Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Июль

К оглавлению


 

2. Икона, именуемая Ахтырской. Она явилась в 1739 году в городе Ахтырке Харьковской епархии священнику Покровской церкви Даниилу Васильеву, человеку весьма добродетельному и благочестивому. Однажды, при наступлении сенокоса он косил траву на своем огороде и увидел в траве икону Божией Матери, молящейся пред распятием Господа Иисуса. Икона блистала необыкновенным светом. В благоговейном страхе он осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице. Усердно помолившись Пресвятой Владычице, священник внес икону в свой дом. В продолжение трех лет эта икона находилась в доме священника. Домашние его заметили, что в той комнате, где стояла икона, невозможно было ночевать от какого-то непонятного страха. В праздник Покрова священник, войдя в эту комнату, так же неожиданно, как в первый раз, был поражен сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он молился и никому не говорил о том. Однажды он увидел во сне Божию Матерь и услышал повеление обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистою водою. Священник, проснувшись, поспешил исполнить повеление. Воду он собрал в сосуд, с намерением поутру вылить в реку. Опять заснув, он увидел во сне, что идет к реке с сосудом воды, которою омыл икону, но на пути явилась ему Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эти воду: она будет исцелять всех страждущих лихорадкой». Священник имел дочь, давно страдавшую лихорадкой; проснувшись, он дал ей» пить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкой стали прибегать к Пресвятой Богородице и, как только пили воду от Ее иконы, немедленно выздоравливали. В продолжение трех лет икона оставалась у священника в доме, затем, видя чудесные явления от благодатной иконы, он почел лучшим внести ее в свою приходскую церковь, и здесь-то сия икона особенно просияла силою чудотворений. Иконописец Иоанн, которому отдана была икона для справления, имел у себя ребенка, страдавшего лихорадкой. Слыша о чудесном действии воды от Ахтырской иконы Богородицы, он омыл икону, и, как скоро напоил этою водою больного младенца, болезнь оставила его. Много совершилось чудесных исцелений от чудотворной иконы по вере прибегающих к благодатной от нее силе. Одно из них особенно замечательно. Оно было во времена императрицы Екатерины. Жена генерала Вейделя Елисавета приехала в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворной иконой Богородицы об исцелении ее от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала Ее повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни; это для тебя не нужно; ты скоро оставишь жизнь. Раздай по церквам и нищим все твое имение; такая жертва послужит на пользу души твоей». Больная отвечала: «Мати Божия! У меня есть дети, и, если я раздам все имение, дети мои останутся в крайней нищете и бедности». На это Матерь Божия сказала: «Не заботься о детях, Я буду всегдашнею их покровительницею. А ты чрез пять дней умрешь, потому готовься к исходу, поступи с имением, как Я тебе сказала». После сего Матерь Божия стала невидима. Больная, пробудясь от сна, призвала духовного отца, рассказала ему о видении и, по глаголу Богородицы, чрез пять дней скончалась с миром. Императрица Екатерина II, узнав о чудесном покровительстве, обещанном Богоматерью детям умершей Вейдель, взяла двух ее дочерей на свое попечение и выдала замуж: одну за графа Палена, другую за графа Чернышева. Чудотворная сия икона находится в Ахтырском соборном храме.

Икона, именуемая Пожайской. Она находится в Пожайском Успенском мужском монастыре, в десяти верстах от города Ковно, на берегу реки Неман, основание которого относится к XVII столетию. Монастырь устроен на урочище Пожайсце, почему и называется Пожайским. На Пожайской иконе изображение Пресвятой Богородицы написано на холсте, и на Ее лике выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим и ко всем прибегающим к Ее помощи и заступлению. Пожайская икона весьма древняя, прислана из Рима от папы Александра VII в благословение основателю Пожайского монастыря, Христофору Сигизмунду Папу, великому канцлеру великого княжества Литовского. Празднование Пожайской иконе, совершаемое 2-го июля, привлекает многочисленные толпы богомольцев; православные, даже раскольники, римско-католики, все усердно стремятся на поклонение Царице Небесной пред этою иконою.

Феодотьевская икона. Икона сия явилась в 1487 году в пределах рязанских, на пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьева, почему и названа Феодотъевскою. Многие чудесные исцеления совершались благодатною силою от нее. По повелению князя Рязанского и по благословению епископа, икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения сего города и поставлена с подобающею честью в соборном храме Успения, в 1611 году; с самой чудотворной иконы снят был список и послан в село Феодотьево. На иконе Богомладенец изображается на левой руке Богородицы; правою рукою Он благословляет, а в левой держит свиток. Празднество Феодотьевской иконе установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 году запорожских черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы. В 1771 году, во время моровой язвы, Феодотьевскую икону носили по домам города и селений. Если приносили ее в дом до появления болезни, то в этом доме не было болезни, а если болезнь уже началась, то быстро она прекращалась. В Рязани весьма чтут сию икону: пред нею всегда бывает множество молящихся; ее очень часто берут в дома для совершения молебнов при начатии какого-либо семейного дела, например, женитьбы сыновей или выдачи дочерей замуж. Не раз во время бездождия с иконою совершали крестный ход, и бездождие прекращалось. Были и многие исцеления от сей иконы.

