А. И. Раздорский. О дате первого упоминания курского Троицкого женского монастыря
Беляков А. В. Крещение знатных мусульманских выходцев в России cередины XVII в.: Судьба сибирского царевича Аблая бен Ишима
№ 1[1]
1636 г. января 19 – Указная грамота царя Михаила Федоровича в Белозерск воеводе И. К. Грушецкому и подьячему В. Шишкину об отправке в город из Казани сибирского царевича Аблая бен Ишима и постройке для этого особой тюрьмы
(Л. 1) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро воеводе нашему Илье Карпов[ичю] Грушетцкому да подьячему Ва[силью] Шишкину. В Галитцкую четь в памяти ис Казанского Дворца за приписью дьяка нашего Микифора Шипулина написано: Указали мы сибирского царевича Аблу, которово взяли в Уфимском уезде уфимские ратные люди, послати ис Казани с сыном боярским да з десятью человеки стрельцами на Белоозеро. А на Белоозере указали мы для того царевича зделати избу о двух мостах по тюремному, и окна перебить железом толстым, и огородить тыном в паз, и укреп[ить] накрепко, и поверх тыну положить охлупки болшого деревья, и прибить гвоздми, чтоб было крепко, и быти у него в приставех для береженья каким людем пригож, и беречи ево с великим береженьем, и чтоб никакие люди к нему не приходили, и чтоб тот царевич, Абла, не утек и дурна над собою никакова не учинил.
А поденново корму указали мы тому царевичю, Абле, давать по два алтына на день. А которово числа и с кем именем того царевича Аблу ис Ка (Л. 2) зани на Белоозеро пришлют, и как по нашему указу устроят, и кому именем для береженья у нево быть велят, и о том о всем указали мы отписать к нам, к Москве, в приказ Казанского Дворца. А провожатым, казанцу сыну боярскому и стрелцом, велели мы дати о приезде их и об отпуске з Белаозера в Казань к боярину нашему и воеводам к Ивану Петровичю Шереметеву с товарищи отписку.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы б велели на Белеозере для сибирского царевича Аблы зделати избу о двух мостах, по тюремному, и окна велели перебить железом толстым, и огородить тыном в паз, и укрепить накрепко, и поверх тыну велели побить охлупки болшого деревья, и прибить гвоздми, чтоб было крепко. А как по нашему указу ис Казани боярин наш и воеводы Иван Петрович Шереметев с товарыщи того сибирского царевича Аблу на Белоозеро пришлют, и вы б того царевича Аблу взяв велели посадить в тое особную тюрьму, и велели у нево быть для береженья каким людем пригоже, и бе (Л. 3) речь ево велели с великим береженьем, чтоб никакие люди к нему не приходили, и чтоб не утек и дурна над собою никакова не учинил. А корм ему давали по два алтына на день. А которово числа сибирского царевича Аблу и с кем именем ис Казани на Белоозеро пришлют, и кому именем, и кольким человеком для береженья быть у нево велите, и какова особная тюрьма крепостью всякою будет зделана, и вы б о том отписали к нам, к Москве, тотчас. А отписку велели подати в приказе Казанского Дворца боярину нашему князю Борису Михайловичю Лыкову да дьяком нашим Федору Панову да Микифору Шипулину. А провожатых казанских, сына боярского и стрелцов, отпустили з Белаозера в Казань по приезде, и об отпуске, отписали с ними в Казань, к боярину нашему и воеводам к Ивану Петровичю Шереметеву с товарыщи.
Писано на Москве лета 7144-го генворя в 19 день.
На обороте:На Белоозеро воиводе нашему Илье Карповичю Грушетцкому да подьячему Василью Шишкину. 154-го февроля в 1 день привез сее государеву грамоту Ондрей Замарин.
№ 2[2]
1636 г. марта 7 – Отписка Белозерского воеводы П. Звенигородского и подьячего В. Шишкина о приезде из Казани сибирского царевича Аблая бен Ишима и постройке для него особой тюрьмы
(Л. 8) Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои, Петрушка Звенигородцкой, Васка Шишкин, челом бьют. В нынешнем, государь, во 154-м году февраля в 1 день в твоей, государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, грамоте из Галицкие чети за приписью диака Тимофея Голосова писано к воеводе к Илье Грушецкому да ко мне, холопу твоему, Васке. А велено на Белоозере для сибирского царевича Аблы, которого взяли в Уфимском уезде уфимские ратные люди, послати ис Казани с сыном боярским да з десятью человеки стрельцов на Белоозеро. А на Белоозере велено нам, холопем твоим, для того царевича зделать избу о дву мостах, по тюремному, и окна перебити железом толстым, и огородить тыном в паз, и укрепить накрепко, и поверх тыну положити охлупки большого деревья и прибить гвоздми, чтоб было крепко. И быть у него велено в приставех для береженья каким людем пригож, и беречи ево велено великим береженьем, чтоб к нему никакие люди не приходили, и чтоб тот царевич Абла не утек и дурна над собою никакова не учинил. А поденного корму велено ему давать по два алтына на день.
