Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий четверг в Храме Христа Спасителя в Москве

17 апреля, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Литургии святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий четверг в Храме Христа Спасителя в Москве

17 апреля 2014 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Литургии святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Великим четвергом. По традиции Великий четверг приравнивается к двунадесятым праздникам, потому что значение события, в честь которого этот день установлен, превышает, может быть, все иные события новозаветной истории при жизни Христа Спасителя. В этот день Господу было угодно совершить нечто, что продолжило Его служение миру. Господь пришел в мир для того, чтобы воссоздать человека, то есть привести природу человека к тому состоянию, которое она имела до грехопадения. Господь пришел, чтобы обновить жизненные силы человеческого рода, сделать человека способным сопротивляться греху, способным идти по тому пути, который Он сам указал людям. И вторая цель пришествия — это искупление человеческих грехов через страдания и смерть. Обновление, воссоздание человеческой природы и искупление грехов — в этом весь смысл и содержание пришествия Господа и Спасителя.

Понятно, что все то, что совершил Господь во время Своей земной жизни, не могло ограничиться лишь физическим Его пребыванием на земле. Дело спасения должно продолжаться вечно, до скончания века. И Господь совершает нечто, что дает возможность каждому последующему поколению быть соучастниками всего, что Он совершил ради нашего спасения, — соучастниками Его жизни, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения, Его восхождения на небеса и Его второго пришествия.

Господу было угодно дать некую особую возможность Своим последователям, преодолевая ограничения пространства и времени, быть вместе с Ним и соучаствовать в том деле спасения, которое Он совершил. Именно для этого во время традиционной для иудеев Пасхальной трапезы Господь, председательствовавший на ней, несколько отошел от строгого порядка ее совершения. Когда Спаситель благословлял хлеб, что делал каждый глава семьи или каждый, кто председательствовал на иудейской пасхальной трапезе, Он произнес слова, которые никто ранее не произносил, — они были вне ветхозаветного предания. Благословляя хлеб, Он сказал: «Этот хлеб — Мое тело, которое за вас преломляется во оставление грехов». А затем, когда трапеза уже завершилась, по обычаю пасхальной вечери председательствующий должен был благословить чашу с вином и дать каждому приобщиться из этой чаши. И здесь Господь отходит от традиции ветхозаветного пасхального ужина. Он берет в руки чашу и говорит: «Сия чаша есть чаша Моей Крови, за вас проливаемой во оставление грехов». И как благословение над хлебом, так и благословение над чашей сопровождалось очень важными словами: «это совершайте в Мое воспоминание».

Понятно, что речь идет не просто о воспоминании, когда напрягается человеческая память. Речь идет о чем-то большем, и мы знаем, что через пришествие в мир Духа Святого этим бОльшим стало Таинство Евхаристии, совершаемое учениками Спасителя, когда силой Божией, силой Святого Духа каждый, кто приобщается хлеба и вина — подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя, — одновременно приобщается всему тому, что Бог во Христе совершил ради нашего спасения. Святая Евхаристия силой Святого Духа актуализирует все то, что Бог совершил во Христе.

Поэтому для нас Новый Завет и пришествие Спасителя — это не раз совершенное деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны, о которой мы не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. Того Тела, в котором было обновлено человеческое естество, того Тела, через которое была возрождена человеческая природа, а это значит, что и мы во Христе через Таинство Евхаристии возрождаемся к новой жизни и обретаем великую силу побеждать грех.

Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов, отец Церкви, назвал Таинством Церкви. Так оно и есть. Ведь Господь учредил Церковь для того, чтобы силой Святого Духа, живущего в Церкви, продолжалось Его служение до скончания человеческой истории. И в центре этого служения во Святом Духе — воспоминание о жизни, страдании, смерти, воскресении, вознесении, на небесах седении, втором и славном пришествии Господа. Именно поэтому, в отличие от любой другой религиозной реальности, которая так или иначе существует в мире, Церковь дает нам возможность не только интеллектуально воспринимать то слово, которое Основоположник нашей веры Господь Иисус Христос оставил нам, но и соучаствовать реально в Его спасительной миссии, воспринимая плоды этой миссии, то есть обретая спасение в Боге.

Я всех вас поздравляю с этим великим праздником и призываю каждого из вас причащаться как можно чаще. Мы живем в такое время, когда нам необходима благодатная помощь Божия, — почти каждый день, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию. По многим обстоятельствам для нас невозможно такое частое причащение — и потому что мы заняты работой, трудимся, а если даже на пенсии, то как много суеты, забот, которые поглощают большую часть нашего времени! И нельзя, как говорит апостол Павел, вкушать Тело и Кровь Христову в суд или во осуждение. Нужно приуготовлять себя к этому великому Таинству, но не так, чтобы приготовление становилось препятствием к причащению. Ведь многие говорят: «я не приготовился и потому не пойду причащаться», понимая под приготовлением длительный и сложный процесс. Этот процесс необходимо проходить по крайней мере несколько раз в году, особенно во время постов. Но когда нет возможности в полной мере исполнить все предписания, нужно ограничиться самым необходимым — посещением храма накануне, чтением молитвенного правила перед причащением, исповедью, невкушением пищи до принятия Святых Христовых Таин и, что самое главное, — примирением с ближними. Нельзя причащаться в непримиренном состоянии, потому что если мы не примиряемся, то, по слову апостола, вкушаем суд и осуждение себе. И если таким образом со смирением, с осознанием своей греховности, с надеждой на помощь Божию мы приступаем к святой чаше так часто, как можем приступать, то Господь восполняет наши силы, такие немощные по человеческой природе.

Так, в общении с Ним, мы обретем спасение. Ради этого и пришел Спаситель. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать святым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать счастливым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать богатым. Но Он пришел для того, чтобы открыть нам возможность спасения. И величайшим к тому средством является Таинство Тела и Крови Его, Таинство Святой Евхаристии, учреждение которого мы торжественного празднуем сегодня, в Великий четверг. С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Последние публикации раздела
Форумы