Перхавко В. Б. Международная научная конференция «Киево-Печерская лавра – Афон – Иерусалим: единство сквозь века»

 

Свыше 80 богословов и ученых (историков, философов, литературоведов, археологов, искусствоведов) из 15 стран мира (представители от Святой Горы Афон и от храма Гроба Господня в Иерусалиме, а также из Австрии, Белоруссии, Болгарии, Греции, России и других государств стали участниками международной научной конференции «Киево-Печерская лавра – Афон – Иерусалим: единство сквозь века», состоявшейся 20–21 июля 2018 г. в Киево-Печерской лавре. Она была посвящена 30-летию возрождения монашеской жизни в Киево-Печерской лавре, 1035-летию со дня рождения «отца древнерусского монашества» прп. Антония Печерского и 1030-летию Крещения Киевской Руси.

Ведущую научно-организационную роль в подготовке и проведении конференции сыграл Международный институт афонского наследия (МИАН) во главе с С. В. Шумило. Неформально эта организация как группа единомышленников-энтузиастов начала свою деятельность с 2010 г., а официально была зарегистрирована в Киеве в 2013 г. В течение 2014–2016 гг. МИАН совместно с Украинской Православной Церковью Московского патриархата (УПЦ) были проведены международные научные мероприятия, посвященные 1000-летию древнерусского монашества на Афоне. Помимо Украины они прошли в более чем 10 странах мира. Наряду с альманахом «Афонское наследие» («The Athonite Heritage»), первый сдвоенный выпуск которого появился в 2015 г., МИАН издал несколько книг [1].

В качестве соорганизаторов международной  научной конференции «Киево-Печерская лавра – Афон – Иерусалим: единство сквозь века» выступили Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, Киевская духовная академия и семинария. Это важное научное мероприятие, имевшее значительный церковно-политический резонанс, проводилось по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Оно стало еще одним свидетельством нерушимых конфессиональных связей между православной Украиной и Россией.

Во время открытия конференции с приветственными словом выступили БлаженнейшийОнуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, Блаженнейший Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины, а также ВысокопреосвященныйПавел, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, Высокопреосвященный Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской и другие церковные иерархи..

Пленарное заседание конференции продолжил митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (Киев, Украина), который проанализировал духовную связь Лавры, града Иерусалима и Святой горы Афон. В докладе митрополита Почаевского Владимира (Почаев, Украина) были прослежены духовное единение и пересечения на протяжении веков двух лавр – Киево-Печерской и Почаевской.

От Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря прозвучал доклад на тему «Преподобный Антоний Киево-Печерский как основатель старчества на Руси», который по благословению игумена русской святогорской обители архимандрита Евлогиязачитал архиепископ Нежинский и Прилукский Климент, председатель Учебного комитета УПЦ и Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ. В докладе отмечалась утрата оригинального жития прп. Антония, отрывочность и скупость информации о нем в других дошедших до нас источниках, что привело к довольно узкому представлению о его жизненном пути и личном вкладе в развитие монашества. Темой доклада С. В. Шумило (Киев, Украина) стало отношение прп. Антония Печерского к древнерусской Успенской лавре на Афоне.

Далее работа конференции продолжилась в 4 секциях: «Киево-Печерская лавра: история и подвижники»; «Духовно-исторические и культурные связи со Святой землей и горой Афон»; «Киево-Печерская лавра — наследие, литература и искусство»; «Киево-Печерская лавра и православные монастыри и монашество в Центрально-Восточной Европе».

Несколько докладов были посвящены воззрениям, деяниям и посмертному почитанию выдающихся подвижников Русской Православной Церкви: прп. Антония Печерского (В. Г. Ульяновский; Киев, Украина); св. Феодосия Печерского (А. В. Бармин; Москва, Россия; Н. Д. Ковальчук, Украина); прп. Исаакия Печерского (И. В. Жиленко; Киев, Украина); прп.Евфросинии Полоцкой (С. М. Восович; Брест, Белоруссия;игуменияЕвдокия (Левшук);Полоцк, Белоруссия); св. Петра Могилы (Ст. Дж. Зелкович; Белград,Сербия); св. Димитрия Ростовского (Е. В.Русина; Киев, Украина; архимандрит Филарет(Егоров); Киевская область, Украина).

