Карбасова Т. Б. Похвальное Слово Варлааму Хутынскому и его источники

 

Общие сведения

Публикуемое Похвальное Слово прп. Варлааму Хутынскому входит в Агиографический цикл, составленный Пахомием Сербом для прп. Варлаама Хутынского. Кроме Слова в цикл входят также Служба святому и его Житие. Обоснованию единства всех трех текстов, его составляющих, а также единовременности их создания посвящена моя статья 2016 г.[1] Цикл был создан в 30-х гг. XV в. в Новгороде (до 1438 г.), вероятно, по благословению Новгородского архиепископа Евфимия II[2]. До этого времени существовало посвященное святому проложное Житие[3] и, возможно, тропарь и кондак.

Похвальное Слово имеет заглавие: «Свещеноинока Пахомиа Логофета слово похвалное на пречестную паметь преподобнаго отьца нашего Варлаама. Вь нем же имат нѣчто и на иудеи» и инципит: «”Паметь праведнаго сь похвалами бываеть”, рече божьстьвнии пророкъ, отнуд же и естество человѣчьское…». Атрибуция Пахомию устанавливается по надписанию[4], общему представлению об авторстве цикла и, главное, на основании общих чтений с другими текстами сербского автора. В составе цикла Слово читается после Жития и имеет типичную для такого рода памятников композицию: вступление, биографическая часть и заключение с хайретизмами.

Во вступлениизаявлены тема почитания святых и торжества Великого Новгорода: «Прииди же и ты, Великый Новь-граде, въсхвали от тебе прозябьшаго». Основным для Пахомия является мотив почитания святых как духовной трапезы. Своему Слову Пахомий придает учительную функцию и обозначает тему правильного почитания святых, в связи с которой появляется определенная полемическая антииудейская направленность, отразившаяся в заглавии. Правильное празднование памяти святых с поклонением их мощам – это «брашно духовное», которое противопоставляется иудейскому «закланному тельцу»: «Не бо, рече, иудеиски празнуемъ, тельцъ сьлиавше, нь, цѣльбние и прѣчьстние мощи зреще, покланяемся» (л. 50 об.). Аналогично в Похвальном Слове «Знамению», созданном в Новгороде, очевидно, несколько позднее, Пахомий также учит правильному празднованию и почитанию икон.

Похвальное Слово в биографической своей части является синопсисом Жития. Кажется, именно это следование за предшествующим текстом подчеркивается глаголом «рече» («въспитан же, рече, въ добромъ наказании, якоже лѣпо бѣ»; «обьхождаше же и мѣста, рече, где обитѣль съставити»). Сравнительно с Житием в Слове опущен сюжет с преставлением и, соответственно, завещанием монастыря игумену Антонию. В очень кратком пересказе прижизненные чудеса объединены с посмертными, при этом, очевидно, чтобы не перегружать повествование, исключены два из них: о рыбах и исцелении от слепоты. Напротив, добавлено описание чуда о прекращении или даровании дождя по молитвам архиепископа у мощей святого – его не было в Житии. При этом повествование о чудесах в Слове начинается именно с него. Содержательные параллели к этому чуду обнаруживаются в икосе и кондаке службы – возможно, именно древний кондак послужил источником рассказа. Позднее соответствующий фрагмент Похвального Слова оформился в виде самостоятельной записи чуда и переписывался отдельно от Слова, присоединяясь к Житию (ГИМ, Чудовское собр., № 151, л. 113 об.; РГБ., ф. 304/I (Основное собр. Троице-Сергиевой лавры), № 645, л. 145).

И, наконец, заключительная частьпредставляет собой собственно похвалу, целый ряд хайретизмов, оканчивающихся молитвой к Варлааму от лица «память празднующих».

 

История изучения Слова

Первым рассмотрел это Похвальное Слово большой знаток творчества Пахомия Серба протоиерей Василий Яблонский. В своей монографии он атрибутировал Слово Пахомию Сербу, привел список шифров рукописей и указал источник («Похвальное Слово апостолам Петру и Павлу» Исихия Иерусалимского)[5]. Л. А. Дмитриев в своем исследовании преимущественное внимание уделял Житию прп. Варлаама, вероятно, поэтому он не опознал часть Похвального Слова и определил его как самостоятельное чудо «Чудо о крестном ходе в Петров пост»[6]. В. М. Кириллин, рассматривая панегирическое наследие Пахомия Серба, отдельную статью посвятил Похвальному Слову Варлааму Хутынскому[7] и пришел к неутешительному выводу, что Слово почти полностью является заимствованным. По мнению исследователя, Пахомий переписал его с Похвального Слова митрополиту Петру, созданного свт. Киприаном[8]. Это Похвальное Слово митрополиту Петру, обнаруженное и атрибутированное Киприану Н. Дончевой-Панайотовой,[9] было опубликовано Р. А. Седовой по трем спискам XVI в.[10] Однако атрибуция Киприану у многих исследователей вызывает сомнения[11]. Наиболее аргументированным мне представляется мнение, согласно которому Слово митрополиту Петру было составлено Пахомием в 70-х гг. XV в., т. е. значительно позже Похвального Слова Варлааму Хутынскому, что оставляет вопрос о литературных источниках последнего открытым.

Новое слово в изучении Похвального Слова Варлааму – это источниковедческие штудии Н. В. Пак: обнаруженный ею источник одного из сравнений Пахомия Серба позволил уточнить авторство Похвального слова митрополита Петра (им никак не может быть митрополит Киприан) и продвинуться в изучении Похвального Слова Варлааму Хутынскому[12].

Рассмотрев историю изучения Слова, можно видеть, что основная проблема на настоящий день – это неизученность его текстологии и источников. В настоящей статье я остановлюсь на решении второго вопроса.

 

Текстология

Текстологическое изучение Похвального Слова пока не завершено, однако предварительные результаты работы позволяют говорить о том, что Пахомиевское Похвальное Слово существует, также как и весь цикл, в двух основных вариантах – Минейном и Неминейном.

Минейный назван так потому, что Слово вместе со Службой и Житием в этом варианте читается в Ноябрьской минее, входившей в годовой комплект новгородского Софийского собора (РНБ, Софийское собр., № 191; Слово читается на л. 54 об.62 об.). Минея была написана в 1438 г. по благословению владыки Евфимия[13], а затем с нее неоднократно делались копии: около 1463 г. был создан комплект для церкви прп. Сергия Радонежского (ноябрьский том имеет шифр: РНБ, Софийское собр., № 268; Слово на л. 7384), в 1475 г. – комплект Никольского Гостинопольского монастыря (ноябрьский том: РНБ, Софийское собр., № 266; Слово на л. 8193), около 1475 г. – комплект Валаамского монастыря (ноябрьский том: – РНБ, Софийское собр., № 267; Слово на л. 72 об.83)[14]. Кроме того, довольно ранний список Неминейного варианта Слова находится в богослужебном сборнике, содержащем службы на предпразднества и попразднества, датирующемся 40-ми гг. XV в.: РНБ, Софийское собр., № 406, л. 144154 об. Таким образом, самый ранний список этого варианта редакции дает нам надежную границу датировки – Слово было написано не позднее 1438 г.

Другой вариант, Неминейный, сохранился в автографе Пахомия, который предположительно датируется концом 30-х началом 40-х гг. XV в. (РНБ, Софийское собр., № 429, л. 49-63).[15] Именно этот вариант публикуется ниже. Приведу шифры некоторых других ранних (до конца XVв.) списков Неминейного варианта Слова Варлааму Хутынскому: РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, № 30/1107, л. 113 об.132 (60-е гг. XV в.); СПб ИИ РАН, ф. № 238, оп. 1, № 323, л. 216 об.229 (60-е гг. XV в.); РГБ, ф. 304.I (Основное собр. Троице-Сергиевой лавры), № 631, л. 81об.106 об. (60-е гг. XV в.); СПбИИ, ф. 238 (Н. П. Лихачева), оп. 1, № 161, 81 об.-91 (70-е гг. XV в.); РГБ, ф. 173 (Библиотека МДА), № 210, л. 4461 об. (70-е гг. XV в.); РНБ, собр. М. П. Погодина, № 1281, л. 321 об.332 (80-е гг. XV в.), РНБ, Софийское собр., № 1389, л. 290 об.296 (80-е гг. XV в). Вероятно, распространение Неминейного варианта Похвального Слова связано с установлением общерусского почитания святого в 60-е гг. XV в.

