Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.
Апрель

Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г.
К оглавлению


1 апреля

Явление Божией Матери прп. Марии Египетской

Преподобная Мария родилась в Египте в конце V века. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она, покинув дом своих родителей, ушла в Александрию и там стала проводить безнравственную жизнь. Александрия в то время была одним из самых многолюдных и шумных городов мира. Жизнь в этом городе для людей, особенно для не окрепших в добре, представляла много соблазнов. Неудивительно, что и несовершеннолетняя Мария вступила на путь порока. Семнадцать лет жила она в плотских грехах, как непотребная женщина. Ее красота погубила многих юношей, а жажда чувственных удовольствий не одного мужа привела на путь разврата и погибели.

Достигнув тридцатилетнего возраста, Мария в поисках новых удовольствий и развлечений отправилась в Иерусалим вместе с толпой паломников, шедших в святой город на праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня. Как во время этого путешествия, так и по прибытии в Иерусалим Мария продолжала вести прежний образ жизни. Казалось, эта женщина, погрязшая в пороках, уже окончательно погибла; казалось, что для нее уже невозможно никакое исправление. Но велико милосердие Божие, и милость Его безмерна! Он «хощет всем человеком спастися и в разум истины приити» (1 Тим. II. 4). По человеколюбию Своему Он благоволил спасти и заблудшую в грехах Марию.

Когда наступил праздник Воздвижения Креста Господня, Мария, влекомая любопытством, отправилась в храм Воскресения Христова. Войдя в притвор, она намеревалась уже проникнуть внутрь церкви, но вдруг какая-то неведомая для нее сила удержала ее. Много раз она повторяла свою попытку, но всякий раз неудачно. Стыд и страх объяли душу Марии.

В это время благодать Божия коснулась ее души: ее осенила мысль, что ни что иное, как грехи ее препятствуют ей войти в храм Божий и приблизиться к Честному Древу Креста Господня. Просветленная свыше, она почувствовала в душе своей раскаяние и страстное желание переменить прежний свой образ жизни. Обратившись к образу Божией Матери, висевшему на стене храма, Мария в пламенной молитве излила свои чувства и свое покаянное настроение.

— О, Владычице, — молилась она, — родшая плотию Сына Божия! Недостойна я, нечистая и скверная блудница, даже смотреть на святую икону Твою. Но Сын Твой и мой Бог для того и пришел в мир, чтобы привести грешников к покаянию. На Него уповаю я; я одинока и не жду от людей помощи. Помоги рабе Твоей; повели, да не возбранен будет вход мне в церковь, дабы не лишилась я лицезрения Честного Древа, на котором распят был рожденный Тобою Спаситель рода человеческого. Познав бездну греха, в котором я погрязла, я даю обет никогда уже больше не осквернять тела своего пороками. Будь мне в том Поручительницей пред Сыном Твоим. Когда я узрю Древо Креста, то отрекусь от прежней жизни своей для спасения души своей и пойду по тому пути, который Ты укажешь мне.

После столь горячей молитвы к Богородице Мария направилась в храм и беспрепятственно вошла туда. Приблизившись ко Кресту Господню, она поклонилась ему. Когда она по выходе из церкви в горячей молитве возблагодарила Приснодеву за оказанную ей милость и снисхождение, то услышала в ответ слова, как бы издалека доносившиеся до нее:

— Если ты перейдешь Иордан, то найдешь добрый покой.

— Владычице, не оставь меня, — воскликнула Мария, проливая слезы радости и благодаря Бога, столь чудно наставившего ее.

В душе ее уже вполне созрело твердое решение уйти от мира с его соблазнами и грехом и слезами раскаяния омыть прежние грехи свои. Верная повелению

Богоматери, Мария перешла через Иордан и углубилась в пустыню Аравийскую. В безвестности, знаемая только Богом и ангелами, прожила она здесь 48 лет, плача о грехах своих день и ночь, перенося голод, стужу, зной, жажду и болезни.

Труден путь подвижничества, особенно же для людей, только еще вступающих на него. Соблазны и пороки прежней жизни не дают подвижнику покоя. Соблазнительные воспоминания, страсти и похоти волнуют кровь, отвлекают мысль от подвигов благочестия. Таким же соблазнам и искушениям подвергалась в течение семнадцати лет и Мария. Когда искушения были особенно сильны, она падала ниц и по целым дням и часам лежала неподвижно, обливаясь слезами. В молитве к Поручнице своего обета она находила утешение и подкрепление на дальнейшие подвиги. Возрастая в духовной жизни, преподобная Мария достигла, наконец, такого внутреннего безмятежия и покоя душевного, что не боялась уже никаких искушений. Памятуя, что Пресвятая Богородица воззвала ее к святой жизни, подвижница непрестанно возносила Ей свои хвалы и благодарения. По молитвам Богоматери, Мария удостоилась от Бога дара творения чудес. Господь сподобил ее также приять блаженную и непостыдную кончину. Церковью Мария причислена к лику святых и воспевается, как истинный пример покаяния.

Та икона Богоматери, от которой Мария слышала глас, повелевавший ей идти за Иордан, до XII века находилась в Иерусалиме. О том почитании, какое воздавали ей иерусалимские христиане, свидетельствует тот факт, что на VII вселенском соборе был прочитан вышеприведенныи рассказ о чуде от нее, причем пресвитер Иоанн, представитель восточных епископов, сказал:

— Икону сию мы видели во святом граде Иерусалиме и лобызали ее.

В XII веке икона была перенесена в Константинополь, в церковь св. Софии, где пребывала до XVI-гo века.

Икона «Ключ разумения»

Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения». Образ этот чтится местно и находится ныне в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской губернии.

3 апреля

Икона «Неувядаемый цвет»

Богоматерь, изображенная на этой иконе, держит Сына Своего на правой руке, а в левой руке у Нее цветок лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Богоматери. С таким названием иконы имеются в разных местах: в двух церквах г. Москвы — церкви Успения на Могильцах, где ей празднуется 31 декабря, и в Алексеевском монастыре; в г. Кунгуре Пермской губернии; в бывшем г. Кадоме Тамбовской губернии, именно — в Милостиво-Богородицком женском монастыре, и в Богородицко-Рождественской церкви города Воронежа.

Подобная же икона находится в Никольской церкви села Будищ Полтавской губернии. Она принадлежит к числу очень древних икон и чтится местно. Ежегодно 3 апреля в село Будищи собирается много богомольцев на поклонение этому образу, представляющему копию с Владимирской иконы Богоматери. От него совершилось много чудесных исцелений больных.

Веницейская икона

Именуется Веницейской по той причине, что была привезена в Мытищи князем Зборовским из г. Венеции (в Италии).

4 апреля

Явление иконы «Живоносный источник»

Чудный и утешительный вид имеет эта икона. Представлена высокая, громадная каменная чаша, стоящая в широком водоеме, полном воды. Над чашей парит Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем в руках, венчанная короной.

К водоему, полному животворной воды, стеклись жаждущие; несчастные, утомленные жизнью пьют воду и становятся сильными и бодрыми. Какой прекрасный символ...

Шел пятый век... В ту пору в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», была роща, покрытая кипарисами и платанами, издавна посвященная Пресвятой Богородице. Посреди рощи был источник, также с давних пор прославленный чудесами. Постепенно место это заросло кустарником, а воду затянула тина; только по мокрой почве можно было предположить о существовании источника.

Шел раз этим местом воин Лев Маркелл и встретил слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги и не находившего выхода. Лев помог ему выйти на тропинку, отвел его, изнеможенного от усталости, в тень для отдыха, а сам отправился искать воды для освежения слепого. Тут услыхал он вдруг голос: «Лев!

