Римская Церковь в новое и новейшее время

К оглавлению



23. Католическая Церковь в эпоху гуманизма, Ренессанса, Реформации и контр-реформации.

Вторая пол. XV в. стала началом перехода Западного мира от феодализма к буржуазному обществу, а в церковном отношении-переходом от средневекового аскетизма к идеям гуманизма.

Гуманисты рассматривали человека как автономную личность в отрыве от общества. Человек ценен сам по себе, он выше всего в природе, прот. В. Зеньковский называет это “антрополатрией”- человекопоклонничеством. Кристеллер характеризует Гуманизм как “культурно-просветительское движение за возрождение искусства красноречия”, но на самом деле гуманисты пошли дальше этого, их лозунгом было “Ad fontes”-назад, к античным источникам. Они не подвергали церковь резким нападкам как еретики, но своим мирским мышлением они подрывали основы церковного мировоззрения ускоряя отрыв общества от церкви. Широкое распространение получают естественные науки, средневековая латынь заменяется на классическую. Макиавелли отрывает политику от церковных воззрений допуская в ней любые, даже безнравственные действия. Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский позволяет себе даже научную критику Библии.

Основными центрами Г. считались Болонский, Венский и Базельский унив-ты. В Германию идеи гуманизма принёс Кристофер Шеуль. Окончив Болонский унив-т, он вернулся в Германию и обосновался в Виттенберге, где тогда преподавал Мартин Лютер.

Культурным центром эпохи Возрождения была Флоренция подарившая миру многих знаменитых поэтов, писателей, художников и скульпторов. Герцог Лоренцо Медичи в этом городе создавал условия для развития культуры. Именно с его лёгкой руки Микельанджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др. стали всемирно известными авторами.

При папе Николае V (1447-1455) для Рима наступил “золотой век”. Проводится обширная архитектурная реконструкция в стиле Ренессанса, создаётся Ватиканская библиотека. Следующим папой -гуманистом был Пий II (1458-1464). Центральной идеей его понтификата было создание антитурецкого союза. Он обратился к европейским монархам с призывом организовать новый крестовый поход, но эта идея осталась без ответа. Тогда он пишет султану Мехмеду II призывая его принять христианство указывая на большое сходство христианства и Корана. Разумеется что эти фантастические планы не сбылись.

До начала Реформации папский престол занимали поочерёдно то папы -гуманисты, то антигуманисты. Следует обратить внимание на “самую мрачную фигуру папства…правление которого было несчастьем для Церкви”. Это Александр VI Борджиа (1492-1503). Ещё будучи кардиналом он зарекомендовал себя как талантливый руководитель в качестве зам нач. папской канцелярии и ловкий дипломат, но как человек он был аморален, жесток, алчен и имел чисто мирской менталитет. От одной из своих наложниц он имел 4 детей. Старший сын-Чезаре-был у истоков создания папской швейцарской гвардии. Александр VI не останавливался ни перед чем в деле устроения политической карьеры своих потомков. Он старался устроить своих сыновей так, чтобы они правили разными регионами Италии добиваясь в конечном итоге своей личной абсолютной власти в этой стране. При нём клан Медичи был изгнан из Флоренции. Доминиканец из Флоренции Джироламо Саванарола попытался было выступить против аморальности и произвола папы, но был отлучён и сожжён в 1498 г. Папа и его дочь Лукреция не только устраняли своих противников, но и приказывали убить тех, чьё состояние или доходы они хотели получить. Зачастую это происходило на званной папской трапезе. Жертва принимала медленно-действующий яд-самое распространённое орудие того времени, и умирала спустя некоторое время. Так погибали и многие кардиналы. Чтобы занять их место претенденты платили огромные деньги принося папе колоссальный доход. Многие получив приглашение на обед к папе заранее писали завещания. Утрехтский кард. Адриан, которого Борджиа хотели убрать, тоже был в числе приглашённых, но слуги перепутали бокалы с ядом и отравлен был сам папа. Вся Европа ликовала узнав о его смерти.

Последним из пап эпохи Возрождения был Лев X (1513-1521) из династии Медичи. Для той эпохи неудивительно, что человек равнодушный к вере и называвший христианство “доходной басней” стал главой христианского мира. Он занял престол в 37 лет и ему приписывают слова: “насладимся папством, потому что Бог нам дал его”. Он стал меценатом всех римских художников, поэтов и музыкантов. Он не жален на них казны и даже пригласил из Швейцарии математика писавшего теоремы в стихах. Папа сам недурно пел и любил театр. 50% казны уходило на папскую кухню. Когда не хватало средств папа продавал свои облачения и однажды продал и тиару. Он устраивал карнавалы на которых сказочные чудовища нападали на женщин и уносили их. Местные жители привыкли к этим причудам, но паломники (Лютер в т. ч.) видя всё это возвращались домой уже протестантами. Он умер без исповеди и причастия и некто заметил, что это произошло оттого, что он и Св. Дары продал.

В 1515 г. папа издал буллу, которая позволяла продажу полных индульгенций на территории Германии. Доминиканец Тецель отправился туда для распространения индульгенций и когда он прибыл в Виттенберг, Лютер выступил против этого торга и написав 95 тезисов против папства и индульгенций, прикрепил их к дверям собора 31 окт. 1517 г. Он добивался мирных реформ, через покаяние и пр., но его соратник Карлштадт пошёл радикальным путём. Разрушались храмы, разгонялись монастыри. “Цвикаусские пророки”-представлявшие простолюдинов (Марк Томе, Никлас Шторк, Томас Дрекзель) встретились в Виттенберге с Мюнцером и др. лидерами Реформации и после этой встречи разожгли огонь религиозной войны который охватил не только Германию, но и смежные гос-ва. В результате неумелой политики папы Климента VII в бракоразводном деле английского короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской, в котором папа поддерживал интересы католической Испании, король в 1534 г. объявил себя главой английской церкви в результате чего целое государство перестало подчиняться Риму.

Католическая церковь оказалась в состоянии войны с государствами в которых протестантизм прочно укрепился и ей было необходимо искать средства для успешной борьбы. Папа Павел III в 1540 г. утвердил устав ордена иезуитов Игнатия Лойолы, а в 1542 г. учредил в Риме инквизицию во главе которой стал испанский кардинал Карафа. Инквизиция могла судить любого невзирая на ранг и происхождение, и приговаривать к смерти. Отменить такое решение мог только папа. Казнили главным образом сжигая на костре, а в Венеции еретиков просто топили. В море выходило два судна, идя борт о борт. Между ними был настил с осуждёнными. На глубине корабли расходились и связанные люди падали в воду.

