Шамина И. Н. Документы по ранней истории орловского Введенского девичья монастыря

Орловский Введенский девичий монастырь был основан в 1686 г. в городе Орле на левом берегу реки Орел (Орлик), с 1764 г. третьеклассный, необщежительный. После пожара 1843 г. переведен на восточную окраину города, в 1923 г. закрыт и перестроен под рабочий городок. С 1995 г. в монастыре возобновлена монашеская жизнь.
История орловского Введенского девичья монастыря неоднократно изучалась еще в дореволюционное время [1].Попытки изучения его истории предпринимались и позднее[2]. Все имеющиеся к настоящему времени сведения об обители обобщены в энциклопедической статье[3]. О первых же годах ее существования известно крайне мало. Пожалуй, наиболее подробное описание монастыря, в том числе и конца XVII начала XVIIIв., не утратившее своей ценности и в наши дни, составил в 1896 г. Г. М. Пясецкий[4]. Он же опубликовал грамоты на строительство монастыря 1686 г. и навозведение в нем каменной Введенской церкви1703 г.[5]. В настоящей публикации приведены сохранившиеся документы по ранней истории Орловского Введенского монастыря (16861702 гг.).
Орловский Введенский девичий монастырь появился на землях Афанасьевского погоста. В XVI в. здесь стояла деревянная церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В годы Смуты начала XVII в. город Орел был практически уничтожен. Сгорела и Афанасьевская церковь. В 1636 г. по приказу царя Михаила Федоровича город начали отстраивать заново: «для бережения от Крымских и Ногайских татар на старом Орловском городище поставить город и в нем устроить ратных людей»[6].
На месте, где когда-то располагался Афанасьевский погост, поселились внук бывшего священника Афанасьевской церкви Ивана Калинина Демка Калинин, а также боярские дети Феодосий и Макарий Телегины, приказные люди Оловянниковы, Иевлевы и др. В 1644 г. внук священника Демка Калинин просил у царя Михаила Федоровича разрешения на восстановление Афанасьевской церкви и такое разрешение получил, однако церковь так и осталась не восстановлена[7].
В 1677 г. Феодосий и Макарий Телегины подали архиепископу Коломенскому и Каширскому Павлу (Моравскому) челобитную о возведении новой церкви на месте сгоревшей. Челобитчики «обещались… на том погосте построить церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския с приделом Афанасия и Кирилла Александрийских. Архиерей дал свое благословение на строительство храма, однако Телегины не смогли начать строительство, поскольку «за службою и за безмочием лесу не готовили»[8]. В 1686 г. еще одну челобитную на имя архиепископа Коломенского и Каширского о возведении церкви подали жители Орла, и чтоб «у тои церкви быть девичью монастырю, и кельи, и ограду построить, чтоб которыя жены и девицы желают иноческаго жития, и которыя по обещанию постриглися, живучи по мирским домам, без пристанища не быть»[9].
По благословению архиепископа деревянный храм был возведен в 1687 г. Для него из Карачева привезли чтимую икону «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В честь этого события получил именование и новый монастырь. В обители началась монашеская жизнь. Его настоятельницей стала игумения Евдокия. Она возглавляла монастырь как минимум до 1703 г.: как настоятельница она отмечена в грамоте на построение в орловском Введенском монастыре каменной церкви[10].
