Кандидаты на патриаршество в 1918 году

 
Митр. Антоний (Храповицкий)
 
 Митр. Антоний (Храповицкий) 

Кандидат на Патриарший престол: митрополит Антоний (Храповицкий)


Митрополит Антоний (в миру - Алексей Павлович Храпови́цкий; 17 марта 1863 - 28 июля (10 августа) 1936 Югославия) - епископ Русской Церкви; с 30 мая 1918 митрополит Киевский и Галицкий; первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.

Детство и юность

Родитель - новгородский помещик, генерал.

Родительница - Наталья Петровна Веригина - дочь малороссийского помещика Харьковской губернии.

Род Храповицких - московские дворяне, упоминаются с 1676 года; в 1680 Храповицкие были стольниками при царском дворе.

Семья имела 4-х сыновей; Алёша был третьим.

По переезде семьи в Санкт-Петербург Алёша начал принимать участие в архиерейских богослужениях в качестве жезлоносца и книгодержца.

Девяти лет Алёшу, вопреки его желанию учиться в духовном училище, отдали в 5-ю СПб гимназию, что на набережной Екатерининского канала. Гимназия имела репутацию одной из самых строгих в столице.

Гимназические годы Алексея Храповицкого пришлись на конец царствования Александра II. Глубокое впечатление на юного Храповицкого произвела публичная речь И.С. Аксакова после убийства Императора на предсмертные слова его: «Домой, домой!». Речь была осуждением не только Санкт-Петербурга, но и всей постпетровской России; Аксаков призывал русских государей возвратиться в исконную столицу.

Посещал лекции В.С Соловьева, а также публичные выступления Ф.М. Достоевского, которым восторгался как знатоком человеческой души. Позже в России было распространено мнение, что Алёша Карамазов в романе Достоевского был написан с юного Храповицкого; но в действительности, по утверждению последнего, они не были лично знакомы.

В 5-м классе гимназии написал службу святым Кириллу и Мефодию, которая впоследствии, в 1887, была одобрена Синодом для богослужебного упоьребления и вошла с состав лополнительной Минеи.

С детства был горячим поборником восстановления патриаршества в Русской Церкви, глубоко чтил Патриарха Никона, полагая его «величайшим человеком русской истории за последние 200-300 лет, а может быть и всей русской истории».

В 1981, по окончании гимназии, выдержал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию; поступление сына дворянина, закончившего гимназию, в Духовную академию было тогда шагом чрезвычайно необычным, ибо туда шли преимущественно выпускники семинарий, то есть дети духовенства.

Когда Храповицкий был на четвёртом курсе, инспектром Академии был назначен архимандрит Антоний (Вадковский). Ближайшими друзьями Лёши Храповицкого были М.М. Грибановский (впоследствии епископ Таврический) и студент Иван Страгородский (впоследствии «советский» патриарх).

Через 4 дня по окончании Академии, 18 мая 1885, 22-х лет, принял постриг в академический церкви; был наречён Антонием в честь прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (память - 3 августа).

По окончании Академии в 1885 году был оставлен при ней профессорским стипендиатом.

Монашество; начало служения

1885 - закончил Санкт-Петербургскую духовную академию с пострижением в монашество с именем Антоний. Рукоположён в иеромонаха.

1886 - преподаватель Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмской духовной семинарии.

1887 - исполняющий должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Святого Писания Ветхого Завета.

1888 - присвоена степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». В этом же году утверждён в звании доцента Академии.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии.

1890 - возведён в сан архимандрита.

1890 - ректор Московской духовной академии.

1894 - ректор Казанской духовной академии (по 1900 год).

Епископское служение

1897 - епископ Чебоксарский. 7 сентября архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.

1899 - 1 марта в связи открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.

1900 - епископ Уфимский и Мензелинский. 14 июля переведён на самостоятельную кафедру в г.Уфе. 17 августа избран в почётные члены Казанской духовной академии.

