Почитание Иоанна Рильского в Румынии, на Руси, Украине и Беларусии


Фрагмент статьи из 24-го т. "Православной энциклопедии", с. 585-598

Почитание И. Р. в Румынии (Молдавии и Валахии) недостаточно изучено, хотя славянская литературная традиция княжеств в XV-XVII вв. является непосредственным продолжением тырновской XIV в. В месяцесловах память святого встречается только под 19 окт. Пространное Житие И. Р. представлено значительным числом списков XV-XVI вв. редакции патриарха Евфимия в составе «новоизводных» минейных Торжественников (Mircea I. R. Repertoire de manuscrits slaves en Roumanie: Auteurs byzantines et slaves. Sofia, 2005. P. 62. N 250; Томова. 2008. С. 151). Минеи служебные, во всяком случае ранние (XV в.), службы в честь святого не содержат, но включают проложное Житие (см., напр., октябрьский том из комплекта, переписанного в 1467 по повелению молдав. господаря (воеводы) Стефана Великого: РГАДА. Фон. 188. № 1379; см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 143-144). В месяцесловной части тропарника при Псалтирях с восследованием под 19 окт. помещаются тропарь и кондак И. Р.
Почитание И. Р. на Руси, Украине и в Белоруссии. В ранней истории почитания И. Р. на Руси много неясного. Древнейшее его упоминание здесь представляет память в месяцеслове кон. XIII - нач. XIV в. (Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 124; СКСРК XIV. Вып. 1. Прил. 1. С. 562), прибавленном к Галицкому Евангелию-тетр 1144 г. (ГИМ. Син. № 404. Л. 245). Однако этот факт является лишь локальным эпизодом болгаро-галицких книжных связей и не отражает реального почитания святого на юго-западе Руси, поскольку весь месяцеслов был скопирован с болгарского, сходного с месяцесловом Тырновского Евангелия 1273 г. Широкую известность память И. Р. получила на Руси (прежде всего на северо-востоке) с кон. XIV - нач. XV в. (в эпоху «второго южнославянского влияния») в минейных тропарниках при Псалтирях с восследованием и (реже) в Уставах Иерусалимских; древнейший пример представляет среднеболг. Псалтирь с восследованием рубежа XIV и XV вв. (РГБ. Троиц. Фунд. № 309). Память содержится также в месяцеслове т. н. Псалтири митр. Киевского Киприана (РГБ. МДА. Фунд. № 142), рус. рукописи 1-й трети XV в., списанной, по всей вероятности, с оригинала, принадлежавшего этому святителю (Чешко Е. В., Князевская О. А. Рукописи митр. Киприана и отражение в них орфографической реформы Евфимия Тырновского // Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2. С. 282-292). Вероятно, одновременно на Русь пришло и проложное Житие И. Р. в составе стишного Пролога, древнейший рус. список датируется 1429 г. (РГБ. Троиц. Фунд. № 717. Л. 394-397). Встречающееся в лит-ре мнение (Дылевский. 1999. С. 32-43; ср.: Добрев. 2007. С. 531. Примеч. 341), что Житие И. Р. находится уже в списках древнейшей (нестишной) редакции Пролога (напр., в ркп. рубежа XII и XIII вв.: РНБ. Соф. № 1324), является следствием недоразумения. Текст проложного Жития И. Р. пришел на Русь несомненно через серб. посредство, поскольку во всех списках памятника, включая древнейший (Троицкий № 717), в заключительной части содержится моление не только за болгар, но и за сербов (Турилов А. А. К вопросу о серб. компоненте во «втором южнославянском влиянии» // Russica Romana, 2007. Pisa; Roma, 2008. Vol. 14. P. 35). При этом не позднее 3-й четв. XV в. в русских списках появляется устойчивое искажение молитвенной формулы: «Единородный же ти язык Болгары же истребляй» (вместо «...Болгары же и Сръбле»). Эта явно невольная ошибка возникла в результате прочтения рус. книжником, непривычным к южнослав. правописным нормам и графике письма, 2-го из этнонимов лигатуры, состоящей из Р и высокого Ъ, как -ТРЪ- (-ТРЕ-). Вопреки высказанному в болг. лит-ре мнению (Добрев. 2007. С. 542-543), это чисто рус. особенность, к-рая не имеет отношения ни к Сербии (в серб. списках искажение отсутствует), ни к факту воссоздания в 1557 г. Печской Патриархии. Житие И. Р. присутствует во всех ветвях восточнославянской традиции XV в.: помимо Троицкого (т. е. в сущности московского) списка 1429 г. можно указать точно датированные списки, сделанные в 1478 г. в Вологде для Спасо-Каменного мон-ря (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. № 1261. Л. 199-203), в 1478/79 г. в Новгороде для Спасо-Хутынского мон-ря (Там же. Оп. 3. № 3933; см.: Турилов. 1978. С. 40-42) и в 1496 г. для Супрасльского мон-ря в Зап. Белоруссии (ГИМ. Увар. 56-F. Л. 149 об.- 152, см.: Турилов. 2001. С. 256; датировка и локализация рукописей в последнее время были уточнены). В силу специфики бытования стишного Пролога на Руси, где в кон. XIV - 1-й трети XVI в. он использовался исключительно в монастырском богослужении, распространение проложного Жития И. Р. долгое время ограничивалось также монашеской средой. На протяжении 2-й пол. XV-XVII в. в рус. традиции возник ряд локальных вариантов проложного Жития (в большинстве своем представляющих искаженный первоначальный текст), к-рые стали известны благодаря многолетним разысканиям Томовой (см.: Томова. 2008. С. 162-163). Однако до посл. четв. XV в. нет оснований говорить о заметном почитании И. Р. на Руси, поскольку здесь все сводилось к переписке Жития в составе стишного Пролога и тропаря и кондака в месяцесловах. На рубеже XV и XVI вв. проложное Житие И. Р. было включено вместе с Житиями прп. Параскевы-Петки Тырновской и св. Саввы Сербского в Торжественник минейный (РГБ. Ф. 173. III (собр. МДА «по временному каталогу»). № 86) и в Сборник житий и слов (РНБ. Погод. № 852; см.: Томова. 2008. С. 145). В древнейшем Софийском комплекте ВМЧ это Житие помещено дважды: в составе статей стишного Пролога и отдельно в качестве заместителя пространного Жития.