А которого числа и хто имянем тово царевича Аблу ис Казани на Белоозеро пришлют и как (Л. 7) по твоему, государеву, указу устроим и кому имянем для береженья у него велим быти, и о том о всем велено нам, холопем твоим, отписать к тебе, государю, к Москве, в приказ Казанского Дворца. Провожатых казанцов, сына боярского и стрельцов велено дати о приезде их и об отпуске з Белаозера в Казань к твоему, государеву, боярину и воеводам к Ивану Петровичю Шереметеву с товарыщи отписка[3].
И февраля, государь, в 23 день писали к нам, холопем твоим, ис Казани твой, государев, боярин Иван Петрович Шереметев с товарыщи и прислали ис Казани сибирского царевича Аблу с казанцом с Васильем Хохловым да с провожатыми, а с ним десять человек стрельцов. И по твоей, государеве, грамоте мы, холопи твои, у казанца у Василья Хохлова и у провожатых сибирского царевича Аблу на Белоозере взяли и Василия Хохлова и провожатых отпустили мы, холопи твои, з Белаозера в Казань тово ж числа.
И по твоему государеву указу того царевича Аблу посадили в[4] тюрьму. А тюрьма крепостью изба в тыну трех[5] сажен, а в ней четыре окна зделаны по тюремному, о дву мостах, и побиты окна железом толстым накрест, а с надворья запирают железною цепью, 6а тын вверх трех сажен, и на тын положен охлопок и прибит гвоздми[6]. А до твоего государева указу велели у того царевича для береженья быти посадцким двум человеком, Ондрюшке Басаргину да Сеньке Васильеву, да дву человеком целовальником, Треньке Романову да Проньке Пименову, да толмочю новокрещену (Л. 8) Савиньку Козловскому. И велели быти им в тюрьме с царевичем безотлучно, днем и ночью, чтоб было бережно, чтоб опричь тех людей миновать некем, детей боярских отставных на Белоозере нет, а дворяном, белозерским помещиком, сказана твоя государева служба, а стрельцов нет же, караулить у тюрьмы некому. А пушкарей и розсыльщиков десять человек, и те у твоей государевы пороховой казны стерегут и беспрестанно для твоих государевых дел в розсылке.
А корм[7] царевичю велели давать до твоего государева указу посадцким и уездным людем на время, (Л. 9) что в твоей государеве грамоте о том нам, холопем твоим, имянно не написано ис каких из белозерских доходов корм давать царевичю. А на Белеозере твой государев кабак и кабацкой збор отвозят кабацкие головы к тебе, государю, к Москве, в Новую четь. А таможенные и четвертные деньги по твоим, государевым, грамотам дают на Белеозере в твое государево в годовое жалованье ружником в собор протопопу з братьею, да в Ниловский[8] старцом, да Воскресенского девичья монастыря в Горы[9] игуменье Евранье да сорока двум старицам. А стрелецкой збор посылают к тебе, государю, к Москве, в Стрелецкой приказ. А ямской збор – в Ямской приказ. А больши, государь, того на Белеозере твоих государевых денежных доходов никаких нет.
Да бил челом тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, сибирской царевич Абла. Как-де он сидел[10] в Казани 11в тюрьме[11], и в Казани-де давали ему корму по два алтына да по четыре чарки вина на день. А на Белеозере только шлют ему целовальники и посадцкие люди по два алтына на день, а вина не дают. Тем-де ему сыту быть нечем. И о том нам, холопем твоим, как ты, государь, укажешь.
На обороте л. 6 об.:144-го марта в 7 день такова отписка послана с пушкарем с Екункою Ивановым.
№ 3[12]
1636 г. марта 19 – Указная грамота царя Михаила Федоровича на Белоозеро воеводе П. Н. Звенигородскому и подьячему В. Шишкину о поденном питье сибирскому царевичу Аблаю бен Ишиму
(Л. 15) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро воиводе нашему князю Петру Никитичю Звенигородцкому да подьячему Василью Шишкину. В Галитцкую четь в памяти из приказу Казанского Дворца за приписью дьяка нашего Микифора Шипулина написано. В нынешнем, во 144-м году, писали вы к нам, что февраля в 23-й день по нашему указу прислан на Белоозеро ис Казани сибирской царевич Абла. И вы того царевича по нашей грамоте посадили на Белоозере в тюрьму. А корму ему велели давати по нашему указу по два алтына на день.
И бил нам челом царевич Абла, как он сидел в Казани, и ему-де сверх корму давано по четыре чарки вина на день. А на Белеозере ему вина не дают. И ему-де одним кормом сыту быть нечем. И нам бы иво пожаловать, велети ему на Белеозере давати вино. И мы указали тому сибирскому царевичю Абле сверх денежного поденного корму давать на Белоозере по пяти чарок вина да по крушке меду на день.