Не ищи воды далеко, — она близко здесь». Стал Лев осматриваться, удивленный таинственным голосом, но воды найти не мог. Печально и задумчиво стоял он, как к нему раздался второй раз тот же голос: «Царь Лев! Войди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом узнаешь ты, кто Я, давно освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, кто будет сюда приходить и с верой призывать Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Когда Лев, поспешно дойдя до указанного места, взял тины от родника, отнес ее к слепому и приложил к его глазам, а затем напоил его и водой, то немедленно слепой прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя благодать Богоматери.

Случилось это в царствование императора Маркиана, правившего от 391 до 457 г.

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457—473). Он вспомнил о явлении Богоматери и приказал очистить источник от затянувшей его тины; земляными работами струя источника была отделена от других соседних родников и заключена в каменный круг, над которым построен был храм во имя Богоматери.

Император Лев назвал этот источник «Живоносным источником», так как тут проявилась чудодействующая благодать Богоматери.

Через сто лет после Маркиана царствовал император Юстиниан Великий (527—565 гг.), человек глубоко приверженный к вере православной. Он долго мучился водяной болезнью, не получил от врачей помощи и уже считал себя обреченным на смерть. Однажды в полночь он услыхал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Не знал царь, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Богоматерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы: нашел источник, испил из него воды и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии создался многолюдный монастырь.

В XV столетии Царьград попал в руки магометан. Знаменитый храм «Живоносного источника» был разрушен, и материалы его пошли на постройку мечети султана Баязета. Место, где был храм, было засыпано землей и щебнем, так что исчезли из глаз самые основания храма. Прекрасные окрестности этого места превращены в мусульманское кладбище. К развалинам храма приставлен дозорный турок, который не позволял христианам не только собираться тут, но даже и подходить к этому месту.

Мало-помалу строгость этого запрета смягчилась, и христианам было разрешено поставить там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разгромлена, а сам источник совсем засыпан. Христиане снова очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду, а Богоматерь и на этих обломках прежнего великолепного святилища подавала так же исцеления Своей благодатью. Впоследствии был найден в одном окне среди обломков полусгнивший от времени и сырости лист, на котором были записаны 10 чудес от Живоносного источника, совершившихся в пятилетие 1824—1829 гг.

При султане Махмуде православные получили некоторую свободу отправления богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 г. с великим торжеством вселенский патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при громадном наплыве богомольцев освятил храм, который стоит и доныне. При нем устроена больница и богадельня. Даже магометане с великим уважением говорят о Живоносном источнике и о Богоматери, Которая изливает через него Свою благодатную силу. «Великая в женах Святая Мария» — вот как отзываются они о Пречистой Деве. Воду из Живоносного источника называют «водой Святой Марии».

Вот некоторые из чудес, совершившихся у этого источника.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник, но по разным причинам долго не мог исполнить своего намерения. Наконец ему удалось отправиться в путь, но по дороге, направляясь по морю в Константинополь, он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли его труп к Живоносному источнику, там возлили на него три котла живоносной воды и уже потом похоронили. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни. Он был погребен в притворе перед входом в храм. На его гробнице начертаны стихи, говорящие о дивном знамении, над ним совершившемся.

В куполе церкви Живоносного источника были изображены две мозаичные иконы — одна Богоматери, другая Архистратига Михаила.

Часть храма обрушилась от землетрясения. Иконы взяла к себе в дом одна набожная женщина, супруга начальника Артабаза, по имени Елена. Она поставила их в особой комнате своего дома, зажигала пред ними лампады и воскуряла фимиам. Однажды ночью увидела она во сне Богоматерь, Которая приказывала ей отнести иконы в храм Живоносного источника. Елена не исполнила повеления. В следующую ночь она снова увидела Богоматерь, Которая гневно сказала, что за неисполнение приказания она может пострадать; но и тут Елена ослушалась. Богоматерь вновь вразумила ее: она увидела пламень, поднявшийся от того места, где были иконы, и охвативший комнату. Испуганная Елена стала взывать к Богоматери о помощи и дала обет немедленно водворить иконы в храм. Тогда огонь стал тухнуть и вскоре совсем угас. С великим усердием и честью Елена отнесла иконы к Живоносному источнику, воздвигла при храме придел, где устроила иконы, и в память этого события ежегодно совершала празднование.

При созидании храма укладывали Живоносный источник мраморными плитами. Одна из этих плит при падении придавила ногу рабочему, который лишился чувств и лежал чуть жив. Сбежались люди и стали обливать его водой; долго они не могли поднять плиту и были уверены, что нога раздроблена на мелкие части. Когда же плиту удалось поднять, то оказалось, что нога совершенно цела.

Каменотес, укреплявший над церковным притвором камень с крестом, со значительной высоты упал на каменную лестницу и встал невредимым.

Но не перечесть всех чудес, истекших от Живоносного источника и облагодетельствовавших царей, патриархов, знатных и простолюдинов. Благодатная сила и доныне действует через воду источника. Ее испытывают на себе не только православные, но и католики, армяне и даже турки.

Событие явления Льву Маркеллу Богоматери последовало 4-го апреля 450-го года. Кроме этого дня, в пятницу Пасхи церковь воспоминает обновление константинопольского храма Живоносного источника и великие чудеса, бывшие в этом храме.

В России есть много чтимых икон Живоносного источника. В знаменитой Саровской пустыни в честь этой иконы воздвигнут прекрасный храм. Принесена она была в Саровскую пустынь основателем ее, иеросхимонахом Иоанном, в начале XVIII столетия.

Великий старец Серафим Саровский посылал больных богомольцев молиться перед этой иконой, и они часто получали исцеления.

В городе Туле есть две чтимых иконы этого имени. Одна, находящаяся в старой Никитской церкви, прославилась с 1771 г. Сперва она стояла в домах частных лиц, где от нее и истекали чудеса. В Тульской консистории есть «дело» об этой чудотворной иконе, находившейся в то время в доме тульских купцов Лугининых. В этот дом собирались к иконе посторонние люди и приносили свечи и масло. В 1805 году купец Бабаев прозрел у этой иконы, а Агриппина Ивановна Лугинина получила исцеление от водянки. В виде благодарности она перед смертью отказала икону в приходскую церковь, где она и стоит доселе в серебряной ризе с привесками — приношениями исцеленных.

Другая икона стоит в Николаевской церкви за Валом. Принесена она исцеленной Матреной Алексеевой Капаневой. Эта больная в видении получила приказание найти образ под церковной кровлей. Она отыскала его, подновила и сама получила исцеление.

Вот еще места, освященные пребыванием чтимых икон Живоносного источника:

В городе Астрахани.

В Казанской губернии, в пригороде Чистопольского уезда Билярске; икона эта имеет еще другое название: «Источная».

В Москве, в Новодевичьем монастыре.

В 12 верстах от Пензы, в селе Валяевке.

В городе Липецке Тамбовской губернии.

В Уржуме Вятской губернии.

На крайнем севере, на дороге из Соловецкого монастыря в Муксальму, в часовне. Эта икона называется «Балыклей» и привезена из Царьграда, где она писана по заказу Соловецкого архимандрита.

Явление Богоматери после смерти преподобного Иосифа Песнописца одному из друзей его

В житии прп. Иосифа Песнописца, жившего в IX веке, рассказывается, что после кончины преподобного одному из его друзей было следующее знаменательное видение. Свод небесный раскрылся; друг Иосифа увидел нисходящие оттуда лики святых апостолов, затем пророков, мучеников и, наконец, юношей в светлых одеждах, т. е. ангелов. Посреди этих юношей шествовала Пресвятая Дева Мария. Она повелела святым, окружавшим Ее, идти навстречу душе праведника, воспевшего Ее чудеса и благодеяния роду человеческому. Исполняя Ее повеление, святые мужи с честью встретили душу, восходящую на небеса. Но вот видение исчезло. Друг преподобного стал размышлять об этом чудном видении и недоумевал, чья душа была встречена так торжественно. Во время этих размышлений он услышал голос, говоривший ему:

— Это душа Иосифа Песнописца, который был украшением церкви, ибо в своей жизни подражал мученикам и святым подвижникам. Он описал деяния их, и за это ныне они и воздают ему честь и похвалу.

