Патриаршая проповедь после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Патриаршая проповедь после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

21 августа 2019 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим для всех нас праздником — днем памяти святых преподобных Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, основателей и устроителей это святой обители. Каждый год я стараюсь бывать в этот день на Соловках, и когда меня спрашивают, какая здесь погода, отвечаю: «Погода на Соловках всегда такая же, как на юге, — голубое небо и яркое солнце». Сколько бы раз я ни приезжал в этот день, погода всегда такая. Уж не знаю, какое сложение стихий определяет именно такую закономерность, но для меня это явление Божией славы и Божией милости — нам, собирающимся на этих северных островах, для того чтобы прославить имена святых основателей обители.

Действительно, Соловецкая обитель имеет замечательную историю. Но и сегодня здесь развивается монашеская жизнь, и я радуюсь тому, что вижу. Главная цель христианина — это стяжать плоды Духа Святого, а в сегодняшнем апостольском чтении мы находим такие слова Павла: Плод же духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Но все эти плоды духа не могут быть обретены в результате человеческой деятельности. Ни благость, ни долготерпение, ни милосердие, ни кротость невозможно стяжать, если мы лишь напрягаем для этого свою волю. Ничего не получится! Нельзя достичь любви волевыми усилиями, стиснув зубы. Невозможно воспитать милосердие, искусственно воздействуя на собственную психику. Из того, что составляет облик настоящего человека — человека, живущего по закону Божиему, — очень многого невозможно достичь своими силами.

Что же поможет нам достичь тех духовных высот, о которых мы слышали в Послании апостола Павла к Галатам? А достичь их мы можем силой Божией, силой благодати Божией. Одна из задач человека вообще, но в особенности монаха — это развивать в себе духовное начало. Даже светские люди, далекие от религии, нередко сознают значение духовности. Они не могут ее правильно описать, но используют этот термин, чтобы подчеркнуть важность иной жизни, иной человеческой реальности — помимо горизонтальной, земной, материальной, обыденной. Но мы знаем, что такое духовность. Духовность — это, как уже сказано, не плод наших усилий, но плод действия на человека Духа Святого.

Без силы Божественной благодати подлинная духовность развиваться не может, потому что слишком сильны искушения и соблазны, слишком много проблем, которые жизнь ставит перед человеком. Чтобы воспитать в себе духовное начало, нужно привлекать благодать Духа Святого. Собственно говоря, Церковь и занимается тем, что помогает людям обрести духовность, обрести ту богатую внутреннюю жизнь, без которой человек ведет существование приземленное, весьма ограниченное, зависимое от внешних обстоятельств. Благодушествует человек, пока зарплата хорошая, а потерял зарплату — всякое благодушие исчезает. Радуется, когда восходит по карьерной лестнице, но споткнулся, карьерный рост замедлился — трагедия, вплоть до потери всяких жизненных ориентиров.

Но на самом-то деле никакой трагедии нет! Это сознает человек, живущий по закону Духа и вверяющий свою жизнь в руки Божии. Духовность — это сила, вот что нужно ясно понять. Это сила, которая возвышает человека над сложными жизненными обстоятельствами, дает уверенность, просветляет ум, открывает жизненную перспективу, помогает отличать главное от второстепенного и главному посвящать свою жизнь.

Действительно, плоды Духа, о которых сегодня говорит апостол Павел, — это Божий дар, который мы обретаем уже в купели крещения и через миропомазание. Мы становимся причастными Духу Святому. Поэтому нам, уже имеющим в себе Духа от купели крещения и от помазания святым миром, только надлежит эту силу не расточить и душу свою сохранить в том состоянии, чтобы она могла стать вместилищем Духа Святого.

