Всеволодов А. В. Александр Васильевич Камкин: историк, педагог, просветитель

 
 
10 декабря 2017 г. ушел из жизни Александр Васильевич Камкин – известный историк, этнограф, культуролог, доктор исторических наук, профессор, крупный специалист по истории крестьянства, один из основоположников изучения истории православной Церкви на Европейском Севере России.
А. В. Камкин родился 14 февраля 1950 г. в Вологде в семье машиниста тепловоза и акушерки. Окончив среднюю школу № 29, в 1967 г. он поступил на отделение истории Историко-филологического факультета Вологодского государственного педагогического института (ВГПИ). Уже в самом начале студенчества состоялась его встреча с выдающимся историком, заслуженным деятелем науки Российской Федерации Петром Андреевичем Колесниковым (1907–1996 гг.), во многом определившая всю дальнейшую судьбу молодого человека. Под руководством Колесникова Камкин написал первую свою статью, посвященную крестьянским порядным записям, и под его влиянием впоследствии сформировался как ученый.
После окончания института Камкин несколько лет преподавал в родной для него 29-й вологодской школе. В 1977 г. он был принят методистом на кафедру истории СССР исторического факультета ВГПИ, а позже поступил в аспирантуру Института истории АН СССР. В 1983 г. в Ленинградском отделении Института истории А.В. Камкин защитил кандидатскую диссертацию «Правосознание и правотворчество государственных крестьян Европейского Севера (вторая половина XVIII века)». Его научным руководителем была Екатерина Иосифовна Индова (1916–1995 гг.)[1].
В 1980-х гг. Александр Васильевич стал одним из ведущих преподавателей истфака ВГПИ. Он читал общие и специальные курсы, посвященные преимущественно проблемам истории XVIII в. и отечественной историографии, в 1985–1989 гг. являлся деканом исторического факультета. Параллельно он вел обширную научную и научно-организаторскую работу в составе созданного П. А. Колесниковым Северного отделения Археографической комиссии АН СССР и Вологодского проблемного объединения по аграрной истории, участвовал в работе Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы, был членом редколлегии и одним из авторов 1-го тома «Истории северного крестьянства»[2], Свода документальных памятников Вологодской области, редактором и составителем ряда сборников научных трудов.
В 1993 г. в Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН А. В. Камкин защитил докторскую диссертацию «Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII веке». Вскоре ему было присвоено ученое звание профессора. На рубеже XX–XXI вв. Александр Васильевич стал сопредседателем возрожденного Вологодского общества изучения Северного края, председателем Северного отделения Археографической комиссии. В 1994 г. он заложил традицию проведения Дмитриевских чтений, проводимых в Спасо-Прилуцком монастыре. При его живейшем участии было создано Вологодское отделение Российского общества историков-архивистов, под эгидой которого почти 2 десятка лет (1994–2012 гг.) в Вологде проводилась научно-практическая конференция «Историческое краеведение и архивы», сыгравшая важную роль в координации усилий историков, архивистов, краеведов по изучению не только Вологодского края, но и Европейского Севера в целом.
В 2001 г. в Вологодском государственном педагогическом университете А. В. Камкин создал кафедру теории, истории культуры и этнологии и стал ее первым и почти до самой кончины – бессменным заведующим. На кафедре ему удалось собрать коллектив высокопрофессиональных специалистов. Среди них доктор исторических наук профессор М. С. Черкасова, кандидаты исторических наук И. В. Спасенкова и И. В. Пугач, доктор филологических наук Р. Л. Красильников, кандидат культурологии Л. А. Якушева. Подготовка бакалавров по направлению «культурология» ведется на кафедре неотрывно от весьма интенсивной научной работы. Этому способствовала многогранность собственных научных интересов А. В. Камкина, простиравшихся от крестьянского правосознания XVIII столетия до истории православной Церкви и корневых проблем традиционной культуры русских, от источниковедения до исторической географии и полевой этнографии.
