Л. И. Алехина. Прп. Афанасий


Первыми настоятелями серпуховского Высоцкого Зачатьевского были два преподобных инока с именем Афанасий. Сведения о них скупы, их память Церковь чтит одновременно - 12/25 сентября и в соборе Радонежских святых. Прп. Афанасий Высоцкий Старший (в миру Андрей) родился в новгородской Обонежской пятине. Монастырское предание сохранило имена его родителей - иерея Авксентия и Марии. Сведений о времени его рождения нет, но по косвенным данным можно предполагать, что это произошло в начале 1340-х гг.[1] Будучи сыном священника, он получил соответствующее образование, любил богослужение и, наконец, решил уйти в монастырь. Новгородская земля славилась своими древними монастырями, однако юноша остановил свой выбор на Троице-Сергиевой обители. Период испытания нового послушника был не очень долгим. Вскоре он принял постриг с именем Афанасий, став одним из любимых учеников прп. Сергия, а спустя некоторое время был приглашен серпуховским князем Владимиром Андреевичем для устроения монашеской обители под Серпуховом.

Прп. Афанасий прибыл в Серпухов в декабре 1373 или 1374 г. вместе со своим наставником прп. Сергием, чтобы осмотреть место [2]. Находилось оно в 1 версте от города, на высоком берегу реки Нары. Прп. Сергий благословил основание здесь храма в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведною Анной. Прп. Афанасий обращался к митрополиту Киприану с вопросом о возможности принятия монастырем в качестве пожертвования села, однако святитель этого не одобрил [3].

Вскоре обитель приобрела известность, тем более что ее настоятель, по словам Епифания Премудрого, другого ученика и агиографа прп. Сергия Радонежского, «бе бо муж благоразумен, Божественных писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны свидетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» [4]. Действительно, сохранившиеся книги, свидетельствуют о «серьезной постановке переписывания и оформления рукописей в Высоцком монастыре» [5]. Прп. Афанасий внимательно следил за работой монастырского скриптория, читал и вносил исправления, сам иногда переписывал некоторые наставления святых отцов. Размышляя о правильном устроении монашеской жизни, о своих игуменских обязанностях, прп. Афанасий благословил дьякона Вунько переписать свод монашеских правил - «Пандекты» Никона Черногорца - и сам сделал приписки к ним под заглавием «Слова избранна спасителна от житья святых отец о чине начальством» [6].

Прп. Сергий не оставлял без попечения своего ученика, неоднократно посещал Высоцкий монастырь [7], сюда же он отправил прп. Никона Радонежского. Именно в Высоцком монастыре под руководством игумена Афанасия прп. Никон, будущий игумен Троице-Сергиева монастыря, принял постриг. Высоцкий монастырь был тесно связан со своим ктитором, Серпуховским князем Владимиром Андреевичем. Будучи двоюродным братом великого князя Димитрия Донского, он был верным его союзником, участвовал во многих походах, в том числе и в Куликовской битве. В 1381 г., отдавая дань погибшим воинам серпуховского ополчения, князь возвел в монастыре над братской могилой каменный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы [8] и трапезную с Покровским храмом.

Победа в Куликовской битве не принесла спокойствия: «оскуде бо отнюдъ вся земля Русскаа воеводами и слугами и всеми воинствы, и о сем велий страх бысть по всей земле Русстей». В 1382 г. хан Тохтамыш привел на обескровленную Русскую землю свое войско: «перешед реку Оку, и преже всех взя град Серпухов, и оттуду поиде к Москве, воюючи» [9]. Ни Серпуховской, ни Московский князья не имели сил защитить свои вотчины и пытались собрать отряды в других княжествах. Семья Серпуховского князя укрылась в Торжке. Жители Серпухова и братия Высоцкого монастыря, очевидно, разделили общую участь населения захваченных земель, о чем писал древнерусский книжник: «Татари же многы грады поимаша, и волости повоевашя, и села пожгошя, и монастыри пограбишя, а христиан посекошя, а иных в полон сведошя, и много зла Руси створишя» [10]. Вскоре после нашествия Тохтамыша у Московского князя начались разногласия с митрополитом, и уже осенью свт. Киприан уехал из Москвы сначала в Киев, а затем в Константинополь, «с ним вкупе поиде игумен Афонасей из Серпухова княже Володимеров Андреевичя» [11], назначив перед этим преемником своего ученика, прп. Афанасия Высоцкого Младшего.