Варианты различаются незначительно. Основным отличием можно считать место, которое Слово занимает в общей композиции цикла. В Минейном варианте оно читается по второй кафизме, в Неминейном варианте – помещается после Службы и Жития. Укажу несколько характерных чтений:

 

Неминейный вариант

Похвального Слова[16]

Минейный вариант

Похвального Слова[17]

Свещеноинока Пахомиа Логофета слово похвалное на пречестную паметь преподобнаго отьца нашего Варлаама. Вь нем же имат нѣчто и на иудеи (л. 49)

Слово похвално на пречестную память преподобнаго и богоноснаго отца нашего Варлама чюдотворца. В нем же и на иудея (л. 54 об.)

нь «не мощно есть граду покритися връху гори стое» (л. 51 об.)

но «не мощно есть граду укрытися верху горы стоа» (л. 56 об.)

Видѣвше же, рече, родителие его (л. 53 об.)

Видѣвше родителие его (л. 58)

и къ конца живота приближашеся, и слышавь, рече, яже о светѣмь (л. 59)

и къ концу живота приближашеся, и слышавь яже о святем (л. 60 об.)

Обьхождаше же и мѣста, рече, где обитѣль съставити (л. 54 об.).

Обихождаше же и мѣста, гдѣ обитель съставити (л. 57 об.)

Есть убо обичаи въ томь Новѣ-градѣ (л. 57 об.)

Есть убо обычаи в том Великом Новѣ-градѣ (л. 59 об.)

Кнезь бо, велики Костантинь (л. 59)

Князь бо, Костянтинь (л. 60 об.)

Инаа же многа и бесчисльнаа чюдеса светаго Варлаама (л. 59 об.60)

Инаа же многа и бесчисльнаа чюдеса преподобнаго Варлама (л. 60 об.)

Нь чюдеса оставльше, пакы кь похвали устрьмимся (л. 60)

Но мы чюдеса оставльше, пакы къ похвалѣ святаго устремимся (л. 61).

вь прѣсвѣтлую паметь радостно ликующи трьжьствует, Варлаам бо, прѣдивьнь си на земли (л. 60 об.)

вь пресвѣтлую память радостно ликующи торжьствуеть. Сеи бо преподобныи отець нашь Варлаамъ, предивень сыи на земли (л. 61)

И тако кажи свое прошение (л. 56)

И тако всякь свое прошение (л. 58 об.)

и болѣзни зѣло наскочивши, яко и всѣхь (л. 59 об.)

и болѣзни велми обдержащи его, яко и всѣхь (л. 60 об.)

иже от Христа вьверенное ему христоименитое стадо (л. 53)

иже от Христа върученное ему христоименитое стадо (л. 57)

наслаждение твоего зрениа (л. 53 об.)

наслаждение твоего зрака (л. 57 об.).

что ино, тъкмо въздръжание (л. 54)

что ино, токмо постъ и въздержание (л. 57 об.)

Аще тѣмь манну сь небѣсе сьведох (л. 57)

О нѣм манну сь небѣсе сьведох (л. 59)

православних празньства и свѣтлаа преподобнаго памет (л. 60 об.)

православных торжьства и свѣтлаа преподобнаго память (л. 61)

 

Разночтения незначительные, но последовательно повторяющиеся в группах списков. Нам представляется, что именно составитель Минейного варианта (возможно, непосредственно писец Минеи) уточнил евангельскую цитату, удалил избыточные, с его точки зрения, указания «рече», и осуществил определенную стилистическую правку (следил за употреблением определений «великий», «преподобный», «святой», осуществил замену менее употребимых слов на более уместные: «кажи» на «всяк», «болезни зело наскочивши» на «болезни велми обдержащи» и т. п.). Имя Пахомия Серба в надписании Похвального Слова во всех указанных списках Минейного варианта отсутствует. Таким образом, чтения Минейного варианта, на мой взгляд, передают однотипный характер редакторских исправлений, и, следовательно, Неминейный вариант предшествовал Минейному.

 

Источники Похвального Слова Варлааму Хутынскому

Слово производит впечатление внутреннего единства. Тем большим было наше удивление, когда обнаружились его источники и не один или два, а сразу несколько, не менее семи. Как уже упоминалось, один из этих источников был обнаружен протоиереем В. Яблонским («Похвальное слово апостолам Петру и Павлу» Исихия Иерусалимского), на другой указала Н. В. Пак («Слово на Крестовоздвижение», приписываемое Иоанну Златоусту), чем и подвигла меня к настоящему исследованию. Пытаясь отыскать указанное Слово Иоанна Златоуста в списках начала XV в. мне удалось обнаружить еще несколько источников Похвального Слова Варлааму Хутынскому.

Источники заимствований можно сгруппировать следующим образом: 1. Очень краткие – фактически инципиты статей, которые Пахомий использовал однократно; 2. Более значительные – когда из одного текста производится более одного заимствования; 3. Самоцитация – когда условным «источником» является Пахомиевский же текст. В нашем случае – это Жития Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского.

Похвальное слово начинается стихом из книги Притч Соломоновых «Память праведного с похвалами бывает» (Прит 10:7), прочно вошедшим в гимнографию и гомилетику в качестве начальных слов. См., например: тропарь Иоанну Предтече: «Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече…»; Иоанна Дамаскина «Слово на Успение Богородицы: «Память праведных с похвалами бываеть, рече премудрыи Соломонъ, «честна пред Господемь съмерть преподобных его» богоотець предрече Давидъ. Да аще убо всѣх праведных память с похвалами бывает, источнику правды и преподобиа скровищу кто принесет похвалы?»;[18] Похвала Дмитрию Солунскому, приписываемая Иоанну Солунскому: «Память правъдивых с похвалами Соломон творити с вещеваше»[19].

Затем во вступлении обнаруживаются три инципита трех Похвальных слов: «Слова на Рождество Богородицы», «Похвального слова апостолам Петру и Павлу» и «Слова на Успение Богородицы». Это микроцитаты о пользе похвалы святых с приглашением собраться на празднование. Интересно, что Пахомий заимствовал только начальные слова, и больше к этим текстам не обращался – во всех последующих случаях имело место повторное обращение к источникам. Цепь цитат разрывается общим чтением с Житием прпю Сергия Радонежского («Приидете, отьци и братиа, приидете овчета духовнаа, приидете, празднолюбних събори, приидете, стадо христоименитое, всяка бремена мирских вещеи отврьгше, и чисти Несквръному да явимся»), которое, возможно, тоже является заимствованием из какого-то пока не установленного непахомиевского текста.

Вступление Пахомий продолжает сравнением празднования с духовной трапезой, заимствованным из приписываемого Иоанну Златоусту Слова «На Воздвижение креста». Чтобы показать, что трапеза духовная отличается от «беззаконной иудейской», Пахомий использует другую гомилию Иоанна Златоуста – «Слово в начале индикту»[20], заимствования из нее довольно обширны и покрывают содержание полемической части Похвального Слова Варлааму Хутынскому. Заканчивается вступление прославлением Новгорода, источники которого не определены.

Собственно биографическая часть – это синопсис Жития Варлаама Хутынского, но интересно отметить сюжеты, которые отбирает Пахомий для Похвального Слова – это похвала родителям (имеет общее чтение с Житием Сергия Радонежского), воздержание юного отрока с характерной для Пахомия цитатой (1 Коринф 8:8)[21], иноческий постриг с формулой «остризания влас и долу влекущих мудрований»[22], отражение бесовских нападений с контаминацией формул «столп» и «адамант»[23], основание церкви на месте, отмеченнном «лучем божественным»[24], дар пророчества и чудотворений – прижизненных и посмертных. Именно этот набор сюжетов будет характерен в дальнейшем для всех написанных Пахомием житий.

В биографической части для описания божественной помощи в борьбе с бесовскими нападениями использовано (вторично) Слово Иоанна Златоустого «В начале индикту», оттуда заимствована прямая речь Господа: «Что же Господь кь нему: “Дрьзаи, рече, угодниче мои, дръзаи и не прѣнемагаи, Азь есмь с тобою. Азь есмь сьбезначелное Слово Отцу…”».

Последняя часть Слова, собственно похвала и молитва, основаны на «Похвальном слове святителю Николаю» и «Похвальном слове мученику Димитрию» Климента Охридского. Заимствования из последнего Слова, пожалуй, самые многочисленные.

