Летопись мужского монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме



Бывший заброшенный рудник Ганина Яма, расположенный в урочище Четырех Братьев неподалеку от деревни Коптяки, своим названием обязан некоему подрядчику Гавриилу, купившему в эпоху уральской "золотой лихорадки" (середина XIX столетия) этот участок земли, в надежде отыскать на нем золотую жилу. Окрестные жители называли владельца рудника по простому - Ганя (сокращенный вариант имени Гавриил), а самая большая разработка рудника так с тех пор и стала называться Ганиной Ямой. Золото Ганя не нашел, а вот железная руда здесь была, но со временем прекратилась и ее добыча. Рудник был заброшен и к началу XX века сильно изменил свой первоначальный вид. Наружные разработки превратились в озера, шахты обвалились, поросли травой и лесом.

Ранним утром 17 июля 1918 года, встретила Ганина Яма святые мощи Царственных Страстотерпцев.

Ярко-красным зарделся просвет Коптяковской дороги,

Черный зев старых шахт ожидает убитых тела.

Старый лес еще спит и траву постилает под ноги,

Под колеса телег, ужасаясь величию зла.

Честные останки Августейшей Семьи и их верных слуг были сброшены в затопленную шахту. Через некоторое время изуверы достали тела, расчленили и в течение двух суток уничтожали их огнем и серной кислотой.

Русский Царь убиен со своей Августейшей Семьею.

Кругом трусость, измена, предательство, ложь и обман,

Прах святой Их, убийцы смешают с уральской землею,

Станет дымом кадильным над Ганиной Ямой туман.

Так заброшенный рудник упокоил тех, чья жизнь явилась примером христианской добродетели, а мученическая кончина стала искупительным подвигом во имя России.

С конца апреля до начала июля 1919 года следователь Н.А. Соколов проводил раскопки в районе Ганиной ямы. "Неутомимый работник, - по слову князя Н. Орлова, - Соколов продолжал вырывать у рудника при "Четырёх Братьях" его ужасную тайну до самой последней минуты - когда красные разведчики уже буквально подходили к самому руднику". Из человеческих останков был обнаружен только женский палец (ногтевая и средняя фаланга) и два кусочка человеческой кожи. Это всё, что осталось от Святых мощей Царственных Мучеников.

В советское время Ганина Яма являлась для уральцев неким "зловещим местом". Такой же таинственный ореол окружал и Ипатьевский дом. Несмотря на то, что "царская тема" была под строжайшим запретом, в 70-е годы XX столетия в урочище Четырех Братьев стали появляться первые тайные богомольцы, приходившие поклониться святой земле, сокрывшей в себе частицы Царственных Мучеников, по молитвам которых Господь освобождал от "страха иудейска" все большее число жаждущих Истины людей.

17 июля 1991 года один из Коптяковских старожилов, показал гостям съезда соотечественников (среди которых был известный писатель В.А. Солоухин) место расположения Ганиной Ямы, где в этот памятный день по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Мелхиседека был установлен первый крест. Впоследствии, заброшенный рудник, освященный прахом святых Страстотерпцев, стал широко почитаемым в православной среде.

17 июля 1992 года на Ганину Яму прибыл первый Крестный ход, который возглавил Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек. В тот момент, когда Владыка начал произносить начальные молитвы хлынул сильный дождь, который закончился только после окончания молебна. Природа Божьим повелением "оплакала", по слову Владыки Мелхиседека, трагические события, происходившие в 1918 году.

14 октября 1992 года Ганину Яму посетила супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова (племянника Царя Мученика Николая), - Ольга Николаевна. Молебен у креста над старой шахтой проходил в ненастную погоду, но после того, как был пропет тропарь Святым Царственным Мученикам, на молящихся упал с неба яркий свет, дождь прекратился и "заигравшее" по пасхальному солнце озарило печальное урочище Четырех Братьев, предвозвестив будущую славу сего святого места.

Летом 1993 года в районе Ганиной ямы братством Святых Царственных Мучеников под руководством А.М. Верховского (профессионального геолога) начали производиться топографические работы, целью которых являлось сопоставление настоящей местности со схемой следователя Н.А. Соколова для точного определения местоположения той самой "открытой шахты" №7, возле которой были уничтожены при помощи огня и серной кислоты расчленённые останки Царственных Страстотерпцев.

