Степченков Л. Л. Святитель Николай Японский, новые штрихи к биографии (по материалам Смоленского архива)

 

 

 

Миссионерской деятельности равноапостольного Николая (Касаткина), создателя и Первоиерарха Японской Церкви, посвящено большое количество публикаций и отдельных изданий. Однако начальный этап его жизни остается практически не изученным. Поиск в документах Государственного архива Смоленской области и «Смоленских епархиальных ведомостях» (с 1881 г. по 1914 г. была опубликована 31 статья о судьбе архиепископа Николая и ситуации в Японской миссии[1]) позволили приоткрыть некоторые ранее не известные страницы его жизни, связанные с малой родиной – Смоленской губернией.

Одно из первых и наиболее значимых открытий относится непосредственно к дате рождения святителя Николая. В метрической книге церкви Вознесения села Березы Бельского уезда за август 1836 г. мною обнаружена запись № 15: «Двадцать первого[2] числа села Березы у диакона Димитрия Иоаннова Касаткина и законной его жены Ксении Алексеевой родился сын Иоанн». Крещение было совершено на следующий день, 22 августа. Восприемниками были «того же села заштатного диакона Алексея Савинского сын Смоленской семинарии ученик философии Александр Савинский и того же села вдова диаконская жена Елена Петрова Залесская». Крещение совершил священник Александр Григорьев Белкин при участии диакона Александра Лаврентьева Барсова и пономаря Андрея Егорова Синявского[3].

Затем последовали и другие находки.

Архиепископ Николай, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился в селе Егорье(второе название – Береза), входившем в третий стан Бельского уезда на тракте, идущем в местность «Бельская Сибирь». Береза – одно из древнейших сел Бельского уезда – всегда причислялось к Смоленской епархии. По данным на 1859 г., в нем насчитывалось 5 дворов, в которых проживали 9 лиц мужского пола и 13 женского, имелся православный храм. Село получило название «Береза» от одноименной реки, протекающей рядом с ним, «Егорье» – произошло от первого сельского храма, освященного во имя св. Георгия Победоносца[4].

Отец Ивана Дмитриевича Касаткина Дмитрий Иванович по увольнению из низшего отделения Смоленской духовной семинарии поступил в 1828 г. в село Береза на диаконское «сдаточное место» своего будущего тестя Алексия Савинского, служившего здесь до 1828 г. «очень долго – много лет», любимого и уважаемого прихожанами. В этом селе 13 февраля 1829 г. и состоялось бракосочетание Д. И. Касаткина с Ксенией Алексеевной Савинской[5], родившейся в 1806 г. Мне удалось обнаружить упоминание о дневнике Д. И. Касаткина, в котором он рассказывает о жене: «Из женского пола самого большого роста, волосы имела темно-русые, лицо белое, нос умеренный, большой лоб, несколько нависший на глаза. Скромна и набожна». В другом источнике найдено описание самого Дмитрия Ивановича: «Роста диакон Касаткин был среднего, не тучен, но крепок телосложением, посему и в старости отличался подвижностью; морозов не боялся и теплых сапог не носил, и замечательную имел привычку: выезжал из г[орода] Белого в свое село непременно в ночь, хотя большая часть пути пролегала по огромным и темным лесам; ночью, говаривал он, “не будет задержек от встречных путешественников”».

В семье Касаткиных было четверо детей: Гавриил (22 марта – 18 декабря 1832 г.), Ольга (10 июля 1833 г. р.), Иван (21 августа 1836 г. р.) и Василий (16 марта 1840 г. р.)[6].

В 1830-1831 гг. Д. И. Касаткин, собирая деньги на реставрацию приходского храма[7], прошел по 7 губерниям: Санкт-Петербургской, Московской, Смоленской, Тверской, Новгородской, Могилевской и Псковской, посетив почти все уездные города этих губерний.

23 октября 1841 г. диакон Касаткин овдовел[8]. В связи с чем в своем дневнике он сделал запись о жене: «От рождения до бракосочетания жила 22 года, от бракосочетания до смерти 12 лет, а всего жила 34 года и 8 месяцев».