В то же время явным указанием на особый статус почитания И. Р. в Московской Руси (в украинско-белорус. традиции памятник остался неизв.) к посл. четв. XV в. служит включение его Жития в редакции Георгия Скилицы (с сообщением в заглавии о пребывании мощей на Трапезице) в состав не сборников (подобно Житиям др. южнослав. святых, получивших известность на Руси к 1-й четв. XVI в.), а Миней-Четьих (наиболее полные сведения о рус. рукописной традиции текста см.: Томова. 2001. С. 156-157; Она же. 2008. С. 150-151). Поэтому нельзя исключить, хотя вопрос нуждается в дополнительном исследовании, что памятник попал в рус. традицию еще на рубеже XIV и XV вв., до широкого распространения у юж. славян Евфимиевой редакции Жития. Старший список содержится в октябрьской Минее-Четье 80-х гг. XV в. из б-ки подмосковного Иосифова Волоколамского мон-ря (РГБ. Ф. 113. № 591. Л. 128-140; см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 501). Ряд ранних списков этого Жития вместе со службой находится в приложении к февральским Минеям-Четьим домакариевского состава 2-й четв. XVI в. (РГБ ОР. № 144; ЯИАМЗ. № 15244). Др. версии пространного Жития И. Р., бытовавшие у юж. славян и в славяно-румын. книжности, известности на Руси не получили.