22 июля на Ганиной Яме по благословению Владыки Мелхиседека братством во имя Святых Царственных Мучеников установлен новый деревянный крест с киотом. А.М. Верховский изготовлял его, непосредственно на месте заброшенного рудника.

Новый крест был сделан по облику старинных образцов русского деревянного зодчества и по соответствующим ему старинным технологиям - без единого гвоздя. Икону Святых Царственных Мучеников подарила Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Киот, для этой иконы, был изготовлен из цельных массивных брусков сибирского кедра, выдержанного около 10 лет. Крест установили на месте прежнего, на том же самом отвале горной выработки, известной под названием "Ганина Яма". Месторасположение "Открытой шахты", где происходило уничтожение честных тел Святых Мучеников установить с достоверностью, в то время, еще не удалось, поэтому правящий архиерей благословил ставить крест на прежнем месте.

В октябре 1993 года братство завершило топографические работы на Ганиной яме. Результаты съёмок были сопоставлены со схемой Соколова, что позволило точно определить местоположение "открытой шахты".

После того, как были проведены эти работы, Владыка обратился в администрацию Верхней Пышмы с просьбой придать урочищу "Ганина Яма" статус историко-культурной заповедной зоны, с перспективой строительства на этом месте часовни и храма.

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Екатеринбург посетила вдова князя Тихона Николаевича - Ольга Николаевна.

Во время своего визита она встречалась с главой Верхне-Пышминской администрации В.С. Сургановым, с которым говорила о возможности придания урочищу "Ганина Яма" статуса заповедной зоны. Участие в этом деле вдовы племянника Царя Страстотерпца, во многом повлияло на принятие в дальнейшем правильного решения по этому вопросу. Из-за московских событий 3-4 октября 1993 года, повлекших за собой большие перемены во властных структурах решение о заповедной зоне "Ганина Яма" отложилось до лета 1995 года.

В феврале 1994 года Архиепископ Мелхиседек вновь обратился к главе администрации г. В. Пышма В.С. Сурганову с предложениями по поводу обустройства территории урочища "Ганина Яма".

В 1995 году постановлением главы областной администрации А.Л. Страхова за № 113 Ганина Яма была взята, наконец, под охрану как исторический памятник.

В ночь на 17 июля 1995 года отслужена первая Божественная литургия, у креста над самой Ганиной Ямой. Иконостас был сделан из берёзовых веток. Престол стоял перед деревянным крестом, оказавшимся за Горним местом лесного храма, появившегося возле поросшей мхом старой шахты, благодаря усердию почитателей Царской Семьи. На службе присутствовало более полусотни человек. Службу совершил о. Александр Никулин. После сего молитвенного прославления мученического подвига Помазанника Божия, ночные литургии на Ганиной Яме в день памяти Царственных Страстотерпцев стали совершаться каждый год.

Зимой 1997 года с Креста на Ганиной Яме был снят неизвестными злоумышленниками киот с иконой Святых Царственных Мучеников.

В июле киот восстановили, но в сентябре произошел новый акт вандализма. Кощунники сломали теперь деревянный резной крест. Враг рода человеческого изливал, таким образом, свою злобу на растущее почитание Святого Царя и его Августейшей Семьи.

Начало 1998 года было ознаменовано воздвижением нового металлического креста в урочище "Ганина Яма". На этот раз крест был установлен напротив той самой "открытой шахты", месторасположение которой было определено результатом топографических съёмок в октябре 1993 года православным братством Святых Царственных Мучеников.

В июле под руководством А.Н. Авдонина начались топографические работы в районе Ганиной ямы, которые проводились в непосредственной близости от "открытой шахты".

(В 1920-е годы минувшего столетия леса в районе озера Шувакиш стали местом массовых расстрелов неугодных безбожной власти людей. Это трагическое обстоятельство и явилось впоследствии поводом для так называемого обретения в 1991 году "царских останков" Г.Т. Рябовым и А.Н. Авдониным. Местность, где было обнаружено данное захоронение известно под "говорящим" названием Поросенков Лог.

Еще в 1979-1980 г.г. советник министра МВД СССР Г.Т. Рябов согласно директивам своего начальника (Щелокова) нарушил в Поросенковом Логу первоначальный, перекрывающий захоронение слой. После чего стало допустимым положение т.н. "царских останков" в данное место в любое время между июлем 1918 года и июлем 1991 года. Так была подготовлена основа для будущей "сенсационной находки", ставшей одной из грандиозных фальсификаций XX века.

