В Санкт-Петербурге 8 сентября, в День памяти жертв фашистcкой блокады представили сборник воспоминаний жителей блокадного Ленинграда «Испытание», выпущенный Князь-Владимирским собором города

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. О сострадательной любви, побеждающей зло, рассказывает сборник воспоминаний жителей блокадного Ленинграда «Испытание», выпущенный Князь-Владимирским собором Санкт-Петербурга. Записи живых свидетелей войны собрал и издал его настоятель протоиерей Владимир Сорокин.

Этот храм - один из немногих действовавших в годы Великой Отечественной войны. В памятные дни, связанные с войной, в нем устраиваются встречи тех, кто пережил 900 дней и ночей в кольце врага. Пожилые петербуржцы делятся воспоминаниями с молодыми. Во время одной из таких встреч решили опубликовать в год 65-летия Великой Победы рассказы очевидцев, письма, фотографии, документы из семейных архивов.

Среди авторов книги - блокадный мальчишка, бежавший из эвакуации на фронт, девочка из коммуналки, тушившая зажигалки на крыше, радистка полка пикирующих бомбардировщиков. Их объединили вера, молитва и стремление сохранить трудную, но такую необходимую память.

При подготовке книги возникла дискуссия о ее названии. О чем она? Об испытании или наказании? По мнению отца Владимира, писать о войне как о наказании Господнем - значит озлоблять людей. «Господь не хочет нашего озлобления. Он заключил с нами завет и ведет диалог, и даже такие ужасающие события, как мировые войны - это часть диалога Божия с людьми. Мы должны осмыслить это испытание и понять, за какие грехи оно послано Богом», - считает священник.

Осмыслив блокаду как испытание, как посланный им земной «блок ада», авторы книги не имеют в сердцах злобы, несмотря на перенесенные страдания. На ее страницах множество рассказов, потрясающих чудесами и милостью Божией к тем, кто безропотно, со смирением и упованием на Его волю переносил тяготы и тем самым очистил душу. И читая о том, как Федосья Локтева, встретив на Невском проспекте колонну пленных немцев, протянула одному из них, самому истощенному, кусочек хлеба, мы понимаем, что только так могла поступить истинная христианка и дочь народа-победителя. Простой и обыденный на первый взгляд рассказ превращается в притчу, исполненную высокого символизма.

«Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия», - цитирует слова гения русской словесности одна из тысяч школьниц блокадного города Елена Шумилова, пытаясь передать чувство, охватившее его жителей в День ленинградской Победы. Они признавались в любви к городу. Они вышли на праздничный салют и плакали, припадая к его камням, смеялись и обнимали друг друга... А те, кто из дальних концов города ходил в Князь-Владимирский собор молиться перед чудотворной Казанской иконой Богородицы, вновь пришли сюда на благодарственный молебен.

«ХХ век называют плавильным котлом цивилизации. Он занял место в истории, им занимаются исследователи. А его свидетели, верующие люди, пытаются проникнуть в духовный смысл этого столетия», - пишет протоиерей Владимир Сорокин. По его словам, лучше всего раскрывают Божий замысел о тех, кому выпало страдать, бороться и трудиться в осажденном городе, слова из 65-го псалма: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро».

Форумы