Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Июнь

К оглавлению


 

6. Пименовская икона. Сия икона находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена сюда из Константинополя в 1361 г. Московским митрополитом Пименом и потому получила название Пименовской. По молитве пред сею иконою было много чудотворений.

8. Ярославская икона. Эта чудотворная икона принесена в Ярославль свв. благоверными князьями Василием и Константином (память их 3-го июля), мощи коих почивают в том же соборе. Икона находится в Ярославском кафедральном соборе.

9. Коломенская икона. Эта икона есть изображение Колочской, которой празднуется 9-го июля с 1413 года. (См. с. 74.)

11. Абулъская. Икона сия прославилась в Испании, в городе Абуле, отчего так и называется. Одна слепая монахиня получила прозрение пред этой иконой; с того времени и стали праздновать сей иконе 11-го июня.

Икона Достойно есть. Эта икона находится на Афоне в Карейском монастыре, который был основан Константином Великим в 335 году, она стоит там в соборном храме в алтаре на горнем месте. Прославилась эта икона следующим образом. Один старец-священноинок жил отшельником со своим послушником недалеко от Кареи. Редко оставляли они свою келью. Случилось, что старец однажды отправился ко всенощному бдению на воскресный день в монастырь, ученик же его остался в келье, получив от старца благословение совершить службу дома. Во время всенощной он услышал стук в дверь кельи и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял к себе в келью с приветливостью. Во время совершения всенощной они оба начали петь молитвенные песнопения. Когда пришло время пред 9-й песнью величать Пресвятую Богородицу, оба они встали пред Ее иконою и начали петь известную песнь «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» и пр. Но гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде, — и сам запел: Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, — и уже после этой песни прибавляем: Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим и пр». Молодой инок умилился до слез, когда слушал пение неслыханной им песни, и стал просить гостя написать ее, чтоб и ему научиться таким же образом величать Богородицу. Но в келье не было ни чернил, ни бумаги, чтобы записать песнь. Тогда гость сказал: «В таком случае, я напишу тебе для памяти эту песнь вот на камне, а ты заучи ее сам и всех других христиан научи, чтобы они так славили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя, и глубоко врезывались слова. Начертав на камне песнь, гость назвал себя Гавриилом и стал невидим. Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы новою песнию. Утром старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал все, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все единодушно прославили Господа и Матерь Божию и стали петь новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь: Достойно есть, а икона, пред которой она была воспета архангелом, перенесена в Карейский собор и названа иконою Достойно есть.

18. Икона Боголюбская (Боголюбивая). Икона сия находится в Боголюбском мужском монастыре Владимирской епархии. Она написана по приказанию князя Андрея Боголюбского, который, когда переселялся из Вышгорода в Ростов, взял с собою чудотворную икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой. Путешествие продолжалось беспрепятственно до того места, где ныне находится Боголюбов монастырь, неподалеку от Владимира, вниз по течению реки Клязьмы. Тут лошади, везшие икону, остановились и никак не шли дальше; лошадей переменили, но и новые не могли двинуться с места. По приказанию князя был совершен молебен пред чудотворною иконою; но лошади все-таки не трогались с места. Тогда князь удалился в свой шатер и долго молился наедине. К утру он заснул и удостоился во сне чудесного видения: Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в правой руке и повелела икону, взятую из Вышгорода, поставить во Владимире; а на том месте, где ему было чудесное явление, устроить храм во имя Рождества Богородицы и обитель для иноков. Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав лучшего иконописца, приказал ему изобразить Богородицу в том молитвенном виде, как Она явилась ему. Пресвятая Богородица изображена во весь рост, со свитком в правой руке; левая обращена в молитве к Спасителю; сам же князь Андрей изображен на коленях пред Нею, в молитвенном виде. Когда церковь была готова и освящена, князь внес в нее обе иконы — и принесенную из Вышгорода, известную теперь под именем Владимирской, и вновь написанную, которую назвал иконою Божией Матери Боголюбивой; место же, где Богородица явилась ему, назвал Боголюбским, и сам стал называться Боголюбивым, или Боголюбским. Близ новосозданной церкви и обители он основал город Боголюбов. В память чудесного явления Богородицы в 1157 году князь установил ежегодно совершать празднество 18-го июня. В 1771 году, того же 18-го июня, было установлено в честь Боголюбской иконы новое празднество в память чудесного избавления Владимира и его окрестностей от морового поветрия, с крестным ходом, причем св. икона из Боголюбова монастыря препровождается во Владимир 21-го мая, а оттуда возвращается в монастырь 16-го июня. Икона богато украшена. В Москве, в часовне у Варварских ворот, имеется чтимый горожанами список с подлинной чудотворной Боголюбской иконы. Находящаяся в Козлове, в Покровском соборе, Боголюбская икона в 1771 году прославилась избавлением города от чумы.