В декабре 1545 г. папа созвал вселенский собор в Триденте которы должен был выработать тактику борьбы с Реформацией. В первую очередь рассматривались вопросы оспариваемые протестантами-незыблимость иерархии, Предания традиций и таинств, подчёркивалась посредническо-спасительная функция Церкви. Иеронимовская Vulgata была выверена библейской комиссией и признана аутентичной (самодостаточной-не нуждающейся в греч. и евр. текстах для пояснения). Собор подтвердил церковное главенство папы, институт священнослужителей, целибат, мессу, порядок исповеди, поклонение святым. В центре дискуссии было учение об оправдании. Спасение даётся людям благодаря заслугам Христа, но вера (“Sola fide”-протестантский принцип спасения только верой) -это только врата ведущие ко спасению, для достижения которого ещё необходимы посредничество Церкви и деятельная добродетель. Было также утверждено число таинств и учение о первородном грехе и тем самым разрыв с протестантами ещё больше усугубился.

Весной 1547 г. имп. Карл V победил Шмалькальденский союз и как победитель потребовал от собора ограничения папского абсолютизма. Павел III воспротивился и перевёл собор в Болонью. Собор сперва раскололся на сторонников и противников императора, а затем был распущен папой в 1549 г. Его приемники созывали ещё 2 сессии собора и окончательно он закрылся в 1563 г.

Первый виток борьбы закончился в 1555 г. с провозглашением Аугсбургского мира. Появился принцип “cuius regio, eius religio”-чьё гос-во-того и религия. Т. е. государь может определять религиозную ориентацию на своей земле. Иноверцам дано право эмиграции. Однако контр-реформация только начинала действовать в полную силу.

Решающим моментом открытой вражды католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции считают Варфоломеевскую ночь 24 авг. 1572 г., когда в Париже католики устроили кровавую резню не щадя протестантов. Папа Григорий XIII (1572-1585) отслужил по этому поводу благодарственный молебен с пением “Te Deum”. Гугеноты также ответили террором нападая на монастыри, насилуя монашек и хвастаясь друг перед другом чётками из ушей католических монаховСамое его известное деяние этого папы - реформа календаря сущность которой состояла в том, что после 4 окт. 1572 г. сразу следует 15 окт. С тех пор Запад живёт по григорианскому календарю.

Первая половина XVIII в. -это эпоха религиозных войн в которых принимали участие почти все европейские державы. 30-летняя война шла с переменным успехом и окончилась Вестфальским перемирием в 1648 г. Победила Франция, Испания утратила статус великой державы, Германия оказалась раздробленной на 200 мелких княжеств и католическая Австрия осталась ни с чем. В религиозном плане была закреплена свобода исповедания и равенство прав всех верующих. Потерянные территории Католическая Церковь компенсировала за счёт миссионерства иезуитов в уже открытой в 1492 г. Америке.

24. Католичество в эпоху Просвещения.

После Вестфальского мира влияние папства в Европе заметно упало. В 1654 и 1658 гг. Германский рейхстаг ограничил права папских нунциев в делах империи указывая им на их непосредственные обязанности.

Внутри Католической Церкви возникает харизматическое учение еп. Корнелия Янсения-бывшего проф. Лувенского ун-та. Он написал труд “Augustinus”-в котором доводит до крайности его учение о спасении. В этом пункте он стал очень близок кальвинистам верившим в безусловное предопределение. Подвергается критике также папское правление и орден иезуитов. Первым осудил янсенизм папа Урбан VIII в 1642 г., но это течение ещё долго просуществовало находя поддержку даже в высших слоях духовенства. Писатели Паскаль и Расин также примкнули к нему. Снаружи Католичеству приходится противостоять идеям прсвещения возникшим сперва в Англии, а затем проникшим на материк. Просвещение обрушилось с критикой на средневековое миропонимание приводя как аргумент достижения науки и техники.

Наступление нового времени продемонстрировал король Франции Людовик XIV-“король-солнце”. В области внутренней политики-неограниченным абсолютизмом (галликанством) и внешней-своей европейской гегемонией. Папы того времени были слабы и не могли затмить “короля-солнце”. Он присвоил право на доход вдовствующих епархий, право на суд над клириками без согласования с церк. властями и многие другие права. В 1682 г. он организовал синод принявший решения в духе галликанства очень ущемлявший власть Рима во Франции.

В 1700-1714 г. шла война за “испанское наследство” в результате которой испанским королём стал француз-Филипп V- внук Людовика XIV. Рим был на стороне французского претендента, чем настроил против себя всю Испанию. Папский нунций был лишён в 1753 г. 8-и “апостольских месяцев” в которые он смещал и назначал духовенство и пользовался высшей судебной властью. Отныне в Рим не поступала сумма в 500 тыс. экю ежегодно собираемая с Испании и не публиковались папские буллы без разрешения короля.

