Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Февраль

К оглавлению


 

5. Елецкая-Черниговская икона Богородицы. Эта икона находится в Чернигове, в Елецко-Успенском мужском монастыре. Когда св. Антоний Печерский, в 1060 году изгнанный из Киева великим князем Изяславом, удалился в пределы Чернигова и выкопал себе на необитаемом месте пещеру для уединенного своего пребывания, в это время была обретена им икона Божией Матери стоящею на ели. На месте явления он основал монастырь в честь Успения Богоматери. Явленная икона и обитель названы Елецкими. В первых годах XVII столетия, во время разорения монастыря полководцем Польского короля Сигизмунда III — Горностаем образ утратился, но в 1676 году пожертвован был в монастырь сохранившийся список с подлинного образа, который и заменил его. Празднование иконе Божией Матери Елецкой-Черниговской установлено в 5-й день февраля — в тот день, когда был поставлен в обители список на место подлинного.

Сицилийская икона. Явление сей иконы последовало в 1092 году. Один из списков сей иконы находится в Дивногорском монастыре Воронежской епархии и пользуется особым уважением с 1831 года. Тогда благодатною помощью Пресвятой Богородицы скоро прекратилась появившаяся в тех местах холера.

Икона, именуемая Взыскание погибших. О явлении сей иконы не сохранилось сказания, известно только, что в 1835 году во имя иконы Пресвятой Богородицы Взыскание погибших устроена в Москве церковь при Александровском сиротском институте. В том же году устроен и освящен придел в честь сей чудотворной иконы при церкви Рождества Христова, что в Палашах, в Москве.

10. Огневидная икона. О времени и месте явления сей иконы сказания не сохранилось. На ней изображается Богоматерь без Младенца Иисуса и с лицом, обращенным в правую сторону.

12. Иверская икона. Она находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 года, куда чудесно прибыла по водам Мраморного моря, пущенная на воду из города Никеи во времена гонений на иконы в IX столетии. В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне, в бытность его тогда еще архимандритом Новоспасского монастыря, по его желанию, в 1648 году был привезен в Москву список с сей иконы, который совершенно сходен с подлинником и прославился в Москве многими чудотворениями. Иверская икона очень чтится в Москве. Сам Император и вся Его фамилия считают долгом останавливаться для молитвы в часовне, где стоит она, при въездах своих в Москву, и ее каждодневно возят по домам москвичей. Сказание об Иверской иконе следующее. В IX веке по Р. X., в царствование греческого императора Феофила, зараженного иконоборною ересью, свирепствовало жестокое гонение на святые иконы. Православные чтители святыни были предаваемы истязаниям, а сами иконы извергались из храмов и сжигались. По всем городам и селениям были разосланы тайные соглядатаи отыскивать скрытые иконы, со строгим повелением истреблять их. В то время жила недалеко от Никеи одна богатая, благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У нее была чудотворная икона Божией Матери, к которой она имела особенную веру и благоговение. Устроив близ своего дома церковь, она поставила в ней сию святую икону и часто изливала пред нею теплые молитвы. Царские соглядатаи, придя к ней в дом и смотря в окно на храм, ею построенный, увидели в нем сию святыню и грозно сказали вдове: «Давай денег, или мы сейчас исполним царскую волю — замучим тебя». Вдова уверила их, что к завтрашнему дню приготовит требуемую ими сумму. Корыстолюбивые истязатели согласились подождать. Вдова, по уходе воинов, вместе с сыном ночью пошла в церковь, долго молилась там пред святою иконою, преклонив колена, воздевая руки к небу и орошая землю слезами, и потом, с трепетом и благоговением, отнесла образ на морской берег. Там снова она пала пред иконою и умиленно взывала к Царице Небесной: «Владычица мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Свой от потопления!» С сими словами она пустила икону в море и увидела чудную вещь: святая икона не упала ниц на воду, но стала прямо и в таком положении понеслась по волнам к западу. Утешенная сим видением, вдова возблагодарила Господа и Пречистую Матерь Его и, обратясь к сыну своему, сказала: «Теперь исполнится наше желание и надежда; нетщетно будет наше благочестие к Богу и благоговение к Пресвятой Богородице; теперь я готова за любовь к Ней умереть от рук мучителей; но не желаю твоей смерти. Я не могу удалиться отсюда, а тебя прошу и умоляю бежать отсюда». Сын послушался убеждений матери, простился с нею и немедля отправился в Солун; впоследствии же перешел оттуда в те пределы Афонской горы, где была устроена Иверская обитель, сделался иноком и, проведя жизнь в подвигах благочестия, мирно преставился ко Господу. Конечно, это переселение его на Афон устроилось по особенному Божию промышлению: потому что от него и узнали тамошние пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью. Где и сколько времени сокрывался сей чудотворный образ Приснодевы, знает только всеведущий и славная и дивная творящий Бог. Уже после кончины Никейского пришельца, водворившегося в Святой горе, однажды иноки Иверской обители увидели на море пламенный столп, касавшийся своею вершиною неба. Объятые изумлением и ужасом, они не могли двинуться с места и только восклицали: «Господи, помилуй!» Несколько дней и ночей сряду повторялось это видение; из всех окрестных монастырей собрались пустынножители и увидели, что огненный столп стоял над иконою Божией Матери; но чем ближе приближались они к ней, тем более икона удалялась. Иноки Иверского монастыря, по приглашению своего настоятеля, собрались в храме и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал их обители сие неоцененное сокровище — святую икону Пречистой Его Матери; и Господь милостиво услышал их усердную молитву. В то время в Иверской обители жил старец по имени Гавриил, родом грузин. Он отличался строгостью жизни и простотою нрава; летом удалялся безмолвствовать на вершину неприступных скал, зимою сходил с гор в нижайшие места или в обитель; всегда носил власяницу, питался былием, пил одну воду и жил как земной ангел и небесный человек. Сему благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; потом войди в море и ступай с верою по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о сем видении, и наутро все монахи Иверской обители, с молебным пением, с кадилами и лампадами, выступили на морской берег; Гавриил вошел в море, чудодейственно прошел по водам, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили ее на берегу, устроили там молитвенную храмину, в коей три дня и три ночи совершали молебствие пред иконою; потом внесли ее в соборную церковь и поставили в алтаре.