Со смертью жены на руках Дмитрия Ивановича остались трое малолетних детей. К этому времени старшей дочери исполнилось 8 лет, Ивану 5 лет, а Василию не было и года. Молодой вдовец воспитал их соответственно своему званию и своим средствам: дочь росла дома, а сыновья по достижению школьного возраста были определены в духовное училище. В городе Белом духовного училища не было[9], поэтому детей отправляли учиться в Смоленск, Вязьму, Ржев (Тверской губернии) или Торопец (Псковской губернии). В одном из этих училищ начинал свое школьное образование и старший сын диакона Касаткина – Иван. В 1849 г., по открытию училища в Белом, был переведен в него.

В 1850 г. Д. И. Касаткин поступил в Рославльский монастырь Смоленской губернии, освободив диаконское место своему зятю Ф. Д. Измаилову, из послушников Красногородецкой пустыни, который, однако, прослужил лишь до 1854 г. В 1855 г. Дмитрий Иванович выбыл из монастыря, и вернулся на свое прежнее место в село Березу. Как видим, он жил в монастыре, не принимая иноческих обетов.

Возвращение на прежнее место Д. И. Касаткина позволило его сыновьям продолжить учебу. В 1857 г. старший сын Иоанн окончил семинарию[10] первым студентом и был отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию на казенный счет.

В 1867 г. Д. И. Касаткин ездил к сыну Василию в село Кувай Симбирской губернии. По окончании курса Смоленской духовной семинарии с 4 августа по ноябрь 1861 г. он служил там учителем причетческого (затем приготовительного) класса Смоленского духовного училища. После чего переместился в Симбирскую епархию на должность священника. Позже в сане протоиерея служил настоятелем женского Сретенского монастыря в городе Сызрани Симбирской губернии.

Иван Дмитриевич Касаткин 24 июня 1860 г. принял постриг с именем Николай и выехал на место своего служения – в город Хокодате (Япония). В 1870 г. иеромонах Николай приезжал в село Береза для свидания с отцом. Посетил он и город Белый, где встретился с епископом Серафимом (Протопоповым)[11]. Последний, однако, принял его весьма неблагосклонно и сделал выговор за то, что он без монашеского клобука. О. Николай оправдывался отдаленностью своего местожительства и продолжительностью путешествия по разным государствам, океанам, морям и каналам, и что в таком виде он являлся и ко двору.

В 1880 г. архимандрит Николай вторично приезжал в Россию, в том числе и на малую родину. В это время еще была жива его сестра Ольга, повторно вышедшая замуж за дворянина И. М. Куницкого[12] (+ 1896 г.). Архиепископа Николая прихожане села Березы горячо любили. Такой же любовью отвечал и он. Появляясь редким гостем в родных краях, он собирал бывших сверстников своего детства и вел с ними увлекательные беседы об отдаленной Японии, о нравах и обычаях ее жителей.

Живя в Японии, Высокопреосвященный Николай вел переписку с сестрой и племянниками. Отцу он приобрел в собственность небольшой участок земли, смежный с причтовою землею села Березы, который позже перешел сестре Ольге с детьми. В деревне Коптянке была открыта церковно-приходская школа имени Высокопреосвященного Николая[13]. На ее устройство он выслал 200 рублей и столько же ежегодно с 1902 г. выделял на ее содержание. Помнил Высокопреосвященный Николай и о родном Бельском духовном училище. В 1909 г. Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Бельского духовного училища выбрало его своим почетным членом. О. Николай выразил «глубочайшую благодарность общему собранию членов этого общества» и на нужды учеников выслал 100 рублей.

 

 

Литература

 

[40-й день кончины архиепископа Японии Николая] // Смоленские епархиальные ведомости (далее – СЕВ). 1912. № 6.

Анатолий, архим. Прибытие Преосвященного Николая в Японию на свою паству и его первое архиерейское служение // СЕВ. 1881. № 15.

Андроник, еп. Храм-памятник над могилой японского архиеп[ископа] Николая // СЕВ. 1913. № 2.

Васильев Н. Апостол Японии // СЕВ. 1912. № 3.

Владимир, игум, японский миссионер. Из Японии // СЕВ. 1884. № 21.

Двадцатипятилетие Японской духовной миссии // СЕВ. 1895. № 11.

Деятельность Преосвященных: Николая, епископа Алеутского и Аляскинского и епископа Ревельского Николая, начальника Японской миссии // СЕВ. 1893. № 4.

Значение православного собора в Японии // СЕВ. 1892. № 17.

Из Японии // СЕВ. 1890. № 12.

Известия о Японской православной миссии // СЕВ. 1883. № 17.