Интересно отметить, что четыре из семи обнаруженных нами источников Похвального Слова Варлаааму Хутынскому (Слова «В начале индикту», «на Крестовоздвижение», «святителю Николаю», «на Успение Богородицы») читаются в одном сборнике: Торжественнике 20-х гг. XV в. РНБ, собр. ОЛДП F. 215[25]. Не возьмусь утверждать, что Пахомий использовал именно эту книгу, но могу предположить, что сборник был подобного вида.  

Особую проблему представляют общие чтения с Житием Сергия Радонежского, так как согласно сложившейся историографической картине Пахомий Серб вначале написал циклы, посвященные новгородской святости – Варлааму Хутынскому и иконе «Знамение», и только потом обратился к редактированию Епифаниевского Жития Сергия[26]. Поэтому следует считать их именно «общими чтениями», а не источниками. В публикации указаны 5 таких фрагментов, однако близость текстов может быть представлена и другими примерами. Например, использованием формулы «царская утварь»[27] близким строем фраз[28], общим пренебрежительным отношением к «роду еврейскому»[29] и др. Очевидно, что уточнение литературной истории Жития Сергия Радонежского и новгородских циклов Пахомия Серба, а также случаев самоцитации сербского книжника – дело ближайшего будущего.

 

Похвальное Слово Варлааму Хутынскому как источник заимствований

Похвальное Слово Варлааму Хутынскому, в свою очередь, послужило источником при создании целого ряда слов и житий русским святым. В исследовательской литературе отмечено использование этого Слова при создании Жития прп. Арсения Тверского[30] и Особой редакции Похвального Слова Зосиме и Савватию Соловецким[31]. Оно было излюбленным источником суздальского агиографа Григория, автора Житий Ефимии Суздальского и Козьмы Яхренского, а также Похвального Слова всем русским святым.[32] Очевидно, список текстов, испытавших «литературное влияние» Похвального Слова Варлааму Хутынскому далеко не полон и новая публикация Слова Варлааму будет содействовать его расширению.

 

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования Похвального Слова Варлаама Хутынского было обнаружено 7 источников заимствований (кроме собственно пахомиевских Житий Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского). Очевидно, что это далеко не все использованные автором тексты. Надеюсь, публикация текста поможет обнаружению оставшихся неопознанными источников.

Способы их включения – самые различные: от единичных заимствований до обширного цитирования с переработкой и без. Интересно, что в пахомиевском Житии Никона Радонежского также было обнаружены многочисленные случаи цитирования (установлено 23 случая микрозаимствований) – однако все они были осуществлены из одного источника – «Похвального слова Патриарху Евфимию» Григория Цамблака[33], в случае с Похвальным Словом Варлааму Хутынскому – из многих.

Можно предполагать, что у Пахомия Серба имелся комплекс выписок и при создании собственных текстов он пользовался именно им. Однако чтобы подтвердить это предположение, необходимо источниковедческое изучение других пахомиевских текстов. В любом случае – намечено перспективное направление исследований: не только заимствования из текстов Пахомия Серба, но и заимствования, осуществленные самим Пахомием.

Похвальное Слово Варлааму Хутынскому публикуется по списку: РНБ, Софийское собр., № 429 (автограф Пахомия Серба). Правила публикации основаны на правилах, разработанных для издания Жития Варлаама Хутынского по этой рукописи[34]: поскольку в правописании доминируют южнославянские (сербские) особенности, то при публикации текста по этому списку при раскрытии сокращений корней (или полностью основы) слов под титлами и выносными буквами даются южнославянские рефлексы «ѧ» и сочетаний *tъrt, *tert, редуцированные восстанавливаются.

Сноски, обозначенные буквами (а, б, в…), передают палеографические особенности списка (в частности, дописанные Пахомием Сербом над строкой или на полях слова) и помещены после текста Похвального Слова. В сносках, обозначенных цифрами (1-1, 2-2, 3-3…), приведены чтения выявленных источников. Курсивом переданы общие чтения Похвального Слова и источников. Звездочками обозначено смысловое членение текста в рукописи при помощи киноварных точек.

Источники цитируются по следующим спискам и изданиям:

Иоанн Златоуст. Слово в начале индикту, нач.: «Чюдна православных тръжества» (далее — ИЗ. Слово в начале индикту). Цит. по списку РНБ, собр. ОЛДП, F. 215.

Слово на Воздвижение креста, нач.: «Что реку или что възглаголю» (слово приписывается Иоанну Златоусту; далее — ИЗ. Слово на Крестовоздвижение). Цит. по списку РНБ, собр. ОЛДП, F. 215.

Похвальное слово святителю Николаю, нач.: «Се настоить, братие, свѣтлое праздньство…» (далее ПС святителю Николаю). Цит. по списку РНБ, собр. ОЛДП, F. 215.

Климент Охридский. Слово на Успение Богородицы, нач.: «Се нынѣ свѣтло праздньство ликовствующе, приидѣте възлюблении…» (далее — КО. Слово на Успение). Цит. по списку РНБ, собр. ОЛДП, F. 215 (опубл.: Климент Охридский. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 766–767).

Климент Охридский. Похвальное слово мученику Дмитрию, нач.: «Наста, брате, светло празднество воина и страстотерпца Дмитриа» (далее КО. Слово Дмитрию). Цит. по изд.: Климент Охридский. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 234237.

Слово на Рождество Богородицы, нач.: «Всякъ человек хотяи похвалити, что любо…» (далее — Слово на Рождество Богородицы). Цит. по: Турилов А. А. К истории великоморавского наследия в литературах южных и восточных славян (Слово «О похвале Богородице Кирилла Философа» в рукописной традиции XVXVII вв.) // Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян: этюды и характеристики. М., 2012. С. 21–39.

Исихий Иерусалимский. Похвальное слово апостолам Петру и Павлу (далее ИИ. Слово Петру и Павлу). Цит. по списку: РНБ, Кир.-Бел., № 53/130.

Первая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского (далее Житие Варлаама Хутынского). Цит. по списку РНБ, Софийское собр., № 429 (автограф Пахомия Серба).

Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского (далее — Житие Сергия Радонежского). Цит. по: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 343–375.

 



© Карбасова Т. Б., 2018

Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-012-00658 («Житие Варлаама Хутынского: история текста»).

[1] Карбасова Т. Б. Цикл текстов, посвященных Варлааму Хутынскому, в Минее Софийского собрания № 191 // Очерки феодальной России. Вып. 19. М.; СПб., 2016. С. 3—57. До этого времени в научной литературе преобладала гипотеза, предложенная Л. А. Дмитриевым, о том, что Пахомий сначала написал Службу и Похвальное Слово (около 1438 г.), и только потом составил собственную редакцию Жития (Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 31). Подробнее о Житии, входящем в цикл см.: Карбасова Т. Б., Левшина Ж. Л., Шибаев М. А. Житие Варлаама Хутынского в автографе Пахомия Серба // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) (далее – ТОДРЛ). Т. 66 (в печати).

[2] Об этом свидетельствует позднейшее свидетельство самого Пахомия Серба в следующей редакции Жития прп. Варлаама Хутынского, а также включение цикла в состав служебных миней, написанных по благословению архиепископа Евфимия (Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в. М.; Л., 1989. С. 23).

[3] Проложное Житие опубликовано. См.: Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов в XII — первой трети XV веков. М., 2009. С. 319—324.

[4] Имя Пахомия Серба в надписании содержат все ранние списки Неминейного варианта Пахомиевской редакции Похвального Слова Варлааму Хутынскому.

[5] Яблонский В., прот. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 114—119, 277.

[6] Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера… С. 24, 274. В монографии приведен список шифров Похвального Слова Варлааму Хутынскому (Там же. С. 272—274).

[7] Кириллин В. М. Пахомий Логофет: Слово похвальное преподобному Варлааму Хутынскому в контексте древнерусской литературы // Вестник славянских культур. Вып. № 2 (28). 2013. С. 67—80.

[8] «Однако простое сравнение пахомиевского текста с другими древнерусскими гомилиями, в частности с более ранним текстом святителя Киприана, митрополита Московского – «Словом похвалным иже во святых отца нашего в ерархох великаго чюдотворца Петра, митрополита всея Руси», – обнаружило почти буквальную зависимость Логофета от своего предшественника. Данное обстоятельство, хоть вполне и типичное для литературной практики русского средневековья, прежде всего, несомненно, подрывает риторскую репутацию Святогорца» (Кириллин В. М. Пахомий Логофет: Слово похвальное… С. 67). Вообще В. М. Кириллин невысоко оценивает риторский талант Пахомия Серба: сравнивая его с Епифанием Преммудрым, Григорием Цамблаком и митрополитом Киприаном, он уподобляет Пахомия ремесленнику, который тиражирует образцы, а не художнику (Кириллин В. М. Панегирическое наследие Пахомия Логофета // Очерки о литературе Древней Руси: Материалы для истории русской патрологии и агиографии. Сергиев Посад, 2012. С. 120).

