Корона императора

В. Д. Балакин. Творцы Священной Римской империи


Ардуин, ранее обратившийся в бегство и укрывшийся в горах, вновь объявился, как только Генрих II ушел из Италии. Очевидно, германский король не оставил гарнизонов и не укрепил как следует порядок в стране. Ардуин захватил Верчелли, осадил Новару и совершил вторжение в область Комо. Эти действия доказывали лишь, что в отсутствие немецкого короля никакая власть не защищала здесь государственный порядок и местные правители вынуждены были полагаться на собственные силы. Тем не менее на большей части Северной Италии Генрих II оставался признанным королем. Весьма важную роль в этой междоусобной борьбе сыграл епископ Лев Верчелльский, сумевший собрать всех сторонников Генриха II и не только отвоевавший свое епископство, но и загнавший Ардуина в крепость Спарроне, где тот находился в осаде целый год. Хотя цитадель так и не удалось взять, власть Ардуина была настолько подорвана, что он больше уже не выступал в качестве самостоятельного политического деятеля. И вообще итальянские хронисты исчисляли годы его правления только до прихода Генриха II в Италию в 1004 году. Стремительное крушение королевства Ардуина свидетельствует о том, что оно не пустило глубоких корней. Социальный слой, на который он опирался, будучи в оппозиции к оттоновскому режиму, перестал его поддерживать, после того как он начал давать епископам привилегии, имитируя епископальную политику Оттонов. Поскольку же среди епископов очень многие были тесно связаны с немцами или же, как и светские магнаты, далекого господина предпочитали господину, находящемуся рядом, и надеялись извлечь выгоду, перейдя на другую сторону, эта опора для Ардуина оказалась ненадежной.
Генрих II, всецело поглощенный делами на территории к северу от Альп, лишь время от времени уделял внимание итальянской политике. Так, в 1007 году Лев Верчелльский появился у него при дворе в Регенсбурге и получил в награду за свою самоотверженную борьбу против Ардуина подтверждение пожалований в пользу епископства Верчелльского. Посланцы Генриха II прибывали в Милан, чтобы вершить здесь суд. Со своей стороны, епископы Северной Италии и Тосканы приезжали в Германию, чтобы разбирать перед королем свои споры. Король из Германии направлял распоряжения о замещении вакантных епископств, подтверждал владения и жаловал привилегии, вел переговоры с папой, в частности, об учреждении Бамбергского епископства. При этом он понимал, что положение дел в Италии требует более строгого порядка. В 1007 году, когда аббат Фарфы Гуго прибыл к нему с жалобами, он его заверил, что намерен в следующем году разобраться с этими делами на месте. Однако Гуго, равно как и многим другим итальянским магнатам, пришлось ждать еще не один год, пока Генрих II, добившись мира на восточной границе и преодолев внутриполитические проблемы, не собрался совершить поход в Рим.
Заключив на Троицу 1013 года в Мерзебурге мир со своим самым опасным противником, правителем Польши Болеславом I Храбрым, Генрих II приступил к непосредственной подготовке похода в Рим. Для этого вооруженные отряды собирались в Южной Германии на границе с Италией, куда из Мерзебурга направился и Генрих II. В декабре 1013 года его многочисленное войско совершило переход через Альпы и беспрепятственно достигло Павии, где король и прибывшие с ним праздновали Рождество. Туда стали стекаться итальянские магнаты для возобновления старых привилегий и получения новых. Прибыли и послы от Ардуина, который соглашался выдать королевскую корону и дать в заложники своих детей, если ему пожалуют хотя бы одно графство. Однако король отверг это предложение, поскольку Лев Верчелльский и другие противники Ардуина, много лет враждовавшие с ним, требовали окончательного его устранения. От него потребовали безоговорочной капитуляции, после чего он был заточен в монастырь, где спустя год умер.
Далее путь Генриха II лежал в Равенну, где ему предстояло решить один неотложный вопрос: некоторое время тому назад он назначил архиепископом Равеннским своего сводного брата Арнольда, которого, однако, изгнали, и теперь надлежало восстановить порядок. В середине января 1014 года в Равенне состоялся синод. Хотя папа Бенедикт VIII в работе синода не участвовал, от его имени было принято решение о назначении Арнольда архиепископом Равеннским. Генрих II оказал ему поддержку при возвращении церковной собственности, разграбленной за последние годы светскими магнатами. Однако пожалование графств, принадлежавших Равеннскому архиепископству, когда его возглавлял друг Оттона III Герберт Орильякский, состоялось лишь спустя три года, когда и папа Бенедикт VIII дал на это свое согласие.