20. Моденская икона. Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы находится в селе Косине Московской епархии. Так называется она потому, что, как говорит предание, принесена из города Модены, в Италии, графом Шереметевым во время его путешествия по Европе. А так как икона поставлена была им в его приходской церкви в селе Косине, то она еще называется Косинскою. Икона прославилась исцелением больных, купавшихся с верою в находящемся близ церкви озере, а в 1848 г. избавлением Косина и окрестных селений от холеры.

23. Владимирская икона. О ней чит. под 21-м мая.

Икона Заоникиевекая-Владимирская. Эта икона явилась 23-го июня в 1588 году в 12-ти верстах от Вологды. В честь ее преподобный Иосиф на месте явления основал храм и устроил обитель. Как обитель, так равно и икона названы Заоникиевскими, как говорит предание, от находившегося тут леса, где жил некто разбойник Аника, отчего лес назывался Аникийским.

26. Тихвинская икона Богоматери. Эта икона, по преданию, написана св. евангелистом Лукою и послана была им в Антиохию, вместе с Евангелием некоему Феофилу, для которого было написано самое Евангелие, а оттуда спустя некоторое время перенесена была в Константинополь и поставлена в устроенном для нее храме, известном под именем Влахернского. За 70 лет до взятия турками Константинополя эта икона скрылась неизвестно куда и в 1383 году, в царствование на Руси великого князя Димитрия Донского, в первый раз явилась, сияющая лучезарным светом, в пределах Новгорода, над водами Ладожского озера, невидимо несомая по воздуху ангелами. Первыми увидавшими св. икону были рыбаки, ловившие рыбу на озере. Их вдруг осиял необыкновенный свет, и они увидели над озером икону Богоматери с Предвечным Младенцем на левой руке, окруженную лучезарным сиянием. Рыбаки со страхом и радостью до тех пор смотрели на это дивное видение, пока св. икона тихо не удалилась от них. В другой раз эта икона явилась также на воздухе в 30-ти верстах от Ладожского озера на реке Овче. Жители с радостью приняли св. икону и поставили ее в часовне, выстроенной в честь Успения Пресвятой Богородицы, где было явлено от нее много чудес верующим. Пробыв недолгое время в часовне, святая икона, к великой скорби окрестных жителей, неожиданно скрылась оттуда. После того Пресвятая Владычица чудесно являла Свою икону во многих местах, везде принося великую радость, утешение и исцеление с верою притекающим к ней. На всех местах, ознаменованных и освященных присутствием чудотворного образа Богоматери, усердием верующих были созданы храмы Божии во имя Ее. Посетив таким чудесным образом многие места, Пресвятая Богородица избрала, наконец, постоянное местопребывание для Своей святой иконы, явившись в воздухе над горою близ города Тихвина. К месту чудного явления Ее чудной иконы собралось множество народа и священников из окрестных сел с хоругвями, и все с умилением и слезами обращались к Ней с молитвою: «Прииди к нам, Царица! Прииди, Владычица! Призри на нас, недостойных рабов Твоих, и светозарным Твоим пришествием просвети нас, помраченных грехами». И икона Царицы Небесной спустилась к ним на землю. На этом месте тотчас же решили построить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и немедленно приступили к работам, так что уже в этот же день была изготовлена часть сруба для храма. Возвратясь утром продолжать постройку, к великому огорчению, не нашли на том месте ни святой иконы, ни начатого ими сруба для храма. С горьким плачем разошлись все искать св. икону, умоляя Царицу Небесную снова явить им Божественный Свой дар. Продолжая таким образом поиски свои, вдруг увидели необыкновенный свет по другую сторону реки Тихвинки, в двух верстах от горы, среди болотистой пустыни. Подойдя к указанному месту, увидели там св. икону и самый начатый сруб; даже и разбросанные вокруг него щепы были неприкосновенны, как будто бы самое место перенесено было туда. Св. икона стояла в срубе на воздухе, ничем не прикрепленная к стене, и сияла пресветлыми, как бы солнечными лучами. Все с радостными слезами пали пред образом Богоматери, вознося благодарственную молитву. Устроенный на месте чудного явления иконы Богоматери храм во имя Ее преславного Успения неоднократно сгорал до тла, но явленная и чудотворная икона, находившаяся в нем, всегда оставалась невредимою. Наконец усердием великого князя Василия Иоанновича на месте деревянного храма, уничтоженного пожаром, для Тихвинской чудотворной иконы Богоматери в 1510 году был построен каменный, а через 50 лет после того иждивением и усердием великого князя Иоанна Васильевича тут основан был Тихвинский мужской монастырь.