В РГАДА в ф. 281 (Грамоты Коллегии экономии) хранятся три документа, отражающие начальную историю орловского Введенского монастыря. Все они публикуются ниже. Первый документ Вкладная запись Феодосия Васильева сына Телегина (см. публикацию, документ № 1).22 января 1692 г. Федор Васильев сын Телегин передал игуменьи Евдокии с сестрами «по душе своей и на поминовения родителей своих» свое «подгуменное место», расположенное за рекой Орлом «промеж гумен Орловские приказные избы подьячего Ерофея Оловенникова да Онфима Телегина… вовсе, безповоротно».  
Второй документ - Владычная выпись игумении орловского Введенского монастыря Евдокии на огородные места от 2 июня 1693 г. (см. публикацию, документ № 2). Из него следует, что монастырю были отмеряны земли, принадлежавшие Василию Макарьеву «з братеми», Гавриилу Федосееву и Луке Телегиным, а также подьячему Алексею Оловенникову, поскольку они «на те места владенья своего крепостей по своим скаскам не положили».
Таким образом, в 1687-1693 гг. сформировалась территория монастыря: по обе стороны от Введенской церкви по 40 сажен, «а с третьею стороны к Болховской дороге тринатцать сажен. А с четвертою сторону… сорок сажен».
Третий документ Вкладная (данная) подьячего Орловской приказной избы Семена Иевлева в орловский Введенский монастырь. 20 августа 1694 г. С. Иевлев передал монастырю 3 лавки в торговом ряду, «что на Орле в ряду, промеж лавок с одну сторону Мартина Коченова, а по другую сторону мои, Семеновы, лавки. Заднею стеною их кружечной двор» (см. публикацию, документ № 3).
Одним из информативных источников о состоянии Орловского Введенского монастыря в начале XVIII в. является переписная книга 1702 г., хранящаяся в ф. 237 (Монастырский приказ) РГАДА [11] (см. публикацию, документ № 4). Описание входит в состав переписной книги Коломенской епархии (кн. 58), к которой относился Орел.
Преамбулы непосредственно к переписной книге нет. Информация о том, кто переписывал Орел, городские храмы и монастыри содержится перед описанием города в целом . Переписчиком в ней указан стольник Михаил Терентьевич Толубеев (Тулубьев?).
На момент переписи в монастыре находились деревянная в честь Введения Пресвятой Богородицы одноглавая церковь. Строительство на ее месте каменной церкви началось в 1703 г. по грамоте архиепископа Коломенского и Каширского Никиты [13], колокольня с 5 колоколами, игуменская келья «с комнаткою» и 17 монашеских келий. Монастырь был огорожен забором.
Настоятельницей монастыря в момент переписи по-прежнему была игумения Евдокия, казначеей – Неонила. Кроме них в монастыре проживали также 39 монахинь. К сожалению, кроме монашеских имен никаких данных о постриженицах источник не содержит.
В монастыре была небольшая библиотека, насчитывавшая 26 богослужебных и четьих книг. Монастырский архив включал в себя 3 грамоты 1692, 1693 и 1694 гг., речь о которых шла выше. Краткое описание грамот в переписной книге соответствует их содержанию. Полученные же игуменьей Евдокией от С. Иевлева в 1694 г. торговые лавки в переписной книге описаны как одна «лавка о трех затворах». В это время монастырь сдавал ее в пользование посадским людям Миките Гуляеву, Миките Иванову и Ивану Суслову, которые за ее использование платили в монастырь по 10 рублей в год.
Вотчины Введенский монастырь не имел. Не получал он от государства и жалованья – ни хлебного, ни денежного. Помимо доходов от сдачи в аренду торговой лавки, насельницы монастыря зарабатывали себе на жизнь рукоделием и питались «Христовым именем и мирских людей подаянием».