И быти у него бережатым в ызбе скольким человеком пригоже. А ножей и никакова железа и деревья в те избы не носить, и тому царевичю Абле не давати. А сторожам быть на дворе безпрестанно, чтоб ему никакие нужи (Л. 16) не было и без людей бы тому царевичю Абле сидеть было не вскучно.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы б сибирскому царевичю Абле сверх денежного поденного указного корму давали на Белеозере по пяти чарок вина да по крушке меду на день. А бережатым велели у него быть в ызбе, а ножей и никакова железа и деревья к нему в тюрьму носить и ему, царевичю, давать не велели. А сторожем велели быть на дворе, чтоб ему никакие нужи не было и без людей ему сидеть было не скучно.
Писан на Москве лета 7144-го марта в 19 день.
На обороте л. 15: На Белоозеро воиводе нашему князю Петру Никитичю Звенигородцкому да подьячему Василью Шишкину. 144-го апреля в 18 день привез пушкарь Емелька Пушкарь.
№ 4[13]
1636 г. сентября 2 – Память белозерских кабацких голов П. Пузина и И. Бабина о поденном питье сибирскому царевичу Аблаю бен Ишиму
154-го апреля в 10 числа по государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте из Галецкие чети за приписью диака Тимофея Голосова, по памяти в Галитцкую четь ис Казанского Дворца, за приписью диака Никифора Шипулина и по памяти воеводы князя Петра Никитича Звенигородцкого да подьячево Василья Шишкина белозерьские кабатцкие головы вологжанин Первой Пузан да белозерец Иван Бабин давали с погреба сибирскому царевичю Абле государева жалованья поденного питья по пяти чарок вина да вместо меду по две крушки пива на день по погребной цене. И того вина и пива сходило на всякой день ему, сибирскому царевичю Абле, по десети денег. И всего государева питья, вина и пива сошло с погреба ему, сибирскому царевичю Абле, с апреля с 10 числа 154-го до сентября по 2-е число 155-го году по погребной цене на семь рублев на восмь алтын, на две денги.
На обороте:К сей памяти вместо кабацких голов вологжанина Первого Пузина да белозерца Ивана Бабина, по их веленью, Елизарко Тимохов и руку приложил.
№ 5[14]
1636 г. – Челобитная сибирского царевича Аблая бен Ишима царю Михаилу Федоровичю о дозволении креститься в православную христианскую веру
(Л. 26) Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом ис темницы твой царьской полоняник сибирской царевич Абличка[15]. В прошлом, государь, во 143-м году ходили мы в твою государеву вотчину в Сибирь под Чюбарей острог Чимгуя города з братом своим с Таушком да з дядею з Девлет-Киреем и с мурзами. И у тово, государь, острошка Чюбарья посады выжгли, и людей побили, и в полон поимали. И с тем, государь, полоном дядя наш, Девлет-Кирей салтан, с мурзами пошли к себе в колмаки. А я, Аблий, з братом своим, с Таушком, да с нами татар девяносто человек осталися в степи для изгону. И итти было нам на твою государеву вотчину в Уфимского уезду на Апчай село. И Божим и, государь[16], изволеньем и твоим, государь, счастьем и плен есми православных крестьян кровь нас, бусурман, твоим государевым воинским людем Бог выдал. И ныне[17], видя я милость Божию и твое государьское жалованье, оставя свою бусурманскую веру, хочю креститца в сущую православную крестьянскую веру. Милосердный государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии пожалуй меня, заключеново полоняника, вели, государь, меня крестить[18], чтоб мне за многое согрешенье в бусурманской вере не умереть, а тебе, государю, послужить. Царь, государь, смилуйся, пожалуй.
№ 6[19]
1636 г. августа 4 – Указная грамота царя Михаила Федоровича на Белоозеро воеводе князю П. Н. Звенигородскому и подьячему В. Шишкину о содержании сибирского царевича Аблая бен Ишима в особой тюрьме по-прежнему
От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро воеводе нашему князю Петру Никитичю Звенигородцкому да подьячему Василью Шишкину. В нынешнем во 144-м году писали есте и прислали к нам, к Москве, в приказ Казанского Дворца, под своею отпискою сибирсково царевича Аблы челобитную. А в челобитной ево написано, чтоб нам ево пожаловать, велети ево крестить в нашу православную християнскую веру. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б по прежнему нашему указу и по сей нашей грамоте сибирскому царевичю Абле велели быти на Белеозере в особной тюрьме за крепким береженьем. И бережатым велели у него быти в тюрьме в день и в ночь безотступно. Чтоб он ис тюрьмы не утек и дурна никакова над собою не учинил.
Писан на Москве лета 7154-го августа в 4 день.
На обороте:На Белоозеро воеводе нашему князю Петру Никитичю Звенигородцкому да подьячему Василью Шишкину. 145[20]-го сентября в 4 день привез сее государеву грамоту пушкарь Василий Бубнов. О сибирском царевиче. Справил Якушка Сахаруков.
