Башнин Н. В. К вопросу о транспортных путях и средствах передвижения в XVII в. (по материалам приходо-расходных книг Вологодского архиерейского дома

 

Данная статья и публикация приходо-расходной книги дьяка Вологодского архиерейского дома Св. Софии Федора Быкова 1690 г., составленной за время пребывания в Москве архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, продолжают серию работ, связанных с обширным документальным наследием этой архиерейской кафедры[1]. Среди хозяйственной документации встречаются приходо-расходные денежные книги, которые составляли во время путешествия архиерея из Вологды в Москву, пребывания его в столице и во время обратной поездки. Эти источники содержат сведения, раскрывающие бытовую сторону этих путешествий.

Во 2-й половине XVIIв. путь из Вологды в Москву был прямой, наезженный и оживленный. Как показало сопоставление населенных пунктовXVII в. (где архиепископ Симон делал остановки в 1666 г.) с современными, автомобильная трасса (М-8) проходит там же или в непосредственной близости[2]. В селах и городах вдоль дороги находились постоялые дворы и харчевни, в придорожных кузницах подковывали лошадей и продавали запасные части к упряжи, саням, телегам и каретам. Траты на эти и другие услуги архиерейские люди фиксировали в приходо-расходной книге.

Подсчеты на основе данных 1666 г. показали, что архиерейский санный обоз проезжал в среднем 48,1 км в сутки и, если считать, что ехали 8 часов в день, средняя скорость составляла 6 км/ч[3]. В 1666 и 1676 гг. по зимнему санному пути дорога заняла 10 суток[4], сколько дней занял путь в сентябре 1690 г. точно сказать нельзя, поскольку источник не содержит дат остановок и прибытия в Вологду. Вероятно, он не был более быстрым, поскольку трем крестьянам из подмосковной архиерейской вотчины, «которые пеши идут за лошадьми», было выдано «на лапти всем шесть денег» (см. публикацию, л. 17 об.). Таким образом, в 1690 г. в начале сентября обоз двигался со скоростью пешехода – 5–6 км/ч или немного быстрее.

Ввиду того что архиепископы Вологодские и Белозерские часто ездили в Москву, а это дальний путь (около 435 верст; по современным данным от Вологды до Москвы 470 км и около 7–8 часов езды на автомобиле со скоростью 40–90 км/ч), нельзя не упомянуть о средствах передвижения. В летние месяцы архиереи передвигались в карете (от лат. carrus – повозка). Распространение этого вида транспортного средства началось в XVII в., оно пришло на смену колымагам[5]. Принципиальное отличие кареты от колымаги заключается в способе крепления «возка» к осям. В новом транспортном средстве для этого использовались кожаные ремни, а затем железные рессоры. Благодаря этому передвижение стало более комфортным. С. М. Шамин полагает, что «в начале 1660-х гг. кареты, хотя и появились в быту русской знати, все еще были средством передвижения для старых, больных мужчин и, крайне редко, для женщин» и «предметом повседневного пользования они так и не стали»[6]. Дополним этуинформацию.

В приходо-расходной книге «московской езды» 1666 г. архиепископа Вологодского и Белозерского Симона неоднократно встречаются сведения о карете. Архиерей прибыл в столицу 28 января 1666 г. по зимнему пути, очевидно, на санях[7]. На подворье его ждал «летней» экипаж, который уже в марте начали готовить к сезону: «Кузнец Яков Мартынов починил архиепископли летней корети, подмогу снова переделал»[8]. 20 марта подьяк Стефан Филимонов для смазки колес купил «дехти флягу»[9]. Кузнец вологжанин Яков Мартынов сын Фетиев (брат гостя Гаврила Мартынова сына Фетиева[10]) произвел в мае 1666 г. серьезный ремонт транспортного средства: «Да к архиепископле корете зделал две скобы передние болших, да к ним же веретено наварил, да две полосы старые наварил по полуаршина, да две же полосы новые зделал по полуаршина, да к стамику переднему петлю наварил, да на колеса тое же корети три обоймицы старых положил и укрепил десятью гвоздми своими, да пятнатцеть гвоздей зделал к поддоскам. Дано ему от того за все, за железо и за работу, тринатцать алтын две денги»[11].

Карета активно использовалась архиепископом Симоном для разъездов по Москве и, может быть, для посещения подмосковной вотчины. Об этом говорят траты на содержание экипажа и смазку для колес. Так, в июле Я. М. Фетиев сковал «дватцать крючков к корете, да десять скоб», 30 июля купили «к архиепископле корете коломази на десять денег», 29 августа приобрели «к корете для колес дегти на десять денег», в сентябре купили «к корете к полам на кольца проволоки медной на восмь денег», а в октябре «к корете пряжу, дано две денги»[12].

В 1676 г. архиепископ Симон прибыл в Москву снова зимой, а весной те же люди занялись перестройкой, украшением и подготовкой архиерейской кареты к эксплуатации. Так, 18 марта Степан Филимонов купил «к корете на починку на столбцы клену на четыре алтына. Да стамеду зеленово аршин с четвертью, дал восмь алтын две денги. Да четыреста гвоздей луженых купил, дал два алтына четыре денги. Да галуну купил двенатцать аршин, дал четыре алтына. Да кожи черные купил на шесть алтын на четыре денги», в этот же день была куплена смазка: «Дехти купил корету подмазывать на две денги» и дополнительные материалы: «В прибавку к корете на починкукупил триста гвоздей луженых, дал два алтына две денги». Кузнец Я. М. Фетиев 24 марта получил 23 алтына 2 деньги за ремонт: «Починивал у кореты околние скобы, да сковал подможные спицы, да к концам пробои, да два пробойника. Да у кореты же починил оттуги, да резную доску, да восмь подмог. Да сковал шездесят гвоздей да пятнатцать чок розгибных». 26 марта Степан Филимонов за 10 денег «купил дехти флягу для коретные и иных телег подмаски», покупали смазку и позже: «Да дехти да сала ворванья купил для мази кореты и гужей на два алтына»[13].

В апреле, вероятно, начали строить еще одну карету: «Апреля в 3 день Степан же Филимонов купил на коретную постройку клену семь бревешек, да четыре доски липовые, да лесницу, за все дано девять алтын две денги». 11 мая кузнец Я. М. Фетиев «к корете оттугу наварил да заводень», за эти и другие кузнечные работы он получил 4 алтына. Этот же специалист 25 мая за оковку «коретного станка» получил 1 рубль 13 алтын 2 деньги. 27 мая Федор Блинов купил «чернил да олифы для маски коретных столбцов на шесть денег». Очевидно, что олифа и чернила были использованы для покрытия нового деревянного каркаса кареты (или его части). В последующие дни зафиксированы траты на дальнейшее обустройство кареты. 2 июня Федор Блинов купил «купоросу корету чернить на две денги». 14 июня на 5 алтын было куплено «полтора фунта олифы, мазать у кореты столбики». Вероятно, окончательные работы выполнил кузнец Я. М. Фетиев:«зделал к коретному ящику петлю и запорку», за что получил 10 денег. К этой же «корете к коромыслу делал два гвозди да наваривал чоку, да четыре чоки делал новых из своего железа». За эту работу он получил 2 алтына 4 деньги[14].

Других сведений о каретах источник 1676 г. не содержит. Данные об этом транспортном средстве есть в приходо-расходной книге, составленной за время пребывания архиепископа Гавриила в Москве и его поездки в Вологду в 1690 г. В этом источнике речь идет о ремонте кареты. Возможно, архиерейские люди приводили в порядок экипаж после длительной дороги. Для этого 25 июня 1690 г. «х корете коромысл красить» купили краски на две денги, а так же «дехти мазать у кореты оси на шесть денег» (см. публикацию, л. 2). На следующий день были сделаны «в корету две весячие бесетки на ременье, даны три алтына две денги» (см. публикацию, л. 2). Неоднократно покупали колесную смазку: «К коретной и к тележной мазе куплено дехти ведро, дано десять денег» (см. публикацию, л. 6); «Да дехтю для мази колес и для мази же кровли коретной сала ворванья, обоево на десять денег» (см. публикацию, л. 12).