В следующий день, пред заутреней, монах, зажигающий лампады, войдя в храм, не нашел в нем новоявленной иконы. После долговременного искания иноки обрели ее на стене, над монастырскими воротами, и отнесли на прежнее место; но в следующее утро снова нашли ее над воротами. Подобное перенесение образа в церковь и чудесное возвращение его на ограду обители повторялось многократно. Наконец, Пречистая Дева опять явилась во сне тому же Гавриилу и сказала ему: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар; и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!» Братия, услышав от Гавриила об этом видении, исполнились несказанною радостью; построили небольшого объема во славу Пресвятой Богородицы храм при вратах обители и в нем поставили чудотворный Ее образ местным. С того времени и доныне пребывает она на сем месте, избранном Богоматерью, почему и называется иконою Пресвятой Богородицы Портаитиссы, т. е. Вратарницы, а от имени обители — иконой Иверскою.

Чудеса и исцеления, истекшие от Иверской иконы, неисчислимы; укажем только некоторые. Обитель Иверская обязана ей своим спасением от нашествия нечестивых врагов. Спустя несколько времени после явления сего чудотворного образа персияне, под предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях пристали к берегу Святой горы и обступили монастырь Иверский. Устрашенные иноки, взяв из храмов священные сосуды и святую икону Иверскую, скрылись в одной крепкой башне; а враги ворвались в монастырь, опустошили его, опутали канатами столпы соборной церкви и усиливались обрушить их и вместе с ними весь храм, хотя и не могли того сделать. Монахи, видя это, из глубины сердца, со слезами вопияли к Пречистой Деве, и всесильная Владычица не отвергла их моления. По Ее велению, вдруг настала сильная буря, от которой все корабли персидские и все враги, на них бывшие, потонули в пучине морской. В живых остался один военачальник Амира, находившийся в то время в монастыре. Видя погибель своих воинов и судов, он раскаялся в своей дерзости и, посыпав перстью свою голову, просил иноков умолить истинного Бога об избавлении его от погибели и вручил им много золота и серебра на построение новых стен вокруг монастыря, которые и были воздвигнуты гораздо выше прежних.

Однажды в монастыре не стало муки, настоятель весьма скорбел о том. Богородица, явившись ему во сне, сказала: «Что скорбишь, чадо, об оскудении муки? Иди в житницу и увидишь, как Я непрестанно пекусь о вас». Игумен, пробудившись от сна, пошел и увидел житницу наполненною до верха мукой. Тогда он тотчас же созвал братию, и все единогласно прославили Бога и покровительницу свою, Преблагословенную Богоматерь. В некое время Владычица мира восполнила в монастыре недостаток вина, а в другое наполнила елеем бывшие пустыми сосуды. Повествуют, что чудотворный Иверский образ, находясь в монастырских вратах, часто не допускал входить туда людей, имеющих какую-нибудь душевную нечистоту, так что некоторые из тяжких грешников, покушаясь войти внутрь ограды монастырской, падали мертвыми.