[9] Дончева-Панайотова Н. Неизвестно «Похвално слово за Петр» от Киприана // Литературна мислъ. 1975. № 1. С. 98–101.

[10] Седова Р. А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М., 1993. С. 96–107.

[11] Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. М., 2001. С. 34; Карбасова Т. Б. Цикл текстов, посвященных Варлааму Хутынскому… С. 31.

[12] Пак Н. В. Слово на Воздвижение Креста (CPG 4525) как источник сравнения «якоже неции от хитрых норец…» Пахомия Логофета // Славяноведение. 2019 (в печати).

[13] См. выходную запись: «В лѣто 6946 месяца августиа вь 28 списана бысть книга сиа, глаголемая минѣя, месяць ноеврие, при благовѣрнѣмь князи Василии Василиевиче Московстѣмь, при архиепископѣ нашемь Исидорѣ, митрополитѣ Киевьстѣм и всея Руси, повелѣниемь господина моего архиепископа владыкы Еуфимиа Великаго Нова-города…» (л. 307 старой пагинации).

[14] Подробнее об этом см.: Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV века. М.; Л., 1989. С. 41, 55, 88.

[15] Точная датировка списка затруднена, поскольку тип филиграни «Ножницы» на использованной Пахомием бумаге, дает очень размытые хронологические границы. Список датируется на основании комплексного анализа филиграней и лингвистических сведений. Подробнее о рукописи см.: Карбасова Т. Б., Левшина Ж. Л., Шибаев М. А. Житие Варлаама Хутынского в автографе Пахомия Серба…

[16] Неминейный вариант Похвального Слова Варлааму Хутынскому цитирую по: РНБ, Софийское собр., № 429.

[17] Минейный вариант Похвального Слова Варлааму Хутынскому цитирую по: РНБ, Софийское собр., № 191.

[18] РНБ, собр. ОЛДП, л. 77.

[19] Каталог памятников древнерусской письменности XI—XIV вв.: рукописные книги. СПб., 2014. С. 289.

[20] Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XIXVI веков: Каталог гомилий / Сост. Е. Э. Гранстрем, О. В. Творогов, А. Валевичюс. СПб., 1998. № 443.

[21] Это искажающее библейский контекст использование цитаты характерно для Пахомия не только в Житии Варлаама Хутынского, но и в Житии Сергия Радонежского. См. об этом: Кузьмина М. К. Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV—XVII вв.: Дис. … канд. филол. наук. М., 2015. С. 539; Карбасова Т. Б. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб в работе над Житием Сергия Радонежского // ТОДРЛ. Т 65. СПб., 2017. С. 294, сн. 52.

[22]Т. Р. Руди в исследовании, посвященном топике преподобнических житий, отмечает, что топос отъятия влас – один из самых распространенных в агиографии. В его основе лежат фрагмент молитвы из «Чинопоследования малой схимы» и билейская формула «плотское мудрование», восходящее к Посланию к Римлянам апостола Павла. В Житии Варлаама Хутынского эпитет «плотское» заменен на «долу влекущее». Именно этот вариант получил самое широкое распространение в житиях преподобных (Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2006. С. 456).

[23] Изучая развитие топоса «адаманта» в древнерусской книжности, Т. Р. Руди указывает на фрагмент Жития Варлаама Хутынского как «яркий пример» контаминации топосов «столпа» и «адаманта» (Руди Т. Р. О топосе адаманта в древнерусской книжности // ТОДРЛ. Т. 63. СПб., 2014. С. 15). Среди рассмотренных примеров Житие Варлаама Хутынского – самый ранний текст.

[24] В своем исследовании Е. А. Рыжова выявила целый ряд житий, содержащих сюжетный мотив «выбора места для основания монастыря с помощью чудесных знамений», и все они прямо или опосредовано восходили к соответствующему эпизоду Жития Кирилла Белозерского, написанного Пахомием Сербом (Рыжова Е. А. Сюжетный мотив «выбор места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» в севернорусской агиографии («глас-свет») // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб., 2008. С. 425). Однако судя по времени создания житий, мотив чудесного выбора места будущей обители появляется в Агиографическом цикле Варлааму Хутынскому: Похвальном Слове и Житии.

[25] Описание рукописи см.: Описание рукописи: Левшина Ж. Л. «Болгаризированное» письмо русского книжника первой половины XV века Серапиона и второе южнославянское влияние // Очерки феодальной России. Вып. 16. М.; СПб., 2013. С. 11–33).

[26] Общий обзор см.: Духанина А. В. Жизнь и творчество Пахомия Серба // Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция). М.; Брюссель, 2015. С. 571–572.

[27] Житие прп. Сергия Радонежского: «Хощем же вашеи любви бесѣду прострѣти от прѣславных чюдесъ, яже творит Богъ своим угодником, и якоже нѣкуюцарскую «утварьили добровонну пищу прѣдставити на ползу и утѣшение прочитающим же и послушяющих въ похвалу же и честь преподобнаго отца нашего Сергиа» (С. 354). Житие Варлаама Хутынского: «Аще бо ты и хощеши лежещую вь тебѣ царскую утварьутаити, нь «не мощно есть граду покритися връху гори стое», понеже и сама чюдеса въпиють, и знамениа свѣдѣтельствують исцѣлениемъ» (л. 52–52 об.).

[28] Житие Сергия Радонежского: «О сладкаго ти гласа, Мати Христа моего! О чюднѣи любви и твоего посѣщениа, Владычице! О неизреченнаго Ти обѣщаниа, еже с нами прѣбываниа!» (С. 373). Житие Варлаама Хутынского: «О сладкаго обѣщаниа Твоего, Христе мои! О неизреченнеи любве Твоеи, сладки Исусе. Рече бо: «Азъ есмь с тобою, не боися». Аще Ты съ мною еси, что сьтворятъ мнѣ борещеися съ мною?» (Л. 55 об.).

[29] Ср. антиудейскую полемику Похвального Слова Варлаама Хутынского и следующий фрагмент Жития Сергия Радонежского: «…аще бо непокоривым людем и жестосердым, глаголю же, роду еуреискому, от суха камени воду источи, вас же, работающих ему день и нощь, прѣзрѣти ли имат…» (С. 354).

[30] Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. М., 2001. С. 225.

[31] Лончакова Г. А. Об одном новонайденном памятнике древнерусской литературы // Библиосфера. 2016. № 1. С. 85–87.

[32] См. об этом: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. М., 2001. С. 370; Усачев А. С. Списки и источники Жития Козьмы Яхренского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 2. С. 32–35. Эпоха новых чудотворцев (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) // Альфа и Омега. 1997. № 2 (13). С. 137.

[33] Пак Н. В. Об источниках Жития Александра Свирского: глава «о списавшемъ житие святаго» // Slovene-Словѣне. 2017. № 1. С. 350–380.

[34] Карбасова Т. Б., Левшина Ж. Л., Шибаев М. А. Житие Варлаама Хутынского в автографе Пахомия Серба…

Свещеноинока Пахомиа Логофета слово похвалное на пречьстьную паметь прѣподобьнаго отьца

а нашего Варлаама, вь немже имат нѣчто и на иудеи. Благослови отьче

 

«Паметь праведнаго сь похвалами бываеть»(Притч 10:7), рече божьствьнии пророкъ, отнуд же и естьство чловѣчьское, 1егда похвалаеть что, иному добреишому прилагае хвалить, сладчаишому убо сладкое, и красное то краснеишим[1] бисеръ убо кь самфиру прилагае, славное славнеишимь.

***

2Якоже и цвѣтом, иже вь пролѣтии бываемомь, добро убо часомь кь себе приносещимъ абие облагоухавати, нь, аще кь крину приплетутся, (Л. 49 об.) въ лѣпоту благоуханнеиши бывають[2].

***

Колми же памети прѣподобьних, егда приплетаемся имъ, не благовониа ли испльняемся, не врагом ли нашим страшни бываемъ, от мирских бо вещеи яко на Небѣсы стояти мнимся, аггеломьсьликьствующе, пророком сьвеселещемся, и праведнимь играющем, вькупѣ небѣсьнимь и земльнимь сьпразнующим.

