Шамина И. Н. Дионисиев Глушицкий монастырь и его архив[1]

 

Санкт-Петербургский исследователь Н. В. Башнин уже на протяжении 10 лет изучает историю вологодского Дионисиева Глушицкого монастыря. За это время он изучил обширный корпус общерусских источников и историографию, известные по данной тематике, а также работал над реконструкцией архива Дионисиево-Глушицкой духовной корпорации, состоявшей их двух близко расположенных монастырей в Заозерской части Вологодского уезда – Покровского и Иоанно-Предтеченского[2].

Вышедшая в конце 2016 г. монография Н. В. Башнина «Дионисиев Глушицкий монастырь и его архив в XV–XVII вв.» написана на основе кандидатской диссертации, которую автор творчески переработал[3]. Исследователь попытался максимально полно выявить и систематизировать монастырскую документацию и реконструировать глушицкий архив. Монография состоит из двух значительных по объему частей. В 1-й части подробно рассматривается история Дионисиева Глушицкого монастыря в XV–XVII вв., во 2-й – в хронологическом порядке публикуются более 450 документов XV – середины XIX в.

Исследовательская часть монографии включает в себя Введение и 4 главы. Во введении Н. В. Башнин анализирует труды по истории русских средневековых монастырей Севера. Он приходит к выводу, что работы по истории монастырей показывают специфику их существования. Тем не менее комплексного исследования, посвященного Глушицкому монастырю в XV–XVII вв., до сих пор не было. В незначительной степени рассмотрены вопросы о населении и расселении в монастырской вотчине и ряд других. Специально не рассматривалась духовная и культурная роль обители в регионе и государстве в целом.

В 1-й главе исследования «Архив Дионисиево-Глушицкого монастыря в XV–XVII вв.» дан развернутый анализ истории формирования и документального состава этого архива. Н. В. Башнин выявил и учел все известные на сегодняшний день источники. Основная часть материалов – публично- и частно-правовые акты, делопроизводственные документы, приходно-расходные книги посельского старца и другая хозяйственная документация. За XV в. автор выявил 12 актов, за XVI – 1-ю половину XVII в. – 450 актов. Среди сохранившихся грамот большую часть составляют частно-правовые акты XVII в. Они характеризуют внутривотчинные и внутриобщинные отношения во владениях Глушицкого монастыря и его связь с вологодскими архиереями. Автор сравнивает сохранность актов Дионисиева Глушицкого монастыря и состояние документальной базы по другим обителям. В частности, он показал, что сохранность актов на недвижимость Глушицкого монастыря сопоставима с сохранностью актов Спасо-Прилуцкого и Павлова Обнорского монастырей (С. 75). Большое значение для истории монастыря представляют материалы писцового делопроизводства. Автором выявлены 6 таких источников.

Большое внимание исследователь уделяет описям монастырского имущества, которые являются источником по различным вопросам: монастырское и епархиальное управление, состав насельников, монастырские библиотеки, организация хозяйства и др. Башнин приводит несколько таблиц, отражающих структуры описей разного времени. Их содержание практически повторяется. На мой взгляд, можно было бы обойтись всего 1-2 таблицами. Тем более что сам автор пишет, что на протяжении двух столетий структура описей не претерпела существенных изменений (С. 116). Как показал исследователь, описи могли составляться по инициативе настоятеля монастыря и по указу архиепископа или приказу из Вологодской духовной консистории. Однако следовало бы оговорить, что, например, монастырская перепись 1701 г. составлялась в ходе государственного описания монастырей Российского государства, т. е. осуществлялась по инициативе Монастырского приказа. Мне кажется, по этой причине ее следовало бы выделить в отдельную категорию. Остается непонятным и то, почему автор подробно анализирует содержание описей XVIII – начала XX вв., в то время как хронологические рамки исследования ограничены XV–XVII вв.

Автор пришел к выводу, что в целом выявленные источники представляют собой широкую основу для изучения различных сторон социально-экономической и социокультурной истории Дионисиева Глушицкого монастыря (С. 130).