Очень энергично “просвещённый абсолютизм” действовал и в Португалии, стране ставшей цитаделью иезуитов. Во время правления Хуана V (1706-1750) народ изнемогал от них, т. к. иезуиты взяли в свои руки буквально все сферы жизни общества и инквизиции. Король лично присутствовал на всех аутодафе и не жалел денег на монастыри и храмы. Он учредил при дворце должность иезуита-патриаха, стоявшего по власти выше примаса Португалии. Страна нищала материально и духовно. Буржуазия нашла союзников в лице дворян и они вместе выдвинули на пост премьер-министра Себастьяна Помбаля (1699-1782) считавшего необходимым избавить королевскую власть от опеки иезуитов, а Португалию от власти Рима. Лиссабонское землятрясение 1755 г. унесло 30 тыс. жизней и это сыграло на руку иезуитам объяснявших суеверному народу, что это гнев Божий на Помбаля. Тот же в ответ, не обращая на это внимания, потребовал от короля изгнания иезуитов из дворца без права возврата. Он писал: “Среди иезуитов нет почти ни одного человека, который был бы похож на духовное лицо. Все они купцы, полит. интриганы низшего пошиба, дерзкие солдаты, проявляющие свою храбрость в отношении безвольных рабов…Мелочные тираны преступления которых заставляют забыть самые кровавые события на протяжении десятков веков”. Паписты подняли шум против действий Побаля. Высший церковный совет Кастилии и великий инквизитор Кинтано посановили сжечь все его указы против иезуитов и запретили им подчиняться под страхом смерти. Однако папа Бенедикт XIV решил разобраться с делами в Португалии и поручил кард. Салданье изучить вопрос. Тот в своём докладе подтвердил многие обвинения Помбаля против иезуитов и в результате те получили запрет на проповеди и наставничество в Лиссабонском диоцезе. В разгар конфликта на Помбаля было покушение и тот не замедлил с ответом. Супериор ордена и многие его члены были арестованы, имущество конфисковано, а в 1759 г. все иезуиты были высланы из страны. Из-за этого новый папа Климент XIII прервал отношения с Лиссабоном. Послы европейских держав потребовали вообще распустить орден иезуитов, но папа на это не пошёл. В 1769 г. на его место был избран Климент XIV (1769-1774) который и распустил орден в 1773 г. Генерала ордена Лоренцо Риччи и его заместителя заточили в замок Св. Ангела. Многие иезуиты нашли убежище в Пруссии и России.

Иезуиты в Парагвае

С началом великих географических открытий, испанцы и португальцы открыли (в 1516-1517 гг.) земли в Америке. В 1636 — основана столица Асуньсьон. На севере — земля инков. Тут дикие индийские племена вуарони. Сперва тут орудовали доминиканцы, а затем иезуиты. Их цель — сделать принятие христианства ими более привлекательным.

Защита обращенных от погони за рабами.

Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и образовали крупные поселения — редукции. Сперва они хотели создать государство с выходом к океану, а потом рассчитав силы, уединились в горных малодоступных районах в глубине. Они добились у испанцев разрешения вооружить их огнестрельным оружием. Позже их освободили от подчинения местным колониальным властям и местному епископу. Иезуиты — единственные из европейцев на этой территории и без их разрешения ни один белый не мог проехать через страну. Покинуть редукции индеец мог только с разрешения иезуитов. Несмотрая на протест испанского правительства, миссионеры обучали парагвайцев письменности и языку*. Около 200 тысяч человек населяло Парагвай во время расцвета, главным образом это индейцы, около 10000 негров, иезуитов было не более 300. Обычно в редукции жили 2-3 тыс., а иногла до 500, самая большая 30000 человек. Во главе стояло два священника. Один из них старший и его звали исповедником. Он занимался культом и духовными нуждами, младший — хозяйственный деятель. Они имели неограниченную власть и показывались индейцам в момент мессы, а в другое время общались с ними через кациков (должностное лицо), избираемых ежегодно открытым голосованием. Законов никаких не было, их заменяли решения иезуитов. Они выслушивали обязательную исповедь ивыносили решение, например, выговор личный, публичный, порка кнутом, кулаками, заточение и изгнание из редукции, что было самым страшным. Выдворенных испанцы забирали в рабство. Индейцы ничем не владели.
Вся земля делилась на две части:

1-я Тупамба - Божья земля;

2-я Амамба - личная земля.

Разница не в собственности, а в том, что первая обрабатывалась коллективно, вторая — лично. Амамба выдавалась в момент женитьбы, если кто из супругов умирал, земля возвращалась обществу. Работы на Тупамбе были обязательны в т. ч. и для Кациков. Перед началом работы иезуит проповедовал, все шли колонной под звуки барабанов и флейт со статуей Богоматери или св. Исидора. С работы шли с песнями. Была должность инспектора, следившего за лентяями. Индейцы были ленивы и предпочитали наказание труду. Общины имели стада лошадей и быков, они выдавылись в пользование для обработки. Мясо иезуиты давали им 2-3 раза в неделю и индейцы в редукциях жили лучше чем другие. Ремеслы достигли здесь высокого уровня. Оружейники, часовщики, ювелиры, строились органы, отливались колокола и даже печатались книги на иностранных языках. Все произведенное сдавалось на склады, гда работали грамотные индейцы. Часть отдавалась населению. Например, 5, 5м холста в год выдавалось на душу, женщинам 4, 5 м шелка, раз в году нож и топор. Но в основном все шло на экспорт. Особенно обувь. Внутри редукции и между редукциями торговля запрещалась. Каждый индеец держал монету раз в жизни при подарке невесте на свадьбе. Потом она отнималась. Все редукции имели один тип:

жилища индейцев
мастерские
дома для гостей
склады
храм
площадь
арсенал
стена и ров по периметру

Жили в хижинах из тростника, обмазанной глиной. Храм —каменный. На заре будил их колокол, и индейцы шли на молитву, потом на завтрак и на работу. Вечером ложились спать по сигналу, после которого нельзя было выйти из дома. Выход в лес по пропускам. Общение между редукциями не допускалось. Одевались все одинаково. У кациков и солдат были знаки отличия. Браки заключались дважды в году на специальной территории. Выбор невесты и жениха — под контролем. Дети работали с раннего возраста. Отец мог носить длинные волосы только после рождения ребенка. Удар колокола ночью — сигнал к соитию.

Иезуиты почтили себя успехами они стали слишком опасны, особенно после создания 12000 армии. Они вмешивались в войны, несколько раз осаждали Асунсьон; это настораживало испанцев. Сложилась легенда, что иезуиты накопили сокровища и лошади у них подкованы золотом.

Испанцы начали “капать” на них Клименту ХІV. В 1767 г. Папа приказал иезуитам удалиться из Парагвая. Они сразу исполнили приказ. В 1773 г. орден упразднен (возрожден в 1814 г.). Золота не нашли на месте их пребывания, большинство индейцев вернулись к своим племенным культам. В Х1Х веке понадобилась реевангелизация. Вольтер и другие просветители парадоксальным образом отметили их деятельность положительным образом.

25. Католическая Церковь в конце XVIII — первой половине XIX вв.