Икона «Герондисса»

Слово «Герондисса» значит «старица», или «настоятельница». Происхождение сего наименования иконы следующее.

В одном из афонских монастырей, именно Пантократорском, умирал игумен, человек, достигший зрелого возраста и отличавшийся благочестием и святостию своей жизни. Узнав по откровению о времени своей кончины и желая прежде отшествия в загробный мир причаститься пречистых и животворящих Христовых Таин, он просил очередного священника поспешить совершением литургии. Священник, однако, не обратил внимания на просьбу игумена. Но вот он слышит глас от иконы Богоматери, находившейся в алтаре. Богородица повелевала ему немедленно исполнить желание и волю своего игумена. По этому-то случаю икона Богоматери, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название Герондиссы.

Богородица изображена во весь рост; на иконе изображен также елейный сосуд — в память того, что по молитве игумена пред ее чудотворной иконой было двукратное умножение елея в пустых монастырских сосудах.

В настоящее время икона эта находится не в алтаре соборного храма, где она хранилась прежде, а при северо-восточной колонне, поддерживающей его купол. Икона обновлена и обложена серебряной ризой.

Благочестивое предание, сохраняемое в обители Пантократора, рассказывает, что, во время нападения на эту обитель сарацин, икона Герондисса была брошена в колодезь, находившийся вблизи монастыря.

Один из сарацин в безумном презрении к святыне христианской хотел было расколоть эту икону на части, чтобы раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться этому святотатству. Безумец в тот же момент лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодезь, где она и находилась в продолжение 80-ти лет.

Здесь она и была потом обретена по указанию родственников того сарацина, который был наказан ослеплением за свою дерзость. Перед смертью он раскаялся в своем безумии и, надеясь через это раскаяние получить облегчение в судьбе своей, заповедал своим домочадцам, чтобы после смерти его они непременно отправились на святую Афонскую гору и открыли там икону Богородицы. Исполняя его завещание, родственники прибыли на Афон и указали инокам место, куда была брошена святая икона. Святыня была с честью вынута из колодезя и отнесена в соборный храм обители.

Икона «Избавительница».

Сведения об этой иконе см. под 17 сентября.

6 апреля

Теребовльская икона

По преданию, икона сия явилась в Галиции. Других более подробных о ней сведений не имеется.

7 апреля

Византийская икона

О сей иконе известно, что она явилась 7 апреля 732 года. Из Рима она была перенесена впоследствии в Россию. В 1709 году перед ней молился император Петр Великий после Полтавской битвы, вознося благодарственные хвалы Господу, даровавшему ему столь блистательную победу над врагом. Не должно смешивать этой иконы с Цареградской, коей празднуется 25 апреля и 17 сентября, и с Константинопольской, празднование которой совершается! 11 мая. Византийской иконе празднуется еще 1 мая..

8 апреля

Испанская икона

Время явления сей иконы относится к VIII веку. Помощью Богоматери Пелагий, царь Испанский, в 718 году одержал блистательную победу над сарацинами. В том же году на востоке сарацины были поражены императором Львом Исаврянином. В ознаменование этих событий и установлено было празднование Испанской иконе Божией Матери. Богоматерь на иконе изображена сидящей на троне с Предвечным Младенцем на руках. О другой Испанской иконе, называемой Абульской, сведения помещены под 11 июня.

9 апреля

Цезарская икона

В России находятся две иконы, именуемые Цезарскими. Одна из них пребывает в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты Витебской губернии. Она называется еще Боровской, так как была обретена в половине XII века недалеко от кладбищенской церкви, в местности, носящей название Бор. Икона украшена серебряной ризой с вызолоченными венцами, и само ее изображение носит на себе следы древнерусской иконописи. Размеры ее: в ширину 14 вершков, а в вышину 20. Икона эта прославилась многочисленными чудотворениями, среди которых для местных жителей особенно памятным было следующее благодеяние Божией Матери. В 1859 году в местечке Усвяте и в его окрестностях свирепствовала холера. По просьбе населения был устроен крестный ход с иконой Богоматери, и в тот же день холера стала ослабевать. Когда на следующий день опять устроили крестный ход и обошли с иконой Богородицы всю местность, то холера совершенно прекратилась. В ознаменование сего чудесного спасения от губительной болезни и было установлено с 1863 года торжественное празднование этой Цезарской иконе Богоматери, сопровождаемое каждый раз многолюдным крестным ходом.

Другая Цезарская икона находится в московском Благовещенском соборе, на горнем месте, в левом отделении алтаря. Явилась она в 792 году.

11 апреля

Бежевская икона

Название этой иконы происходит от имени села Бежева Волынской губернии Житомирского уезда, где она находится в настоящее время. Явилась она 11 апреля 1645 года одному благочестивому христианину, по имени Захарии, который был одержим тяжкой болезнью. Явление ее последовало в пятницу Светлой седмицы, после чего больной немедленно выздоровел. В память своего чудесного исцеления от болезни Захария выстроил около 1647 года новый храм в честь Успения Богоматери, куда и была перенесена явившаяся ему икона. Ширина Бежевской иконы — 1 аршин, а высота — 1 аршин и 4 вершка.

В пятницу Светлой седмицы, а также в 10 пятницу после Пасхи икона эта посредством особого механизма спускается вниз для молебна. То же делается и в дни отпустов. Во все упомянутые дни она вынимается из киота для несения в крестных ходах, которые тогда обычно устраиваются. Тщанием в Бозе почившей императрицы Марии Феодоровны икона была украшена сребропозлащенной ризой с драгоценными каменьями; пред ней навешена была такая же сребропозлащенная дорогая лампада — дар великого христианского усердия.

12 апреля

Муромская-Рязанская икона

Эта икона была принесена из Киева в Муром св. князем Константином Муромским в начале XII века. Константин долгое время, но совершенно безуспешно старался обратить языческих обитателей Муромского княжества в христианство. Проповедь его не встретила сочувствия; даже более — в народе она возбудила ненависть и презрение. Нашлись такие ревнители язычества, которые составили заговор и поклялись или убить своего князя, или же выгнать его из Мурома. Когда Константин узнал об этом, то усердно помолился Богу, взял образ Богоматери, принесенный им из Киева, и вышел с ним к заговорщикам, твердо надеясь на заступничество и помощь Царицы Небесной. Язычники, увидев икону, были поражены ужасом, просили у князя прощения и здесь же дали согласие на крещение в христинскую веру.

Муромская икона прославилась и другими чудесами, из которых наиболее замечательно следующее. В конце XII века епископом в Муроме был св. Василий. Народ, ошибочно подозревая его в жизни, не соответствующей высокому епископскому сану, намеревался умертвить его. Когда о таком решении народа узнал Василий, то попросил у своих врагов отсрочки своей смерти до утра. Целую ночь усердно молился он в храме Бориса и Глеба; совершив затем литургию, он отправился в храм Благовещения и там пред образом Пресвятой Девы Марии, принесенным некогда Константином из Киева, отслужил молебен. Возлагая все свои надежды на заступление Царицы Небесной, Василий взял чудотворную икону Ее и пошел с ней к реке Оке. Здесь он снял с себя мантию, распростер ее по воде и стал на нее с образом Богоматери. Вдруг поднялся сильный ветер и понес Василия против течения. Через шесть часов епископ приплыл к месту, называемому Старая Рязань. Там народ и князь приняли святителя с почетом. Так как, однако, Старая Рязань была плохо защищена от нашествия татар, под игом которых Россия в то время находилась, то святой Василий решил для своего местопребывания искать другого, более безопасного места.