Во 2-й главе монографии рассматривается развитие землевладения Глушицкого монастыря в XV–XVII вв., важную роль в становлении которого сыграл прп. Дионисий Глушицкий. Третья глава посвящена сельскому расселению и населению в монастырской вотчине. Изменение состава и типов поселений автор представил в обобщающей таблице (С. 363–372). Он справедливо заметил, что наиболее удобные для жизни места (вдоль рек и на возвышенностях) были освоены в первую очередь, а участки среди болот и в удалении от дорог долгое время оставались заброшенными. Историк пришел к выводу, что в вотчине Глушицкого монастыря во 2-й половине XVI–XVII в. произошли значительные изменения в структуре сельского расселения, типах и видах семьи. Их причинами могли быть как общерусские тенденции, так и локальная специфика (С. 221).

Четвертая глава называется «Дионисиево-Глушицкий монастырь – духовный центр в XV–XVII вв.». Большое место в ней отведено изучению Жития преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких и их почитанию. Н. В. Башнин впервые в научной литературе попытался объяснить, почему глушицких монастырей было два. Глушицкий Покровский монастырь был основан на земле князя Дмитрия Васильевича Заозерского, а Глушицкий Сосновецкий – позднее на земле князя Бохтюжского. Исследователь отмечает популярность прп. Дионисия Глушицкого и основанного им монастыря в Вологодском уезде. Об этом свидетельствуют, в частности, приделы во имя прп. Дионисия Глушицкого, например, в Воздвиженской церкви Воздвиженского монастыря в Вологде, в церкви во имя архангела Михаила в селе Архангельском и др. Во многих церквах и монастырях Вологды, Вологодского уезда и Белозерья находились иконы с изображением глушицких святых (С. 278–287). Большим авторитетом пользовался Глушицкий монастырь и в другим регионах Русского государства.

Большое внимание автор уделил месту Дионисиева Глушицкого монастыря в системе других российских и вологодских обителей. На примере вологодских монастырей он проанализировал факторы, которые могли способствовать выделению той или иной обители: Во-первых, это древность монастыря, во-вторых, связь основателей монастырей с прп. Сергием Радонежским, в-третьих, по мнению Башнина, из степенных монастырей выходили основатели новых обителей, в-четвертых, степенные монастыри являлись киновиями (С. 298–302). Однако автор упускает из внимания роль экономической составляющей. Например, вологодский Спасо-Нуромский монастырь был основан еще в конце XIV в. и являлся один из древнейших в Вологодском крае. Его основатель прп. Сергий Нуромский был учеником прп. Сергия Радонежского. Однако в отличие от основанного в непосредственной близости несколькими годами позже степенного Павлова Обнорского монастыря, не имел сколько-нибудь обширной вотчины и в общероссийскую степень не вошел.

Интересны факты приведенные Башниным о Дионисии Глушицком как иконописце. Автор выявил большое количество произведений, атрибутируемых этому святому, хранящихся в настоящее время в различных хранилищах (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Государственная Третьяковская галерея). Одним из известных произведений, приписываемых прп. Дионисию, является икона Успения Богородицы из Семигородней пустыни. Автор пишет, что икона впервые названа чудотворной в грамоте царя Алексея Михайловича от 18 марта 1648 г. (С. 306). Между тем в «Словаре русских иконописцев» указано, что эта икона «упоминается впервые в монастырской описи 1645 г. С этого же времени она называется чудотворной»[4]. Хочется надеяться, что автор уточнит дату начала почитания иконы. В целом же исследователь соглашается с мнением, высказанным Г. И. Вздорновым о том, что с именем прп. Дионисия народная память «связывала большинство сколько-нибудь примечательных в историческом отношении икон», но на самом деле произведений, написанных именно прп. Дионисием Глушицким, до наших дней не дошло или они не атрибутированы безоговорочно (С. 316).

Параграф 6 главы 4 посвящен вкладчикам Дионисиева Глушицкого монастыря. В их числе названы члены великокняжеской семьи (великая княгиня Мария Ярославна), окрестные землевладельцы, московский купец Бахтеяр Булгаков, монахи и др. Однако крупных денежных пожалований в виде вкладов монастырь не получил. Составлялись в монастыре и синодики. Автору удалось обнаружить 2 из них. Синодики тщательно проанализированы и сопоставлены с переписными книгами. Весьма интересен раздел «Мельхиседек Пересветов: келарь со шпагой», где Н. В. Башнин реконструирует биографию келаря Дионисиева Глушицкого монастыря Мельхиседека. Отдельный параграф посвящен истории монастырской библиотеки.