В Константинополе, остановившись в Студийском монастыре, прп. Афанасий, видимо, всецело смог предаться молитве и переписыванию книг. Во всяком случае, когда митрополит Киприан, вернувшись в Москву в 1390 г., приглашал его приехать на Русь, он ответил: «Келия се мне много луче онех честных» [12]. В столице Византии прп. Афанасий не забывал о своем монастыре. В 1392 г. он отправил туда деисусный чин, созданный по его заказу константинопольскими мастерами и ставший впоследствии образцом для многих русских иконописцев [13], а также сборник аскетических сочинений и житий святых, переписанный по его благословению иноком Сергием [14]. Позднее, в 1401 г., в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты прп. Афанасий создал версию Иерусалимского устава, под названием «Око церковное», сыгравшего важную роль в истории русского монашества. Были осмыслены и соединены уставные статьи разных монашеских традиций (савваитской, студийской, афонской), дополнены дисциплинарными, взятыми из Тактикона Никона Черногорца, в месяцеслов включены памяти русским святым [15]. Вскоре после прибытия «Ока церковного» на Русь с него были сделаны списки в Троице-Сергиевом, Высоцком, Спасо-Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Саввино-Сторожевском монастырях [16].

Скончался прп. Афанасий, видимо, в начале 1410-х гг., так как его кончина зафиксирована в Троицкой летописи, составленной в 1412 или 1414 г. В середине XVII в. его имя без указания дня памяти было включено в месяцеслов Симона (Азарьина): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» [17].

О втором игумене Высоцкого монастыря сведений сохранилось еще меньше. Прп. Афанасий Высоцкий Младший (в миру Аммос) был выходцем из Ярославля. Родителей звали Иларион и Анна. Подобно своему предшественнику, юным отроком пришел в Высоцкий Зачатьевский монастырь уже после ухода оттуда прп. Никона Радонежского, т. е. в середине 1370-х гг. Примерно в 1378 г. принял монашеский постриг с именем Афанасий, возможно, в честь прп. Афанасия Афонского [18]. Через некоторое время был посвящен в иеродиакона и еще через 2 года - в иеромонаха. В 1382 г., после отъезда прп. Афанасия Старшего в Константинополь, стал настоятелем Высоцкого монастыря [19].

Большим событием для Высоцкого монастыря во время игуменства прп. Афанасия Младшего стало прибытие в 1392 г. посланников из Константинополя. Иеромонах-грек Виктор вместе с грамотой от прп. Афанасия Старшего привез 7 полутораметровых икон деисусного чина: поясные изображения Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов и апостолов [20]. Позднее иконостас Зачатьевского собора вдохновил Андрея Рублева и Даниила Черного на создание одного из шедевров русской иконописи «Звенигородского чина» [21]. Прп. Афанасий Младший встретил царьградских посланников с подобающими почестями, расспросил их о жизни своего наставника и повелел записать все в монастырскую летопись. К сожалению, грамота, в которой передавалось благословение Вселенского Патриарха, и монастырская летопись до наших дней не сохранились. В обители бытовало только устное предание, в котором за давностью лет перепутались известия, и уже сам прп. Афанасий Старший представал Константинопольским Патриархом.

Прп. Афанасий Младший посвятил монашескому служению в обители Зачатия Пресвятой Богородицы около 20 лет. 12/25 сентября 1395 г. после тяжелой болезни он преставился и был погребен у западных дверей Зачатьевского храма. В соборном синодике Высоцкого монастыря начала XIX в., списанном с древней рукописи, первыми в реестре игуменов обители значились «Афанасий преподобный, ученик Сергия чудотворца иже потом взят в Патриархи в Царьград» и «Афанасий ученик сего преподобнаго Афанасия Перваго» [22].