Возможно, что определенное влияние на рост почитания И. Р. в Москве в кон. XV - нач. XVI в. сыграл приезд посольств из афонского Пантелеимонова мон-ря в 1497, 1499, 1506 и 1509 гг. (см.: Boškov M. Ruski letopisi o dolasku staraca iz atoskog Sv. Pantelejmona u Moskvu krajem XV v. // Godišnjak Filozofskog fakulteta u Novom Sadu. 1999. Knj. 17. S. 119-128; Она же (Бошков М.). О односима св. Пантелеjмона са Русиjом (до средине XVI в.) // Зб. Матице Српске за славистику. Нови Сад, 2000. Бр. 58/59. С. 46-47, 52). С посл. трети XV в. этот святогорский мон-рь, братия к-рого уже полтора века была сербской, был связан договором с Рильским мон-рем (Дылевский Н. М. Договор 1466 г. между болг. Рыльским мон-рем и обителью Пантелеймона-Русиком на Афоне // Études balcaniques. Sofia, 1969. Vol. 2. Р. 81-98); договор был заключен по инициативе Марии Бранкович, покровительством к-рой пользовались обе обители.

Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1764 г. (Музей Центра славяно-визант. исследований им. И. Дуйчева)
В 1-й четв. XVI в. (между 1516 и 1522) проложное Житие И. Р. было использовано в Иосифовом Волоколамском мон-ре при создании Русского Хронографа в качестве источника по истории Болгарии XII-XIII вв. (Турилов. 1984. С. 21-23). Через посредство стишного Пролога краткое Житие И. Р. вошло в древнейший Софийский комплект ВМЧ, составление к-рого было завершено в Новгороде к 1538/39 г. В сер. XVI в. в Москве при дополнении Успенского и Царского комплектов ВМЧ в них было включено под 19 окт. также пространное Житие, составленное Георгием Скилицей. Вошло это Житие и во все позднейшие комплекты Миней-Четьих: Чудовский (1600 г.), Тулуповский (1629 г.), Милютинский (сер. XVII в.) и др.

В связи с Московскими канонизационными Соборами 1547 и 1549 гг. служба (в ряде случаев и проложное Житие) И. Р. были включены в т. н. Минею новым чудотворцам, в составе к-рой она далее и распространялась (напр.: ГИМ. Син. № 317. Л. 60-66; № 677. Л. 110-120; № 885. Л. 76 об.- 84, и др. (все XVI в.); старший (дефектный) список кон. 40-х гг. XVI в. (РГБ. Егор. № 938; см.: Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 460); в Минеи служебные на этом этапе она, по всей видимости, не вошла.

Служба И. Р. приурочена в рус. рукописной традиции к 19 окт. (единственная известная здесь дата почитания святого). Она может включать 1 или 2 канона 1-го гласа («Крепкыа с высоты помощь и просвещени ми пошли разума...» с указанием на перевод акростиха «Песнь приимете недостойную Георгия», что, однако, не соответствует действительности (Добрев. 2002; Он же. 2007. С. 38-58, 171-184)), 6-го гласа («Божественным светом осиян...) или 8-го гласа (Ангелов. 1977. С. 59-71); особенности распространения канонов на восточнослав. территории остаются неизученными. С сер. XVI в. в составе нотированных крюковых Обиходов, стихирарей и певч. сборников встречаются вместе с песнопениями в честь др. южнослав. святых и стихиры в честь И. Р. знаменного распева (Димитрова М. Проникване на старобълг. химнография в рус. певчески сборници (XVI-XVII в.) // Литературна мисъл. София, 1984. Кн. 12. С. 44-55; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. С. 535, 559, 565, 574, 577, 585, 590, 594, 600). В XVIII - 1-й трети XX в. эта традиция сохранялась в старообрядческих рукописях, гектографах и литографических изданиях.

Со 2-й четв. XVII в. краткое Житие И. Р. регулярно издается в Москве в составе Пролога (1-е изд. в 1641 г.), служба (с каноном 6-го гласа; см.: Спасский. 2008. С. 28) - в составе октябрьского тома Миней служебных (1-е изд. 1645 г.; см.: Дылевский. 1974. С. 91).