Стоит отметить, что для каретной упряжки существовали специальные лошади. Так, Михаил Титов за 2 алтына 4 деньгиперековал «одну коретную лошадь казенными же подковы, а другую коретную же их подковы» (см. публикацию, л. 16 об.).

Все приведенные сведения показывают, что уже с 1660-х гг. в обиходе архиепископов Вологодских и Белозерских карета являлась типичным видом транспорта. Среди архиерейских людей существовали специалисты, которые ремонтировали и обслуживали повозки этого типа.

Завершая небольшой обзор сведений о каретах, отмечу, что в архиве Вологодского архиерейского дома сохранилась опись конюшенного имущества, самоназвание которой «тетрать записная на столье, и уздам, и шорам, и хомутам, и всякой конской рухляде на нового конюшеннаго старца Филарета»[15]. Она была составлена 10 ноября 1696 г. по указу архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, когда новый конюшенный старец Филарет принял у дворецкого Пантелея Быкова «на стойле лошадей Бахмата, и розных возников, и узды, и шоры, и хомуты, и пристежи, и кореты, и сани, и седла, и всякую конюшенную рухлядь»[16]. Перепись имущества проходила под контролем дьяка Ивана Федорова сына Шестакова. В контексте затронутой выше темы приведу описания карет из этого источника. Возможно, на какой-то из упомянутых в 1696 г. карет путешествовал архиепископ Симон или Гавриил.

Итак, в ведение нового конюшенного старца перешла карета, которая хранилась в Вологде в саннике: «Корета большая новая, столбики местами золочены с окончинами, в ней сукном обито диким, на ней чехол холщевой. Избушка в ней стамедом зеленым обито».[17] Вторая карета, судя по помете на полях, была «на Москве», вот ее описание: «Корета путевая большая, в ней стамедом зеленым обито, в ней образ Всемилостиваго Спаса, со сторон обложено серебром»[18]. Кроме этого, упомянуты три «избушки», которые на подвеске (кожаных ремнях) устанавливались на шасси (колеса с осями): «Две избушки высокие большие красные, в них сукном обито зеленым»; «Третьяя избушка путевая старая ниская, в ней сукном обито зеленым»[19].

Наконец, о поездках архиереев на каретах в подмосковную вотчину во 2-й половине XVII в. свидетельствует описание этого старого транспортного средства, сделанное в 1702 г. В Московском уезде в Сосенском стану в селе Городище (около 33 км до архиерейского подворья в Москве) рядом с архиерейским двором и житницами зафиксирован: «сарай оплетен плетнием, а в нем архиерейская корета ветха о дву давних колесах, а передних колес нет, а в ней обито сукном зеленым, а полы подпушены стамедом зеленым»[20].

В целом приведенные сведения показывают, что карета являлась престижным средством передвижения (обитым изнутри дорогими тканями, украшенным серебром), характерным не только для светской знати, но и для церковных иерархов, при этом законодательные нормы по ограничению использования карет представителей Церкви, вероятно, не коснулись.

Посещение Москвы архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом было обусловлено рядом важных церковных событий. В январе 1690 г. на Соборе, созванном Патриархом Иоакимом, запретили распространение книг с «латинской ересью». Таковыми были признаны сочинения Симеона Полоцкого, Петра (Могилы), Иннокентия (Гизеля), Иоаникия (Галятовского), Лазаря (Барановича), Сильвестра (Косова). По указу Патриарха Иоакима составили церковно-полемические сборники, в которых излагалась православная позиция по вопросу о времени преложения Св. Даров: «Остен» Евфимия Чудовского и «Щит веры» архиепископа Афанасия (Любимова)[21]. Вскоре после Собора 17 марта 1690 г. Патриарх Иоаким скончался. В последние дни рядом с Первосвятителем находился митрополит Казанский и Свияжский Адриан, который был доверенным лицом и управлял церковными делами. Вероятно, при поддержке царицы Натальи Кирилловны 22 августа он был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси[22]. Эти события стали причиной пребывания в Москве архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила и не менее 30 вологжан с 23 июня по 4 сентября 1690 г.

Подчеркну, что сведения о лицах из архиерейского двора, вместе с архиепископом посещавших столицу, в других источниках этого вида не встречаются. Публикуемая приходо-расходная книга 1690 г. содержит раздел о «даче» денежного жалованья «на Москве» и тем самым приводит перечень лиц, окружавших архиепископа Гавриила в столице (см. публикацию, л. 19–23 об.). Всего названо 35 человек, при этом 4 из них не расписались в получении денег, возможно, они находились в отъезде или по какой-то другой причине лично не смогли получить причитавшиеся им суммы. Первым назван дьяк Федор Быков, который получил 12,5 рублей.Он, очевидно, был главой московского подворья. Следом за ним упомянуты старец Андроник и чашник старец Филарет. Далее выделены группы людей: 1) подьяки (2 человека); 2) подьячие (3 человека); 3) певчие (15 человек); 4) дети боярские (4 человека). Замыкают перечень люди, которые занимались хозяйственными вопросами, самоназвания этой группы в источнике нет. Всего упомянуты 8 человек, среди них «верховой истопник» Иван Кузмин, серебряник Иван Петров и повара: Дементий Стефанов и Естефей. Таким образом, архиепископов при посещении Москвы сопровождала представительная группа людей, наиболее многочисленными среди них были певчие.

Другие сведения из источника разделим на три группы: 1) контакты между людьми, как представителями разных церковных и светских учреждений; 2) упоминания документов; 3) хозяйственно-бытовые траты.

В столице вологжане поддерживали отношения с представителями светской и церковной власти, эти контакты сопровождались денежными расходами и поэтому зафиксированы в бухгалтерском документе. Так, например, 29 июня приходили со «святынею Болшаго Успенского собору пределные от Петра и Павла священницы, дано им три алтына две денги (см. публикацию, л. 2 об.–3); 29 июня 1690 г. от церкви Петра Алексеевича «самодержца приходил Сытного дворца подклюшник Михайло Самсонов с подачей, кубок с романеей да на сребряном блюде звено белужье, дано ему в почесть три алтына две денги. Да с ним было двое человек, которые несли подачи, дано им два алтына (см. публикацию, л. 3); 3 июля 1690 г. приходил «из Макидонской земли Новоспаского монастыря архимандрит Ианикий к архиерею ради милостыни, дано ему два рубли» (см. публикацию, л. 4). Эти и многие другие подобные записи в приходо-расходной книге указывают на участие архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила в политической и церковной жизни Москвы.

В источнике названы документы, которые возникли за время пребывания архиепископа Гавриила в Москве. Так, 26 июня белозерец посадский человек Меркурий Евстратьев сын Локтев получил взаймы 10 рублей «и в том взята на него заемная кабала с порутчики» (см. публикацию, л. 2 об.); 15 июля конюхи Спасо-Прилуцкого монастыря Гаврилка Кирилов и Митрошка Данилов получили взаймы 8 рублей, «в тех денгах взята на них кабала с поруками и дворы свои в той кабале в заклад писали» (см. публикацию, л. 5–5 об.); 16 августа вологжане получили грамоту «из приказу Большаго Дворца на пожню Кошку с ыными пожнями на Федорово имя Воробьева, велено на Вологде ему, Федору, с прежними обротчики и с ыными дать торг» (см. публикацию, л. 10); и др. Всего упоминается 7 документов.

Публикуемый источник содержит также многочисленные и разнообразные сведения о быте. Приведу несколько примеров, касающихся ремесла и кухни. Патриарший матер Борис Осипов делал архиерейскую шапку, для чего покупали канитель, драгоценные камни, шелк, бумагу (см. публикацию, л. 3, 5 об.). Для мытья скатертей покупали мыло (см. публикацию, л. 3 об., 11 об.). Анисим Жданов «про домовой обиход» купил 1000 огурцов (см. публикацию, л. 7 об., 9, 10).