Жизнеописание основоположников Высоцкого монастыря с пространным названием «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого, как монастырь построил, именуемый Высокий, что от города Серпухова на расстоянии одного поприща, и об ученике его Афанасии же, игумене того же монастыря, в котором лежат и мощи его, и о чудесах его» было составлено в ноябре 1697 г. иеромонахом Московского Чудова монастыря Карионом (Истоминым) [23]. Можно предположить, что заказ на создание Жития Карион Истомин получил в связи с тем, что в 1697 г. брат царицы Наталья Кирилловны Нарышкиной Л. К. Нарышкин пожертвовал значительную сумму на возобновление соборного иконостаса, а М. Т. Нарышкина выделила средства на строительство церкви во имя прп. Афанасия Афонского над гробом второго игумена Высоцкого монастыря.

В качестве источников Карион (Истомин) использовал скупые летописные упоминания, жизнеописания преподобных Сергия и Никона Радонежских и предания самого Высоцкого монастыря. Неточности и ошибки этих источников привели в дальнейшем к резкой оценке составленного им Жития. В. О. Ключевский об этом писал: «Биограф Афанасия Высоцкого также пытался сделать ученый свод всех известий об этом ученике Сергия, но дал слишком много простора своим ораторским отступлениям и при скудости источников доверял смутному преданию более, чем следовало ученому биографу» [24]. Действительно, даже в «ораторских отступлениях» встречаются неточные указания на цитируемый текст и повторенные вслед за летописями и хронографами ошибки, хотя автор и пытался найти объяснения совершенно невероятным фактам, сохраненным монастырским преданием.

Следует, однако, иметь в виду, что Карион (Истомин) создавал не «ученый свод» (тем более что многие «ошибки» древних историков были исправлены значительно позже, а некоторые вопросы до сих пор остаются спорными). Прежде всего, его сочинение - яркий образец церковного красноречия. Писатель обратился к хорошо освоенному им жанру «Слова», т. е. проповеди. Это позволило ему при ограниченном фактическом материале достичь особой торжественности за счет обилия цитат из Священного Писания и творений отцов Церкви. Не позднее 1707 г. Карион (Истомин) составил также службу прп. Афанасию Высоцкому Младшему [25]. Память основателей монастыря, вероятно, праздновалась местно, поскольку их имена не вошли в печатные святцы.

В 1885 г. сокращенный пересказ «Слова» (по списку из собрания В. М. Ундольского [26]) был помещен под 12 сентября в сочинении архиепископа Филарета (Гумилевского) [27]. Архимандрит Леонид (Кавелин) включил сведения об основателях Высоцкого монастыря в свод «Святая Русь» [28]. Через год в «Душеполезном чтении» вышла подготовленная им публикация этого памятника по списку из собрания Ундольского [29]. В Синодальном собрании хранится рукопись конца XVII - начала XVIII в. с краткой редакцией «Слова», где опущены все риторические отступления, вместе с которыми исчезли и некоторые факты [30]. Списки «Слова» появлялись и в XIX в. Так, оно вошло в агиографический сборник нач. XIX в. из собрания СГИХМ наряду со службой прп. Афанасию [31]. В 1850 г. для великих князей Николая и Михаила Николаевичей был сделан список с той рукописи, по которой подготовлена данная публикация. Известен список «Слова» 2-й половины XIX в. из собрания Оптиной пустыни [32].

Ниже публикуется текст «Слова» по списку из собрания Серпуховского историко-художественного музея (КП 1692). Рукопись на 94 листах, формат 4, написана крупным полууставом, с киноварными заглавиями и инициалами, украшена двумя золотыми орнаментальными заставками, восходящими к печатным заставкам конца XVII в. Страницы в двойных линейных киноварных рамках. Время создания книги, указанное в записи (май 1698 г.), не противоречит филиграням (вод. зн.: «Герб Амстердама», Дианова, № 359 - 1695-1707 гг.; № 383 - 1709 г., 1715 г. [33] «Слово» было переписано при архимандрите Герасиме [34], скорее всего, с оригинала и представляет более исправный текст, чем список из собрания Ундольского, где встречаются механические пропуски. В рукописи имеется правка, сделанная разными людьми, причем в одних случаях исправлены ошибки и восполнены пропуски, искажающие смысл, в других - внесены дополнения. К «Слову» присоединен список настоятелей Высоцкого монастыря, составленный в 1860-х гг.

