Патриарх возглавил торжества в Костроме (комментарий в аспекте культуры)

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь - одна из древнейших обителей России, колыбель Царственного дома Романовых. Монастырь основан в последней четверти XIII века. Как повествуют летописные источники, знатный вельможа из Золотой Орды - мурза Чет - проезжал через костромские земли в Москву, к Ивану Даниловичу Калите, чтобы перейти на великокняжескую службу. Подъезжая к Костроме, Чет остановился в дубовой роще, так как в дороге сильно занемог. Во время сна он сподобился видения - явления Божией Матери с молитвенно предстоящими Ей апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Пресвятая Богородица исцелила Чета от угнетавшего его недуга.

Священномученик Ипатий Гангрский. Икона XIX в.
Священномученик Ипатий Гангрский. Икона XIX в.

Исполненный благодарности Богу, Чет, приехав в Москву, принял крещение с именем Захария и основал на месте чудесного видения монашескую обитель, посвященную священномученику Ипатию. Захария считается первоначальником родов Годуновых и Сабуровых. Его потомки почитали Ипатьевский монастырь как свою родовую обитель и делали в неё богатые вклады. На средства бояр Годуновых возводились первые каменные постройки монастыря: Свято-Троицкий собор (1560 г.), кельи наместника (1598 г.), каменные стены и башни (1596 г.), звонница (1603-1605 гг.), настоятельские кельи (XVI в.). Ипатьевский монастырь стал местом погребения рода Годуновых. В древности в обители было три усыпальницы знатных боярских фамилий - Годуновых, Шеиных, Зерновых. С 1599 г. монастырем управлял наместник в сане архимандрита.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря
Троицкий собор Ипатьевского монастыря

В начале XVII века Ипатьевский монастырь приобретает особое значение. В стенах этой древней обители 14 марта 1613 г. началась история Царского дома Романовых. Именно здесь в смутное для России время укрывался от поляков будущий царь Михаил Феодорович Романов со своей матерью - инокиней Марфой Иоанновной. На ступенях Троицкого собора юный Михаил был благословлен на царство чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, которая с этого времени становится покровительницей дома Романовых. После этих событий с начала XVII века монастырь стал пользоваться особым вниманием и покровительством членов дома Романовых. Важнейшим сокровищем, которым владел Ипатьевский монастырь, была часть ризы Господней, присланная в 1626 г. в обитель по повелению царя Михаила Фёдоровича (сейчас хранится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.
В Ипатьевском монастыре было 5 храмов: соборный летний храм во имя Живоначальной Троицы (1650-1652 гг); соборный зимний храм Рождества Пресвятой Богородицы (1760-1764 гг), разрушенный в 1930 году; надвратная церковь во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии (1852 г); церковь во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, которая находилась в подклете Троицкого собора и служила усыпальницей для костромских архиереев; церковь во имя святителя Иоанна Златоуста (1672-1673 гг) при больничных кельях на Новом дворе монастыря (разобрана в 1808 г. за ветхостью).

Ипатьевский монастырь, Новый Город
Ипатьевский монастырь, Новый Город

Со времени учреждения Костромской епархии в 1744 году в монастыре располагался архиерейский дом - резиденция архиепископа Костромского и Галичского.
В 1918 г. Ипатьевский монастырь был упразднен. До 1958 г. постройки обители использовались под коммунальные квартиры для рабочих текстильных фабрик. Впоследствии в стенах монастыря по решению Совета Министров СССР были размещены фондохранилища и экспозиции Костромского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
В январе 1991 г. епископ Костромской и Галичский Александр совершил первую Божественную литургию в Троицком соборе монастыря. В 1993 году решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Ипатьевский монастырь возобновил свое существование. Ныне трудами наместника обители архимандрита Павла (Фокина) и братии монастыря под архипастырским попечением священноархимандрита обители - архиепископа Костромского и Галичского Александра Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь вновь обретает свою прежнюю значимость как один из центров Русского Православия, памятник истории российской государственности. Монастырю возвращены храм святого праведного Лазаря, кельи над погребами, звонница. В настоящее время в братии обители состоят 8 насельников.
В монастыре сохранилось три храма: Свято-Троицкий собор (в настоящее время совместно используется монастырем и музеем-заповедником), надвратная церковь в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарии, в которой сейчас размещена экспозиция отдела новейшей истории музея-заповедника, и церковь во имя святого праведного Лазаря Четверодневного (с 1993 года - в ведении монастыря).
С 1992 г. ежегодно в день убиения Царской семьи Романовых (18 июля н.ст.) в Ипатьевском монастыре совершается заупокойная лития.