© Шамина И. Н., 2018

 

[1] [Амвросий (Орнатский), иером.] История российской иерархии. Т. 3. М., 1811. С. 507; Пясецкий Г. М. Историческое описание орловского Введенского девичьего монастыря. Орел, 1886; Пясецкий Г. М. Перемещение орловского Введенского девичьего монастыря к Христорождественской г. Орла церкви 1843–1848 гг. // Орловские епархиальные ведомости. 1895. № 11–13; 1896. № 11–13; Пясецкий Г. М. Исторические очерки орловского Введенского девичьего монастыря. Орёл, 1896; Духонин М. Свято-Ольгинская церковно-приходская школа при орловском женском монастыре // Орловские епархиальные ведомости. 1892. № 23; К 200-летию чудотворного списка с Балыкинской иконы Божией Матери, находящегося в орловском Введенском девичьем монастыре // Орловские епархиальные ведомости. 1911. № 27; Соколов Н. Былое орловского Введенского монастыря // Русский паломник. 1912. № 6. С. 28–34; и др.

[2] Святицкий М. Некоторые воспоминания об орловском Введенском девичьем монастыре // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Вып. 1(4). Орёл, 1999; Жизнеописание схиигумении Серафимы, настоятельницы орловского Введенского монастыря. Орел, 2003; Ромашов В., Неделин В. Архитектурные древности Орловщины: (Ушедшее). Кн. 2. Орёл, 2007; Жарков М. А. История орловского Введенского женского монастыря. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. М., 2012 (рукопись) (Электронный ресурс: http://orthodox.education/wp-content/uploads/2015/07/Жарков-; дата обращения: 11 ноября 2018 г.); и др.

Кочетов Д. Б. Орловский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная энциклопедия (в печати). Благодарю Д. Б. Кочетова за возможность ознакомиться с текстом статьи.
[4] Пясецкий Г. М. Исторические очерки…

[5] Пясецкий Г. М. Грамота Коломенского архиепископа Никиты II на построение в Орле девичьего монастыря 1686 г. // Труды Орловской ученой архивной комиссии. Вып. 6. Орёл, 1889. С. 32–33; Пясецкий Г. М. Грамота архиепископа Никиты II на построение в Орловском Введенском девичьем монастыре каменной церкви во имя Введения Пресвятыя Богородицы, 1703 г. // Там же. С. 34.

 Пясецкий Г. М. Исторические очерки… С. 3.

[7] Там же. С. 4.

 Пясецкий Г. М. Грамота Коломенского архиепископа… 1686 г. С. 32–33).

[9] Там же. С. 33.

[10] Пясецкий Г. М. Грамота архиепископа Никиты II… 1703 г. С. 34. П. М. Строев ограничивает время ее игуменства 1686–1896 гг. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 912), а М. А. Жарков продлевает до 1723 г. При этом на источники он не ссылается (Жарков М. А. Указ. соч.) 
[11] РГАДА, ф. 237 (Монастырский приказ), оп. 1, кн. 58, л. 664 об.–667.

[12] Там же, л. 662.

[13] Пясецкий Г. М. Грамота архиепископа Никиты II… 1703 г. С. 34.

№ 1

 

1692 г., января 22 – Вкладная запись Феодосия Васильева сына Телегина в орловский Введенский монастырь[1] 

Феодосей Васильев сын Телегин в нынешнем в две в сотом году генваря в двадесят вторый день дал сию запись города Орла Введенского девичья монастыря игумени Евдокеи с сестрами в том, что отдал я, Федосей, ей, игумени Евдокеи с сестрами, в девичь монастырь по душе своей и на поминовения родителей своих на Орле городе за рекою за Орлом подгуменное свое место промеж гумен Орловские приказные избы подьячего Ерофея Оловенникова да Онфима Телегина. Длины того места в гору пятдесят сажень, а поперек тритцать сажень. Вовсе, безповоротно. И о том месте мне, Федосею, и сыну моему Гавриле, и жене ево, и детям о повороте не бить челом и никаких дел не вичинать[2].

А будет я, Федосей, или сын мой Гаврила, или жена ево и дети против сеи записи в чем неустой, и на мне, Федосее, и на сыне моем Гавриле и на жене ево и детях взяти ей, игумене Евдокеи с сестрами, за неустойку пятдесят рублев.

И на то вышепомянутое место я, Федосей, ей, игумене Евдокеи с сестрами, выпись за рукою Афонасья Титова взял. А у сей записи послуси Афонасей Оловеников, Дементей Федоров. А запись писал орловские площеди подьячей Васка Серебреников лета 7200-го году генворя в 22 день.

 

На обороте: 1712-го октября в 14 де[нь] ся запись на Орле в приказной избе перед столником и воеводою перед Логином Михаиловичем Щербочевым и выборными дворяны чтена и в книгу записана. Пошлины с поперечнику по указу великого государя с тритцати сажен с сажени по алтыну. Итого тритцать алтын взято. Июда Шеншин[3].