Основанием для этой находки послужила некая "Записка Юровского". Сей документ появился в 30-е годы (одной из причин его появления возможно явилась напряженная международная обстановка тех лет). Между 1989 и 1993 г.г. он претерпел 4 редакции. Записка утверждала, что останки Царской Семьи вовсе не сжигались, а были захоронены под набросанным из шпал мостиком в Поросенковом Логу после того, как их вынули из шахты Ермаков и его окружение.

Согласно этой версии кропотливый и внимательный следователь Соколов, сфотографировавший тот самый мостик, оказывается, просто не обнаружил под ним могильника (2Х2метра) с телами одиннадцати человек! Между следствием Соколова, доказавшим, что тела Царственных Страстотерпцев уничтожены огнем и кислотой и утверждениями, основанными на "записке Юровского" лежит огромная пропасть. Именно поэтому, возглавлявший в 1991 году Екатеринбургскую епархию архиепископ Мелхиседек (Лебедев), с первых дней обнаружения "екатеринбургских останков" относился к действиям Рябова, Авдонина и иже с ними весьма неодобрительно. Проницательный владыка не верил в подлинность записки Юровского и в благонамеренность узкого круга исследователей во главе с П. Ивановым. Время показало, что данное недоверие Уральского архипастыря было вполне оправдано).

Таким образом, перед захоронением т.н. "царских останков", сторонниками этой идеи ставилась, в своём роде точка, в этом весьма запутанном деле. Ничего достойного внимания на бывшем руднике обнаружено не было (да и что там они могли обнаружить, когда в 1919 году следователь Соколов доказал своими раскопками изуверское, почти абсолютное уничтожение честных останков Царской Семьи). Отсутствием каких-либо существенных находок группа Авдонина как бы подтверждала "записку Юровского", подлинность которой вызывает сомнение у многих исследователей.

То обстоятельство, что в дело по "екатеринбургским останкам" не допускали ни одного независимого специалиста, само по себе являлось неоспоримым доказательством лживости пресловутой записки большевистского палача и ошибочности версии Рябова-Авдонина, учредивших для финансирования своей программы фонд "Обретение".

Несмотря обширную пропагандистскую кампанию Поросёнков Лог, так и не стал почитаться православным народом, как место обнаружения "могилы августейшей семьи".

Православная Церковь не приняла найденные Авдониным останки, как царские, поскольку, в данном случае, возникал вопрос о мощах Святых Мучеников, и любые поспешные шаги выглядели бы непристойно.

17 июля 1998 г. в Санкт-Петербурге, в соборе святых апостолов Петра и Павла, "екатеринбургские останки" похоронили, совершив отпевание без указания имен.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал по поводу решения Государственной комиссии об идентификации останков Царской Семьи следующее:

"Как известно, решение Комиссии вызвало двоякую реакцию в нашем обществе и в Церкви. Наравне с теми, кто доверяет выводам Комиссии, существуют и те, кто эти выводы не принимает, Суждение церковной и светской общественности оказалось разделенным, причем разделение носит явно конфронтационный, болезненный характер. В этой ситуации Священноначалие, имеющее своим долгом заботу о единстве Церкви и содействие гражданскому миру и согласию, самой логикой возникшего конфликта призывается к тому, чтобы воздержаться от поддержки той или иной точки зрения. Панихиды по убиенному Императору, его семье и по всем умученным в годы гонений будут совершены в этот день в храмах Церкви нашей; будет совершена такая панихида и в Петропавловском соборе города на Неве. Это богослужение явится не актом признания или непризнания выводов науки относительно "екатеринбургских останков", а исполнением христианского долга, церковным ответом на просьбы совершить заупокойное богослужение при погребении этих останков".

В августе 2000 года свершилось то, чего так ждал много лет Православный русский народ! На Архиерейском Соборе, проходившем в Москве с 13 по 16 августа, Царская Семья была прославлена в лике Святых Страстотерпцев. Сие соборное деяние явилось актом согласия Церкви земной с уже существующим прославлением, всенародно чтимых святых Дома Царского, в Церкви Небесной.

После этого торжественного события произошел новый судьбоносный поворот в истории святого урочища.

23 сентября 2000 года во время своего первого визита на Уральскую землю Святейший Патриарх Алексий II посетил Ганину Яму.