№ 7[21]
1637 г. марта 12 – Указная грамота царя Михаила Федоровича на Белоозеро воеводе князю П. Н. Звенигородскому и подьячему В. Шишкину о царевиче Аблае бен Ишиме
(Л. 35) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро воеводе нашему князю Петру Никитичю Звенигородцкому да подьячему Василью Шишкину. В нынешнем, во 145-м, году писал к нам с Уфы стольник наш и воивода князь Петр Волконской. Посылал-де он в Уфинской уезд в Башки (Л. 36) рские волости по Сибирской дороге сына боярского Федора Тарбеива, да для письма подьячево Гришку Погорельского, да толмача Федьку Сокору. И сын боярской Федор Тарбеев, и подьячей, и толмач, приехав на Уфу, сказали ему: Наехали-де они в Уфимском уезде в Айской волости за Оралом в деревне Суня Озера жонку башкирку Елчибику Окзюрину. И та де жонка в роспросе им сказала: Вышла-де она из калмацких улусов в нынешнем во 145-м году, как снег пал. А послала-де ее на Русь из калмац (Л. 37) ких улусов Аблы царевича жена, княиня Чегандара, которой взят на Уфе в прошлом, во 143-м году. И будет-де Обла царевич жив, и он бы де к матери своей прислал весть. И она-де, княиня Чагандара, будет к нему, к Абле царевичю, з детьми своими и с улусными людьми.
И мы указали вам царевича Аблу про мать иво, и про жену, и про детей, и про улусных людей роспросити, и дать роспросные речи иво, велели прислати к нам, к Москве. Для того послан нарочно курмышенин[22] Петр Шипилов. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б Аблу царевича роспросили накрепко тем именем мать у него Хирилтя и жена княиня Чагандыря, и дети, и улусные у него калмыцкие люди ест ли, и будет есть и где они, и в которых местех кочюют, и сколько с ними человек иво служилых[23] улусных и черных людей, и как у нево детей (Л. 38) зовут, и сколько сыновей и дочерей, и хто в сколько лет. Да что Абла царевич про то про все в роспросе вам скажет, и вы б те иво речи велели написать подлинно порознь по статьям да о том отписать и роспосные речи Аблы царевича за иво, или ты, подьячей Василей, за своею рукою прислали к нам, к Москве, с Петром Шипиловым тотчес, не мешкая ни часу, и велели подать в приказе Казанского Дворца боярину нашему князю Борису Михайловичю Лыкову да дьяком нашим Федору Панову да Сергею Матвееву.
Писан на Москве лета 7145-го марта в 12 день.
На обороте:На Белоозеро князю Петру Никитичю Звенигороцкому да подьячему Василью Шишкину. Справил Якушка Сахаруков. 145-го марта в 18 день подал государеву грамоту Петр Шипилов.
№ 8[24]
1637 г. марта 18 – Расспросные речи сибирского царевича Аблая бен Ишима о семье и людях, оставшихся в калмыках
145-го марта в 18 день по государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте воевода князь Петр Никитич Звенигороцкий да подьячей Василей Шишкин допрашивали царевича Аблы: Жена у тебя[25] 27него и мать, и дети[26] есть ли, и как мать 28и жену[27], и детей[28], и как их имяны зовут, и сколько твоего улусу людей[29] и черных[30] дворов людей?
И в допросе царевич Абла сказал воеводе князю Петру Никитичю Звенигородцкому да подьячему Василью Шишкину: Мать-де иво[31]8 зовут Херелта, а отец 33матери иво[32] Ханак Чшута, а жену-де иво[33] зовут Чагандара мурзина дочь Укатова. А детей-де у меня два сына. Сын Кучук шести лет, другой, Белекей, четырех лет. А в улусе-де моем служилых людей тысеча триста человек, да черных людей восемьсот человек. А улусы-де у нас не росписаны, где мы придем, тут и кочюем. А жонка-де у меня такова башкирка Илчебика[34] добрая есть. А у брата-де моего, Тевка салтанов, что в Каргополе сидит 36в тюрьме[35], вместе у него з дядею, з Девлет-Керей салтаном, улусы у них свои. А служилых у них людей полторы тысячи, да черных людей тысяча человек. А кочюют-де они по своим улусом порознь.