В 1291 году он переселился в Новую Рязань, взяв с собой и икону Богоматери. С тех пор все последующие епископы также жили в Рязани. Так, с упразднением Муромской кафедры возникла новая епископская кафедра — Рязанская.

Празднование Муромской-Рязанской иконе Божией Матери сначала совершалось на второй неделе Петрова поста, потом было перенесено на Фомину седмицу и, наконец, по просьбе жителей Рязани, Св. Синод установил праздновать ей 12 апреля. В настоящее время икона эта находится в рязанском кафедральном соборе.

Такова история установления празднества в честь Муромской-Рязанской иконы Божией Матери.

Белыничская икона

Начало истории Белыничской иконы скрывается в далеком прошлом. Предание рассказывает, что сия благоговейно чтимая икона сначала находилась в православном храме, но во время унии она была отнята у православных католиками и поставлена в костеле. Впрочем, и после этого Белыничская икона Богоматери была почитаема православными. В 1832 году, после польского восстания, монастырь, в костеле коего находилась икона, был закрыт, а в 1876 году и сам костел с чудотворной иконой Богоматери был передан в православное ведомство.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в местечке Белыничи Могилевской губернии, в церкви мужского Николаевского монастыря. Этот монастырь был переведен в Белыничи из города Мстиславля по высочайшему повелению в 1877 г. Правительство в данном случае шло навстречу давнишнему желанию православных белоруссов иметь свой монастырь на месте римско-католического и воспользоваться для этого зданиями этого последнего, пустовавшими с 1832 года. Потребность в монастыре вызывалась важным значением храма в Белыничах и находящейся в нем чудотворной иконы Божией Матери, к которой массами стекаются из самых дальних мест как православные, так, равным образом, и католики.

12 апреля 1876 года была совершена первая Божественная литургия на освященном православным епископом антиминсе при громадном стечении богомольцев-белоруссов, радовавшихся этому торжеству православия. Белыничская икона Богоматери пользуется таким почетом у православных богомольцев, что они, отправляясь в Киев, прежде всего посещают монастырь в Белыничах. Чудотворная икона находится в великолепно отделанном Белыничском храме, на высоте алтарной стены. На площадку, которая устроена пред ней, ведут две чугунные лестницы — с левой и правой стороны алтаря.

Белыничская икона — очень древняя. Несмотря на это, высокое искусство сохранило в изображении лика Богоматери необыкновенную свежесть красок. Эта икона прославилась многими чудесами. Все притекающие к ней с верой и надеждой на помощь и заступничество Царицы Небесной по вере своей получают исцеления от болезней и утешение в скорбях.

14 апреля

Икона Виленская-Одигитрия

По местному преданию, икона сия написана евангелистом Лукой и из Палестины перенесена в Царь-град. Впоследствии она была прислана императорами Греческими королям Галицким и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества икона эта стала достоянием Московского князя. В Москве она, однако, пребывала недолго. Великий князь Московский Иоанн III Васильевич благословил ей свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра (в 1495 году). Таким образом, икона Одигитрии, т. е. Путеводительницы, была перенесена в столицу Литвы Вильну, где она пребывает и до настоящего времени.

По другому преданию, более верному, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III Васильевича. Во всех остальных подробностях оба предания сходятся.

Когда Елена умерла, то святая икона Богоматери была поставлена в Пречистенском соборе, над гробницей ее. Иоанн Васильевич Грозный, когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, пытался вернуть сию чудотворную икону в Москву и предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан; Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени образ Богоматери стоит там в числе местных икон, привлекая благоговейное чествование всех православных. Он заменил собой для обители утраченную ей икону Остробрамскую.

Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние выделаны из кипариса, а остальные из березы. В 1864 году она была подновлена.

В мужском монастыре, находящемся в предместье Вильны, есть другая Виленская икона, которая явилась в 1341 году. Изображение ее несходно с иконой Одигитрии. На ней Божия Матерь изображена во весь рост; Она стоит на месяце, а над пречистой главой Ее святые ангелы держат царственный венец.

Виленская-Остробрамская икона.

Сей иконе празднуется еще 26 декабря, под каковым числом и помещены сведения о ней.

16 апреля

Ильинская-Черниговская икона

Чудотворный образ Богоматери, именуемый Ильинским-Черниговским, находится в Троицком Ильинском монастыре на Болдиной горе, недалеко от Чернигова. Икону эту написал в 1658 году монах Геннадий Константинович, живописец Дубенский, в миру носивший имя Григория.

В 1662 году произошло знаменательное событие. Все жители Чернигова были свидетелями того, что в продолжение 8 дней, с 16 по 24-ое апреля, от Ильинской иконы Богоматери текли слезы. Это чудесное событие происходило в правление архиепископа Черниговского Лазаря Барановича и игумена Ильинского монастыря Зосимы. По свидетельству св. Димитрия Ростовского, «на это чудо все люди города Чернигова смотрели с большим страхом». Другой историк того времени, Величко, объясняет и самую причину истечения слез от образа Богоматери. По его словам, указанным предзнаменованием Божия Матерь явила Свою особенную любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону. Ей угодно было явить также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов, верных рабов Сына Своего, из которых одни уже отошли из жизни сей через невзгоды, раздоры и междоусобия, другие были отведены в плен, третьи имели быть отведенными, а четвертые тяжко страдали из-за властолюбия и распрей вождей своих.

Ильинская-Черниговская икона Богоматери прославилась многими дивными чудесами. Древние чудеса сей иконы описаны двумя великими святителями русской церкви — блаженным Иоанном Максимовичем и св. Димитрием, епископом Ростовским. Заканчивая свою книгу «Руно орошенное», в которой он рассказывает о чудесах от иконы Богоматери Ильинской, св. Димитрий говорит: «Конец книжки, но не чудесам Пресвятой Богородицы, кто бо я исчести может?» И, действительно, великое множество чудес совершилось от сей иконы; от нее получали исцеления расслабленные, разбитые параличом, слепые, бесноватые и др. Из множества чудес мы расскажем только о самых примечательных и поразительных.

В 1662 году татары сделали нападение на Чернигов. В то время, как они разоряли окрестные селения, иноки Ильинского монастыря даже и не подозревали близости врагов. Вдруг ночью к ним приходит известие, что татары собираются сделать нападение на их монастырь. Иноки немедленно собрались в церкви и, помолившись в ней, укрылись в пещере св. Антония.

Пещера эта была ископана прп. Антонием Печерским, когда он ушел из Киева и поселился на Болдиной горе. В полночь татары ворвались в монастырь и разорили все, что нашли в нем, не пощадив даже и церкви монастырской. Все иконы храма были или опрокинуты, или уничтожены; невредимой осталась только чудотворная икона Богоматери. Царица Небесная не допустила варваров прикоснуться к Своему образу. Всеблагая Заступница не допустила также войти им в пещеру, в которой скрывались иноки. Татары несколько раз пытались проникнуть в пещеру, подбегая к ней с зажженной лучиной и обнаженными мечами, но каждый раз отталкиваемые какой-то невидимой силой уходили без успеха.

Монахиня Парасковиевского Девичьего монастыря, именем Александра, долгое время подвергалась искушениям и нападениям со стороны темных слуг диавола. Часто они являлись ей в страшных образах, бросались на нее, как бы намереваясь унести ее, мешали ей молиться и вообще употребляли все средства, чтобы препятствовать ей в ее подвигах. Они наводили на нее иногда такой ужас, что она громко кричала и приводила в страх бывших при ней. От сильной борьбы Александра ослабела и скоро должна была умереть. Тогда монахини решили прибегнуть к помощи и заступничеству Царицы Небесной. Они привели Александру в Ильинский монастырь. Там над ней пред чудотворной иконой были прочитаны молитвы об изгнании беса. После этого бесы оставили страдавшую и уже не смели искушать ее.

