Проекты епархиальной реформы. 1681 г.

Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589—1700): В 2 т. Т. 2.--М.: ТЕРРА; Республика, 1999. – 416 с. С. 297—303.


Ноябрь 1681 г.
Публикуемая по авторитетному изданию рукопись приводит два документа, отразивших жестокую борьбу вокруг проекта царя Федора.


Первый представляет собой так и не принятый именной царский указ с патриаршим приговором, сильно сокращенный по сравнению с первоначальным замыслом, но сохранивший детальность проработки проекта и главную идею реформы: охват страны, и в особенности окраин, соподчиненными епархиями, подобно иерархическому построению воеводской администрации (давно доказавшей свою полезность, например, в Сибири и обретшей стройность после военно-окружной реформы).
Второй документ является докладной выпиской, составленной минимум по двум не найденным в полном виде источникам.
Во-первых, по полному и, видимо, первоначальному проекту 82 епархий, подразумевавшему подчинение патриарху 58 архиепископов и епископов через 12 митрополитов и еще 12 епископов — непосредственно.
Во-вторых, составители руководствовались "нынешней росписью", сильно сокращенной и лишь немного дополненной по сравнению с известным нам проектом указа. По этой "нынешней росписи", ясно отражающей тенденцию к максимальному сохранению старой епархиальной системы, из царского проекта, как констатировали составители докладной выписки, "отставлено" 47 епископий (не считая вычеркнутые митрополии), то есть почти тройной состав имевшихся в России епархий.
К счастью, в докладной выписке подробно перечислено все, чего недосчиталось Российское православное государство из-за упорного сопротивления новшествам действующих архиереев: патриарха, 9 митрополитов, 6 архиепископов и одного епископа на всю страну! Но и "нынешняя роспись" не получила одобрения, поскольку сохраняла остатки идеи соподчинения владык хотя бы в самых громадных митрополиях.

Проект царского указа с патриаршим приговором.

Великий государь, советовав о Святом Дусе со отцем своим и богомольцем с великим господином святейшим Иоахимом патриархом Московским и всея Русин, изволил для украшения святыя Церкви и для спасения и просвещения Христианом быти и имяноватясь архиереом по степени и коемуждо архиерею имети во своей епархии епископов подвластных им, а святейшему патриарху, отцем отцу, имети многих епископов, яко главе и пастырю. А в которых градех быти епископом и от чего им иметь довольство — и то писано имянно.


(В патриаршей области)
На Костроме. А во у довольствование дати ему Воздвиженской м(онастырь), а за ним 140 д(воров); Шеренской м., а за ним 52 д.; Ширтольской м., а за ним 37 д.; всего 229 дворов.
В Галиче. А во удовольствование дати ему Троицкую Вар-навину пустыню, а за нею 50 д.; Спаской м., а за ним 19 д.; Бо-городицкой верхней пустыни, а за ним 20 д.; Риэоположенской (м.), а за ним 78 д.; Фроловской, что у Галицкаго озера, а за ним 35 д.; Николаевской, что на посаде, а за ним 16 д.; два м. Благовещенские, что на Окуруже да в пустыне, а за ними 50 д.; всего 268 дворов.
В Звенигороде. Довольегвоватись бывшего Архангельскаго епископа домом и вотчинами, а пребывание свое имети на Москве.
В Севске или в Путивле. А во удовольствование дати ему Спаской м., да Рогодиукон, да Сталепсной, а за ними 45 д.; да « Рыльском уезде Николаевской м., а за ним 136 д.; Дмитриевской, а за ним 38 д.; всего 221 двор (в тексте ошибка: 218 дворов.—А. Б.).
На Туле. А во удовольствование дати Предтечев м., а за ним 54 д.; да в Новосильском уезде Духова м. 146 д.; всего 200 дворов.
В Белеве или в Калуге. А во удовольствование дати Рождественской м., а за ним 59 д.; Преображенской монастырь, а за ним 200 дворов; всего 259 дворов.
В Темникове. А во удовольствование дати ему Пурдышевской м., а за ним 270 дворов.
На Белоозере. А во удовольствование дати ему Троицкой м., а за ним 274 двора, да Никитской, а за ним 46 дворов; всего 320 дворов.
В Арзамасе. А во удовольствование дати ему Спаской монастырь, а за ним 323 двора.
На Ливнах. А во удовольствование дати ему Сергиевской, м., а за ним 19 дворов; да Чернеева м. из Шацкаго (уезда) 325 дворов; всего 344 двора.