Служба охраны высказывала свое опасение насчет этого посещения из-за нахождения урочища в глубоком лесу и труднодоступности, однако, поездка на святое место сожжения честных останков все-таки состоялась. В тот знаменательный день Предстоятель Русской Православной Церкви заметил, что лучшим увековечиванием памяти на Руси всегда было строительство Божьего храма или учреждение монастыря.

Так Первосвятитель дал свое благословение монашеской обители на месте уничтожения святых мощей Августейшей Семьи.

"Надеемся, что строительство ... скита на месте уничтожения тел Царственных Страстотерпцев в Ганиной яме, где в скором времени тоже будет возноситься церковная молитва, изгладит последствия страшных преступлений, совершившихся на многострадальной Уральской земле". (Из письма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Высокопреосвященному Викентию, Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому.)

В последних числах сентября уже приступила к работе первая бригада строителей. Сначала были срублены несколько келий, в которых поселились монахи и рабочие.

1 октября 2000 года Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, совершил закладку первого камня в основание храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев - главного храма нового монастыря. Рассказывая об этом строительстве, Владыка говорил:

"Монастырь будет из дерева, мы ставим в основу этого строительства мысль о том, что на этом месте созидается новая Россия, такая Россия, которая была до отречения Государя от престола. Преподобный Сергий Радонежский, когда строил свою Свято-Троицкую обитель, которая позднее стала Лаврой, - тоже возводил не каменный, а деревянный храм. Потом уже, после его кончины, были построены величественные каменные церкви. Так и мы думаем, что начинать надо с деревянных храмов, деревянных келий... С этим строительством начинается духовное восстановление России...

Именно с этих мест, где уничтожались останки Царской Семьи, мы думаем, начнется восстановление нравственности, духовности, восстановление былой славы нашего Отечества!"

С 12 октября 2000 г. на месте строительства постоянно стали совершаться молебны и Крестные ходы.

Вот, несколько записей из краткой летописи монастыря, которую в то время вел послушник Алексий (ныне он принял постриг с именем святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца): "

15 октября - поставили первую избу и стали там жить.

17 октября - срубили вторую келью.

21 октября - посещение скита Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой.

28 октября - отслужен водосвятный молебен и окроплены святой водой все постройки и территория. Крестный ход вокруг скита. Участвовали около 20 человек. В этот же день закончена закладка фундамента под братский корпус.

2 ноября - привезли колокола, отлитые на средства, пожертвованные Александром Новиковым. Восемь колоколов. Каждый - с изображением одного из членов Царской Семьи и его именем. Самый маленький - царевич Алексий и дальше по возрастанию до большого - посвященного Николаю Александровичу. На восьмом колоколе - изображение всех членов Семьи.

12 ноября - начали совершаться крестные ходы немногочисленной (три человека) братией вокруг монастыря каждый вечер, что, вероятно, будет продолжаться и в дальнейшем.

25 ноября - в новой избе-просфорне испекли первый монастырский хлеб.

28 ноября - положили 15 венцов на храме. На колокольне сделали первое перекрытие. Подходит к концу строительство четвертой кельи".

По молитвам Святых Мучеников Дома Царского Господь послал монастырю жертвователей и благодетелей, благодаря усердию которых с поражающей быстротой вырос в лесной чаще дивный монастырь - напоминающий маленький островок "деревянного царства" старой Руси, святые идеалы которой благоговейно хранил наш последний Государь.

Основные работы по строительству монастыря взяли на себя подразделения комбината "Уралэлектромедь" под личным руководством генерального директора Андрея Анатольевича Козицына и его заместителя по строительству Сергея Евгеньевича Ерыпалова, которые приезжали на место строительства практически ежедневно. Большую жертвенную помощь оказали В.В. Вараксин, И.Г. Кудряшкин, В.Б. Мужиканов, А.В. Новиков, Н.И. Барашев. Монастырь строился всем миром. В строительстве принимало посильное участие множество людей. Были случаи, когда люди, приехав поклониться Страстотерпцам, оставались хотя бы на несколько дней, чтобы поработать, внести какую-нибудь лепту в строительство святыни - убирали территорию, шкурили бревна, конопатили срубы, выполняли множество подсобных работ.