Основной сферой занятий Александра Васильевича, сформировавшейся в ходе его многолетних разысканий в архивах Москвы, Ленинграда, Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Петрозаводска, Сыктывкара была история традиционных крестьянских сообществ Европейского Севера 2-й половины XVIII в. – общины и волости. Александру Васильевичу удалось соединить воспитанное в школе П. А. Колесникова мастерство источниковедческого и историографического анализа, собственный опыт крестьяноведа и новаторское для своего времени видение проблемы. Рассмотрение общины и волости в их пространственном и, что важнее, сущностном совпадении, формировавшем на Севере, в условиях ослабленного государственного давления, особый тип человеческого характера и общественных отношений подтолкнуло Камкина к вопросу о северном православном приходе как элементе «триады» крестьянского самоуправления. Способствовало этому и обращение к почти не востребованным документам церковных институций – духовных правлений и духовных консисторий Архангельско-Холмогорской, Вологодской, Олонецкой епархий – наряду с материалами волостных изб и правлений. Из многолетних штудий возникла убежденность в том, что «воссоздание истории крестьянства невозможно более при недооценке или исключении из нее церкви», что «приход не просто веками сосуществовал с крестьянским миром, а органически сливался с его судьбами»[3]. В этом А. В. Камкин выступил продолжателем, а, вернее, восстановителем дореволюционной историографической традиции, воплощенной в трудах М. М. Богословского и С. В. Юшкова.
Ранний период развития приходской темы (продолжавшийся примерно до 1992 г.) характерен рассмотрением сельского прихода Синодальной эпохи прежде всего как арены общественного служения крестьянства. Синкретическое единство территориально-административного и конфессионального начал в мирском самоуправлении выразилось, с точки зрения Камкина, во включении заботы о приходском храме в систему солидарных функций общины-волости и, соответственно, в набор обязанностей ее ответственных лиц и номенклатуру выборных должностей. Роль храма, крестьянской религиозности и православной веры как таковой во внутренней консолидации мира, его статусно-ролевом делении обозначена уже в учебном пособии 1990 г., посвященном проблемам общественной жизни северной деревни[4]. Одновременно с ним вышла в свет брошюра «Вопросы истории церкви в школьном краеведении», свидетельствовавшая о начавшейся «легализации» историко-церковной тематики не только в вузовском, но и в среднем образовании[5].
Сюжеты, связанные с историей сельского прихода, духовенства и в целом православной Церкви, стали важной частью работы Александра Васильевича над докторской диссертацией. В 1992 г. он издал главную свою книгу – «Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г.». Написанная удивительно просто и емко, далекая от сухого академизма, эта совсем небольшая работа ознаменовала собой этап в развитии не только региональной, но и общероссийской историографии православия. Она явилась одним из первых опытов монографического изложения проблем церковной жизни в историко-культурном ракурсе и до сих пор без ссылок на нее не обходится ни одно серьезное исследование темы. Обращенность к самой широкой читательской аудитории предопределила в первую очередь просветительский характер книги, сочетающийся, тем не менее, с подлинной научностью, залогом которой служила прочная источниковая база. Немало в книге и личного религиозного опыта.
«Православная церковь на Севере…» писалась непросто: у книги не было ни сколько-нибудь близких аналогов по замыслу и жанру, ни тем более образца – его приходилось создавать самому автору. В особенности тяжело было определиться с порядком глав. Будучи глубоко верующим человеком, Александр Васильевич сознательно избрал для себя позицию «светского историка», ограничившего свои изыскания «земными судьбами православной Церкви как организации и людского сообщества»[6]. Вера и наука в его творчестве, не сливаясь, помогали, взаимно обогащали друг друга. Авторский взгляд на изучаемый спектр проблем был одинаково лишен и холодноватого объективизма, и апологетики – и в этом смысле до конца историчен. Церковь рассмотрена в книге как живой духовный и социальный организм, существование которого, являясь частью исторического процесса, подчинено особой внутренней логике, понять которую нельзя без обращения ко всей полноте народной жизни и без учета внерациональной сущности самой Церкви, ее неизбежного обратного влияния на духовный облик народа[7]. Эта нравственная и методологическая позиция определила структуру работы – восходящую от прихода как «основной духовной и организационной ячейки» Церкви к другим ее подсистемам: монастырям, епархиям и, наконец, духовенству – сословию пастырей, «охраняющих, учащих и управляющих»[8].