С первого дня явления св. иконы Богоматери не переставали твориться от сего образа предивные чудеса. И много совершено было чудес Пресвятою Богородицею чрез Ее Тихвинскую чудотворную икону, но особенно замечательным из них было спасение Тихвинской обители от шведов в 1613 году. Во время междуцарствия на Руси шведы, под предводительством Делагарди, овладели Новгородом с его окрестностями и заняли отрядами своих войск Тихвинскую обитель. По избрании же на царство Михаила Феодоровича Романова было отряжено войско из Москвы и шведам нанесено тяжкое поражение в пределах Новгорода, и из самой обители Тихвинской они были изгнаны с позором. Услышав о своих неуспехах и поражениях, Делагарди с яростью приказал двинуть к Тихвину свои полки, чтобы отомстить обители за изгнание шведов и разрушить ее до основания. Устрашенные угрозами гордого и мстительного врага, окрестные жители с женами и детьми стеклись в монастырь и там с иноками и воинами затворились, надеясь не на крепость стен, а на неодолимое заступничество Царицы Небесной. Со слезами молились Богу и Пречистой Его Матери пред Ее чудотворной иконой, прося Ее заступничества. Во время этой осады одной благочестивой женщине Марии, получившей незадолго до сего исцеление от слепоты у чудотворного образа Богоматери, явилась во сне Пречистая Богоматерь и сказала: «Объяви всем находящимся в обители, да возьмут икону мою и обойдут по стенам вокруг — и узрят милость божию». Когда она объявила о сем видении осажденным, радостью наполнились сердца их; чудотворный образ Богоматери с молебным пением обнесен был по стенам монастырской ограды. И когда враги увидели это шествие, внезапно объял их непонятный ужас, и они в смятении, гонимые страхом, бежали от обители. В другой раз обитель Тихвинская также чудесным образом спасена была предстательством Пречистой Матери Господа от упорно осаждавшего ее, более многочисленного врага. Немного спустя после вторичного поражения, ожесточенные неудачами, враги с усиленными отрядами снова подступили к обители, обложили ее теснее и начали копать тайные рвы под ворота и стены, думая взорвать обитель. Вдруг увидели они, что со стороны Москвы идут к обители многочисленные полки вооруженных воинов, и страшно перепугались. Осажденные же укрепились упованием на помощь Небесную и, совершив молебные пения со слезами пред чудотворною иконою Богоматери, храбро устремились на превосходивших их силою врагов. Смущенные видением многочисленного войска, шедшего к монастырю и выходившего из него для нападения на них, враги пришли в страшный ужас и в беспорядке, со стыдом побежали, поражая взаимно друг друга в бегстве. По прошествии года шведский полководец Делагарди, в страшной злобе на обитель Тихвинскую за многократные поражения и потери войска своего, послал многочисленнейшие силы с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную же икону Богоматери изрубить на части и церковь, в которой она находится, разметать по полю. Когда эта страшная угроза врага достигла слуха защитников обители, то они так устрашились, что даже хотели с чудотворною иконою удалиться к Москве. И когда с этой целью хотели было взять икону Богоматери, то никакие усилия не могли сдвинуть ее с места. Усмотрев в этом чудный промысел Божий, слабая горсть защитников обители, возложив всю надежду на всесильную помощь Богородицы, затворилась в обители и, вознося молитвы пред чудотворным образом Ее, спокойно ожидала врага. И скорая Помощница и Заступница православных, охраняя обитель Свою, не допустила врагов до нее. Они поражены были новым чудом: им показалось многочисленное вооруженное войско, стремившееся против них, и, объятые великим страхом, в беспорядке они бросились бежать от монастыря. С этой поры шведы уже не дерзали более подступать к обители для ее разорения.