Самым известным и трагическим событием в Европе конца XVIII в. является буржуазная революция во Франции в 1789 г. РКЦ много отнеё пострадала, т. к. имела там 10 % всех земель и большинство духовенства было из дворян. В 1790 г. Национальное собрание приняло декрет о французской нац. церкви, епископы которой назначаются светской властью. Во время якобинской диктатуры 40 тым. клириков покинули страну из-за гонений. Папа Пий VI (1775-1799) отслужил траурную мессу по поводу казни Людовика XVI в 1793 г. и объявил его мучеником тем самым противопоставив себя революции. Директория в 1796 г. провозгласила свободу вероисповедания ещё более отдалившись от Рима. Папа заключает союз с Австрией против революционной Франции, но молодой гененрал Наполеон Бонапарт разбил австрийскую армию, а в 1798 г. генерал Бертье захватил Рим. Пий VI был арестован и умер через год от потрясений. Новый папа Пий VII (1800-1823) был сторонником компромисса и в 1801 г. Заключается Французский конкордат спасший Католическую Церковь Франции от окончательной гибели. 2 декабря 1804 г. Наполеон был коронован папой в Notre Dame, точнее он принял от папы только помазание, а корону сам взял из его рук и одел на голову. Унизив, таким образом, папу Бонапарт показал, что будет править без оглядки на Рим. Противоречия ещё более усугубились из-за, того, что Пий не хотел расторгнуть брак Наполеона с Жозефиной мешая, тем самым, ему жениться на дочери Франца I Габсбурга-Марии Луизе. Затем папа причинял Наполенону массу политических неудобств не участвуя в его планах. В конце концов в 1809 г. осадили Рим и большую часть Италии и присоединили их к Франции, а папу отправили под арест в Савону. Когда за всё это Пий отлучил Наполеона от Церкви, тот лаконично ответил: “Противодействие папы не лишило меня ни одного католического солдата”.

Русский поход подорвал силы Наполеона и в 1814 г. он разрешил Пию VII вернуться в Рим и принялся за восстановление своего гос-ва. Первым, что он сделал стало воссоздание ордена иезуитов буллой “Sollicitudo omnium”. Затем он запретил католикам вступать в масонские ложи. Во время 100-дневной реставрации Наполеона, его войска снова заняли Церковное гос-во и папа бежал в Геную, но вскоре австрийцы подавили восстание и Пий окончательно вернулся в Рим.

Венский мирный конгресс 1815 г. несправедливо поступил с папой и Италией, когда постановил, что часть их территорий переходит в руки Австрии. Реакцией стало итальянское освободительное движение за воссоединение страны. После Льва XII и Пия VIII римский престол занял Григорий XVI при котором очень далеко шагнуло католическое миссионерство устремлявшееся вслед за европейскими колонизаторами. В 1838 г. на Конгрегацию пропаганды веры работало 18 тыс. миссионеров в разных частях света. В 1848 г. Франция оккупировала Алжир и тут же здесь появилась католическая миссия в которой готовили проповедников из коренного населения.

26. Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор.

Папа Пий IX (1846-1878) начал свой понтификат в период итальянского национального возрождения и борьбы за независимость. Сперва он приступил к реорганизации папского гос-ва. Он объявил амнистию, снизил налоги, “почистил” иерархию. В 1848 г. одно из итальянских гос-в - Пьемонт -поднялось на борьбу за восстановление единства Италии, часть которой тогда принадлежала Австрии. Папа сначала благословил войну, но потом по совету кардиналов передумал и объявил о своём неитралитете, и приказал папским войскам отступить в результате чего итальянцы были деморализованы и потерпели поражение под Кустоцци. В Риме поднялось восстание народа возмущённого таким заявлением. Был убит председатель папского совета министров. Папа бежал в Неаполь, где пробыл 17 месяцев. За это время революция была подавлена силой австрийских штыков и папа вернулся в Рим и стал укреплять свои позиции. В 1850 г. в Англии и Уэльсе была восстановлена католическая иерархия во главе с Вестминстерским архиепископом Мэннингом. В Голландии, где католики с 1848 г. получили право вероисповедания, папа реорганизовал иерархию во главе которой поставил архиепископа Утрехтского. Таким же образом РКЦ развивалась и в США, куда в 1875 г. папа впервые назначил американского кардинала. Заключаются конкордаты со многими странами Старого и Нового света.

Три века после Тридентского собора католическая догматика находилась неподвижной, но Пий IX, веря в то, что именно он должен остановить либерализм, материализм и атеизм, вносит новую струю в развитие доктрины. Ещё в 1849 г. он обратился к епископам с посланием, в котором спрашивает их мнение о непорочном зачатии Девы Марии. Этот догмат был им провозглашён 8 дек. 1854 г. в присутствии ок. 200 епископов. В 1858 г. как бы в подтверждение правильности решения происходит Лурдское явление Богородицы 14-летней пастушке Бернадетте Субиру. Провозглашая догмат самостоятельно папа продемонстирировал свою власть независимую от собора. Этим он готовил почву для принятия другого догмата - о папской безошибочности.

В 1859-60 гг. национальные освободительные силы изгоняют австрийцев с терр. Сев. Италии и начинают поход на Рим и занимают его, где проавстрийски-настроенного папу защищало его войско. Папе было предложено отказаться от светской власти в папской области, но он не согласился сказав, что готов скорее умереть чем отказаться от наследия своих предшественников. В 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство во главе с Виктором Эммануилом и Пий IX не мог ничего предпринять, кроме предания его анафеме. В 1864 г. Виктор Эммануил и Наполеон III заключили соглашение по которому французские войска помогавшие Пьемонту в войне с Австрией, в течение 2-х лет покинут Италию. Папа бывший под защитой французов был встревожен, но ничего не мог поделать. В ярости он публикует энциклику “Quanta cura” направленную против буржуазного мира. Он осуждает пантеизм, материализм, атеизм, секуляризацию, рационализм, галликанство, либерализм, коммунизм и натурализм и пр.. 80 изречений папы по этим вопросам вошли в сборник “Syllabus” ставший разделом энциклики.

В 1865 г. Пий IX создаёт комиссию по подготовке Ватиканского собора, который будет должен рассмотреть вопрос о папской непогрешимости. В католических кругах к вопросу, в основном, относились критически. Прежние соборы ничего конкретного не постановили. Историк Дёллингер в 1869 г. выпустил труд “Папа и собор” где резко выступает против непогрешимости папы приводя богословские и исторические аргументы.