К сеи записи Гаврила Телегин вместо отца своиво Федосея Васильивича по иво веленью руку приложил.

Послух Афанасей руку приложил. Послух Демка руку приложил.

 

№ 2

1693 г., июня 2 - Владычная выпись игумении орловского Введенского монастыря Евдокии на огородные места[4]. 

(Л. 1) 7201-го июня в 2 де[нь] по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петр Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцев столник и воевода Матвей Анфиногенович Челищев, да подьячей Иван Оловенников выдали выпись Орла города Веденского девичья монастыря игумении Евдокее с сестрами на огородные места, что отмерено к тому Введенскому монастырю ей, игумении с сестрами, по их челобитью под келью и под огороды. С дву сторон того монастыря и со владенья Василья Макарьева сына[5] з братеми да Гаврила Федосьева сына Телегиных, да подьячих Алексея Оловеникова, Луки Телегина з братеми, потому что они, Василей, да Гаврила, да Лука Телегины да Алексей Оловенников на те места владенья своего крепостей по своим скаскам не положили.

А в скасках своих написали, что опроче (Л. 2) тех мест па дачем за ними данные места на Орле есть в ыных местех. И то знатно, как они о тех местах великим государем били челом, прежние свои данные места утоили. А естьли бы про прежнеи данье свои места они[6] Василей, да Гаврила Телегины, да Алексей Оловенников, да Лука Телегин в челобитье и в скасках своих написали, и им подле того Веденского монастыря порозжие земли дать не довелось.

А мерою того места, что отмерено под тот Введенской новопостроенной монастырь и со владенья Василья Мокарьева сына Телегина з братеми длины от Болховской дороги к двору орловского отстовного стрельца Ивана Радина да проулка тритцать девять сажен. А поперек от Введенского монастыря вниз к Орлу реке по обеим колцам по девятнацати[7] сажен. А з другую…[8] сторону ко (Л. 3) владенью Луки да Гаврила Телегиных да Алексея Оловенникова длины от Болховской дороги да переулка, что от Орла реки от мосту, восмдесят девять сажен. А поперек от того Веденского монастыря от прежнего их владенья на 9горе х курганцем[9] идет по тритцати сажен по обеим концам.

И всего по мере будет того Веденского монастыря прежнего их игумении с сестрами владенья и нынешнею вышеписанную отмерною землею в тех дву сторонах от церкви по сороку сажен. А с третьею стороны к Болховской дороге тринатцать сажен. А с четвертою сторону к двору орловского пушкоря Петра Котелникова сорок сажен.

А дана ся выпись на ту отмерною землю ей, игумении Евдокеи с сестрами, по ее челобитью и по помете на ден[10] столника и воеводы Матвея Анфиногеновича Челищева впредь для властей.

На обороте: Столник и воевода Матвей.

 

№ 3

1694 г. августа 20 – Вкладная (данная) подьячего Семена Иевлева в орловский Введенский монастырь на три лавки[11]

 

7202-го августа в 20 де[нь] Орловские приказные избы подьячей Семен Иевлев дал сию данную города Орла Введения Пресвятые Богородицы в девичь монастырь игуменье Евдокеи с сестрами на три свои лавки и с месты, что на Орле в ряду, промеж лавок с одну сторону Мартина Коченова, а по другую сторону мои, Семеновы, лавки. Заднею стеною их кружечной двор. А мера тем лавкам с месты сорок три сажени девять вершков.

А крепки те лавки по купчей и по даныя. А отдал я, Семен, те лавки в тот монастырь игуменье Евдокее с сестрами для поминовения родителей своих и игумение с сестрами на милостину.

И по сей данной с сего числа им, игуменье с сестрами, теми лавками владеть и наим имать волно во вся безповоротно. А мне, Семену, и жене моей, и детям впредь за тех лавак дела нет. И о повороте великим государем не бить челом на нея, игумении, или хто по ней будет в том монастыре игумении. А иному никому те мои лавки не проданы, и не заложены, и ни в какие писама на за что не написаны.