4. Галатская икона. Сия св. икона ознаменовала себя чудесами в Царьграде, в Галате, отчего и получила свое название. Точное ее изображение находится в Москве, в церкви святителя Тихона Амафунтского, что у Арбатских ворот.

7. Влахернская икона. Сначала эта икона находилась в Антиохии с именем Одигитрии. В 408-450 годах императрицей Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора святая Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь. В VIII столетии, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы-Одигитрии и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею лампаду горящею. С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.

По взятии турками Царьграда, Одигитрия несколько времени скрываема была в патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а в 1654 году, 17-го октября — в Москву, к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил ее на Лобном месте. Когда царь изъявил сомнение относительно чудотворной силы иконы Влахернской, то в том же 1654 году, 10-го декабря, правитель иерусалимского престола Гавриил, особой грамотой принося благодарность царю за присланную ему милостыню, объяснил, что «поднесенная государю чрез грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницею Константинополя и Греческих императоров, которую имел царь Ираклий при себе в походе против персов и о чудесах которой обстоятельно повествуется в истории». С тех пор сия икона пребывает в Успенском соборе в Москве. В 1812 году, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденною, без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряною ризою. Влахернская икона сделана из воско-мастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, из которых находятся: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминках князя Голицына и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы в свою очередь прославились многими благодатными явлениями.

8. Казанская икона. Эта икона явилась в 1579 году в Казани, вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь Свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; неверующих же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне благочестивой девице, Матроне, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской грезой. Сон повторился дважды. В третий раз чудесной силой Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь Моего поведения, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8-го июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии на- 1 рода, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что это преимущественное исцеление слепоты служило знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотой магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иван Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною. Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.

Тобольская икона. Чудотворная икона сия находится в Тобольске, в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году, 8-го июля, в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ Казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем. Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21-го, после утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу — приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской — тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Бог за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это — зловоние и Богу и людям; но Владычица наша со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, — вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» — и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна в келье, святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, — встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте». Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я, придя в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу — в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; придя в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Каплуновская-Казанская икона. Эта икона находится в сельце Каплуновке Харьковской епархии. Явилась она в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнью, Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», — прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал со Шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем, король Карл, остановившись с своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80-ти верстах от Харькова.

Нижнеломовская- Казанская икона. Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона. Эта икона находится в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году после молебна пред сею иконою забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году, 19-го июня, был пожар в московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем, она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии, Звенигородского уезда. Она явилась на дереве близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и — совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске, в Богоявленском соборе, и прославилась многими чудотворениями. Ежегодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле, в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году, 2-го июля, некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотой от его имени утвердил желание последних, но с тем чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону ежегодно носят из Ярославля в Романов. Есть еще чудотворные Казанские иконы Пресвятой Богородицы: в городе Вязниках, в соборе. Сия икона прославилась чудесами в 1624 году. В городе Суздале, в приходской Воскресенской церкви. Эту икону написал один инок Иоаким, живший в XVII веке. По повелению Самой Пресвятой Богородицы он принес и поставил сию икону в суздальской церкви. В Темниковском Преображенском соборе. Эта икона, вследствие троекратного явления ее самой одной госпоже, очень страдавшей болью в ногах, была найдена в соборе в кладовой между негодною к употреблению утварью, и при этом больная получила исцеление. В Высочинском Казанском монастыре. Этот монастырь находится в 36-ти верстах от Харькова и в 3-х от города Змиева. Икона явилась в начале XVIII столетия в сосновом бору на болотистой кочке пушкарю, т. е. сторожу этого казенного бора, который тогда стоял здесь, где впоследствии устроилось село Высочино, так названное по фамилии его устроителя, сотника Высочина, который получил от Петра Великого это место в награду за заслугу во время Полтавской битвы, и затем основался монастырь. По имени местности как икона, так и монастырь получили название Высочинских. Икону пушкарь взял к себе в дом и поставил вместе со своими иконами. Чрез некоторое время от иконы произошло большое сияние и получил исцеление ходивший на костылях отец пушкаря. Икону перенесли было сначала в церковь ближайшего села Артюховки, потом в собор города Змиева, но она чудесным образом все возвращалась в дом пушкаря, и много здесь совершалось от нее чудес. На место избы пушкаря воеводою Высочиным перенесена была из села Артюховки церковь, где и поставлена была чудотворная икона, а в 1886 году уже устроен здесь монастырь.

Оковицкая икона. Икона сия явилась 8-го июля в 1539 году в лесу, в Оковицах, отчего так и названа. Называется она и Ржевской, которой празднуется 11-го июля. (Чит. о ней там.)