№ 9[36]
1637 г. мая 13 – Указная грамота царя Михаила Федоровича на Белоозеро воеводе князю П. Н. Звенигородскому и подьячему Василию Шишкину о письме царевича Аблая бен Ишима своей жене княгине Чагандаре
(Л. 42) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро воеводе нашему Петру Никитичю Звенигороцкому да подьячему Василью Шишкину. В нынешнем во 145-м году писали есте и прислали к нам, к Москве, с курмышенином сыном боярским, с Петром Шипиловым, сибирского царевича Аблы про иво мать, и про жену, и про дети, и про улусные люди поспросные речи. И нам то по вашей отписке и по роспросным речам ведомо. И ныне, по нашему указу, того сибирского царевича Аблы жены ево, княгини Чагандары, волосы, которые прислала к нему, царевичю Абле, жена ево, Чагандара, урезав косы своей, посланы на Белоозеро с уфимцом с сыном боярским с Кирилом Нармацким. И как к вам ся наша грамота придет, а уфинец сын боярской Кирило Нормацкой на Белоозеро приедет, и вы б ему те волосы велели отдать (Л. 43) царевичю Абле и велели ему сказать, что те волосы прислала к нему жена ево, княгиня Чагандара. Да будет царевичь Абла похочет к жене своей послать писмо, и вы б то писмо сыну боярскому Кирилу Нармацкому велели у него взять и привести к нам, к Москве. А будет царевич Абла учнет говорить, чтоб ему указать послать от себя к жене иво человека ис тех людей, которые с ним взяты на бою, и вы б ему велели в том отказать. Да о том бы есте о всем отписали к нам, к Москве, с тем ж уфинцом сыном боярским с Кирилом Нармацким тотчес. А отписки велели подати в приказе Казанского Дворца боярину нашему князю Борису Михайловичю Лыкову да дьяком нашим Федору Панову да Сергею Матвееву.
Писан на Москве лета 7145 мая в 13 день.
На обороте:На Белоозеро воиводе нашему князю Петру Никитичю Звенигородцкому да подьячему Василью Шишкину. 145-го маия в 25 день положил сее государеву грамоту уфинской сын боярской Григорей Нарманский. Справил Якушко Сахаруков
№ 10[37]
1637 г. май 26 – Грамота сибирского царевича Аблая из Белозерской тюрьмы сибирскому царевичю Девлет-Гирею
(Л. 48) Даикушино еиго чогорнача чяком. Девлет-Кирей салтан Чюваговичю Аблай салтан царевич[38] челом бьет. Я на Белеозере, государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, жалованье маия по 26-е число, дал Бог здоров. Да и брат мой, Таукан, в Каргополе, дал Бог, здоров же. Да государыне моей матушке, Корелти, да жене моей, Чягандар, да детем моим, Кочюку да Чючюлею, да брату моему Сламе салтану, да Дайгуше Девлет-Кирей, да Чеиту: Мы в государеве жалованье, дал Бог, сыты, и пьяны, и одеты, и обуты, и никоторые нам от него, государя, тесноты нет. И вам бы, Дайкуша и Девлей-Кирей и Чюнулей, над нами смилостивитца, чтоб вам бити челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии вечным миром. А об нас били бы челом. А для мирново поставленья дати заклад моево, Аблина, сына. А в братнем ст брата. А будет вы тово миру не учнете, и закладу под нас не дадите, и нам на своей земле не бывать, воля государьская. А ты моя государыни мати и жена тому ведайте, что я здоров. Послал[39] к вам з головы своей кекел. А поруки ни…[40] (Л. 48 об.) к вам. А твое здоровье, жена моя Чегандара, коса твоя до меня дошла. И яз жавиде, к себе в пазуху положил. А потом[41] вам челом бью, будет меня хотите у собя на земле видете.
№ 11[42]
1644 г. мая 26 – Указная грамота царя Михаила Федоровича в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Антонию с братьею об определении под начало сибирского царевича Аблая бен Ишима
От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро, в Кирилов монастырь, богомольцом нашим, игумену Антонию да келарю старцу Саватью Юшкову, да старцу Феоктисту Колединскому з братьею. В нынешне44м во[43] 152-м году маия в 18 день писал к нам з Белаозера стольник наш и воевода князь Офонасей Козловской и прислал под отпискою челобитную сибирского царевича Облы Ишимова. Сидит-де он на Белеозере в тюрме девятой год. И ныне, покиня свою бусурманскую веру, желает быть в православной християнской вере. И нам бы ево пожаловать, велети б ево в православную християнскую веру крестить. И мы, слушев челобитные, указали его взять з Белаозера в Кирилов монастырь. И в Кирилове монастыре держати под началом, и поросмотрети, крепок ли он будет в православной християнской вере. А без нашего указу крестить ево не велели. И как к вам ся наша грамота придет, а сибирского царевича Облу з Белаозера стольник и воевода князь Афонасей Козловской в Кирилов монастырь пришлет, и вы б ево велели взять и отдати под начало к старцу добру и искусну, и велели ево росматривати гораздо: прямо ли он желает в православную християнскую веру креститься, и крепок ли он будет в християнской вере? Да и сами б его гораздо росматривали[44]. А росматря, подлинно отписали о том к нам, к Москве. А отписку велели подать в приказе Большого Дворца боярину нашему князю Алексею Михайловичю Львову да дьяком нашим Ивану Федорову да Максиму Чирикову. А без нашего указу крестить ево не велели. 46И велели его беречи накрепко, чтоб он из монастыря не ушел[45].
На обороте:Писано на Москве лета 7152-го маия в 26 день. На Белоозеро в Кирилов монастырь богомольцом нашим игумену Антонию да келарю старцу Саватею Юшкову, да старцу Феоктисту. 152-го году июня в 5 день привез монастырской служка Петр Судописец[46].
