Награды моряков. (Статья адмирала Н.Г. Кузнецова)

Награды моряков

Статья Адмирала Флота Советского Союза, Героя Советского Союза Н.Г.Кузнецова, к 30-летию учреждения орденов и медалей Ушакова и Нахимова, опубликованная в "Военно-историческом журнале" № 3, 1974 года

В первый год войны (Великой Отечественной Войны 1941-45 гг. – Прим. ред.), как известно, отличившихся в боях награждали учрежденными еще в довоенную пору орденами Ленина, Красного Знамени и другими. За особые заслуги присваивалось звание Героя Советского Союза. Весной 1942 года правительство учредило ордена Отечественной войны I и II степени, Суворова, Кутузова, Александра Невского, а в октябре 1943 года, в дни боев на Украине, – орден Богдана Хмельницкого.

Вполне естественное желание иметь свои ордена появилось и у моряков. В середине 1943 года как-то на докладе у И.В.Сталина я начал разговор о целесообразности учреждения орденов Ушакова и Нахимова двух степеней. Отказа не последовало. Но и поддержки я тогда не получил. Осуществить это намерение удалось только в 1944 году.

Подготовкой подобных вопросов в Наркомате ВМФ занимался начальник организационно-мобилизационного управления капитан 1 ранга Б.М.Хомич. Это был прекрасный исполнитель, отлично знающий свое дело. Бориса Михайловича я впервые встретил в 1925 году. По комсомольскому набору он пришел в военно-морское училище и оказался в моем подчинении (я был тогда уже выпускником).

В начале 1944 года Наркомат ВМФ внес предложение в правительство учредить ордена и медали Ушакова и Нахимова. При рассмотрении проектов указов возникло некоторое сомнение: кого ставить выше – Ушакова или Нахимова? Вопрос этот был отнюдь не риторический. Когда я убеждал, что предпочтение следует отдать Ф.Ф.Ушакову, так как на его счету много знаменательных побед и ни одного поражения, что он провел на флоте крупные организационные мероприятия и, по сути дела, являлся новатором в военно-морском искусстве своего времени, то был, конечно, далек от мысли противопоставлять воинскую доблесть двух прославленных флотоводцев, вписавших яркие страницы в историю отечественного флота. Все дело в том, что нам 6олъше известен адмирал П.С.Нахимов. Его воинская доблесть связана Крымской войной. А адмирал Ушаков сражения выигрывал в конце XVIII века. В то время, в силу преклонения перед всем иностранным, не старались особенно упоминать заслуги Ушакова потому, что искусство русского флотоводца затмило бы славу его современника – английского адмирала Нельсона. Монарший двор, консервативные круги русской общественности отдавали предпочтение британскому морскому величию и адмиралу Нельсону.

В программах военно-морских учебных заведений деятельности Ушакова отводилось гораздо меньше часов, чем Нахимова, да и литературы о нем сравнительно немного. Между тем с именем Ушакова связано возрождение русского флота, строительство его на Азовском и Черном морях, утверждение нашей мощи в южных морях. Высокое флотоводческое искусство Федора Федоровича проявилось в годы русско-турецкой войны 1787-1791 годов, когда он одерживал одну победу за другой, одерживал над превосходящими силами противника. Его блистательные победы поражали мир. Но одна из них – сражение у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года, в котором был наголову разбит турецкий флот, вошла в историю как сражение, закрепившее стратегический, политический и дипломатический престиж России в мире и утвердившее ее и в южных морях. Ушакова стали называть «морским Суворовым». И действительно, эти два великих человека – полководец и флотоводец – в ту пору одновременно прославляли Отчизну. Ушаков – на море, Суворов – на суше.

Ф.Ф.Ушаков к тому же обладал недюжинными дипломатическими способностями и широким государственным мышлением. Тонкость и проницательность его ума особенно проявились во время Средиземноморской экспедиции, когда русская эскадра под его командованием изгнала с Ионических островов французов. Несмотря на интриги представителей союзных государств – Англии и Австрии, Ушаков сумел сохранить самостоятельность действий и одержать победу на Средиземном море в очень сложное время. Вот почему я отдал предпочтение Ф.Ф.Ушакову.

На первых порах точка зрения Наркомата ВМФ не нашла поддержки. Тогда была создана комиссия под председательством А.С.Щербакова для выработки окончательного предложения. Мне не раз пришлось беседовать с Александром Сергеевичем Щербаковым. Вначале он тоже колебался, не соглашался со мной. Наконец я убедил его в правильности нашего проекта, который был принят на очередном обсуждении в Государственном Комитете Обороны. 3 марта 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении орденов Ушакова и Нахимова I и II степени и медалей.