Вид Богоматери на сей иконе строг и наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ее божественного лика величественны, и Матерь щедрости и утехи является как будто более Материю правосудного и грозного Судии. Черты лица Ее чрезвычайно выразительны. На ланите Богоматери и поныне виден знак кровавой раны: по преданию, эту рану нанес ей один из арабов-пиратов, по имени Варвар. Удар святотатственной руки сопровождался чудесным течением из раны крови, а для самого Варвара побуждением к спасительному покаянию. Пораженный чудом, Варвар принял в монастыре крещение, а потом и ангельский образ.

Чудотворному образу Иверской Божией Матери еще совершается торжественное празднование во второй день Светлой седмицы святой Пасхи.

Тогда на Афоне бывает крестный ход с сей святой иконой на берег моря, где она была принята с моря отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Место это, невдалеке от монастыря, обозначено несколькими кельями и церковью Богоматери.

Иверской иконе празднуется, кроме 12-го февраля, еще 31-го марта и 12-го октября — в день принесения иконы в Москву. О других чудотворных Иверских иконах чит. под 13-м октября.

13. Долинская икона. О времени и месте явления сей иконы не сохранилось сказания. На Долинской иконе Богоматерь изображена с Младенцем Иисусом, сидящим у Ней на левой руке и взирающим на левую сторону, по направлению от лика Богоматери.

15. Далматская икона. Она находится в Успенском Далматском монастыре, в заштатном городе Далматове Пермской епархии. Далматский монастырь основан в 1644 году иноком Далматом, который, по смирению своему, удалился из Невьянского монастыря, где хотели возложить на него сан игумена. Он взял с собою только икону Успения Богоматери и, удалившись в Шадринский уезд, поселился на берегу реки Исети в 1644 году. Тогда эта земля принадлежала тюменскому татарину Илигею, который, когда узнал о подвижнике, отправился к нему с родственниками, чтобы изгнать его и сжечь все построенное им. Но на пути к Далмату, ночью, Илигей увидел Божию Матерь в багряном одеянии, в венце и с огненным мечом в руке. Она строго запретила ему обижать Далмата и приказала уступить ему землю для устроения обители. После такого видения Илигей со всей своей свитой смиренно пришел к монаху Далмату и отдал ему для монастыря все занимаемое им место. Тогда Далмат устроил здесь деревянную церковь и кельи. Это было в 1646 году. Сибирский князь Девлет-Гирей сделал нападение на монастырь, разграбил и сжег его в 1664 году; но икона Богоматери осталась невредимой, только на задней стороне ее обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Впоследствии монастырь был возобновлен архимандритом Исааком, выстроена в нем каменная церковь, где и стоит чудотворная икона. С течением времени Далматов монастырь прославился и сделался знатнейшим в Сибири. 15-го августа, в день храмового праздника обители, бывает в нем особенно велико стечение народа для поклонения чудотворной иконе.

Икона Веская, что в Уграх. Явилась она в 1570 году. На сей иконе Пресвятая Богородица изображается с Младенцем Иисусом Христом, сидящим на левой Ее руке и благословляющим.

