Примечания

Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли


[1] Среди греческих философов пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур выступали в защиту свободы воли, элеаты, Демокрит, стоики - отрицали ее.
[2] Имеется в виду борьба отрицавшего свободу воли Августина и Пелагия, утверждавшего ее. Причем Августин в борьбе с манихейцами защищал свободу воли, а в борьбе с Пелагием отстаивал значение благодати. Это и дало позднее возможность разного толкования его точки зрения.
[3] Намек на диспут Лютера, Карльштадта и Экка в Лейпциге в июне-июле 1519 г. Иоганн Майер фон Экк (1486-1543) -доминиканец, профессор теологии Ингольштадтского университета, яростный противник Лютера, прекрасный полемист - его называли «католическим Ахиллом». Андреас Карльштадт (1480—1541) — Виттенбергский теолог, вместе с Лютером отрицавший значение философии и логики в богословии.
[4] Речь идет о сочинении Лютера «Assertio omnium articulorum M. Lutheri per bullam Leonis X. novissiman damnatorum» (Wittenberg, 1520) (WA 7, 91 ff.). Проблеме свободной воли посвящен пункт 36. Пункты 31, 32 тоже касаются этого вопроса.
[5] Эразм имеет в виду преимущественно «Опровержение Лютерова Утверждения» Джона Фишера — епископа Рочестерского, Эту книгу, вышедшую в Антверпене в 1523 г., Эразм использует в своей «Диатрибе».
[6] Мои друзья думают...- вероятно, имеются в виду Тунсталл из Лондона, английский король Генрих VIII, князь Георг Саксонский.
[7] Ср.: Еврипид. Медея, 410; Лукиан. Диалоги мертвых, 6, 2; Адагии, I, III, 15.
[8] В 1519 г., выступая против Экка, Лютер поставил под сомнение авторитет собора и папства вообще.
[9] 2 Пет., 3, 16.
[10] Помпоний Мела (1 в. н. э.) - автор латинского сочинения по географии «De chorographia», на которое Эразм и ссылается,
[11] Корикийская пещера — сталактитовый грот, расположенный к северу от Дельф, недалеко от Парнаса, известный празднествами в честь Пана и нимф.
[12] Рим., II. 33.
[13] Ис., 40, 13
[14] Ср.: 1 Кор., 13, 12.
[15] Ср.: Флп., 3, 13.
[16] В оригинале «contingenter praesciat...». Из-за краткости это место не очень ясно. В. Лесовский (Winfried Lesowsky) переводит «nichtnotwendig vorausweiss», поясняя, что Эразм употребляет слово «contingens» («случающийся», «происходящий») для обозначения действия, которое может совершить и человек. Следовательно, вопрос заключается в том, предвидит ли бог действие, поступок, который зависит от человеческой свободной воли. Иными словами: зависит ли божественное предвидение от свободной воли человека. cm.: Erasmus von Rotterdam. de libero arbitrio. Darmstadt, 1969, S. 13.
[17] Деян., 1, 7.
[18] Ср.: Мк., 13, 32.
[19] См.: Там же, 3, 29.
[20] Втор., 30, 11-14; Рим., 10, 6-8.
[21] Намек на спор между францисканцами н доминиканцами о непорочном зачатии св. Девы.
[22] Намек на изданное по-немецки сочинение Лютера «О свободе христианина» (1520); это произведение было написано почти одновременно на немецком и на латинском языках; немецкое издание вышло из печати первым в начале ноября.
[23] Имеются в виду приверженцы схоластики, против которых по разным причинам выступали и Эразм и Лютер. Эразм был убежден в том, что определенность понятий, четкая систематизация, дедуцирование ни в теологии, ни в морали невозможны. Это и было главной причиной его отталкивания от схоластики, хотя влияние такой систематизации в его произведениях заметно: он был не только человеком Возрождения, но и, говоря словами И. Хёйзинги «осени средневековья». Для описания идей, чуждых греческой философии, теология средних веков пользовалась греческими же моделями (наиболее авторитетной была философия Аристотеля). Лютер и его единомышленники стремились, однако, к непосредственному переживанию «Бога Авраама, Исаака и Иакова» — отсюда и выпады Лютера против Аристотеля, против схоластики.