Жена одного поляка, по фамилии Пенский, Анна, несколько лет сильно страдала ногами, так что не могла ходить. Пенский, слыша о многих исцелениях, совершающихся у чудотворной Ильинской иконы Богоматери, решил отвезти свою жену в Ильинский монастырь. Свое намерение он и привел в исполнение. Анна усердно молилась пред иконой Богоматери и получила исцеление. Это чудо совершилось в 1671 году.

Одна женщина, именем Вера, была поражена параличом. Чем дальше шло время, тем болезнь более усиливалась. Язык у нее совершенно онемел, а рука иссохла. Надеясь на помощь Царицы Небесной, она пришла в Ильинский монастырь. Усердно молилась она перед чудотворным образом Богородицы и по вере своей получила исцеление. В церкви перед литургией читали акафист; во время этого чтения исцелилась рука Веры. Потом началась литургия. Когда запели «Достойно есть», немой дотоле язык ее разрешился для благодарений Целительницы Небесной. Это чудесное исцеление совершилось в субботу перед днем Св. Троицы, в 1667 году.

16-го августа 1676 года пришла в Ильинский монастырь из Сосниц некая Агафия и принесла с собой в дар на образ Богоматери коралловое монисто и две серебряных таблички. При этом она рассказала о себе следующее: «Я болела 12 недель; на шее моей образовалась рана, не поддававшаяся излечению. Болезнь моя была настолько тяжела, что я уже не надеялась на выздоровление, а равно и бывшие со мной ждали смертного часа моего. Некоторые из соседей, навещавших меня, бывавшие здесь на поклонении, сказали мне: обещайся помолиться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, что в Чернигове у Илии святого, и веруй, что будешь здорова. Я, слыша сие, усердно в сердце моем призывала на помощь Пречистую Деву и дала обет пешком сходить на поклонение к чудотворному образу Богоматери. И Божия Матерь не умедлила, но скоро помиловала меня».

Дочь Леонтия Полуботка, Мария, заболела оспой и потом ослепла. Родители, надеясь на помощь Божией Матери, привезли ее в Ильинский монастырь. После молебствия с акафистом пред Ильинской иконой Богоматери Мария прозрела.

21 апреля 1679 года, в понедельник на Светлой седмице, в селе Хриповичах один мальчик, именем Тимофей, во время игры со сверстниками неожиданно упал и лишился признаков жизни. Велико было горе родителей, так как все их усилия оживить сына не приводили к желательному концу. К счастью для них, в селе в то время находился иеромонах Ильинского монастыря Варфоломей. Видя неутешное горе родителей Тимофея, Варфоломей посоветовал им не падать духом, не приходить в отчаяние, а усердно помолиться Господу и Его Пречистой Матери, дабы Она Своим всесильным предстательством перед престолом Всевышнего вернула жизнь их сыну. При этом он присовокупил, что им необходимо дать обет поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы в Черниговском-Ильинском монастыре. Родители Тимофея с радостью исполнили этот благой совет Варфоломея. Усердная и горячая молитва их к Богу и Царице Небесной была услышана: мальчик ожил, к великой радости своих родителей. Исполняя свой обет, они поспешили в Ильинский монастырь, где и вознесли свои благодарственные молитвы Христу Богу и Его Пречистой Матери.

Обозный пан Василий Борковский в 1687 году прибыл в Чернигов из Батурина по служебным делам. Совершенно неожиданно для себя он тяжко заболел. Болезнь все усиливалась; он весь опух и не мог даже двигаться. Ужас объял душу пана: он уже видел призрак смерти, надвигающийся на него, и не надеялся выздороветь. В этот именно момент, когда отчаяние овладело душой его, приходит к нему иеродиакон

Ильинского монастыря Феофан Савич. Увидев тяжкие мучения пана, он выразил ему свое соболезнование и сказал:

— Обратись, пан, с молитвой к Богоматери; известно мне, что Она ныне исцелила трех: отцу и сыну, страдавшим глазами, возвратила ясное зрение, а также одной девушке, с восьми лет ослепшей, открыла глаза.

— Я признаю Ее за Покровительницу, — отвечал на это пан, — и сам видел слезы Ее, текшие восемь дней.

Иеродиакон повторил ему совет свой и удалился. Это наставление молодого инока несколько обидело пана; ему казалось, что он никогда не терял веры в Богоматерь и постоянно молился Ей. И, действительно, он был благочестивым христианином; так, напр., он устроил для чудотворной иконы золотой венец с драгоценными камнями. Враждебное чувство к иеромонаху, однако, скоро сменилось у него сознанием своего недостоинства и слабости своей веры. Горячо и с умилением молился раскаявшийся пан Пресвятой Богородице, дабы Она вразумила и наставила его, дабы исходатайствовала для него у престола Всевышнего исцеление от тяжкой болезни, мучившей его. Усердная молитва его не осталась без результатов: она принесла облегчение его душе, а затем и исцеление от болезни.

Много и других чудес совершилось от чудотворной Ильинской иконы Богоматери, но и приведенные достаточно ясно доказывают, что Пречистая Богородица и доселе подает исцеления и Свою благодатную помощь всем с верой и надеждой притекающим к Ее честному образу.

Великое множество чудес, совершившихся и происходящих ныне у чудотворной Ильинской иконы Богоматери, является причиной того, что сия икона почитается не только жителями Чернигова и окрестных мест, но также привлекает к себе богомольцев часто из самых отдаленных мест России. Богомольцы, идущие в Киев на поклонение святым местам, обыкновенно заходят в Ильинский монастырь, чтобы помолиться пред чудотворным образом Богородицы. Ильинский монастырь с той же целью нередко посещали лица Императорской фамилии, являя тем пример веры и благочестия.

Празднование чудотворному образу Богоматери особенно торжественно совершается в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовый праздник), 16 апреля (день чудотворного прославления этой иконы) и в день пророка Илии. К этому времени богомольцы не только со всего города, но и со многих отдаленных селений радостно собираются под кров Пресвятой Богоматери, невидимо, но ощутимо изливающей благодатную силу от святой Своей иконы.

Ильинская чудотворная икона столь усердно почитается жителями всех окрестных селений» что никакое важное предприятие, никакое знаменательное событие ни в семейной, ни в общественной жизни не бывает без испрошения благословения и без молитвы у св. иконы Богоматери. Здесь же соблюдается обычай приносить чудотворную икону на место, где хотят заложить дом, а также освящать ее присутствием новоустроенные здания. К ее покрову прибегают почти все предпринимающие какое-либо очень важное дело или решающиеся на важный шаг в жизни. К ней прибегают новобрачные и отправляющиеся в дальний путь, ее же защите поручают родители своих новорожденных младенцев. Многие благочестивые христиане берут ее в свои дома и служат пред ней молебны с акафистом и водоосвящением. Это большей частью делают опасно больные люди, которые сами не могут ходить в храм, чтобы там прибегать к неиссякаемому источнику исцелений. Вера и надежда на скорое заступление и покров Пресвятой Богородицы особенно ярко выражается во дни общественных бедствий, в тяжкие времена эпидемических болезней. В такие дни можно было с умилением видеть, как грозно караемые Божиим правосудием, но кающиеся и смиренно-покорные чада церкви спешили прикоснуться к чудотворной иконе Ее, как теснились они под милостивый покров Царицы Небесной и Заступницы рода христианского, как старались они один пред другим оградить свои дома осенением Ее иконы, обносили ее по улицам города, совершая всенародные молебствия, да сохранит Она всех Своим предстательством пред Богом от губительной и смертоносной язвы. И в настоящее время в Ильинском монастыре каждую субботу совершается молебное пение Пресвятой Богородице пред чудотворным Ее образом, на которое усердные богомольцы собираются, не обращая внимания ни на какую погоду и ни на какие свои житейские заботы.