В докторской диссертации, констатировав «неразработанность темы о сельском православном приходе», Камкин впервые рассмотрел его параллельно с волостью, как один из «организующих и регулирующих механизмов хозяйственной, общественной и духовной жизни»[9]. Им была впервые предложена типология приходов Севера с точки зрения их демографических характеристик и особенностей пространственной организации, выявлена динамика изменения насыщенности приходской сети региона. Трактовка Камкиным феномена прихода, в отличие, например, от Н. Д. Зольниковой, несколько раньше опубликовавшей исследование о сибирской приходской общине XVIII в.[10], была историко-этнографической. Соответствующей реконструкции автор посвятил заключительную главу своего исследования. Он обосновал понимание приходской жизни как особой области коллективного бытия крестьянства, реализующейся территориально в виде нескольких зон, в разной степени наполненных сакральными объектами, общим ядром которых служит храм.
Демографии и внутренней организации прихода посвящены несколько содержательных статей 1-й половины 1990-х гг. В них социально-демографические параметры интерпретировались как объективные основания духовной культуры, вместилищем которой являлась приходская община. Приход и составлявшие его группы верующих рассматривались в контексте происходивших в крестьянской среде естественных процессов передачи и усвоения социокультурного опыта. Отсюда впоследствии возник и авторский интерес к отдельным феноменам церковной жизни – социальной диаконии, островному монастырю, православной топографии северного города и многим другим.
С 1995 г. Александр Васильевич начал работу над циклом учебных пособий для средней школы под общим названием «Истоки», в которых намеревался описать в доступной детскому восприятию форме основные понятия, образы и идеи русской народной культуры, ее предметное и духовное наполнение. Задача тяжелейшая, посильная лишь человеку, хранящему в себе кровную связь с той самой культурой – живущему в ней, задача, требующая труда и таланта совершенно иного, чем те, что нужны и привычны академическому ученому, была им полностью выполнена. За 2 десятилетия «Истоки» выросли в целостную образовательную программу для младшей и средней школы с собственным методическим инструментарием, обширным и сплоченным сообществом педагогов-истоковедов из 62 регионов России, в которых сегодня преподается этот курс.
Во 2-й половине 1990-х – начале 2000-х гг. сформировалась научная школа Камкина по изучению духовной культуры и православных традиций Европейского Севера. Ядро ее составили аспиранты Александра Васильевича. Для их исследований характерен не только широкий тематический охват, но и унаследованное от учителя тяготение к междисциплинарности. Не случайно многие диссертации под руководством Камкина защищались сразу по двум научным специальностям – по отечественной истории и этнографии, что отражало новизну не только их проблематики, но и полученных результатов[11].
К концу 1990-х гг. труды А. В. Камкина приобрели международную известность. Несколько лет подряд он принимал участие в работе Коллоквиума по изучению славянских культур в Сорбонне, читал лекции в университете Инсбрука (Австрия). В 1998 г. вышел немецкий перевод его монографии о православной Церкви на Севере России.
Невозможно переоценить заслуги Камкина в деле создания исследовательских сообществ, поддержания научных коммуникаций. Состоявшаяся в 2000 г. конференция «Региональные аспекты исторического пути православия» показала, что история Церкви и православной культуры на Севере не только оформилась в зрелое научное направление, но и сделалась своеобразным фактором социальной интеграции – соединения творческих сил профессиональных историков, этнологов, культурологов и самых широких кругов светской и церковной общественности. Александр Васильевич – душа и центр этой корпорации – с полным правом принял на себя роль ее историографа[12].