В том я, Семен, на те свои лавки и даною сию ей, игуменье с сестрами дал…[12] или хто по ней игумении будут теми лавками владеть. А сию данною писал я, Семен, своею рукою сего числа.

На обороте: 204-го сентября в 16 де[нь] на Орле в приказной избе перед столником и воеводой перед Васильем Михайловичем Челюсткиным ся данная чтена и в книгу записана. Пошлины по указу взяты.

12Стольник и воевода Василей Челюсткин[13].

 

№ 4

1702 г. – Переписная книга орловского Введенского девичья монастыря[14]

 

(Л. 664 об.) В городе ж Орле на посаде девич монастырь Введения Пресвятыя Богородицы. В нем церковь древянная об одной главе.

В неи месных святых икон.

Образ Всемилостиваго Спаса. Венец свечами серебреной чеканной вызолочен.

Образ Пресвятыя Богородицы Козанские. Убрус шит золотом и серебром с камени.

Образ Введения Пресвятыя Богородицы. Венец и гривенка серебреные вызолочены.

Образ Афонасия и Кирила Александрийских. Венцы серебреныя чеканные вызолочены.

Образ Николая Чюдотворца.

Образ Илии пророка.

Царские двери и деисусы в два пояса, на красках писаны.

В олтаре на престоле святое Евангелие в десть, крыто зеленым бархотом. Архиерей, и евангилисты, и на исподней цке средник, и наугольники, и защепки серебреные вызолочены. Перекладка с каменьем (Л. 665) и з жемчюгом.

Другое Евангелие в десть. Распятие и евангелисты серебреные, крыты бархотом красным. Крест обложен серебром, вызолочен.

Запрестолной образ Пресвятые Богородицы Казанские. Венец и гривенка серебреные вызолочены. Убрус шит золотом и серебром и низан жемчюгом. В привесе денег девять алтын две денги.

Образ Пресвятыя Богородицы Владимирские.

Сосуды серебреные.

На престоле одежда кумачная. Покровы оберинные на серебре, опушка комчатая желтая. Ширинка миткалинная, шита золотом. Покровы отласныя красныя, опушка зеленая отласная. Пелена дорогилная желтая, опушка дорогилная красная. Пелена комчатая красная.

Священные одежды.

Ризы отласные травчетые. Оплечье золотное, подолник тафтяной.

Ризы оберинныя василковые. Оплечье отласное красное с травы, подолник тафтяной красной.

Ризы комчатыя красные. Оплечье изорбафное, подолник отласной полосатой.

Ризы тафтяныя красныя струйчетые. (Л. 665 об.) Оплечье отласное полосатое с травами, подолник киндяшной.

Ризы комчатые красныя. Оплечье бархатное красная, подолник кежевой.

Ризы комчатые алые. Оплечье бархотное золотное, подолник отласной полосатой.

Ризы киндяшныя. Оплечье выбойчетое, подолник крашенинной.

Стихарь дорогилной желтой. Оплечье комчатое красное, подолник дорогилной.

Стихарь киндяшной зеленой.

Стихарь полосатой кушащетой. Оплечье отласное полосатое.

Епитрахель оберинная с серебром, двенатцать пуговиц серебреных вызолочены.

Епитрахиль отласная красная травчетая, пять пуговиц серебреных вызолочены.

Епитрахиль крашенинная.

Поручи золотные, десять пуговниц серебреных с винифтью.

Поручи бархатные з золотом, шесть пуговиц серебреных вызолочены.

Два пояса шолковых с кистми.

Пояс нитной.

Оларь комчатой цветной.

Три кадила, чаша водосвятная, укропник медные.