Икона Устюжская-Благовещения. Празднество этой чудотворной иконе установлено в воспоминание чуда, бывшего в Устюге чрез посредство иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в 1290 году. Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды всенародно своим согражданам, что Бог за грехи хочет наказать их и что город ужасным образом погибнет, и умолял их прибегнуть к покаянию и просить у Бога помилования. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи сам Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на церковной паперти, чтобы молиться непрестанно за народ. Чрез неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье, в полдень явилось на небосклоне небольшое черное облако; приближаясь к городу, оно росло и наконец легло над ним большой черной тучей. Тьма сделалась необычайная, так что люди не узнавали друг друга; раздавались страшные удары грома, блистала беспрерывная молния, прорезывая густую тьму, и приводила всех в ужас и оцепенение; земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив. Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия; тогда все бросились в храмы и особенно в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которой Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Заступницу рода христианского, да ходатайствует Она пред Сыном Своим за людей согрешивших. И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял к Господу и с воплем покаяния просил заступления Божией Матери, чтобы отвратился гнев, праведно на него посылаемый. Рыдания раскаивающихся мужей и жен, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев смешались с обильными слезами угодника Божия, и вдруг из иконы Богородицы, как из источника, потекло миро — и в таком количестве, что им наполнили церковные сосуды. Вслед затем стала ощущаться перемена в воздухе, страшная туча с громом и молниями отошла от города верст на 20 и разразилась там над пустынным местом, как дождем, раскаленными камнями; лес был поломан и сожжен, но ни один человек, ни одно животное не погибло от праведного гнева Божия, отвращенного от людей заступлением Богоматери. С тех пор народ начал с полною верою прибегать к Заступнице рода христианского пред Ее чудотворной иконой; миром, истекшим от иконы, мазались всякого рода недужные и получали исцеление.

Около 1567 года, при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митрополите Филиппе, чудотворная икона Благовещения Богородицы, пред которою молился св. Прокопий, была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. На месте же ее в Устюге поставлена в 1747 году написанная с нее. В 1812 году неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжскую икону богатого оклада, но устюжане, благоговеющие и поныне пред чудотворной иконой своей Заступницы, заменили его новым в 1847 году. На сей иконе Благовещения Предвечный Младенец изображен в персях Приснодевы воплотившимся в минуту Благовестия.

9. Колоченая икона. Икона сия Пресвятой Богородицы явилась в 1413 году в области князя Василия Дмитриевича, в пределах Можайска, верстах в 13-ти от города, на берегах реки Колочи в Смоленской губернии. Явилась она крестьянину Луке, который, усердно помолившись пред нею, принес ее в свой дом. В доме его был больной, лежавший много лет в расслаблении. Услышав о явлении иконы, тот с верою приложился к ней и получил исцеление. Многие страждущие устремились к явленной иконе на поклонение Заступнице Небесной и получали благодатную помощь. Лука принес икону в Можайск, где встретил ее князь Андрей Дмитриевич с многочисленным народом, и тут же многие больные получили исцеление.

Из Можайска икона была перенесена в Москву. В Москве от иконы было множество чудес. Лука с иконою ходил по многим городам и селениям и, собрав большое богатство, начал употреблять его в свою пользу и при этом сильно возгордился. Но Господь вразумил его несчастьем — однажды медведь едва не умертвил его. Тогда на богатство Луки на месте явления иконы поставлена была церковь во имя Богородицы и при ней устроен мужской монастырь, именуемый Колочским, или Можайским. Лука же постригся в монахи и проводил жизнь в слезах и покаянии.

Коложская икона. Икона сия представляет собою не совсем верный список с иконы «Одигитрии», привезенной из Москвы в 1495 году в Вильну дочерью великого князя Иоанна III Еленою при вступлении ее в супружество с Александром, князем Литовским. Название Коложской она получила оттого, что первоначально находилась в Коложской церкви свв. Бориса и Глеба, построенной в середине XII века в предместье Гродно, именуемом Коложею. Впоследствии, когда эта церковь обрушилась наполовину в реку Неман, то Коложская икона была перенесена в Борисоглебский мужской монастырь в Гродно, где находится и доселе. Она с древних времен ознаменовала себя великими чудесами, и верующие притекают к ней со всех сторон на поклонение и по вере своей получают великие милости.

Кипрская икона. На островке Кипре, при церкви Пресвятой Богородицы поставлен был на воротах образ Богоматери, представлявший Ее сидящею на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя по сторонам Ее ангелами. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе, и в ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым. Эта икона явилась еще в 392 году на острове и находится там в монастыре, устроенном на месте явления. Список с сей иконы имеется в московском Успенском соборе, у левого столба, в богато украшенном окладе.

