патриарха.

Святейший Патриарх благословляет строительство храма в Антарктиде
Святейший Патриарх благословляет строительство храма в Антарктиде

Накануне этого разговора я искал настоятеля для новоникольского храма, и судьба свела меня с отцом Георгием Ильиным. О.Георгий до рукоположения был моряком и ходил в Антарктиду, поэтому я пригласил его на встречу с Патриархом, на которой собирался рассказать о замысле построить антарктический храм. Выслушав нас, Его Святейшество благословил, раз уж Господь так управил, преобразовать храм в селе Новоникольском в монастырь, и назначить настоятелем нового монастыря о.Георгия. Ведь этот антарктический храмик нужно кому-то окормлять, и лучше всего, если окормлять новый храм будет целый монастырь.

- Как общество отнеслось к Вашей инициативе?

- В целом нас поддержали. А на вопросы о том, кто будет молиться в этом храме, мы отвечали, что мы строим подворье для монастыря, а монастыри окормляют, в первую очередь, не прихожан, а братию. Для нас важно, что в Антарктиде будут ежедневно совершаться православные богослужения, а уже во вторую очередь, - появятся там прихожане из мирян или нет. Я уверен, что полярники придут в храм. Много или мало – время покажет, да это и не столь существенно.

- Расскажите, пожалуйста, о фонде "Храм в Антарктиде", президентом которого Вы являетесь.

- Когда идея постройки храма в Антарктиде окрепла, я только-только закончил строительство храма в Новоникольском, и свободных средств у меня не было. Мы решили создать благотворительный фонд с целью привлечения финансов и распространения информации о строительстве, создали страничку фонда "Храм в Антарктиде" в Интернете. Было несколько пожертвований на небольшие суммы от верующих, но основной капитал фонда составило вложение группы частных компаний "Руян" (президент - Александр Кравцов).

- Тот храм, который строите Вы на российской станции, - первый храм на Антарктиде, или на других станциях все же есть свои храмы?

- Почти на каждой станции есть свой храм. Пожалуй, российская станция – единственная антарктическая станция без храма или молельни. Станцию начинали строить с блока питания (камбуза), потом ставили баню, потом уже прочие помещения, а иностранцы в первую очередь оборудуют себе место для молитвы. Правда, у них другой подход к обустройству храмов: только по надписи можно узнать, что это за помещение. Рядом находится чилийская станция, их храм расположен в обычном вагончике. Мы же хотим поставить настоящий, красивый православный храм.

- Как появился архитектурный проект?

- Мы объявили небольшой конкурс среди архитекторов. Откликнулись четверо, в том числе, и Светлана Рыбак, по чьему проекту возводился храм в селе Новоникольском. Ее эскиз храма из сибирского кедра и лиственницы Святейший Патриарх и одобрил. Светлана Рыбак живет и работает в Барнауле. Она - сотрудник творческой мастерской Алтайского союза архитекторов. Светлана предложила нам нанять бригаду строителей-плотников из Горно-Алтайска. Возможность для архитектора постоянно сопровождать и контролировать строительство, наличие у рабочих опыта возведения деревянных храмов, а также то, что эти строители, по крайней мере, их руководство, оказались верующими (исходя из опыта строительства новоникольского храма, я считаю, что это очень важно), – эти факторы решили вопрос в пользу бригады из Горно-Алтайска.
Строительство антарктического храма уже подходит к концу, неделю назад было выполнено уже 95 % работ.

Форумы