[24] Представление о Троице, обсуждаемое теологами, для простого народа было слишком абстрактным и чуждым. См. об этом; Гуревич А. Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981, с. 334.
[25] Отклик Эразма на Лютерову критику таинства исповеди.
[26] В оригинале игра слов: «...tollerantur... tolluntur...»
[27] Об этом суеверии писал Гартман фон Ауэ (ок. 1170-1215) в стихотворной повести «Бедный Генрих».
[28] Ср.: 1 Кор., 6, 12.
[29] Уиклиф Джон (ок. 1320-1384) – предшественник английской реформации. Констанцский собор (1414-1418), созванный для обсуждения и осуждения гусистской ереси, осудил и учение Уиклифа. Ян Гус (1370-1415) был сожжен в Констанце по решению этого Собора. Через 40 лет после смерти Уиклифа останки его были вырыты из земли и сожжены. Эразм здесь намекает на («Утверждение») Лютера, так как в этом сочинении Лютер высказывал идеи, близкие к идеям Уиклифа и Гуса (WA 7, 146).
[30] См. примеч. 26, с. 639.
[31] Неточная передача мысли Августина, который, признавая участие Бога в совершении злых дел, не отрицал человеческой ответственности за них. (Ср.: De praedestinatione sanctorum 16, 33.- In: PL, 44, 984; De gratia ot libero arbitrio 21, 43.- In: PL, 44, 909).
[32] Ср.: Гораций. Сатиры, II, 3, 321; Адагии, I, II, 9.
[33] Ср.: 1 Кор., 6, 12.
[34] Ср.: Там же, 2, 1-8.
[35] Карльштадт учил, что человек грешит по своей собственной воле. Лютер придерживается такого же мнения (WA, 7, 142), по немного далее (S. 146) полностью отрицает наличие у человека свободной воли. На этом основании Эразм считает, что Карльштадт противоречит Лютеру, а Лютер противоречит сам себе.
[36] Перечисление идет без какого бы то ни было внутреннего порядка. Ориген (ок. 185-253) - философ и теолог, яростный противник язычества; высоко ценил разум, полагая, что он помогает постижению религии; считал, что необходимо не буквальное, а аллегорическое, символическое толкование Библии. Эразм высоко ценил Оригена, часто цитировал его сочинение «О началах», несмотря на то, что в средние века учение Оригена о Логосе как второй ипостаси Троицы было признано еретическим. Иоанн Златоуст—см.. примеч. 44, с. 639. Василий Кессарийский—см. примеч. 43, с. 639. Кирилл — вероятно, имеется в виду Александрийский патриарх V в., богослов и ученый. Иоанн Домаскин (VIII в.) - византийский теолог, поэт. Феофилакт Болгарский (ХI-ХII в.) - византийский писатель и церковный деятель, автор толкований на Ветхий и Новый заветы. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 155 - ок. 222) - теолог и писатель, во многом близкий к римским стоикам; впервые заложил основы христианского богословия на латинском языке. Киприан Фасций Цецилий (ок. 201-258) - епископ Карфагена, «латинский Златоуст». Арнобий (конец III - начало IV в.) - отец церкви, автор сочинения «Семь книг рассуждений против язычников». Илларий из Пуатье (ок. 315-367) - поэт-гимнограф, полемизировал с арианской ересью. Амвросий Медиоланский (340 — ок. 397) отец церкви, гимнограф. Иероним — см. примеч. 41, с, 641. Фома Аквинский (ок. 1225-1274) – философ, богослов, основатель главного направления схоластической теологии. Скот Дунс Иоанн - см. примеч. 12, с. 638. Дуранд Вильгельм — см. примеч. 12, с. 638. Капреол Иоганн (ум. в 1444)—томист, Габриель Биль—см. примеч. 12, с. 638. Эгидий (ум. в 1316) — итальянский философ и теолог-томист. Григорий (ум. в 1358) - номиналист. Александр (ум. в 1245) — английский философ-аристотелик и теолог.