Строительство шло очень быстрыми темпами и уже:

27 декабря 2000 года рано утром архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в сослужении духовенства города и области совершил чин освящения храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев: Помазанника Божия Царя Николая Александровича, Царицы Александры Феодоровны, Наследника Цесаревича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. После Чина освящения в новом храме была совершена первая Божественная Литургия. Поздравляя собравшихся священнослужителей, паломников, гостей, архиепископ Викентий сказал:

"Отныне на месте, где бушевали ненависть и злоба, где было совершено страшнейшее злодеяние, будет постоянно приноситься Бескровная Жертва, совершаться Божественная Литургия. Будут возноситься молитвы о возрождении и укреплении Отечества нашего. И будем надеяться, что Святые Царственные Страстотерпцы, невидимо предстоя вместе с нами на молитве, отмолят все наше общество".

28 декабря 2000 года по благословению Святейшего Патриарха и решению Священного Синода здесь, на месте уничтожения останков Царской Семьи, был учрежден мужской монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

Началось литургическое служение. По свидетельству многих паломников, службы в Царском храме самые любимые, легкие. Словно сами Страстотерпцы незримо присутствуют и ободряют молящихся. Службам всегда присуща особая благодать. Смолистый запах стен, печка, уютный полумрак настраивают людей на особый молитвенный лад.

В процессе строительства, во время земляных работ, недалеко от храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев на метровой глубине была обнаружена известковая линза. Это могло свидетельствовать о том, что здесь было еще одно кострище, где обливая серной кислотой, сжигали, засыпали известью тела жертв, а потом все это засыпали землей. Было решено поставить на сем месте еще один храм, во имя Серафима Саровского, закладка которого была совершена Владыкой 10 марта 2001 года.

Храм строился хоть и небольшим, но состоящим из двух уровней, верхнего - главного - во имя святого преподобного Серафима Саровского и нижнего - в честь иконы Божией Матери "Умиление". Нижний храм - именно монашеский, где, по замыслу, решено было читать пред иконой Пресвятой Богородице "Умиление" неусыпаемую псалтырь и куда миряне не допускаются.

Как рассказывают строители монастыря, эта святая земля сама начала как бы диктовать, где и какой храм нужно построить. Память преподобного Серафима Царская Семья чтила издавна, еще в 1860 году возложением полумантии преподобного была исцелена малолетняя Великая Княжна Мария Александровна и облегчена кончина Императрицы Александры Феодоровны, супруги Императора Николая I. В 1903 году царь принял самое деятельное участие в прославлении преподобного Серафима из Саровской пустыни. По молитвам Серафима Саровского родился царевич Алексий. Поэтому как-то естественно возник храм во имя Серафима Саровского. Икона же Богородицы "Умиление" являлась келейной святыней преподобного Серафима. Множество чудес по его молитвам совершалось перед ней. Именно перед этой иконой молился батюшка Серафим перед смертью, перед ней он и был найден коленопреклоненным, отошедшим в мир, "идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная."

Через четыре дня, 15 марта, была совершена закладка храма во имя святого преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. C древних веков утвердился благочестивый обычай - во всех важных случаях царь испрашивал благословения у преподобного Сергия Радонежского. Эту традицию сохраняли и в семье Императора Николая Александровича, неоднократно посещая Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и благоговейно преклоняясь мощам Преподобного.

Закладка еще одного храма 15 марта не случайна. Икона Пресвятой Богородицы "Державная" была явлена именно в этот день 1917 года, когда произошло вынужденное отречение Царя-Страстотерпцпа Николая Александровича от Российского Престола. Государя предали все: великие князья, генералы, архиереи, а вслед за ними и простой народ. Россия нарушила Соборную клятву 1613 года и лишилась своей главы - православного царя, предав его в руки богопротивных иудеев. В чудесном явлении Державной иконы Православная Церковь видит то, что святой Царь умолил Царицу Небесную взять на себя верховную власть над народом, отвергшим царя-помазанника Божия. Именно поэтому образ Богоматери на иконе необычен. Пречистая изображена сидящей на троне. Ее взгляд строг, суров и скорбен. На Ней - красная (как бы пропитанная русской мученической кровью) царская порфира, а в руках держава и скипетр; алмазами, как слезами невинных мучеников, украшена Ее корона.

Закладывая храм, Владыка Викентий подчеркнул большое символическое значение происходящего: место, силами зла выбранное как место, где с уничтожением останков Царственных Страстотерпцев должна была закончиться Православная Россия, стало местом ее возрождения.

