Памяти Ирины Евгеньевны Лозовой: [Некролог]

 

9 июля 2017 г. на 68-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни скончалась Ирина Евгеньевна Лозовая, куратор редакции музыки Церковно-научного центра «Православная энциклопедия».

И. Е. Лозовая родилась 5 февраля 1950 г. в Москве, в семье военного инженера. С детства занималась музыкой, в 1971 г. окончила с отличием теоретическое отделение Музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и поступила на теоретико-композиторский факультет консерватории. В 1973 г. она приняла крещение и вскоре начала заниматься знаменной певческой традицией русской церковной музыки — писала исследовательские работы, занималась расшифровками песнопений, записанных крюковой нотацией. Начала изучать православное богословие и литургику, что в то время было практически недоступно для ученых, не входивших в образовательную систему Московской Патриархии: книги по истории Церкви, богословским дисциплинам, литургике можно было достать только у частных лиц, имевших отношение к церковной среде.

В 1976 г. она с отличием окончила консерваторию и поступила в аспирантуру (научный руководитель – профессор В. Н. Холопова). Уяснив значение византийского музыкального наследия для своей научной деятельности, она стала изучать греческий язык (на филологическом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова) и византийские невмы. По ее словам, «без владения комплексом сведений в области византийской певческой культуры многое в древнерусской церковно-певческом искусстве остается непонятным — ведь его корни исходят из этой великой музыкально-литургической традиции. Богослужебный устав, система песнопений и их тексты, система осмогласия, способы построения мелоса и формы его записи – нотация – все это было принесено на Русь из Византии и осваивалось с помощью византийских священнослужителей и мастеров пения».

В 1987 г. И. Е. Лозовая защитила кандидатскую диссертацию на тему «Самобытные черты знаменного распева». К этому времени у нее были опубликованы (либо сданы в печать) ряд статей (О принципах формообразования в средневековой европейской монодии: византийская, григорианская и древнерусская певческие культуры // Из истории форм и жанров вокальной музыки: Сборник научных трудов. М., 1982. C. 3–21; Знаменный распев и русская народная песня: (О самобытных чертах столпового знаменного распева) // Русская хоровая музыка XVI–XVIII вв.: Сборник трудов. М., 1986. С. 26-45; «Ангелогласное пение» в системе музыкально-эстетических представлений русского средневековья // Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры: Сборник статей. Ч. 1. М., 1988. С. 121–128; «Ангелогласное пение» и осмогласие как важнейшая сторона его музыкальной иконографии // Musica Antiqua, VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 649–665; «Слово от словес плетуще сладкопения» // Герменевтика древнерусской литературы: XVI – начало XVIII веков. Вып. 2. М., 1989. С. 383-422; и др.)

В 1976–1989 гг. И. Е. Лозовая работала научным редактором в издательстве «Советская энциклопедия», в котором в эти годы выходили три последние тома 6-томной «Музыкальной энциклопедии» и готовился к изданию однотомный «Музыкальный энциклопедический словарь» (1990). «Музыкальная энциклопедия» — это уникальное издание, не имевшее в нашей стране сопоставимых предшественников в области музыкальных справочников, во многом несет на себе отпечаток личности И. Е. Лозовой: четкости мышления, безукоризненности формулировок, огромной (уже в том возрасте) эрудиции. За годы этой работы у нее выработался энциклопедический подход ко многим сферам музыкально-исследовательской деятельности, который проявился в написании фундаментальных статей, составлении разного рода справочных материалов и т. п. Ее работы печатали многие отечественные и зарубежные сборники и энциклопедии (в том числе немецкая «Die Musik in Geschichte und Gegenwart»). В начале 1990-х гг. ей поступило предложение от издателей из Германии разработать концепцию и словник 3-томного словаря «Древнерусская музыка», который предполагалось написать силами российских и зарубежных исследователей и издать параллельно на русском и немецком языках. В течение нескольких лет Ирина Евгеньевна работала над этим проектом, однако, к сожалению, он остался не завершенным по экономическим причинам. Тем не менее эти разработки пригодились, когда в 1998 г. возник проект «Православной энциклопедии», в котором должна была быть отражена и церковная музыка.

С 1993 г. И. Е. Лозовая преподавала на кафедре истории русской музыки Московской консерватории, вела спецкурс истории русской церковной музыки XI–XVII вв. С 1995 г. и до своей кончины она была научным руководителем Научно-исследовательского центра церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. За эти годы она организовала 5 международных научных конференций в консерватории(1996, 2000, 2005, 2009, 2014 гг.), по материалам которых под ее редакцией были изданы сборники ученых записок «Гимнология» (2-м выпуском стал библиографический указатель по русскому церковному пению за период 1917–1999 гг., 4-м — юбилейный сборник в честь 80-летия выдающегося американского исследователя сербского происхождения Милоша Велимировича; в настоящее время в печати находится 7-й выпуск). В 2000 г. ей было присвоено звание профессора. Главной темой ее собственных научных исследований в этот период стала древнерусская певческая книга Параклит (см. монографию: Древнерусский нотированный Праклит XII в.: Византийские источники и типология древнерусских списков. М., 2009 и ряд статей). Присущие Ирине Евгеньевне исключительные добросовестность и требовательность проявлялись не только в написании собственных научных трудов, но и в руководстве Центром и в работе с учениками, в которых она щедро вкладывала все свои душевные и интеллектуальные силы, искреннюю заботу и любовь. Обладая тонким художественным вкусом, Ирина Евгеньевна была постоянным вдохновителем созданного по ее инициативе при Научно-исследовательском центре ансамбля древнерусского и византийского певческого искусства «Асматикон».

С Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» Ирина Евгеньевна сотрудничала с самого начала работы над изданием (1998 г.), став членом его Научно-редакционный совета и куратором по теме «Церковная музыка». Ею был составлен словник, включивший в себя основные понятия, персоналии и исторические очерки по церковному пению России, Греции, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Болгарии, Сербии, Молдавии, Румынии, а также по западной церковной музыке. Благодаря научным связям Ирины Евгеньевны и ее авторитету как ученого авторами и рецензентами «Православной энциклопедии» согласились стать ведущие исследователи из всех перечисленных выше стран, а также из Дании, Великобритании, Германии, Франции, США, Австралии, Италии, Чехии, Египта. Для вводного тома «Русская Православная Церковь» (2000 г.) она написала очерк истории отечественного церковного пения (в соавторстве с Е. Ю. Шевчук), являющийся лучшей систематизирующей работой такого объема, а также соответствующий раздел в статье о русской церковной науке. Будучи специалистом по раннему периоду истории русского церковного пения, она написала историко-теоретические статьи, «Азбука певческая», «Аненайка», «Асматик», «Беспометная нотация», «Знаменная нотация», «Знаменный распев», в соавторстве — «Автентический лад», «Аллилуия» и «Глас», из персоналий — статьи о М. Велимировиче, церковном композиторе протоиерее Николае Ведерникове (который был ее духовным отцом), выступила соавтором статьи о М. И. Глинке. Работу Ирины Евгеньевны в качестве куратора и рецензента отличали глубокий аналитический и систематический подход.

За свои труды И. Е. Лозовая награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени (2007 г.), Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2011 г.).

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выражает глубокое соболезнование родным и близким Ирины Евгеньевны. Вечная память!

Форумы