№ 12[47]
1644 г. августа 5 – Указная грамота царя Михаила Федоровича в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Антонию с братьею об оставлении сибирского царевича Аблая бен Ишима под началом еще на полгода
(Л. 1) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро в Кирилов монастырь богомольцом нашим, игумену Антонию да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. Писали есте к нам, что по нашему указу велено вам в Кирилове монастыре отдать по начало сибирского царевича Аблу и ево розсматривать, крепок ли он будет в православной християнской вере. А без нашего указу крестить ево не велено. И вы сибирского царевича Облу отдали под начало чорному попу Еуфимью, и приказали иво росматривать. И сами над ним досматриваете. И царевич Обла у церкви стоит со страхом, и в келье у старца живет с великим послушанием, и в православной християнской вере быти желает со усердием, и нам бы о том велети, нашь указ учинить. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б сибирскому царевичю Облу ещо велели побыть под началом (Л. 2) до нашего указу, и велели ево розсматривати, и сами надзирали почасту с великим испытанием, прямо ли он желает в православной християнской вере быти, а не от нужи какие, чтоб ево в вере християнской утвердить гораздо, и в предь бы ему в християнской вере быти было навычно. Да будет в православную христьянскую веру он прямо желает, и вы б спустя с полгода о том отписали к нам, к Москве. А отписку велели подать в приказе Большого Дворца боярину нашему князю Алексею Михайловичю Лвову да Максиму Чирикову. И по отписке нашей указ о том будет.
Писан на Москве лета 7152-го августа в 5 день.
На обороте:На Белоозеро в Кирилов монастырь богомольцом нашим игумену Антонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. 152-го августа в 19 день привез старец Иона Палицын. Правил Юшка Собакин.
№ 13[48]
1645 г. февраля 20 – Указная грамота царя Михаила Федоровича в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Антонию с братьею о крещении сибирского царевича Аблая бен Ишима
(Л. 1) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Белоозерской уезд в Кирилов монастырь богомольцом нашим, игумену Антонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. В прошлом во 152-м году послана к вам наша грамота по челобитью сибирского царевича Аблы. Велено иво в Кирилове монастыре отдати под начало старцу добру и искусну, и розсматривать его гораздо, прямо ли он желает креститца в православную християнскую веру, и крепок ли будет в православной християнской вере, да и самим вам велено его розсматривати гораздо. А [о том] смотря подлинно отписати к нам, к Москве. И в прошлом же во 152-м году писали вы к нам, что царевич Абла в Кирилове монастыре отдан под начало чорному попу Еуфимью, и его розсматривали гораздо. И царевич Абла у церкви Божии стоит (Л. 2) со страхом, и в келье у старца живет с великим послушанием, и желает быти в православной християнской вере со усердием. И по той отписке послана к вам наша грамота, велено сибирскому царевичу Обле в Кирилове монастыре под началом побыть ещо, и ево розсматривать, и самим надзирать почасту с великим испытанием, прямо ли он желает в православной (Л. 3) христьянской вере быти, а не от нужи какие, чтоб иво в вере христьянской утвердить гораздо, и впредь бы ему в хрестьянской вере быть навычно. Да будет в православную християнскую веру он прямо желает, и о том велено отписать к нам, к Москве, спустя с полгода.
И в нынешнем, во 153-м году, писали вы к нам, что царевич Абла у церкви Божьи стоит со страхом, и в келье у старца живет с великим послушанием, и желает в православной хрестьянской вере быть со усердием. И мы указали сибирского царевича Аблу в православную християнскую веру крестить. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б сибирского царевича Аблу в православную християнскую веру крестили, и ево почитали, и велели ево покоить по иво достоинству. А для крещенья наше жалованье прислано к нему будет вскоре. А как иво крестите, и что ему во (Л. 4) крещении будет руское имя, и вы б о том отписали к нам, к Москве. А отписку велели подать в приказе Большого Дворца боярину и дворецкому нашему князю Алексею Михайловичю Лвову да дьяком нашим Ивану Федорову да Максиму Чирикову, чтоб нам про то было ведомо.
Писан на Москве лета 1653-го февраля в 20 день.
На обороте:В Кирилов монастырь, богомольцом нашим игумену Антонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. 153-го году марта в 1 день привез подьячей Иван Нифантин Большого Дворца. Правил Юшка Собакин.