[37] Мани (216-277) - основатель дуалистической религии, близкой к гностицизму и зороастризму с его борьбой света и тьмы, добра и зла; материя им понималась как тьма, столь же неистребимая, как свет. Августин, выступавший позднее против манихейства, до своего обращения в христианство в течение девяти лет был его приверженцем. ??.: Widengren G. Mani und der Manichaismus. Stuttgart, 1961.
[38] Лоренцо Валла (1405—1457) - выдающийся итальянский гуманист; преподавал риторику во многих итальянских университетах, позднее был на службе у папы Николая V. В 1505 г. Эразм издал сочинения Лоренцо Валлы по критике Священного писания. Сам Эразм в своих трудах по изданию Священного писания часто зависел от Лоренцо Валлы.
[39] См.: Тит Ливий. История от основания Рима. XXI 4, 1.
[40] Ср.: Сенека. Нравственные письма к Луцилию, CXVII.
[41] Мф.. II, 25.
[42] 1 Кор., 1, 27,
[43] Доминик (1170-1221) - основатель ордена братьев-проповедников; в 1232-1233 гг., став инквизиторским, орден превратился в наиболее влиятельный и устрашающий орден средневековья.
[44] Франциск Ассизский—см. примеч. 41, с. 641.
[45] Здесь Эразм ошибся. Ср.: 1 Ин., 4, 1.
[46] Возможно, здесь намек на то, что Лютер до 1524 г. носил монашеское облачение.
[47] 2 Кор., 13, 3.
[48] Деян., 28, 3-5.
[49] Лютер свои Гейдельбергские тезисы назвал «теологическими парадоксами». «Paradoxa» - слово греческое, соответствует латинскому «admirabilia» — странные мнения, противоречащие общепринятым.
[50] Об отношении той эпохи к чудесам см.: Гуревич А. Я. Указ. соч., с. 318.
[51] В книге «Гипераспистес 1» Эразм тоже не называет своих оппонентов.
[52] Здесь может быть интересно привести определение чуда, данное средневековым монахом Цезарием Гейстербахским. Это определение заканчивается словами: «В соответствии с высшими причинами чудо - ничто» («Secundum causas superiores miraculum rihil est»). А. Я. Гуревич переводит это иначе: «Но в чуде нет ничего, противоречащего высшим причинам» (Указ. соч., с. 318), со ссылкой на: «Caesarii Heisterbacensis monachi Dialogus miraculorum...» Koln: Bonn, Bd. 1-2, 1851.
[53] To еcть труды отцов церкви.
[54] Рим., 14, 1.
[55] Мф.. 12. 20; Ис., 42, 1-4.
[56] 1 Пет.. 3, 15.
[57] Ср.: Мф., 9, 17.
[58] Ср.: Деян., 5, 34-39.
[59] Ср.: Ориген. Толкование на Послание к римлянам, 1, 18.-ln: PG, 14. 866; Августин. О благодати и свободной воле, 2, 3.-ln: PL, 44, 883.
[60] Прем., 15, 14-18.
[61] Соответствующие места находятся в Praef. in libr. Sam. et Mal.- In: PL, 28, 601; Pr-aef. in libr. Salom.- In: PL, 28, 1307,
[62] История о Сусанне в Книге Даниила (гл. 13) в Вульгате переведена с греческого языка. В еврейский канон она не входила.
[63] О Виле-драконе - апокрифическое добавление к Книге Даниила.
[64] В «Гипераспистесе 1» Эразм утверждает, что книга Эсфирь входит в еврейский канон, что и соответствует действительности,
[65] В оригинале «de ligno vitae» «о древе жизни» (Отк., 2, 7; 22, 2), а не о древе познания добра и зла. Согласно библейскому повествованию, в Эдеме было древо жизни и древо познания добра и зла (Быт., 2, 9; 2, 17).
[66] По Эразму, учение Пелагия отличается от учения отцов церкви тем, что, по Пелагию, человек не нуждается в новой благодати. О пелагианстве и об отношении к нему Августина см,: Brown P. Augutine of Hippo. L., 1967.
[67] Речь идет о «gratia peculiaris», которая в соответствии с учением схоластов подготавливает к принятию благодати со-творящей. Со-творящая благодать (gratia cooperans) предполагает преднамеренный, осмысленный акт воли, направленный для достижения спасения (ad salutem). cm.: the Catholic Encyclopedia. N. Y„ 1909, vol. 6, p. 689-714.