Ипатьевский монастырь. Памятники древнерусского зодчества

Троицкий собор

Первый каменный собор во имя Живоначальной Троицы построен на месте прежнего деревянного около 1560 г. попечением Дмитрия Ивановича Годунова. Согласно Писцовой книге 1628 года, «мерою та церковь была невелика, внутри в ширину только пять сажень, а в длину четыре сажени» (то есть 10 на 8,5 метров). Храм имел придел во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. Собор был двухстолпным и предназначался для торжественных богослужений. Д.И.Годунов пожертвовал в храм до 90 икон, из которых 45 имели золотые оклады, остальные - серебряные. Престол в храме был также серебряный, чеканный; пожертвован Д. И. Годуновым в 1595 г. вместе с бархатной, вышитой жемчугом индитией. В это же время собор был расписан. В храм вели трое металлических двустворчатых дверей, украшающих вход в собор с западной, северной и южной сторон. Они были выполнены в технике золоченой огненной наводки.
29 января 1649 г. Троицкий собор был разрушен взрывом пороха, хранившегося в подклетах храма. Заново собор отстраивался с 1650 по 1652 гг. В новом храме были устроены приделы - один во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия, епископа Гангрского, другой - во имя преп. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. Северная сторона храма являлась парадной; поэтому ее украсили фресковым изображением Господа, восседающего на троне, с надписью по поясу храма: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся». Вход в храм был устроен с запада через обширную паперть, к которой ведет с северной стороны каменное крыльцо.
Притвор расписывался в разное время. В западной части притвора сохранились фресковые изображения Страшного суда и Лествицы преп. Иоанна начала XVII века - работы костромского иконописца Василия Ильина Запокровского. Своды притвора расписала артель палехских иконописцев к 1913 году - специально к приезду в Кострому семьи Романовых, в честь 300-летия Царского Дома. В северной части притвора у входа в собор имеется надпись славянской вязью, вырезанная на белом камне, который в 1798 г.. был вынут из стены экономских келий и вставлен в стену собора: «Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбивого и великого государя царя великого князя Федора Ивановича всея Руси самодержца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третие лето государства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея превеликия Лавры святыя пребезначальныя Троица Ипацкаго монастыря, тщанием и верою боярина Димитрия Ивановича Годунова, да боярина конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в род и по душех своих и по своих родителех в вечный поминок».
Металлические двери, ведущие из притвора в собор, были взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого собора. Они замечательны своей древностью, иконографическим содержанием и техникой исполнения. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по золоту изображениями и изречениями из Священного Писания и сивиллиных книг. В описи 1609 г. содержатся конкретные данные об их происхождении: они были пожертвованы в собор Д. И. Годуновым в 1595-1596 гг.
Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 г. при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском). Иконостас с резными тяблами, липовый, выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне - Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 г. императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Троицкий собор, включая алтарную его часть, был расписан за один летний сезон 1685 г. В алтаре храма - изображение Пресвятой Богородицы по песнословию «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». На стенах храма фресками изображены события Священной истории - вверху Ветхого, а внизу Нового Завета. Внутренние столбы Троицкого собора также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе находятся портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в полный рост, в царских облачениях, со скипетрами в руках и с нимбами над головами. Появление этих изображений в Троицком соборе объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм как место призвания Михаила Федоровича на царство, а с другой - воспоминанием о восстановлении этого храма в 1650-1652 гг. в царствование Алексея Михайловича. К столбу было приставлено царское место, присланное из Москвы 1 июля 1613 г. царем Михаилом Феодоровичем в память о призвания его на Престол государства Российского в этом храме. Оно было сделано из липы, с различными мелкими изящными украшениями, высокое - наподобие остроконечной короны древних царей - с двуглавым орлом вверху и короной над ним. В память о том, что императрица Екатерина II при посещении Ипатьевского монастыря стояла на этом царском месте во время Божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.
На стенах Троицкого собора имеются две записи о времени исполнения настенной живописи в храме и авторах ее. Первая запись крупной славянской вязью сделана в виде широкой ленты по трем сторонам храма и содержит в себе сведения о том, что церковь «изографством подписана» в 1685 году, «при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малые и Белые России самодержец, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахомии с братиею». Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма и содержит в себе имена 18 костромских иконописцев, принимавших участие в росписи храма: «О Бозе трудившиися сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Никитин, Федор Липин, Федор Логинов».
В подвальном помещении Троицкого собора находится храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. До устройства этого храма здесь находилась кладовая с сенями. Главный вход в Лазаревскую церковь сделан со стороны монастырского кладбища. Внутри храм - небольшой, с низкими сводчатыми потолками. Он был устроен в 1768 г. епископом Дамаскиным и имел назначение служить усыпальницей для костромских архипастырей. Небольшой иконостас Лазаревской церкви - первоначально деревянный - позднее заменили на каменный; при этом иконостасом послужила каменная стена храма, отделяющая алтарь от церкви с арками для царских и северных дверей. На этой стене были написаны местные иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. В 1888 г. вместо каменного в храме установили металлический чугунный иконостас. В Лазаревской церкви находились гробницы Костромских архипастырей: епископа Дамаскина (Аскаронского; +16 июля 1769), епископа Виталия (Щепотова; +29 января 1846) и епископа Александра (Кульчицкого; +16 декабря 1888).
Вскоре после революции Свято-Троицкий собор, как и весь Ипатьевский монастырь, был закрыт. В тридцатых годах ХХ века здесь располагался рабочий поселок "Текстильщица". Лишь на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов началась реставрация архитектурного комплекса монастыря, в котором разместился историко-художественный музей-заповедник. В январе 1991 года впервые за многие десятилетия в епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. В настоящее время Троицкий собор совместно используется Костромской епархией и музеем-заповедником: в заранее согласованные дни (в частности, как правило, на второй день празднования Рождества Христова, в понедельник Светлой седмицы, в День Святого Духа) в соборе совершается Божественная литургия, в остальное время он доступен для верующих лишь как часть музейной экспозиции.