Эта роль и налагаемая ею высокая ответственность для Камкина была органична в силу свойственного ему дара общения. Без него невозможно было бы многолетнее сотрудничество с московскими историками (В. И. и А. В. Бугановыми, И. В. Власовой, М. М. Громыко, О. В. Кириченко, А. И. Комиссаренко, В. А. Тишковым, К. В. Цеханской, С. О. Шмидтом и др.), учеными Архангельска (В. И. Голдиным, А. А. Куратовым, Н. М. Теребихиным, С. О. Шаляпиным и др.), Петрозаводска (А. М. Пашковым, М. В. Пулькиным), Сыктывкара (И. Л. Жеребцовым, М. А. Мацуком). Александр Васильевич часто выступал оппонентом на защитах кандидатских и докторских диссертаций в разных городах России, сам постоянно «возил» учеников на семинары и конференции всероссийского и международного уровня – в том числе на «Поморские чтения по семиотике культуры», «Конгресс этнографов и антропологов России» и многие другие.
А ведь еще были этнографические экспедиции, непрестанная работа по популяризации историко-культурного наследия и сохранению его памятников, которыми так богат Север, постоянная вовлеченность в церковно-общественный диалог, членство в десятках комиссий, общественных и попечительских советов. Много времени отнимала экспертная и огромная методическая работа по совершенствованию и популяризации программы «Истоки».
Его исследования в 2000–2010-х гг. концентрировались вокруг темы культурной сукцессии: меняющейся во времени семиотики культурных ландшафтов Севера, формирования в регионе сети мест памяти, устойчивых зон и очагов культуротворческой деятельности, в которых сопутствуют друг другу расселение, административное обустройство, хозяйственное освоение территории и ее сакральное означение. Троякая топография места (природная, административно-расселенческая и религиозная) как сеть локусов разного порядка соотносится с «универсальной триадой северорусского мира» (волостью-общиной-приходом) и объективируется в целой системе образов и символов. Среди них крестьянские хоромы, деревня, приходской храм, околица, родник, часовня, дорога, монастырь, город, вотчина и другие. В советское и постсоветское время сформировалась новая логика развития культуры региона, в которой доминировали привнесенные в северную среду смыслы, символы и ландшафты, связанные с форсированной урбанизацией, с одной стороны, и с агрессивными заимствованиями послеперестроечного периода – с другой.
В сжатом виде эта программа комплексного исследования трансформаций культуры региона с древнейших времен до начала XXI в. была предложена участникам мастер-класса «Русский Север: история образа», проведенного в Вологде в феврале 2001 г. Он состоялся в рамках выездной школы («Зимней академии») Института европейских культур при Российском государственном гуманитарном университете. В дальнейшем А. В. Камкин посвятил данной проблематике ряд трудов. Самым значительным среди них стала коллективная монография «Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII–XX веках», написанная под его общим руководством. В ней бытование православной традиции прослеживается в разных ракурсах и перспективах, но в русле предложенного Камкиным интегративного подхода. Последний реализовался и в исследованиях аспирантов Александра Васильевича[13]. В том же контексте находится и вышедшая в 2014 г. книга об истории храмов и монастырей Вологды[14].
В последние годы Александр Васильевич много болел, но, вопреки недугу, продолжал работать: руководить кафедрой, заниматься с молодыми исследователями, писать, выступать. Его светлое, деятельное жизнелюбие, тонкий юмор, мудрая ирония, неизменная готовность помочь и словом, и делом поддерживали всех, кому повезло быть с ним знакомым, работать вместе с ним, учиться у него. Блестящий лектор, он «влюбил» в историю не одно поколение студентов. Он принадлежал, наверно, к самой редкой разновидности учителей – тех, кто одним нахождением рядом с тобой, как бы случайной шуткой, метким замечанием заставляет расти, задает планку, умственную и нравственную, к которой хочется стремиться. Выдающийся ученый, со всеми он был одинаково прост и скромен, отчего истинный масштаб его личности собеседнику становился понятен далеко не сразу. Автор около 250 научных трудов, руководитель 12 кандидатских диссертаций, он никогда не гнался за показателями, званиями и наградами. Он был подвижником науки и при этом очень земным человеком.