[68] Понятие о природном свете (lux nativa) естсственного богопознания восходит к поздней Стое.
[69] Пс., 4, 7.
[70] Там же, 119, 105.
[71] Ср.: Рим., 2, 14; 3, 27.
[72] Ср.: Там же, 1, 19 сл.
[73] Быт., 2, 16 сл.
[74] Ис., 20, 13; Втор., 5, 17.
[75] И?., 21, 12.
[76] Там же, 20, 14; Втор., 5, 18.
[77] Левит, 20, 10; Ин., 8, 5.
[78] См.: Мф., 5, 44.
[79] См.: Лк., 9, 23.
[80] См.: Мф., 10, 39; 1!ч., 12, 25.
[81] Лк., 12. 32; ср.: Мф., 5, 3.
[82] Ин., 16, 33.
[83] Мф., 28, 20.
[84] ??.: Деян.. 5, -40 сл.
[85] Флп., 4, 13.
[86] Прем., 15, 15.
[87] Там же, 15, 16 сл.
[88] Эразм ошибается, считая, что Дунс Скот приписывал свободной воле больше значения, чем Пелагий.
[89] Речь идет о принятых в схоластике разделениях на «opus moraliter bonum» и «opus ex genere bonum». Первое -доброе дело, совершенное при добром убеждении; второе - дело, доброе само по себе, не проистекающее из доброго убеждения.
[90] Рим., 2, 14 сл.
[91] Некоторые...— речь идет о последователях Дунса Скота
[92] Имеется в виду общая печать творения божьего, лежащая на всех его созданиях - «influxus naturalis», «influentia communis».
[93] Их суждение...— Эразм полагает (ср.: «Гипераспистес 1», с. 619, 643), что таково мнение Августина и Фомы. В действительности же их взгляды были противоположны друг другу. Фома вообще не говорит о благодати, делающей благоугодным, а для Августина свобода воли, по-видимому, цены не имеет, так как все побуждения человеческой воли предопределены Богом.
[94] Это мнение Карльштадта, сходное с мнением Августина. Ср.: De spiritu et littera, 3, 5.- In: PL, 44, 203.
[95] Теренций. Формион, 768; в пер. А. Артюшкова: «Пословица гласит: беги, но все ж не мимо дома». В издании «Диатрибы» в 1706 г. опечатка: «causa» вместо «casa»; Адагии, 1, V. 3.
[96] Мнение Лютера. Ср.: WA, 7, 146.
[97] ...мы миряне и пишем для мирян.- В оригинале: «crassulis scribimus crassuli», т. е. простаки, простодушные, необразованные.
[98] ...в издании Альда...- речь идет о Септуагинте, изданной в Венеции в 1518 г. и о Вульгате.
[99] Ср.: De gratia et libero arbitrio. 2, 3.- In: PL, 44,883
[100] Ср.: Втор., 30,19; Быт., 2. 17/
[101] См.: Быт., 4, 6 сл.
[102] Возможно, здесь пересказ Втор., 30, 19.
[103] Аргумент против Карльштадта.
[104] Ис., 1, 19 сл.
[105] Там же, 21, 12.
[106] Там же, 45, 21 сл.
[107] Там же, 52, 1 сл.
[108] Иер., 15, 19.
[109] Зах., 1, 3.
[110] Иез„ 18, 21 сл.
[111] Там же.
[112] Там же, 18, 24. У Эразма речь идет о праведнике, Лютер же будет говорить здесь о нечестивце. Ср. примеч. 336, с. 682.
[113] Иез., 18, 31.
[114] Ср.: Там же, 33, 11,
[115] Направлено против Лютера.
[116] Пс„ 33/34, 15. Эразм здесь ошибочно указывает номер псалма.
[117] Иоил., 2, 12.
[118] Иона, 3, 8.
[119] Ис., 46, 8.
[120] Иона, 3, 8.
[121] Иер., 26, 3; Ср.: Иона, 3, 9.
[122] Иер., 26, 4.
[123] Ср.: Иез., 18, 21.