Спустя около года после чудесной победы прибыли в Тихвинский монастырь царские послы для заключения мира со шведами, мир был заключен пред иконою Богоматери, как главною порукою мира со стороны русских.

В память чудесного явления Тихвинской иконы Богоматери и дивного одоления врагов предстательством Заступницы Небесной установлен церковью в 26-й день июня по всей России праздник в честь Тихвинской иконы Богоматери.

Есть несколько списков с Тихвинской иконы, которые тоже ознаменовали себя чудесами: в Новотихвинском монастыре, в Москве в Алексеевском, в Твери и в Осташкове в женских монастырях; в Цивильске в соборе, в Новгороде в Воскресенской церкви.

Кроме указанных, есть еще чудотворные Тихвинские иконы Пресвятой Богородицы. Таковы:

Тихвинская икона в Исаакиевском соборе. Эта икона сначала принадлежала бедным людям, брату и сестре Ивановым; за долг она поступила к мещанке Троице-Сергиевского Посада Востоковой. Икона была расколота сверху донизу и очень потемневшая, и Востокова поправила ее. Она большого размера, и Востокова хотела пожертвовать ее в сгоревшую церковь в село Павелец Скопинского уезда. Но неизвестная женщина, явившись ее племяннице, не велела отдавать икону туда, а дала денег, чтобы та купила туда новую икону. Востоковой желательно было сделать киот для иконы, но по ее бедности не было денег у нее на это; опять неизвестная женщина принесла ей денег на киот и на масло, затем на ризу и венец. Скоро в Петербурге весьма многие узнали о пребывании иконы у Востоковой, — но как узнали, это осталось неизвестным, — и многие начали приезжать для поклонения иконе, и от нее стали совершаться исцеления, особенно от беснования и падучей болезни. Тогда Востокова просила духовенство своей приходской Рождественской церкви на Песках перенести икону в церковь; при перенесении многие больные получили исцеление. Через год, в 1859 году, по распоряжению митрополита Григория, чудотворную икону перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. В соборе икона ознаменовала себя новыми чудесами. Особенно было замечательно чудо исцеления дочери доктора медицины Лесветама, протестантского вероисповедания. С самого детства она страдала ужасными припадками. Припадки иногда были так сильны, что больную подбрасывало вверх от постели почти на аршин; во время этого тело ее или изгибалось назад в виде колеса, так что затылок ее прикасался к пяткам, или же происходило сгибание тела вперед, и тогда голова находилась между коленами. Больная без ропота переносила болезнь и усердно молилась Господу, Богородице и святым Православной Церкви. Во сне явился ей старец — монах с крестом в руке и велел поехать в Исаакиевский собор, чтобы помолиться Тихвинской иконе, святителю Николаю и всем святым и, по выходе, удовлетворить всех нищих. С большим трудом свезли больную в собор, и здесь во время молебна она получила совершенное исцеление.

Тихвинская икона в селе Павловском, в Благовещенской церкви Звенигородского уезда. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена так, как Она явилась пономарю Георгию — сидящею на сосновой колоде; в руке Ее жезл, на который Она как бы опирается, и около Нее стоит святитель Николай в святительском облачении. Икона прославилась в 1849 году исцелением припадочной бесноватой крестьянки прихода села Павловского, Федосьи Васильевой. Однажды во время припадка ей виделась в руках ее икона Пресвятой Богородицы, несколько поврежденная, и от иконы послышался голос: «Возобнови Меня, Я буду помощницею христианам. Сколько лет Я находилась кое-где и никто не хотел Меня найти и возобновить». После в видении ей указано было, что икона находится в паперти приходской церкви. Больная нашла икону и дала денег на исправление ее. Пред прибытием иконы из Москвы по возобновлении снова был таинственный голос Васильевой, который повелевал ей взять икону к себе в дом и отслужить молебен и обещал исцеление. Больная так сделала и совершенно освободилась от своей болезни. Затем были от иконы и еще случаи исцеления.