№ 14[49]
1645 г. марта 20 – Указная грамота царя Михаила Федоровича в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Антонию с братьею об изготовлении на монастырские казенные деньги православного платья на крещение сибирского царевича Василия Ишимова
(Л. 1) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Белозерский уезд в Кирилов монастырь богомольцом нашим игумену Антонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. Писали вы к нам, что вы по нашей грамоте сибирского царевича Аблу ко крещению огласили, молитву ему говорили по правилам святых отцов, и имя ему нарекли Василей, и х крещению велели ему поститися третью неделю Великого поста. А как Бог благоволит, и вы иво марта в 9 день, в третью неделю великого поста крестите. И мы, слушав ваши отписки, указали: на монастырьские казенные деньги зделать новокрещеному царевичю кафтан камчат, ферези тафтяные, однорядку малинов цвет сукна доброго аглинского з завяски и с плетенком золотным, шапку бархатную черную з душкою, штаны багрецовые, сапоги сафьянные, две рубашки шитые добрые, двои порты, два пояса шолковые.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы б то платье против сего нашего указу велели зделать (Л. 2) тотчис на монастырьские казенные деньги и отдали новокрещеному царевичю Василию. А как царевича Василия в православную християнскую веру крестите, и во што платье станет, и вы б о том отписали к нам, к Москве, имянно. А отписку велели подать в приказе Большого Дворца боярину нашему и дворецкому князю Алексею Михайловичю Лвову да дьяком нашим Ивану Федорову да Максиму Чиркову. И царевичю наше жалованье будет на Москве, как увидит наши царские очи. А покаместа он в Кирилове монастыре побудет, и вы б ево покоили нескудною пищею и почитали по ево достоинству с великою честию.
Писан на Москве лета 7153-го марта в 20 день.
На обороте:В Кирилов монастырь богомольцом нашим игумену Антонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. 153-го году апреля в 20 день монастырской служка Степан Козин. Правил Юшка Собакин.
№ 15[50]
1647 г. ноября 26 – Указная грамота царя Алексея Михайловича в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Антонию с братьею о выдаче сибирскому царевичу князю Василию Ишимову 30 рублей на платье
(Л. 1) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро в Кирилов монастырь богомольцом нашим игумену Онтонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. Бил нам челом сибирской царевич князь Василий Ишимов. В прошлом во 153-м году по нашему указу крещен он в православную христьянскух веру. И за крещенье дано ему тритцать рублев денег да на платье дано ему ж, на смирное, тритцать рублев. А больши-де того ему нашего жалованья не давывано. И нам бы иво пожаловать, велеть ему дать на платье ж.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы б сибирскому царевичу князю Василию Ишимову на платье дали ему из монастырские казны казенных денег тритцать рублев. А те денги по нашему указу, что велено вам дать сибирскому царевичю, даны на Москве (Л. 2) из нашие казны ис приказа Большого Дворца вашего Кириллова монастыря строителю старцу Офонасью. А как те денги сибирскому царевичу дадите, и вы б для ведома отписали к нам, к Москве. А отписку велели подать в приказе Большого Дворца боярину и дворецкому нашему князю Алексею Михайловичю Лвову да дьяком нашим Ивану Федорову, да Давыду Дерябину, да Смирному Богданову.
Писано на Москве лета 7156-го ноября в 26 день.
На обороте: На Белоозеро в Кириллов монастырь богомольцом нашим игумену Антонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. 156-го году декабря в 12 день подал старец Конапатко.
№ 16[51]
1647 г. февраля 28 – Указная грамота царя Алексея Михайловича в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Антонию с братьею о посылке сибирского царевича князя Василия Ишимова к Москве и даче для этого ему монастырских лошадей и служек
(Л. 1) От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Белоозеро в Кирилов монастырь богомольцом нашим игумену Антонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. По нашему указу прислан в Кирилов монастырь и крещен в православную християнскую веру сибирской царевич князь Василей Ишимов. И велено ему в Кирилове монастыре быть у вас до нашего указу. И мы царевича князя Василья пожаловали, велели ему быти к нам и видети наши очи на Москве. А лошади под него и под запасы дать монастырские, и проводить от монастыря до Москвы монастырским служкам. А запасу отпустить с ним, чем до Москвы мочно доехать.
И как к вам ся наша грамота придет, и вы б царевича князя Василья из Кирилова монастыря отпустили к нам, к Москве. А лошади под него и под запасы велели дать монастырские, и проводить ево от монастыря до Москвы велели монастырским служкам, кольким человеком будет пригож, чтоб ему до Москвы доехать (Л. 2) не позорно и от воров безстрашно. А которого числа ис Кирилова монастыря царевича князя Василья к нам, к Москве, отпустите, и о всем отписали б есте к нам подлинно. А отписку служкам велели подать и про приезд ево объевить в приказе Большого Дворца боярину и дворецкому нашему князю Алексею Михайловичю Лвову да дьяком нашим Ивану Федорову да Давыду Дерябину, да Смирному Богданову.
Писан на Москве лета 7156-го февраля в[52] день.
На обороте:На Белоозеро в Кирилов монастырь богомольцом нашим игумену Антонию, да старцу Феоктисту Колединскому, да келарю старцу Саватею Юшкову з братьею. 156-го февраля в 28 день привез Волынец Скобеев. Справил Шумилко Некрасов.
[1] РГАДА, ф. 1107, оп. 1, д. 722. Подлинник. По склейке скрепа: диак Тимофей Голосов. Следы черновосковой печати.