Каверзнев Ф. Просветитель Японии архиепископ Николай // СЕВ. 1912. № 7.

Миссийская женская школа в Японии // СЕВ. 1893. № 10.

Памятник апостолу Японии, архиепископу Николаю // СЕВ. 1912. № 8.

Помощь голодающим от православных японцев // СЕВ. 1892. № 12.

Празднование в минувшем году православною Японскою паствой в честь 30-летнего пребывания Преосвященного Николая в Японии // СЕВ. 1892. № 2.

Райт В. П., Орлов Н. Почивший архиепископ Японский Николай // СЕВ. 1912. № 7.

Руженцев В., свящ. Летопись о церкви, причте и приходе села Березы Бельского уезда Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1870. № 21 (неофиц.). С. 586-604.

Сергий, еп. К годовщине кончины архиеп[ископа] Николая, апостола Японии // СЕВ. 1913. № 2.

Синявский П., прот. Апостол Японии // СЕВ. 1912. № 4.

Синявский П., прот. Пятидесятилетний юбилей Высокопреосвященнейшего архиепископа Николая, начальника Российской духовной миссии в Японии // СЕВ. 1911. № 20.

Слово Преосвященнейшего епископа Феодосия в 40 день кончины Японского архиепископа Николая // СЕВ. 1912. № 7.

Состояние православной церкви в Японии // СЕВ. 1891. № 18.

Состояние православной церкви в Японии в 1893 г. // СЕВ. 1894. № 14.

Торжества на родине апостола Японии // СЕВ. 1913. № 15.

Труды начальника Японской миссии по переводу священных и богослужебных книг на японский язык // СЕВ. 1895. № 19.

Успехи христианства в Японии // СЕВ. 1911. № 24.

Христианство в Японии // СЕВ. 1904. № 18.

Япония в представлении русских раскольников-старообрядцев // СЕВ. 1904. № 21.

N. N. К годовщине кончины архиепископа Николая, апостола Японии // СЕВ. 1914. № 2.

 

 

 

УДК 271.2(470.332+520) ББК 86.372-8

Аннотация. В данной публикации предложены ранее неизвестные сведения о начальном этапе жизни равноапостольного Николая (Касаткина), создателя и Первоиерарха Японской Церкви. Раскрыта его взаимосвязь с малой родиной – Смоленской губернией. На основе архивных документов установлена точная дата рождения святителя. Ключевые слова: Смоленская губерния, священник, святитель Николай (Касаткин), XIX-XX вв.

Summary. in this paper we present previously unknown facts about the early stage of life of Equal-to-the-Apostles Nikolai, the creator ofThe Japanese Orthodox Church and Archbishop of Japan. We've found the connection between him and his lesser motherland - Smolensk Governorate. According to the archival documents the exact day of his birth was ascertained. Keywords:priest, Saint Nikolai, Equal-to-the-Apostles, Archbishop of Japan, XIX-XX century.



© Степченков Л. Л., 2018

 

 