Ныне чудотворная Ильинская икона Богоматери находится в Свято-Троицкой церкви Ильинского монастыря, на правой стороне. Внизу иконы помещены три финифтяные дощечки с надписями о явлении и первых чудесах иконы. Киот ее внутри покрыт малиновым бархатом и обит среброкованными дощечками, на которых изображены Господские и Богородичные праздники.

Черниговская-Ильинская икона Богоматери в Смольном Воскресенском соборе, в С.-Петербурге

Эта икона, представляющая копию с подлинной чудотворной иконы Божией Матери Черниговской-Ильинской, находится в Воскресенском соборе всех учебных заведений, именуемом «Смольным». Начало особенного чествования ее здесь относится к половине прошлого (XIX) столетия.

О ней мы находим краткое указание в третьем томе «Историко-статистических сведений С.-Петербургской епархии» (стр. 294—295). Здесь сказано только, что «сия икона поднесена была Императору Петру I, по возвращении его из Азовского похода, архимандритом Черниговского Ильинского монастыря Лаврентием Крещеновичем с братией, а пожертвована в бывший Воскресенский монастырь основательницей его», т. е. Императрицей Елизаветой Петровной, получившей эту икону в наследство и благословение от своего державного отца. По упразднении женского монастыря в Смольном икона Черниговской Божией Матери, в числе других икон и священных предметов, по распоряжению епархиального начальства была передана в новоустроенный Воскресенский собор, где и находилась со времени освящения собора (20 июля 1835 года) в заброшенном виде среди других старых икон, даже не в ризнице, а в кладовой собора, до самого ее чудесного прославления 18 июня 1851 года.

Произошло это при таких обстоятельствах. Однажды пришел в Смольный собор унтер-офицер одного из находящихся в Петербурге гвардейских полков и стал расспрашивать соборных сторожей, где ему найти в соборе икону Божией Матери, которую он при этом подробно описывал и по виду, и по величине, но ему отвечали, что такой иконы в храме не имеется. Тщетно и сам поискав ее между немногими еще тогда иконами, помещавшимися в средней части храма, солдат ушел.

Но, спустя несколько времени, 18 июня 1851 года, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, он снова прибыл в собор и, обратившись к свечнику Ивану Петрову, убедительно просил его поискать указанную им икону Божией Матери в храме, так как, говорил он, ему снился и продолжает являться в сонном видении Ее особенный образ, пред которым он должен помолиться именно здесь, в Смольном соборе, в благодарность за оказанную ему явную помощь в бедствии. Стали усерднее искать, и вот в правой кладовой собора, за перегородкой, найден был совершенно заброшенный и почерневший от пыли образ Черниговской Божией Матери. Лишь только солдат увидел эту икону, как со слезами радости признал в ней именно ту, которая была указана ему в сонном видении, и пал пред ней с сокрушенной, горячей молитвой и потом рассказал свечнику и бывшему в то время настоятелем собора протоиерею Н. Ф. Раевскому следующее. Ему поручено было вести рекрут к месту их призыва, и одному из них, по какой-то оплошности конвойного, удалось убежать. При тогдашней строгости военной дисциплины бедному солдату-конвойному грозило страшное взыскание. Заключенный под арест, в ожидании строгого над ним суда и расправы, он искал себе помощи и защиты только у Господа Бога и усердно молился Царице Небесной, прося Ее заступления и помощи. Слезная и усердная молитва несчастного была услышана Богом. Когда однажды, после усердной молитвы, он уснул, то во сне ему представилось видение, в котором настойчиво советовалось ему продолжать молиться и надеяться на помощь Божию и, между прочим, немедленно дать обет, если окончится его дело благополучно для него, пойти в Смольный собор и отслужить там благодарственный молебен пред иконой Божией Матери, образ которой был показан ему во сне с такой ясностью, что он уже не мог забыть его и не узнать, если бы ему пришлось увидеть подобный в действительности. При этом он слышал голос Самой Божией Матери: «Пойди в Смольный монастырь, Я в темноте, — освети Меня!» Успокоенный таким видением и дав обет непременно отслужить молебен в Смольном соборе пред указанной ему в сонном видении иконой, солдат, к своей невыразимой радости, скоро был освобожден из-под ареста и совершенно оправдан, так как бежавший рекрут сам возвратился к нему для следования по назначению.

Когда икона Черниговской Божией Матери была найдена, то, по просьбе солдата, ее надлежащим образом вычистили, повесили у колонны с правой стороны собора и отслужили пред ней благодарственный молебен. Убежденный в явно чудодейственной помощи Царицы Небесной, солдат этот через несколько времени купил лампаду и, с дозволения начальства собора, повесил перед иконой Черниговской Божией Матери и до самой своей смерти жертвовал деревянное масло или деньги для того, чтобы теплилась у этой иконы неугасимая лампада, — исполняя этим повеление Владычицы — «осветить» Ее.

Появление в соборе новой иконы в самом скромном виде, без всяких украшений и даже без рамы, в связи с быстро распространившимся слухом о причине ее особого чествования в храме, — вызвало значительный приток сюда богомольцев, желавших молиться перед этой иконой. С.-Петербургский митрополит Никанор разрешил поставить икону Черниговской Божией Матери в соборе на видном месте и чествовать ее возжжением пред ней лампад и свечей и совершением, по просьбе и усердию верующих, молебствий. Некоторые из постоянных посетителей храма тогда же изъявили желание устроить для этой иконы на свой счет деревянную, золоченую раму, а потом скоро нашлись усердствующие, которые украсили ее богатой серебряной, вызолоченной ризой с бриллиантами, аметистами, жемчугом и другими камнями.

Благодатная сила Царицы Небесной часто проявлялась в помощи тем, которые с верой притекали к Ее чудному образу, и это все более и более увеличивало приток богомольцев в Смольном соборе.

Вообще многие получали и получают благодатное утешение и дивную помощь в скорбях и бедствиях после усердных молитв пред образом Черниговской Божией Матери.

В приходе Смольного собора в собственном доме (по Смольному проспекту) проживала вдова купца Анна Григорьевна Прокофьева, содержащая в приходе Ямской церкви извозный двор. В одну из суббот в девятом часу утра, пред обедней, она вдруг почувствовала какое-то необыкновенно тревожное состояние духа, и у нее явилось непреодолимое желание сейчас же войти в Смольный собор помолиться перед иконой Черниговской Божией Матери. По окончании литургии она попросила отслужить молебен пред этим образом и молилась с особенным усердием и горячностью. По возвращении ее домой, в первом часу пополудни, пришел посланный из ее извозного двора с известием, что во время обедни содержимый ею извозчичий двор в Ямской загорелся, но, к счастью, появившийся огонь успели потушить домашними средствами, что она приписала явной помощи Царицы Небесной, которой горячо молилась.

Бывшая сестра милосердия, Анна Иакимовна Коробова, письменно свидетельствует, что после молитвы ее пред Черниговской иконой Божией Матери она исцелилась от упорной глазной болезни и тем избежала рекомендованной ей доктором глазных болезней Вейертом глазной операции.

Жена крестьянина Тверской губернии, Зубцовского уезда, Ольга Арсеньева шесть лет болела и безуспешно лечилась у врачей, но, помолившись 21 ноября 1901 г. пред образом Черниговской Божией Матери в Смольном соборе, совершенно исцелилась от болезни.

Икона Черниговской Божией Матери помещается в настоящее время в большом, великолепном, позолоченном киоте, устроенном в 1891 году усердием прихожан Смольного собора в память о чудесном спасении Царя Александра III и его семьи 17-го октября 1888 года, — помещается у колонны с правой стороны среднего алтаря.

Празднование этому образу совершается, как и в Ильинском Черниговском монастыре, 16 апреля.