Да во епархиях преосвященных митрополитов


У Новгородскаго:
На Луках Великих. А во удовольствование дати ему Исаеву пустыню да Настыцкой монастырь, а за ними 43 двора; да в Старой Русе Спаской монастырь, а за ним 110 дворов; да Северской, а за ним 4 двора; всего 157 дворов.
На Городце. А во удовольствование дати ему Николаевской Антониевской монастырь, а за ним 639 дворов.
На Колмогорах. А во удовольствование дати ему Николаевской Корельской монастырь, а за ним 50 дворов; да Чухченемской, а за ним 29 дворов; да у города Архангельскаго Архангельской м., а за ним 48 д.; всего 127 дворов.
На Олонце. А во удовольствование дати ему монастыри Муромской, Палеостровской, Вышеостровской, а за ними 67 дворов; да Новгородскаго уезда Вежицкаго м. 200 дворов; всего 267 дворов.
На Ваге. А во удовольствование датн ему Богословской монастырь да Сидомскую пустыню, Узринской монастырь, Клопов монастырь, Сестринской да Агапитов монастыри, а за ними 182 двора.
У Казанскаго:
В Симбирске. А во удовольствование дати ему из Богородицкаго монастыря 200 д.
На Уфе. А во удовольствование дати ему Успенской монастырь, а за ним 132 двора.
У Астраханского:
На Саратове. Пожалует великий государь оброчные рыбные промыслы.
У Сибирскаго:
В Томске, в Енисейске, на Лене. Пожалует великий государь во удовольствование им из своей государевой казны.
У Ростовскаго:
На Угличе. А во удовольствование дата ему Алексеевской монастырь, а за ним 559 дворов.
На Устюге. А во удовольствование дата ему Архангельской монастырь, а за ним 330 дворов.
У Псковскаго:
В Торопце. А во удовольствование дата ему Кудин да Небин монастыри, да из Пусторжевскаго уезда Плесской монастырь, а за ними 161 двор.
У Смоленскаго:
Во Брянске. А во удовольствование дата ему два монастыря Спаские, да Петровской, да Андреянов монастыри, а за ними 165 дворов.
В Вязьме. А во удовольствование дата ему Ивановской монастырь, а за ним 128 дворов; да из Ярославецкаго уезда Молого-Тихонову пустыню, а за нею 90 дворов; всего 218 дворов.
У Тверскаго:
В Кашине или во Ржеве Володимирове. А во удовольствование дата ему Дмитровской м., а за ним 61 двор; Клобуков м., а за ним 53 двора; да из Клину Изосимин м., а за ним 50 дворов; Успенской, а за ним 19 дворов; всего 183 двора.
У Вятскаго:
У Соли Камской. А во удовольствование дата ему Преображенской да Вознесенской монастыри, а за ними 344 двора.
На Кунгуре. А во удовольствование дата ему Тахтаровскую да Воздвиженскую пустыни, а за ними 82 двора.
У Нижегородскаго:
На Алатыре. А во удовольствование дата ему на Курмыше Рожественской монастырь, а за ним 132 двора.
У Рязанскаго:
В Тамбове. А во удовольствование дата ему Троицкой да Мамонтов монастыри, а за ними 130 дворов.
На Воронеже. А во удовольствование дати ему Борщов, да Успенской, да Алексеевской монастыри, а за ними 210 дворов.
В Муроме. А во удовольствование дати ему из Шуи Николаевскаго Шартомскаго монастыря из вотчин 200 дворов.
У Белгородскаго:
В Курске. А во удовольствование дати ему Знаменской монастырь, а за ним 169 дворов. (Далее в издании отмечен пропуск слов или части текста. Затем в рукописи следует).

Докладная выписка

(Великаго) господина святейшего Иоакима патриарха Московскаго и всея России во епархии написано было быть епископом в городех по росписи:


В Володимире, а по нынешней росписи не написано.
В Суздале, а ныне написано, чтоб в Суздале быть архиепископу по-прежнему.
В Вологде, а ныне написано, чтоб быть архиепископу по-прежнему.
На Костроме, и по нынешней росписи быть епископу ж.
В Галиче, по нынешней быть епископу ж.
В Звенигороде, и по нынешней епископ же.
В Переславле Залесском, а по нынешней не написано.
На Белеозере, а по нынешней не написано.
В Севске, а по нынешней чтоб быть архиепископу вновь.
В Путивле, а по нынешней приписан Путивль к Севскому архиепископу во епархию.
На Туле, в Белеве, а по нынешней в тех городех не написано.
В Темникове, и по нынешней быть епископу ж.
На Коломне, а по нынешней чтоб быть архиепископу по-прежнему.
На Кошире, в Калуге, в Серпухове, в Можайске, в Луху, в Юрьевце Повольском; а по нынешней росписи в тех городех епископом быть ли, того не написано.
А сверх прежней росписи написано, чтобы быть епископу в Арзамасе.