[124] Исх., 32, 9.
[125] Mиx., 6, 3.
[126] Иез., 20.13.
[127] Пс., 80/81, 14.
[128] Там же, 33/34, 13 сл.
[129] Втор., 30, 11-14.
[130] Там же.
[131] Там же, 30, 8-10.
[132] Ср.: Овидий. Тристии, V, 6, 44.
[133] Последнее суждение — Лютера; предпоследнее — Карльштадта.
[134] ...случайные действия и даже некоторую переменчивость. - В оригинале: contingentia, nutabilitas - понятия, противоположные пообходимости (necessitas) и неприменимые к богу.
[135] 4 Цар., 20, 1
[136] Там же, 20, 5.
[137] 2 Цар., 12. 10.
[138] Там же, 12, 13.
[139] Мф., 23,37.
[140] Там же. 19, 17.
[141] Там же, 19, 21
[142] Лк., 9, 23.
[143] Там же, 9, 24.
[144] Мф., 5, 22 и 28.
[145] Ин., 14, 15.
[146] Там же, 15, 7
[147] Мф
[148] Там же, 5, 12.
[149] См.: Там же, 20, 1-16.
[150] См.: Там же, 25, 14-30.
[151] Там же, 25, 35 сл.
[152] Там же , 25, 42.
[153] Там же Г1, 28.
[154] Там же 24, 42.
[155] Там же 5, 44.
[156] Там же, 7, 7.
[157] Мк., 8, 15.
[158] См.: Мф„ 13, 1-23.
[159] См.: Там же, 25, 1-13.
[160] Намек на 13, 44.
[161] Там же. 7, 24 сл.
[162] Там же, 23, 13 сл.
[163] Там же, 11, 21 .
[164] Мк., 9,19.
[165] Мф., 23, 33.
[166] Там же, 7, 16.
[167] Лк„ 23, 34.
[168] Ин„ 1, 12.
[169] Там же, 6, 68.
[170] Рим., 2, 4.
[171] Там же, 2, 2.
[172] Там же, 2, 5.
[173] Там же, 2, 7.
[174] 1 Кор., 9, 24 сл.
[175] 1 Тим., 6, 12.
[176] 2 Тим., 2, 5.
[177] Там же, 2, 3; у Эразма слово «labora» («трудись») можно понять здесь и как «страдай».
[178] Там же, 2, 6.
[179] Ср.: 1 Кор., 9, 7.
[180] 2 Тим., 4, 7 сл.
[181] Направлено против Лютера и Карльштадта.
[182] Иак;., 1, 13-15.
[183] Гал., 5, 19.
[184] Деян., 5, 3.
[185] Еф., 2, 2.
[186] 2 Кор., 6, 15.
[187] Мф., 12, 33.
[188] Прем., 15. 21.
[189] 2 Тим., 2, 21.
[190] Троп...— употребление слова в переносном смысле, иносказание.
[191] 1 Ин., 3, 3 (Эразм здесь ошибочно называет гл. 5).
[192] Рим., 13, 12.
[193] Кол.. 3. 9.
[194] Рим., 7, 18.
[195] 1 Кор., 14. 32.
[196] 1 Тим., 4, 14.
[197] 1 Кор., 15, 10.
[198] 2 Пет., 1, 5.
[199] Там же. 1, 10.
[200] 2 Тим., 3, 16.
[201] Ср.: WA, 18, 699.
[202] WA, 7, 146.
[203] WA, 7, 145.
[204] Исх., 9, 12; 16.
[205] Рим., 9, 14 сл.
[206] Исх., 33, 19 (Эразм здесь ошибочно называет гл. 32).
[207] Рим., 9, 15 сл.
[208] Рим., 9, 11 сл.
[209] Ориген. О началах, III, 1, 10 сл.- In: PG, II 265-270
[210] Ос., 63, 17.
[211] Толкование на Книгу Исайи, XVII, 43.- In: PL, 24, 643,
[212] Ориген. О началах, III, 1, 12.-In: PG, II, 270.
[213] Ос., 4, 14.
[214] Пс., 89, 33.
[215] Иер., 20, 7.
[216] Толкование па Послание к Римлянам, VII, 16.— In: PG,14, 1146.