К Александру Васильевичу безусловно применимо замечательное определение душевед, когда-то придуманное им для П. А. Колесникова. Таким он останется в памяти сотен друзей, коллег, учеников.
 
 
Краткий перечень основных трудов А. В. Камкина по истории Русской Православной Церкви
 
 
Вопросы истории церкви в школьном краеведении. В помощь учителю истории. Вологда, 1990.
Общественная жизнь северной деревни XVIII века: пути и формы крестьянского общественного служения: Учебное пособие к спецкурсу. Вологда, 1990.
Сельский клир и крестьянство в XVIII в. Некоторые проблемы приходской жизни на Европейском Севере России // Европейский Север: история и современность: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А. И. Афанасьева, Н. А. Кораблёв, Л. В. Суни. Петрозаводск, 1990. С. 25–26.
Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.
Севернорусские волости в конце XVIII в.: пространственное размещение, размеры, людность // Сельское расселение на Европейском Севере России: Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1993. С. 51–77.
Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII веке. Дис. … д-ра ист. наук. Вологда, 1993.
Отчеты вологодских благочинных (материалы к церковной истории Вологды [1906–1907 гг.]) // Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 440–453 (в соавторстве с И. В. Спасенковой).
Севернорусский сельский приход XVIII века: пространство, населенность, клир // Культура Русского Севера: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. А. Н. Башенькин. Вологда, 1994. С. 91–108.
Сельский приход Севера // Север. 1994. № 1.
Крестьянский мир на Русском Севере (Материалы по истории северорусских крестьянских сообществ XVIII века): Учебное пособие. Вологда, 1995.
Сельские православные приходы Русского Севера // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Т. 1. Киров, 1996.
Социальная диакония в Русской Православной Церкви // Социальное служение Русской Православной Церкви: исторический опыт и современное состояние: Материалы научно-практической конференции. Сыктывкар, 1998. С. 38–45.
«Was fur ein tiefer Glaube»: Zur Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche in Russlands Norden. (Б. м.). Aussaat Verlag, (1998).
Общественно-религиозная активность сельского православного населения Европейского Севера в 1918 – начале 1950-х гг. // Северная деревня в XX веке: актуальные проблемы истории: Сборник статей. Т. 1. Вып. 1. Вологда, 2000. С. 36–51 (в соавторстве с И. В. Спасенковой, Я. Б. Тимофеевой, Е. В. Бахтенковым).
Сельский православный приход в духовной культуре Русского Севера XVIII–XIX веков // Историческое краеведение и архивы: Материалы научно-практической конференции. Вологда, 30 октября 1998 г., 16 марта 1999 г. / Ред. А. В. Камкин, Н. И. Голикова, О. А. Наумова, И. А. Кожевникова. Вып. 6. Вологда, 2000. С. 14–20.
Сельский православный приход как явление духовной культуры Русского Севера XVIII—XIX вв. // Новгородский архивный вестник. Вып. 2. Великий Новгород, 2000.
О развитии программы «Истоки» // Народное образование. 2001. № 9. С. 59–61.
Православие на Севере России в исследованиях 1989–2000 гг. // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований: Материалы межрегиональной научной конференции. Вологда, 20–21 июня 2000 г. / Научн. ред. А. В. Камкин. Вып. 7. Вологда, 2001. С. 8–21.
Островные монастыри в культурном ландшафте Русского Севера // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен: Сборник статей / Гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда, 2002. С. 7–16.
Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. Вологда, 2004. (член редколлегии, один из авторов); Изд. 2. Вологда, 2006.
Союзы севернорусских крестьянских миров в системе расселения и жизненной повседневности XVII–XVIII вв. // Мировоззрение и культура севернорусского населения: Сборник статей / Под ред. И. В. Власовой. М., 2006. С. 233–243.
Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII–XX веках. Вологда, 2007 (ответственный редактор и научный руководитель).
О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки» // Воспитательная работа в школе. 2008. № 4. С. 19–27 (в соавторстве с И. А. Кузьминым).
Сельское приходское духовенство Европейского Севера России в XVIII веке // Российская история. 2009. № 3. С. 127–135.
О трех подходах к термину «православная культура» и о следуемых затем педагогических задачах // Администратор образования. 2010. № 7. С. 5–11.
О системном подходе к изучению северорусского сельского православного прихода // Кичменгский край. Материалы Глубоковских чтений. Вып. 2. Кичменгский Городок, 2012. С. 3–10.
Спас-Камень – 750 лет истории (о роли островных монастырей в духовном освоении Русского Севера) // Геоисторические и геоэтнокультурные образы и символы освоения арктического пространства: Сборник научных статей. Материалы VII поморских чтений по семиотике культуры, 9–14 июля 2011 года, г. Онега. Архангельск, 2012. С. 213–216.
Этнокультурные ценности русского народа в современном образовании (программа «Истоки») // Х конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Москва, 2–5 июля 2013 года. М., 2013. С. 210.
История православных храмов и монастырей Вологды. Вологда, 2014. (главный редактор; в соавторстве с М. В. Васильевой, Е. А. Виноградовой, Ф. Я. Коноваловым, А. И. Меньшиковым, И. В. Спасенковой, А. В. Суворовым).
Православные приходы Холмогорского уезда второй половины XVIII века: из истории религиозной жизни северного крестьянства // М. В. Ломоносов и православие: Сборник статей о творчестве М. В. Ломоносова. М., 2014. С. 406–411.
Северорусский мир XVII–XVIII вв. – «Демократия малых пространств» // Местное самоуправление и гражданское общество: региональные аспекты развития. К 150-летию земской реформы: Материалы областной научно-практической конференции. 17 апреля 2014 года. Вологда, 2014. С. 5–17.
Об идентичности, этничности и гражданственности (И. В.Власова и ее книга) // И. В. Власова. Русский Север: историко-культурное развитие и идентичность населения. М., 2015. С. 7–15 (в соавторстве с И. В. Спасенковой).
О воспитании этносознания русских в современном российском школьном образовании (программа «Истоки») // Этнопанорама. 2015. № 1–2. С. 23–29.
Крестьянские миры-волости Европейского Севера в XVIII веке: размеры, людность, типология // Историческая демография. 2016. № 1(17). С. 4–8.
Их мир не избирал (о неформальном общественном служении в северной общине XVIII в.) // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2017. № 1(37). С. 32–46.
Северному отделению Археографической комиссии – 50 лет // Вестник Вологодского государственного университета. Сер. «Гуманитарные, общественные, педагогические науки». 2017. № 4(7). С. 19–30 (в соавторстве с М. С. Черкасовой).
 
 
Литература об А. В. Камкине
 
Наумова О. А., Поликарпова Н. С.Научно-просветительская деятельность вологодского историка А. В. Камкина // Вестник архивиста. 2010. № 2. С. 234–239.
Русский Север: исследования и исследователи: Справочник. Ч. 2. Историко-культурное наследие Русского Севера. Аннотированная библиография / Сост. Т. С. Федорова, О. Н. Меньщикова. М., 1989. С. 67–68, 81–82, 88, 151 (избранная библиография).
Судаков Г. В.Камкин Александр Васильевич // Вологодская энциклопедия. Вологда, 2006. С. 236.