9-го числа празднуется следующим чудотворным иконам, находящимся на острове Кипре: именуемым Ястребской, Полыньковой, Чистительной и Ножевой. Первая из этих икон обретена была следующим образом: в древнее время один из Кипрских князей охотился на птиц с ученым ястребом. Ястреб бросился за летящей птицей. Птица скрылась в большой древесный куст. Ястреб, полетев за нею, запутался в ветвях куста и никак не мог сам освободиться. Князь, увидев невозможность легко освободить ястреба, приказал вырубить кусты. Но когда стали вырубать, то в самой середине куста увидели стоящую икону Пресвятой Богородицы. Князь признал в этом благоволение Пресвятой Богородицы к сему месту и соорудил здесь монастырь для водворения иконы, и икона названа была Ястребской. Полыньковой названа икона потому, что обретена на острове в небольшой пещере, заросшей полынью; на месте явления иконы сооружен был монастырь, называемый «Афсинфия», где и находится икона. Чистительной названа икона потому, что по молитве пред нею главным образом больные глазами получают исцеление. Она находится в монастыре, основанном в честь Пресвятой Богородицы на одном из прекраснейших мест острова Кипра. Ножевая икона обретена в пустынном месте с висящим при ней ножом, который и доныне хранится при иконе, отчего так она и называется. На сей иконе Пресвятая Богородица изображается одна, без Богомладенца, и с распростертыми руками как бы для молитвы. На месте явления иконы Греческий император Исаак основал монастырь в честь Богородицы, который именуется по имени иконы Ножевым.

10. Коневская икона. Икона сия принесена с Афонской горы в Россию преподобным Арсением, Коневским чудотворцем, в 1393 году. Она находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на одном из островов Ладожского озера С.-Петербургской губернии. Когда преподобный Арсений, пробыв на Афоне три года, вознамерился возвратиться в свое отечество, то Иоанн Зидон, игумен одного из тамошних монастырей, благословил его иконою Пресвятой Богородицы и предрек основание им обители. С этою драгоценною святынею Арсений возвратился в Россию в 1393 году. Пришел он в Новгород, явился к архиепископу Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув на Ладожском озере острова Коневца, Арсений обратился с молитвою ко Господу, чтобы Он Сам указал ему место для обители. Провидение Божие направило преподобного на то место, где ныне стоит Коневский монастырь.

Здесь он сначала выстроил себе келью, потом и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре начали стекаться сюда иноки, привлекаемые славою чудес от иконы Пресвятой Богородицы, чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения ее на острове. В 1573 году обитель Коневская помощью Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Шведы, разоряя Карелию, хотели разорить монастырь; но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер и взломал лед вокруг острова, так что они не могли исполнить свое намерение. В 1578 году опять возгорелась война и заставила коневского игумена с братиею взять чудотворную икону и переселиться в новгородский Деревяницкий монастырь. Остров Коневец оставался в запустении более ста лет, до тех пор, пока Петр Великий не возвратил русской державе страну Карельскую. По изгнании шведов из Карелии в 1718 году, Коневский монастырь был обновлен повелением императора. Но чудотворная икона оставалась еще в Деревяницком монастыре до 1798 года, когда дозволено было перенести ее в Коневский монастырь, в Деревяницком же оставить точный список с нее. Но прежде возвращения в обитель икона препровождена была в С.-Петербург для возложения на нее сребропозлащенной ризы. Здесь от иконы было много чудес: иные исцелялись от глазной болезни, другие от беснования и расслабления. На Коневской иконе изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, держащим на левой руке двух голубиных птенцов. Наименование острова Коневцем произошло от Коня-камня, находящегося в полуверсте от обители.

11. Ржевская икона. Святая икона сия явилась в 1539 году 26-го декабря в Оковицкой волости Ржевского уезда Тверской епархии. Явление ее было ознаменовано множеством чудес. В 1540 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном она была принесена из Ржева в Москву, где торжественно встречена была митрополитом со всем собором и поставлена в Успенском соборе. В Москве от иконы тоже происходило много исцелений. 11 -го июля икона обратно была отпущена на место своего явления. В Москве же оставлен список с сей иконы, в устроенной во имя ее церкви у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковицах икона называется также и Оковицкой. На сей иконе с левой стороны Пресвятой Богородицы изображен стоящим святитель Николай Мирликийский.

Икона Шуйская-Смоленская. (Чит. о ней под 28-м числом.)

12. Икона, именуемая Троеручица. О ней чит. под 28-м июня.

16. Чирская, или Псковская икона. Эта икона Пресвятой Богородицы первоначально находилась в церкви села Чирска Псковской епархии, а потому и получила название Чирской. В 1420 году, 16-го сентября, во время морового поветрия, бывшего во Пскове, на этой иконе из обоих глаз Богоматери истекли слезы. Узнав об этом чуде, Псковский князь Феодор Александрович послал священнослужителей принести чудотворную икону о Псков. ДЛЯ сретения иконы совершен был крестный ход при великом стечении народа и участии князя, все с благоговением молились. Псковитяне внесли икону в город и поставили в соборную церковь Св. Троицы. Празднество Чирской иконе установлено 16-го июля в воспоминание великих чудес, бывших от сей иконы, и прекращения морового поветрия. По перенесении во Псков Чирская икона стала называться еще Псковской. В память перенесения иконы во Псков в 1470 году была построена церковь Знаменская в Старо-Знаменском девичьем монастыре.