Некрополь Ипатьевского монастыря

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - место, где на протяжении более четырех столетий, начиная с конца XIII века, формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Мурза Чет (в крещении - Захария) считается родоначальником известных в русской истории боярских фамилий: Сабуровых, Шеиных, Годуновых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря были глубоко религиозны и отличались многими христианскими добродетелями. Годуновы любили Ипатьевскую обитель и постоянно заботились о ее благоустроении, часто ее посещали, нередко доживали в ней свой век, приняв монашеское пострижение, стремились быть погребенными в обители, веруя в святость этого места. Для погребения Годуновых в Ипатьевском монастыре были устроены три особые обширные усыпальницы: две - рядом с алтарем теплой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, третья - под папертью Троицкого собора. До настоящего времени сохранилась только последняя из них.

Годуновская усыпальница Ипатьевского монастыря
Годуновская усыпальница Ипатьевского монастыря

Первыми из Годуновых в Ипатьевском монастыре были погребены основатель рода, костромской вотчинник Захария (бывший мурза Чет), его сын Александр (+1304), внук Дмитрий Зерно, правнук Иван Годун. Их захоронения положили начало формированию первой усыпальницы (в алтарной части церкви Рождества Пресвятой Богородицы)/ Здесь были погребены родители Царя Бориса Годунова и Царицы Ирины - Феодор Иванович Годунов и Стефания, в иноческом постриге Снандулия, брат Бориса и Ирины - Василий Феодорович Годунов, их дядя - Дмитрий Иванович. Во второй усыпальнице почивал род Стефана, Григория и Ивана Васильевичей Годуновых, современников Царя Иоанна Грозного. Третья усыпальница являлась местом погребения рода Никиты и Петра Васильевичей Годуновых, которые присутствовали на седьмой свадьбе Иоанна Грозного в числе молодых Годуновых, несших государев каравай. В трех усыпальницах монастыря было погребено 56 представителей рода Годуновых. Кроме того, трое Годуновых погребены вне усыпальниц на монастырском погосте. Последнее захоронение Годуновых в обители - могила Петра Ивановича, воеводы города Свияжска (+1671).
В XVII веке усыпальницы представляли собой подвальные храмы со множеством икон; на надгробные плиты полагались покрова, шитые золотом и серебром, украшенные драгоценными камнями, теплились лампады, каждую пятницу здесь совершались заупокойные литии.
В 1756 году две усыпальницы, находившиеся в алтарной части церкви Рождества Пресвятой Богородицы, были упразднены в связи с расширением храма.
В начале ХХ века усыпальница в подклете Троицкого собора продолжала именоваться "Годуновской", несмотря на то, что только три из сохранившихся надгробных плит принадлежат представителям этого рода. Вскрытие надгробных плит в третьей усыпальнице в ХХ веке не производилось.
С 1744 года, после образования Костромской епархии, в монастыре размещался архиерейский дом. Три архиерея погребены в придельном храме во имя святого праведного Лазаря под Троицким собором: епископ Дамаскин (Аскаронский) (1758-1769), епископ Виталий (Щепотов) (1842-1845) и епископ Александр (Кульчинский) (1883-1888).
Монастырский погост занимал "местность близ усыпальниц, между монастырской оградою с восточной и южной стороны с храмами Троицким и Рождество Богородицким" (юго-восточный угол Старого двора). На кладбище имелись захоронения представителей княжеских фамилий: Мстиславских, Лобановых-Ростовских, Куракиных, Щербаковых, Вяземских; дворянских фамилий: Ашитковых, Васьковых, Голохвастовых, Карцевых, Колюпановых, Куломзиных, Щулепниковых…
Кладбище было упразднено в 1919 году. Сохранилось лишь 11 надгробных плит, некогда находившихся на монастырском погосте.

Стены и башни Ипатьевского монастыря

Угловая башня Ипатьевского монастыря
Угловая башня Ипатьевского монастыря

Каменная ограда, согласно сведениям летописи, была возведена в 1586 по повелению царя Федора Ивановича. Стены монастыря, опоясовшие территрорию Старого города, имели
протяженность 243 сажени (518 метров) и получили вид прямоугольника неправильной формы. Крепостная стена по углам фланкировалась четырмя круглыми башнями. В монастырь вело пять въездных ворот : с южной, западной и северной стороны и двое ворот со стороны реки Костромы - Святые и Водяные. Въездные ворота были укреплены квадратными башнями, из них сохранилась лишь башня над Южными воротами. Стены имели толщину 1.5 метра, а позднее, в XVII веке, их толщина была увеличена до 3 м. Первоначальная высота стен была на 2 метра ниже современной и достигала 6.5 - 7 метров.
Ипатьевский монастырь - характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом - галерей боевого хода.
К памятникам деревянного зодчества восходят и конструктивные формы некоторых башен, как, например, квадратной башни над южными воротами, получившей название Воскобойной. Святые ворота и надвратная церковь Федора и Ирины, акцентировавшие парадную часть монастырского ансамбля, свое превоначальный вид не сохранили (обветшавшая надвратная церковь была разобрана в 1775 году).
В 1621-1623 годах произведены восстановительные работы по починке монастырских стен и зданий, поврежденных во время осады. Ограда была «в вышину надделывана». Работы проводились по царскому указу «подмастерьями», присланными из Москвы (Иван Неверов и другие), а также «каменщиками московскими, костромскими, ипатскими и богоявленскими». В дальнейшем строительные работы в монастыре велись в основном силами каменщиков и кирпичников, проживавших в расположенной возле монастыря Ипатьевской, или Богословcкой слободе.