11 апреля 2001 года совершена закладка четвертого надвратного монастырского храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Как известно, Иверскую икону еще называют "Вратарницей", так как чудотворный ее оригинал изначально пребывал над вратами Иверского Афонского монастыря. В видении преподобному старцу Гавриилу Царица Небесная так заповедала о Своем образе: "Я прибыла, чтобы охранять вас. Доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет". За прошедшие со времени этого события века, Господь прославил Иверскую икону многими чудесами и знамениями. Почитание сего образа широко распространилось по всей Российской земле. Пресвятая Богородица, согласно преданию, явит через Иверскую икону некое грозное знамение, которое предупредит православных христиан о пришествии в мир "человека греха" - антихриста по низвержении которого духом уст Божьих, последует Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Весной 2001 года был заложен пятый монастырский храм в имя Святителя Николая Чудотворца. Еще во время строительства первого Царского храма при земляных работах были обнаружены несколько кострищ, где, видимо, сжигались тела святых. Эти предположения подтверждались различными чудесными явлениями, очевидцами которых были насельники и строители монастыря. Так, например, в нескольких десятках метров от Поклонного Креста люди наблюдали свечение, на некоторых фотоснимках отчетливо проявлялось пламя костра. Поэтому и было решено поставить на этом месте еще один храм.

Есть фотография, где изображены двое мальчиков возле креста, и в отдалении, где сейчас находится алтарь храма Николая Чудотворца, на снимке проявился костер! Место как бы само указывало, где должен быть построен еще один храм во имя небесного покровителя Царя-Страстотерпца.

8 мая 2001 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил крест для храма во имя Святого Преподобного Серафима Саровского

19 мая 2001 г., в День рождения Царя-Страстотерпца Николая Романова по Екатеринбургу прошел небывалый в истории Епархии Крестный ход с переносом Креста-мощевика с частицами святых мощей 40 угодников Божиих. Этот Святой Крест принадлежал Царской Семье и 19 мая был торжественно передан монастырю во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

Крест первоначально принадлежал роду князей Шаховских, царствующему дому Романовых был передан в конце XVIII века. Во время трагических событий 1917 года Крест был сохранен монахиней Серафимой, имевшей близкие отношения с Царской Семьей. Перед своей кончиной монахиня передала Крест вдове протоиерея Константина Плясунова - родной сестре протоиерея Григория Пономарева. После смерти родителей Крест оказался у дочери протоиерея - Ольги Григорьевны Пономаревой. Она-то, в июле 1999 года, в преддверии канонизации и прославления Царственных Страстотерпцев и передала Крест-Мощевик в дар храму Преображения Господня на Уктусе.

В дарственном завещании сказано: "В Екатеринбурге служили оба моих деда - протоиерей Александр Пономарев (в монашестве - архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме, как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим Крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От Креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий".

Торжества начались в 8 утра Божественной Литургией в Преображенском храме на Уктусе. По окончании богослужения около 20 екатеринбургских священнослужителей и более тысячи прихожан Крестным ходом прошли по улицам города к строящемуся на месте убиения Царской Семьи Храму-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, где был совершен молебен. Затем Крестный ход во главе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием отправился на Уралмаш, где в храме Рождества Христова было совершено Всенощное бдение.

После всенощной паломники отправились по Нижне-Тагильскому тракту к урочищу Ганина Яма, месту уничтожения останков убиенных Царственных Страстотерпцев и их верных слуг. Сюда, в монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев для постоянного пребывания был доставлен Святой Крест.

В обитель Крестный ход прибыл около полуночи. Священноиноками монастыря была отслужена Божественная Литургия. Торжества по случаю дня рождения Царя-Страстотерпца завершились около 3 часов ночи.

Ныне Царский Крест-мощевик пребывает в монастыре как величайшая святыня исцеляя и укрепляя молящихся в вере. Еще в храме Преображения Господня крест не раз мироточил. Регулярно мироточит он и в монастыре. Подобные чудеса происходят даже с его изображениями! У глухонемой девочки после того, как приложила изображение Креста к уху, начал восстанавливаться слух! Широко известно чудо мироточения ламинированного изображения Креста-мощевика, а вслед за ним и других икон в поселке Таборы.

В том же 2001 году были освящены три новых монастырских храма:

7 июня освящен храм во имя Святого Преподобного Серафима Саровского Возведенный по проекту Натальи Акчуриной, храм получился небольшой и очень уютный. Во многом он олицетворяет образ Преподобного. Входя в храм, словно ощущаешь незримое присутствие самого батюшки Серафима, который встречает тебя пасхальным приветствием: "Радость моя, Христос Воскресе!"