Публикуемый документ делится на 4 части: 1) расходы за время пребывания в Москве, 23 июня – 4 сентября 1690 г. (л. 1–15 об.); 2) расходы по пути из Москвы в Вологду (л. 16–18 об.); 3) выдача денежного жалованья архиерейским людям «на Москве» (л. 19–23 об.); 4) приход за время пребывания в Москве, 23 июня – 4 сентября 1690 г. (л. 23г – 26 об.).Рукопись хранится в Архиве Санкт-Петербургского Института истории РАН, ф. 271 (Спасо-Прилуцкий монастырь), оп. 2, ед. хр. 346, л. 1–26 об. (листы 18а, 18б, 23а, 23б, 23в, 23г, 27–30 об. чистые, без записей)[23].Подлинник. 40. На л. 1 пометы вологодского краеведа Н. И. Суворова коричневыми чернилами: 1) «1690 с июня – до сент. московская»; 2) «см. сент. 19 1860». В верхнем левом углу л. 1 карандашом «№ 107».

Филиграни: 1) Голова шута с литерамиBON(чтение предположительное, частично вшиты в переплет) – типа Дианова № 206 (1680–1681), 208 (1692)[24]; Герб города Амстердама – типа Дианова 1998 № 272 (1686)[25]; Герб города Амстердамас литерамиROCH в линейной рамке – типа Дианова 1998№ 189 (1692).

Документ публикуется согласно «Правилам издания исторических документов в СССР» (М., 1990) и с учетом традиции издания административно-хозяйственной документации XVIXVII вв.



© Башнин Н. В. 2018

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 18-78-00108.

 

[1] Подробнее о епархии см.: Кузьмин А. В., Шамина И. Н. Вологодская и Великоустюжская епархия // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 240–245. В последние годы опубликованы различные источники из казны Вологодского архиерейского дома: Старая Вологда. XII – начало XX века. Сборник документов и материалов / Отв. сост. Л. Н. Мясникова. Вологда, 2004; Енин Г. П. Раздаточные книги наследства архиепископского приказного В. Г. Данилова-Домнина (Исследование и источник). СПб., 2009; Гневашев Д. Е., Черкасова М. С. Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича вологодскому архиепископу Нектарию 1614 г. // Исторический архив. 2013. № 1. С. 151–167; Башнин Н. В. Поставления и назначения в Вологодской епархии в 1674‑1675 гг. // Вестник церковной истории. 2013. № 1/2 (29/30). С. 98‑115; Башнин Н. В. Тетрадь записная указам и распоряжениям архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1681–1682 гг. // Вестник церковной истории. 2014. № 3/4(35/36). С. 72–116; Башнин Н. В. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон и его приходо-расходная книга «московской езды» 1666–1667 гг. // Монастыри и архиерейские дворы в документах XVI–XVIII веков. СПб., 2015. С. 226–343; Башнин Н. В. Опись келейного имущества архиепископов Вологодских и Белозерских 1683 г. // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2 (41/42). С. 5–29; Приходо-расходные денежные книги Вологодского архиерейского дома святой Софии и окладные книги церквей Вологодской епархии. XVII – начало XVIII в. / Сост. Н. В. Башнин. М.; СПб., 2016; Башнин Н. В., Адаменко О. Н. Приходо-расходная книга «московской держи» архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1676 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 1/2 (45/46). С. 272–301; Башнин Н. В. Опись «казны» Вологодского архиерейского дома св. Софии 1676 г. //Электронный научно-образовательный журнал «История». 2017. T. 8. Вып. 5(59) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей: http://history.jes.su/s207987840001875-1-1; дата обращения – 28 ноября 2017 г.). DOI: 10.18254/S0001875-1-1; Черкасова М. С. Выдаточная книга Вологодского архиерейского дома середины XVII в. // Вестник церковной истории. 2018. № 1/2 (49/50). С. 30–84; Черкасова М. С. Новый источник из архива Вологодского архиерейского дома XVII в. // Вестник ВоГУ. Гуманитарные и педагогические науки. 2017. № 3. С. 15–18.

[2] Башнин Н. В. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон… С. 252–253.

[3] Подсчеты выполнены на основании данных современной карты в принятых сегодня единицах (км и км/ч), изгибы пути XVII в. не могут быть учтены, поэтому фактическое расстояние, пройденное архиерейским обозом могло быть незначительно большеили меньше (Башнин Н. В., Адаменко О. Н. Указ. соч. С. 274).

[4] Башнин Н. В. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон… С. 252–253; Башнин Н. В., Адаменко О. Н. Указ. соч. С. 281–282. А. С. Усачев привел сведения о том, что архиепископ Новгородский Макарий зимой 1536 г. добрался из Москвы в Новгород за 11 дней (расстояние около 550 км); путь гонца по этой же трассе занимал 3 дня; английские купцы с товаром в августе 1557 г. от Вологды до Москвы доехали за 14 дней (Усачев А. С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середина XVIIв. М., 2017. С. 106–107, примеч. 25, 26). С. М. Каштанов показал, с какой скоростью и через какие населенные пункты проезжали англичане в середине XVI в. по пути из Вологды в Москву. Он установил, что скорость их передвижения составляла 74,09 км или 75,6 км в день (Каштанов С. М. На путях к Москве (по запискам англичан середины XVI века) // Археографический ежегодник за 1997 год. М., 1997. С. 107–119). Мне кажется, что все остальное – лишнее.  Суммируем эти данные. Э. Дженкинсон определил расстояние от Вологды до Москвы в 500 верст, в 1567 г.; А. Эдвардс называл число 420 верст; в «Поверстной книге» XVII в. длина этого пути равна 420 верстам; согласно «Списку населенных мест Вологодской губернии середины XIX в.» – 434 версты.  С. М. Каштанов вычислил по «Атласу автомобильных дорог СССР. М., 1960», что этот путь равен «примерно 430 км, что соответствует 398 в.». Согласно моим подсчетам с использованием данных Яндекс-карт, расстояние между «нулевым» километром в Вологде (Почтовое отделение №160000, г. Вологда, Советский пр. д. 4) и «нулевым» километром в Москве (пред Воскресенскими воротами, вход на Красную площадь, г. Москва, Красная площадь д. 1) составляет 470 км 89,6 м (при этом на табличке около «нулевого» километра в Вологде расстояние до Москвы указано в 461 км). 470 км 89,6 м составляют 435,268 в., при условии, что путевая верста равна 1080 м. В результате вычислений. В Англии XVI в. максимальная скорость езды составляла около 112,65 км в день; в средневековой Франции – 86,9–90,12 км; обычная быстрота езды во Франции – 32,18–53,1 км в день Приведенные факты позволяют говорить, что скорость передвижения зимой архиерейского поезда в 48,1 км в день была на уровне средних скоростей передвижения в Европе.

[5] Шамин С. М. Кареты в быту русской знати XVII в. // Позднесредневековый город II: Археология. История: Материалы II Всероссийского семинара. Тула, ноябрь 2007 г. Тула, 2009. С. 206–210.

[6] Там же. С. 207.

[7] Башнин Н. В. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон… С. 230.

[8] Там же. С. 263.

[9] Там же. С. 266.

[10] Подробнее о Фетиевых см.: Черкасова М. С. Записная тетрадь актов Владимирской церкви Вологды XVIIXVIII вв. // Историк и источник: Сборник статей к юбилею С. Н. Кистерева. СПб., 2018. С. 608–609; Малинина Н. Н., Черкасова М. С. Торговые люди и православная церковь в XVII в. (по архиву вологодского гостя Г. М. Фетиева) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. № 4(16). С. 84–152.

[11] Башнин Н. В. Архиепископ Вологодский и Белозерский Симон… С. 278.

[12] Там же. С. 287, 288, 292, 296, 304.

[13] Башнин Н. В., Адаменко О. Н. Указ. соч. С. 283, 284, 285, 292.

[14] Там же. С. 286, 290, 292, 293, 296, 297–298.

[15] ОПИ ГИМ, ф. 226, ед. хр. 21, л. 26.