***

Сице прѣподобьнаго трьжъство и прѣчьстное праздньство свѣтло усрещим духовне, не чревопитающе, не духомь играюще, не вином упивающеся, нъ любовию гореще.

3Сице дьнь свѣтло празнующе, придете вьзлюблении[3].

4Приидете, отьциб и братиа, приидете овчета духо(Л. 50)внаа, приидете, празнолюбних събори, приидете, стадо христоименитое, всяка бремена мирских вещеи отврьгше, и чисти Несквръному да явимся[4].

Прииди же и ты, Великы Новъ-град, въсхвали о тебе прозебшаго, и опще въси 5прѣдивнаго сего чюдеса насладимся, отврьгше, рече, мракъ житеискы, и чувьстьвне очи просвѣтивше, умом подвигнемся кь трьжьству Варлаама[5].

6Хощет бо дьньсь трапезу духовную прѣдставити, не тѣло питающу, но духь. Паче же и тѣло питающу, и душусвѣтлѣишую сьдѣвающую. Такова бо есть трапеза, испльнъ духовних брашьнъ, а не якоже тра(Л. 50 об.)пеза чрѣвообьястних, нь слово духовно благоуханиа испльнено.

***

Прѣподобьнаго бо памети въспоминае, якоже нѣкую благовонную пищу въ устѣх имѣе, и тѣм благовоние нѣкое испущаеть, и не тькмо себе утѣшае, нь иних окрьстьего благовониа насищае[6]. Не бо, рече, иудеиски празнуемъ, тельцъ сьлиавше, нь, цѣльбние и прѣчьстние мощи зреще, покланяемся.

***

7Рци ми убо, о иудею, что негодуеши[7],что печалуеши, что распихаешися, видѣвь нас, покланяемом мощем светаго, благочьстьно угодившихь иже от вас распятому Христу. Исцѣлением бо знамениа видѣвше, покланяемся, не глаголюще мощи светих (Л. 51) Бога бити, нь яко угодивше ему. Тѣмже хвалу вьздаемь прославльшому ихь Богу. Ты же кое знамение видѣвъ, рци ми, телца, егоже сам сьлиа, поклонися, рекь: «Се бозы твои, Иисраилю, изведшеи те от земле египетьские»(Исх 32:4).8Рци ми убо, о ненаказанне, кто убо от обоих извед те из дому работи — Богь ли или телецъ, егоже сам сьлиа?[8] Убо не стидиши ли ся пророка, обличающа те, глаголя: «Забише Бога, спасающаго ихь»(Пс 105:21).

***

И пакы:

***

«И измѣнише славу его вь образъ телца, ядущаго траву»(Пс 105: 20). Еще ли хощеши обличениа? 9Почтов убо, Хамосу въ Палестинепоклонився, пожрьль еси? Всяк бо твои празникь, о иудею,(Л. 51 об.) испльнь крьве явися. Неправедне постився, Науфеа убиль еси. И, трьжьствовавь, мудраго Еремию въ ровъ въвръже. О безаконнаго тръжьства твоего, вь немже убииство сьтвори! Аще бо въ сицевиих, оиудею, трьжьствовати обиче, вьистину плакати тебѣ лучьшее бѣ[9], нежели сице тръжьствовати.

***

Нь убо мы, вьзлюблении, богоборних сьборище оставльше. 10Си бо чеда безаконна, грѣха правнуци. Си да празднують нечьстиве, понеже мудрьствують непрѣподобьне[10].

гИ от сихг11на прѣлежещаа да възвратимся, яко да навикнѣмъ, откуду сии таковии(Л. 52)велики свѣтилникъ въсиа, еда от Иерусалима или от Синае? «Ни» — рече[11].

***

Нь Велики Новъ-град таковаго свѣтилника вьзрасти, лозу благочьстиа и плод прѣподобиа! (Ср.: Ин 15:1–2.)

***

Рци же нам, о Велики Новъ-град, где таковое неистьщимое богатъство обрѣте? Откуду тебѣ таковое нескврънное зрьцало даровася? Кто тебе чьстьнии каменъ, паче же неизреченное богатьство, принеся? Откуду ли таковои благодати сподобися? Рци намъ, възлюбленне, и не утаи, въпрашаемь от насъ. Аще бо ты и хощеши лежещую вь тебѣ царьскую утварь утаити, нь «не мощно есть граду покритися връху гори стое»(Мф 5:14), (Л. 52 об.) понеже и сама чюдеса въпиють, и знамениа свѣдѣтельствують исцѣлениемъ.

***

Азь убо, рече, Вышняго разумѣвъ, иже от Отьца рождьшагося прѣжде вѣкь, и напослѣдъкь от Дѣви въсиявша, и о наших грѣсех распьншася пльтию, въ гробѣ тридьневновавша и мрьтвие вьздвигша, пакы же на Небѣса съ славою възнесшагося, якоже више рѣхъ, разумѣвь, вѣровах, благодати сподобився, тъму отресь, благочьстие вьсприехь, невѣрие отврьгь, вѣру процъвтохъ, и отуду богатьство почръпох, неистъщими источникъ исцѣлениом и богатьство некрадомо не ськрих, нь яснѣ изьявихъ, (Л. 53) и на свѣтилник вашеи любви възложих вьсечьстьное и прѣсветое тръжьство Варлаама дьньсъ. Пустинное въспитание, благочьстиа наставника, 12иже равноаггельнимь своимь житиемъ землю же и сами вьздухь радости испльнившаго, иже от Христа вьверенное ему христоименитое стадо на пажити животние наставившаго, нь на прѣдлежещаа да вьзидетъ слово[12].

***

Родися светии Варлаам двь прѣдреченом Новѣ-градѣд13от благочьстива корене светаа отраслъ. О супруга чьстнаа! О блаженое сьчетание! О светое порождение! Блажени есте и прѣблажении, сподобившеся таковаго свѣтилника произвѣсти![13](Л. 53 об.) Блажень еси въистину и ты, Вѣлики Новъ-град, яко таковое тебѣ дарование даровася.

***

Въспитан же, рече, въ добромъ наказани, еякоже лѣпо бѣе. Тѣмь начеть от младих ноктеи въздрьжание имѣти. 14Видѣвше же, рече, родителие его, и чюждахуся о немъ, и увѣщаваху его любъзними словеси, якоже есть обичаи родителеи, глаголюще: «Не мозы, чедо наю, таковим вьздрьжаниемь пльть свою изнурати, паче же юну ти сущу, да не како въ болѣзнъ вьпадеши, и намь опечалиши наслаждение твоего зрениа»[14].

***

О болѣзни, паче жже въздрьжаниеж, вѣчнии животъ ходатаиствующии, и от сьмрьти кь животу прѣводѣ! О болѣзни, (Л. 54) кь Небѣсьному царьствию наставляющи, рече бо, да некако въ болѣзнъ въпадеши.

***

Что же отвѣща чюднии онъ, иже Духа светаго испльнении 15отрокъ? «Аще бо, рече, по апостолу, брашно и питие нас не прѣдставить прѣд Бога,(1 Кор 8:8)что ино? Тъкмо въздръжание»[15].

Видиши ли, възлюбленне, егоже мнѣху научити, ть тѣм благоразумнии учитель бываеть.

Видиши ли чюднаго отвѣта, вьистину вьзлюблении, 16дивлюся благоразумному сему отроку, вижу бо его юностию обложена[16], многолѣтних же прѣвьзьдьша разумомъ. Нь, якоже мню, Духъ светии дѣиствоваше въ немъ, по реченному: «Господь умуждраеть младеньце»(Пс 145:8).(Л. 54 об.)

***

Что же по сих? 17Абие,рече, разгореся любовию божьствьною, и оставляеть миръ, и остризает власи глави своея, въкупѣ и долу влѣкущаа мудрованиа. Обьхождаше же и мѣста, рече, где обитѣль съставити[17]. Обрѣт же мѣсто таково, абие келию малу прежде поставляеть, идѣже и пѣниа, и молитви Всевидящому Богу въссилаше, неослабно труждаеся, постомъ и бдениемь тѣло свое изнурае.

18Видѣвше же бѣси себе изгонима, и начаша своа коварства, паче же сѣти простирати, и прѣображахуся, рече, въ свои ему сьсудъ, (Л. 55) глаголю же, змие и прочаа прѣсмикающася, хотѣще отгнати его от мѣста того. Нь обаче сами изнемогоше и падоше, приразившеся твръдому адаманту, сами сьтришася[18].

