Святитель Григорий Палама. Омилия в Неделю Ваий

Свт. Григорий Палама. Икона у мощей в храме в честь святителя, г. Солоники


Святитель Григорий Палама

 

«Во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти» (Ис.49:8), сказал Бог чрез Исаию. Поэтому хорошо будет сегодня обратить к вашей любви слова апостольские: «Се время благоприятно, се день спасения: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни благообразно да ходим» (2Кор.6:2; Рим.13:12), – так как приближается память спасительных Страстей Христовых, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (победная награда) за бесстрастие, начало будущего века. Сие возвестил Лазарь, восходящий из среды находящихся в аду; по единому велению и слову Бога, имеющего власть над жизнью и смертью, четверодневный восстал от мертвых. И, по наитию Божественного Духа, дети и беззлобный народ предвоспевают Того, Кто избавляет от смерти, возводит души из ада, дарует вечную жизнь душе и телу. И если кто желает жизни и хочет видеть благие дни, «да удержит (он) язык свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти. Да уклонится от зла, и сотворит благо» (Пс.33:13-15). Злом же является чревоугодие, пьянство и распущенность; зло – это сребролюбие, алчность и несправедливость; зло – это тщеславие, дерзость и гордыня. Пусть же уклонится каждый от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? – Это – воздержание, пост, целомудрие и праведность, милосердие и великодушие, любовь и смирение, лишь при наличии коих мы сможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем приять залог бессмертия, который да сохраним с твердой надеждой на обещанное нам на небе наследие. Но, быть может, ты скажешь, что добро трудноисполнимо и что добродетели более тяжки, чем злые дела. – Я не смотрю так: ибо больше неприятностей переносит от самого себя пьяница, нежели воздержный, и распутник, нежели целомудренный; алчущий богатства, нежели живущий тем, что есть; и желающий приобрести себе славу, нежели тот, кто проводит время в неизвестности. Но так как, из-за нашей любви к наслаждениям, добродетели кажутся нам более тяжелыми, чем злые дела, то будем удерживать самих себя: «Царство небесное силою берется, – говорит Господь, – и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Итак, чтобы отстранить от своей души дурные похоти и вместо них ввести порядок добродетелей, всем нам – и знатным и простым, и князьям и подвластным, и богатым и бедным – необходимы рассудительность и трезвение. И земледелец и кожевник, и строитель, и портной, и ткач, и вообще все те, кто своими стараниями и трудами рук своих добывают себе на жизнь, воистину – блаженны, если только отвергнут от души своей похоти богатства, славы и наслаждения, ибо они – нищие духом, которых есть Царствие Небесное, почему о них и сказал Господь: «Блажени нищии духом». Нищие духом – это те, которые скромно, без заносчивости и не ища наслаждений для души или разума переносят нищету либо волею, либо в благородном расположении духа, хотя и по неволе терпят бедность. Богатые же и наслаждающиеся, и услаждающие себя временной славой, и все те, кто воспринимает в свою душу пожелание подобных вещей, находятся близ более страшных страстей и впадают в большие, более многочисленные и отвратительные ловушки диавола. Ибо страсть обогащаться не оставляет обогатившегося, но она еще хуже возрастает, требует еще большего, чем прежде. Таковы же – и похотливец, и жадный, и распутный, и невоздержный – еще хуже становятся их пороки, а не отвергаются ими. Находящиеся же у власти и в славе к тому же имеют силу для совершения еще больших неправд и беззаконий.

Поэтому трудно спастись находящимся у власти и богатому войти в Царство Небесное. «Како вы можете веровати в Мене, славу от людей приемлюще, и славы яже от единаго Бога не ищуще» – говорит Господь (Ин.5:44). Но пусть не тревожится тот, кто богат и знатен или кто является князем, ибо он может, если захочет, искать славу от Бога, и удержав себя и положив конец деланию дурного, может совершать великие добрые дела и искоренить великие преступления не только из самого себя, но и из многих других, кто сам не желает сделать это. Он может поступать по правде и целомудренно не только сам, но и может удерживать многими способами также того, кто хочет жить распущенно и неправедно; может не только себя сделать покорным Евангелию Христову и его словам, но также и дерзких покорить Христовой Церкви и управляющим ею о Христе, действуя не только силою и властью, которую принял от Бога, но – и своим собственным примером во всех добрых делах – для меньших его, ибо подвластный подражает владыке.

Всем нужны старание, усилие и внимательность, но не всем в равной степени, потому что для тех, кто облечен в славу, богатство и власть и кто усердно прилежит к наукам и обладанию мудростью, усилия и старания нужны в большей мере, если желают спастись, так как стали они как бы более неукротимыми.