Собор был открыт 8 дек. 1869 г. в соборе Св. Петра. Прибыло 774 епископа из 1050 приглашённых. Польских епископов не было т. к. их не пустил русский царь. Кардиналы целовали папе правую руку, епископы-правое колено, а аббаты-туфлю, которую потом поставили на алтарь. Был выработан регламент по которому соборные решения обретают силу лишь после утверждения папы. Собор работал 4 сессии, между которыми работали комиссии. В центре внимания был проэкт конституции о папской непогрешимости или безошибочности “Pastor aeternus”. Против принятия конституции как обычно выступали немцы и французы. Во главе оппозиции стояли венский арх. Раушер, арх. Праги Шварценберг и еп. Диаковарский Иосиф Штроссмайер. Они приводили теологические, церковно-исторические и практические соображения и опасения. Папа прекратил дискуссию и началось голосование. “За”-451, “против”-88, положительно, но с оговорками-62. Голосовали ещё раз, открыто и окончательным итогом стало 533 -“за” против двух. (Перед этим голосованием 52 епископа покинуло собор). Итак догмат был принят собором, но не принят многими католиками. В 1889 г. часть немецких католиков во главе с Дёллингером присоединилась к Утрехтской церкви возникшей в XVII в. В результате борьбы янсенистов с папством. Вместе они образовали Старокатолическую церковь.

Собор не мог завершиться как положено т. к. в октябре 1870 г. воспользовавшись тем, что союзники папы-войска Наполеона III были разбиты Пруссией, итальянские войска захватили папское гос-во и Рим. Епископы разбежались не закрыв собор. Папе парламент оставил Ватикан, Латеранский дворец, и летнюю резиденцию Кастель Гандольфо. Король перенёс свою резиденцию из Флоренции в Рим. Папа объявил себя “ватиканским узником” и укрылся за стенами Ватикана обидившись на весь мир. Он умер в 1878 г. и завещал похоронить себя в храме св. Лаврентия вне стен, но это временно не удалось. При перезахоронении гроб Пия IX был забросан камнями и его хотели сбросить с моста в Тибр.

27. Католичество в первой половине XX века.

Папа Пий IX окончил свой понтификат изолировав себя и РКЦ от современности, но уже его приемник Лев XIII (1878-1903) стал предпринимать шаги к выходу из этой изоляции. Начался отход то прошлого и диалог с гражданским обществом. Идейной основой новой политики стал неотомизм. Благодаря философско-богословской системе Фомы Аквинского папа ещё раз показал миру, что власть папы имеет под собой теологические основания. Дабы закрепить это Лев XIII в энциклике от 4 авг. 1879 г. “Aeterni Patris” объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия Фомы Аквинского, которую доверили ордену доминиканцев. Целью томизма стало использование достижений науки для укрепления веры, сделав её более современной. При этом папе многие церковные и светские науки переживали расцвет. Была реорганизована Ватиканская библиотека и был облегчён доступ к ней.

В энциклике “Providentissimus Deus” в 1893 г. папа призвал католических учёных к усиленному изучению Библии и её апологии перед атеистами, а в 1902 г. появилась Библейская комиссия, ставшая позже подобием конгрегации “Индекса”.

При Льве XIII значительно активизировалось католическое миссионерство. Оно шло следом за колониальными войсками различных европейских держав и имело хорошие успехи опираясь на стальные штыки. Восстания против колонизаторов приносили ущерб и миссиям.

Ещё в начале понтификата Лев XIII принял под свой омофор армянских католиков и в дальнейшем стремился к тому, чтобы вернуть в лоно Католической Церкви греко-католиков и христиан восточного обряда. В энциклике 1896 г. “Satis cognitum” папа рассматривал вопрос о соединении с Православной Церковью.

В общем Льву XIII удалось вывести РКЦ из политической изоляции и повернуть её лицом к современному миру. Его начинания стали как бы программой действия последующих пап, и они осуществляли её по разному, демонстрируя то крайний консерватизм, то безудержный модернизм.

Первая половина XX столетия дала миру 4-х пап, три из них носили имя “Пий”: это Пий X, Пий XI, Пий XII. Бенедикт XV “вклинился” между первыми двумя.

Пий X (1903-1914) - был человеком очень набожным и лейтмотивом его понтификата была идея “всё обновить во Христе”. К заслугам этого папы можно отнести установления нового порядка избрания папы, действующего и поныне, кодификацию канонического права, создание светской католической организации “Католическое действие”, а также реформу Римской курии. В 1907 г. он поручил ордену бенедиктинцев пересмотреть Вульгату, а в 1909 г. создал академию по изучению Св. Писания.

В области внешней, папа поставил РКЦ в нелёгкое положение не обладая должным политическим опытом. Дипломатические связи Ватикана со многими странами были прерваны. Накануне I Мировой войны РКЦ снова попала в изоляцию из-за несговорчивости папы и его принципиальности в религиозных вопросах. Многие его не долюбливали называли“гонителем еретиков и реформаторов”. Тем не менее Пий XII канонизировал его в 1954 г.

Бенедикт XV (1914-1922). На его понтификат выпали мировая война, революция в России и религиозный кризис. Революция в России 1917 года, повлёкшая за собой глобальные перемены в мире, не принесла РКЦ больших неприятностей, т. к. политика предидущего папы-Льва XIII- подготовила католиков к терпимости любой формы государственного устройства, будь то буржуазия или демократия.

1 авг. 1917 г. папа направил мирную ноту гос-вам - участницам войны, в которой заявил о том, что не поддерживает в войне ни одну католическую державу и призвал всех к мирному диалогу. В войне он видел кару Божию за отход мира от христианства. После войны, для улучшения отношений с Францией-одной из участниц конфликта, папа в 1920 г. канонизировал Жанну Д’Арк, национальную героиню сожжённую по обвинению в ереси и колдовстве в 1431 г. Умелая папская дипломатия добилась того, что РКЦ опять приобрела международный авторитет. В н. 20-х годов число послов аккредитованых в Ватикане достигло 25 человек, в т. ч. посол синтоистской Японии.

Благодаря своему предшественнику, Бенедикту XV не пришлось много работать над внутренними вопросами. Главным его деянием в этой области можно назвать утверждение нового кодекса Канонического права в 1917 г. Папа учредил, также, Священную конгрегацию по восточным церквям и упразднил Конгрегацию Индекса, передав цензуру в ведение Священной канцелярии. Бенедикт XV энцикликой “Humani generis” регламентировал церковную проповедь и запретил полит. агитацию с амвона.