[217] Исx., 9, 16.
[218] Быт., 1. 31.
[219] Рим., 9, 16.
[220] Имеется в виду его «Диалог о свободе воли» (1442).
[221] Рим., 9. 16.
[222] Там же, 9. 20.
[223] Ср.: Ориген. О началах. III, 1, 21.- In: PG, II, 297,
[224] Ср.: Деян., 2, 23 сл.; 36.
[225] Там же, 10.
[226] 2 Тим., 4, 7 сл.
[227] Эразм упоминает здесь о схоластическом споре. Первое мнение принадлежало Дуранду, второе - Фоме Аквинскому.
[228] Дан., 3, 48 сл.
[229] Чис., 23.
[230] В оригинале voluntas sig'ni - божья воля, известная, явленная человеку.
[231] Мф., 23, 37.
[232] ...необходимость следствия... необходимость следующего... - В представлении Эразма существовали действия, которые происходят непосредственно по воле бога. Эта воля - «созидающая причина» causa efficiens. В схоластике прямая необходимость действия, которое произойдет, называлась necessilas consequentis (буквально-«необходимость следующего»). Но существуют действия, произошедшие по свободной воле творения, созданного по этой «causa efficiens». Такое действие пеобходимо (так как бог его предвидел и не препятствовал ему), оно определено обусловленной необходимостью — necessitas consequentiae (буквально -«необходимость следствия») и предполагает свободную волю. Существует свобода выбора, но поступок неизбежно имеет место.
[233] Пример истории Иуды приводил и Лоренцо Валла.
[234] Рим., 1, 28.
[235] В оригинале «colucrint lapides et ligna»; возможно, имеются в виду каменные и деревянные изображения, т. е. статуи,
[236] В оригинале «Dei divinitatem», т. е. буквально — «божественность Божья».
[237] Ср.: Ориген. О началах, III, 1, 19,- In: PG, 11, 277.
[238] Быт., 25, 23.
[239] Рим., 9, 13; Мал., 1, 2.
[240] Рим., 9, 24.
[241] Там же, 11, 20.
[242] Там же.
[243] Там же, 11, 25.
[244] Ис., 45, 9.
[245] Иер., 18, 6.
[246] Рим., 9, 21 сл.
[247] 2 Тим., 2, 20 сл.
[248] Ис., 10, 15.
[249] См.: Аристотель. Никомахова этика, VIII, 13, 1161в 4.
[250] Гомер. Илиада, XVIII, 373 сл.; 418 сл.
[251] Ориген. О началах, III, I, 15.- In: PG, 11, 277; Иез., 36, 26.
[252] Пс., 51, 12.
[253] 2 Тим., 2. 21.
[254] Иез., 18, 31.
[255] Пс., 51, 12.
[256] Там же, 51, 11.
[257] 1 Ин., 3, 3.
[258] Пс., 51, 16.
[259] Ис., 52, 2.
[260] Рим., 13, 12.
[261] 1 Пет., 2, 1.
[262] Фли., 2, 12.
[263] 1 Кор., 12, 6.
[264] Прем., 15, 17.
[265] Иез., 18, 31.
[266] 1 Ин., 3, 3.
[267] Рим., 13, 12. Весь этот перечень направлен не против Лютера, а против Карльштадта.
[268] Ср.: Втор., 33, 21; Пс., 106, 3.
[269] Ср.: Пс., 5, 7; 28, 3.
[270] WA, 7, 145.
[271] ...пишет другой человек...— т. е. но сам папа, а какой-нибудь писец.
[272] Быт., 6, 3; WA, 7, 143.
[273] Рим., 8, 13.
[274] 1 Кор., 3, 1 c?.
[275] Hieronymus. Quatstionum Hebraicarum liber ad Genesim, 6, 3.- In: PL, 23. 997.
[276] Быт., 8, 21.
[277] Там же, 6, 5.
[278] Там же, 6, 3.
[279] Hieronymus. Quaestionum Hebraicarum liber ad Genesim, 6, 3.- In: PL. 23, 997.
[280] Ис., 40, 2; WA, 7, 144.