В самом Тихвинском монастыре, кроме главной, есть еще три чудотворные иконы, списки с первой. 1) Называемая Выносная. Называется икона так, потому что ее носят во всех крестных ходах и в дома желающих. 2) Находящаяся у западных ворот монастыря, в недавно освященном храме. Она написана на стене, в память чудесного избавления обители и страны от шведов в 1614 году. Во время осады монастыря шведами иноки хотели было вынести из монастыря явленную икону, чтобы спасти ее от поругания, но Пресвятой Богородице это было неугодно. Когда подошли с иконою к воротам, подле которых на стене написана упомянутая икона, то никак не могли идти далее, будучи удерживаемы таинственной силой. Впоследствии от этой иконы произошло много чудес, из коих особенно было замечательным исцеление тихвинского мещанина Александра Боровского. Он ползал на коленях, а ходил с трудом, на костылях, касаясь земли только пальцами. Ему явился, как он говорил, какой-то старец в монашеском одеянии, с крестом в правой руке и, сказав: «Полно тебе страдать, настрадался!» — велел идти в монастырь. Он оправился и получил совершенное исцеление. 3) Икона, именуемая Ополченная. Так названа икона потому, что, когда во время войны в 1812 году составлялось народное ополчение, она была дана от обители местному ополчению, молившемуся пред чудотворной иконой, в залог заступления Богоматерью. По окончании войны она была возвращена в обитель с украшениями. Икона была в рядах ополченцев и в 1856 году.

Тихвинская икона в городе Данкове. Она явилась следующим образом. В 1818 году некто солдат, поляк и католик, по ненависти к России сделал 17 поджогов в Данкове. Полиция не могла открыть виновника поджогов. Жители города накануне дня Тихвинской иконы, 25-го июня, во время всенощной в соборе усердно, со слезами молились Царице Небесной, чтобы Она открыла поджигателя, и на другой же день, в самый праздник, при новом поджоге солдат был схвачен и сознался в злодеяниях. Граждане, отслужив благодарственный молебен, сделали крестный ход вокруг города и на возвратном пути увидели на каменном столбе, среди Хлебной площади, явившуюся Тихвинскую икону Божией Матери.

Тихвинская икона в Переславском Троицком Данилове монастыре. Эта икона почитается чудотворною. Ее принес основатель монастыря преподобный Даниил из Боровского Пафнутиева монастыря.

Икона Тихвинская в московском Успенском соборе. Это икона, с которою русские уполномоченные отправлялись в селение Столбово для заключения договора со шведами, приняв ее из Тихвина в благословение.

Икона Тихвинская в Старой Руссе. В XVII столетии, когда Старая Русса и Тихвин страдали от морового поветрия, то одному благочестивому мужу было откровение, что поветрие прекратится в Старой Руссе, если туда будет принесен образ — копия Тихвинской Божией Матери, и в Тихвине, если сюда будет принесен образ Старо-русской иконы Божией Матери. Так было сделано, и поветрие прекратилось.