21. Козелыцанская икона. Прославилась она в 1881 году многими чудотворениями. Первым чудом от нее было исцеление признанной врачами неизлечимою дочери графа Капниста, в семействе которого икона была родовою. Названа икона Козельщанскою по имени имения графа, Полтавской губернии, Кобелякского уезда, где было первое чудо и где она теперь находится в устроенном женском монастыре. Икона очень старинная, итальянского письма. Богоматерь изображена на ней сидящею, а на коленях Ее покоится Богомладенец с крестом в правой руке. В стороне от изображения стоит чаша, и около нее лежит лжица (ложка. — Ред.). Козельщанская икона прославилась следующим образом. В семействе графа Капниста находилась перешедшая от предков, особенно чтимая, древняя икона Божией Матери. По фамильному преданию, икона первоначально принадлежала войсковому писарю Сиромахе, который, по желанию императрицы Екатерины Великой, женился на одной из ее фрейлин, итальянке по происхождению. Отсюда заключают, что икона вывезена из Италии. Козелыцанская икона Божией Матери всегда пользовалась в семействе графа Капниста особым почетом и уважением. Во всех важных обстоятельствах семейство графа с особенным усердием молилось пред фамильною иконою Заступницы. Вероятно, столь крепкая вера в помощь Богоматери и послужила причиною того, что эта икона впоследствии прославилась своими чудотворениями на всем обширном пространстве Русской земли. Случилось же это так. В семействе графа Капниста заболела дочь Мария страданием спинного мозга, отчего она не могла хорошо владеть ногами и руками. Никакие медицинские средства не принесли пользы больной. Все доктора, к которым обращался граф с больною дочерью, после испытанных ими средств, признали болезнь в высшей степени серьезною и что пред этой болезнью графини Капнист медицина чувствует свое бессилие. Когда был изречен такой приговор и горю отца и матери не было предела, тут-то и явилась на помощь неведомая, непостижимая сила Божия, пред проявлением которой все, что только узрело это проявление, сознало свое бессилие. Из деревни собирались ехать с больною к парижскому доктору Шарко в Москву. Мать, указывая на фамильный образ Божией Матери, который стоял между другими образами в киоте, сказала больной дочери: «Маша, мы едем завтра в Москву. Возьми, дорогая моя, образ Божией Матери, почисти ее ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Это было 21 февраля 1881 году. В семье графа уста -новился обычай чистить ризу иконы пред тем, как собирались пред ней помолиться о чем-нибудь. Путь нам предстоит длинный и дело серьезное. Проси, пусть Она поможет нам благополучно совершить дорогу и вразумит врачей облегчить твою болезнь». Вслед за этим мать вышла из комнаты, и больная графиня осталась одна. С полным благоговением она взяла икону и задумалась.

«Неужели же мне суждены вечное калечество, вечные страдания?..» — думала страдалица. И вот она крепко обняла святой образ и в горячей молитве к Царице Небесной, Заступнице всех скорбящих и обремененных, стала искать той защиты и помощи, которой не могли дать ей люди. Вдруг она почувствовала, что с нею творится что-то необычайное: в ногах и руках, до тех пор болезненных и лишенных ощущения, сразу появилось ощущение жизненной силы. Была услышана горячая молитва больной девушки: над ней совершилось то чудо всемогущества Божия, по молитвенному ходатайству Царицы Небесной, о котором радостная весть впоследствии разнеслась по всей православной Руси! Несколько минут избранница благодати Божией находилась в каком-то немом оцепенении. Наконец, придя в себя, она громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги!.. Мама! Я чувствую руки!» И вслед за этим исцеленная начала быстро срывать с ног тяжелые металлические бинты и перевязки.

На крик ее сбежались мать и бывшие у нее гости. Первое время мать подумала, что дочь ее лишилась рассудка, но увидев, что она свободно расхаживает по комнате, убедилась, что больная превратилась в совершенно здоровую. Молва об этой благодати Божией, проявленной на болящей до того времени графине Капнист, быстро распространилась по селу. Сбежались соседи, вся дворня, приглашен был приходский священник, который пред пречистым ликом Божией Матери совершил молебен. Поехали в Москву. Здесь граф представил дочь всему сонму ученых врачей. Московские доктора, лечившие больную, и вместе с ними парижский доктор Шарко были поражены и удивлены виденным и слышанным и совершенно отказались объяснить излечение с научной стороны; Шарко же сказал: «Если бы отец, мать, дочь и доктора, лечившие больную, не были сами свидетелями и очевидцами ее болезни и сами же не рассказали мне о ней, я все слышанное от них счел бы за мистификацию!»

23. Сокольская икона изображает Рождество Пресвятой Богородицы. Она явилась в 1172 году Находится в Сокольском Преображенском монастыре, на горе Духовой, при реке Ворскел, в 3-х верстах от местечка Сокольки Полтавской епархии. Монастырь основан в 1714 году. В 1737 году крымскими татарами он был разорен, и на древней иконе ими оставлены знаки их варварского нашествия. После того икона прославилась многими чудотворениями и стала называться Сокольскою. В Ельце, в соборе, есть Сокольская икона, почитаемая чудотворною.

26. Межетская икона. Сия икона явилась в 1492 году близ Киева. На иконе Божия Матерь изображается в короне с Младенцем Иисусом на левой руке. Много чудес совершилось от сей иконы.

29. Девпетерувская икона. Сия икона явилась в 1392 году. Подлинный список с нее находится в селе Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим Богомладенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Его покоится правая рука Богоматери.

Форумы