[281] Hieronymus. Commentariorum in Isaiam libri, XI, 40, 2.- In; PL, 24, 415.
[282] Рим., 5, 20.
[283] Деян., 10, 4.
[284] WA, 7, 144; Ис., 40, 6-8.
[285] Hieronymus. Commentariorum in Isaiam libri, XI, 40, 6.— In: PL. 24, 416.
[286] Ср.: Рим., 2. 17 сл.
[287] Ср.: 1 Кор.. 1, 22.
[288] Ср.: Платон. Федр 246А-247Е.
[289] Возможно, имеются в виду «Критон» и «Апология Сократа» Платона.
[290] Лк., 9, 55.
[291] 284а Пентеконтрарх - греч. начальник отряда, состоящего из 50 человек.
[292] Там же. 9, 54; 2 Цар., 1, 8 сл.
[293] Рим.. 8, 16.
[294] Направлено против Меланхтона.
[295] Ин., 3, 6.
[296] См.: 1 Ин., 5, 1: Ин.. 1, 12; Там же, 10, 34 сл.
[297] См.: 1 Кор., 2, 14 сл.
[298] См.: 2 Кор., 5, 17.
[299] Иер., 10, 23; WA, 7, 144.
[300] В «Гипераспистесе II» Эразм основывает это рассуждение на высказывании Иеронима. cm.: Comm. in lr., II 10, 23.- In: PL, 24, 780.
[301] Пс., 5, 9.
[302] Там же, 118, 119, 36.
[303] Притч., 16, 1; WA, 7, 145.
[304] Там же, 16, 3.
[305] Там же, 16, 6.
[306] WA, 7, 144.
[307] Притч., 16, 4
[308] Там же, 21, 1.
[309] Иов, 34, 30. Эразм приводит текст Вульгаты, противоположный смыслу еврейского текста, сохраненному в русском синодальном переводе: «...чтобы не царствовал лицемер к соблазну парода».
[310] Ис., 3,4.
[311] Ср.: Адагии, 1, VII 41; Лютер тоже использует это выражение. cm.: WA, 7, 142; 18, 748.
[312] Ин., 15,5.
[313] 1 Кор., 3, 7.
[314] Там же, 13, 2.
[315] Там же, 13, 3.
[316] Рим., 4,17.
[317] Ос., 1, 9; Рим ., 9, 25 сл.
[318] Пс., 22,7.
[319] WA 7,142.
[320] Ин., 3, 27.
[321] Ср.: Ориген. О началах. Ill, 1, 18— In: PG, 11, 292.
[322] Там же.
[323] Пс., 127,1.
[324] Ср.: Ориген. О началах, III, 1, 18.- In:PG, 11, 289.
[325] Мф., 10,20.
[326] См.: Чис., 22. 28 сл.
[327] Ин., 6, 44.
[328] Ср.: Aaugustinus. In evangelium lohannis tгасtаtus 26, 5.-: PL, 35,1609.
[329] Ин., 14, 6.
[330] Песy., 1,3.
[331] 2 Кор., 3, 5.
[332] Например: Бернар Клервоский. de gratia et libero irbitrio, 14, 46.—In: PL, 182, 1026 (па русском языке: О благодати и свободе воли /Пер. с лат. С. Д. Спазкина и О. И. Варьяш.- В кн.:Средние века. М., 1982, вып. 45, с. 293 сл.).
[333] Намек на учение Дунса Скота.
[334] 1 Кор., 4, 7.
[335] См.: Мф., 25, 20 сл.
[336] Иак.. 1,17.
[337] Еф., 1. 11.
[338] Синергия — совместное действие, сотрудничество (соработничество) человека с богом в деле искупления. Лютер считал синергию иевоэможной, Меланхтон же признавал ее.
[339] Флп., 2,13.
[340] Ambrosius. Comm. in ep. ad Phil. 2, 13.— In: PL, 17, 435,
[341] Флп., 12,12.
[342] Мф., 10,20.
[343] Деян., 4,8.
[344] Там же, 6, 10.
[345] Гал., 2,20.
[346] Рим., 1,17.
[347] 1 Кор., 15, 10.
[348] Там же.
[349] Лк., 17,10.
[350] Там же 19, 17.