Нельзя не упомянуть об одном любопытном эпизоде, который произошел во время моего доклада И.В.Сталину о статутах и рисунках орденов Ушакова и Нахимова. В кабинете у него в тот момент никого не было. Внимательно рассмотрев изображения, И.В.Сталин одобрил рисунки ордена Ушакова. Рисунки ордена Нахимова I и II степени отложил в сторону и молча направился к своему столу. «В чем дело?» – подумал я. Открыв средний ящик письменного стола, Сталин извлек орден «Победы», украшенный бриллиантами. В лучах его звезды сверкали пять рубинов.

– А что если якоря на ордене Нахимова тоже украсить рубинами? – спросил Сталин и добавил: – Только настоящими.

Возражать не было оснований. Так орден Нахимова I и II степени получился, по-моему, и самым красивым, и самым дорогостоящим.

На этом дело не кончилось. Так как широким кругам народа Нахимов был известен больше, чем Ушаков , то в письмах многие высказывали недоумение: почему более высокой наградой стал орден Ушакова , а не Нахимова? Вот почему сразу же после войны и возникла мысль создать фильм об адмирале Ушакове.

Двухсерийный фильм об Ф.Ф.Ушакове познакомил советских людей с первыми в отечественной истории совместными действиями Суворова на суше и Ушакова на море. Богатая событиями жизнь Ф.Ф.Ушакова не нуждалась в домыслах. Даже отсутствие в картине эпизодов сугубо личного характера не снизило интереса. В фильме воссоздана одна из интересных страниц истории государства Российского. На долю Ушакова выпало обеспечить русскому флоту господство на Черном море и утвердить себя на Средиземном. Когда Суворов одерживал победы у Очакова, при Рымнике и Измаиле, Ушаков укреплял фланги нашей армии, успешно сражаясь с турецким флотом у Керчи, Тендры, а позднее – у Калиакрии.

Так же как и орден , медаль Ушакова считалась более высокой наградой, чем медаль Нахимова. На мой взгляд, рисунки медалей Ушакова и Нахимов удачны.

Бывая на флотах, мне довелось видеть, с какой гордостью носили моряки свои награды. Не раз слышал, что награждение медалями Ушакова или Нахимова офицеров – знак высокого отличия, свидетельствующий об их личном мужестве и участии в боях вместе с рядовым составом. Особенно ценили медали морские пехотинцы и артиллеристы береговой обороны. На мой вопрос, почему они хотели бы получить именно эту награду, ответ был единодушным: награждение медалями Ушакова и Нахимова подтверждает их причастность к военно-морскому флоту, чем моряки очень гордились независимо от того, где им приходилось воевать – на суше или на море.

Орденами и медалями Ушакова и Нахимова было награждено много черноморцев, балтийцев, североморцев и тихоокеанцев, а также моряков морских, озерных и речных флотилий.

Всего за годы Великой Отечественной войны флотоводческими орденами было награждено: орденом Ушакова I степени – 25 человек (36 награждений), орденом Нахимова 1 степени – 75 человек (80 награждений), орденом Ушакова II степени – 182 человека (194 награждения), орденом Нахимова II степени – 458 человек (460 награждений).

Орденов Ушакова и Нахимова удостаивались также части и соединения ВМФ. Так, за заслуги в боевых действиях на море было награждено: орденом Ушакова I степени – 10, орденом Нахимова I степени – 10, орденом Ушакова II степени – 5 и орденом Нахимова II степени – одна часть и одно соединение. Среди первых соединений, удостоенных ордена Ушакова I степени, были Краснознаменная бригада подводных лодок Северного флота и 9-я штурмовая Ропшинская Краснознаменная авиационная дивизия, 51-й минно-торпедный авиационный Таллинский Краснознаменный орденов Ушакова и Нахимова полк удостоен морских наград дважды.

За умелое руководство флотами, флотилиями и их соединениями и штабами орденов Ушакова и Нахимова были удостоены адмиралы и генералы Н.Е.Басистый, Л.А.Владимирский, Л.М.Галлер, А.Г.Головко, С.Г.Горшков, И.Д.Елисеев, В.В.Ермаченко, И.С.Исаков, Г.И.Левченко, Ф.С.Октябрьский, Ю.Ф.Раль, М.И.Самохин, В.Ф.Трибуц, Г.Н.Холостяков и др. Некоторые из них награждены флотоводческими орденами дважды.

Состоялось более 14 тыс. награждений медалями Ушакова и более 12.800 – медалями Нахимова.

По материалам сайта, посвященного адмиралу флота Н.Г.Кузнецову

Форумы