17. Икона Святогорская. Святогорских икон две, они находятся в Святогорском мужском монастыре Псковской епархии. Иконы явились на горе, которая сначала называлась Синичьей, а после явления икон стала называться Святою. Икона Умиления явилась юродивому Тимофею, местному уроженцу, в 1563 году. От иконы он слышал голос, что чрез б лет на горе воссияет благодать, и ровно через 6 лет, в 1569 году здесь явилась вторая икона, Одигитрии. От икон совершились многие чудеса и исцеления. На горе, на месте явления икон, по повелению царя сначала была выстроена часовня, а затем, когда часовня сгорела и обе иконы остались невредимыми, тут устроен был храм и монастырь. Иконы ежегодно, в первую пятницу Петрова поста, приносят во Псков и в следующий воскресный день совершают с ними крестный ход по городу.

20. Икона Абалацкая-Знамение. Эта чудотворная икона называется Абалацкою от села Абалак Тобольской епархии, при котором, в 25-ти верстах от Тобольска, с 1783 года устроен монастырь. В царствование Михаила Феодоровича, при Тобольском архиепископе Нектарии, на Абалацком погосте уединенно жила благочестивая вдова Мария. Спустя 50 лет после построения Тобольска, а именно в 1636 году, эта вдова, будучи в своей хижине, видела в тонком сне стоящий на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями на правой стороне святителя Николая Чудотворца, а на левой преподобной Марии Египетской и слышала голос, повелевавший объявить народу об этом явлении и сказать, чтобы построили на Абалацком погосте по правую сторону ветхой Преображенской церкви новую, во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами по одну сторону святителя Николая, по другую — Марии Египетской. Мария проснулась, но по своей робости никому не осмелилась сказать о том. Видение повторялось до четырех раз. Четвертое видение было очень знаменательно, так что Мария уже не могла более скрывать. Она пошла из Абалака в Тобольск, и когда приближалась к самому городу по подгорью, то вдруг пред нею явился какой-то облачный столп и на столпе образ Знамения Божией Матери и образ преподобной Марии Египетской, а святитель Николай, как бы живой, стоял на земле и гневно сказал ей: «Для чего ты медлишь объявить о видениях и повелениях народу? Если еще замедлишь, то будешь наказана расслаблением всего тела; если же объявишь и тебя не послушают, тогда не ты, а непослушавшие потерпят». После этого вдова стала рассказывать о своих видениях всему народу и затем объявила архиепископу Нектарию. Все поверили рассказам благочестивой вдовы. Архиепископ после сделанного ей строгого испытания благословил прихожан абалацких строить храм, многие и из тобольских жителей приняли участие в этом деле. Сам промысл Божий приготовил в эту церковь и храмовую икону. Некто крестьянин Евфимий много лет лежал в расслаблении. Однажды приходит к нему нищий Павел, пользовавшийся его милостями, и говорит: «Ефим! На Абалаке строится церковь по повелению Божию во имя Знамения Богородицы, святителя Николая и Марии Египетской. Дай обещание написать храмовую икону в ту церковь. Может быть, Господь по вере твоей и за усердие твое и освободит тебя от болезни». Евфимий выслушал нищего, как ангела Божия, и дал обещание устроить икону и в тот же день, после полудня, он вдруг начал владеть правою стороною своего тела. На другой же день Евфимий послал прошение к преосвященному Нектарию о дозволении ему написать храмовую икону для новой абалацкой церкви и, получив святительское благословение, заказал ее искуснейшему в то время живописцу в Сибири, тобольского Софийского собора протодиакону Матфию. Все время, пока писался образ, Евфимий молился и с каждым днем все становился крепче и крепче. Наконец, почувствовав себя совершенно здоровым, он сам пришел к живописцу и, взяв икону, собствен ными руками принес ее в собор для освящения. Архиепископ, обрадованный и удивленный совершившимся чудом, сам освятил икону и, отслужив пред нею молебен, отпустил ее с подобающей честью в село Абалацкое для поставления в новой церкви.