Преосвященных митрополитов во епархиях написано было быти в городех епископом по росписи


У Новгородскаго:
На Луках Великих, а по нынешней росписи не написано,
На Городце, и по нынешней быть епископу ж,
На Колмогорах, а по нынешней чтоб быть архиепископу вновь,
В Каргополе, а по нынешней приписан к Колмогорскому архиепископу,
На Кевроли и в Мезени, а по нынешней приписаны те породы к Колмогорскому ж архиепископу,
В Кольском остроге, на Олонце, на Ваге, на Чаронде, а по нынешней росписи в тех городех не написано.
У Казанскаго:
В Свияжске, в Симбирске, в Чебоксарех, на Уржуме, а по нынешней росписи в тех городех не написано,
На Уфе, а по нынешней быть епископу ж.
У Астраханскаго:
На Терках, на Самаре, а по нынешней росписи не написано,
На Царицыне, и по нынешней быть епископу ж.
У Сибирскаго:
В Томске, на Лене, и по нынешней росписи быть епископом же,
В Енисейске, на Верхотурье, на Тюмени, в Даурех, а по нынешней росписи не написано.
У Ростовскаго:
На Углече, и по нынешней быть епископу ж,
На Устюге, а по нынешней росписи чтоб быть архиепископу вновь.
В Ярославле, на Тотьме, в Пошехонье, у Соли-Вычегодской, а по нынешней росписи в тех городех не написано.
У Псковскаго:
В Торопце, и по нынешней быть епископу ж,
Во Гдове, а по нынешней не написано.
У Смоленскаго
Во Брянске, и по нынешней быть епископу ж,
В Дорогобуже, в Вязьме, а по нынешней росписи не написано.
У Тверскаго:
В Кашине, в Старице, а по нынешней росписи не написано,
Во Ржеве Володимирове, и по нынешней быть епископу ж.
У Вятскаго:
У Соли-Камской, на Кунгуре, а по нынешней росписи не написано, а написано вновь, чтоб в Вятской епархии быть епископу в Перми.
У Нижегородскаго:
В Арзамасе, на Балахне, на Алатыре, а по нынешней росписи не написано,
На Курмыше, и по нынешней быть епископу ж.
У Рязанскаго:
В Тамбове, и по нынешней быть епископу ж.
На Воронеже, и по нынешней быть епископу ж,
В Шацком, в Ряжском, а по нынешней росписи не написано.
У Белгородскаго:
В Курске, и по нынешней быть епископу ж,
На Ливнах, а по нынешней не написано.


Да в нынешней же росписи написано, чтоб Крушцкаго митрополита епархии были по-прежнему, а пребывание б ему имети из его ж епархци в котором городе великим государь укажет.
И против прежней росписи отставлено епископов 53 человека, а в то число прибыло 6 человек архиепископов. Обоего архиепископов (и епископов) написано 25 человек, то есть архиепископом быть бы по-прежнему Вологодскому, Суздальскому, Коломенскому, да вновь (на) Колмогорах и Архангельскаго города, на Устюге, в Севске; епископом во всех епархиях: на Костроме, на Галиче, в Звенигороде, в Темникове, в Арзамасе, на Городце, на Уфе, на Царицыне, в Томске, на Лене, на Угличе, в Торопецке, во Брянске, во Ржеве, в Перми, на Курмыше, в. Тамбове, на Воронеже, в Курске.
А из прежней росписи убыло: Володимир, Переславль Залеской, Белоозеро, Путивль, Тула, Белев, Кошира, Калуга, Серпухов, Можайск, Луг, Юрьевец Повольск, Луки Великие, Каргополь, Кевроль и Мезень, Кольский острог, Олонец. Вага, Чаронда, Свияжск, Симбирск, Чебоксары, Уржум, Терек, Самара, Енисейск, Верхотурье, Тюмень, Дауры, Ярославль, Тотьма, Пошехонье, Соль-Вычегодская, Гдов, Дорогобуж, Вязьма, Кашин, Старица, Соль-Камская, Яренск, Кайгородок, Кунгур, Балахна, Алатырь, Шацкой, Ряжское, Ливны.
А буде великий государь укажет митрополии Крутицкой быть, то в его епархии быть епископу на Ливнах.


ПСЗ-1.Т.2. № 898.С.362-366.

Форумы