На верхней крышке переплета, традиционного для древнерусских книг (деревянные доски покрыты кожей с тиснением), имеется бумажная наклейка с записью: «По гл[авной] оп[иси]: 3 въ (?) част. Глава 2 № 3-3 - Препод. Афанасия. Рукопис.» (ниже выцветшими чернилами приписано: «№ 211»). Значительный интерес представляют записи: «В лето/ мироздания/ 7206-го/ маия/ в 15 день/ сия/ книга/ житие/ преподобного/ отца нашего/ Афонасия/ игумена/ Высоцкого/ что/ близ/ града/ Серпухова/ о строении/ святыя/ обители/ сея/ и/ о/ ученице/ его/ Афонасии же/ игумене/ того же/ монастыря/ в нем же/ лежат/ мощи его/ и о чюдесех его/ написана/ з древних/ летописцов/ того же монастыря/ при архимандрите/ Герасиме/ Серпуховитине/ казенная» (л. 1-39); «Казенная сия книшка из ризницы» (верхний форзац, запись XVIII в. суриком); «Читал/ В:/ И:/ С: Н:/ П:/ В:/ М:» (л. 71-77, зашифрованная запись XIX (?) в.); «№ 49. Книгу сию без позволения настоятельскаго никому не давать. Архимандрит Амвросий [35]. 1826 года марта 19-го» (верхний форзац); «Принадлежит Серпуховскому Высотскому монастырю» (л. 1, середина XIX в.); «Из выписки напечатанной у Востокова в Описании Румянцевскаго Музеума под числом CCCLX описываемых сборников, видно, что первый преп. Афанасий действительно отправился в Константинополь и судя по наименованию обители, в коей жил, Царскою, находился в Патриархии, откуда удобно мог препроводить и святыя иконы и благословение Патриарха, что и хранилось свято от тех лет древних в местном непрерывно предании; писавший же житие хотя и недоумевая, приписал Патриаршество преп. Афанасию. С сим примечанием доставлен точный список сего рукописнаго жития преп. Афанасия Их Императорским Высочествам великим князьям Николаю и Михаилу Николаевичам по изъявленному ими желанию. Дек. 23 дня 1850 года» (нижний форзац); «98 листов. 24 мая 1889 г. П. Сакулин» (нижний форзац).

Примечания:

[1] В 1373 или 1374 г. прп. Афанасий возглавил Высоцкий монастырь, т. е к этому времени должен был достичь 33-летнего возраста, ранее которого по каноническим правилам по-ставление во игумена было невозможно.

[2] Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). Т. 11. М., 2000 (репринт). С. 20-21.

[3] Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1908. Стб. 243-270. См. также: Борисов Н. С. Русская Церковь в политической борьбе XIV-XV веков. [М.], 1986. С. 114-117.

[4] Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 132.

[5] Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV веков. М., 1980. С. 87.

[6] ГИМ, Синод. собр., № 193, л. 211.

[7] Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонеж-ского и всея России чудотворца / Сост. архим. Никон. Изд. 5. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1904. С. 255 (репринт).

[8] Букатина Ю. Высоцкий Серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы муж-ской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 77 (там же библиогра-фия по истории Высоцкого монастыря, с. 80-81).

[9] ПСРЛ. Т. 11. С. 69, 70, 73.

[10] Воинские повести Древней Руси. Л., 1985. С. 278.

[11] ПСРЛ. Т. 11. С. 81

[12] Востоков А. Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. № 360.

[13] Лелекова О. В. Высоцкий чин в русской иконографической традиции XV-XVI вв. // Древнерусское искусство XV-XVII вв. М., 1981. С. 143-144; Иконы Москвы XIV-XVI вв.: Каталог собрания ЦМиАР. М., 2006. Вып. 2. С. 77.

