Инна, Пинна и Римма, мученики Готские

Мчч. Инна, Пинна и Римма


По материалам статьи из т. 22 «Православной энциклопедии». Москва, 2009 г.

Инна, Пинна и Римма [греч. Inna, Pinna, Rimma], (ок. сер. IV в.), мученики Готские (пам. 20 янв., 20 июня). Первоначальный текст Мученичества (вероятно, 2-я пол. IV в.) не сохранился; в рукописи XI в. (Paris. gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома) на греч. языке; также известны сказания в визант. стишных синаксарях кон. X - XIII в. (напр.: SynCP. Col. 407; Paris. gr. 1617; Ambros. B. 104).

Согласно эпитоме, И., П. и Р. происходили «из северной варварской страны» и были учениками ап. Андрея Первозванного. Они успешно проповедовали и мн. язычников обратили ко Христу. Узнав об этом, правитель уговорами и угрозами пытался убедить И., П. и Р. поклониться идолам, но они отказались. Была суровая зима и реку сковало льдом. Правитель приказал вбить посреди реки сваи и привязать к ним мучеников. Бревна постепенно уходили под лед, и, когда вода достигла шей мучеников, они предали души Богу. Христиане похоронили их останки. Спустя 7 лет еп. Годда перенес мощи И., П. и Р. в порт Алиск.

В заглавии эпитомы говорится, что И., П. и Р. пострадали в Готии (в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) употреблено архаичное название - Скифия). Христианство среди готов стало активно распространяться только с IV в., а ок. сер. IV в. у этих племен за Дунаем происходила борьба между язычниками и христианами, сопровождавшаяся массовым гонением на последних (ср.: Lenski N. The Gothic Civil War and the Date of the Gothic Conversion // GRBS. 1995. Vol. 36. n 1. P. 51-89). Т. о., указание на связь И., П. и Р. с ап. Андреем, по всей видимости, является анахронизмом.

Проф. Е. Е. Голубинский предположил, что И., П. и Р. пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, к-рый находился на месте совр. Алушты.

Архиеп. Филарет (Гумилевский) отождествил И., П. и Р. с мучениками Фирсом, Кириаком и Геллиником (Каллиником), упоминаемыми под 20 янв. в Мартирологе блж. Иеронима. Географическое указание «в Ниведуне» (город в Н. Мезии) митр. Филарет интерпретировал как г. Н. Дунаец на берегу Дуная, и на этом считал, что И., П. и Р. имели слав. происхождение. Однако, согласно комментарию И. Делеэ к Мартирологу, мч. Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник - в Вифинии в сер. III в. (ActaSS. Nov. T. 2. Pars 2. P. 50-52). Т. о., мнение архиеп. Филарета, нашедшее отражение в календаре РПЦ, следует считать необоснованным. 

Поскольку дата кончины И., П. и Р. была неизвестна, память первоначально отмечалась в день перенесения мощей (20 июня). Со временем в визант. синаксарях появилась дата мученичества И., П. и Р.- 20 янв. (летний месяц был заменен зимним, на основании обстоятельств казни), ставшая основным днем памяти И., П. и Р. в Элладской Православной Церкви. В календаре РПЦ сохранились обе даты. В наст. время имена И., П. и Р. употребляются как женские.

Ист.: BHG, N 2184; PG. 117. Col. 269-272 [Минологий Василия II]; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mйsie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 215-216, 287-288; SynCP. Col. 407, 757; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 203-204; NikТdhmoj. Sunaxarist»j. T. 3. S. 107-108; ЖСв. Янв. С. 199-200; Июнь. С. 476-477.

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян: описание жизни их. СПб., 18944. С. 30-33; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 19, 186; Т. 3. С. 32, 228; Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 30-32; Lucchesi G. Innas, Rimas e Pinnas // BiblSS. Vol. 7. Col. 818; Aubert R. Innas, Remas et Pinnas // DHGE. T. 25. Col. 1245; SwfrТnioj (EЩstratiЈdhj). `AgiolТgion. S. 216.

Д. В. Зайцев

Форумы