Кроме этой копии, известны еще в следующих местах списки с чудотворной Черниговской-Ильинской иконы Богоматери: чудотворный образ Богоматери, находящийся в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троицкой Лавры (сведения о сей иконе см. под 1 сентября); икона Богоматери в Москве, в церкви св. апостолов (икона эта написана одновременно с подлинной Ильинской иконой, при патриархе Никоне, в 1658 году); образ Богородицы в г. Соснице Черниговской губернии, в Воскресенской церкви; икона Пречистой Богоматери в Гамалевском монастыре Черниговской губернии, Глуховского уезда; образ Богородицы, именуемый Елецко-Черниговским (сведения о нем помещены под 5 февраля).

Тамбовская икона

В Тамбове, в церкви св. архидиакона Стефана, именуемой Уткинской (по имени строителя Уткина), находится чудотворная икона Богоматери, которую называют Тамбовской. Точных сведений о времени явления этой иконы, а равным образом и о чудесах мы не имеем, так как записи об этом утеряны. Местное устное предание относит время явления сей иконы к 1692 году.

Это же предание гласит, что прежде, именно, до половины XIX века, она находилась в кладовой церкви св. архидиакона Стефана. Здесь она пребывала долгое время среди разной ветоши, пока, наконец, не была взята отсюда по просьбе одного тяжко больного человека. Последний страдал неизлечимой болезнью. Часто молился он Богу, прося исцеления от болезни и прекращения его тяжких мук. И вот ему было открыто во сне, что он получит просимое, если отыщет в кладовой церкви св. архидиакона Стефана икону Богоматери и отслужит пред ней молебен.

Больной, надеясь на Божию помощь, принялся за розыски иконы. Вскоре он нашел ее и горячо помолился пред ней, отслужив молебствие. Молитва его была услышана: он немедленно выздоровел.

В настоящее время икона сия обретается в вышеуказанной церкви св. архидиакона Стефана, именно, в правом приделе храма, построенном в честь сего чудотворного образа. Она стоит в иконостасе, по левую сторону царских врат, как местная. Придел в честь Тамбовской иконы Богоматери выстроен в 1836 году.

Изображается икона почти так, как Ильинская-Черниговская. В честь ее 16 апреля совершается крестный ход в Тамбове; это празднество происходит ежегодно, начиная с 1888 года, когда оно было введено указом Св. Синода.

К этому торжественному празднеству в город Тамбов собираются богомольцы со всех окрестных мест. Здесь, у образа Богоматери, они изливают свои скорби и нужды; здесь они находят отраду и утешение; здесь же подается исцеление от болезней тем, кто с верой и надеждой на помощь Царицы Небесной молитвенно прибегает к Ее пречистому образу.

Есть еще другая Тамбовская икона. Сведения о ней см. под 6 декабря.

18 апреля

Максимовская икона

На сей иконе Богоматерь изображена во весь рост; перед Ней митрополит Максим стоит на коленях и принимает из Ее пречистых рук омофор. О времени и обстоятельствах написания этой иконы говорится в сделанной на ней надписи следующее: «Сей чудотворный и святой образ Пресвятой Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299), по видению Максима, митрополита Владимирского и всея России чудотворца, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келии своей мало уснув, абие видит, аки на яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Предвечного Младенца, и глагола: рабе Мой, Максим! Добре пришел еси семо посетите град Мой. И подаде ему омофор, глаголя: приими омофор сей и паси во граде Моем словесныя овцы. Он же прием возбудися от сна своего, и в келии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час; абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша в него омофор той, и прославися сие чудо по всей земле Русской и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый, а омофор святый во время безбожнаго царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо», т. е. неизвестно, куда пропал омофор.

Из этой надписи видно, что явление Богоматери Максиму было знамением соизволения Ее на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Отсюда же, далее, видно, что название иконы «Максимовская» происходит от имени митрополита Владимирского Максима. По сообщению других источников, омофор, чудесно полученный Максимом, хранился во владимирском соборе, в золотом ковчеге, 112 лет. Во время нашествия на Владимир татарского царевича Талыча (в 1412 году) омофор этот был скрыт в безопасное, тайное место ключарем собора Патрикием. Когда татары завладели городом Владимиром, они ворвались в собор и потребовали от ключаря указать место, где хранятся драгоценности собора. Патрикий отказал им в этом и был бесчеловечно умерщвлен. Впоследствии некоторыми епархиальными архиереями делались попытки отыскать чудесный омофор, данный Максиму Пресвятой Богородицей, но доселе все эти попытки не увенчивались успехом.

В настоящее время Максимовская икона находится в соборной кафедральной церкви г. Владимира (на Клязьме). Стоит она по правую сторону при входе в собор, над местом погребения митрополита Максима. Она имеет в длину 2 аршина и 4 вершка, а в ширину — 1 аршин и 1 вершок.

Максимовская икона Богоматери прославилась многими чудесами. Приведем одно из них, наиболее разительное. Сын одного чиновника по Владимире тяжко заболел. Так как вообще люди более надеются на помощь человеческую, а не на Бога, то и родители заболевшего сперва обратились к медицинским средствам. Эти средства, однако, не помогли: больному становилось все хуже и хуже. Отчаявшись во врачебной помощи, родители решили прибегнуть к благодатной помощи Богоматери. С этой целью они подняли в дом свой Максимовский образ Богородицы и отслужили здесь молебен. Когда после усердной молитвы к Милостивой Помощнице и Заступнице рода христианского чудотворную икону поднесли к больному, чтобы он приложился к ней, то в болезни его сразу произошел благодетельный перелом, и он встал совершенно здоровым. Так Пречистая Богоматерь подает помощь и исцеление всем, кто с верой и надеждой на Ее заступление молится пред Ее честным образом.

20 апреля

Кипрская икона

Эта икона Богоматери находится на о. Кипре (откуда и ее название), в монастыре, устроенном на месте ее явления. Время этого явления относится к концу IV века, именно к 392 году. Этой иконе празднуется еще 9 июля и в день сошествия Святого Духа на апостолов. В греческом синаксаре на неделю Православия передается одно сказание об иконе Богоматери. Трудно сказать, какая икона тут разумеется. Полагают, однако, и не без оснований, что сказание касается именно Кипрской иконы Богоматери. Содержание сказания сводится к следующему. На воротах, ведущих к одной из церквей острова Кипра, именно, церкви Пресвятой Богородицы, была поставлена икона Богоматери, изображающая Ее сидящей на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя ангелами по сторонам. Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо этой церкви, задумал поглумиться над христианской святыней. Он прицелился из лука в образ Богородицы и пустил стрелу, которая попала в колено Богоматери. Тотчас же из раны потекла в большом количестве кровь. Это знаменательное чудо привело в ужас святотатца; он помчался на своей лошади домой, но не успел доехать до своего двора и на пути пал мертвым. Так Божественное Провидение наказывает святотатцев!

Другие иконы на о. Кипре: Полыньковая, Ястребская, Ножевая и Чистительная

Полыньковая икона Богоматери получила свое название, оттого что была обретена в небольшой пещеpе, заросшей полынью. В настоящее время эта икона Находится в монастыре Авсинфия, построенном на месте ее явления.

Явление другой иконы Богоматери, именуемой Ястребской, произошло при следующих обстоятельствах. Однажды правитель Кипра отправился на охоту, взяв с собой ястреба, выученного своим хозяином быстро ловить охотничью дичь. Случилось так, что ястреб, гоняясь за одной птицей, попал в терния и запутался в них. Прибывший к этому месту правитель пожалел своего ястреба и приказал слугам вырубить тот куст, в котором запутался ястреб. Слуги исполнили приказание своего господина. И вот пред глазами присутствовавших открылась дивная картина: посреди куста стояла икона Богоматери. Она получила название Ястребской. Видя в ее явлении знак особого благоволения Божией Матери к этому месту, правитель Кипра устроил здесь монастырь, в котором и была поставлена явившаяся икона. Событие это относится к тому времени, когда остров Кипр находился еще во власти христиан.