Из Евангелия Христова, читавшегося вчера и сегодня, это становится очевидным. Ибо, когда совершилось чудо над Лазарем и когда Христос совершенно ясно явил, что Он есть Бог, то народ убедился и уверовал, а некоторые князья, т.е. книжники и фарисеи, настолько были далеки от веры, что безрассудно замышляли против Него злое и, по безумию, желали предать смерти Того, Кто и чрез то, что сказал, и чрез то, что сотворил, явил себя Господином жизни и смерти. Ибо разве не всякий сказал бы, что они легко могли бы понять, что Он равен Отцу: когда Христос возвел очи на небо и сказал: «Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя». Ибо Он Сам поясняет тогда же: «Аз ведях, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси» (Ин.11:41-2). Для того, чтобы они знали, что Он равен Богу, является от Отца и ни в чем не противится Ему, но по воле Отца творит чудеса, Он возвел Свои очи к Отцу перед всеми и обратился с этими словами к Нему, чтобы они поняли, что Он, Говорящий на земле, равен Наивысшему Отцу, Который на небесах. Ибо совещание предшествовало, как началу творения имеющего придти в бытие человека, так и ныне – воссозданию человека в лице Лазаря. Но там, намереваясь создать человека, Отец сказал Сыну: «Сотворим человека», и Сын послушал Отца, и таким образом человек пришел в жизнь. Здесь же, ныне, когда говорил Сын, послушал Отец, и таким образом Лазарь ожил. Видите ли вы здесь равную честь и равный совет? Образ молитвы был ради присутствующего народа, но слова ее были словами не моления, но власти и самодержавия: «Лазаре, гряди вон», – и немедленно четверодневный мертвец предстал Ему живым, так что не были ли единым: веление Живущего и молитва Животворящего? Он воскликнул гласом великим, и это было ради предстоящих, ибо Он мог не только умеренным голосом и одной только волею воскресить его, но и тогда, когда был далеко и когда лежал камень на гробе. Но Он пришел ко гробу и сказал присутствующим, и те отняли камень и почувствовали смрад (разложения), и Он воззвал великим гласом и призвал его, и тогда-то тот воскрес; все это для того, чтобы чрез собственные глаза, ибо, предстоя гробу, они видели, и чрез собственное обоняние, ибо они обоняли смрад мертвеца, так как он был четверодневный, и чрез собственное осязание, ибо они собственными руками дотрагивались сначала до камня, отнимая его от гроба, потом до плащаницы и до сударя на голове, развязывая их, и чрез собственное слышание голоса Господня, который достиг до слуха всех, – они все познали и уверовали, что Он – Тот, Кто призывает «сущее из несущаго» (Рим.4:17), Кто носит все словом силы Своей и Кто все в начале одним словом из несущего сотворил в сущее.

Таким образом, вследствие всего случившегося, простой народ уверовал в Него так, что не только возымел веру в молчании, но стал и проповедывать и делом и словом Его Божество. Ибо после воскресения четверодневного Лазаря, Господь, найдя осля, заранее приготовленного Учениками, как говорит Евангелист Матфей (21, 1 сл.), и сев на него, вошел в Иерусалим, согласно пророчеству Захарии, предрекшего: «Не бойся, дщи Сионя; се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах.9: 9). Пророк этими словами явил, что этот пророчествованный Царь и является единственным истинным Царем Сиона. Ибо Царь твой, говорит он, не является страшным для взирающих и не жестоким каким-либо и творящим зло, ведущим за собою щитоносцев и мечников, или множество пеших воинов и всадников, живущий алчностью и требующий податей и налогов, рабства и служения, которые и низки и вредны, но знак Его – смирение, бедность и скромность, ибо Он входит, сидя на осле, не ведя за собой никакой человеческой толпы. Поэтому, Он – Единый праведный Царь, спасающий в праведности; и Он – кроток, имеющий нарочитую кротость, как Сам Господь говорит о Себе: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:29). Итак, воскресив Лазаря из мертвых, Царь, возсев на осля, вошел таким образом в Иерусалим; все же люди: дети, мужчины, старцы, постилая свои одежды и взяв финиковые ветви, что является символом победы, – немедленно притекли к Нему, как к Животворцу и Победителю смерти, простерлись ниц, а затем последовали за Ним, не только вне города, но и в самое святое место, в согласии воспевая: «Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних». Хвалебная же песнь «Осанна» возсылается Богу, ибо в переводе она означает: «Спаси Господи». Присовокупив же «в вышних», они показали, что Он не только на земле и не только от людей, но и на небесах воспевается небесными Ангелами. Воспевая же Его так, они только возвещают Его Богом, но противоборствуют также зловетному и богоборческому замыслу книжников и фарисеев и убийственным предлогам, выдвигаемым ими. Ибо те безумно говорили о Нем: «Несть Сей Человек от Бога, и поелику много знамений творит, если не возмем и не убьем Его, то все уверуют в Него, и придут римляне и возмут место и язык наш» (Ин.11:47-48). Что же говорит народ? – «Благословен грядый во имя Господне», являя этим, что Он – Сущий от Бога и Отца и пришедший во имя Отца, как и Сам Господь говорил о Себе: «Аз приидох во имя Отца Моего, от Бога изыдох, и иду» (Ин.5:43 и 16:27-28). Под изречением же: «Благословенно грядущее Царство Отца нашего Давида», подразумевается такое царство, в которое, по пророчеству, предназначено веровать и язычникам, и особенно – римлянам [2]. Ибо этот Царь – не только надежда Израиля, но и чаяние язычников, согласно пророчеству Иакова, «привязуяй к лозе жребя свое», т.е. покаряющий Себе народ от иудеев, «и – к винничию жребца осляте своего» (Быт.49:11). Веточки же винограда – это Ученики Господа, которым Господь сказал: «Аз есмь Лоза – вы же рождие» (Ин.15:5). Чрез рождие же это Господь присоединил к Самому Себе «жребца осляти Своего», т.е. Новый Израиль из язычников, по благодати ставший сынами Авраама. Если же это Царство является надеждой и язычников, то, – они как бы сказали, – зачем нам, верующим в Него, бояться римлян?