[1]Анатолий, архим. Прибытие Преосвященного Николая в Японию на свою паству и его первое архиерейское служение // Смоленские епархиальные ведомости (далее – СЕВ). 1881. № 15; Известия о Японской православной миссии // СЕВ. 1883. № 17; Владимир, игум, японский миссионер. Из Японии // СЕВ. 1884. № 21; Из Японии // СЕВ. 1890. № 12; Состояние православной церкви в Японии // СЕВ. 1891. № 18; Празднование в минувшем году православною Японскою паствой в честь 30-летнего пребывания Преосвященного Николая в Японии // СЕВ. 1892. № 2; Помощь голодающим от православных японцев // СЕВ. 1892. № 12; Значение православного собора в Японии // СЕВ. 1892. № 17; Деятельность Преосвященных: Николая, епископа Алеутского и Аляскинского и епископа Ревельского Николая, начальника Японской миссии // СЕВ. 1893. № 4; Миссийская женская школа в Японии // СЕВ. 1893. № 10; Состояние Православной церкви в Японии в 1893 г. // СЕВ. 1894. № 14; Двадцатипятилетие Японской духовной миссии // СЕВ. 1895. № 11; Труды начальника Японской миссии по переводу священных и богослужебных книг на японский язык // СЕВ. 1895. № 19; Христианство в Японии // СЕВ. 1904. № 18; Япония в представлении русских раскольников-старообрядцев // СЕВ. 1904. № 21; Синявский П., прот. Пятидесятилетний юбилей Высокопреосвященнейшего архиепископа Николая, начальника Российской духовной миссии в Японии // СЕВ. 1911. № 20; Успехи христианства в Японии // СЕВ. 1911. № 24; Васильев Н. Апостол Японии // СЕВ. 1912. № 3; Синявский П., прот. Апостол Японии // СЕВ. 1912. № 4; [40-й день кончины архиепископа Японии Николая] // СЕВ. 1912. № 6; Каверзнев Ф. Просветитель Японии архиепископ Николай // СЕВ. 1912. № 7; Слово Преосвященнейшего епископа Феодосия в 40 день кончины Японского архиепископа Николая // СЕВ. 1912. № 7; Райт В. П., Орлов Н. Почивший архиепископ Японский Николай // СЕВ. 1912. № 7; Каверзнев Ф. Просветитель Японии Архиепископ Николай (Касаткин) // СЕВ. 1912. № 7; Романцев. Архиепископ Николай Японский [Стих] // СЕВ. 1912. № 7; Памятник апостолу Японии, архиепископу Николаю // СЕВ. 1912. № 8; Сергий, еп. К годовщине кончины архиеп[ископа] Николая, апостола Японии // СЕВ. 1913. № 2; Андроник, еп. Храм-памятник над могилой японского архиеп[ископа] Николая // СЕВ. 1913. № 2; Торжества на родине апостола Японии // СЕВ. 1913. № 15; N. N. К годовщине кончины архиепископа Николая, апостола Японии // СЕВ. 1914. № 2.

[2] Здесь и далее все даты указаны по старому стилю.

[3] Государственный архив Смоленской области (далее ГАСО). Ф. 48. Оп. 1. Д. 816. Л. 488.

[4] См. об этом: Руженцев В., свящ. Летопись о церкви, причте и приходе села Березы Бельского уезда Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1870. № 21 (неофиц.). С. 586-604.

[5] ГА СО, ф. 48, оп. 1, д. 816, л. 305, 372, 384, 397, 488; д. 1741, л. 555 об. - 556.

[6] ГА СО, ф. 48, оп. 1, д. 816, л. 372, 384, 397, 488; д. 1741, л. 555 об. – 556.

[7] По повелению епархиального начальства, в связи с аварийным состоянием храма его закрыли в 1828 г. и затем разобрали до основания. Новое здание было возведено и освящено в 1833 г.

[8] ГА СО, ф. 48, оп. 1, д. 1801, л. 758 об. – 759.

[9] Увеличение числа воспитанников в училищах Смоленской епархии повлекло за собой необходимость открытия новых духовных училищ. В мае 1849 г. Преосвященный Тимофей ходатайствовал об открытии в г. Белом уездного и приходского училища. Постановлением Синода от 13 июля – 31 августа данное предложение было одобрено. В конце ноября все подготовительные работы были завершены. К этому времени из вяземских училищ прибыли 75 человек – дети духовенства, причисленные к Бельскому округу. Окончательное открытие училища состоялось 6 декабря 1849 г. На следующий год в уездном училище обучалось: высшее отделение – 47 человек, низшее – 47. Первым смотрителем Бельских духовных училищ был назначен священник Димитрий Грибоедов.

[10] Согласно предложению священника Н. Красева, постановлением Смоленского епархиального съезда 1912 г., одобренного резолюцией епископа Смоленского Феодосия, от 6 июля, в Смоленской семинарии был установлен портрет архиепископа Николая.

[11] Серафим (Протопопов; 1818 - 11 января 1891 г.), 10 апреля 1866 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии; с 14 апреля 1869 г. епископ Смоленский и Дорогобужский, со 2 октября 1874 г. епископ Рижский и Митавский, с 8 декабря 1877 г. епископ Самарский и Ставропольский.

[12] Куницкие – древний благородный дворянский род, вошедший в «Список дворянских родов, внесенных в родословные дворянские книги Смоленской губернии составленные в 1897 г.». Владели недвижимостью преимущественно в Бельском уезде.

[13] В Бельском уезде, по данным за 1903-1904 учебный год, насчитывалось 59 церковно-приходских школ, из них 41 одноклассная. Школа имени Преосвященного Николая Японского была создана в 1901 г. С. А. Рачинским.

Форумы