Кольцова Т. М. Иконы Вологды конца XVI–XVII в.[1]

 

В июне 2018 г. в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике прошла презентация новой долгожданной книги «Иконы Вологды конца ХVI – ХVII века». Это был праздник для любителей книги.

Русский Север – хранитель памятников древней культуры, где они создавались на протяжении нескольких столетий в условиях стабильности, патриархального уклада жизни и непрерывности художественных традиций. Даже в наше время открываются неизвестные памятники прошлого. Русский Север – очень широкое и емкое понятие, и сегодня назрела необходимость выявления, изучения и систематизации более локальных центров.

Книга «Иконы Вологды конца ХVI – ХVII веков», выпущенная в 2017 г. – яркий ответ новым задачам нашего времени. Она является итогом многолетних исследований культурного наследия Вологодской земли. Эта тема крайне актуальна, так как именно северорусская провинция в силу своего исторического развития сохранила выдающиеся образцы древнерусской культуры. Книга издана в форме альбома-каталога и посвящена коллекции икон вологодских музеев.В издании впервые подробно представлены 110 памятников иконописи конца XVI – третьей четверти ХVIIвв., снабженные развернутыми каталожными описаниями. Каталог предваряет большая статья с глубоким анализом исторических и художественных явлений Вологодчины.

Книга продолжает известную специалистам и широкому читателю серию книг, посвященную музейным коллекциям икон, основанную в 2002 г. директором издательства «Северный паломник» С. В. Обухом. В первый том каталога собрания древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника и Вологодской областной картинной галереи (М., 2007) вошли самые древние памятники иконописи XIV–XVI вв. Издание настоящего, 2-го тома, возглавил А. В. Суворов, заместитель директора вологодского издательства «Древности Севера».

Книга создана большим и высокопрофессиональным коллективом авторов. В первую очередь хочется отметить Елену Анатольевну Виноградову, которую заслуженно можно считать двигателем проекта создания книги. За ее плечами – многолетний опыт по сохранению и изучению вологодских икон, который она приобрела благодаря тщательному изучению сохранившихся музейных памятников. Тонкое чутье эксперта и помощь коллег-реставраторов помогли ей в исследовании и популяризации вологодских икон. Она не просто хранит уникальные памятники, а делает это с душой, переживает за судьбу вологодского наследия. Только Елена Анатольевна, грамотный хранитель и знаток древнерусского наследия вологодского музея, смогла привлечь внимание ведущих специалистов страны и «заразить» их интересом к удивительной коллекции икон Вологды.

Невооруженным глазом видно, что глубоко научная книга создавалась с большим творческим энтузиазмом. Среди авторов, курирующих издание, – известные специалисты, московские искусствоведы А. С. Преображенский и Л. В. Нерсесян, обладающие обширными и глубокими знаниями в области древнерусской иконописи и организаторскими способностями. Они являются бессменными редакторами серии книг, посвященных иконам столичных музеев, а также музейным коллекциям Архангельска, Ярославля, Ростова, Кириллова, Костромы, Новгорода Великого, Мурома, Пскова и других городов. Помощь этих специалистов неоценима! Научный каталог – справочное издание долговременного пользования, которое требует большой точности и скрупулезности. Благодаря методическому руководству и прекрасной редактуре книга выстроена как цельное грамотное произведение. Научные тексты удобно сгруппированы и интересны для чтения как узким специалистам, так широкому кругу любителей иконописи.

К созданию вступительной статьи и каталога были привлечены специалисты из Москвы и Вологодской области: Р. П. Биланчук, Ю. Н. Бузыкина, Ю. В. Веретнова, Е. А. Виноградова, Е. В. Гладышева, А. А. Глебова, Ю. А. Горелькова, Л. В. Нерсесян, Т. Г. Петрова, А. С. Преображенский, Е. М. Саенкова, Л. М. Харлапенкова. Объединение специалистов разного профиля и профессиональных знаний дало прекрасные результаты. Очень важно, что наряду с традиционными методами искусствоведческого исследования авторы используют опыт и достижения науки в смежных областях знаний: истории и филологии.