Итак, не умом, но по понятию беззлобия [3], младенствуя, одухотворенные Святым Духом, они возслали Господу совершеннейший и полнейший гимн, свидетельствуя, что Он, как Бог, оживотворил четверодневного мертвеца Лазаря. А книжники и фарисеи, видя таковые чудеса и тех отроков, воспевающих в храме и говорящих: «Осанна Сыну Давидову», вознегодовали и сказали Господу: «Слышиши ли, что сии глаголют?» (Мф.21:16). Как хорошо мог бы им сказать Господь: «Неужели вы не видите, не слышите, не разумеете?!» – Поэтому Он, Принимающий подобающее воспевание, обратившись к тем, кто Его порицал, мог бы сказать: Да, невидимым образом Я слышу тех, кто рассуждает обо Мне, а также и тех, кто воспевает Меня, но если сии умолчат, камение возопиет. Вы же до сих пор не познаете пророчества: «Из уст младенец и ссущих совершу хвалу». – Ибо это было великим чудом, что и простецы, и дети, и невежды, совершенным образом богословили воплотившегося ради нас Бога, восприяв на уста ангельский гимн. Ибо как Ангелы на Рождество Господа воспели: «Слава в вышних Богу и на земле» (Лк.11:14), так и эти ныне, при входе его в Иерусалим воспели подобный гимн, говоря: «Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних».

Но, братие, будем и мы беззлобными как младенцы [4], – и юноши и старцы, а равно – князи и подвластные, – чтобы нам, будучи укрепленными Богом, приять трофей и нести символ победы не только над дурными страстями, но и над невидимыми и видимыми врагами, и чтобы благодатью Слова обрести благовременную помощь. Потому что, то, единое только, юное жребя, на которое ради нас Господь удостоил возсесть, предъобозначало покорение Ему народов, среди которых и мы все находимся, как князья, так и подвластные. Как во Христе Иисусе, как говорить Божественный Апостол, несть мужеский пол ни женский, ни Эллина, ни Иудея, но все – едино, так в Нем, нет ни князей ни подвластных, но – по Его благодати мы все верою в Него являемся единым; заключаемся в Теле Его Церкви, имея одну Главу – Его; и во единый дух мы собраны благодатью Всесвятого Духа; и единое крещение мы все восприяли; и единая во всех надежда; и един наш Бог, над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Итак, возлюбим друг друга, и примем друг друга, и позаботимся друг о друге, как являющиеся сочленами друг для друга. Ибо знак, по которому нас познают, что мы Его ученики, – это любовь, и отеческое наследие, которое Он нам оставил, исходя из этого мира, – любовь. И последнее увещание, которое Он нам дал, восходя к Своему Отцу, утверждает любовь нашу друг к другу. Будем же стараться следовать Отеческому увещанию и не отвергнем Его наследия, ни знамения [5], которое Он нам дал, чтобы этим не отвергнуть нам – ни сыновства, ни благословения, ни ученичества в отношении Его, и таким образом, чтоб не случилось нам отпасть от возлагаемой надежды и исключить себя из духовного невестника. Но как прежде Страстей Спасителя, на пути в Иерусалим сходящему Господу постилали свои одежды не только народ, но, воистину, и Князи народов (я говорю об Апостолах Господа), так и мы, и князья и подвластные, постелим эти присущие нам одежды, именно – нашу плоть, покаряя ее желания духу; чтобы не только удостоиться нам видеть и поклониться Спасительным Страстям Христовым и Святому Воскресению, но также насладиться и участием с Ним. «Аще бо сообразни быхом, – говорит Апостол, – подобию смерти Его, то и воскресения, конечно, будем» (Рим.6:5), которое да будет нам всем встретить – благодатью и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания:

[1] Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XV: colonna 177-188. Dicta in Dominica Palmarum.
[2] Лат. пер. «и особенно иудеям» – вероятно согласно разночтению.
[3] Оригинал: «в зле младенствуя».
[4] Оригинал: «младенствовать во зле». Т.е. быть беззлобными, как младенцы.
[5] Лат. пер. «царства», но такое чтение ошибочно.

Источник: «Святоотеческое наследие»
Ссылки по теме
Форумы