 

(Л. 666) Книг

Старопечатных: Устав, Минея общая с празники, Псалтырь со воследованием, Апостол, два Октая восем гласов новосправных, Евангелие толковое неделное, две Треоди – посная да цветная, Апостол, Псалтырь со воследованием, Минея общея с празники. Две книги Ефрема Сирина. Две Псалтыри учебных. Часослов большой с святцы. Ермолой, Служебник, Требник, Шестоднев, два Пролога во весь год, Конунник, Часослов, книга Иоанна Златоустого.

Монастырских крепостей и писем.

Поступная и вкладная запись, что дал Федосей Васильев сын Телегин на огуменное свое место 200-го году генваря 22-го числа за рукою сына ево Гаврила Телегина.

Даная Орловские приказные избы подьячего Семена Иевлева на три лавки и месты, что на Орле в ряду. Мерою три сажени десять вершков 202-го году августа 20 числа. Писма ево, Семеновой, руки.

(Л. 666 об.) Даная выпись воеводы Матвея Челищева да подьячего Ивана Оловеникова на огородное место, что отмеряно под кельи, 201-го году июня 2 числа за рукою Матвея Челищева.

В том монастыре монахинь.

Игуменья Евдокия. Козночея Неонила. Анфиса, Павла, Анна, Елисовет[15], Митродора, Минодора, Марина, Пелагия, Патрекея, Киликея, Сусанна, Агрофена, Марфа, Пелагея, Марфа, Антонида, Мелания, Улита, Феона, Ульянея, Пелагея, Александра, Павла, Максимида, Феврония, Агафия, Дарафея, Парасковия, Ефимия, Прокла, Домникея, Елена, Евдокея, Парасковея, Мастридея, Евдокея, Таисея, Евгения, Санфипа.

На колоколне пять колоколов. Весу в них семнатцать пуд тритцать пять фунтов.

(Л. 667) Строения.

Игуменина келья с комнаткой. Против ее сени. Да монахинских семнатцать келей.

Монастырь огорожен забором. Мерою в длину сорок три сажени. Поперег тритцать семь сажень.

Да того ж монастыря на Орле в ряду лавка о трех затворах. Мерою три сажени десять вершков. Владеют пасацкие люди Микита Гуляев, Микита Иванов, Иван Суков из наиму. А наиму в монастырь плотят по десяти рублев на год.

А по скаске того монастыря игумении Евдокеи да козночеи Неонилы, крестьянских и бобыльских дворов, и в казне денег, и медной и оловянной посуды, и приходных и росходных книг, и оброчных никаких статей, и государева хлебного и денежного жалованья им нет. А питаютца Христовым именем и мирских людей подаянием и своим рукоделием.

 



[1] РГАДА, ф. 281 (Грамоты Коллегии экономии), оп. 14, д. 8572. Столбец, на 1 листе. Написан скорописью XVII в. Архивные записи на обороте чернилами: «№ 25, Орел, 7200-го года. Орловского уезда 7200 года».

[2] Так в рукописи. Вероятно, следует читать: не учинять.

[3] Написано другим почерком. Далее разными почерками.

[4] РГАДА, ф. 281, оп. 14, д. 8578. Столбец на 3 сставах. Писан скорописью XVII в. На обороте архивные записи: «Орел № 2, 7201-го года, № 30. Орловскаго уезда 7201 года».

[5] Слово вписано над строкой другими чернилами.

[6] В рукописи слово написано дважды.

[7] Слог «на» в слове вписан над строкой.

[8] Далее одно слово неразборчиво.

9-[9] В рукописи неразборчиво, прочтение предположительное.

[10] В рукописи неразборчиво. Прочтение предположительное.

[11] РГАДА, ф. 281, оп. 14, д. 8588. Написано на 1 сставе скорописью VII в. На л. 1 помета: «Орловского Введенского (слово написано над строкой. – И. Ш.) девичья монастыря». На обороте помета: правил Куземко Лукин. Архивные записи: «1202-го года. Орел № 3. «Орловского уезда».

[12] Далее одно слово написано неразборчиво.

[13] Написано другими почерком и чернилами.

[14] РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 1, кн. 58.

[15] Так в рукописи.

 

 

 

Последние публикации раздела
Форумы