1902 - архиепископ Волынский и Житомирский. 27 апреля Антония перевели на Волынскую кафедру епископом Волынским и Житомирским, Почаевской Успенской Лавры священноархимандритом.

1905 - один из организаторов Союза русского народа. Возглавлял его Волынское отделение.

1906 - 22 апреля избран членом Госсовета от монашествующего духовенства, состоял в группе правых. Возведён в сан архиепископа.

1907 - 13 января сложил с себя полномочия члена Госсовета.

1911 - доктор богословия. Награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

1912 - член Святейшего Синода с оставлением на кафедре; Обер-прокурор В.К. Саблер предложил его кандидатуру на замещение СПб кафедры, но предложение не было принято.

1914 - 14 мая назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

1917 - 1 мая уволен на покой (удалился в Валаамский монастырь). 16 августа вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

В период Поместного собора 1917 - 1918

С августа 1917 - член Поместного собора, позже член Совета Поместного собора и первый (по числу голосов) из трёх кандидатов на патриарший престол.

28 ноября 1917 - митрополит Харьковский.

30 мая 1918 избран митрополитом Киевским и Галицким; в июле избран председателем Всеукраинского церковного собора.

1919 - возглавляет высшее церковное управление Юга России на территориях, подконтрольных белому движению.

В эмиграции

Покинул Россию из Новороссийска в марте 1920, прибыв в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около 5 месяцев.

В сентябре 1920 был вызван Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 эвакуировался вместе с его армией и другими беженцами в Константинополь.

В феврале 1921 переезжает в Сербию, где в ноября - декабре 1921 провёл Первый Загарничный («Карловацкий») Собор.

До своей кончины в 1936 возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей.

В последние годы своей жизни митрополит Антоний не мог вставать и ходить.

Погребён на новом кладбище Белграда, в склепе Иверской часовни.

Главные труды.

«Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.);

«Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьёвым» (СПб., 1890);

«Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого» (изд. 2, СПб., 1891);

«Нравственная идея догмата Пресв. Троицы» (изд. 2, Казань, 1898);

«Из чтений по пастырскому богословию» (Казань, 1896);

«Лекции по пастырскому богословию» (ib., 1900);

«Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии» (Казань, 1897);

«Значение молитвы для пастыря церкви» (ib., 1897).

«Полное собрание сочинений» (издано в 1900, Казань)

Из воспоминаний современников.

Являлся весьма крупной не только религиозной, но и политической фигурой. Обладал большим даром предвидения развития политических ситуаций в России.

Ещё в 1905 году Храповицкий так отвечал А. Г. Булыгину (из записок Д. Н. Любимова): «Владыка отмечал с прискорбием начавшуюся борьбу с самодержавием и предупреждал, что в этой борьбе русский народ будет порабощён врагом всех дорогих и священных устоев тысячелетней жизни России... Россия распадётся на части». «Тогда, - вспоминает Д. Н. Любимов, - это казалось крайним преувеличением».

Библиография.

Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 1- 7. - Нью-Йорк, 1956-1961.

Любимов Д. Н. События и люди (1902-1906) // РГАЛИ. Ф.1447. Оп.1. Д.39. Л.298

Преосвященный Антоний (Обстоятельный разбор Полного собрания сочинений всех трёх томов) / Е. П. Б-в. Петрозаводск, 1900.

Письма о русском богословии. Отличительные особенности богословствования Преосв. Антония (Храповицкого). Прав. Собес. 1905. Ноябрь. С. 545.

Э. О. проф. В. Никольского и проф. Павла Пономарёва. О богословских трудах Высокопреосв. Антония, архп. Волынского и Житомирского. Профессора рекомендуют Совету Академии удостоения автора степени доктора богословия. Прав. Собеседник. 1913, октябрь, с. 49-85.