Стены и башни Нового Города
Стены и башни Нового Города

В 1642-1645 годах по повелению Михаила Федоровича территория монастыря с западной стороны была расширена и ограждена каменной стеной, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Новая территория монастыря получила название Нового города. Работы производились под руководством старца Иосифа, выполнение их было поручено каменщику Богословской слободы Андрею Андрееву сыну Кузнецу. Летопись, на западной стороне Зеленой башни, отмечает дату построения Нового города и указывает, что ограда возведена «во спасение иночествующим и в сохранение христоименитым людям».
Башни и стены Нового города снабжены "подошвенным боем" (рядом бойниц в нишах у основания стены). Это повышало обороноспособность крепостных стен. Кроме того, декоративность их усложняется. Башни после надстройки в XVII веке становятся стройнее. Вводится мотив членения башенной стены ширинками и оформления амбразур и окон в виде восьмигранной розетки, обрамленной полуваликом.
Архитектурные формы построек этого времени достигают большой чистоты стиля. Западная надвратная башня отличается легкостью пропорций и изяществом общего очертания. Башня получила название Зеленой, потому что ее шатер покрыт зеленой обливной черепицей.
Костромской каменьщик из Богославской слободы Андрей Андреев сын Кузнец проявил себя в постройке стен и башен Нового города искусным и одаренным зодчим.

Монастырская звонница

Звонница Ипатьевского монастыря
Звонница Ипатьевского монастыря

Несколько особняком среди памятников монастыря раннего периода стоит звонница - одно из лучших достижений годуновского времени. Первоначальные архитектурные формы звонницы 1604 года сохранились с небольшими изменениями с южной стороны. Одновременно с возведением нового здания Троицкого собора в 1649-1652 годах достраивалась и звонница. Звонница годуновского времени не соответствовала более крупным размерам собора, не уравновешивала его, к тому же она разнилась с ним по стилю. С северной стороны к звоннице, которая прежде завершалась тремя шатрами, была пристроена высокая башня-колокольня с одним открытым пролетом для звона. В отличие от годуновской звонницы новая пристройка колокольни отличается сложностью и многообразием приемов декоративного оформления, различного в каждом ярусе. Звонница подвергалась капитальному ремонту в 1758-1769 годах и в 1852 году. С западной стороны вместо деревянной террасы на столбах построена двухэтажная пятипролетная галерея в виде открытой аркады с крыльцом. Неоднократно перестраивался шатер над башней. В 1852 году звонница была расписана живописью в духе "итальянского художества", но в 1912 году эта роспись была уничтожена, как несоответствующая выдержанной в традиционных формах архитектуре. В том же 1912 году шатровый верх колокольни вместо железа был покрыт черепицей.
В XVII веке на звоннице было 18 колоколов, из них самый большой, весом 600 пудов, - вклад матери Бориса Годунова - Стефаниды Ивановны. В 1646 году государевым мастером Даниилом Матвеевым был отлит колокол также в 600 пудов весом по вкладу А.Н. Годунова и его дяди В.И.Стрешнева.

Ссылки по теме
Последние публикации раздела
Форумы