Седмиезерная. Эта икона находится в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской епархии, в 17-ти верстах от города Казани. По изображению своему она есть Смоленская. В царствование Михаила Феодоровича, в 1615 году, она принесена из Устюга в пустынь основателем сей обители, монахом Евфимием. Название свое пустынь получила оттого, что прежде была окружена семью небольшими озерками, которые впоследствии слились между собою и теперь составляют одно большое озеро. От монастыря икона Смоленская получила названия Седмиезерной. И со времени принесения иконы, которая прославлена чудотворениями еще в Устюге, Седмиезерная пустынь сделалась местом стечения множества богомольцев. Здесь икона ознаменовала себя следующими чудотворениями. В июне 1654 года в Москве явилось моровое поветрие, которое было занесено из Константинополя греками. Мор свирепствовал со страшной силой: народ от страха бежал в леса и пустые местности. Язва из Москвы перешла в города Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и др., истребила и тут множество народа, а некоторые местности совсем опустошила. Народ пришел в отчаяние, правители упали духом и не знали, что предпринять. Тогда, по совету благочестивых людей и вследствие повеления от виденного во сне инокинею Марфою некоего святителя, похожего на св. Николая Чудотворца, положено было для утешения народа принести в Казань из Седмиезерной пустыни чудотворную икону. Все жители Казани вышли с крестным ходом навстречу Небесной Заступнице за две версты от города, и здесь, в память этого сретения, в тот же день была устроена часовня и водружен крест, а впоследствии был основан и монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе. И что же? Язва немедленно начала утихать. Тогда жители Казани стали носить икону по домам, и язва совершенно прекращалась там, где являлась икона, и наконец всюду прекратилась. После семидневного пребывания св. иконы в Казани иноки Седмиезерной пустыни просили возвратить ее. Тогда все жители устремились в храм, чтобы проводить свою Заступницу; но лишь только после совершения всенощной стали поднимать икону, как вдруг забушевала ужасная буря, сделалась страшная темнота, пошел дождь и снег, так что стало невозможным выйти из храма. Это повторялось до трех раз. Тогда увидели из сего, что Пресвятой Богородице еще не угодно выходить из города, и чудотворная икона оставалась целый год в Казани. В 1655 году сам митрополит Корнилий препроводил св. икону в Седмиезерную пустынь. В следующем году летом язва снова появилась в Казани и свирепствовала в большой силе против прежнего; то же повторилось и дальнейшим летом. В оба раза приносили из Седмиезерной пустыни икону Пресвятой Богородицы, и это спасало город от язвы.

В 1771 году моровая язва снова появилась в Москве и снова явилась и в Казани. Тогда жители также спешили прибегнуть к своей всесильной Заступнице, и когда чудотворная икона была принесена из пустыни и обнесена вокруг города и по всем домам в нем, то язва прекратилась. С тех пор, в память избавления от язвы, Седмиезерная икона ежегодно 25-го июня приносится в Казань на целый месяц. В обители же иконе празднуется 13-го октября. В 1804 году совершилось от Седмиезерной иконы исцеление коменданта Казани генерала Кастелия от ужасной болезни в ногах.

Лиддская, или Римская, икона. Этой иконе празднуется еще 12-го марта. Там и чит. о ней.

28. Икона, именуемая Троеручицей. Эта икона есть памятник исцеления отсеченной руки св. Иоанна Дамаскина в царствование Льва Исаврянина-иконоборца, в VIII веке. Св. Иоанн, сильно защищавший письменно и устно почитание св. икон, за эту ревность оклеветан был Львом Исаврянином пред Дамасским князем, при котором он занимал важную гражданскую должность, будто бы он писал ко Льву письма враждебные против Дамаска и князя. Князь, не разобрав дела, приказал отсечь у оклеветанного руку, писавшую к императору письмо, и повесить ее на городской площади, на страх другим. Вечером в тот день блаженный, узнав, что утих гнев князя, послал к нему своих друзей со следующими словами: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит; и я не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет отдана мне». Князь склонился на мольбу страдальца и велел отдать ему отсеченную руку. Получив руку, Иоанн затворился в свою келью и, пав пред св. иконою Богоматери, приложил отсеченную мертвую свою руку к суставу и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился об исцелении руки на пользу верных. После молитвы Иоанн заснул и в сонном видении увидел Богоматерь, которая взирала на него светлыми и милостивыми очами. «Вот рука твоя здорова, — сказала Она ему, — и не скорби больше, исполни то, что ты обещал Мне в своей молитве». Иоанн проснулся без болезни, с исцеленною рукою. В благодарность за чудесное исцеление руки помощью Богоматери и в память этого благодатного события он сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил ее к иконе своей Заступницы, как бы третью руку. Отчего эта икона впоследствии и получила название Троеручицы. Подлинную икону Троеручицы сам Иоанн перенес из Дамаска в лавру св. Саввы Освященного, куда он переселился для подвигов благочестия, и она пребывала там от половины VIII до XIII века. В этом веке она перенесена св. Саввою, архиепископом Сербским, в Сербию, а отсюда на Афон, где и находится доселе, в монастыре Хилендаре. С Афона список образа Троеручицы принесен был в Москву в 1661 году, 28-го июня, к патриарху Никону, который поставил его в Воскресенском монастыре, именуемом Новым Иерусалимом. Такой же список Троеручицы находится еще в Белобережской пустыни Орловской епархии. Сюда принесен он в 1661 году основателем обители иеромонахом Симеоном. Жители окрестных селений очень чтут сию икону и носят в свои дома для молебствий. В Москве, в церкви Покрова на Голиках, образ Троеручицы почитается чудотворным.