В настоящее время в храме, в котором находится Ястребская икона Богоматери, запрещен вход женщинам, и они, приходя на поклонение этой иконе, совершают свои молитвы вне церкви, на паперти. Были случаи, когда некоторые жены хотели проникнуть в храм, чтобы лицезреть икону Богоматери и поклониться ей, но всякий раз их попытки оканчивались неуспехом: какая-то невидимая сила препятствовала им проникнуть в церковь.

На Ножевой иконе Богоматерь изображена в молитвенном виде с распростертыми руками и при этом одна, без Предвечного Младенца. Эта икона имеет при себе висящий нож, откуда произошло и само название ее — Ножевая. Раньше она находилась в монастыре, но после того, как этот монастырь в 1892 году сгорел дотла, она была перенесена в г. Левкосию, находящийся на том же острове Кипре. Там она пребывает и до настоящего времени. Чудотворная сила этой иконы особенно явно проявилась во время упомянутого пожара в 1892 году. Несмотря на то, что монастырь сгорел весь до основания, св. икона Богородицы осталась совершенно невредимой.

Чистительная икона Богоматери находится в устроенном в честь ее монастыре, расположенном в одном из самых живописных мест острова. Название Чистительной дано ей потому, что к ней прибегают страдающие глазными болезнями и получают исцеление, если только молятся Божией Матери усердно и горячо, с верой в Ее предстательство за нас пред Господом.

Кипрская икона в селе Стромыни

Село Стромынь находится недалеко от города Москвы, в Богородском уезде. В настоящее время это одно из самых многолюдных и богатых сел указанного уезда.

Недалеко от этого села в XIV веке был основан преподобным Сергием Радонежским монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. этот монастырь был упразднен по указу Св. Синода; здания монастыря были сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь. В 1827 г. ветхая приходская церковь села Стромыни была сломана и на ее месте была построена прихожанами новая великолепная каменная церковь во имя Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и святителя Николая. В этой Успенской церкви и находится ныне чудотворная икона Богоматери. Прославилась эта икона в 1841 г. при следующих обстоятельствах.

Дочь одного крестьянина села Стромыни, именем Марфа, заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года больная впала в совершенное расстройство, и припадки ее настолько стали сильны, что угрожали даже ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее умереть во цвете лет (ей было 18 лет). Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную ею во сне. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение в своей болезни. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении девицы Марфы по молитвам пред Кипрской иконой Богоматери, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Укажем несколько чудес, совершившихся по молитвам пред Кипрской Стромынской иконой Богоматери.

Алексей Порфирьев, крестьянин деревни Новой Воскресенского прихода Богородского уезда, полтора года страдал параличом. Он не мог двигать ни руками, ни ногами. Больного, по его просьбе, принесли в Успенскую церковь села Стромыни и здесь отслужили молебен пред иконой Богородицы. После молебна больной сразу почувствовал себя лучше; он начал двигать руками и ногами, а затем встал уже совершенно здоровым. Отслужив благодарственный молебен Царице Небесной, помиловавшей его, он вернулся домой и стал заниматься обычными крестьянскими работами.

Крестьянка деревни Мележи той же губернии, Покровского уезда, девица Анна Петрова долгое время страдала расслаблением. Когда она отслужила молебен пред чудотворной Стромынской иконой Богоматери, то получила совершенное исцеление.

Крестьянин Владимирской губернии, Александровского уезда, деревни Зубцовой, Алексей Петров страдал расслаблением рук и ног. Прибыв в село Стромынь, он попросил священника отслужить молебен пред чудотворным образом Царицы Небесной. После молебна болезнь его сразу ослабела; он получил возможность двигать своими членами. Спустя несколько времени он окончательно стал здоров.

О всех этих чудесах, а равно и о том, что Стромынская икона Богоматери служит предметом особого почитания как прихожан, так и жителей даже отдаленных мест Московской губернии, священник Успенской церкви села Стромынь счел нужным донести Московскому митрополиту Филарету. Митрополит 17 марта 1841 года прислал на имя благочинного следующее предписание: «1) Представить подробное описание иконы: какой она меры, письма, — искусного ли, древнего ли; не известно ли чего о ее происхождении и давно ли она стоит над церковными дверями; 2) икону поставить в церкви, в приличном месте; 3) не возбранять совершать пред ней молебны, но строго подтвердить местному священнику с причтом, чтобы остерегались от всяких неправильных разглашений; 4) будут ли приходить богомольцы и служить молебны и не случится ли чего особенного при этом, к соображению начальства доносить о том еженедельно».

В своем докладе митрополиту Филарету местный благочинный, по дознании на месте, представил следующие сведения о Кипрской Стромынской иконе Богоматери: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою вышины 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния; 2) о происхождении сей иконы ничего не известно. По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно от чего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном святителя Николая храме, за левым клиросом, в приличном месте».

Кроме сего, благочинный доносил митрополиту, что в село Стромынь на молебны собирается много народа не только в праздничные и воскресные, но и в будние дни. При этом благочинный представлял сведения о чудесах, совершившихся у чудотворной Кипрской иконы Божией Матери.

Зимой и осенью 1841 года стечение народа к Кипрской иконе стало уменьшаться. Посему Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая те случаи, когда совершится что-нибудь особенное.

Так прославилась Кипрская икона Богоматери. И ныне она подает исцеления тем, кто прибегает к ней с верой в помощь Царицы Небесной; посему и в настоящее время к ней стекаются благочестивые богомольцы и болящие, чтобы помолиться здесь Пречистой Владычице и Заступнице рода христианского.

Икона Богоматери украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе празднуют еще ежегодно 16 февраля — в день, когда девица Марфа получила исцеление и чрез это Стромынская икона Богородицы прославилась как чудотворная.

В России известны еще Кипрские иконы Божией Матери в московской церкви св. Николая в Голутвине и в московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта украшена богатым окладом.

Есть, кроме того, Кипрская икона Богоматери в Нижнем Новгороде, в Иоанно-Предтеченском храме, что в Слободке. Сведения об этой иконе см. под 12 мая.

Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

24 апреля

Кипяжская икона

Место и время явления этой чудотворной иконы неизвестны.

Молченская икона.

Сведения о ней помещены под 18 сентября.

25 апреля

Цареградская икона

Эта чудотворная икона написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась она 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Один список с этой иконы находится в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке. Существуют еще списки с Цареградской иконы в Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова, и в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии. Сведения о другой Цареградской иконе Богоматери, которая выбита на грифельной доске, помещены под 17 сентября.

27 апреля

Явление Казанской иконы Богоматери в деревне Александровке Петербургской губернии

27 апреля 1826 года крестьянка деревни Александровки Марфа Екимова объявила своему духовному отцу, что три ночи кряду являлась ей прекрасная Женщина в белой одежде и, разбудив ее, приказывала выйти на реку, под гору, и взять там икону. При этом все домашние свидетельствовали, что видели задние ворота каждый раз растворенными, но никого из людей не было. В третью ночь после явления Mapфа вышла в растворенные ворота, деревянный запор которых был переломлен пополам, и увидела необыкновенный свет и в нем спускающийся образ, который стал на берег речки Кузьминки, на лугу за их огородом. По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму, и по его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежит Александровка.

Три четверти века оставалось ничем не отмеченным это дивное знамение милости Царицы Небесной к обывателям Александровки, и даже место явления святой иконы ничем не выделялось от окрестности, хотя бы водружением креста. Но Промыслу Божию угодно было в наши дни увековечить его дружным общественным слиянием множества людей в Братство для создания в Александровке храма в честь Богоматери.

28 апреля

Львовская икона

Названа Львовской по той причине, что явилась в городе Львове дьячку Илариону Симашке 28 апреля 1182 г. Других сведений о ней не имеется.

Ссылки по теме
Форумы