Генрих II не ограничил свою деятельность только архиепископством Равеннским. При его дворе тогда находились Гуго из Фарфы и Одилон Клюнийский, подталкивавшие благочестивого короля к активному проведению оттоновской церковной политики. Под их влиянием был отдан приказ всем епископам и аббатам Италии составить перечень отчужденных от них имений с указанием, когда и при каких обстоятельствах они были утрачены и в чьем владении они к тому моменту находились. Хотя эта мера и не представляла собой нечто новое, однако накануне императорской коронации она воспринималась как своего рода правительственная программа будущего императора. Но обещание светской власти поддерживать церковь в проведении реституции церковных имуществ должно было вызвать беспокойство у пользовавшихся незаконно присвоенным, так что король тем самым приобрел не только сторонников, но и противников, чем и объяснялась шаткость его господства в Италии.
В начале февраля 1014 года Генрих II беспрепятственно прибыл в Рим, где его торжественно встречали папа Бенедикт VIII, клир и народ. В воскресенье 14 февраля папа провел в церкви Св. Петра обряд императорской коронации Генриха II вместе с его супругой Кунигундой. Во время коронационных торжеств Бенедикт VIII вручил новому императору, обязавшемуся быть защитником римской церкви, золотую державу как знак императорской власти над миром. Генрих II был польщен, однако не оставил у себя драгоценный подарок, а передал его аббату Одилону Клюнийскому на хранение в его монастырь. Историки до сих пор гадают: что бы значил сей жест? Хотел ли император показать, что господство над миром подобает лишь Христу? Или же он считал, что император получает свою власть не из рук папы, а от самого Бога? Этот поступок благочестивого короля, в 1146 году канонизированного и вошедшего в историю под именем Генриха II Святого, весьма показателен: борясь за чистоту христианской веры и всячески укрепляя авторитет церкви, он вместе с тем властно распоряжался ею в интересах государства, не допуская верховенства папства над Империей.
Как уже стало традицией, в связи с императорской коронацией в Риме был проведен синод под председательством папы Бенедикта VIII и новоявленного императора Генриха II. Папа подтвердил незадолго перед тем состоявшееся назначение Арнольда архиепископом Равеннским и рукоположил его в сан, специальной грамотой предоставив ему все необходимые права в Равенне и близлежащих графствах.
Между новым императором и папой складывались гармоничные отношения сотрудничества. Гораздо хуже ладили друг с другом римляне и императорское воинство. Как уже не раз бывало (тоже своего рода традиция), в Риме всего лишь на восьмой день после коронации Генриха II произошли кровавые стычки немцев с местными жителями. Начавшись на одном из мостов через Тибр, бойня продолжалась до самой ночи, унеся множество жизней. Император не решился дольше оставаться в этом опасном для себя городе. Хорошо еще, что ему удалось уйти без ущерба для собственного авторитета. Как написал его биограф, Генрих II покинул Рим, получив все, чего добивался, и с папским благословением. Через Сутри, Тоскану и Пьяченцу он прибыл в Павию, где и праздновал Пасху, пришедшуюся в тот год на 25 апреля. Продолжив затем путь на родину, Троицу (13 июня) он встречал уже в любимом Бамберге.
И второй итальянский поход Генриха II прошел в стремительном темпе, заняв всего около пяти месяцев. Слова его биографа о том, что он «получил все, чего добивался», могут быть справедливы лишь при условии, что единственной целью немецкого короля, отправившегося в итальянский поход, была императорская корона, а об упрочении своего господства в Италии он даже и не помышлял. Кровавый инцидент, омрачивший императорскую коронацию Генриха II, наглядно показал, сколь непрочны были его позиции в Риме. В свою очередь, сам он, даже не попытавшись утвердить свою власть в Вечном городе, дал понять, что отнюдь не итальянское направление политики является для него важнейшим. О подлинном господстве над Италией и Римом (хотя бы таком, как при Оттоне I) тогда не было и речи. Генрих II, судя по всему, и не стремился к этому, сосредоточившись на проблемах собственно Германии. Одного лишь титула римского императора и номинального признания королем Италии ему было достаточно.

Ссылки по теме
Форумы