В Костроме дотла сгорел уникальный храм (комментарий в русле истории)

Утраченная Преображенская церковь из села Спас-Вежи
Утраченная Преображенская церковь из села Спас-Вежи

Церковь Преображения Господня была построена в селе Спас-Вежи, что в 20 км от Костромы. Погост и село Вежи (позднее именно благодаря посвящению храма празднику Преображения Спасителя название села изменилось на Спас-Вежи) числились в Приказе Большого Дворца, то есть были дворцовыми, принадлежали царской фамилии. Иван Грозный пожаловал их в вотчину московскому Чудову монастырю. Спасская церковь села Спас-Вежи, судя по писцовым книгам, была возведена в 1628 г. Село стояло на берегу Волги. Место это во время весенних разливов реки нередко подвергалось затоплению, поэтому все постройки в Спас-Вежах (в том числе и Спасо-Преображенская церковь) стояли на высоких бревенчатых сваях. «Волжская Венеция» буквально очаровала поэта Н.А.Некрасова, который нередко приезжал сюда погостить и поохотиться в окрестных лесах. Некрасов описал Спас-Вежи в своем знаменитом стихотворении «Дед Мазай и зайцы»:

«В августе около Малых Вежей
С старым Мазаем я бил дупелей.
…Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его;
Летом, ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво.
Вся она тонет в зеленых садах,
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода заливает,
Так, что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край».

Спасская церковь, по мнению ведущих историков древнерусской архитектуры, была одним из самых ярких образцов т.н. «клетского» храма. Этот тип церковных построек является древнейшим в зодчестве Руси. Как правило, «клетская» церковь состоит из трех срубов – «клетей» разной высоты: притвора, основной части храма и алтаря. Каждая из «клетей» покрыта отдельной двускатной кровлей. В древности небольшие «клетские» церкви обычно служили в качестве зимних храмов, которые было легче отапливать, чем высокие шатровые храмы. Однако к XVII столетию на основе традиционной «клетской» схемы был выработан особый тип храма: за счет сильного удлинения пропорций стен и крутой кровли зодчие создали удивительно поэтичный образ церкви-корабля. Церковь из селя Спас-Вежи стала выдающимся памятником этого типа храмовых построек. Традиционная «клетская» схема в этом храме весьма удачно дополнена пятигранным алтарем-прирубом, галереей-папертью на выступающих бревнах-повалах и открытой лестницей. Изысканные пропорции храма воспринимаются еще более четко благодаря столбам-сваям, на которые поставлен Спасский храм. Рядом с храмом стояла современная ему шатровая колоколенка, которая очень удачно дополняла ансамбль «Волжской Венеции».
Можно только представить себе, сколь красиво смотрелась церковь на берегу Волги в окружении других свайных построек села «Спас-Вежи». А в период весеннего разлива картина храма, как бы парящего над волжскими водами и отражающегося в них, являла собой незабываемое зрелище. К сожалению, этот уникальный по своей красоте ландшафт был безвозвратно потерян в ХХ веке. Сначала в 1926 г. ураган повалил колокольню Спасской церкви. А затем и сам храм вместе с несколькими свайными баньками был во 2-й половине ХХ в. перевезен из Спас-Вежей в Кострому, где при обращенном в музей-заповедник Ипатьевском монастыре был создан музей деревянного зодчества.
Однако надо сказать, что и после «переезда» на новое место, в «Новый город» Ипатьевского монастыря, Спасо-Преображенская церковь очень удачно вписалась в ансамбль древней обители (тем более, что поставили ее почти что на том самом месте, где некогда уже стоял храм, не сохранившийся до наших дней).
Уникальность древнего храма заключалась и в том, что он полностью, без всяких позднейших переделок, сохранял свой интерьер, ведущим элементом которого был древний тябловый иконостас.
Увы, бесценный памятник древнерусской культуры из-за преступной халатности и небрежения потомков потерян безвозвратно…
Пожалуй, не случайно, что в последние годы мы лишились множества замечательных памятников старины, составлявших славу русского зодчества. Наверное, Господь отбирает их у нас потому, что мы, одичавшие в продолжение безбожного и бескультурного ХХ века, уже не достойны духовных сокровищ, которые были созданы нашими предками, не умеем и не хотим сберечь их.

Ссылки по теме
Форумы