Пий XI (1922-1939) Сразу после избрания папа издал энциклику “Ubi arcano Dei” в которой изложил программу своего правления. Главная идея-“Мир Христа в Царстве Христа”. Папа и Церковь должны стать той моральной силой, которая приведёт мир ко Христу. Бенито Муссолини после публикования энциклики решил поддержать мирные инициативы Пия XI. В н. 1923 г. он ввёл обязательное преподавание Закона Божия в школах, распустил масонские ложи и обещал папе помогать и дальше, вплоть до того, что католичество станет гос. религией в Италии. Этим он завоевал доверие папы и соответственно получал от него политическую поддержку.

Осуществляя Царство Христа на земле папа разработал ряд христологических документов. Это и толкование праздника Христа-Царя, и энциклика о празднике Сердца Иисуса 1928 г. Год 1933 был объявлен юбилейным всвязи с 1900-летием распятия Спасителя. Каждые 2 года в Риме проводились Евхаристические конгрессы демонстрировавшие вселенское единство и папский централизм.

14 февр. 1929 г. Италия признала суверенитет города-гос-ва Ватикан. Было восстановлено церковное гос-во площадью 1, 5 кв. км. Сюда входят собор св. Петра, папские дворцы, музеи и парки. В папскую гвардию числом 100-110 человек принимаются мужчины - католики, законорожденные, граждане Швейцарии, холостые, здоровые, ростом минимум 174 см., от 24-30 лет. Ватикан имеет свою конституцию и гос. флаг с изображением папской тиары и ключей ап. Петра. Папа как глава гос-ва может присваивать титулы и давать награды.

Пий XI превзошёл всех предшественников в деле канонизации святых. При нём беатифицировано 500 и канонизировано 33 святых. Огромное внимание папа уделял развитию науки и поддержке средств массовой информации. В 1935 г. открыта папская астрономическая обсерватория, в 1936 г. он создал Папскую Академию наук, Ватиканская библиотека тоже была значительно пополнена.

В 1936 г. папа провёл неделю католической печати и в энциклике того же года подчеркнул роль кинематографа в деле пропаганды веры и воспитания молодёжи. Епископам рекомендовалось постоянно создавать фонды полезных фильмов в своих епархиях.

Когда 30 янв. 1933 г. Гитлер пришёл к власти в Германии, он предложил папе заключить конкордат и тот согласился, дабы обезопасить Католическую Церковь Германии и обеспечить права католиков. Между 1934-37 гг. Папа старался заставить Гитлера соблюдать многократно нарушавшийся договор, но безуспешно. Стали ликвидироваться католические школы, организации, печать. Пий XI выражал протесты, но Гитлер не обращал на них внимания. РКЦ в Германии была выброшена фашистами на задворки. Энцикликой 1937 г. “Divini redemptoris” папа осудил как фашизм, так и коммунизм. Относительно коммунизма папа писал, что “…семена коммунизма плохие, с ним нельзя сотрудничать ни в каких сферах, если мы хотим спасти христианскую культуру.... ”.

11 февр. 1939 г. папа хотел произнести антинацистскую речь, но 10 февраля он внезапно скончался. Думают, что он умер от укола сделанного его личным врачём Петаччи по поручению Муссолини (дочь Петаччи была любовницей дуче).

Пий XII (1939-1958). Этот папа понял угрозу фашистов и вёл себя с ними довольно противоречиво. В 1941 г. он заключил клнкордат с фашистским режимом Франко в Испании. Когда Франция и Англия обратились к нему с требованием осудить германскую агрессию, он уклонился объявив, что политика не дело церкви. Он был неитрален к итальянским фашистам и не делал никаких политических заявлений. Лишь после поражения немцев под Сталинградом в 1943 г. папа осудил нацизм открыто и сделал ставку на антифашистское движение Италии. Он смог облегчённо взохнуть лишь в 1944 г., после освобождения Италии союзниками.

Послевоенная политика Ватикана была направлена на интеграцию с кап. странами и антикоммунистическими движениями. Пий XII считал, что только “Католическое действие” есть серьёзный противник коммунизму. В к. 40-х годов, когда внешние проблемы стали затихать, папа занялся внутренними делами. Это был резкий поворот к консерватизму. Энциклика “Humani generis” осудила новую философию. Подверглись критике Жак Маритен-уклонившийся от строгого томизма, труды иезуитов Тейяра де Шардена и Анри де Любака, труды доминиканца Ива Конгара и др. В к. 1950 г. Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении Богородицы. В конце его понтификата многие стали понимать, что его линия опять заведёт РКЦ в изоляцию. Но следующий папа не допустил этого.

28. Папы Иоанн XXIII, Павел VI и II Ватиканский собор

Папа Иоанн ХХIII (1958-1963). Анджело Ронкалли был выходцем из простой крестьянской семьи, человеком добродушным и весёлым и стал папой в 77 лет. 20 лет он пробыл нунцием в Болгарии, затем в Турции, Греции, Франции и непосредственно перед папством он был патриархом Венеции. Его принципом были слова “не заставлять служить, а служить”. Он пользовался всеобщим уважением и поэтому был избран папой большинством голосов. Митр. Ленинградский Никодим (Ротов) посвятил этому папе свою магистерскую работу, т. к. был близко с ним знаком и имел общие интересы в сфере экуменизма. Самым значительным событием его понтификата стал II Ватиканский собор. В своей речи на консистории 25 января 1959 года папа Иоанн XXIII объявил о созыве вселенского собора, чем немало всех удивил, ведь в нём многие видели “переходного папу”, неспособного на сильные решения. 17 мая 1960 года он назначил первую подготовительную комиссию и призвал полноту верующих-епископов, монахов, университеты и др. внести свои предложения по повестке дня предстоящего собора.

5 июня 1960 года папа по своей инициативе создал центральную подготовительную комиссия, которой подчинил десять профилированных комиссий и два секретариата в задачу которых входила разработка проекта решений собора с учётом мнений. Комиссии под строгим контролем курии составили 73 проекта одобренных центральной комиссией.

25 декабря 1961 года Иоанн XXIII своей апостольской конституцией “ Humanae salutis ” созвал собор, одновременно объявив I Ватиканский собор закрытым. Открытие собора папа своим решением от 2 февраля 1962 года (“ Concilium ”) назначил на 11 октября 1962 года.