Критика. Провал хвалёного православия. Статья проф. Милоша Парфента (Сербия). Вестн. Св. Син. Пр. Р. Ц. 1927. № 3(16). С. 15-19.

Пастырь добрый. (Краткое изложение сочинений о Пастырском богословии). Светлой памяти блаж. Антония, митр. Киевского и Галицкого (Храповицкого). В. М. Владимиров. 1938. С. 28.

По материалам Википедии- свободной эниклопедии

   
 Архиеп. Арсений (Стадницкий) 
 Архиеп. Арсений (Стадницкий) 
 


Кандидат на Патриарший престол: митрополит Арсений (Стадницкий)

Митрополит Арсений (в миру - Авксентий Георгиевич Стадницкий; 22 января 1862, село Комарово Хотинского уезда Кишинёвской губернии в семье священника - 28 января 1936 Ташкент) - епископ Русской православной церкви; митрополит Ташкентский и Туркестанский.

Образование

Окончил Кишинёвскую духовную семинарию (1880), Киевскую духовную академию (1885) со степенью кандидата богословия. Будучи студентом, в 1885 посетил Афон. Впечатления о своих поездках он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», который был удостоен Макарьевской премии.

Магистр богословия (1895; тема диссертации: «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишиневский (1813-1821 гг.)».). Собирая материалы для диссертации, дважды выезжал за границу: в 1888 в Австро-Венгрию и в 1890 - в Румынию.

Доктор церковной истории (1904; тема диссертации: «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Часть 1-я. «История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней»). Этот труд был отмечен королем Румынии, наградившим автора медалью Bene Merente 1-й степени, присуждавшейся за выдающиеся научные труды. Российская Академия Наук удостоила его за эту же диссертацию большой Уваровской премии.

Научно-педагогическая деятельность

В 1880-1881 преподавал в Единецком духовном училище.

С 1885 - преподаватель древнегреческого языка, затем церковного пения и догматического богословия в Кишинёвской духовной семинарии. Одновременно состоял редактором «Кишинёвских Епархиальных Ведомостей», причём им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания.

30 декабря 1895 пострижен в монашество, с 31 декабря 1895 - иеродиакон.

С 1 января 1896 - иеромонах, инспектор Новгородской духовной семинарии, затем её ректор и настоятель монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде с возведением в сан архимандрита.

С 10 января 1897 - инспектор Московской духовной академии и исправляющий должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.

С 13 марта 1898 - ректор Московской духовной академии (до 1903). Пользовался в академии большим авторитетом. Важным событием в истории МДА стала паломническая поездка, совершенная в 1900 группой студентов и преподавателей во главе с владыкой Арсением в Палестину и страны Ближнего Востока. Итогом путешествия стала книга «В стране священных воспоминаний», редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал епископ Арсений.

Архиерей

28 февраля 1899 хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора академии.

Псковский владыка

С 1903 - епископ Псковский и Порховский. Создал в епархии школу псаломщиков. Основал церковный музей, в котором хранились ценные рукописи, принадлежности богослужения и церковная утварь, древние монеты. Для научного исследования, сохранности и пополнения музейной коллекции был образован историко-археологический комитет, устав которого утвердил Св. Синод. Одной из главных задач комитета стала охрана памятников церковной старины.

С 1905 - член Учебного комитета при Св. Синоде, в 1906-1907 - председатель этого комитета. Также с 1906 - член Предсоборного Присутствия, председатель его пятого отдела: о реформе церковно-учебных заведений.

С 1907 - архиепископ, член Государственного Совета от монашествующего духовенства.