Абалацкая икона служит предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в губерниях, соседних с Сибирью; на поклонение ей прибывают издалека, и великие чудеса совершаются по вере прибегающих к ней. В 1665 году установлено приносить чудотворную икону из Абалака в Тобольск ежегодно в июле месяце, в воспоминание чуда милосердия Божия. В этом году в Тобольске и во всех его окрестных местах долгое время беспрерывно шел проливной дождь; хлеба, овощи и трава гибли; все затопило водой. Народ приходил в отчаяние. Тогда обратились с молитвою к Пресвятой Богородице. Тобольский архиепископ Корнилий послал освященный собор в село Абалацкое за чудотворною иконою. 8-го июля икона была принесена в Тобольск и с благоговением встречена духовными и гражданскими властями и множеством народа. На площади отслужили молебствие, икону внесли в собор и немедленно начали литургию. Не окончилась еще служба, как, к общей радости и удивлению, мгла рассеялась, облака исчезли, дождь прекратился и погода сделалась благоприятною. В память этого благодатного знамения и для всегдашнего благодарения Господа Бога и Его Пречистой Матери установлен ежегодный крестный ход, при котором чудотворная икона приносится из Абалака в Тобольск к 8-му июля и остается здесь в соборе до 23-го. С Абалацкой иконы есть несколько копий в разных местах Сибири, которые также благоговейно чтут местные жители и в определенное время носят по окрестным городам и селениям.

Галичская, или Чухломская, икона. Икона сия находится в Городецком Покровском монастыре Костромской епархии. Явилась она в 1350 году около Галичского озера, напротив города Галича, св. Авраамию, Галичскому, или Чухломскому, чудотворцу, бывшему учеником преподобного Сергия Радонежского. С благословения своего настоятеля, он ушел в Галичскую пустынь, где теперь стоит монастырь, и стал подвизаться здесь у горы в уединении. Он молился Пресвятой Богородице об Ее покровительстве себе и однажды во время молитвы услышал с горы голос, который повелевал ему идти на гору. На горе на дереве он увидел в необыкновенном сиянии икону. Икона сама спустилась на руки Авраамия. Долго молился он иконе, говоря: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне?», и от утомления уснул. Во сне он услышал голос от иконы: «Авраамии, пребудь на сем месте, и спасешься, и обитель здесь воздвигнешь. Я и по твоем отшествии не отступлю от обители твоей». Авраамии поставил на горе часовню и стал здесь жить. Скоро слух о явленной иконе и самом пустыннике достиг народа и самого Галичского князя Димитрия, и князь просил преподобного принести икону в город и сам внес ее в соборный храм. Тут многие больные из горожан получили исцеление. Тогда князь пожертвовал место для построения монастыря и содействовал скорейшему его построению. Впоследствии Авраамии еще основал монастырь на берегу Чухломского озера, против города Чухломы, где и скончался.

28. Икона Смоленская-Одигитрия. Икона сия, по сказанию предания, написана св. евангелистом Лукою. Называется Одигитрией, т. е. Путеводительницей, потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм и, когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Пресвятая Богородица есть для всех нас путеводительница к вечному спасению. Из Иерусалима икона была принесена в Константинополь в 1046 году. Греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за Черниговского князя Всеволода, благословил ее иконою Одигитрии. В XII столетии сын Всеволода и Анны Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск. С того времени они стала называться еще Смоленской. В 1237 году, когда Батый подступил к Смоленску и граждане прибегли с пламенною молитвою к Пресвятой Богородице, то ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от нее повеление сказать Меркурию, из дружины князя Смоленского, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский в нынешнюю ночь хочет напасть на народ Мой со всею своею ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его во вражье рабство. Выйди тайно ото всех навстречу врагу, и силою Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победой ожидает тебя мученический венец». Меркурий так и сделал: поразил исполина и отразил рать Батыя при помощи сошедших с неба молниеносных мужей и в присутствии светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, но сам был убит. Перебив множество татар, он, утомленный, заснул. Татары, найдя его спящим, отрубили ему голову. Но он, как живой, сам внес свою голову в город, где и погребли его тело в соборной церкви. В XIV столетии икона была перенесена в Москву — ею князь Витовт благословил дочь свою Софию, супругу Московского князя Василия Димитриевича, во время свидания ее с отцом в Смоленске. В 1456 году, в царствование великого князя Василия Васильевича Темного, Смоленский епископ Мисаил со многими почетнейшими гражданами, прибывшими в Москву, просил князя отпустить их икону обратно в Смоленск. Великий князь после долгих совещаний с духовенством и боярами решил отпустить чудотворную икону, сняв с нее список. Икону за две версты за город сопровождали торжественно, с крестным ходом. Впоследствии, в 1525 году, при великом князе Василии Ивановиче, здесь был построен Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть русских государей, и в монастыре поставлен список со Смоленской иконы и установлен праздник с крестным ходом в монастырь. В 1812 году, в нашествие Наполеона, чудотворная Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска. Накануне славной Бородинской битвы носили ее по всему лагерю, чтобы молитвою пред нею укрепить воинов на предстоящий им великий подвиг. Сам главнокомандующий войсками со слезами молил Богоматерь о помощи и спасении России от страшного врага.

Гребневская икона. Она находится в Москве, в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Когда великий князь Димитрий Иоаннович Донской возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и достиг города Гребени (в настоящее время этого города не существует) на реке Чири, впадающей в Дон, то тамошние жители поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями и получившую от города наименование Гребневской. Великий князь с верою принял икону и поставил ее в московском Успенском соборе.