 
 

[1] О ней см.: Екатерина Иосифовна Индова // Преображенский А. А. Историк об историках России ХХ столетия. М., 2000. С. 125–145.
[2] Подробнее см.: Камкин А. В., Черкасова М. С. Северному отделению Археографической комиссии – 50 лет // Вестник Вологодского государственного университета. Сер. «Гуманитарные, общественные, педагогические науки». 2017. № 4(7). С. 19–30; История северного крестьянства / Отв. ред. П. А. Колесников. Т. 1. Архангельск, 1984. Крестьянство Европейского Севера в период феодализма. С. 339–347 и др.
[3] Камкин А. В.Сельский клир и крестьянство в XVIII в. Некоторые проблемы приходской жизни на Европейском Севере России // Европейский Север: история и современность: Тезисы докладов всероссийской научной конференции / Отв. ред. А. И. Афанасьева, Н. А. Кораблёв, Л. В. Суни. Петрозаводск, 1990. С. 25.
[4] Камкин А. В. Общественная жизнь северной деревни XVIII века: пути и формы крестьянского общественного служения: учебное пособие к спецкурсу. Вологда, 1990. Развитием этой линии в творчестве Камкина стало еще одно его учебное пособие – «Крестьянский мир на Русском Севере: (Материалы по истории северорусских крестьянских сообществ XVIII века)», в котором опубликованы тексты свыше 60 документов мирского делопроизводства, иллюстрирующие в том числе и роль приходского духовенства в повседневной жизни северной общины.
[5] Камкин А. В. Вопросы истории церкви в школьном краеведении: В помощь учителю истории. Вологда, 1990.
[6] Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992. С. 3–4.
[7] Там же. С. 6.
[8] Там же. С. 117.
[9] Камкин А. В. Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII веке. Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 1993. С. 3, 6, 12.
[10] Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990.
[11] Алексеева Н. В.Покаяние в православной традиции русских крестьян XVIII–XIX вв. (по материалам Европейского Севера России). Дис. … канд. ист. наук. Вологда, 1998; Спасенкова И. В. Православная традиция русского города в 1917–1930-е гг. (на материалах Вологды). Дис. … канд. ист. наук. Вологда, 1999;Павлушков А. Р. Пенитенциарная практика северных монастырей XVIII–XIX вв. Дис. … канд. ист. наук. Вологда, 2000;Тяпин И. Н. Старообрядческое население Европейского Севера России во второй половине XVII начале XX вв. Дис. … канд. ист. наук. Вологда, 2002;Хрусталев М. Ю. Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918–1930-х годах (на материалах Новгородской епархии). Дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2004; Молодов О. Б. Советское государство и Русская православная церковь на Европейском Севере в 1960–1980-е годы. Дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2006; Стикина Н. В. Повседневная жизнь русского православного монастыря во второй половине XIX - первой четверти XX вв.: на материалах Вологодской епархии. Дис. … канд. ист. наук. Вологда, 2007; Третьякова С. В. Основатели монастырей в исторической памяти и религиозном укладе Белозерья (вторая половина XIX – первая четверть XX вв.). Дис. … канд. ист. наук. Вологда, 2007.
[12] Камкин А. В.Православие на Севере России в исследованиях 1989–2000 гг. // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований: материалы межрегиональной научной конференции. Вологда, 20–21 июня 2000 г. / Науч. ред. А. В. Камкин. Вып. 7. Вологда, 2001. С. 8–21.
[13] Матвеев А. В. Мобилизация русской идентичности в конце XIX – начале XX веков (на материалах Вологодской губернии). Дис. … канд. ист. наук. М., 2011; Шушвал Н. А. Храмопопечение в традиционном укладе жизни севернорусских крестьян (на материалах Вологодской губернии второй половины XIX – начале XX века). Дисс. … канд. ист. наук. М., 2014.
[14] История православных храмов и монастырей Вологды / Гл. ред. А. В. Камкин. Вологда, 2014.
Форумы