На торжественное открытие собора в храм Св. Петра прибыло 2540 епископов. Все заседания собора проводились тоже в этом храме и католическая церковь ещё не видела более многолюдного собрания. Впервые 18 других конфессий приняли приглашение папы.

В своей вступительной речи при открытии собора 11 октября 1962 года папа Иоанн XXIII заявил, что “задачей собора является обновление церкви (аджорнаменто) и её разумная реорганизация в духе современности, выход из изоляции и открытость миру”.

Первая сессия собора проходила между 11 октября и 8 декабря 1962 года. Заседания возглавляли 10 назначенных папой членов президиума. Некоторые заседания начинались с молитвы, попеременно на латинском и греческом языках. Уже в самом начале наметились разногласия между партиями модернистов и консерваторов и в некоторых вопросах первые во главе с кардиналами Сюэненсом, Беа и Лиенаром одержали победу.

На первую сессию собора было вынесено для рассмотрения 5 проектов (схем) :

- о литургии,

-об источниках Божественного Откровения,

-о средствах информации,

-о единстве с восточными православными церквями,

-проект структуры церкви “ De Ecclesia ” - ставший одной из главных тем сессии.

В результате острой дискуссии между партиями не удалось придти к общему знаменателю ни по одному вопросу. Более того-число предварительных проектов сократили с 73 до 17.

Однако папа Иоанн XXIII не дожил до продолжения собора. Он скончался 3 июня 1963 года от рака. Его преемником был выбран Джованни Батиста Монтини с именем Павел VI (1963-1978).

27 июня 1963 года новый папа объявил, что следующая, вторая сессия собора будет открыта им 29 сентября. При её открытии он чётко определил задачи собора: углубление самопознания и самораскрытия церкви, обновление её внутренней жизни, продвижение вперёд дела единства христиан и осмысление внешней миссии церкви.

Сессия проходила с 29 сентября по 4 декабря. Ощутимым результатом сессии стало почти единогласное принятие на последнем заседании документов о святой литургии (“Sacrosanctum concilium”) и средствах массовой информации (“Inter mirifica”).

В январе 1964 г. Павел VI посетил Святую Землю где встретился с Константинопольским патр. Афинагором на которой были сняты взаимные анафематизмы имевшие место между папой Львом IX и патр. Михаилом Керулларием в 1054 г. На первый взгляд казалось, что мир между Востоком и Западом восстановлен, однако не следует забывать, что на тот момент 92 % православных верующих проживало в соц. странах. Из оставшихся 8 % - 7% составляли греки и т. о. Афинагор представлял лишь 1% православных и ценность его миротворческих поступков невелика и актуальна только для Константинополя. Далее, не следует бросаться в объятия католиков по той причине, что к православным не признающим папскую безошибочность и примат относятся соответствующие анафемы I Ватиканского собора, но о них практически никто не помнит.

Третья сессия собора проходила с 14 сентября по 28 ноября 1964 г. и её можно расценивать как поворотный пункт собора. Папа вмешался в затянувшееся обсуждение догматической конституции“О Церкви” (“Lumen Gentium”) и она под нажимом папы была принята 21 ноября. Она предусматривала коллегиальное участие епископов в управлении церковью посредством активизации синода. В этот же день папа обнародовал декрет о восточных церквях и экуменизме.

Четвёртая сессия собора оказалась самой продуктивной. 28 ноября собор принял три декрета :

-декрет о пастырской должности епископов в церкви (Christus Dominus),

- декрет об обновлении монашеской жизни с применением её к современным условиям (Perfectae caritate),

-декрет о подготовке к священству (Optatam totius Ecclesiae renovationem) и две декларации: о христианском воспитании и отношении РКЦ к нехристианским религиям.

18 ноября дошла очередь и ло многократно оспариваемой конституции о божественном Откровении “Dei Verbum”. Тогда же приняли и декрет об апостольстве мирян “Apostolicam actuositatem”.

7 декабря 1965 года состоялось последнее заседание II Ватиканского собора на котором были приняты ещё 3 декрета: о религиозной свободе, о миссионерской деятельности, о служении и жизни священников и духовно - пастырская конституция об отношениях церкви с современным миром “Радость и надежда” (“Gaudium et spes”). 8 декабря 1965 года в соборе св. Петра состоялось торжественное закрытие собора.

3 января следующего года папа Павел VI сформировал 6 постоянных, 5 специальных и одну координационную комиссию для истолкования и осуществления решений собора. Тем самым собор реформ закончился и уже через несколько лет католический мир стал изменяться всё больше, идя на поводу у “мира сего”. Видимо собор достиг своей цели и РКЦ слишком уж открыла свои объятия для “ всех и вся”. Взять хотя бы харизматическое движение появившееся у католиков благодаря влиянию пятидесятников. Или конкурсы моды для католических клириков, монахов и монахинь недавно упоминавшиеся в теле-новостях. В середине августа 1998 года радио “Свобода” передало сообщение из Рима, что несколько католических монахинь из одного харизматического монастыря вышли на улицы и стали исполнять танец в стиле “рэп при этом проповедуя Христа… Степень секуляризации слишком значительна.

Папу Павла VI обычно называют “папой взвешенного прогресса” т. к. он успешно избегал как крайностей модернизма, так и консерватизма. Он реформировал процедуру выборов кардиналов и папы в окт. 1965 г. Возрастной ценз епископов-75 лет, кардиналов-80 лет. Число кардиналов-максимум 120 человек. В конце понтификата он сам думал уйти в отставку, но окружение не отпускало и он умер папой в августе 1978 г. В своих энцикликах (всего 9) папа касался самых разных вопросов. Он отстаивал преимущество целибата, запрещал планирование семьи и прерывание беременности, осуждал американскую агрессию во Вьетнаме и присоединился к соглашению о запрещении ядерного оружия и пр. Его несомненно можно назвать одним из значительных пап нашего столетия.