Правнук Донского, великий князь Иоанн Васильевич, собираясь в 1471 году в поход против Новгорода, дал обет построить церковь в честь Божией Матери — Ее чудотворной Гребневской иконы, которую он брал с собою в поход. Шелонской битвой в 1472 году одержал он победу и повелел соорудить в московском посаде деревянную церковь, в которую и была поставлена чудотворная икона, украшенная от его усердия серебром и драгоценными камнями; на киоте иконы он велел написать акафист в похвалу Пресвятой Богородицы и в благодарность за дарование ему сына Василия. С этой иконой русские отразили в 1612 году поляков на Сретенской улице. Во время пожара в 1687 году церковь Гребневской Богоматери объята была пламенем, так что не успели вынести Ее икону; но она чудесно сохранилась и, по словам летописи, «обретеся на воздусе». От времени церковь пришла в ветхость; также и самая икона требовала обновления. Церковь была обновлена, а икона, по желанию царевны Наталии Алексеевны, сестры Петра Великого, принесена к ней в село Преображенское. Обновив и украсив икону от своих сокровищ, царевна сама сопровождала ее из Преображенского в церковь и там, поставив на прежнее место, совершила пред нею молебное пение. Возобновлению церкви особенно содействовал Стефан Яворский. Вскоре после обновления иконы от нее начали совершаться новые чудеса. Вот одно из чудес. В доме стольника Салтыкова происходили разные страхования бесов: невидимою рукою бросались камни и т. п. В этом же доме жила одна девица Мария, у которой была очень больна мать. Однажды во сне пришла к ней некоторая женщина и сказала: «Не скорби о болезни матери; иди и скажи госпоже дома сего, чтобы она подняла к себе в дом образ Гребневской Богоматери, и дом ее будет избавлен от бесовских страхований, и мать твоя выздоровеет». Икона была принесена. Перед нею отслужили молебен с водосвятием, и — дом был избавлен от страхований, и больная получила исцеление. Это было в 1711 г.

Супраслъская икона. В Гродненской епархии, в 16-ти верстах от города Белостока, находится древнейший памятник Православия в Западно-русском крае — Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный в 1500 году на берегу реки Супрасли. Этот монастырь прославился чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Сюда стекаются многочисленные толпы богомольцев; не только православные, но и католики и даже протестанты, почитая икону чудотворной, стремятся для поклонения Царице Небесной к чудотворной Ее иконе. Происхождение Супрасльской иконы неизвестно; но есть предание, что она привезена из Смоленска. Она писана в византийском стиле и представляет собою копию с чудотворной иконы Божией Матери-Одигитрии Смоленской, с Предвечным Младенцем на левой руке. Вверху над главою Богоматери — изображение Бога Отца в облаках, с ликами ангелов по сторонам.

Кроме Супрасльской, еще многие списки со Смоленской-Одигитрии прославились в свое время чудесами. Таковы:

Игрицкая-Песоченская икона. Она находится в Игрицком мужском монастыре, в 15-ти верстах от Костромы, в местечке, называемом Игрицкою пустынею, при реке Песочне. Явилась она в 1624 году и впервые прославилась исцелением слепого боярина Севрюга. Он жил близ Костромы, в селе Савицком. Однажды его крестьяне, пасшие его стадо в пустыне Игрице, подошли к полуразрушенной церкви, которая более 50-ти лет стояла в запустении после сильного мора, в 1571 году опустошившего Кострому и окрестные селения, так что многие жилища остались пустыми. Войдя в церковь, они увидели на престоле икону Божией Матери, как будто только что написанную, сообщили о том своему господину. Севрюг пригласил из города своего духовника отслужить молебен пред найденной иконой. Молебен был отслужен в присутствии его родственников и народа, и когда священник окропил водою слепого Севрюга, то он тотчас прозрел. Икона оказалась Смоленской-Одигитрией. Тогда на месте явления иконы был устроен монастырь. Икону ежегодно, на 9-й неделе после Пасхи приносят в Кострому для совершения пред нею молебствий.

Югская икона. Она находится в Югской Дорофеевской пустыни, на берегу реки Юги, близ Мологи. Прославилась эта икона в 1616 году. В царствование Михаила Феодоровича, когда шведы разоряли окрестности Пскова и грабили церкви и монастыри, в это время некто благочестивый старец, схимонах Дорофей, решился удалиться из Печерского монастыря на родину, в село Никольское, близ Мологи. Молясь пред отправлением в путь перед чудотворной Печерской иконой Богоматери, он услышал от иконы голос, который повелевал ему взять с собой икону Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Настоятель не отпускал было старца, но Сама Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела отпустить. Старец дошел до реки Юги, за 7 верст до родины, и от усталости лег отдохнуть, икону же поставил на дерево. После отдыха он хотел снять икону, но как ни усиливался, не мог. Наконец услышал от нее голос: «Не трудись напрасно. Я желаю, чтобы здесь была устроена обитель для иноков. В ней пребудет навсегда образ Мой и с ним благодать Моя и сила». Тогда Дорофей устроил тут келью, куда внес икону. Когда же жители окрестных селений узнали о пришествии старца с чудесной иконой, то стали приходить к нему для поклонения иконе, и больные из них получали исцеления. Старец скончался в 1623 году. Тогда священник села Никольского хотел было перенести икону в приходскую церковь; но икона не один раз чудесным образом удалялась из церкви, и ее находили в келье старца. Тогда устроили здесь церковь и монастырь. От иконы произошло много чудес.