В храме хранится ковчежец с частицами мощей многих святых - блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца; свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского; вмц. Марины (Маргариты) Антиохийской; свт Иннокентия, епископа Иркутского; свт. Моисея, архиепископа Новгородского; свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца; прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии; мучеников младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных; блаж. Косьмы Верхотурского, Христа ради юродивого; св. прмч. Патриарха Гермогена; прп. Прохора Печерского, Лебедника, в Ближних пещерах; св.муч. Параскевы; св. прп. Антипы Валаамского (Афонского); свт. Симеона, епископа Суздальского; апостола и евангелиста Матфея; прп. Иоанна Дамаскина; прп. Иосифа многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах; старцев Оптинских прп. Анатолия (Зерцалова), прп. Анатолия (Потапова), прп. Макария, прп. Льва, прп. Моисея, прп. Исаакия I, прп. Иосифа, прп. Варсонофия, прп. Нектария, прп. Амвросия, прп. Илариона и других.

В храме также пребывают многие почитаемые иконы, среди них образ Страстотерпца Царя Николая, список с широкоизвестной чудотворной иконы. Очень любят монахи и прихожане аналойную икону Серафима Саровского, были замечены случаи ее мироточения. Эта икона была пожертвована монастырю Сергеем Писаревым. Икона Божией Матери "Умиление" - пожертвование Р. Бобыкина. Замечательную икону святого праведного Симеона Верхотурского передал в храм владыка Викентий.;

16 июля правящий архиерей освятил храм во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского.

Третий монастырский храм во имя духовного отца земли Русской святого преподобного Сергия Радонежского, построен немного в отдалении от двух первых храмов. Было решено, что храм будет выполнять не только основные функции, но и административные - в нем располагаются монашеские кельи и некоторые служебные помещения.

Поэтому он, несмотря на небольшую вместительность, выглядит очень внушительно и величаво.

Среди главных святынь храма - иконы, писанные в Троице-Сергиевой Лавре - образ святого преподобного Сергия Радонежского и образ Святых Царственных Страстотерпцев. Кроме того, в храме хранится список с чудотворной иконы Божией Матери "Феодоровская", сделанный еще при жизни Страстотерпцев.

Когда в начале 2001 года строитель монастыря отец Сергий совершал паломническую поездку на Афон, он попал в сербский Хиландарский монастырь, где хранится чудотворная икона Божией Матери "Троеручица" - участница и свидетельница великого чуда исцеления, происшедшего со святым православным стихотворцем Иоанном Дамаскиным. Когда сербские монахи узнали, что на Урале строится монастырь в честь почитаемой Сербией Царской Семьи, они подарили отцу Сергию икону - список с чудотворной "Троеручицы". В монастыре этот список хранится в алтаре храма во имя Сергия Радонежского, и уже успел прославить себя чудотворениями. По молитвам матери перед этой иконой был исцелен ее сын, серьезно обморозивший руки. Врачи были бессильны спасти их, готовили операцию по ампутации, но после молитвы перед иконой мертвые ткани стали оживать и руки были сохранены. Были и другие чудеса исцеления перед этой иконой.

22 сентября состоялось освящение храма в честь Иверской иконы Божией Матери.

6 февраля 2002 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий после Божественной Литургии в главном храме монастыря Святых Царственных Страстотерпцев совершил чин закладки храма в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы.

19 мая 2002 года Владыка Викентий совершил чин освящения храма во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца. Служба началась в 9 часов утра. Затем состоялся Крестный ход, и в новоосвященном храме была отслужена первая Божественная литургия. Архипастырю сослужили наместник монастыря иеромонах Сергий (Романов), братия в священном сане, а также священнослужители из других храмов епархии. Подобно иным храмам монастыря, Никольский храм очень красив и необычен. Семнадцать куполов, семнадцать крестов, сверкающих на солнце придают храму удивительно торжественный и величественный вид. Возникает ощущение, что сама Святая Русь незримо присутствует с нами, и словно не было вероотступничества, не было бесчисленных войн и кровопролитий последних веков.