[16] Там же, л. 27.

[17] Там же, л. 29 об.–30.

[18] Там же, л. 30.

[19] Там же.

[20] РГАДА, ф. 237, оп. 1, ед. хр. 53, л. 2 об.

[21] Булычев А. А., Зеленина Я. Э., Даен М. Е. Иоаким (Савёлов Большой Иван Петрович; 6.01.1621–17.03.1690), Патриарх Московский и всея Руси // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 138–148.

[22] Белякова Е. В. Адриан [Андрей] (1637, или 1627, или 1639–1700), Патриарх Московский и всея Руси (1690–1700) //Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 312–313.

[23] Благодарю М. М. Дадыкину, которая обратила мое внимание на эту рукопись.

[24] Дианова Т. В. Филиграни XVIIXVIII вв. «Голова шута». М., 1996.

[25] Дианова Т. В. Филиграни XVIIXVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998.

3 июня – 4 сентября 1690 г. – Приходо-расходная денежная книга дьяка московского подворья Вологодского архиерейского дома Святой Софии Федора Быкова[1]

 

(Л. 1) Книга росходная 198-го году

(Л. 2)[2] 198-го июня в 23 день книга росходная Преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоозерского[3], дачи дьяка Федора Быкова.

Июня в 23 день куплено в церковь фунт свеч с наддачей восковых, дано три алтына четыре денги.

Того же числа куплено бумаги десть, дана восмь денег.

Июня в 24 день дано на просвиры за два дни четыре денги.

Июня в 25 день х корете коромысл красить краски куплено на две денги.

Куплено солоду пол-осмины, дано четыре алтына две денги.

Дехти мазать у кореты оси на шесть денег[4].

(Л. 2 об.) Июня в 26 день по указу Преосвященного архиепископа дано взаймы белозерцу посацкому человеку Мерькурью Евстратьеву сыну Локтеву[5] десять рублев денег, и в том взята на него заемная кабала с порутчики.

Того же числа деланы в корету две весячие бесетки на ременье, даны три алтына две денги.

На просвиры пономарю дано две денги.

Июня в 27 день взята великих государей грамота в Еренеск к воеводе[6] о оброке к Вожемской вотчине о новоприсыпной земле о сенных покосех, дано под грамоту печатных пошлин в добавку пол-полтины.

Июня в 28 день куплено бумаги про домовой росход писчие две дести, дано два алтына четыре денги.

Июня в 29 день приходили со святынею Болшаго Успенского собору пределные от Петра и Павла[7] (Л. 3) священницы, дано им три алтына две денги.

Того же числа от великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца приходил Сытного дворца подклюшник Михайло Самсонов с подачей, кубок с романеей да на сребряном блюде звено белужье, дано ему в почесть три алтына две денги. Да с ним было двое человек, которые несли подачи, дано им два алтына.

Июня в 30 день дано на просвиры пономарю за три дни шесть денег.

Строена архиерейская шапка, куплено на нее сподобы всякой. Канетели десять золотников, дано рубль шеснатцать алтын четыре денги. Болших каменей в гнездах седмь, дано шеснатцать алтын четыре денги[8]. (Л. 3 об.) Да средних двенатцать каменей, дано шесть алтын четыре денги.

Куплено к архиерейским столам в розных числех калачиков на десять денег. Ретковни на ботвинье на десять денег. Пестерь водочерпной, дан шесть денег. Грибов на шесть[9] денег. Хрену на две денги. Уксусу боченок, дан три алтына. Мыла на скатерти на две денги. Горшечков в клюшню на две денги.

Куплено к архиерейским столам калачиков на две денги.

Июля в 2 день куплено на архиерейскую шапку пять горносталей[10], дано за горносталя по пяти алтын по четыре денги. Итого дватцать восмь алтын две денги.

Того же числа куплена телега травы, дана четыре денги.

Приходили от великих государей с верху Риз Положения священницы со святынею, дано им гривна.

Уголья куплено на четыре денги[11].

(Л. 4) Июля в 3 день приходил из Макидонской земли Новоспаского монастыря архимандрит Ианикий к архиерею ради милостыни, дано ему два рубли.

[12]Починиван замок у погреба, дано от починки четыре денги12.

Да с ним был дьякон, дано ему три алтына две денги.

Июля в 5[13] день куплено калачиков к архиерейским столам на две денги.

Сего же числа да июля же по 13 число дано на просвиры восмь денег подьяку Митке Кочюрову.

Июля в 8 день от великого государя царя и великого князя Иоанна Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца приходил с подачей верховой истопник Иван Иванов, дано ему шесть денег. Да с ним, которой нес падачю, дано ему четыре денги.

Дано Стефану Гурьеву денег два алтына 2 денги. И на те денги он покупал окуней на восмь денег, калачик две денги.

Ключ починиван[14] к замку погребному, дан две денги.

Чесноку на две денги[15].

(Л. 4 об.) Куплено огурцов сто, дано два алтына две денги.

Яиц куплено на четыре денги.

Возжи на конюшно, даны четыре денги.

Калачиков к архиерейским столам на две денги.

Коршков[16] в ключню на две денги.

Куплено к архиерейскому столу живой рыбы на два алтына на две денги.

Дано за работу от сканья свеч восковых, из домового воску сканы, восмь денег.

Ему засветил на две денги.

Июля в 9 день от великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцев приходил звать крестовой дьяк…[17] к радостному столу, дано ему в почесть два рубли денег.

Травы лошадям куплено на четыре денги[18].

(Л. 5) Того же числа купил Стефан Гурьев хмелю полпуда, дано дватцать один алтын четыре денги.

Две доски липовые, ковчег делать архиерейской шапки, даны восмь денег.

Куплены два колеса переды под телегу, даны четыре алтына.

Июля в 11 день травы копру да мяты в огурцы на две денги.

К архиерейскому столу калачиков на четыре денги в розных числех куплено.

Ягод земляницы на четыре денги.

Июля в 12 день куплено бумаги десть, дана восмь денег.

Июля в 14 день приходили со святынею Благовещенского собору предела архангела Гаврила священницы, дано им десять денег.

Июля в 15 день дано взаймы прилуцким[19] (Л. 5 об.) конюхом Гаврилку Кирилову да Митрюшке Данилову восмь рублев денег. И в тех денгах взята на них кабала с поруками и дворы свои в той кабале в заклад писали.

Делана архиерейская шапка, куплена подкладка и на шитье шолку и бумаги на четыре алтына.

От той же шапки дано за работу мастеру патриаршу Борису Осипову шеснатцать алтын четыре денги.

Июля в 18 день куплено солоду яшного пол-осмины на кислые щи, дано четыре алтына.

Рогожа да кулек, даны шесть денег.

Куплены два замка к воротам, даны десять денег.

Свеколницы в ботвинье [20]в розных числех20 на четыре денги.

Калачиков к архиерейским столам куплено в розных числех на три денги[21].

(Л. 6) Дано на просвиры июля со 12-го числа, да по 19 число девять денег.

Июля в 19 день куплены архиерею сафьянныя зеленые башмаки, даны семь алтын две денги.

Шил архиерейскую бархатную камилавку, дано на приклад мастеру Святейшаго Патриарха два алтына две денги.

Июля с 20-го числа да по 23-е число дано на просвиры четыре денги.

Куплено в клюшню луку на шесть денег.

Колачей к архиерейскому столу на две денги.

Да ушной рыбы стерлядок и плотиц куплено на три алтына.

К коретной и к тележной мазе куплено дехти ведро, дано десять денег.

Да свеколницы на ботвинье куплено на две денги.

Ветошей, горшки от печи отнимать, куплено на две денги[22].

(Л. 6 об.) На мытье скатертей мыла куплено на две денги.

Куплено в приказныя сени к засенью к[23] двери полотенцо, даны два алтына.

Июля в 20 день приходил к архиерею из Андреянаполя[24] града монастыря Введения Богородицы архимандрит Нектарей ради милостыни, дано ему рубль шеснатцать алтын четыре денги.