На рубеже 10-х и 20-х гг. XVII в. сведения о мощах И. Р. были включены в антиуниат. полемический трактат Захарии (Копыстенского) «Палинодия»: «Недалеко от Дуная реки, пять дни ходу за местом великим Софиею есть у горах великих, которые ся зовуть Рыльскими, монастырь преподобнаго отца нашего Иоанна Рильскаго, котораго память обходит Церковь месяца октобрия 19 дня. Того святого тело есть целое в раце в монастыру том и чинит чуда, и многим уздравления и по нынешний день, а родом был Болгарин и постился в тых горах за царя Никифора Болгарина» (Lev Krevza's «Obrona iednosci cerkiewney» and Zaxarija Kopystens'kyj's «Palinodija» / Introd. O. Pritsak, B. Struminsky. Cambridge, 1987. Р. 399. (Harvard Library of Early Ukrainian Literatur: Texts; 3).

В 1671 г. в типографии Киево-Печерской лавры иером. Антоний (Радивиловский) включил в сборник, изданный по желанию и на средства переяславского казачьего полковника Родиона Думитрашку Раича (Рачи), Житие И. Р. и службу ему. Непривычный для восточнослав. традиции набор текстов можно объяснить происхождением заказчика из Молдавии и его связями с Зографским мон-рем на Афоне. Житие И. Р. здесь представлено в особой редакции, созданной на основе Евфимиевой с дополнениями по проложной редакции и по повести Владислава Грамматика о перенесении мощей из Тырнова в Рильский мон-рь (Дылевский. 1974. С. 98-107). Служба (с каноном 6-го гласа «Божественным светом осиян от ангелы») представляет один из вариантов, известных в восточнослав. рукописной традиции (Ангелов. 1977. С. 68-69). Издание украшено 2 гравюрами с изображениями святого.

В 1689 г. в той же типографии был издан 1-й т. Миней-Четьих («Книги житий святых»), составленных свт. Димитрием (Савичем (Туптало)), где под 19 окт. помещено Житие И. Р., составленное на основе проложного. Книга неоднократно переиздавалась до 1917 г. и получила известность как в России, так и у юж. славян, на Афоне и в румын. землях.

Прп. Иоанн Рильский. Икона. XVIII в. (Музей Рильского мон-ря)
Посвящения И. Р. храмов в России относятся ко 2-й пол. XIX - нач. XXI в. и отражают русско-болг. связи Нового и Новейшего времени, наиболее ранние - придел храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в Малоярославце Калужской губ. (XVIII в.). Развитию почитания И. Р. в России в кон. XIX в. способствовала деятельность св. прав. Иоанна Кронштадтского, крещенного в честь болг. святого. По его инициативе во имя И. Р. был освящен престол в соборе жен. мон-ря в С.-Петебурге (см. Санкт-Петербургский во имя прп. Иоанна Рильского жен. мон-рь на Карповке). Также во имя И. Р. были освящены престолы в архимандричьих палатах Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мон-ря, в храме во имя И. Р. и Льва Катанского в Иоанна Предтечи скиту Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни, в надвратной церкви (1892) в Никифоровом Важеозерском в честь Преображения Господня мон-ре, в приделе Успенского храма (XIX в.) Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, в приделах Благовещенского собора (XIX в.) Бежецкого в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря, Андрониковского собора (нач. ХХ в.) Вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, Введенского собора (XIX в.) Паданского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Олонецкой губ. Также во имя святого были освящены храмы: при Городской клинической психиатрической больнице № 1 им. Н. А. Алексеева в Москве, в Архангельске (XIX в., разрушен в 30-х гг. ХХ в.), на архиерейском подворье в с. Леснолесье (Симферопольский р-н, Крым), Домовая церковь в Минске (XXI в.); приделы в Никольском «Морском» соборе в Кронштадте (нач. XX в.), в Знаменском храме с. Броды Старицкого р-на Тверской обл. (1905), в Успенском храме с. Белый Берег Сафоновского р-на Смоленской обл. (1885); в часовнях (кон. XIX в.) при Александро-Невском храме в г. Троицке Оренбургской обл., в храме Рыльского во имя свт. Николая Чудотворца (XIX в.).
Ссылки по теме
Форумы