Видѣв же неослабни душею коварьствие вражие, въса си радостию тръпѣливне приимаше, вѣдѣше бо, яко трьпѣние вѣньцъ ходатаиствуетъ, зожидае помощъ сьвише. Чтоз же Господь кь нему: 19«Дрьзаи, рече, угодниче мои, дрьзаи и не прѣнемагаи, Азь есмь с тобою. Азь есмь сьбезначелное Слово Отьцуи. Азь есмь несьзданнаго начела вѣтьвъ. Азь есмь мирскаго приношениа агньцъ. (Л. 55 об.) Азь есмь православние вѣры скровище. Азь есмь прѣподобьнимъ мьздовьздатель. Идѣже бо свѣть приходить, отбѣгаетъ тъма. Начело бо исцѣлениа даровъ и благодати дрьзновение Азь есьмь»[19].

***

О сладкаго обѣщаниа Твоего, Христе мои! О неизреченнеи любве Твоеи, сладки Исусе. Рече бо: «Азъ есмь с тобою, не боися»(Деян 18: 9–10). Аще Ты съ мною еси, что сьтворятъ мнѣ борещеися съ мною?

***

20По сих же, рече, видѣвь лучю божьствьную, сияющу на мѣстѣ единомь, и ту црькъвъ постави въ имя Прѣображениа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, идѣже црькъвъ таа и доныня стоит (Л. 56) благодатию Христовою. И равноаггелънаго ради житиа его произиде слава о немъ[20] и въси прихождаху кь нему, 21паче же и дивещеся изреднеи свѣтлости лица его. И раждигахуся любовию, желающе приближитися кь нему, якоже еленъ на источникы водние, животних словесъ въкусити[21]. И елици сьхождахуся, съ радостию духовне учаше кврѣменнаа прѣобидети, Вышняа же искатик. И тако кажисвое прошение получивь, отхождаше сь радостию въсвояси.

***

22Такими же учении всѣхъ кь вѣрѣ наставляе и духовною силою свѣтлѣиши слъньца сияе являшеся.

Такова суть(Л. 56 об.)сего блаженьнаго Варлаама учениа.

Такова того богогласнаго языка провѣщаниа.

Такова изречениа боголюбьзние душе.

Тѣмже и от Христа вьистину слышит: «Благи рабе и вѣрнии, о малѣ бысть вѣрьнь, над многими те поставлю. Въниди вь радость Господа своего»(Мф 25:23)[22].

Вьниди вь Небѣсьни мои чрьтогъ.

Вьниди, идѣже вьжелѣ.

Вьниди и приопщися моеа трапезы.

Вьниди и съцарьствуи съ мною.

Твое бо молитви услишахъ.

Твое труди, еже подъеть Мене ради, не прѣзрѣхь.

Аще бо жестокому и непокоривому роду евреискому обѣтованную землю даровахъ, (Л. 57) не паче ли тебѣ царьствовати дарую?

Аще тѣмь манну сь небѣсе сьведох, тебе ли от трапезы моея отринул?

Аще тѣмь от сухаго камене воду источих, не паче ли тебе бесьмрътнаго источника напою?

Видиши ли, вьзлюбленне, благаго отвѣта Владычьна?

Видиши ли, каково Царьствие любещимь Его дарова?

Видиши ли угодившихь Ему вьзмъздие?

Видиши ли приобрѣтение умноженнаго таланта?»

 

***

Что же по сихъ? Чистаго ради его житиа и безлобиа душе и даром пророчьствиа сподобися. По реченному пророкомъ: «Излѣю от духа моего на всяку пльть, (Л. 57 об.) и прорекуть, и дамь чюдеса на небѣси горя и на земли знамениа низу»(Деян 2:17,19. Ср.: Иоиль 2:28, 30). И вь благодати сугубь дарь подамъ, прѣчьстьни же и божъстьвнии Варлаамь прѣзревъ маловрѣменнаа и мимотекущаа житиа сего обоих сподобися. Глаголю же сь небѣсе чюдеса и знамениа на земли низу хощеши ли дати, обоя раздрѣшу. Вь них же и самь речеши истину бити нельжно мною глаголемое.

***

Многащи бо рече, не тъкмо вь животѣ, нь и по сьмрьти сего прѣподобьнаго Варлаама быша и бываютъ, даже и до сего дьне. Есть убо обичаи въ томь Новѣ-градѣ, егда по попущению Божию бываеть бе(Л. 58)здъждие, и абие вьсь народ сь архиепископомь града того пришьдше сь вѣрою въ монастиръ, идѣже лежить прѣчьстное его тѣло, нѣсть бо далече, нь яко 7 стади от града того, и якоже прѣдсказахомъ: всему народу прѣдстоещу, архиепископу же въ свещеннеи одѣжди съ лики свещенними мольбнаа сьврьшающимъ, иногда же не у, еще сьврьшившим, абие слъньчьнии въздухь вь водоточное естьство прѣтварается, и тако и дьждь довольнь молитвами светаго сьходить, яко и дивитися иже ту прѣдстоещому народу скорому светаго (Л. 58 об.) услишанию.

***

Егда же ли пакы бываеть умножение дъждом, и абие такоже народи сь архыепископомь прѣдреченаго града того обичнаа мольби сьтварающим, абие въ ть час молитвами светаго облачное и темное небо съ своими стихиами благорастворене свѣтло биваетъ, и ясно слъньчьние заре являетъ, народи же благодарнаа хвалениа вьздавше чюдотворящому Богу светиимь его. И тако сь радостию въсвояси вьзвращаются. Увѣдѣ ли нельжную истину? Сьбистьлися реченное: «И дамь чюдеса на небѣси горѣ»(Деян 2:19). Не чюдо ли се паче естьства чловѣчьскаго?

***

И еще ли хощеши пророчьствиа дарь слишати, (Л. 59) азъ покажу ти, ты же вънми разумно. Еще бо, рече, вь животѣ светого Варлаама, 23тогоже града кнезъ пришьд посѣтити светаго, тогда светии пророчьствова ему синовное рождение, иже и събысться[23].

***

Иногда же пакы умрьшее отроче въстави. Хощу же ти иное прѣдставити, еже не прѣд многими лѣти съдѣяся, имѣю бо и нелъжни свѣдѣтели, могуще о том истинну рещи. 24Кнезь бо, велики Костантинь имя ему, сь вь болѣзнь велию въпадъ, и къ конца живота приближашеся, и слышавь, рече, яже о светѣмь, велить слугамь своимь нѣсти егокь светому вь монастирь, идѣже (Л. 59 об.)чьстьнаа его рака лежит, исцѣление подавае. И якоже принесоше его, и болѣзни зѣло наскочившии, яко и всѣхь, иже ту сущих, отчаанием живота обьдрьжаше, и едина тъкмо о гробних мислеще[24], и того 25свети ненадежно от вратъ съмрьтнихь спасаеть[25].

***

26Инь же чловѣкь, пришьд поклонитися светиимь егон мощем, и вь своя ему вьзвращающася, ладиа испроврьгся, и ть чловѣкь вь гльбину пргрѣзе, всѣм же живота его отчаавшимсяо. По сих же едва сь мрежами обрѣтше его[26], и принесше его вь црькъвъ светаго, светии же того пакы въставляетъ.

Инаа же (Л. 60) многа и бесчисльнаа чюдеса светаго Варлаама, аще начну подробну сказати, постигнет ме лѣто повѣдующа. Нь сиа сказах ти прѣдреченное слово пророчъское: «И дамь, рече, чюдеса на небѣси горѣ, и знамениа на земли низу», и вь благодати сугубь дарь подамь.

***

Не тькмо бо тогда сьбитие приеше, нь и ныня въ прѣподобьних памети събышасе и сьбываются. Нь чюдеса оставльше, пакып кь похвали устрьмимся. 27Якоже нѣцииот хитрих норецъ вь море от кораблеи себе въмѣтають,ищуше бисерь изети. Колми же въ мѣстобисера[27] свѣтлое трьжьство прѣподобьнаго Варлаама дьньсь чюднаа в томъ (Л. 60 об.) православних празньства и свѣтлаа прѣподобьнаго паметь, испльнь радости, благочьстивих веселиа, всякого очищают дрѣвняго помрачениа, и вѣрою свѣтлою озарае дьньсь, и любовию подвизае на вѣчное течение тврьдаго адаманта, духовним пивом напоившаго жеждущее душе добродѣтели, и яко кринь вь удоли процъвть, и светѣи Троици прѣдстоепросвѣщаеть свѣтло. Тѣмже и вьса вьселеннаа свѣтозарними лучами озарившисяр, вь прѣсвѣтлую паметь радостно ликующи трьжьствует. Варлаам бо, прѣдивьнь си на земли, сияе яко слъньце(Л. 61) изредними чюдеси и знаменми просвѣщае инокь множьства.