Шуйская-Смоленская икона. Эта икона впервые прославилась в 1654-1655 годах при царе Алексее Михайловиче, когда в России свирепствовала моровая язва. Эта болезнь появилась и в Шуе. Тогда жители, не находя других средств ко спасению, обратились к молитве — не один раз обходили город с крестным ходом. Один из благочестивых горожан предложил жителям Воскресенского прихода в городе общим усердием написать Смоленскую икону Божией Матери и поставить в своей приходской церкви. Предложение было принято очень сердечно, и икона чрез неделю была готова. В эту неделю все прихожане совершили говение. С крестным ходом икону внесли в церковь, и с этого времени моровая язва стала прекращаться сначала в Воскресенском приходе, а затем и во всем городе, от иконы же происходили очень многие и другие чудеса. Шуйской иконе празднуется крестным ходом еще в память избавления от холеры. Ей также празднуется 11-го июля, с 1831 года.

Выдропусская икона. Эта икона находится в Торжке; называется она Выдропусской, потому что ознаменовала себя чудесами в селе Выдропусске Новгородской епархии. Отсюда она была похищена одним из бояр-воинов Грозного, когда царь возвращался из Новгорода после его покорения, и принесена в Муромскую вотчину. Тут, когда, по желанию воина, священник стал служить молебен пред иконой, которую пред молебном воин назвал пленницей, сделалась страшная гроза, покров церкви чудесно раскрылся и икона невидимой силой была поднята и унесена из храма, и она опять оказалась в Выдропусской церкви. Узнав о возвращении иконы на прежнее место, боярин отправился туда и там всенародно пред иконой принес свое глубокое раскаяние. Во время пожара храм, где стояла чудотворная икона, сгорел дотла, но икона найдена в пепле совершенно невредимой.

Одигитрия-Воронина. Эта икона явилась в 1524 году в Воронинской Успенской пустыни Череповского уезда. Пустынь названа Воронинской по имени основателя, который носил фамилию Ворона.

Одигитрия-Христофорова. Так названа икона по имени Христофора, основателя монастыря в Вологодской епархии, который впоследствии обращен в приходскую церковь. Она прославилась чудесами в XVI веке.

Смоленская-Сергиевская. Эта икона находится в Троице-Сергиевой лавре, в Смоленской церкви. Она высечена из камня и украшена алмазною короною и жемчужною ризою. Прославилась она в 1730 году исцелением псаломщика с иссохшими и пригнутыми к спине руками, так что исцеленный был представлен императрице Анне Иоанновне и свидетельствован врачами.

Смоленская-Костромская. Эта икона написана на стене башни Богоявленского монастыря в Костроме, в 1672 году. В 1779 году, во время страшного пожара в городе, когда много пострадал и монастырь, башня и самая стена, на которой изображена икона, даже с деревянным киотом, остались невредимыми. В 1824 году в этой башне устроена церковь.

Смоленская-Кирилло-Белозерская. Эта икона находится в Кирилло-Белозерском монастыре. Однажды, когда молился пред сей иконой св. Кирилл, когда еще жил в московском Симоновом монастыре, то услышал от нее голос, повелевавший ему идти в Белозерскую сторону. Уходя, он взял с собой икону и поставил ее в основанном им монастыре. Это было в XV веке.

Устюженская-Смоленская. Эта икона находится в городе Устюжне Новгородской епархии. Она прославилась многими чудесами. По молитве пред нею жители Устюжны были спасены от шведов и ляхов во время их нашествия.

Устънедумская-Смоленская. Эта икона прославилась в 1603 году. Одному старцу Леониду три раза было откровение, чтобы он взял икону Одигитрии из Моржегородской пустыни на Двине и перенес в Сольвычегодский уезд, на реку Лузу, к Туриной горе. Здесь в 1608 году он устроил церковь и монастырь. Впоследствии монастырь был перенесен к устью реки Недумы, отчего и получила свое название икона.

В Москве, в Вознесенском монастыре, есть чудотворная икона Смоленская-Одигитрия.

Соловецкая-Смоленская. Эта икона явилась в XVII веке преподобному Елеазару, который подвизался на Анзерском острове, в 20-ти верстах от Соловецкого монастыря. В храме, когда пришел к утрене прежде братии, от иконы он слышал голос: «Поставьте во имя Мое церковь».

Форумы