[14] Оригинал не сохранился, но в XVI в. с него были сделаны списки, передающие по-слесловие рукописи (РГБ, Рогож., № 562; Рум. № 360).

[15] Желтов М. С., Сергий Правдолюбов, прот. Богослужение Русской Церкви. X-XX вв. // Православная энциклопедия. Том Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 492-493.

[16] Клосс Б. М. Афанасий Высоцкий Старший // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 60.

[17] РГБ, собр. МДА, № 201, л. 332 об.

[18] Над могилой прп. Афанасия Высоцкого Младшего была устроена часовня, а в 1697 г. каменный храм в честь прп. Афанасия Афонского, который при жизни несколько раз удостаивался видения Божией Матери (см.: Жаворонков П. И. Афанасий Афонский // Пра-вославная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 54-57).

[19] Если основываться на существовавшем каноне (возраст игумена - не менее 33 лет), то рождение прп. Афанасия Младшего следует отнести к 1349 г. Таким образом, в Высоц-кий монастырь он пришел отнюдь не «юным отроком».

[20] Иконы деисусного чина в настоящее время хранятся в Государственной Третьяков-ской галерее и Русском музее (см.: Государственная Третьяковская галерея: Каталог соб-рания. Т. 1: Древнерусское искусство X - начала XV века. М., 1995. С. 161-169; М. А. М. Высоцкий чин // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 81-82; здесь же библио-графия).

[21] См.: Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995. С. 26; Кавельмахер В. В. Заметки к про-исхождению «Звенигородского чина» // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998. С. 196-216.

[22] Серпуховский государственный историко-художественный музей (далее - СГИХМ), кп. 1692, л. 95.

[23] О Карионе (Истомине) и его творчестве см.: Браиловский С. Н. Один из «пестрых» XVII столетия. СПб., 1902; Сазонова Л. И. Карион Истомин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1993. С. 140-152; ее же. Литературная куль-тура России: Раннее Новое время. М., 2006.

[24] Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 356.

[25] Список Службы из собрания СГИХМ (кп. 1691, л. 5-22) сделан в начале XIX в. (не позднее 1812 г.) со списка 1707 г. На верхнем форзаце имеется запись: «Из числа книг сия служба, и житие, и чудеса преподобнаго Афанасия Высоцкаго, что во граде Серпухове, Софрониевой пустыни послушника Иоанна Костякова. Имею сию книгу у себе по благо-словению отца строителя иеромонаха Иоасафа. 1812-го месяца декемвриа 20-го дня. Чи-тать службу преподобнаго Афанасия Высоцкаго в год трижды: 1-й на Светлой седмице в среду - сего дня по усердию своему; 2[-й] месяца сентября в 12-й день - сего числа пре-ставление его было; 3[-й] месяца иулиа в 5-й день - сего числа день а[н]гела его».

[26] РГБ, ф. 310, № 288

[27] См.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Жития святых, чтимых православной Церко-вию. Сентябрь. СПб., 1885. С. 88-94.

[28] Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых. СПб., 1891. С. 152-153

[29] Леонид (Кавелин), архим. Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Вы-соцкого (из сборника рукописного, хранящегося в Румянцевском музее № 288) // Душеполезное чтение. 1892. № 1. С. 70-77; № 7. С. 412-417; № 8. С. 569-572; № 9. С. 3-7.

[30] ГИМ, Синод. собр., № 904, л. 269-277 об.

[31] СГИХМ, кп. 1691, л. 23-58.

[32] РГБ, ф. 214, № 225. «Слово о житии преподобного Афанасия Высоцкого» (л. 137-198 об.) имеет незначительные разночтения со списком из собрания Ундольского. Оно входит в состав агиографического сборника, наряду со «Сказанием о зачатии Высоцкаго монастыря, что в городе Серпухове».

[33] Дианова Т. В. Филиграни XVII-XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998.

[34] Архимандрит Герасим возглавлял Высоцкий монастырь в 1695-1735 гг. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 200).

[35] Архимандрит Амвросий был настоятелем Высоцкого монастыря в 1821-1827 гг. (Строев П. М. Указ. соч. Стб. 201).

Ссылки по теме
Форумы