Июля в 22 день от великих государей Сытного дворца подьячей Иван Кожин приходил к Преосвященному архиепископу с подачей с новью з дыней, дано ему в почесть десять денег. Да которой за ним тое дыню нес, дано ему шесть денег.

Июля в 23 день дано на просфиры июля по 28 число шесть денег.

Июля в 24 день куплено уксусу бочонок, дано три алтына[25].

(Л. 7) Да масла семенного два фунта, дано восмь денег.

Яйц куплено восмьдесят, дано два алтына четыре денги.

Колачей к столу на четыре денги архиерейской подмосковной вотчины целовалник Федка Федоров смолол на мелнице казенных ядрец на толокно две четверти. Да муки ржаные две же четверти, [26]да четверть пшеницы26 про домовой московской росход. Дано промолных денег шесть алтын четыре денги.

Да овса смолото осмина да мелкой скотине овса же четверть смолото, дано промолу два алтына.

Подиакон Иван Афонасьев купил в ризницу крашенины лазоревые полтретья аршина, дано два алтына две денги да нитей на денгу.

Шапочной болван, дан восмь денег.

Заплачено клюшнику Анисиму Жданову, что он купил июля в 21 день про домовой[27] (Л. 7 об.) обиход тысечю огурцов, четыре алтына.

Да он же купил к архиерейским столам стерляжьи и плотичьи ухи в два поима, дано за обе три алтына.

Калачей к столу же в розные числа куплены на четыре денги.

Да яиц куплено пятдесят, дано десять денег.

Да на росход куплено сто свеч салных, дано шесть алтын.

Куплено масла деревянного вверх на две денги.

Свеколницы в ботвинье в клюшню и в обиход куплено на десять денег к посту.

Июля в 30 день приходил от великого государя царя Иоанна Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца [приходил][28] дворовой человек к Преосвященному архиепископу с подачей со звеном осетриной[29], (Л. 8) дано ему в почесть два алтына, которой нес, дано четыре денги.

Куплено для казенного писма две дести бумаги, дано два алтына четыре денги.

Куплено для пивной вари четверть солоду в прибавку яшново, дано пятнатцать алтын две денги.

Да хмелю, куплен весом пуд, дано девятнатцать алтын четыре денги.

Да куплено пять рогож да два куля, дано четыре алтына.

Куплено ягод вишней вверх на две денги.

Да колач, дан денга.

Варено на архиерейском дворе из яшново солоду со ржаным[30] пиво из пяти четвертей, дано за работу от той пивной вари повару найму пять алтын.

Про домовых людей к заговейну куплено мяса говяжья на четыре алтына[31].

(Л. 8 об.) Августа в 1 день сын боярской Анисим Жданов купил в клюшню масла семенного шеснатцать фунтов, дано десять алтын четыре денги.

Да грибов свежих на шесть денег.

Луку на два алтына.

Колачей к столу архиерейскому на две денги.

Да в клюшню же лопату, два топорища, даны две денги.

Дано подьяку Дмитрею Кочюри на просвиры августа по 5 число девять денег.

Да уголья он же купил на семь денег.

Августа в…[32] день по указу Преосвященного архиепископа куплено в ризницу у кадашевца из ветошново ряду у Фомы Иванова сына Бехтерева чюга отлас золотной, дано шесть рублев восмь алтын две денги.

Грибов куплено на восмь денег[33].

(Л. 9) Августа в 8 день дано в клюшню на колачи две денги.

Грибов на две же денги.

Да в обиход ковш дан, две денги.

К водовозной телеге куплены оглобли, даны шесть денег.

За яйца заплачено, что к заговейну куплено, шесть денег.

На мытье скатертей мыла куплено на две денги.

Августа в 11 день чесноку куплено на десять денег.

Сторожу Титку Колче куплена рубашка да двои портки, дано четыре алтына две денги.

Мыла на мытье архиерейских свиток на шесть денег.

Колачей к столу на две денги.

Куплено в клюшню горшков болших и малых и с волохами на шесть денег.

Да огурцов на соленье три тысячи сто[34], (Л. 9 об.) дано двенатцать алтын две денги.

На лоханцу два обруча вновь набиты, дано две денги.

В праздник Успения Пресвятыя Богородицы приходил с патриарша двора по указу великих государей Федор Анусов с кубком ренским, з головизной осетра просолново, з звеном белой рыбицы да с пирогами, дано ему в почесть три алтына две денги. Да которые за ним подачи несли четырем человеком дано четыре алтына.

Августа в 16 день куплено огурцей полтретьи тысячи, дано девять алтын четыре денги.

Волочить вода из колодезя ужище конопляное, дано три алтына.

Да кошель воду волочить, дан четыре денги[35].

(Л. 10) Колачиков на две денги.

В огурцы копру да щабру куплено на три денги.

Взята великих государей грамота из приказу Большаго Дворца на пожню Кошку с ыными пожнями на Федорово имя Воробьева, велено на Вологде ему, Федору, с прежними обротчики и с ыными дать торг. От того дела дьяку Григорью Посникову дано в почесть рубль. Старому подьячему Елисею Ильину два рубли. Молодому подьячему Григорью…[36] от писма грамоты и от выписки за работу дано дватцать пять алтын. Печатных пошлин восмь алтын две денги. Подьячему от записки той грамоты в книгу дано десять денег. Сторожу две денги[37].

(Л. 10 об.) Куплено две дести писчей бумаги, дано три алтына две денги.

От царя и великого князя Иоанна Алексеевича приходили к Преосвященному архиепископу истопники[38] с подачей с щукой колоткой, дано в почесть двоим человеком три алтына две денги.

Да от царицы Марфы Матвеевны приходили истопники же с подачею с пирогами и со звеном стерляди, дано им в почесть три алтына две денги.

Куплено в подмосковную вотчину под молоко два кувшина, даны две денги.

Да в клюшню хрену на две денги.

Да в церковь восковых свеч полфунта, дано одиннатцать денег.

В празник Успения Пресвятыя Богородицы Болшаго Успенского собору попы приходили со святынею, дано им празничных денег[39] (Л. 11) рубль.

Да в празник Спасова Нерукотвореннаго образа приходили сверху протопопы з братьею со святынею же, дано им восмь алтын две денги.

Да сверху же другие церкви Спаские попы приходили со святынею, дано им пять алтын.

Августа в 19 день по указу Преосвященного архиепископа подьяки Иван Андреев да Яков Костянтинов отпущены с Москвы на Вологду, дано им на дорогу шесть алтын четыре денги.

Куплено вверх Преосвященому архиепископу ягод сливу на четыре денги.

Дано клюшнику Анисиму Жданову, что он купил на празник Успениев день Пресвятыя Богородицы ушных стерлядей и карасей, за все пять алтын.

В празник Пресвятыя Богородицы, что у Донской Благовещенского собору ключарь з братьею приходили со святынею, дано им пять алтын[40].

(Л. 11 об.) Куплено в клюшню к столу вверх колачей на четыре денги.

Да на росход сто свеч салных, дано пять алтын.

Бочонок уксусу, дано три алтына.

Полфунта перцу, дано четыре алтына две денги.

Наемной пивовар Наум Дементьев сварил из казенного солоду ис пяти четвертей пиво, дано ему за работу найму пять алтын.

Да хмелю куплено в то пиво полпуда, дано пятнатцать алтын.

Куплено про домовых людей в розные числа мяса говядины свежево на восмь алтын на две денги.

Да в клюшню луку куплено на два алтына.

Да вверх к столу колачей на две денги.

На мытье скатертей мыла куплено на две денги[41].

(Л. 12) Под розежжую телегу ось куплена, дана пять денег.

Куплено в клюшню грибов на четыре денги.

Дано верховому певчему ссылному в милостыню десять денег.

Куплено груздей ведро, дано семь алтын две денги.

Под рыжики ведерко в относ, дано четыре денги.

Приходили от Святейшаго Патриарха с подачами с кубком романеи, с четвертью осетрины, с щукой колоткой да с пирогами, дано началному в почесть три алтына две денги. Да четверым человеком, которые подачи несли, дано четыре алтына.