29. Папы Иоанн Павел I и Иоанн Павел II

Когда затянувшийся конклав по выборам нового папы окончился и им был избран патриарх Венеции Альбино Лучани, то он воскликнул “Да простит вам Бог то, что вы со мной сделали”. Он выбрал себе двойное имя Иоанн Павел I, что случилось в истории РКЦ впервые. После хмурого Павла VI, новый папа производил впечатление жизнерадостного человека и его называли “смеющийся папа” за его приветливость и простодушие. Его понтификат длился всего 33 дня и он не успел оставить истории к. л. следа. Утром 29 сент. 1978 г. личный секретарь нашёл его тело в опочивальне. Лежавшие рядом книга и горевший ночник говорили о внезапности смерти. Причина-инфаркт миокарда. Он не выдержал свалившегося на него бремени и ответственности.

Последний на настоящий день конклав в истории РКЦ состоялся в октябре 1978 г. 16 октября над Сикстинской капеллой поднялся белый дым-“сфумато”, возвесив собравшимся на площади св. Петра, что новый папа избран. Когда вышедший на балкон кард. Феличи объявил его имя, -Кароль Войтыла, -Иоанн Павел II, народ удивился, ведь за последние 455 лет не было пап-неитальянцев. Избранник стал 265 по счёту каноническим папой и оказался поляком и занимал пост архиепископа-митрополита Кракова. За его плечами было высшее светское образование в Ягеллонском ун-те, духовное образование в краковской семинарии, затем в “Ангеликуме”-доминиканском ун-те в Риме. Он имеет степень доктора морального богословия, некогда за защиту диссертации по философской антропологии Макса Шелера стал приват-доцентом Люблинского ун-та. За ним числится много работ по этим дисциплинам, а также по сексуальной этике. Иоанн Павел II известен как литератор, знаток языков и поэзии. Ещё будучи епископом он в 1960 г. написал пьесу “Лавка золотых дел мастера” -, о супружеской верности, и опубликовал под псевдонимом Анджей Явиен. Пьеса была переведена на многие языки и с успехом ставилась на сценах крупных театров. Во время II Ватиканского собора еп. Войтыла проявил себя как уверенный и умный оратор и богослов. В 1964 г. папа Павел VI возвёл его в архиепископы Кракова, а в 1967 - в кардиналы.

Избрав себе имя - Иоанн Павел II -Кароль Войтыла хотел показать, что его понтификат будет продолжением линии предидущих 3-х пап, т. е. умеренностью и в реформах и в консерватизме. Чтобы немного понять о чём думал и думает нынешний папа, ознакомимся кратко с его энцикликами:

1. Redemptor hominis, 1979 г. -программная энциклика из 4-х частей о II Ватиканском соборе и следовании его решениям.

2. Dives in misericordia, 1980 г. - о христианской любви и милосердии.

3. Laborem exercens, 1981 г. -подробное рассмотрение социального вопроса.

4. Salvifici dolores, 1984 г. -посвящена 1950-летнему юбилею распятия Христа. Раасматривается смысл страданий Спасителя и людей.

5. Slavorum apostoli, 1985 г. -посвящена 1100-летию со дня кончины св. Кирилла и Мефодия. Обсуждается универсальная роль Церкви.

6. Divinum et vivificantem, 1986 г. -Рассматривается догмат о Св. Троице, особенно ипостась Св. Духа. Полное изложение догматических взглядов папы.

7. Ut unum sint, 1995 г. - по вопросам экуменизма

8. Fide et ratio, 1998 г. -о роли разума в деле спасения и его соотношение с верой.


В 1979 г. Конгрегация чистоты веры, решения которой утверждает папа, осудила ряд американских богословов за их некатолическое трактование сексуальной этики. Осуждению подверглись, также, богословы критикующие папскую непогрешимость. Дисциплинарное взискание получил Ганс Кюнг и Жак Пойе. За христологические отклонения был наказан голландский доминиканец Эдвард Шиллебеекс.

В 1983 г. папа Иоанн Павел II объявил о введении в действие нового Кодекса канонического права. Кол-во канонов сократилось с 2414 до 1752-х.

В мае 1981 г. на папу было совершено покушение Мехмедом Али Агджой-исламским фундаменталистом из Турции. Он трижды стрелял и ранил папу, когда тот ехал и благословлял народ из открытой машины. Операция длилась пять с половиной часов. После выздоровления папа посетил в тюрьме Агджу и простил его призывая к покаянию. Это было уже второе и не последнее покушение.

9-10 июня 1988 г. в Риме проходили торжества по поводу 1000-летия крещения Руси. Папа отслужил по этому поводу литургию св. Иоанна Златоустого в соборе ап. Петра.

Иоанн Павел II известен как самый путешествующий папа, что стало возможным благодаря современному транспорту. Его выступления слышались с трибуны ООН, по радио и ТВ. Он встречался со лидерами многих государств и религий. На встрече с М. Горбачёвым в дек. 1989 г. он изъяснялся на хорошем русском языке. Результатом встречи стало разрешение властей СССР на существование Украинской Католической Церкви. Оставив горы документов в Ватикане папа самостоятельно осуществляет апостольскую евангелизацию планеты. Он предпринял более чем 85 поездок в разные уголки света. Одна из последних поездок состоялась в 22-25 января 1999 г. в США и Мексику. Поездка ограничилась богослужениями в Сент-Луисе и Мехико и краткими встречами с верующими и духовенством т. к. состояние здоровья папы не позволяет ему, как раньше, действовать более активно.

В книге “Мысли о земном” папа изложил свои взгляды на самые разные проблемы современности и главным образом на проблемы семьи, молодёжи, сексуальной этики. В конце книги в виде приложения приводится распорядок дня Иоанна Павла II:

5. 30-пробуждение.

6. 00-час молитвы и размышлениий.

7. 00-месса.

8. 00-завтрак (кофе, молоко, сыр, конфетюр)

8. 30-работа в кабинете с материалами из госсекретариата и курии, редактирование документов и текстов выступлений.

11. 00-аудиенция в папской библиотеке.

13. 45-обед с участием гостей. Итальянская кухня чередуется с польской. Обслуживают монахини из Польши.

15. 30-час на свежем воздухе. На прогулке папа продолжает изучать иностранные языки и молится.

16. 30-работа в кабинете.

18. 30-доклад госсекретаря и его заместителей.

20. 00-ужин и работа после него.

22. 45-молитва в личной часовне и отход ко сну.

Это приблизительный распорядок и он претерпевает всевозможные изменения. Во время летней жары папа переезжает в загородную резиденцию Кастель Гандольфо.

Форумы