Н. Н. Никитенко(Киев, Украина) в рамках проблемы появления первых монастырей на Руси остановилась на ранней истории Киево-Софийского монастыря, начало которого, вопреки традиционной точке зрения (около 1036–1037 гг.), она относит ко второму десятилетию XI в. Е. Е. Черненко(Чернигов, Украина) обнародовала материалы новейших исследованийархитектурного комплекса Антониевых пещер и Ильинской церкви в Чернигове. Г. Г. Мелкон(Киев, Украина) ознакомил участников конференции с историей, археологией и духовными традициямиАрхангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря Киева. А. В. Миронович(Белосток, Польша) охарактеризовал роль монашеских обителей в жизни православной Церкви в древнерусских землях X–XIII вв.

П. И. Гайденко(Казань, Россия) предложил оригинальную типологию древнерусского монашества времен Киевской Руси (столпники, отшельники, странствующие монахи и др.), которая вызвала дискуссию. Ее участники  обратили внимание на необходимость учета также социального и имущественного положения лиц, принимавших постриг.

Оживленный обмен мнениями вызвало выступление А. М. Лидова(Москва, Россия) на тему: «Образ-парадигма Небесного Иерусалима в православном храмоздательстве, иеротопии и иконографии». Докладчику поступил вопрос, на который сложно ответить однозначно: почему Москва, претендовавшая в XVI в. на центр христианского мира, в отличие от Иерусалима, Константинополя, Киева, Владимира, обошлась без возведения Золотых ворот и без создания Софийского собора?

В. Б. Перхавко(Москва, Россия) представил собственную классификацию письменных ития, хождения, летописи, дипломатические материалы, вкладные книги, родословные, кириллические граффити на стенах храмов Константинополя, Палестины и др.) и вещественных (находки древнерусских импортов за пределами Руси, вдоль маршрутов паломников; ввозные паломнические реликвии и прочие изделия; остатки снаряжения паломников; вещевые вклады паломников в храмы и монастыри; культовые памятники и памятные места в центрах паломничества) данных о поездках  русских паломников в Царьград, на Афон и в Святую землю в XI–XVII вв.

И. Ю. Смирнова(Москва, Россия) посвятила свое выступление  русским церковным дипломатам на Православном Востоке в середине XIX в.: А. Н. Муравьеву, архимандриту Порфирию (Успенскому), архимандриту Антонину (Капустину). Духовное наследие миссионерской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) в Иерусалиме также проанализировала С. В. Ломачинская(Киев, Украина).

С интересом был встречен доклад М. Дадли (Бирминген, Великобритания) «Объяснение смысла православного монашества современному миру: Киевское христианство в трудах Г. П. Федотова». В нескольких докладах (в том числе стендовых) были приведены и проанализированы новые архивные материалы о монастырской жизни в советскую эпоху, ознаменовавшуюся гонениями против Церкви, белого и черного духовенства, закрытием храмов и монастырей.

В трапезной Киево-Печерской лавры, расположенной на территории Музея-заповедника, участники конференции смогли ознакомиться с очень интересной и познавательной фото-выставкой, посвященной судьбе монастыря в XX – начале XXI в., которая насыщена как радостными, так и трагическими событиями периодов войн и революционных бурь, а также большевистских репрессий против Церкви.

Международный научный форум способствовал обмену опытом, системному и разностороннему обсуждению, изучению и популяризации наследия Киево-Печерской лавры, ее роли и значения в истории и культуре Руси, России и Украины, народов Восточной Европы и христианского Востока. Доклады показали непреходящую притягательность православных святынь Киева и Афона, христианского наследия Палестины и Синая для православного восточного славянства, а также болгар, молдаван, румын, сербов. Проживая в разных странах, в современных государственных границах, они сохраняют представления об общих духовных истоках и корнях.

Материалы конференции будут опубликованы в научном альманахе «Афонское наследие» (главный редактор С. В. Шумило).

 



[1] Преподобный Паисий Величковский. «Повесть о святом соборе» и малоизвестные письма. Киев, 2015; Шумило С. В. Духовное Запорожье на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой горе. Киев, 2015; Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». Киев, 2016.

 

Форумы