29. Икона Дуниловская-Казанская. О времени явления сей иконы не имеется положительных сведений, но из немногих сохранившихся документов известно, что она явилась в царствование царя Феодора Алексеевича, следовательно, между 1676 и 1682 годами. Икона явилась в слободке Никольской (ныне город Никольск) Вологодской губернии, Велико-Устюгского уезда, одному из крестьян. Он ловил рыбу в реке Юге при впадении в нее речки Дуниловки и вдруг увидел на сухих сучьях, прибитых течением воды к берегу, икону Божией Матери Казанскую. Пораженный дивным изображением иконы, крестьянин усердно молился, потом в большом дереве вырубил углубление, в которое поставил найденное сокровище, и возвестил всему народонаселению о чудесном явлении. Все поспешили на поклонение Пресвятой Богородице пред новоявленной иконой, молились с глубокой верой и получали многие благодеяния и исцеления. На месте явления вскоре была поставлена часовня, а в конце XVII столетия сооружена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской, в которую была поставлена явленная икона. Икона по имени местности названа Дуниловской. В 1857 году в Дунилове сооружен каменный храм для увековечения памяти о чудесном явлении и в благодарность Пресвятой Богородице за все Ее многочисленные благодеяния. Явленная же икона в серебряной позлащенной ризе и с камнями в венце постоянно стоит в никольском Сретенском соборе и ежегодно, сопровождаемая крестным ходом и многочисленными толпами богомольцев, переносится в Дунилово к празднику 29-го июня, в память явления иконы, где и пребывает она до 20-го июля — дня, когда в первый раз был отслужен молебен пред чудесно найденной иконой.

Чудотворная Дуниловская икона представляет собою подобие иконы Казанской Богоматери, но отличается особенностями. На верхней половине ее находится изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. По правую сторону — изображение архангела Михаила, архистратига Небесных Сил, по левую — образ пророка Илии, как ревнителя по Боге. На нижней половине изображение святителя Николая, всемирного и всеславного молитвенника и помощника. По правую его сторону — образ св. Тихона, Амафунтского чудотворца, а по левую — изображение преподобномученицы Параскевы, нарицаемой Пятницею.

30. Горбачевская икона. Икона сия есть копия Корсунской иконы, которая писана, по преданию, евангелистом Лукою и принесена великим князем Владимиром из Херсона в Киев в 988 году; празднуется ей 9-го октября. Называется же она Горбаневской от села Горбаневки, где явилась. Село же названо так по фамилии купца Горбаня. По историческим сведениям, явление Горбаневской иконы относится к первой половине XVIII столетия, когда место села Горбаневки было не заселено и окружено лесом. В этой пустыне жил казак Горбань. Однажды он отправился на луг косить траву, и вдруг коса его переломилась. Наклонившись к траве, он увидел икону Пресвятой Богородицы и тут же заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из которого выкатилась слеза. С благоговейным трепетом и со слезами Горбань преклонился, взял икону, отнес в свой дом и заявил о случившемся духовному начальству. Вскоре на месте явления иконы был выстроен деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена найденная икона; а в 1818 году устроен был каменный храм, куда и перенесена чудотворная икона. В Полтавской губернии и в других местностях южного края весьма почитается эта икона; множество богомольцев стекается со всех сторон для поклонения Пресвятой Богородице. Ежегодно 30-го июня Горбаневская икона, в сопровождении многотысячной толпы богомольцев, переносится в Полтаву, за пять верст от Горбаневки, и остается в Успенском соборе 40 дней до 10-го августа, когда тем же порядком возвращается обратно в Горбаневку. Горбаневская икона написана на железном листе и украшена серебряно-позлащенной ризой с драгоценными камнями.

Форумы