Новгородский владыка

С 5 ноября 1910 - архиепископ Новгородский и Старорусский. Большое внимание уделял сохранению памятников церковной старины. Стал инициатором начала работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря. Принял активное участие в XV Всероссийском археологическом съезде, который проходил в июле-августе 1911 в Новгороде и выступил на нём с докладом «О современном состоянии собора Св. Софии в Новгороде». По его инициативе была осуществлена реставрация так называемого «Лихудовского» корпуса в Новгороде (там когда-то размещалось училище, в котором преподавали братья Лихуды). В отреставрированном здании разместилась открытая в 1911 псаломщицкая школа. В 1912 в Новгороде был торжественно открыт Арсеньевский епархиальный дом. В нем разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека, иконно-книжная лавка, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», гостиница для духовенства. В 1913 в Новгороде по его инициативе открылось церковно-археологическое общество.

В 1912 председательствовал на состоявшемся в Москве первом Всероссийском съезде практических деятелей в борьбе с алкоголизмом. Почётный член Казанской духовной академии.

Был заместителем председателя Всероссийского Поместного Собора 1917-1918, но, по свидетельству других участников, «фактически руководил почти всеми соборными заседаниями». В октябре 1917 на Соборе был один из трех кандидатов в Патриархи (наряду с владыками Антонием и Тихоном), при голосовании был вторым после архиепископа Антония - однако по жребию церковь возглавил московский архиерей Тихон. С 29 ноября 1917 - митрополит. Поместный Собор избрал его членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

Неоднократно подвергался арестам. В первый раз он был арестован в ноябре 1919 в Москве, второй - в Новгороде в 1920, после чего был предан суду и приговорён к трём годам лишения свободы условно и к ссылке в Архангельскую губернию (затем ссылка была отменена).

В 1922 был в очередной раз арестован (в Москве) и привлечён к суду вместе с Патриархом Тихоном по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей - несмотря на то, что призвал духовенство жертвовать в пользу голодающих «драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления». А после начала массового изъятия ценностей издал новое обращение: «Об одном молю вас, дорогие мои чада паствы моей. Отнеситесь по-христиански, с покорностью воле Божией, если придется расстаться с любимым нами благолепием наших храмов во имя той вопиющей нужды, в которой находятся наши братья. Если у нас есть что пожертвовать взамен церковных вещей, не упустите этой возможности. Если же нечем жертвовать, то и без золота и серебра храмы наши останутся храмами, и святые иконы - святыми иконами. Бог на Страшном Суде спросит нас прежде всего не о том, украшали ли мы золотом и серебром храмы и иконы, а о том, накормили ли мы голодного, напоили ли жаждущего, одели ли нагого? Прошу Вас не допускать при этом никакого насилия в той или иной форме, - ни в храме, ни около него, так как это оскорбит храм, как дом мира и любви Христовой... Прошу также и о том, чтобы это изъятие церковных ценностей не явилось поводом для каких-либо политических выступлений, так как Церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей».

В тюремном заключении находился с перерывами до 10 января 1924. Почти сразу же после освобождения был вновь арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Его принуждали перейти к «обновленцам», активно сотрудничавшим с большевиками. Сохранилось описание одной из таких попыток властей: «Ужасную роль посредников по делам ГПУ выполняли впавшие в раскол епископы. Архиепископ Евдоким (Мещерский), обновленческий «митрополит», в стенах ГПУ понуждал митрополита Новгородского Арсения перейти в обновленчество. Митрополит Арсений сказал ему, своему бывшему сослуживцу по Московской Академии: «Но ведь вы же знаете, что обновленчество беззаконно». «Что ж поделать, они требуют», - ответил архиепископ Евдоким, кивая головой на дверь чекиста. Когда митрополит Арсений остался непреклонен, архиепископ Евдоким с гневом сказал ему: «Ну и сгнивайте в тюрьме!». И с этим покинул узника».

После тюремного заключения был выслан в Среднюю Азию.

Среднеазиатская ссылка

В 1925-1926 находился в ссылке в Полторацке (Ашхабаде), а в 1926-1936 - в Ташкенте. Формально оставался новгородским архиереем, но епархией до 1933 управлял его ученик владыка Алексий (Симанский) - впоследствии Патриарх Алексий I.