***

28О трислъньчьние Троици угодниче!

О мощи, недужним исцѣление дарующи!

О неистьщими источниче чюдесь!

О небѣсьние доброти подобие![28]

***

Что бо рече пророкь: «Похваляему праведнику вьзвеселется людие»(Притч 29:2).Ныня же не тькмо людие, нь нѣбо и землю испльнь радости вижу, настоещаго ради празника паметы Варлаама дьньсь. Небѣсьним силамь хвалещимь достоино,прѣподобьныи ликьствующе, и праведни духомь играюще, мы же сь ними сицеваа хвалениа принесем и чьстьную главу его вѣнчающе глаголемь: (Л. 61 об.)

***

29Радуися, свѣтозарное слъньце, прѣподобьне отьче нашь Варлааме, проганае мракь грѣховнии от чьтущих те любовию теплою.

Радуися, заступниче печалним, прибѣгающим к рацѣ мощеи твоих.

Радуися, незаходимаа заре, благочьстиемь всѣхь просвѣщае.

Радуися, яко потоки исцелениомь изливаеши, недуги различними одрьжимим[29].

30Радуися, чюдеси и знаменми удиви вьсь миръ и тьму отганае грѣховную.

Радуися, медоточнии кладезу, нанже Христос пришьд, вьзвесели тобою Велики Новь-град.

Радуися, Варлааме, похвало иночьскаа и свѣтозарнаа луча(Л. 62) помрачае безбожие.

Радуися,свѣтомь богоразумиа украсивьцрькъвъ свою.

Радуися, бѣсом побѣдниче и аггеломь сьпричестниче.

Радуися, проповѣдниче истине и добротѣ наставниче[30].

Радуися, благоуханни крине, благоуханною любовию всѣхь влеки кь Христу.

Радуися, яко добротою изредною украшень, зраком же сияе аггеловидним подобиемь.

31Радуися, твръдое основание отьчьству своему, егоже и сьхраняи прѣдстательством си от врагь ненавѣтна, яко пастирь истинни, полагае душу свою за стадо Христоименитое[31].

Радуися, мудростию (Л. 62 об.) кипя, яко животное скровище и кромѣ си всякоа нечистоти и пльтьскаго хотѣниа.

Радуися, яко вь вишних умь си пригваждае и срьдьце свое вьдавь вьсенощному стоянию, кь Вьпльщенному нас ради словеси Божию, поучаеся присно вь псалмѣхь, и пѣних, и пѣснѣхь духовнихь, пое Господеви вь срьдьци своемь: «На Того, бо, рече, упова срьдьце мое, и помощникь ми бысть»(Пс 118:114).

32Тѣмже въ постницѣхь великис Варлааме, прилежно за ни помолися, на Него же упова, Христа Бога, прѣсвѣтлое твое успение чтущимъмилость и оставление грѣхомь прося, любовию и вѣрою защищае насъ от всяко(Л. 63)го глада, и губительства[32], и всакоа сьпротивние вящии и деснаго стояниа получити сподоби о Христе Исусе Господи нашем. Съ ним же слава, и дрьжава, чьсть и величание, Отьцут сь Светымь Духомь, и ныня, и присно, и въ вѣкы вѣком. Аминь.

__________________________________________

а Слово сокращено (оца), но титло отсутствует (пропущено); возможно, это сербизм.

б Слово сокращено (оци), но титло отсутствует (пропущено); возможно, это сербизм.

вБуквы то в слове восстановлены — в рукописи на этом месте фрагмент бумаги утрачен.

г-гСлова приписаны над строкой.

д-д Слова приписаны в продолжение строки на поле.

е-е Слова приписаны в продолжение строки и в начале следующей строки на полях.

ж-жСлова приписаны в продолжение строки и в начале следующей строки на полях.

з-з Слова приписаны в продолжение строки и в начале следующей строки на полях; начало слова ожидае написано по стертым буквам.

и Слово сокращено (оцу), но титло отсутствует (пропущено); возможно, это сербизм.

к-кСлова приписаны над строкой.

лИсправлено. В рукописи: орину.

м Исправлено. В рукописи: очаание; возможно, это сербизм.

нСлово приписано над строкой.

о Исправлено. В рукописи: очаавшимся; возможно, это сербизм. Слово частично написано по затертым буквам.

пСлово приписано над строкой.

рДалее затерто слово свѣтло.

сСлово приписано над строкой.

т Слово сокращено (оцу), но титло отсутствует (пропущено); возможно, это сербизм.



[1]-1 Слово на Рождество Богородицы: Всякъ человѣкъ хотяи похвалити что любо иномъ добрѣишимъ прилагаеть. Любо сладъкое и слажьшимъ. Любо красное то краснѣишимъ. Сладкое то меду прелагаеть. Того бо слажьше не вѣмы въ сластехъ ничтоже… (С. 36).

[2]-2ИИ.СловоПетру и Павлу: Добро убо цвѣтовъ прелѣтных часомъ к себѣ приносящим обълагоуховати, нъ аще къ крину приплетутся, въ лѣпоту благоуханнѣйши бывають. Миро бо съ миромъ съмѣшася сугубо… (Л. 170 об.).

[3]-3 КО. Слово на Успение: Се нынѣ свѣтло праздньство ликоствующе, приидѣте възлюблении… (Л. 235, С. 766).

[4]-4 Житие Сергия Радонежского: Приидете, честное и святое постникъ съсловие, приидѣте отцы и братиа, приидѣте празднолюбцы, приидѣте овчята духовная, приидѣте, стадо христоименитое, всяка бремена мирьскых вещеи отвръгше, и чисти Чистому да явимся (С. 343).

[5]-5 КО. Слово на Успение: прѣдивнаго сего чюдесе насладимся, отвръгше мракь житеискы, чювьстъвнѣ очи просвѣтимь и умомь подвигнѣмся, да видимь… (Л. 235, С. 766).

[6]-6 ИЗ. Слово на Крестовоздвижение: Хощу вамъ представити денесь трапезу духовную,не тѣло питающую, но духомъ защищающую. Паче же и тѣло питающую, и душу омывающую.Таковаа бо трапеза духовнаа, а не якоже трапеза чревообьястных сытость творить. Слово есть духовно, благоуханиа плъно, въспоминая бо человѣкъ, благовоние въ вся издаваеть, якоже миро жвяи, благовоние нѣкое испущаеть, не токмо себе утѣшая, но и сущаа с ним исполняа (Л. 22 об.)

[7]-7 ИЗ. Слово в начале индикту: …ино ли негодуеши, о иудею, сиа слыша, въспомяни съдѣанаа, не смущаися укоризнѣ (Л. 1 об.).

[8]-8 ИЗ. Слово в начале индикту: Где бо идоломъ не послужилъ еси, рци ми? Въ пустыни телца излиалъ еси... (Л. 1 об.).

[9]-9 ИЗ. Слово в начало индикта: Побѣдивъ, Веелфегору послужилъ еси. Въ Моавитѣ Хамосу поклонися. Въ Палестинѣ Дагону пожрѣлъ еси… Сего ради праздникы ваша ненавидить Владыка, всякъ бо твои празник, о иудею, убиство принесе. Постяся, Навоуфеа побилъ еси камениемъ. Празнуя, Исаию прѣтрыл еси. Тръжествуя, Иеремию в ровъ каленъ въвержеАще сице празнуеши, плакати тебѣ бо лучше есть. Мы же днесь празнуемъ божественаа и прѣславнаа чюдеса…(Л. 1 об.).

[10]-10 ИЗ. Слово в начале индикту: …еллине убо и юудее, братиа безаконна, диаволя корысти грѣховнии внуци, прѣльсти пища… сии да празднують нечьстивѣ, понеже мудръствують непреподобнѣ…(Л. 1 об.).

[11]-11 Житие Сергия Радонежского: На прѣдлежащяя же да взыдет слово, яко да навикнѣмъ извѣстно, откуду таковыи и великыи в послѣдняя сия врѣмена свѣтилникъ въсиа. Еда от Иерусалима или от Синаа, - ни, рече, - но убо Русская земля… (С. 344).

[12]-12 Житие Сергия Радонежского: иже равноангелным си житием земьлю же и самыи въздухь радости исплънившаго, и Духом Святымъ въвѣренное сему иноческое стадо на пажити животныя наставившаго. На прѣдлежащяя же да взыдетъ слово (С. 344).