Исследование опирается на богатый опыт ученых-предшественников. Благодаря участию современных вологодских специалистов, тексты отличает хорошее знание местного краеведческого материала. Следует отметить как важный фактор то, что некоторые выводы сделаны на основании новых письменных и изобразительных источников, выявленных в музеях и архивах страны. Неизвестные ранеедокументы позволили авторам уточнить датировку и атрибуцию ряда икон.

Изучение периферийных центров русской иконописи является  актуальным. Авторы вступительной статьи Р. П. Биланчук и А. С. Преображенский рассматривают вологодское наследие во взаимосвязи с такими художественными центрами, как Москва, Ярославль, Кострома, Каргополь, Великий Устюг, Сольвычегодск. Специалисты пришли к выводу, что Вологда была одним из самых значительных иконописных центров Русского государства. В исследовании рассмотрены региональные особенности, иконографическая специфика и символическое содержание вологодских икон, а также сопутствующие их созданию историко-культурные явления и процессы.

Каталожная часть книги очень содержательна, с подробными всеобъемлющими монографическими описаниями каждого памятника. Из 110 икон 45 опубликованы впервые. Авторами привлечен значительный пласт научно-исследовательской литературы и новые архивные документы. Каждую каталожную статью сопровождает подробное описание истории памятника, иконографических и стилистических особенностей.

Иконографическое многообразие – отличительная особенность вологодской коллекции. Наряду с широко известными сюжетами в каталоге представлены иконы, исторически связанные с вологодской традицией: «Христос Вседержитель» (Спас Обыденный); образы святых, почитавшихся на северных землях: преподобные Димитрий Прилуцкий, Сергий Нуромский, Павел Обнорский, свт. Стефан Пермский.

В каталог включены подписные и точно датированные иконы, крайне важные для искусствоведения: «Собор Всех святых» 1612/1613 гг. из Каргополя; «София Премудрость Божия» 1618 г. и «Богоматерь Одигитрия» 1641 г. из Софийского собора Вологды. Издание этих произведений пополнило уникальную информационную базу, позволяющую проводить сравнительный анализ музейных предметов по всей стране. Благодаря наличию подписи и даты, иконы приобретают особое значение, как опорные памятники для экспертизы и атрибуции древнерусского наследия.

О провинциальных иконописцах в Древней Руси известно мало, крайне редко можно отнести икону к творчеству конкретного художника. Тем ценнее иконы кисти вологодских мастеров Терентия Фокина и Архипа Акинфиева – «Преподобный Феодосий Великий с житием» и «Похвала Богоматери» 1657 г., – представленные в каталоге. В процессе работы над книгой были несомненные открытия. Опытный взгляд А. С. Преображенского позволил увидеть буквально сквозь поздние наслоения подпись Исака Андреева на иконе «Воскресение-Сошествие во ад, с праздниками и избранными страстями» 1670-х гг.

Описания икон могут служить образцом для аналогичных по тематике сводных каталогов. Книга является практическим руководством для всех, кто занимается древнерусским искусством. Ее дополняют иллюстрации с элементами и деталями икон, а также их аналоги.

Богатейшая коллекция икон Вологодского музея-заповедника мало известна широкому зрителю. Она состоит из нескольких тысяч предметов, происходящих не только из храмов и монастырей Вологды, но и обширной в прошлом Вологодской губернии. В экспозиции зрителю доступна для обзора лишь вершина айсберга. Каждый год реставраторы, удаляя поздние записи, раскрывают новые уникальные памятники. Они постепенно вводятся в научный оборот. Новая книга об иконах, благодаря исследованию комплекса отреставрированных вологодских памятников, существенно расширяет познания в области культуры Русского Средневековья.

Авторы поставили перед собой широкий круг задач, имеющих практическое значение для современной науки. Стоит отметить как важный фактор, что в сферу исследования включен значительный, абсолютно новый, круг разнообразных памятников иконописи. Основные положения и выводы найдут применение в атрибуции произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях, церковных коллекциях и частных собраниях России.

Положено начало работы над очередным, 3-м томом каталога, который будет посвящен значительной группе памятников вологодской иконописи ХVII–ХVIII вв.



[1] Иконы Вологды конца ХVI – ХVII века/ Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологодская областная картинная галерея. Гл. ред. Л. В. Нерсесян. Вологда: Древности Севера, 2017. 775 с.

Форумы