[351] Ин., 15, 15.
[352] Там же, 20, 17.
[353] Оc., 2, 1.
[354] Мф., 25, 34.
[355] Лк., 16, 1-9.
[356] Там же, 17, 7-9.
[357] См.: Ин., 13, 4 сл.
[358] Лк., 19, 17.
[359] Мф., 25. 34.
[360] Лк., 17, 10.
[361] См.: 1 Кор., 15, 9 сл.
[362] Мф., 10, 29.
[363] ...Диомедова необходимость...- ср.: Платон. Государство, VI,439D. Поговорку «Диомедова нужда» или «Диомедова необходимость» объясняли гомеровским рассказом о том, как Диомед и Одиссей похитили в Трое палладий Афины. Ср.: Вергилий. Энеида, II. 163 сл.: Адагии, 1, IX, 4.
[364] 1 Кор., 9. 9.
[365] Мф.. 10, 30.
[366] Там же. 10, 31.
[367] См.: Лк., 15, 11 сл.
[368] См.: Hieronymus. Ep. 21 ad Damas.- In: PL, 22. 370 сл.
[369] См.: Мк.. 12, 41 сл.
[370] 1 Кор.. 15, 10.
[371] Там же.
[372] Там же.
[373] Прем., 9, 10.
[374] Рим., 8, 26.
[375] ...сколь равнодушны люди к тому, что касается благочестия...- ср. название специальной главы «Язычники и равнодушные» в кн.: Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., .1972, с. 28.
[376] Направлено против Лютера и Карльштадта.
[377] Имеются в виду Лютер и его единомышленники.
[378] Тело Христово - здесь Церковь; ср.: Рим., 6, 4.
[379] См.: Флп., 2, 13.
[380] Ср.: Johannes Chrysostomus. Hom. in Mt, 60.- In: PG. 58, 575 cл.
[381] Рим., 10, 10.
[382] cm.: Tertullianus. Adversus Marcionem 1, 2.- In: PL, 2, 273.
[383] Имеются ввиду последователи Дунса Скота.
[384] См.: Деян., 10, 4 cл.
[385] См.: Там же, 8, 26 cл.
[386] Эразм ошибается. Вероятно, он хотел назвать не спартанского законодателя Ликурга (9 в. До н. э.), а Домициана. См.: Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей, Домициан, VII, 2: «...Он заключил, что из-за усиленной заботы о виноградниках остаются заброшенными пашни, и издал эдикт, чтобы в Италии виноградные посадки более не расширялись... впрочем, на выполнении этого эдикта он не настаивал» (пер. М. Гаспарова).
[387] Направлено против Карльштадта.
[388] См.: Мф., 26, 39.
[389] Имеются в виду Лютер и его единомышленники.
[390] См.: Быт., 1, 27.
[391] Рим., 11, 33.
[392] Это очень примечательное суждение, свидетельствующее о том, что Эразм не был безразличен к изобразительному искусству. Будучи в Италии, он, возможно, познакомился там с картинами Корреджо, Леонардо, Рафаэля - художниками, которые еще до Рембрандта использовали прием, о котором здесь говорит Эразм.
[393] Дионисий Сицилийский - Дионисий Старший (ум. в 367 г. до н. э.) или его сын Дионисий Младший (правил с 367 по 343 г. до н. э.) — тираны, прославившиеся своей жестокостью. На примере Дионисиев Платон описывает тиранического человека (Законы, VIII, 565D-569C).
[394] Ср.: Адагии, 1, II, 5.
[395] ...говорили какую-то невнятицу.— В оригинале «paraboxa»; ср. примеч. 48.
[396] Приоры в монастырях пользовались меньшим авторитетом, чем аббаты.
[397] Ср.: Гораций. Сатиры, 1, 7, 11 сл.
[398] В оригинале «renascentium» - грамматически это бессмыслица; ср.: Ин., 3, 4 cл.; 1 Пет., 1, 3; 1, 23.
[399] См.: 2 Кор., 5, 17.
[400] Ср.: Письмо Лютера к Пелликану от 1 октября 1523 г. (WA Briefe III, 160 ff.).
[401] Ср.: Адагии, I, X, 30.

Форумы