[13]-13 Житие Сергия Радонежского: О честнаго корене святаа отраслъ! О прѣхвалнаа връсто! О добраа супруга! О блаженное сьчетание! О святое порождение! Блажени есте и прѣблажени, сподобльшеся быти таковому отроку родителие! (С. 344).

[14]-14 Житие Варлаама Хутынского: Видѣвше же родители его, вь печали бѣху о нем, зреще его великое въздрьжание, и единою рекоше ему: «Не могы, чедо наю, неядением пльть свою изнурати, да не вь болѣзнь въпадеши, паче же еще юну ти сущу, и намь опечалиши наслаждение твоего зрениа» (Л. 35).

[15]-15 Житие Варлаама Хутынского: Благоразумни же отрокътыхим гласомь отвѣща, якоже имѣяше обичаи: «Азь убо, сладчаиши мои родителие, многа писаниа прочьть, не обрѣтохь родителие, своему чеду зло сьвѣтующа, якоже вы мнѣ сьвѣщаваете. Аще бо по апостолу: “Брашно и питие нас не прѣдставит прѣд Богомъ”, что ино? Тькмо пост и молитва…» (Л. 35–35 об.).

[16]-16 Житие Сергия Радонежского: яко же и дивитися всѣмъ, зряще его юностию обложенна и великое въздержание имуща (С. 345).

[17]-17Житие Варлаама Хутынского: Видѣв же смерть своих родителеи, и абие велми любовию божестъвною разгорѣся. Паче же видѣвь себе никим же вьзбраняема, и тако имѣние отца своего раздасть нищим. Сам же свободу улучивь, абие оставляеть миръ, имѣя наставника по Бозѣ нѣкоего священоинока Порфирия именем. И тако остризаеть власы главы своея, вкупѣ и долу влекущаа мудрованиа. Обьшед же мѣста, расматряше, где обитѣль съставити… (РНБ. Кир.-Бел. № 30/1107. Л. 97–97 об.).

[18]-18 Житие Варлаама Хутынского: Видѣвше же бѣси себе уничижаема, и таковъздвигоша брань на нъ, и прѣображахуся овогда въ змие, овогда вь звѣри различние, хотяще его отлучити от мѣста того. Он же, знамениемь крьстним ограждься, без вѣсти сих сьтвори… Нь обаче «ты спяти быше и падоше»,приразившеся твръдому адаманту, сами сьтришеся, тврьдаго же стльпа не поколѣбаше (Л. 36).

[19]-19ИЗ. Слово в начале индикту: Человѣколюбивыи же и пастырь еже дръзати повелѣваше, глаголя: «Дерзаите, Азъ есмь, не боитеся. Дръзаите, вѣры имате дръжаву, идолослужениа молва не потопить васъ… Азъ есмь събезначялное Слово Отцю, несъзданнаго начала вѣтвь… православныя вѣры скровище, мученичьскыхъ подвигъ мьздодатель. Азъ есмь, не боитеся, идеже бо свѣтъ приходить, отбѣгаеть бѣда, благодатью и человѣколюбьемъ… (Л. 22 об.)

[20]-20 Житие Варлаама Хутынского: И по сем вьзгради црькъвъ малу, якоже рѣхом:видѣвъ знамение, лучи божьствьние,и того ради црькъвь Прѣображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа въздвиже. И великаго его ради житиа произыде слава о немь повсуду… (Л. 3636 об.).

[21]-21 КО. Слово Дмитрию: Вси же дивящеся изряднѣи свѣтлости лица его, раждизахуся любовию, желающе к нему приближитися и животных словесъ съвкусити, яже исхождаху яко мед из устъ его (С. 234).

[22]-22 КО. Слово Дмитрию: Тацѣми же учении въ вѣру всянаставляа, паче свѣтлѣи являшеся, духовною силою сияя паче солнца. Тако ти суть того блаженаго Димитриа учениа. Така богогласнаго того языка казаниа. Така изречениа любезная его душа. Тѣмже и Господь любезну красоту на нь возложи, въсхотѣ сугубымь вѣнцем вѣнчати пречистую главу его, и рече ему:«Благыи рабе и вѣрне, о малѣ бѣ вѣрень, надо многыми тя поставлю, вниди в радость Господа своего» (С. 234).

[23]-23 Житие Варлаама Хутынского: Ть же кнезъ,егоже рѣхом, пришьд вь единь от дьни посѣтити светаго… и вестникь прииде, вьзвѣщае ему синовное рождение. Видев же кнезъ, яко сьбыстьсяпророчьство светаго (Л. 36 об.37).

[24]-24 Житие Варлаама Хутынского: Бѣ бо, рече, кнезъ вь томжде Великом Новѣ-градѣ, Костантиньимя ему. И сь вь болѣзнь лютую вьпад, и от зелние болѣзни кь концу живота приближашеся. И слишавь яже о светѣмъ, колика чюдеса исцѣлением творит Богь угодником своим Варлаамомь, и глагола слугам своим вь црькъвь светагопонести его. На пути же жестоко болѣзни наскочивши, принесше же его вь црькъвь, близь ракы светаго положише, тому же ни глаголати могущу, ниже отнуд кого от своих познающа. Тѣмже и очаание живота его всѣх обьдрьжаше, и едина тькмо о гробних мислеще (Л. 4545 об.).

[25]-25 Житие Варлаама Хутынского: …и абие светии невидимо рукою коснуся, от врать съмрьтних спасаеть (Л. 44 об.).

[26]-26 Житие Варлаама Хутынского: Инь же пакы чловѣкъ, имѣе вѣру кь прѣподобьному Варлааму… иде сь женою своею светаго ракы поклонитися…и пакы хотѣ вьзвратитися вь град. И недалече отшьд ему от монастира, ладиа испроврьжеся, и ть вь гльбину погрезе, прочи же едва избѣгоша… и абие пришьдше сь мрежами рибарие, и едва обрѣтоше его…(Л. 43 об.44).

[27]-27 ИЗ. Слово на Крестовоздвижение: Аще бо нѣции от норець въмѣтающе себе от кораблеи в море, ищуще бисера изяти. Не много ли паче мы, имуще вмѣсто корабля Ветхыи и Новыи завѣтъ? …не яко бисеръ изнесемъ, но и всѣкого бисера честнѣишее слово хощу изнести от глубины разумѣнии (Л. 23).

[28]-28 ИЗ. Слово в начале индикту:О Троице, троичьскаа проповѣди! О мощи болныхъ лѣчбы! О праше, источниче чюдесъ! О море, небесныя доброты подобие! (Л. 2).

[29]-29 КО. Слово Дмитрию:Радуися, свѣтозарное солнце, Дмитрие, прогоняа мракь грѣховныи от чтущих тя любовию теплою. Радуися, незаходимая заре, благочестиемь вся просвѣщае... Радуися, теплыи заступниче всѣм печалныимь, прибѣгающимь въ кровъ твои. Радуися, присно кипяи источниче, изливаятокь исцѣлениемь всѣм одержимыимь душевнами и телесными страстми… (С. 235).

[30]-30ПС святителю Николаю: Радуйся златозарныи архиерею Николае, иже удиви чюдесы весь мирь, от въсѣх слѣпоту отганѣя грѣховнуя… Радуйсямедоточныи архиерею, сладостию възвеселѣя весь мирь и на пажить духовнуя наставлѣю. Радуйся небопарныи орле… Радуйся Николае, похвала апостольскаа, Радуйся Николае, монастырем твръдое и неподвижное основание. Радуйся, архиерею Николае, свѣтозлачнаа луче, прогнавыи мракь безбожныи от сердець человѣчьскых и свѣтом богоразумиа украсивыи прѣстолъ церковныи. Радуися живорасленаа лѣторасли… Радуисяпобѣдниче бѣсом и ересемь прогонниче, чистотѣ правителю, добротѣ наставниче, проповѣдниче истинѣ… (Л. 188 об.).

[31]-31КО. Слово Дмитрию:Радуися, твердое основание отечьству своему, полагая присно яко пастух истинныи душу свою за стадо Христово и глаголя…(С. 235).

[32]-32КО. Слово Дмитрию:Того и ты, пречестныи страстотерпче Христовь Димитрие, прилѣжно за ны молися, чтущая пресвѣтлое твое успение, милость и отпущение грѣховь прося, любовию и вѣрою защищая ны от

всѣх страстии и напастии…(С. 235).

Форумы