• 22 декабря 2008
  • 13:19
  • 2

В день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Патриарший Местоблюститель совершил Божественную литургию, заупокойную литию и молебен в храме св. Пророка Илии в Обыденном переулке

22 декабря, в день праздника иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость", Местоблюститель Патриаршего престола совершил Божественную литургию в храме святого Пророка Илии в Обыденном переулке.
 
Фото Ю. Клиценко - Седмица. Ru


22 декабря, в день праздника иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость", Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого
Пророка Илии в Обыденном переулке, где находится один из чтимых списков этой иконы.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем Престоле, и епископ Бронницкий Феофилакт.

После чтения Евангелия митрополит Кирилл обратился к прихожанам храма и паломникам с проповедью. Высокопреосвященный Владыка, в частности, отметил: «Сегодня большой праздник и для церковной Москвы, и для всей Русской Церкви. Мы прославляем икону Божией Матери «Нечаянная Радость». И наверно каждый, кто присутствует в этом храме, знает историю этой иконы... Замечательно, что образ «Нечаянная Радость», столь почитаемая москвичами, находится в этом храме в центре Москвы. Очень важно приходить к этому образу, особенно - нашей молодежи. Все должны знать, у какого образа в Москве следует исцелять плотскую страсть. Здесь вот, у этого образа. Об этом, конечно, нужно говорить и писать, потому что молодежь наша, да и не только молодежь, сегодня особенно нуждается в сохранении целомудрия».


Иерарх  рассказал, что к иконе Царицы Небесной «Нечаянная Радость» особенно прибегают люди, терзаемые плотской страстью и физическими недугами, а «горячая и искренняя молитва перед этим образом помогает людям освободиться и от одного, и от другого плена». 

Митрополит Кирилл подчеркнул, что Господь, сотворив человека, предназначил его к блаженной жизни, в которой не было бы никаких страстей и никаких болезней. Но, совершив грех, первые люди изменили течение жизни, а грех, войдя в природу человека, исказил ее. Архипастырь привел слова апостола Павла: не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7. 14, 19).  

«Притягательная сила греха есть результат грехопадения первых людей, и это искушение греха, помрачив человеческую природу, присутствует в ней как печать даже после того, как грехи человеческие были искуплены Голгофскими страданиями, Крестной смертью и Воскресением Сына Человеческого, – сказал в проповеди Владыка Кирилл. – И страсть, и физическая болезнь есть аномалия, отклонение от нормы бытия. И то, и другое можно назвать болезнью. Болезнь разрушает организм, страсть же разрушает духовную целостность человека, подтачивает его изнутри. Человек, живущий по закону страсти, напоминает здание, покрытое трещинами. Это здание стоит, более того, его можно ремонтировать снаружи и даже проводить косметический ремонт внутренних помещений. Этот дом может быть очень привлекательным на вид, но стоит произойти землетрясению, как он развалится на кусочки, потому что он слаб изнутри». 

Так и человек, живущий по закону плотской страсти, может быть внешне приятным, обходительным в общении, симпатичным человеком, да и по сути своей может быть человеком добрым. Но жизнь по закону страсти делает слабой и разрушает внутреннюю целостность человеческой личности, напоминает митрополит Кирилл: «Вот почему добродетель, направленную на сохранение внутренней чистоты, мы называем целомудрием. Целомудрие – это такая мудрость, которая помогает человеку сохранять целостность своей внутренней жизни. Господь воспрещает нам совершать плотские грехи не для того, чтобы возложить на нас какие-то сугубые бремена, не для того, чтобы лишить каких-то радостей и удовольствий. Он возлагает на нас этот запрет для того, чтобы мы были здоровы, чтобы мы сохранили целостность духа и целостность плоти. И тогда человек выдержит любое землетрясение, любые жизненные невзгоды, стрессы, перипетии, болезни, неудачи в жизни, потому что внутренняя целостность будет давать ему силу. Жить по закону Божию означает быть духовно здоровым и сильным человеком. А ведь здоровье и сила дают то, что так важно человеку, – чувство свободы. Внутренне целостный человек силен и свободен, потому что настоящая потеря свободы там, где грех. Апостол Павел и призывает нас к тому, чтобы мы освобождались от греха, потому что грех и свобода несовместимы».  

Патриарший Местоблюститель призвал присмотреться к процессам, происходящим в современном обществе. «Современный человек более всего почитает свободу, – отметил Владыка Кирилл. – Свобода начертана на знаменах многих стран и государств, о ней сказано в конституциях и законах. Люди почитают свободу как величайший дар и готовы ее отстаивать. Спросите любого человека на улице, хочет ли он быть свободным. Он непременно даст утвердительный ответ. Удивительно, что в то самое время, когда подавляющее большинство государств заявляет о том, что свобода является их идеалом, современное общество погружается в пучину блуда и страстей, то есть, провозглашая свободу, мы ее теряем. Мы перестаем быть способными реально определять свою жизнь и делать реальный выбор в этой жизни, потому что человек, живущий во власти греха, не способен определять свою жизнь – грех диктует ему его поступки».  


Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул важность молитв перед иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», особенно же для молодых людей, подверженных в своем возрасте страстям, в том числе плотским.


Как подчеркнул митрополит Кирилл, современные культура, мода, кинематограф, телевидение столь нарочито пропагандируют плотский грех, что у современных людей может создаться впечатление, будто они и не совершают вовсе грешные деяния. Грех становится стилем жизни современного человека. 

«Самоуспокоение, убеждение в том, что грех является нормальным явлением, так закабаляет человека и лишает его свободы, что жизнь во грехе и вне свободы уже считается нормой жизни, – заявил архипастырь. – И такой человек не видит, что он отклоняется от нормы, что он живет во грехе. Покаяние, исповедь, сердечное, идущее из глубины души искреннее раскаяние перед Богом только и способны вернуть согрешившего человека на путь спасения. Ибо только раскаянием и полученным в ответ на это раскаяние даром благодати Божией мы можем совершить не только косметический ремонт нашей внутренней храмины, но прочно отремонтировать все трещины и все разделения».  

Бог из камней сих способен соделать детей Аврааму (Мф. 3. 9) и любого грешника может привести к святости, отметил Патриарший Местоблюститель. Вот почему, по его словам, нужно приходить в храм Божий и приносить раскаяние, особенно же когда в жизни человека были грехи, в том числе и разрушающие целостность внутреннего бытия.  

«Молясь перед иконой Божией Матери, которую мы сегодня прославляем, именуя ее "Нечаянной Радостью", будем помнить, что всякое освобождение от греха – это подлинная радость, это душевный мир, это внутреннее обретение силы и свободы, вкусив которые, человек никогда не променяет их на жизнь во грехе, – сказал иерарх. – Пусть Покров Царицы Небесной покрывает всех нас, особенно нашу молодежь, наш народ, дабы под этим Покровом мы могли возрастать в вере и целомудрии во славу Божию. Аминь».


По окончании Божественной литургии Патриарший Местоблюститель совершил литию об упокоении души новопреставленного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также молебен у чудотворного списка иконы "Нечаянная Радость".

Настоятель храма игумен Тимофей (Подобедов) обратился к Патриаршему Местоблюстителю с приветственным словом. «Праздник иконы Царицы Небесной "Нечаянная Радость" является вторым, по сути, престольным праздником нашего храма», – сказал, в частности, игумен Тимофей. От имени клира и мирян он поблагодарил Владыку Кирилла за то, что в праздничный день он нашел возможность посетить этот известный московский храм, возглавить в нем Божественную литургию и молебен перед чудотворным образом.   

Настоятель храма пожелал митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу сил, помощи Божией и добрых помощников в преддверии Архиерейского и Поместного Соборов, подготовкой к которым занимается Патриарший Местоблюститель, и преподнес в дар старинную икону Божией Матери «Нечаянная Радость». На оборотной стороне образа сохранилась надпись с благословением кремлевского храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены, который был разрушен в советское время. Именно в этом храме прежде пребывала чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», которая в 1944 году была принесена в Ильинскую церковь. Патриаршему Местоблюстителю также было подарено изображение храма Илии Обыденного.  

Митрополит Кирилл поблагодарил настоятеля за добрые слова. Напомнив, сколь часто человеческие страсти прорываются наружу в ходе серьезных перемен в общественной жизни, в том числе при смене власти, в ходе выборной кампании, он отметил: «Мы знаем, как много привносится в светские выборы греховных страстей, конфликтов, противоборств групповых интересов». Иерарх подчеркнул, что сегодня Церковь стоит перед самой главной задачей – «не впустить во внутрь себя эти человеческие страсти».   

«Патриарха должны избирать не люди, но Бог через людей, – считает Патриарший Местоблюститель. – А потому наше участие в избрании должно заключаться в сердечной и сильной молитве, чтобы Господь послал нам Предстоятеля, который смог бы сохранить единство нашей Церкви, объединить людей, дабы Церковь была способна ответить на многочисленные вопрошания, которые сегодня к ней обращает мир; дабы слово Церкви было убедительным и одновременно проникнутым любовью и силой молитвы».  

Исполняя волю почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви, митрополит Кирилл вручил орден преподобного Серафима Саровского (II степени) почетному настоятелю храма во имя пророка Божия Илии в Обыденском переулке протоиерею Алексию Лапину «во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием пастырского служения».

 

Форумы