С 1927 - постоянный член Временного Патриаршего Синода при Заместителе Патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). Однако реально участия в деятельности этого органа практически не принимал, так как находился в ссылке в Ташкенте. Известна лишь одна фотография, на которой владыка Арсений изображён вместе с другими членами Синода.

С 11 августа 1933 - митрополит Ташкентский и Туркестанский. Совершал богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте». На эти службы стекалось до двадцати тысяч верующих из Ташкента и окрестных селений, молящиеся заполняли всю обширную территорию кладбища. Один из ташкентских прихожан того времени Константин Вендланд (впоследствии - митрополит Иоанн) вспоминал: «Незабываемы эти трогательные Богослужения на лоне природы, голубая мантия митрополита, просвечивавшая сквозь листву деревьев, одушевление молящейся толпы, твердость духа архипастыря и верующих, подвергавшихся иногда серьезным испытаниям от проливного дождя или крепких крещенских морозов. Незабываемы вдохновенные проповеди митрополита Арсения, приковывавшие к себе внимание народа».

Был духовным наставником архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и умер на его руках в ташкентской больнице. Был похоронен на Боткинском кладбище Ташкента.

Характеристика личности

Отличался тяжёлым характером, но при этом справедливостью и прямотой. Князь Жевахов в своих воспоминаниях выделяет его как члена Святейшего Синода, который фактически обладал решающим голосом и всячески саботировал любые инициативы, исходящие от Обер-прокуратуры:

Положение смиренного и робкого Н. П. Раева было очень затруднительное, ибо малейшая попытка его принять участие в разрешении того или иного дела встречала самое резкое противодействие иерархов, и, прежде всего, со стороны Новгородского архиепископа Арсения, аккомпанировавшего ему архиепископа Сергия Финляндского, сидевшего с ним рядом.

Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но - прежде всего - архипастырь был требователен к самому себе. Тщательно следил за соответствием уставу церковной службы. Выдающийся проповедник и оратор (в том числе в Государственном совете), духовный писатель. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков.

Почитание

Русская православная церковь за границей причислила владыку Арсения к лику святых. Его почитают в Новгородской и Ташкентской епархиях Московского Патриархата. В Новгороде по инициативе местной епархии и областных научных и культурных организаций с 1993 проходят Арсениевские чтения - их задача состоит в православном осмыслении важнейших проблем, стоящих перед церковью и обществом в наши дни с учетом исторического опыта государственно-церковных отношений прошлого столетия.

Труды

Дневник студента - паломника на Афон. Киев, 1886.

Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский и митрополит Кишиневский. Кишинёв. 1887-1894.

Положение православного духовенства в Румынии. Кишинёв, 1889 (1890?).

Архимандрит Андроник, игумен Ново-Немецкого Св. Вознесенского монастыря в Бессарабии. Кишинёв, 1890, 1895.

Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях. Кишинев, 1891.
Материалы для истории Бесарабии. Кишинёв, 1892.

Журнал секунд-майора фон-Раана о войне при завоевании Молдавии и Валахии в 1787-1790 гг. с историческими и топографическими примечаниями. Кишинёв, 1892.

Филофея, патр. Константинопольского Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей «Премудрость созда себе дом.» Новгород, 1898.

Из современной церковной жизни в Румынии. Сергиев Посад, 1901.

Исследования и монографии по истории Молдавской церкви. СПб., 1904. Ч. 1-я. История Молдавских епархий и их святителей со времени основания государства и до наших дней.

Церковь, государство и раскол старообрядчества. Псков, 1910.

Митрополит Сочавский Досифей в его сношениях с Россией, при свете новых исторических материалов. Сергиев Посад, 1914.

На духовной страде. Слова и речи. Т. 1-2, СПБ, 1914.

Духовный дневник. М., 1914.

По материалам Википедии - свободной энциклопедии
Ссылки по теме
Форумы