Главной святыней храма является чудотворная икона Святителя Николая, принадлежавшая Царской Семье. Сей образ был благословлен Государем послушнице Ново-Тихвинского монастыря, приносящей в Ипатьевский дом передачи с продуктами для Августейших узников (Царь-Мученик положил икону в корзину из под яиц). Послушница эта, став впоследствии монахиней, прошла через весь ужас большевистских гонений, пережив арест, лагеря и ссылки.

В 1960-е она пришла на Богослужение в Иоанно-Предтеченский храм, (в то время - единственный действующий храм в Свердловске) и, по окончании службы, обратилась к одному из клириков с просьбой познакомить ее с отцом Владимиром Ведерниковым, которому и передала икону Небесного покровителя Царя Страстотерпца. На вопрос батюшки, почему бы, ей не подарить сей образ правящему архиерею, монахиня ответила, что получила во сне откровение отдать икону именно ему.

О. Владимир в те годы болел раком. Врачи уверяли, что больше полугода он не проживет. Предав себя всецело в "руце Божии", батюшка, увидев в чудесном подарке некий знак свыше, стал каждый день читать акафист пред царской иконой Святителя Николая Чудотворца.

И вот, с той поры прошло уже сорок лет - о. Владимир жив, здоров и поныне. В 2002 году он передал образ Угодника Божия Николая в дар монастырю в честь Святых Царственных Страстотерпцев, где святыня пребывает и по сей день.

23 сентября 2002 архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил шестой, самый вместительный монастырский храм - во имя Державной иконы Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2002 г. монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма посетил Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий. Владыка митрополит в сопровождении архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия посетил все монастырские храмы - Иверский, во имя Святых Царственных Страстотерпцев, Никольский, во имя иконы Божией Матери "Державная", Серафимо-Саровский, а в храме во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского совершил всенощное бдение.

Делясь впечатлениями от увиденного, митрополит Сергий сказал:

"Поднявшийся за два года монастырь - это настоящее чудо, чудо Божие! Он прямо как из земли вырос. Каждый храм имеет свою архитектуру и в то же время весь монастырь является единым комплексом, создает особый духовный настрой. Пребывая здесь, испытываешь невероятное чувство - находишься как будто на небе! А с другой стороны, просто физически ощущается, что где-то вне, за стенами монастыря, силы зла, отступив туда, от намоленного уже места, притаились и оттуда наблюдают, что здесь происходит. Это совершенно уникальное чувство".

День рождения государя Николая II приходится на 19 мая, день, когда православная церковь чтит память святого Иова Многострадального. Позднее, в тяжелые годы царствования, император не раз упоминал это обстоятельство, говоря о своей внутренней готовности принять испытания, которые одно за другим обрушивались на него и в государственной, и в личной жизни. Иову Многострадальному посвящен храм, закладка которого состоялась 9 февраля 2003 года. Как и все храмы монастыря, он выполнен из дерева и не велик размерами. Кроме того, он соединился теплым переходом с расположившимися неподалеку архиерейскими покоями.

Заложив по благословению Патриарха Алексия первый камень в основание будущего храма, Владыка Викентий сказал:

"Дай Бог, чтобы место, где думали, что будет убита всякая память о Царской Семье, где думали, что будет уничтожен весь уклад православной жизни, который нашими дедами и прадедами был основан, стало местом начала новой жизни, жизни по тем законам, которые принес на землю две тысячи лет назад Христос-Спаситель. Нам нужно обновление и жизни, и общества, но православное обновление. И это обновление происходит, мы его видим по всей нашей Святой Руси".

23 сентября 2003 года Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил седьмой храм во имя Иова Многострадального, расположившийся сразу за "открытой шахтой", вокруг которой по деревянному "гульбищу" каждый вечер братия монастыря совершает покаянный Крестный ход.

Новый, сделанный из дуба, крест возле "открытой шахты" был подарен монастырю певицей Викой Цыгановой. Каменное основание поклонного креста содержит следующую фразу из книги пророка Амоса: "Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь". Слова ветхозаветного святого побуждают нас к искреннему, глубокому покаянию в грехе цареубийства, допустив которое наши, предавшие царя предки, заложили и в нас семена, злобы, клеветы и безбожия. Горячим почитанием жертвенного (искупительного для русского народа) подвига Государя Николая Александровича, мы надеемся изгладить свою вину перед Богом, Царем и многострадальным Отечеством нашим. Молитвами святых Царственных Страстотерпцев "сие буди, буди"!

По материалам сайта монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме



Форумы