[2] РГАДА, ф. 1107, оп. 1, д. 722. Отпуск.
[3] В рукописи слово написано над строкой.
[4] В рукописи далее зачеркнуто: готовую.
[5] В рукописи слово написано над зачеркнутым: дву.
[6]-6 В рукописи написано над строкой.
[7] В рукописи далее зачеркнуто: государь.
[8] Не отождествлен. Возможно неправильное прочтение, следует – Николаевский. В таком случае это может быть Николаевский Введенский Курьюжский либо Николаевский Усть-Ковжский монастырь. Усть-Ковжский монастырь основан в конце XIV – начале XV века преподобным Федором Ростовским при впадении реки Ковжи в Белое озеро, местом основания Курьюжского монастыря следует считать впадение реки Курьюги в Ковжу, а временем основания – 1552/53 год (Гневашев Д. Е. Николаев Курдюжский монастырь в XVI – XVII веках // Белозерье. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2007. (Электронный ресурс: https://www.booksite.ru/fulltext/belo/zerje/index.htm).
[9] Горицкий Воскресенский монастырь, расположенный в с. Горицы Кирилловского района Вологодской области, в 7 км. от Кирилло-Белозерского монастыря. Основан в середине XVI в. княгиней Ефросией Андреевной Старицкой. Место пострига и ссылки ряда царских родственниц.
[10] В рукописи написано над зачеркнутым: был.
[11]-11 В рукописи написано над строкой.
[12] РГАДА, ф. 1107, оп. 1, д. 722. Подлинник. Следы черновосковой печати. По склейке скрепа: диак Тимофей Голосов.
[13] РГАДА, ф. 1107, оп. 1, д. 722, л. 12. Подлинник.
[14] Там же, л. 26. Отпуск.
[15] Исправлено, в рукописи: Аблика.
[16] Далее в рукописи зачеркнуто: милост.
[17] Далее в рукописи зачеркнуто: государь.
[18] Далее в рукописи зачеркнуто: штобы я.
[19] РГАДА, ф. 1107, оп. 1, д. 722, л. 27. Подлинник. Желтовосковая печать.
[20] В рукописи число исправлено из: 144.
[21] РГАДА, ф. 1107, оп. 1, д. 722, л. 35–38. Подлинник. Черновосковая печать с двуглавым орлом. По слейке скрепа: диак Сергей Матвеев.
[22] В рукописи слово написано между строк.
[23] В рукописи слово написано между строк.
[24] РГАДА, ф. 1107, оп. 1, д. 722, л. 40. Отпуск.
[25] В рукописи слово подчеркнуто. Далее зачеркнуто: Чагандара и мать у тебя.
[26]-27 Написано над строкой.
[27]-28 Написано над зачеркнутым: зовут.
[28] Далее зачеркнуто: у тебя сколько.
[29] В рукописи слово написано над строкой.
[30] Далее в рукописи зачеркнуто: слу.
[31] Написано над зачеркнутым: мою.
[32]-33 Написано над строкой.
[33] Написано над зачеркнутым: мою.
[34] В рукописи слово написано над строкой.
[35] -36 Написано над строкой.
[36] РГАДА, ф. 1107, оп. 1, д. 722, л. 42–43. Подлинник. Печать белого воска.
[37] Там же, л. 48–48 об. Отпуск.
[38] В рукописи слово написано над строкой.
[39] Далее в рукописи зачеркнуто: наш.
[40] Далее пропуск.
[41] Далее в рукописи зачеркнуто: тобе.
[42] РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 25, л. 1. Подлинник. Следы крепления восковой печати.
[43] -44В рукописи написано по ранее написанному.
[44] В рукописи слово написано над строкой.
[45]-46 В рукописи написано над строкой.
[46] Пространный заголовок с изложением дела написан почерком середины XIX в.
[47] РГАДА. ф. 196, оп. 2, д. 26, л. 1–2 об. Подлинник. Скрепа по сставке: диак Максим Чириков. Следы черновосковой печати. Пространный заголовок написан почерком середины XIX в. с изложением дела.
[48] РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 27, л. 1–4. Подлинник. В рукописи скрепа по сставке: диак Максим Чириков. Следы черновосковой печати. На обороте пространный заголовок с изложением дела написан почерком середины XIX в.
[49] РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 28, л. 1–2. Подлинник. Скрепа по сставке: диак Иван Федоров. Следы черновосковой печати. На обороте пространный заголовок с изложением дела, написан почерком середины XIX в.
[50] РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 31. Подлинник. Скрепа по сставке: диак Иван Федоров. Следы черновосковой печати. На обороте пространный заголовок с изложением дела, написан почерком середины XIX в.
[51] РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 32, л. 1–2. Подлинник. Скрепа по сставке: диак Иван Федоров. Черновосковая печать. На обороте пространный заголовок с изложением дела, написан почерком середины XIX в.
[52] В рукописи далее пропуск.