Куплено колеса под водовозную бочку, даны пять алтын.

Да дехтю[42] для мази колес и для мази же кровли коретной сала ворванья обоево на десять денег[43].

(Л. 12 об.) Отдавано воску восмь фунтов скать в свечи, дано за работу и за светилна десять денег.

Колачей к столу на четыре денги.

Ушной рыбы куплено на восмь денег, гороху белово на две денги.

Труду в клюшню на две денги.

Приходил от великого государя царя Иоанна Алексеевича с подачей с пирогом да с кубком ренским кормовово дворца стряпчей, дано ему в почесть три алтына две денги, да двоим человеком два алтына.

Куплена к казенному серебряному сканному[44] делу железная доска, дана десять алтын.

Сын боярской Анисим Жданов купил Преосвященному архиепископу к столу в два корма две ухи стерляжьи, даны три алтына.

Да в клюшню семенного масла шеснатцать фунтов[45], дано десять алтын четыре денги.

Про домовых людей мяса говядины куплено на пять алтын.

Уксусу бочонок, дан три алтына.

Колачей на четыре денги.

Яиц на четыре денги.

Лука и чеснока на два алтына.

Двенатцать кулей, дано два алтына четыре денги.

В обиход два ковша, даны четыре денги.

Мыла на мытье архиерейских свиток на четыре денги.

От починки вляги дано восмь денег.

Решето, дано четыре денги[46].

(Л. 13 об.) Куплено две дести бумаги, дано три алтына.

Да он же, Анисим, купил к архиерейской поеске рогож ценовок десяток, дано тринатцать алтын две денги.

Свеч салных полста болшие руки, дано четыре алтына две денги.

Сумочка малая под огниво, дана шесть денег.

К полаткам на столбцы шистиков на шесть денег.

Колачиков на шесть денег.

Сторожу Ивашку Ростовцу куплены чарки и чюлки, даны[47] (Л. 14) четыре алтына.

Подьяк Дмитрейко Чюров издержал в розные числа[48] на просвиры с сентября по 2 число пять алтын четыре денги.

Куплено в поднос Святейшему Патриарху у рыбака у Федота повалня живой розных рыб, дано пять рублей.

Да приемщику дано в почесть восмь алтын.

К поеске дватцать рогож, десять ужищ, дано тринатцать алтын.

Приходили с подачею от царя Иоанна Алексеевича, дано в почесть десять денег[49].

(Л. 14 об.) Дано Ивану Лупину взаймы шесть рублев и в том взята на нево кабала.

Села Городища крестьянину Тимошке Захарову дано взаймы рубль и в том взята кабала.

Дано патриаршим певчим славленых денег на нынешней на 198-й год пять рублев.

Дано подьякону Ивану Звонареву снесть к постройке амофора на покупку к шитью розных сподоб Федорове жене Дубровского пять рублев.

Дано в дороге подмосковной вотчины крестьянином села Городища Тимошке Захарову троим человеком на лапти шесть денег[50].

(Л. 15) 199-го сентября в 4 день по указу Преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоозерского, выдано на поезде в платежи за вотчинных крестьян на нынешней на 199-й год казенных денег сто рублев стряпчему Афонасью Головкову. [51]Я, Афонасей Головков, денги взял и росписался51.

По указу Преосвященного архиепископа дано взаймы Каменного монастыря[52] слугам Ивану Салдатову да Трофиму Тучину пятнатцать рублев. И в том взята на них заемная память и послана на Вологду к казначею и к дьяку.

Куплено на Москве в прибавку к прежним покупкам и дорогою в пути по городам рогож, и кулков, и ужищ, и поводцей, и свеч салных, и ложек на тритцать алтын на четыре денги[53].

(Л. 15 об.) По указу великих государей и Святейшаго Патриарха Преосвященный архиепископ поехал с Москвы на Вологду сентября в 4 день.

Нанят ямщик под верховой сундук с телегой в двойки вести, дано ему по ряде от Москвы до Вологды рубль дватцать шесть алтын четыре денги.

Под ризницу, и под клюшню, и под всякой обиход, и под священников, и дьяконов, и под певчих, и подьяков нанято от Москвы до Ерославля дватцать девять телег малых по одной лошади в телеге, дано на всякую телегу по дватцати алтын. Итого[54] (Л. 16) за все семнатцать рублев тринатцать алтын две денги.

Куплено в путь сыромятные кожи на пять алтын на две денги.

Куски даны восмь денег.

Дехти на два алтына.

Шило да трубочка даны четыре денги.

Подьякону Ивану заплачено, что он купил в ризницу ножницы, два алтына две денги.

Куплено в пути к обеду про архиереа на Яузе колачей на две денги.

В Троицком Сергиеве монастыре куплено[55] (Л. 16 об.) в церковь восковых свеч на три алтына на две денги.

Да на молебен им же дано полтора рубли.

Начевали в Сваткове, куплено казенным и крестьянским подмосковным лошадем сена на девять алтын.

Заплачено Михайлу Титову, что он перековал одну коретную лошадь казенными же подковы, а другую коретную же их подковы, два алтына четыре денги.

Отпущены з Дубни назад про московны крестьяне с лошадми два человека, дано им на дорогу обеим восмь денег[56].

(Л. 17) Начевали в Новинском, сена куплено на три алтына.

В Переславле куплено рыбы на десять денег.

Титку Колче на лапти дано две денги.

Симеону старцу дано на подводу послать с подачей две денги.

Михайло Титов купил в Переславле для мази дехтю на восмь денег.

Из Ростова отпущены назад подмосковные крестьяне с лошадми шесть человек, Селиванко с товарыщи, дано им на дорогу десять алтын.

Дано в Ростове соборным попам на молебен шеснатцать алтын четыре денги[57].

(Л. 17 об.) Да свеч в собор же куплено на три алтына на четыре денги.

В Ростове на приезд пиво сварено, заплачено за солод, и за хмель, и за провар рубль шесть алтын четыре денги.

Куплено к столу в Ростове плотиц на восмь денег.

Подмосковным трем человеком крестьяном, которые пеши идут за лошадьми, дано на лапти всем шесть денег.

В Ерославле куплены в прибавку к казенным пять телег, дано за все рубль дватцать пять алтын две денги[58].

(Л. 18) Отпущены из Ерославля подмосковные три человека назад со штию лошадми, дано им на дороги всем шеснатцать алтын четыре денги.

В Даниловском куплено дехтю на четыре алтына на две денги.

На Вожкорском сена куплено на шесть алтын на четыре денги.

Да в розных местех от Москвы до Вологды издержано в пути про архиерейской обиход на покупку колачей и яиц и в милостыню нищим и домовым людем на квас, и на хлеб, и за дрова дватцать один алтын четыре денги[59].

(Л. 18 об.) Куплено боярина князь Михайла Яковлевича Черкаского[60] у человека ево у Ивана Толмачева меду сырцу весом и з деревом тринатцать пуд три четверти, дано за все восмь рублев восмь алтын две денги[61].

 

(Л. 19) Дача денежного жалованья 199-го году сентября с 1-го числа на Москве[62]

(Л. 20) Дьяку Федору Быкову двенатцать рублев с полтиною. [63]Федор Быков денги взял и руку приложил63.

Старцу Андронику полтора рубли.

Чашнику старцу Филарету два рубли с полтиною. [64]Денги взял и руку приложил64.

Подьяком.

Аверкию Муромцову два рубли восмь алтын две денги. [65]Аверка Муромцов денги взял и руку приложил65.

(Л. 20 об.) Ивану Звонареву два рубли. [66]Ивашко денги взял и руку приложил66.

Подьячим.

Матфею Волкову два рубли с полтиною. [67]Матюшко Волков жалованье денежное взял и руку приложил67.

Иеромонаху Варламу два рубли.

Иеродиакону Герасиму два рубли.

Певчим.

Ивану Горохову два рубли с полтиною. [68]Ивашко Горохов денги взял и руку приложил68.