Святые угодники Божии, такие как Соловецкие преподобные, в полной мере стяжали дар Духа Святого. Мы знаем, в каких тяжелейших условиях проходила их земная жизнь. Даже сегодня непросто добраться до Соловков, несмотря на современные средства сообщения, — на это влияют и погода, и многие другие обстоятельства. Что же происходило во времена, когда приплыли на этот остров святые преподобные Зосима и Савватий, а затем и Герман? Что надлежало им сделать, чтобы просто выжить в этих условиях? Не заботясь о том, чтобы обеспечить себе некий комфорт, отдавая все силы тому, чтобы служить Богу и молиться в этом месте, они победили трудные климатические условия и чрезвычайно сложные обстоятельства жизни. И не просто победили в пределах своей жизни, но и нам оставили все это великолепие.

Приближаясь к Соловкам, неизменно поражаешься всему, что видишь: величественные стены, сложенные из валунов, замечательные храмы, построенные в такой дали от центров, где имелись и технологии, и знания, и ресурсы. Но именно здесь, в этом месте уединенном, холодном, в этой Северной Фиваиде, северной пустыне, и был воздвигнут величественный памятник, именуемый Соловецкой обителью.

Всякий разумный человек, взирая на эти стены, должен задать себе вопрос: а что двигало этими людьми? Они не были заключенными, их никто не конвоировал, никто не заставлял их работать, как происходило в минувшем XX веке с теми, кто не по своей воле был сюда заточен. Иноки свободно совершали величайший подвиг, который был бы невозможен на каторге. Свободно, без всякого принуждения, они создавали величие и внешнее, и, что самое главное, внутреннее, духовное, которое достигло нашего времени. Величайший подвиг — духовный, культурный, творческий — совершили святые преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, и как замечательно, что и сейчас обитель процветает!

Я имел возможность приехать сюда в 60-е годы вместе со своей мамой. Помню, в каком ужасном состоянии находился монастырь, помню неуклюжие экскурсии, которые проводились в этих полуразваленных стенах, и, конечно, сердце сжималось от тоски и невольно возникал вопрос: а процветут ли сии места верой, благочестием, любовью, благоукрашением? Может быть, не было рационального ответа на это внутреннее вопрошание, но всегда была надежда на то, что Господь приклонит милость к народу нашему, к стране нашей и вновь возродится вера православная. И вот сегодня мы с вами являемся свидетелями этого возрождения.

Но это не значит, что нам уже ничего не следует делать, что все уже сделано предыдущими поколениями. Чтобы возрождение веры стало устойчивым, чтобы каждое последующее поколение наших людей было способно принять в сердце Бога, соединить себя с величайшими духовными ценностями церковного Предания, нужно и молиться, и трудиться — в первую очередь нашему духовенству и монашествующим. Монастыри должны быть действительно центрами духовной жизни. Но нужно трудиться и родителям — папам и мамам, дедушкам и бабушкам, чтобы не упустить молодое поколение, потому что родители пред Богом дадут ответ за своих детей. Как бы трудно ни было, нужно воспитывать детей в Православии, приводить их в Божии храмы. Конечно, огромная ответственность и на педагогах, на всех тех, кто сегодня имеет возможность участвовать в процессе воспитания подрастающего поколения.

Дай Бог, чтобы мы хоть в чем-то могли уподобиться предыдущим поколениям, этим героям духа, которые здесь, среди хладных вод Белого моря, воздвигли эту неземную красоту! Дай Бог и нам оставаться сильными и способными воздействовать на окружающий нас мир, преображая его молитвой и силой благодати Божией. Верим, что так оно и будет. Ведь неслучайно возродился Соловецкий монастырь, неслучайно возродились сотни и сотни монастырей на Русской земле — именно для того, чтобы через жизнь этих святых обителей, через светочи духовной жизни укреплялись вера и благочестие в нашем народе.

Да хранит Господь державу Российскую! Да хранит Господь Церковь нашу! И пусть в мире и духовной силе осуществляет свое земное бытие Свято-Преображенская Соловецкая обитель — действительно один из величайших духовных центров нашего народа.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Последние публикации раздела
Форумы