В Приложении автор привел полный перечень игуменов Дионисиева Глушицкого монастыря XV–XVIII вв. Всего он включает 41 имя. Большая часть настоятелей были не известны П. М. Строеву, информацию о них автор восстановил на основе архивных материалов. Исследователь публикует также таблицу с полным перечнем поселений в вотчине Глушицкого монастыря. Приводятся таблицы «Сельское расселение и население в вотчине Глушицкого монастыря в XV–XVII вв.», «Миграция населения в вотчине Глушицкого монастыря», «Состав населения в вотчине Глушицкого монастыря по дозорным, писцовым и переписным книгам XVII в.» и многие другие. Приводится также роспись родов из синодиков Глушицкого монастыря XVII в., где представлены в общей сложности около 1 тыс. имен. Кроме того, в Приложении Башнин публикует Список топонимов, встречающихся в синодиках Глушицкого монастыря и Материалы для изучения библиотеки монастыря XV–XVII вв.

Во 2-й части книги Н. В. Башнин впервые в историографии провел реконструкцию монастырского архива. Он собрал документы, в разное время хранившиеся в Глушицком монастыре, а также извлечения из государственных кадастров, содержащие сведения о монастырской вотчине. Это акты, делопроизводственные материалы и хозяйственные документы. Публикуются и грамоты, где Глушицкий монастырь упоминается наряду с другими контрагентами. Некоторые грамоты ранее публиковались. Их повторную публикацию автор объясняет стремлением собрать в одной книге все документы, связанные с Глушицким монастырем. Более 400 источников, публикуемых в книге, впервые вводятся в научный оборот.

В конце книги Н. В. Башнин приводит таблицу использованных архивных фондов. Издание сопровождается иллюстрациями, картами, указателями имен и географических названий.

В качестве не относящейся напрямую к теме исследования ошибки можно указать неверную дату основания вологодского Николаевского Озерского монастыря. Башнин, опираясь на работы В. В. Зверинского, приводит называет временем основания монастыря 1520 г. Однако в последние годы было установлено, что благословенную грамоту на основание обители прп. Стефан Комельский получил между 1528 и 1530 гг. Эти годы и следует считать временем основания Николо-Озерского монастыря[5].

Монография Н. В. Башнина займет достойное место среди работ посвященных истории православных монастырей и Русской Православной Церкви.

 

 


[1] Башнин Н. В. Дионисиево-Глушицкий монастырь и его архив в XV–XVII вв.: Исследование и тексты. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2016. 1300 с.

[2] См., например: Башнин Н. В. Обзор описей Дионисиево-Глушицкого монастыря XVII — начала XX в. // Материалы XV Всероссийской научной конференции «Писцовые книги и другие массовые источники XVI–XX веков»: К столетию со дня рождения П. А. Колесникова. М., 2008. С. 56–67; Башнин Н. В. Землевладение Дионисиево-Глушицкого монастыря в первой половине XV в. // история и культура Ростовской земли. 2009. Ростов, 2010. С. 173–183;; Башнин Н. В. Землевладение Дионисиево-Глушицкого монастыря в XV–XVII веках // Русское средневековье: Сборник статей в честь профессора Юрия Георгиевича Алексеева. М., 2012. С. 712–743; Башнин Н. В. Документы из архива Дионисиева Глушицкого монастыря: Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря 1702 г. // Вестник церковной истории. 2013. № 3/4(31/32). С. 139–177 и др.

[3] Башнин Н. В. Дионисиево-Глушицкий монастырь – центр социально-экономической и духовной жизни Кубено-Заозерского края в XV–XVII вв. Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2011

[4] Словарь русских иконописцев XI–XVII вв. / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2009. С. 143.

[5] См., например: Шамина И. Н. Преподобный Стефан Комельский и его монастырь (Электронный ресурс: http://www.sedmitza.ru/lib/text/1302438/ Дата обращения – 25 мая 2017 г.)

Форумы