(Л. 21) Ивану Лукину два рубли. [69]Ивашко Лукин денги взял и руку приложил69.

Никифору Мегорскому два рубли. [70]Никешка Мегорской денги взял и руку приложил70.

Григорью Патракову рубль дватцать петь алтын. [71]Гришка Батраков денги взял и руку приложил71. Ему же в прибавку на полгода пол-полтины. [72]Гришка Батраков денги взял и руку приложил72.

Ивану Андрееву полтора рубли. [73]Ивашко Андреев денги взял и руку приложил73. Ему же по архиепископлю указу прибавлено на полгода пол-полтины. [74]Яж, Ивашка, денги взял и руку приложил74.

Артемию Сисоеву рубль восмь алтын 2 денги. [75]Артюшка Сисоев денги взял и руку приложил75. Ему же в прибавку по указу на полгода пол-полтины. [76]Я же, Артюшка Сисоев денги взял и руку приложил76.

Стефану Понкратьиву полтора рубли. [77]Я, Стенка Пагкратьев, денги взял и руку приложил77. Ему же прибавлено на полгода полтина. [78]Я же денги, Стенка Пахкратьев, взял и руку приложил78.

(Л. 21 об.) Дмитрию Рабанскому полтора рубли. [79]Митка Рабанской денги взял и руку приложил79.

Михайлу Анисимову двацать 1 алтын 4 денги. [80]Мишка Анисимов денги взял и руку приложил80. Ему же на полгода прибавлено пол-полтины. [81]Я же, Мишка Анисимов, денги взял и руку приложил81.

Федору Калинину дватцать петь алтын. [82]Федко Калинников денги взял и руку приложил82.

Ивану Калинину дватцать петь алтын. [83]Ивашко Калинников денги взял и руку приложил83.

Андрею Ростовцу полтина. [84]Андрюшка денги взял, руку приложил84.

(Л. 22) Дмитрию Кочюру дватцать один алтын четыре денги. [85]Митка Кочуров денги взял и руку приложил85. Ему же в прибавку на полгода гривна. [86]Я же взял и руку приложил86.

Петру Михайлову дватцать пять алтын. [87]Петрунка Михайлов денги взял и руку приложил87. Ему же прибавлено на полгода пять алтын. [88]Я же, Петрунка, денги взял и руку приложил88.

Ивану Яковлеву рубль восмь алтын 2 денги. [89]Денги взял и руку приложил я, Ивашко89.

Детем боярским.

Анисиму Жданову полтора рубли. [90]Анисим Жданов денги взял и руку приложил90.

(Л. 22 об.) Василью Александрову рубль дватцать петь алтын. [91]Васка Александров денги взял и руку приложил91.

Миките Блинову полтора рубли. [92]Микита Блинов денги взял, вместо ево Петрунка Легчак по ево велению руку приложил92.

Федору Быкову два рубли с полтиною. [93]Фетка Быков денги взял и руку приложил93.

Верховому истопнику Ивану Кузмину полтора рубли. [94]Иван Козмин денги взял, а вместо иво подьякон Аверка Муромцов руку приложил94.

Серебрянику Ивану Петрову два рубли. Дал ему рубль, а по ево скаске дал-де другой рубль преж на Вологде из казны. [95]Иван Петров денги взял, вместо ево Василей Александров руку приложил95.

(Л. 23) Повару Естефею рубль. [96]Естефей денги взял, вместо ево Петрушка Легчак по ево велению руку приложил96.

Повару Дементью Стефанову два рубли.

Михайлу Передкову полтора рубли. [97]Михайло Передков денги взял, вместо ево Васка Александров по его велению руку приложил97.

Петру легчаку рубль шеснацать алтын 4 денги. [98]Петрунка Легчак денги взял и руку приложил98.

Луке Васильеву дватцать алтын. [99]Лука Васильив денги взял, вместо иво Ивашко Горяинов руку приложил99.

Митке Демидову вновь окладу на полгода дватцать алтын. [100]Ивашко Беляев вместо Дмитрея по ево велению руку приложил100.

(Л. 23 об.) Всего по сим книгам на жалованье в роздаче на полгода [101]сорок пять101 рублев восмь алтын две денги[102].

 

(Л. 23г) Книга приходная[103]

(Л. 24) 198-го июня в 23 день книга приемная казенным денгам приему дьяка Федора Быкова.

Июня в 23 день принято у дьяка Петра Ташлыкова казенных денег восмьдесят один рубль[104].

(Л. 25) Июля в 12 день поставлен из дьяконов в попы на Белоозеро в соборную церковь Григорей Григорьев. Ставленых пошлин взято пятнатцать алтын.

Июля в 14 день поставлен в попы Леонтей Филипов сын Попов в Вологодской уезд в Раменскую волость ко храму Покрова Пресвятые Богородицы. Пошлин взято тритцать алтын.

Августа в…[105] день посвящен во дьяконы Белозерского уезду из Вадбала храма святого Иоанна Ветхопещерника Матвей Федоров. Новоставленых пошлин взято пятнатцать алтын.

Августа в 14 день посвящен с Вологды изнутри града благовещенской дьякон Тимофей Евстафьев на Вологду же на посад[106] (Л. 25 об.) ко храму святого Леонтия, епископа Ростовского, в попы. Новоставленых пошлин пятнатцать алтын.

Августа в 15 день взято с новоставленово попа Ивана Тимофеева, что посвящен в Вологоцкой уезд в Авнежскую волость ко храму Пресвятыя Троицы. Новоставленых пошлин тритцать алтын.

Посвящен в город на Вологду во дьяконы ко храму Благовещения Пресвятыя Богородицы Леонтей Фокин. Новоставленых пошлин взято пятнатцать алтын.

Посвящен в Корнильев монастырь монах Афонасейво дьяконы. Новоставленых пошлин пятнатцать алтын.

Августа в 24 день взято с новоставленово попа Потапия Васильева, что посвящен в Чаронскую округу ко храму Николаю Чюдотворцу на Вожгу. Новоставленых пошлин тритцать алтын[107].

(Л. 26) Продано остаточново коровья масла восмь пуд шесть фунтов, взято пять рублев дватцать три алтына две денги.

Принято у боярина у Петра Ивановича Матюшкина четыреста пятьдесят семь рублей дватцать шесть алтын четыре денги. И о тех денгах, о выдаче ему, на Вологду послана грамота к казначею и к дьяку. А в то число на нем, боярине, не донята полтина. И та полтина приказана взять на росход московских держий стряпчему Афонасью Головкову[108].

Да ему же, стряпчему Афонасью Головкову выдано и из сих же приемных денег по архиерейскому указу за московскую ево стряпню в жалованье[109] (Л. 26 об.) сто рублев. А те денги велено на Вологде казначею и дьяку в дачю зачесть ис тиунских доходов.

Продано на поезде соли полсема пуда. Взято дватцать один алтын четыре денги[110].

 



[1] Архив СПб ИИ РАН, ф. 271, оп. 2, № 346.Подлинник.

[2] Л. 1 об. чистый, без записей.

[3] Архиепископ Вологодский и Белозерский Гавриил (Кичигин) занимал кафедру с 7 сентября 1684 г. до своей смерти 30 марта 1707 г.

[4] В рукописи на нижнем поле л. 2 приписано: 11 алтын 2 денги.

[5] Меркурий Евстратьев упоминается как поручитель 27 января 1674 г. (ГА ВО, ф. 1260, оп. 1, № 4323).

[6] Вероятно, это Гурий Украинцев, упоминается 3 ноября 1691 г. (Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. СПб., 1902. С. 285).

[7] В рукописи на нижнем поле л. 2 об. приписано: 10 рублей 14 алтын 4 денги.

[8] В рукописи на нижнем поле л. 3 приписано: 2 рубля 9 алтын 4 денги.

[9] Исправлено, в рукописи: шес.

[10] Так в рукописи.

[11] В рукописи на нижнем поле л. 3 об. приписано: 1 рубль 15 алтын 4 денги.

[12]–12 В рукописи вписано между строк.

[13] В рукописи исправлено из: 7.

[14] В рукописи слово написано над строкой.

[15] В рукописи на нижнем поле л. 4 приписано: 2 рубли 9 алтын 4 денги.

[16] Так в рукописи.

[17] В рукописи далее оставлено место, имя не указано.

[18] В рукописи на нижнем поле л. 4 об. приписано: 2 рубля 9 алтын.

[19] В рукописи на нижнем поле л. 5 приписано: 31 алтын 4 денги.

[20]–20 В рукописи написано над строкой.

[21] В рукописи на нижнем поле л. 5 об. приписано: 8 рублей 28 алтын 3 денги.

[22] В рукописи на нижнем поле л. 6 приписано: 18 алтын 3 денги.

[23] В рукописи исправлено из: в.

[24] Адрианополь (Эдирне) – город в европейской части Турции.

[25] В рукописи на нижнем поле л. 6 об. приписано: 1 рубль 25 алтын 4 денги.

[26]–26 В рукописи написано над строкой.

[27] В рукописи на нижнем поле л. 7 приписано: 17 алтын 1 денга.

[28] В рукописи слово написано в квадратных скобках.

[29] В рукописи на нижнем поле л. 7 об. приписано: 7 алтын 2 денги.

[30] В рукописи над строкой.

[31] В рукописи на нижнем поле л. 8 приписано: 1 рубль 20 алтын 3 денги.

[32] В рукописи оставлено место, число не указано.

[33] В рукописи на нижнем поле л. 8 об. приписано: 6 рублей 26 алтын 4 денги.

[34] В рукописи на нижнем поле л. 9 приписано: 11 алтын 4 денги.

[35] В рукописи на нижнем поле л. 9 об. приписано: рубль. Далее зачеркнуто: 29 алтын 2 денги.

[36] В рукописи оставлено место, вторая часть имени не указана.

[37] В рукописи на нижнем поле л. 10 приписано: 4 рубля 4 алтына 5 денег.

[38] В рукописи написано над строкой.

[39] В рукописи на нижнем поле л. 10 об. приписано: 12 алтын 3 денги.

[40] В рукописи на нижнем поле л. 11 приписано: 1 рубль 30 алтын 4 денги.

[41] В рукописи на нижнем поле л. 11 об. приписано: 1 рубль 10 алтын 4 денги.

[42] В рукописи написано над строкой.

[43] В рукописи на нижнем поле л. 12 приписано: 25 алтын 1 денга.

[44] В рукописи написано над строкой.

[45] В рукописи на нижнем поле л. 12 об. приписано: 22 алтына 4 денги.

[46] В рукописи на нижнем поле л. 13 приписано: 28 алтын.

[47] В рукописи на нижнем поле л. 13 об. приписано: 23 алтына 4 денги.

[48] В рукописи написано над строкой.

[49] В рукописи на нижнем поле л. 14 приписано: 5 рублей 32 алтына 2 денги.

[50] В рукописи на нижнем поле л. 14 об. приписано: 17 рублей 6 денег.

[51]–51 В рукописи написано другим почерком.

[52] Спасо-Каменный монастырь на острове в Кубенском озере, один из древнейших на Вологодчине.

[53] В рукописи на нижнем поле л. 15 приписано: 115 рублей 30 алтын 2 денги.

[54] В рукописи на нижнем поле л. 15 об. приписано: рубль 26 алтын 4 денги.

[55] В рукописи на нижнем поле л. 16 приписано: 17 рублей 25 алтын 2 денги.

[56] В рукописи на нижнем поле л. 16 об. приписано: рубль 33 алтына.

[57] В рукописи на нижнем поле л. 17 приписано: 1 рубль.

[58] В рукописи на нижнем поле л. 17 об. приписано: 3 рубля 4 алтына 4 денги.

[59] В рукописи на нижнем поле л. 18 приписано: рубль 16 алтын.

[60] Князь М. Я. Черкасский (+ 28 июня 1712 г.), сподвижник Петра I, воевода в Новгороде, затем в Сибири.

[61] В рукописи на нижнем поле л. 18 об. приписано: 8 рублей 8 алтын 2 денги. Л. 18а–18б чистые, без записей.

[62] В рукописи л. 19 об. чистый, без записей.

[63]–63 В рукописи написано другим почерком.

[64]–64 В рукописи написано другим почерком.

[65]–65 В рукописи написано другим почерком. На нижнем поле л. 20 приписано: 17 рублей 8 алтын 2 денги.

[66]–66 В рукописи написано другим почерком.

[67]–67 В рукописи написано другим почерком.

[68]–68 В рукописи написано другим почерком. На нижнем поле л. 20 об. приписано: 7 рублей. Далее зачеркнуто: 4 рубля 25 денег. 6 рублей. 5 рублей.

[69]–69 В рукописи написано другим почерком.

[70]–70 В рукописи написано другим почерком.

[71]–71 В рукописи написано другим почерком.

[72]–72 В рукописи написано другим почерком.

[73]–73 В рукописи написано другим почерком.

[74]–74 В рукописи написано другим почерком.

[75]–75 В рукописи написано другим почерком.

[76]–76 В рукописи написано другим почерком.

[77]–77 В рукописи написано другим почерком.

[78]–78 В рукописи написано другим почерком. На нижнем поле л. 21 приписано: 11 рублей 8 алтын 2 денги.

[79]–79 В рукописи написано другим почерком. Далее зачеркнуто: Ему же в прибавку на.

[80]–80 В рукописи написано другим почерком.

[81]–81 В рукописи написано другим почерком.

[82]–82 В рукописи написано другим почерком.

[83]–83 В рукописи написано другим почерком.

[84]–84 В рукописи написано другим почерком. На нижнем поле л. 21 об. приписано: 4 рубли 13 алтын 2 денги. Далее зачеркнуто: 3 рубля 21 алтын 4 денги.

[85]–85 В рукописи написано другим почерком.

[86]–86 В рукописи написано другим почерком.

[87]–87 В рукописи написано другим почерком.

[88]–88 В рукописи написано другим почерком.

[89]–89 В рукописи написано другим почерком.

[90]–90 В рукописи написано другим почерком. На нижнем поле л. 22 приписано: 4 рубля 13 алтын 2 денги. Рядом зачеркнуто: 2 рубля 21 алтын.

[91]–91 В рукописи написано другим почерком.

[92]–92 В рукописи написано другим почерком.

[93]–93 В рукописи написано другим почерком.

[94]–94 В рукописи написано другим почерком.

[95]–95 В рукописи написано другим почерком. На нижнем поле л. 22 об. приписано: 8 рублей 8 алтын 2 денги. Рядом зачеркнуто: 5 рублей 20 алтын.

[96]–96 В рукописи написано другим почерком.

[97]–97 В рукописи написано другим почерком.

[98]–98 В рукописи написано другим почерком.

[99]–99 В рукописи написано другим почерком.

[100]–100 В рукописи написано другим почерком. На нижнем поле л. 23 приписано: 5 рублей 6 алтын 4 денги. Рядом зачеркнуто: 4 рубля 20 алтын.

[101]–101 В рукописи частично стерто.

[102] В рукописи оставшаяся часть л. 23 об. чистая, без записей. Л. 23а–23в об. чистые, без записей.

[103] В рукописи л. 23г об. чистый, без записей.

[104] В рукописи л. 24 об. чистый, без записей.

[105] В рукописи оставлено место, число не указано.

[106] В рукописи на нижнем поле л. 25 приписано: 1 рубль 26 алтын 4 денги.

[107] В рукописи на нижнем поле л. 25 об. приписано: 3 рубля 5 алтын.

[108] В рукописи: голову. Исправлено по следующей записи.

[109] В рукописи на нижнем поле л. 26 приписано: 363 рубля. Исправлено из: 366 рублей. Рядом зачеркнуто: 463 рубля; частично стерто: 5 рублей 23 алтын 2 денги.

[110] В рукописи на нижнем поле л. 26 об. приписано: 21 алтын 4 денги. Л. 27–30 об. чистые, без записей.



 

Форумы